Чтобы провести анализ стихотворения «Анчар» (А.С. Пушкин), необходимо знать биографию писателя.

Данный поэтический шедевр создан в 1828 году. Это время, когда Пушкин вернулся из ссылки в Москву и полностью посвятил себя светской жизни. Отношения с властью у поэта напряженные, поэтому все его творчество подвергается жесткой цензуре. А Пушкин, так страстно любивший свободу, чувствовал себя скованным тяжелыми цепями по рукам и ногам. Но он не может открыто противостоять власти, поэтому пишет очень сильно завуалированное стихотворение «Анчар», в котором обличает и осуждает неограниченную власть одного человека.

В 1832 году «Анчар» печатается в альманахе «Северные цветы» и становится настоящей жемчужиной русской литературы.

Пушкин использовал в своем стихотворении сюжет, прочитанный в каком-то периодическом издании. Голландский врач рассказывал о дереве упас-анчар на острове Ява. Это дерево выделяет ядовитый сок, который местные жители использовали при охоте, смазывая им стрелы.

В стихотворении «Анчар» Пушкин очень тонко и осторожно обличает порочную систему власть, обладающей неограниченной свободой. Пушкин и сам страдал из-за отнятой свободы творчества, поэтому и стихотворение получилось очень экспрессивным и образным. Символично поэт показал, как один человек, в руках которого неограниченная власть, может сделать разменной монетой жизнь многих других людей ради удовлетворения собственных амбиций.

Композицию стихотворения можно разделить на две почти равные по объему смысловые части. Первая часть – это рассказ об Анчаре. Анчар – это дерево, сок которого ядовит. Но у Пушкина не только сам сок смертоносный, но, кажется, даже воздух вокруг дерева пропитан ядом.

Вокруг дерева чахлая и скупая пустыня. Чахлая, потому что все живое умирает, и пустыня вместе с животными и растениями тоже умирает медленно. И уже из первой строфы становится понятно, какова сила яда Анчара:

Стоит — один во всей вселенной.

Далеко-далеко от него простирается раскаленный песок пустыни, что кажется, будто во всем мире нет никакой жизни и ничего, кроме этого дерева.

С каждой новой строкой автор все сильнее нагнетает ситуацию, рассказывая о силе яда анчара. Корни и ствол, и ветви с листьями – все пропитано смертью:

И корни ядом напоила.

К дереву не может подойти ни одно живое существо, потому что даже ветер, налетающий на Анчар, сразу же становится «тлетворным», а дождь стекает ядом в почву под деревом.

Во второй части рассказывается о человеке, которого послал к Анчару господин, и раб не осмелился противостоять ему, хотя оба они знали, что все закончится смертью.

Так и случилось. Но то, что господин не только не испытал чувства сожаления, вины за обречение на смерть другого человека не самое страшное. Страшнее другое: он использовал яд для стрел, которыми потом убил многих других людей в войне за новые земли.

Я думаю, что в стихотворении Пушкина не только упрек абсолютной власти, но еще и сравнение безжалостного господина с ядовитым деревом. Ведь он совершенно так же, как и Анчар, убивает все вокруг себя. Но речь не только о лишении жизни людей. Господин может лишить человека свободы, может запретить ему творить. И порой моральная смерть ни чуть не легче смерти физической.

Пушкин выступал против авторитарной власти, которая способна испортить человека с самыми добрыми намерениями. Постепенно для господина стираются нравственные ориентиры, теряет цену человеческая жизнь.

Ярким и эмоциональным стихотворение делают средства художественной выразительности, которыми изобилует «Анчар». Так, метафоры «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек» способствуют раскрытию идеи стихотворения. Эпитеты «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою» помогают автору передать психологический посыл стихотворения, воздействуя на эмоции читателя. Есть в нем и антитеза «раб-господин», благодаря которой пороки власти видны еще ярче, ведь беспомощность и безответность раба делает его более уязвимым под грозным взглядом его господина.

Эмоционально насыщают стихотворение и инверсии «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный», а также устаревшая лексика, которая, я думаю, отражает безграничность власти вне зависимости от времени.

«Анчар» написан любимым Пушкиным четырехстопным ямбом с пиррихиями. С его помощью Пушкину удалось лучше передать особый ритм стихотворения. Ведь даже изобилие глаголов в первой части не создает ощущение движения, так как все они несут с собой смерть.

«Анчар» принято считать лирическим стихотворением, но «Анчар» напоминает читателям балладу, ведь у произведения есть четкая сюжетная линия. Так Пушкину удалось более точно указать недостатки современного государственного строя.

Я думаю, что Пушкин в этом стихотворении показал проблему общества не с одной стороны. Ведь раб знал, что идет на верную смерть, но не попытался спасти свою жизнь. Рабство – это вторая сторона медали, и пока один будет нечестно пользоваться своей властью, а другой – беспрекословно подчиняться, тирания народа будет процветать.

Анализ стихотворения «Анчар» (А. С. Пушкин)

Свободолюбивая лирика Пушкина представлена в истории русской литературы замечательными работами, одной из которых является стихотворение «Анчар». В нем автор излагает свои мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Чтобы понять них, Многомудрый Литрекон подготовил разбор пушкинского текста.

История создания

Стихотворение «Анчар» было создано А. С. Пушкиным в 1828 году. Поэт написал его в так называемый «онегинский период», до начала Болдинской осени, но уже после восстания декабристов. Расправа власти с восставшими друзьями оказала влияние на творчество А. С. Пушкина.

Размышления поэта о произволе власти и безропотности слуг нашли яркое отражение в стихотворении. В основу создания произведения легла легенда о ядовитом дереве, несущем смерть. Одним из источников поэта могли стать некие заметки о «древе яда», растущем на острове Ява (Индонезия). Древо отпугивало всех живых существ, вокруг него не существовала жизнь.

Жанр, направление, размер

По жанру «Анчар» — лирическое стихотворение. В нем сосредоточены личные чувства и переживания поэта, в частности, относительно неограниченной власти. А. С. Пушкин не принимает и не одобряет владыку, который несет смерть своему рабу, соседям «в чуждые пределы» — людям вообще.

Направление в стихотворении сложно определить однозначно, однако по большей части оно относится к реализму. Среди реалистических черт можно выделить следующие: изображение действительности в ее неприглядном виде, «как она есть»; в основу сюжета лег реальный исторический конфликт (раб-власть неограниченного монарха). В стихотворении просматривается и яркая отличительная черта романтизма – центральный герой-одиночка, в роли которого выступает Анчар. К нему и «птица не летит, и тигр нейдет» — он один во всей вселенной.

Что касается стихотворного размера «Анчара», то здесь А. С. Пушкин использует излюбленный четырехстопный ямб.

Композиция

Композиция лирического произведения – линейная. Кроме того, «Анчар» условно делится на две части.

  1. Сначала идет повествование: поэт рисует пустынное место, где растет Анчар. Он рожден природой «в день гнева», он извергает яд, поэтому никто не осмеливается приблизиться к древу. Первая часть состоит из пяти строф.
  2. Вторая часть нацелена изобличить человека, желающего распространить смерть по своей воле. Мир людей соединяется с миром природы ради корыстных целей, ради того, чтобы погубить жизнь. В первых строфах только ощущается «запах» смерти, а в последних – смерть вступает в свои права. Даже зверь оказывается разумнее человека и сторонится древа яда, чтобы сохранить себе жизнь. Вторая часть сосредоточена в заключительных четырех строфах стихотворения.

Образы и символы

Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

Темы, проблемы и настроение

Основная проблема неограниченной власти правителя тесно перекликается с главной темой свободы. Получается, что мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть.

В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной.

На протяжении всего стихотворения преобладает мрачно-торжественное настроение. Торжественность произведению придает избранный поэтом слог («раскалЕнной», «смолою»). С первых строк, когда читатель только встречает Анчара, уже появляется страх перед неведомым созданием природы, несущим конец жизни. Ближе к концу стихотворения появляется настроение разочарованности в человеческом роде, ноты безнадежности будущего.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, чтобы показать не природные, но человеческие взаимоотношения. У зверя срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому он удаляется от ядовитого создания. Человек же, непобедимый владыка, не сторонится опасностей, но прибегает к ним ради совершения зла. Все, к чему стремится человек — это власть. А. С. Пушкин показал в «Анчаре» вселенское зло, творимое одним тираном. Это зло должно быть обречено на гибель.

Изначально люди созданы равными, с одинаковыми правами. Никто не властен ни взглядом, ни другим, более жестким способом, послать человека на гибель. Именно этот идеал и устанавливает А. С. Пушкин – идеал свободы и равенства. Его основная мысль кроется в строках: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Значит, нет никакого лидера, есть такое же живое существо, которое не вправе подчинять другого. Пушкинский правитель, вопреки пропаганде того времени, лишен божественного начала (он – не помазанник божий), в первую очередь за то, что посягнул на жизни других людей ради власти.

Средства художественной выразительности

Центральным средством художественной выразительности выступает антитеза. Поэт противопоставляет добро и зло, свободу и несвободу, мир природы и мир человека. Владыка говорит, а раб безмолвствует; тигр и птица не приближаются к яду, а человек намеренно идет к ней. Благодаря антитезе наиболее ярко раскрывается основная идея и тема стихотворения.

Поэт рисует мрачную местность, где растет Анчар. Здесь на помощь автору приходят эпитеты – «чахлый», «скупой», «мертвый». Метафоры создают образность («древо смерти», «жаждущие степи»). Олицетворения помогают «оживить» «грозного часового», древо обретает черты реального человека («Стоит – один во всей вселенной»). Кроме того, и стихия очеловечивается («вихорь черный набежит», природа «его в день гнева породила»).

Сравнения, инверсии обогащают язык и строй стихотворения («как грозный часовой»; «зелень мертвая»).

Символы растений (от А до В)

Растения имеют разные значения. Давайте разберем самые популярные толкования.

Содержание:

Абрикос

Абрикос символ андрогинности. Это самоопыляемое растение. В Древнем Китае означал робость.

Фото абрикоса

Абрикос растет быстро, он неприхотлив, любит свет. Из абрикосовой древесины выходят хорошие музыкальные инструменты. Абрикос выдерживает температуры до минус пятидесяти градусов. Его успешно выращивают в Забайкалье.

Агава

У народов Мексики агава — это кактус, который символизировал мощь солнца.

Фото агавы

Ещё об этом растении известно, что цвет агава один раз в жизни. В народной медицине это растение используют от укусов растений.

Является лекарственным растением. Был привезен в 13 веке с Ближнего Востока в Польшу.

Фото аира

Настойки этого растения лечат всевозможные заболевания.

В мифах Древней Греции она яблоко бога Диониса. Некоторые ученые предполагают, что это айва ввела Еву в заблуждение. А ещё, что Парис вручил айву Елене Прекрасной.

Фото айвы

Айва в древности считалась символом любви и плодородия. Она посвящена богине Венере.

Акация

Сложный символ. Он означает и бессмертие (в христианстве) и смерть одновременно. По легенде терновый венец Христа был сделан из акации. Это версия ученого-масона А. Пайка.

Это священное дерево в иудаизме, Гофер. Это дерево использовалось при постройке Ковчега.

Фото акации

В Египте символ Солнца.

В Алхимии акация олицетворяла закон Хирама. Согласно ему, чтобы жить вечно, надо знать, как умереть.

Ещё акация символ стойкости, ей не страшны морозы. Растет она быстро, потому ей приписывают плодовитость.

В тоже время акация подавляет животный магнетизм.

Алоэ (столетник)

Символ горечи и честности. Это растение Зевса и Юпитера, лекарственное растение. Ради его получения Александр Македонский завоевал остров Сокотра.

Фото алоэ

У народов Ближнего Востока существовал обычай вешать ветку алоэ перед входом в дом. Считалось, что алоэ приносит счастье.

С арабского алоэ — «сабур», что значит выносливый.

Амброзия

Была легенда, что с её ели атланты и потому отличались долголетием.

Ананас

Популярный в мире символ плодовитости, совершенства. Являлся атрибутом бога Мардука.

Фото ананаса

Ананас был завезен португальцами из Бразилии. В 17 веке попал в Европу.

Анемон

В Греции у этого цветка печальная символика, из-за смерти Адониса (погиб от кабана).

Фото анемона

Анемоны появились на месте распятия Христа. Был символом Троицы.

Анемон — цветок знака зодиака Овна.

Анютины глазки

Символ раздумья. Планета Сатурн.

Фото анютины Глазки

Стихия этого растения — вода. Это сильное приворотное средство.

Анчар

Символ смерти, ядовитое дерево. А. С. Пушкин посвятил стихотворение «Анчар».

Фото анчара

По легенде рядом с этим деревом все живое умирает. Анчар подавляет жизненную энергию.

Апельсин

Популярный символ плодовитости, любви и брака. Апельсин гармонизирует с животной энергией. Цветы апельсина означают благородство.

Девушки украшали себя апельсином в 19 веку. Этим они подчеркивали свое целомудрие.

Фото апельсина

Происхождение апельсина. В 9 веке арабы завезли в Средиземноморье апельсин и лимон. Но впервые об апельсинах упоминается в китайских рукописях II-I веков до н.э.

В 16 веке апельсины стали популярны в Европе. Их разводили в оранжереях. На французском апельсин переводится как «оранж». На немецком апельсин переводиться как «китайское яблоко»

Астра

Символ любви у греков, посвящен богине Афродите. В Китае символ смирения и скромности.

Фото астры

В 19 веке в США считалась символом уходящей красоты.

Бадник (анис)

Символ объединения мужчины и женщины узами брака. Анис применяется как пряность, употребляют его также в медицине и кулинарии.

Фото бадьяна

В Японии и Китае считается священным растением. Его сажают на кладбище и около храмов. Анис также применяется как средство усиления мужской силы.

Баклажан

Символ удачи в Китае.

Фото баклажана

В Японии существует поверие, что невеста должна держаться подальше от баклажана, чтобы не быть бесплодной.

Банан

Символ денег и плодородия. Это связано с тем, что бананы, как и многие травы, растут очень быстро.

Баобаб

Получил негативную символику в книге «Маленький принц». Хотя, в связи с чем это связанно-непонятно.

Фото баобаба

Из этого дерева местные жители получают все, что необходимо: еду, кров, место для хранилища, воду. Это дерево и поит, и кормит, и одевает людей. Из его сока даже получают лимонад!

Так что смело можно сказать, что Экзюпери был слишком категоричен, поставив клеймо на это полезное дерево.

Барбарис

Символ выносливости, приспособляемости. Ему не страшны жара и холод.

Фото барбариса

Это очень полезное растение, из него готовят лекарственные препараты.

Бегония

Символ темных мыслей.

Береза

Символ русской природы и красоты. Это символом весны, света и чистоты. Белая береза ​​напоминает образ стройной и красивой девушки.

Фото берез

Особенно поэтизировал образ березы Сергей Есенин.

Ствол у березы белого цвета из-за вещества бетулин. Черные горизонтальные полосы называются чечевички.

Брусника

Символ долголетия, кусты брусники живут до 100 лет.

Фото брусники

Она не гниет и является сильным антисептиком. Помогает при подагре и ревматизме.

Символ учения, знания.

Фото бука

Считается, что буковые деревья способствуют творчеству и имеют отношение к мудрости и письменности.

Валериана

Символ спокойствия, но в тоже время решительности. Обладает лекарственными свойствами. Помогает от головных болей и при болях в сердце.

Фото валерианы

Как лекарственное растение валериана известна с Древней Греции. С латыни переводится как «здоровая».

Вереск

Цветок вереска является признаком независимости и уверенности, так как он растет в местах, где сложно выжить другим растениям.

Вереск также считается признаком удачи. Считалось, что ношение его с собой принесет удачу.

Фиолетовые цветы вереска символизируют восхищение и красоту.

Фото вереска

Цветок розового вереска — это символ женственности, любви, страсти.

Цветок белого вереска символизирует удачу, защиту, чистоту и невинность. Существовала легенда, согласно которой, если вы увидели цветущие цветы вереска, рядом есть феи.

Некоторые люди также связывают цветы вереска с удачей и предпочитают носить их всегда, как талисман.

В древние времена красные и розовые цветы вереска были связаны с кровью. Вот почему они считались признаком неудачи, и люди избегали брать их в свои дома или предлагать в качестве подарка.

Виноград

Виноград — это символ крови Христа в Библии.

Фото винограда

Виноградник представляет собой поле миссии, и виноград в этом контексте может означать добрые дела. Виноградная лоза является ссылкой на Христа.

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Анчар» по плану

1. История создания

История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна.

Несомненно, на написание произведения автора вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше.

В своем трактате он рассказал о дереве, которое растет только на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев.

Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов.

Очевидно, что Александр Сергеевич взял за основу эти истории, однако наполнил их сугубо личным смыслом.

Стихотворение родилось в 1828 году, по истечении двух лет после ссылки в Михайловское.

К этому времени поэт уже убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально.

Под таким настроение родилось стихотворение, ярко показывающее произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму, но с ощутимыми нотками реализма.

3. Род

По родовой принадлежности это лирика.

4. Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение, в котором проступают характерные черты баллады.

5. Проблематика

Автор иносказательно поднимает проблему пагубной, тлетворной власти, которая противостоит даже обычным человеческим, природным законам.

6. Тематика

Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.

К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Однако к дереву одного человека посылает другой человек, наделенный властью. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает.

Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.

7. Идея

Автор написал произведение, что излить собственные мысли и показать личное отношение к правителю и его неограниченному самоуправству.

8. Пафос

В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.

Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.

Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.

Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.

9. Система образов

В стихотворении немного ярких образов:

  • ядовитое дерево анчар,
  • властный правитель,
  • покорный слуга.

Сначала автор во всех красках рисует опасное растение. К нему не прикасается ничто живое. Однако сам по себе анчар не так уж и страшен, ведь если с ним не контактировать, то ничего и не случится.

Единственная опасность исходит от ветра, который разносит ядовитые испарения, но это неодушевленная стихия, с которой невозможно тягаться.

По сути, анчар – не воплощенное зло, просто таким его сделала сама природа, которая спокойно избегает смерти, не соприкасаясь с деревом.

С другой стороны выступает правитель, олицетворяющий вообще любую власть. Он знает, насколько опасно дерево, однако посылает к нему слугу, наказывая во что бы то ни стало, принести яда для стрел.

Обреченный не может возразить – и отправляется выполнять страшный приказ.

Таким образом, Пушкин показывает губительность неправедной власти, которой дозволено все. Она вступает в противоречие даже со здравым смыслом и законами природы.

Похожая мысль звучит во многих пушкинских произведениях, например, в юношеской оде «Вольность», окрашенной совсем иными эмоциями.

10. Центральные персонажи

Тут два центральных персонажа: властитель и обреченный на смерть слуга.

Оба они – люди, и автор подчеркивает это:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом.

Князь выступает воплощенным злом, лишенным сочувствия, понимания и даже разума, потому что сознательно отправляет другого человека на смерть.

Это вызывает возмущение, но вместе с тем отчетливо слышатся нотки обреченности, глубокой печали. Понятно, что поэту глубоко неприятен образ правителя.

А вот несчастному слуге Пушкин, наоборот, сочувствует. Очевидно, что он соотносит себя с этим персонажем.

11. Лирический герой

Повествование идет от третьего лица, поэтому явного лирического героя тут нет.

Однако если углубиться в анализ, то можно предположить, что Пушкин ассоциировал самого себя с несчастным гонцом, погибшим от рук власти.

Глубоко символичный и почти прорицательский образ, если учесть, как и по каким причинам был убит сам поэт.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост и понятен.

Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.

Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.

Князь доволен: он получил желаемое, и теперь будет разить всех врагов смертельным оружием.

13. Композиция

Композиционно у произведения очень длинная экспозиция: описание анчара. Ее можно назвать отдельной частью и отнести к пейзажной лирике.

Завязка происходит только в шестой строфе, когда автор вводит двух людей, один из которых отправляет второго на верную гибель.

Далее следует развитие действия.

Кульминация – ожидаемая смерть слуги.

Развязка — поэт говорит, что князь теперь отравит стрелы и будет ими убивать врагов.

Начиная с заявки и до конца – это вторая часть произведения, собственно, сама баллада.

Можно сделать вывод, что композиция линейная с большой, развернутой экспозицией.

14. Художественные особенности

Язык произведения бытовой, практически не используется непонятных, возвышенных слов.

Первая часть описательная, поэтому в ней много прилагательных, существительных. Вторая часть повествовательная, в ней преобладают глаголы.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

16. Средства художественной выразительности

В тексте присутствует множество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный».

Метафоры: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».

Кроме того, автор использует сравнение-олицетворение: «анчар, как грозный часовой, стоит». Дерево тут оживает, становится подобно часовому на страже.

Вторая часть произведения построена на явной антитезе: царь (князь, властитель, правитель) противопоставляется послушному рабу (слуге, подчиненному).

Если расширить эту систему, то можно увидеть традиционное противоборство зла и добра, только тут добро не перечит, а смиренно выполняет приказ. Мотив, характерный русскому фольклору.

17. Значение произведения

Произведение имеет огромное значение для понимания угнетенного, расстроенного психологического состояния, в котором находился Пушкин, приближаясь к своему тридцатилетию. Кроме того, оно знаково и для всего творчества поэта.

18. Актуальность

Стихотворение будет актуально всегда, пока в мире присутствует такое явление как злоупотребление властью. Жизнь это самое ценное, что есть у человека. Поэтому люди должны с уважением и милосердием относиться друг к другу.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, точным языком и в то же время наполнено глубоким смыслом.

20. Чему учит

Оно учит милосердию, пониманию, человеческому отношению друг к другу. Нельзя угнетать людей только потому, что твое социальное положение выше.

Сообщение о дереве анчар

Речь здесь пойдет не об ужасном дереве-людоеде, часто фигурирующем в многочисленных легендах старины и даже в более современных газетных сенсациях. Ботаники, довольно тщательно обследовавшие малодоступные и самые отдаленные уголки планеты Земля, ничего такого страшного не встретили, в том плане, как это было описано в произведениях.

В данной статье пойдет речь о том, существует ли на самом деле дерево анчар, где оно произрастает и каковы его особенности.

Родина растения – Ост-Индия и Малайский архипелаг.

Немного из истории

За этим деревом издавна закрепилась не очень хорошая слава. Долго считалось, что анчар – «дерево смерти».

Самое первое сообщение об анчаре было напечатано в 1783 году в одном лондонском журнале со слов одного англичанина, поработавшего хирургом на острове Ява. Им было рассказано, что, по местным слухам, это дерево настолько ядовитое, что вокруг него в радиусе 15 миль всё живое погибает. И кроме того, добычу яда этого дерева приравнивают к смертной казни (добывали его в основном осужденные). Оказалось, что сведения совершенно лживые, но образ «дерева смерти» с тех пор сохранился у читателей и стал стремительно распространяться. Так анчар стал легендарным.

И Г. Румпф (голландский ученый-ботаник) добавил недобрую славу дереву. Он был командирован в середине XVII века в колонию (в Макассару), чтобы выяснить, какое растение туземцам дает яд, который они используют для отравляющих стрел. Румпф в течение 15 лет просто выуживал необходимые для него сведения у местных жителей. В итоге результатом стал отчет об этом якобы ядовитом дереве.

Анчар – дерево, которому многие поэты посвятили свои стихотворения (к примеру, А.С. Пушкин).

Намного позже удивительное растение было более детально изучено. Даже первые исследователи, знавшие о страшных рассказах о «дереве смерти», были сильно поражены тем, что птицы беззаботно и спокойно сидят на ветвях этого растения.

Со временем выяснилось, что и ветки, и другие части дерева безвредны как для людей, так и для животных. Опасным является лишь его сок, вытекающий из мест повреждений. В давние времена туземцы использовали ядовитую смолу для смазывания наконечников стрел, предназначенных для врагов.

Сегодня к данному растению уже не применяют ужасное определение «дерево смерти». А как выглядит дерево анчар? Об этом чуть дальше в статье.

Анчар (дерево): описание

Анчар – это род растений (семейство тутовых), относящихся к вечнозелёным деревьям или кустарникам. Выходит, он представляет собой близкого родственника шелковицы и фикуса. Есть и некоторые ядовитые виды анчара.

Следует отметить, что как внешний вид, так и среда произрастания этого дерева не похожи на то, что представлено в знаменитом стихотворении.

Есть в природе древовидный можжевельник арча, нередко имеющий форму дерева с узловатой, крупноволокнистой и довольно твёрдой древесиной. Встречается он в горах на каменистых почвах и скалах, где обычно не растет трава. Это растение не ядовито, но выглядит необычно для европейцев. Есть предположение, что поэт мог перепутать эти два растения или просто соединил их и представил в образе страшного дерева, несущего смерть.

Высота стройного ствола дерева анчар составляет 40 метров. Крона небольшая, округлая, с простыми листьями длиной 10-20 сантиметров.

Цветки у него мелкие, тесно и плотно скучены в соцветия с бокаловидной поволокой вокруг.

Соплодие состоит из множества мелких плодиков, сидящих очень плотно и имеющих каждый свой сочный околоцветник.

Свойства

Анчар – это дерево, содержащее в своих листьях сок, при попадании которого на тело может появиться только нарыв на коже. Сильнейший яд антиарин можно получить лишь при особой перегонке анчарного сока (научное название дерева – «антиарис»). Как раз туземцы и владели данным способом изготовления яда, длящегося более одной недели.

Кроме всего прочего, несмотря на не очень хорошую репутацию дерева, население местное широко использует его толстую красивую и довольно эластичную кору для изготовления одежды и ковриков. Умельцы получают плотную белую ткань, пригодную для пошива штанов и рубашек.

О названии

Его родовое название (Antiaris toxicaria) было придумано французом Ж. Лешено (путешественник, естествоиспытатель и ботаник). Он же и описал это растение.

В переводе с языка яванского анчар – это яд.

На самом деле это ужасное, по рассказам, дерево оказалось высоким и красивым, растущим на о-вах Малайского архипелага, но в большей степени оно распространено на Яве.

Долгое время данное растение относили к семейству крапивных.

Среда обитания

Известно, что в тропиках нет, как описано в стихотворении, «одиноко произрастающих» на песках деревьев. Что представляет собой тропический лес? Это множество самой разнообразной растительности, деревьев, обвитых различными лианами. Анчар в пустыне не растет, тем более что почва для него нужна не скудная. Растет он в дружном соседстве с другой растительностью, которая от этого нисколько не страдает. Есть, правда, некие «долины смерти» именно на Яве, сложенные из скоплений продуктов вулканической деятельности этих мест (пары серы и углекислый газ). Может быть, анчар пушкинский рос именно посреди одной из таких долин?

Ботаники подразделили несколько видов анчара, произрастающих в Индии, на о-ве Шри-Ланка, и по всей территории Малайзии (сок млечный анчара этих мест очень ядовит), вплоть до островов Филиппинских. Неядовитый анчар («мешочное дерево») произрастает в Индии. Кора последнего используется для изготовления прочных мешков для обихода.

Применение

Как отмечено выше, сам по себе не опасен анчар. Это сок его ядовит. Причем практически все его подвиды относятся к таковым, особенно анчар ядовитый. Именно его соком туземцы на Яве отравляли наконечники стрел. Соком анчара еще в конце прошлого столетия отравляли и стрелы для «сарбакана» (духовое ружье), а те, кто занимался добычей данного сока, могли легко пострадать.

Яд упас (или боа-упас и боон-упас) – это сок млечный, при перегонке которого со спиртом получается известный антиарин. Это очень сильный яд, кристаллизующийся в бесцветных блестящих листочках растения.

Есть еще один подвид – анчар беннетта, растущий на острове Виту и содержащий в своих плодах прекрасную краску карминовую. В его коре имеются отличные лубяные волокна, из которых делают поделки. Также из них делают мешки на Цейлоне и в Ост-Индии.

О свойствах яда

Еще в середине XVIII века яд, изготовленный из млечного анчарного сока, под названием «макассар» входил в состав коллекции Британского музея (Лондон), а затем в XIX веке был исследован и химический его состав.

Исследуемый антиарин – гликозид, близкий к гликозиду наперстянки и прочим сердечным растительным гликозидам, очень быстро оказывающим влияние на сердечную мышцу. Есть в соке анчара и другие, но менее изученные яды.

Заключение

Реабилитирован анчар. Это произошло благодаря тщательным научным исследованиям.

Немало прошло времени, прежде чем дерево это удалось досконально исследовать и развеять ужасное, неправильное о нем представление. Извлекаемый из него яд в давние времена сослужил нехорошую, мрачную службу, но есть в этом дереве и полезное, что было отмечено выше.

Таким образом, анчар не распространяет смерть вокруг себя. Наоборот, рядом с ним прекрасно произрастают и цветут чудесные лианы, деревья и прочие растения.

АНЧАР или «дерево смерти». Название этого растения происходит от латинского Antīaris (что означает «против врага»), и принадлежит к семейству Тутовых.

Все представители Анчаров довольно ядовиты, лидером в этом является «АНЧАР ЯДОВИТЫЙ» (Antiaris toxicaria) произрастающий на острове Ява. Соком этого дерева пропитывали наконечники стрел и копий. Содержащийся в соке яд «упас» является сырьем для производства очень сильного яда «антиарин«

Другие виды Анчаров растущие в Индии и Цейлоне, менее ядовиты и даже используются местными жителями для резьбы и изготовления поделок.

Дерево смерти – АНЧАР

Ствол и крона АНЧАРА

Лист АНЧАРА

Дерево анчар имеет такое название, как дерево смерти. Своё устрашающее название оно получило благодаря своему соку, которое течет в его ветвях.

Дерево имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга своим «уровнем опасности», ведь некоторые из них применяются даже в изготовлении медикаментов.

А вот смертельная опасность значительно преувеличена, так как сок дерева оставляет на коже нарывы не приводящие к смерти. Произрастает дерево преимущественно на островах Малайского архипелага.

Это дерево из семейства Тутовых.

Второе название «дерево смерти», а причина такого названия сок дерева, это мощнейший яд в старые времена когда ещё не было огнестрельного оружия соском этого дерева пропитывали наконечники стрел.

В Индии растёт, на острове Ява.

Самые ядовитые породы деревьев анчар произрстают на острове Ява. Эти леревья имеют очень ядовитый сок, который приводит к смерти посредством паралича сердца.

Другие разновидности этого дерева можно встретить в Индии, а также в Цейлоне.

Вечно зеленое могучее дерево это и есть анчар. Семена данного дерева очень ядовиты их используют туземцы при обработке стрел.Само дерево достигает большой высоты ствол в несколько обхватов.

Праизростает в тропической части Азии.

Анча́р (лат. Antīaris) — род вечнозелёных деревьев или кустарников семейства Тутовые.

Родовое название «Antiaris» было установлено французским путешественником, естествоиспытателем и ботаником Ж. Лешено. Растение длительное время относили к семейству Крапивные.

Все виды весьма ядовиты, особенно же Анчар ядовитый (Antiaris toxicaria Lesch.), соком которого туземцы отравляют стрелы (отсюда и составное ботаническое название: др.-греч. αντι — против, вместо, для, и άρις — острие); растёт на Яве. Слава о силе яда этого дерева создала издавна даже поверье о ядовитости самого воздуха вблизи анчара от испарений его, особенно в тени, убивающих животных и людей, неосторожно приближающихся к дереву. Известный яд упас (также боон-упас, боа-упас) есть млечный сок анчара; при перегонке сока со спиртом получается антиарин, весьма сильный яд, кристаллизующийся в блестящих бесцветных листочках.

Другой вид, Анчар Беннетта (Antiaris bennettii Seem.), с островов Виту, содержит в плодах прекрасную карминовую краску, а в коре лубяные волокна, идущие на поделки. Из подобных же волокон Antiaris saccadora Lindl. и анчара цейлонского (Antiaris ceylonica Seem.) в Ост-Индии и на Цейлоне делают мешки.

Сразу же оговоримся, что речь пойдет не о страшном дереве — людоеде, нередко фигурирующем в старинных легендах, поверьях и не столь давних газетных сенсациях. Ботаники тщательно обследовали самые отдаленные и малодоступные уголки нашей планеты и ничего подобного не встретили. Речь пойдет об анчаре.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила…

А. С. Пушкин

Анчар ядовитый, или Антиарис Токсикария (Antiaris toxicaria). © VIRBOGA

В прошлом о нем было широко распространено мнение как о «древе смерти». Положил начало недоброй славе анчара голландский ботаник Г. Румпф. В середине XVII столетия он был командирован в колонию (в Макассару) с целью выяснить, какие растения дают туземцам яд для отравляющих стрел. В течение 15 лет Румпф попросту бездельничал, выуживая нужные ему сведения из всяких россказней, передававшихся из уст в уста в кулуарах местного губернатора, и в результате составил «авторитетный» отчет о «ядовитом дереве». Вот что он писал о нем:

«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».

Пользуясь этими недобросовестными, безбожно преувеличенными сведениями, Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал великолепное, всем известное стихотворение «Анчар». Немало времени прошло, прежде чем это растение удалось детально исследовать, развеять неправильное представление о нем, дополняемое с легкой руки Румпфа новыми наговорами.

Анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем — Анчар ядовитый (Антиарис Токсикария — Antiaris toxicaria) ботаником Лешено. Оказалось, что это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага, а особенно распространено на Яве. Стройный его ствол, у основания которого есть присущие многим тропическим деревьям досковидные корни-подпорки, достигает 40-метровой высоты и несет на себе округлую небольшую крону. Принадлежит «дерево смерти» к семейству тутовых и является близким родичем шелковицы и тропического обитателя фикуса.

Листья Анчара ядовитого. © Wibowo Djatmiko

Первые исследователи, наслушавшись немало страшных рассказов об этом дереве, были удивлены, завидев птиц, безнаказанно сидевших на его ветвях. Со временем выяснилось, что не только ветви, но и другие части анчара вполне безвредны как для животных, так и для человека. Только густой млечный сок, вытекающий в местах повреждения его ствола, действительно ядовит, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но перегонкой анчарового сока со спиртом достигается высокая концентрация яда (антиарина), опасная для жизни.

Но оставим на время эту тему и послушаем ботаников. Они установили, что анчар — растение с мужскими и женскими цветками, причем женские соцветия очень напоминают цветки нашего орешника, тогда как мужские похожи на мелкие грибы опенки. Плоды у анчара мелкие, продолговато-округлые, зеленоватые. Листья схожи с листьями шелковицы, но опадают, как и у всех вечнозеленых деревьев, постепенно.

Позже ботаники обнаружили в Индии второй вид анчара — анчар безвредный. Из его плодов добывают превосходную карминовую краску, а из луба — грубые волокна и даже целые мешки. Недаром местные жители называют его мешочным деревом. Способ получения мешков довольно прост: отпиливают нужного размера бревно и, поколотив основательно по коре, легко снимают ее вместе с лубом. Отделив луб от коры, получают готовую «ткань», которую надо только сшить, чтобы вышел прочный и легкий мешок.

Но, разыскивая подлинное «дерево смерти», мы должны вспомнить еще о двух страшных растениях.

Если вам доведется быть в Сухумском ботаническом саду, ваше внимание, конечно, привлечет дерево, которое ограждено железной решеткой. Рядом табличка с предостерегающей надписью: «Руками не трогать! Ядовито!»

Экскурсовод вам расскажет, что это лаковое дерево из далекой Японии. Там из его белого млечного сока варят знаменитый черный лак, широко известный своими редкими качествами: долговечностью, красотой и стойкостью. Нарядные перистые листья дерева в действительности сильно ядовиты.

Не уступают им и листья сумаха — лианы, известной ботаникам под названием токсидендрон радиканс. Ее можно встретить в североамериканском отделе Сухумского ботанического сада. Сумах ядовитый вьется там по могучим стволам болотных кипарисов и других деревьев. Гибкие, тонкие его стебли-канаты буквально врезаются в чужие стволы, а тройчатые листья, напоминающие листья фасоли, сплошь покрывают и самые лианы и могучие штамбы кипарисов. Осенью листья сумаха особенно красивы, расцвечены на редкость красивой гаммой пунцово-оранжевых красок. Но привлекательность их обманчива. Стоит только дотронуться, как начинается сильный зуд кожи, который, правда, скоро проходит. Через несколько часов возникает слабая припухлость с небольшими очагами сильно лоснящейся кожи, зуд возобновляется, все возрастает, затем появляется и острая боль. В следующие дни боль усиливается, и только срочное вмешательство врачей способно предотвратить тяжелые последствия отравления. Сильное отравление ядом сумаха может закончиться даже смертью. Кстати, у него ядовиты не только листья и стебли, но и плоды, и даже корни. Вот уж настоящее дерево смерти.

Анчар ядовитый. © Anna Frodesiak

Наконец, в тропической Америке и на Антильских островах растет еще одно дерево, имеющее отношение к нашей теме. Оно принадлежит к семейству молочайных, зовется марцинелла, или по-латыни хипомане марцинелла. Вот оно, пожалуй, больше сумаха соответствует пушкинскому анчару, так как способно поражать даже на расстоянии. Достаточно постоять некоторое время вблизи него и вдохнуть его запах, как наступит тяжелое отравление дыхательных путей.

Кстати, виды с ядовитыми свойствами известны не только среди деревьев, но и среди травянистых растений. Ядовитыми свойствами обладают все части наших чудесных ландышей, листья и стебли томатов, табака.

Яд, извлекаемый из растений, в прошлом часто служил целям мрачным и страшным. Теперь же растительные яды строфантин, кураре и другие используют в медицине: строфантин лечит сердце, а кураре помогает при операциях на сердце и легких. Ядовитый сок сумаха искусные фармацевты превращают в лечебные средства, излечивающие параличи, ревматизм, нервные и кожные заболевания. Перед деревьями смерти ныне открываются широкие горизонты.

С. И. Ивченко — Книга о деревьях

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Манцинелловое дерево (лат. Hippomane mancinella), или манцинелла, растёт в западном полушарии (штат Флорида, страны Карибского бассейна и Багамы) — вид деревьев семейства Молочайные.. Вокруг него часто повязана красная лента — это знак прохожим не подходить близко. Растение получило широкую известность благодаря ядовитому млечному соку, содержащемуся во всех его частях, в том числе в плодах.

Манцинелловое дерево — одно из самых ядовитых деревьев на планете.

Это раскидистое дерево с ядовитыми плодами, напоминающими небольшие яблоки или гуавы, довольно широко распространено на песчаных морских побережьях Карибского моря, Мексиканского залива и на Галапагосских островах. Также произрастает в Мексике, на Антильских островах, в Колумбии и на побережьях Вест-Индии.

Привлекательные одиночные или растущие попарно желтовато-красные плоды, обладающие сладким запахом, в свое время унесли не одну сотню жизней испанских конкистадоров, пиратов и простых европейских моряков, пытавшихся утолить голод и жажду приятно пахнущими плодами.

Эти великолепные деревья с разветвленной кроной, достигающие шестнадцатиметровой высоты, под воздействием сильных береговых ветров иногда могут принимать причудливые искривленные формы.

Листья у мацинеллы простые, элипсовидные, с ярко выраженными желтоватыми прожилками.

Дерево смерти считается вечнозеленым, однако, в периоды засухи (декабрь-январь), оно может сбросить большую часть листвы.

С началом сезона дождей появляются соцветия в виде початочков длиной 7см, на которых располагаются один или два маленьких рудиментарных женских цветка диаметром около 3мм, из звездчатых пестиков которых образуется завязь. Мужские цветки, еще меньшего размера, с множеством желтых пыльников, располагаются рядом, на этом же соцветии.

Цветение происходит, практически, в течение всего года, но особенно обильно манцинелла цветет в марте. Плоды – круглые, в диаметре имеют около 4см, очень ароматные, покрыты блестящей сероватой кожицей. Внутри находится несколько коричневых семян.

Все части этого растения: листья, кора, цветы, плоды содержат тягучий млечный сок — характерный признак всех молочайных. Он очень ядовит и, к тому же, обладает сильным раздражающим действием. При контакте с кожей наблюдается раздражение, ожог кожи, сопровождающийся появлением волдырей и воспалением. Разъедающая способность латекса манцинелла настолько велика, что способна прожечь тонкую хлопчатобумажную и другие легкие ткани.

Попадание сока в глаза вызывает слепоту, так как глаза, практически, выжигаются этим ядовитым латексом. При попадании в желудок смерть наступает от его прободения — коварная манцинелла «проедает» в желудке настоящие дыры. Дым от горящей древесины вызывает сильное раздражение дыхательных путей. Дождь и даже роса, стекающие с листьев этого ядовитого дерева, представляет собой реальную опасность для людей и млекопитающих.

Благодаря всему вышесказанному, манцинелла в настоящее время входит в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое опасное дерево в мире.

А вот некоторые рептилии преспокойно лазают по его веткам и даже устраиваются там на ночлег.

Хуан Понсе де Леон

Согласно легенде, от яда этого дерева умер испанский конкистадор Хуан Понсе де Леон. Он вернулся во Флориду в 1521-м году в поисках золота и претендовал на владение областями, которые якобы открыл. Конечно, местные жители так просто отдавать ему свои земли не собирались, и во время битвы в ногу де Леона попала пропитанная ядом манцинеллы стрела, что привело его к мучительной и долгой смерти.

Николь Стрикленд, консультант по радиологии, опубликовала в «Британском медицинском журнале» статью о том, как съела один из плодов манцинеллы. Во время праздника на Карибском острове Табаго она заметила среди лежащих на пляжном песке манго и кокосов маленькие зелёные плоды — они были круглыми, размером с мандарин, и, вероятно, упали с большого дерева с серебристым стволом и овальными листьями.

Она откусила от плода кусочек и нашла его приятно сладким, то же сделал и её друг. Через несколько мгновений оба заметили странную остроту во рту, постепенно переросшую в жжение, слезотечение и закупорку горла. В течение следующих двух часов состояние молодых людей ухудшилось, и они не могли проглотить ни кусочка из-за мучительной боли в горле. Единственное, что хоть как-то смягчало боль — молоко. И только через восемь часов все болевые ощущения стали постепенно спадать.

Английский врач и натуралист Эразм Дарвин (дед Чарльза Дарвина) писал об этом дереве: «…росинки, падающие с него, так ядовиты, что сжигают кожу; поэтому многие нашли свою смерть, поспав в его тени».

Жители Малых Антильских островов, карибы, надрезали кору манцинеллы и пропитывали наконечники стрел ее густым ядовитым млечным соком. Этот яд наносили на стрелы индейцы Санта Марты и Картахены. Если такая стрела попадала в человека, в скором времени он умирал.

В регионах, где растет манцинелла, часто можно увидеть таблички, предупреждающие проезжающих мимо туристов, чтобы они не останавливались на отдых под сенью этих деревьев и не трогали его плодов.

В 1733 году был издан королевский указ, обязывающий уничтожить все ядовитые деревья вблизи Санкт-Бартелеми на острове Пуэрто-Рико. В южной Флориде предприняли всеобщую выкорчевку опасных растений вокруг поселений.

Уничтожить манцинеллу оказалось непросто. Когда пытались рубить деревья, ядовитый сок брызгал в глаза, вызывал воспаление, жгучую боль. Человек терял работоспособность, а порою слеп. На коже возникали волдыри, которые долго не заживали. Приходилось обжигать кору дерева перед рубкой, чтобы сок свернулся. Но и дым был опасен для глаз.

Древесина манцинеллы имеет красивый, с темными прожилками рисунок. Ее очень ценят столяры-краснодеревщики.

Но как срубить дерево, если к нему нельзя даже прикоснуться? Лесорубы решают эту задачу просто: обкладывают дерево кострами и сушат его на корню горячим дымом. Только после этого приступают к валке дерева. И все же полного обезвоживания древесных тканей достичь не удается.

С большой осторожностью, чтобы в глаза не попали опилки, ствол распиливают. Часть неделовой древесины идет на топливо. Но при горении выделяется ядовитый дым, который действует на глаза и вызывает сильную головную боль.