“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

История создания стихотворения «Анчар»

Произведение «Анчар» было написано в 1828 году,

который был не самым простым в жизни поэта. Незадолго до написания своего знаменитого стихотворения Александр Сергеевич вернулся из долгой ссылки и надеялся наконец получить полную свободу для своего творчества, но его надежды не оправдались.

Строгая цензура преследовала поэта на каждом шагу, тайные агенты следили за ним, даже сам царь в то время был настроен против Пушкина. Именно в 1828 году было возбуждено дело по обвинению в создании нескольких произведений, написанных на антиправительственную тематику.

Это и стало поводом для создания произведения «Анчар», которое завуалированно помогает читателю осуществить разбор проблемы губительности неограниченной власти.

Темы, проблемы и настроение

Основная проблема неограниченной власти правителя тесно перекликается с главной темой свободы. Получается, что мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть.

В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной.

На протяжении всего стихотворения преобладает мрачно-торжественное настроение. Торжественность произведению придает избранный поэтом слог («раскалЕнной», «смолою»). С первых строк, когда читатель только встречает Анчара, уже появляется страх перед неведомым созданием природы, несущим конец жизни. Ближе к концу стихотворения появляется настроение разочарованности в человеческом роде, ноты безнадежности будущего.

Тема основная мысль и идея стихотворения

Главная идея и основной смысл произведения «Анчар» А. С. Пушкина – безразличие власти к жизням обычных людей, его губительность для общества.

Пушкин раскрывает эти проблемы, рассказывая читателю о существовании ядовитого дерева анчар, которое символизирует зло. Этот яркий образ в стихотворении символизирует верхушку власти и её несправедливость по отношению к людям.

Произведение «Анчар» — своеобразный протест запрету свободы слова в России.

Пушкин негодует на темы безграничной власти правительства и слишком строгой цензуры. Эту мысль он передает с помощью яркого образа анчара и царя, который в своих целях использует яд.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Характеристика лирического героя

В стихотворении присутствуют три основных лирических героя – царь, раб, посланный по плану царя за ядом, и анчар, который

«Как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной».

Этот образ описан в произведении особенно ярко, передавая читателю соответствующие эмоции и позволяя четко представить одинокое ядовитое дерево, к которому

«И птица не летит,

И тигр нейдет».

Прикосновение к яду этого дерева губительно для всего живого, ядом пропитаны его корни, кора и ветви. Это – символ несправедливости и вседозволенности верхушки власти: яд отравляет всё живое даже без прямого участия человека.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

«Листья» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко для 6 класса – средства выразительности, метафоры, главная мысль, лирический герой

Приемы раскрытия образов

Лирические герои и их образы раскрываются Александром Сергеевичем с помощью сравнений и умело составленных эпитетов, позволяя читателю представить себе и полностью понять описанные в стихотворении образы:

Анчар изображается как одинокое и губительное для всех живых существ дерево, к которому не приближаются ни птицы, ни животные.

Царь показан как жестокий и эгоистичный человек, смело отправляющий покорного и готового исполнить любые прихоти правителя раба на смерть в своих личных целях, — ему нужна ветвь ядовитого дерева, и для него не имеет никакой ценности жизнь этого человека. Этот лирический герой беспокоится лишь о своих личных целях и желаниях.

Всё это Пушкин описывает читателю при помощи многочисленных средств выразительности.

Образы и символы

Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

Композиция, жанр, размер и ритм

Скорость и ритм стихотворению придает любимый размер поэта – четырехстопный ямб. Это позволяет оставлять читателя в напряжении до последних строк стихотворения. Перекрёстная рифмовка используется поэтом для легкости чтения и большего погружения в сюжет произведения.

Кроме того, Пушкин часто использует буквы «ч» и «п», что придает атмосфере и композиции стихотворения большую красочность и мрачность в восприятии читателей

«В пустыне чахлой и скупой»;

«И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою».

Экзотическая сказка о вселенском зле

Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.

После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.
История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.
Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории.

В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.

Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.

Средства художественной выразительности

Художественная выразительность играет немаловажную роль в произведении «Анчар». Благодаря многочисленным метафорам, эпитетам и старославянизмам можно полностью понять атмосферу текста.

«В пустыне чахлой и скупой» или «лист его дремучий» — эпитеты, с помощью которых поэт подчеркивает мрачность и смертоносность анчара.

Также в тексте используются старославянизмы: «ввечеру», «хладными». Контраст и настроение стихотворения переданы с помощью противопоставлений, таких как «владыка» и «раб», и это вновь выражает ничтожность человека перед властью.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении «Анчар» показывает истинное отношение правителей России

тех времен к народу и их безразличие к жизням отдельно взятых людей.

Стихотворение вдохновлено личными переживаниями поэта и запретом свободы слова, символизирует протест царю и стремление к свободе. Благодаря ярким эмоциям Пушкина произведение получилось особенно красочным и значимым в его творчестве.

Анчар — воплощение мирового зла

История об Анчаре похожа на балладу – стихотворение-рассказ с неожиданной, часто трагичной концовкой. Можно выделить три актуальных вопроса, которые поднимает Пушкин. «Анчар» — стихотворение о мировом зле – первый из них. Не случайно ядовитое дерево растет вдали от живых существ, на краю вселенной. Удалив его ото всех, природа просто хотела создать равновесие: ведь где есть добро – должно быть и зло. Животные понимают это. В данном случае они умнее людей.

Жажда мирового господства подвигла царя послать к анчару своего раба, дабы тот принес яду, благодаря которому армия будет непобедимой. Пушкин говорит о том, что именно люди являются распространителями зла. Причем виновны оба: и царь, и раб. Именно поэтому они уравнены поэтом («человека человек послал»). Да, мотивы у них разные: властелином движет мечта о власти, а рабом – элементарный страх. Выполнив задачу, раб умирает – этим Пушкин сводит на нет его страхи. Ведь если бы раб отказался выполнять волю царя – его постигла бы та же участь.

Примечательно, что «губительные стрелы» посылаются «соседям». Обычно это слово упоминают в положительном смысле. Пушкин хотел сказать, что царь не ведет войн с соседними государствами, наоборот, у них добрые отношения. Удар владыка нанесет неожиданно. Это подчеркивает его злость и коварство. Зависть и страх – вот два чувства, которые провоцируют распространение зла.

Смысловая линия

Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:

«А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы»

Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его
коварных и агрессивных замыслах.
«И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом»

Активная позиция автора стихотворения – баллады заключается в мятежном противостоянии тиранической власти и покорностью массы рабов, которые считают эти взаимоотношения законными и приемлемыми.

Сюжет

Сюжет стихотворения прост и понятен.

Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.

Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.

Князь доволен: он получил желаемое, и теперь будет разить всех врагов смертельным оружием.

Ритмический строй

Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.

Это интересно! Трагедия Моцарт и Сальери: краткое содержание и характеристика главных героев

Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар

Анализ стихотворения Анчар

Тематика

Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.

К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Однако к дереву одного человека посылает другой человек, наделенный властью. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает.

Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.

Пафос

В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.

Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.

Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.

Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.

Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.

История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.

Инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка” , который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Средства выразительности

Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “ природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “ вихорь черный на древо смерти набежит “, “ послушно в путь потек “;
  • эпитеты – “ в пустыне чахлой и скупой “, “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “;
  • сравнения – “ анчар, как грозный часовой “;
  • инверсии – “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “, “ вихорь черный”.

В нем также легко проследить антитезу “царь – раб” . Для ее создания автор использует не только эпитеты ( “бедный раб” – “непобедимый владыка” ), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Анчар: останавливающий сердце

Более 200 лет это дерево окружено самыми мрачными легендами и описаниями. В XVII веке германо-голладский натуралист Румфиус (Rumphius) писал: «Это дерево растет на бесплодных горных склонах. Вся земля вокруг него выглядит пустынной и как будто выжженой; только квохчущие, как куры, рогатые гадюки, глаза которых светятся в ночи, обитают под ним».

В XVIII веке в одном из лондонских журналов появляется статья бывшего военного врача Форша (Foersch), служившего на Яве, впоследствии процитированная Эразмом Дарвиным (Erasmus Darwin) в трактате Loves of the Plants, в которой рассказывается об этом же дереве. «Дерево, — пишет врач, — настолько ядовито, что убивает все живое на расстоянии более 15 миль вокруг. Как альтернативу немедленной смертной казни, его яд добывают приговоренные преступники. Они ждут, пока ветер не начнет дуть по направлению от них к дереву, бегут к нему и начинают добывать яд маленькими порциями, до тех пор, пока ветер снова не переменится и не убьет их своим ядовитым дыханием. Если повезет, бедолаги могут удлинить свою жизнь на двадцать таких пробежек..» В 1929 году шведский исследователь Борнео Эрик Мьоберг (Eric Mjoberg) пишет: «Оставаться в непосредственной близости от этих деревьев опасно для жизни, кучи костей валяются под ними».

Анчар (Antiaris toxicaria)

Не обошли своим вниманием ядовитое дерево и знаменитые литераторы. О нем в своих произведениях упоминают Шекспир и Байрон, Шарлотта Бронте и Пушкин. Да-да, это о нем Александр Сергеевич писал:
«..В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою..»

Итак, имя названо: этот ужасный незнакомец – знаменитый анчар! Конечно же большая часть страшных рассказов являются пересказом местных легенд, приукрашенными байками путешественников, а иногда и простым вымыслом. На самом деле дерево, о котором идет такая дурная слава, достаточно безопасно. Конечно, его сок много веков использовали для приготовления яда, но люди могут вполне спокойно прогуливаться в тени его великолепной кроны, а птицы устраивают свои гнезда на его ветках. Анчар растет во многих оранжереях мира.

Так кто же он на самом деле, этот анчар? Мощное вечнозеленое дерево антиарис (Antiaris toxicaria), принадлежащее к семейству тутовых (Moraceae), величественно раскидывет свою крону, возвышающуюся над стволом, который у старых деревьев достигает полутораметровой толщины и почти 150-метровой высоты. Его родина – Южная и Юго-Восточная Азия: Индия, Шри Ланка, юг Китая, Филиппины, Ява и Фиджи. Название, употребляемое в Азии для этого дерева – Upas или Ipoh, происходит от яванского слова «яд». Родственные виды Antiaris toxicaria произрастают также в тропическом поясе Африки. Однако, это могучее дерево, нечасто можно встретить в густых зарослях джунглей, — анчар предпочитает расти у подножия известковых и суглинистых холмов.

Анчар (Antiaris toxicaria)

У анчара красивая древесина, беловатая или очень светло-коричневая, средней плотности, на ощупь шелковистая, в свежесрубленном состоянии издает довольно неприятный специфический запах. Ствол заметно утолщен у основания. У дерева крупные элипсовидные темно-зеленые блестящие листья, а многочисленные мужские и женские соцветия покрыты довольно мелкими розовыми цветами. После цветения на дереве образуются грозди темных, почти черных плодов-ягодок, немного напоминающих увеличенные гроздья черной смородины.

Несомненно, антиарис очень ядовит. Первоначально его ядом смазывали стрелы, которыми выстреливали из духовых ружей, используя их на охоте и войне. В латексе растения содержится сильнодействующий сердечный гликозид антиарин. Попадание сока анчара в открытые ранки или даже царапины человека или животного крайне опасно. Токсин вызывает очень быстрое сгущение крови, кровеносные сосуды как бы закупориваются ею, а затем наступает паралич сердца. В Китае анчар называют «убийца крови», у китайцев даже есть страшная поговорка, описывающая ядовитые свойства этого дерева: «семь вверх, восемь вниз, девять – упал». Это означает, что у отравленного анчаром есть возможность сделать только семь шагов вверх по ступеням или восемь вниз, на девятом же шаге человек падает замертво. Звучит ужасно, а смысл заставляет людей трепетать.

По преданию впервые ядом анчара воспользовался некий охотник по имени Дай. Во время охоты за ним погнался крупный медведь, и Даю пришлось спасаться от него на дереве. Но медведь, продолжая преследование, полез за ним следом. Тогда охотник стал ломать ветки и бросать их в медведя; одну из веток он бросил так, что случайно попал зверю в глаз. И о чудо! Медведь свалился с дерева и умер. Оказалось, что дерево, на котором спасался незадачливый охотник, было анчаром.

Анчар (Antiaris toxicaria)

Химический анализ показал, что латекс анчара состоит более 30 редко встречающихся сердечных карденолидов — сильнейших ядовитых алкалоидов. Наиболее принципиальным токсическим агентом является антиарин, который составляет около 2% всей массы латекса. Молекула антиарина состоит из двух компонентов: стерина антиаригенина, представляющего собой яд, и гликозида L-Rhamnose, являющимся композитом сахаров. Сахарная составляющаяся, соединяется с ядовитой посредством очень чувствительного к нагреванию кислородного моста – гликозидного соединения. Именно сахар делает вещество молекулы быстрорастворимой в воде и крови. Однако, если латекс или уже выделенный яд подвергнуть сильному нагреванию, например, при при варке мяса отравленного животного в процессе приготовления пищи, гликозидное соединение разрушается, сахарная составляющая высвобождается и яд теряет свои губительные свойства. Также химики отметили интересный факт, что яд антиариса содержится в коре, древесине, корнях и семенах растения, в то время как в листьях, мужских соцветиях и мякоти плодов он отсутствует.

Процесс приготовления яда для стрел начинается с того, что в коре дерева ножом делается надрез, из которого вытекает латекс, который собирают наподобие того, как мы собираем весной березовый сок. Когда натекает достаточное количество, его переливают в бамбуковый контейнер. Иногда латекс собирают непосредственно в молодые, еще не полностью раскрывшиеся листья пальмы Licuala spinosa, напоминающие собой меха аккордеона. Эти листья настолько прочны и огнестойки, что их можно спокойно класть на горящую газовую конфорку. Эти качества и являются одним из секретов приготовления яда: в контейнер из такого листа, сложенный в виде лодочки, помещают латекс для последующего, довольно продолжительного процесса дегидратизации.

Затем разводят очень слабый огонь и на высоте примерно 70 см, на очищенных веточках подвешивают пальмовый контейнер с латексом. В случае, если пойдет дождь, контейнер временно убирают с костра и заносят в хижину. Процесс дегидратизации требует огромного терпения и осторожности. Для получения среднего количества готового яда необходимо его прогревание в течение недели. В процессе приготовления латекс становится сначала темно-коричневым, а к концу процесса масса делается все более и более вязкой и приобретает черный с металлическим блеском цвет. Но, конечно, самое большое внимание следует уделять температурному режиму, так как, если допустить чуть более сильный нагрев, ядовитые свойства латекса разрушатся, а продукт приобретет сладкий вкус. Это хорошо известно местным охотникам, поэтому в процессе приготовления они время от времени пробуют массу на вкус кончиком языка – тут же сплевывая и полоща рот. Правильно приготовленный яд должен быть очень горьким. Если вкус сладковатый, масса выбрасывается и вся работа начинается сначала.

Несмотря на всю свою ужасную репутацию, у анчара есть и достоинства: его кора настолько толстая и эластичная, что местное население часто использует ее для производства ковриков и одежды. Сначала подбирается кусок коры нужного размера и отрезается от дерева. Затем кору размягчают путем поколачивания деревянными молоточками, одновременно растягивая ее до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины и приобрела необходимые размеры, ее погружают в воду сроком, примерно, на месяц. После этого кору моют и еще раз выколачивают, чтобы избавится от остатков жидкости, клейковины и яда. Теперь кора становится похожа на белую плотную мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также мягкие и удобные коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности десятки лет.

Анчар — дерево смерти

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила…
А. С. Пушкин

Анчар ядовитый, или Антиарис Токсикария (Antiaris toxicaria). © VIRBOGA

В прошлом о нем было широко распространено мнение как о «древе смерти». Положил начало недоброй славе анчара голландский ботаник Г. Румпф. В середине XVII столетия он был командирован в колонию (в Макассару) с целью выяснить, какие растения дают туземцам яд для отравляющих стрел. В течение 15 лет Румпф попросту бездельничал, выуживая нужные ему сведения из всяких россказней, передававшихся из уст в уста в кулуарах местного губернатора, и в результате составил «авторитетный» отчет о «ядовитом дереве». Вот что он писал о нем:

«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».

Пользуясь этими недобросовестными, безбожно преувеличенными сведениями, Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал великолепное, всем известное стихотворение «Анчар». Немало времени прошло, прежде чем это растение удалось детально исследовать, развеять неправильное представление о нем, дополняемое с легкой руки Румпфа новыми наговорами.

Анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем — Анчар ядовитый (Антиарис Токсикария – Antiaris toxicaria) ботаником Лешено. Оказалось, что это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага, а особенно распространено на Яве. Стройный его ствол, у основания которого есть присущие многим тропическим деревьям досковидные корни-подпорки, достигает 40-метровой высоты и несет на себе округлую небольшую крону. Принадлежит «дерево смерти» к семейству тутовых и является близким родичем шелковицы и тропического обитателя фикуса.

Листья Анчара ядовитого. © Wibowo Djatmiko

Первые исследователи, наслушавшись немало страшных рассказов об этом дереве, были удивлены, завидев птиц, безнаказанно сидевших на его ветвях. Со временем выяснилось, что не только ветви, но и другие части анчара вполне безвредны как для животных, так и для человека. Только густой млечный сок, вытекающий в местах повреждения его ствола, действительно ядовит, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но перегонкой анчарового сока со спиртом достигается высокая концентрация яда (антиарина), опасная для жизни.

Но оставим на время эту тему и послушаем ботаников. Они установили, что анчар — растение с мужскими и женскими цветками, причем женские соцветия очень напоминают цветки нашего орешника, тогда как мужские похожи на мелкие грибы опенки. Плоды у анчара мелкие, продолговато-округлые, зеленоватые. Листья схожи с листьями шелковицы, но опадают, как и у всех вечнозеленых деревьев, постепенно.

Позже ботаники обнаружили в Индии второй вид анчара — анчар безвредный. Из его плодов добывают превосходную карминовую краску, а из луба — грубые волокна и даже целые мешки. Недаром местные жители называют его мешочным деревом. Способ получения мешков довольно прост: отпиливают нужного размера бревно и, поколотив основательно по коре, легко снимают ее вместе с лубом. Отделив луб от коры, получают готовую «ткань», которую надо только сшить, чтобы вышел прочный и легкий мешок.

Но, разыскивая подлинное «дерево смерти», мы должны вспомнить еще о двух страшных растениях.

Если вам доведется быть в Сухумском ботаническом саду, ваше внимание, конечно, привлечет дерево, которое ограждено железной решеткой. Рядом табличка с предостерегающей надписью: «Руками не трогать! Ядовито!»

Экскурсовод вам расскажет, что это лаковое дерево из далекой Японии. Там из его белого млечного сока варят знаменитый черный лак, широко известный своими редкими качествами: долговечностью, красотой и стойкостью. Нарядные перистые листья дерева в действительности сильно ядовиты.

Не уступают им и листья сумаха — лианы, известной ботаникам под названием токсидендрон радиканс. Ее можно встретить в североамериканском отделе Сухумского ботанического сада. Сумах ядовитый вьется там по могучим стволам болотных кипарисов и других деревьев. Гибкие, тонкие его стебли-канаты буквально врезаются в чужие стволы, а тройчатые листья, напоминающие листья фасоли, сплошь покрывают и самые лианы и могучие штамбы кипарисов. Осенью листья сумаха особенно красивы, расцвечены на редкость красивой гаммой пунцово-оранжевых красок. Но привлекательность их обманчива. Стоит только дотронуться, как начинается сильный зуд кожи, который, правда, скоро проходит. Через несколько часов возникает слабая припухлость с небольшими очагами сильно лоснящейся кожи, зуд возобновляется, все возрастает, затем появляется и острая боль. В следующие дни боль усиливается, и только срочное вмешательство врачей способно предотвратить тяжелые последствия отравления. Сильное отравление ядом сумаха может закончиться даже смертью. Кстати, у него ядовиты не только листья и стебли, но и плоды, и даже корни. Вот уж настоящее дерево смерти.

Анчар ядовитый. © Anna Frodesiak

Наконец, в тропической Америке и на Антильских островах растет еще одно дерево, имеющее отношение к нашей теме. Оно принадлежит к семейству молочайных, зовется марцинелла, или по-латыни хипомане марцинелла. Вот оно, пожалуй, больше сумаха соответствует пушкинскому анчару, так как способно поражать даже на расстоянии. Достаточно постоять некоторое время вблизи него и вдохнуть его запах, как наступит тяжелое отравление дыхательных путей.

Кстати, виды с ядовитыми свойствами известны не только среди деревьев, но и среди травянистых растений. Ядовитыми свойствами обладают все части наших чудесных ландышей, листья и стебли томатов, табака.

Яд, извлекаемый из растений, в прошлом часто служил целям мрачным и страшным. Теперь же растительные яды строфантин, кураре и другие используют в медицине: строфантин лечит сердце, а кураре помогает при операциях на сердце и легких. Ядовитый сок сумаха искусные фармацевты превращают в лечебные средства, излечивающие параличи, ревматизм, нервные и кожные заболевания. Перед деревьями смерти ныне открываются широкие горизонты.

С. И. Ивченко — Книга о деревьях

«Анчар»

стихотворение и анализ

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою,

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет – лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь уже тлетворный,

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Краткое содержание

Стихотворение «Анчар» больше напоминает балладу с ее неожиданным и часто трагическим финалом. В раскаленной пустыне, словно одинокий часовой, стоит дерево, источающее ядовитые соки. Настолько смертоносные, что даже окружающий воздух насквозь пропитан ими, а дождевая вода, стекающая по стволу, превращается в яд и отравляет почву. Ни птица, ни зверь не приближаются к анчару, и только жестокий властитель посылает своего раба за ядовитой смолой. Исполнив приказ, раб умирает в муках, а властелин пропитывает ядом стрелы, предназначенные для неугодных соседей.

Анализ

История создания

Стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал в 1828 году, но опубликовано оно было четыре года спустя, в 1832 году в альманахе «Северные цветы».

Обстоятельства, побудившие поэта к написанию «Анчара», были следующими. В 1828 году он, полный творческой энергии и надежд, возвращается из длительной политической ссылки. Но мечты о полной свободе перечеркиваются усилившимся полицейским надзором. Узнав о преследованиях, поэт решает бежать на Кавказ, но власти пресекают и эту попытку.

Анчар. Фотограф Н. Лунский

Император также не благоволил к Пушкину, по этой причине каждый шаг поэта сопровождался слежкой тайных агентов. В этом же, 1828 году ему было предъявлено обвинение в написании антиправительственных произведений. Такие тенденции цензура обнаружила в поэме «Гаврилиада» и в стихотворении «Андрей Шенье».

Тяжелые обстоятельства, заложником которых оказался поэт, побудили его взяться за свое проверенное оружие – перо и бумагу. Через три месяца, в ноябре 1828 года, появилось стихотворение «Анчар», которое обнажает проблему пагубности абсолютной власти.

При создании «Анчара» Пушкин опирался на впечатления путешественников, посетивших остров Ява. От них поэт узнал о смертоносном дереве, источающем ядовитую смолу. Островитяне посылали приговоренных к смерти людей за ядом, которым затем пропитывали наконечники стрел, предназначенные для врагов.

Стихотворение стало широко известным лишь после смерти Пушкина, а исследователи его творчества называли «Анчар» тем выстрелом, который привел поэта к медленной гибели.

Персонажи

В произведении прописаны образы трех персонажей. Это – дерево, жестокий правитель и безвольный раб. В первой части центральное место занимает анчар, который «как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной».

Яркое описание этого образа позволяет читателю зрительно представить дерево-убийцу, к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». По сути, оно является символом беспредела властей, несправедливость которых, наподобие яда, отравляет все живое и неугодное.

Показателен в этом смысле и образ всемогущего властелина, как образца тирании и безграничной власти сильного над слабым. Он – воплощение зла, лишенный сочувствия и разума диктатор, сознательно отправляющий человека на смерть. Раб, вызывающий глубокую жалость, олицетворяет собой бесправный народ, вынужденный жертвовать жизнью ради прихоти самодуров-царей.

Композиция

Стихотворение состоит из двух частей. Первая включает в себя пять строф, вторая – четыре. В композиционном смысле оно содержит очень длинную экспозицию – описание самого дерева. Поэтому первую часть можно сопоставить с пейзажной лирикой, так как в целом она является практически самостоятельной.

Лишь шестая строфа второй части, в которой появляются люди, являет собой завязку сюжета. Дальше, как и положено, следует развитие и последующая кульминация – закономерная смерть раба. Развязка повествует о намерениях тирана поражать врага отравленными стрелами.

Стихотворение относится к литературному направлению романтизм, но в нем явно ощущается присутствие реалистических оттенков. По своему роду – это лирика, следовательно, жанр произведения можно обозначить так: лирическое стихотворение с элементами баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При создании «Анчара» Пушкин воспользовался своим любимым стихотворным размером – четырехстопным ямбом. Для облегчения чтения поэт использовал перекрестную рифму.

Текст содержит немалое количество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный» и метафор: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».

Благодаря олицетворению «анчар, как грозный часовой, стоит», дерево словно оживает. Для придания торжественности поэт использует слог: «раскалЕнной», «смолою».

Во второй части преобладает антитеза, которая заключается в противопоставлении властителя послушному рабу. В этом смысле произведение напоминает фольклор, где всегда разворачивается противоборство добра и зла, но здесь добро не восстает против зла, а смиренно ему подчиняется.

Аллитерация строится на использовании звуков «ч» и «п», что обеспечивает мрачную атмосферу и способствует более яркому восприятию образов: «В Пустыне Чахлой и скуПой»; «И застывает ввеЧеру густой ПрозраЧною смолою».

Проблематика и основная идея произведения

Иллюстрация. Худ. Николай Кочергин

Главной проблемой стихотворения можно обозначить равнодушие власть предержащих к жизни простого человека, что в целом пагубно для всего общества. Поэт показывает это на примере ядовитого дерева, несущего смерть. Этот стихотворный образ есть не что иное, как господствующая власть с ее несправедливым отношением к народу.

Тема безграничной власти перекликается с темой свободы. В стихотворении слуге достаточно одного взгляда правителя, чтобы с готовностью отправиться навстречу смерти. Это можно рассматривать как самоубийство или жертвоприношение самого себя. Рабское мышление и безоговорочное подчинение приводит в итоге и к убийству соседей, не сделавших рабу ничего плохого. Таким образом, как тирания, так и безволие противопоставлены жизни, поскольку сами они приносят лишь смерть.

Пушкин рассматривает смирение, как еще больший грех по сравнению с тиранией, потому что именно положение бесправного, не имеющего возражений холопа, и делает тиранию возможной. Стихотворение «Анчар» можно назвать протестным вызовом запрету свободы слова.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Манцинелловое дерево (лат. Hippomane mancinella), или манцинелла, растёт в западном полушарии (штат Флорида, страны Карибского бассейна и Багамы) — вид деревьев семейства Молочайные.. Вокруг него часто повязана красная лента — это знак прохожим не подходить близко. Растение получило широкую известность благодаря ядовитому млечному соку, содержащемуся во всех его частях, в том числе в плодах.

Манцинелловое дерево — одно из самых ядовитых деревьев на планете.

Это раскидистое дерево с ядовитыми плодами, напоминающими небольшие яблоки или гуавы, довольно широко распространено на песчаных морских побережьях Карибского моря, Мексиканского залива и на Галапагосских островах. Также произрастает в Мексике, на Антильских островах, в Колумбии и на побережьях Вест-Индии.

Привлекательные одиночные или растущие попарно желтовато-красные плоды, обладающие сладким запахом, в свое время унесли не одну сотню жизней испанских конкистадоров, пиратов и простых европейских моряков, пытавшихся утолить голод и жажду приятно пахнущими плодами.

Эти великолепные деревья с разветвленной кроной, достигающие шестнадцатиметровой высоты, под воздействием сильных береговых ветров иногда могут принимать причудливые искривленные формы.

Листья у мацинеллы простые, элипсовидные, с ярко выраженными желтоватыми прожилками.

Дерево смерти считается вечнозеленым, однако, в периоды засухи (декабрь-январь), оно может сбросить большую часть листвы.

С началом сезона дождей появляются соцветия в виде початочков длиной 7см, на которых располагаются один или два маленьких рудиментарных женских цветка диаметром около 3мм, из звездчатых пестиков которых образуется завязь. Мужские цветки, еще меньшего размера, с множеством желтых пыльников, располагаются рядом, на этом же соцветии.

Цветение происходит, практически, в течение всего года, но особенно обильно манцинелла цветет в марте. Плоды – круглые, в диаметре имеют около 4см, очень ароматные, покрыты блестящей сероватой кожицей. Внутри находится несколько коричневых семян.

Все части этого растения: листья, кора, цветы, плоды содержат тягучий млечный сок — характерный признак всех молочайных. Он очень ядовит и, к тому же, обладает сильным раздражающим действием. При контакте с кожей наблюдается раздражение, ожог кожи, сопровождающийся появлением волдырей и воспалением. Разъедающая способность латекса манцинелла настолько велика, что способна прожечь тонкую хлопчатобумажную и другие легкие ткани.

Попадание сока в глаза вызывает слепоту, так как глаза, практически, выжигаются этим ядовитым латексом. При попадании в желудок смерть наступает от его прободения — коварная манцинелла «проедает» в желудке настоящие дыры. Дым от горящей древесины вызывает сильное раздражение дыхательных путей. Дождь и даже роса, стекающие с листьев этого ядовитого дерева, представляет собой реальную опасность для людей и млекопитающих.

Благодаря всему вышесказанному, манцинелла в настоящее время входит в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое опасное дерево в мире.

А вот некоторые рептилии преспокойно лазают по его веткам и даже устраиваются там на ночлег.

Хуан Понсе де Леон

Согласно легенде, от яда этого дерева умер испанский конкистадор Хуан Понсе де Леон. Он вернулся во Флориду в 1521-м году в поисках золота и претендовал на владение областями, которые якобы открыл. Конечно, местные жители так просто отдавать ему свои земли не собирались, и во время битвы в ногу де Леона попала пропитанная ядом манцинеллы стрела, что привело его к мучительной и долгой смерти.

Николь Стрикленд, консультант по радиологии, опубликовала в «Британском медицинском журнале» статью о том, как съела один из плодов манцинеллы. Во время праздника на Карибском острове Табаго она заметила среди лежащих на пляжном песке манго и кокосов маленькие зелёные плоды — они были круглыми, размером с мандарин, и, вероятно, упали с большого дерева с серебристым стволом и овальными листьями.

Она откусила от плода кусочек и нашла его приятно сладким, то же сделал и её друг. Через несколько мгновений оба заметили странную остроту во рту, постепенно переросшую в жжение, слезотечение и закупорку горла. В течение следующих двух часов состояние молодых людей ухудшилось, и они не могли проглотить ни кусочка из-за мучительной боли в горле. Единственное, что хоть как-то смягчало боль — молоко. И только через восемь часов все болевые ощущения стали постепенно спадать.

Английский врач и натуралист Эразм Дарвин (дед Чарльза Дарвина) писал об этом дереве: «…росинки, падающие с него, так ядовиты, что сжигают кожу; поэтому многие нашли свою смерть, поспав в его тени».

Жители Малых Антильских островов, карибы, надрезали кору манцинеллы и пропитывали наконечники стрел ее густым ядовитым млечным соком. Этот яд наносили на стрелы индейцы Санта Марты и Картахены. Если такая стрела попадала в человека, в скором времени он умирал.

В регионах, где растет манцинелла, часто можно увидеть таблички, предупреждающие проезжающих мимо туристов, чтобы они не останавливались на отдых под сенью этих деревьев и не трогали его плодов.

В 1733 году был издан королевский указ, обязывающий уничтожить все ядовитые деревья вблизи Санкт-Бартелеми на острове Пуэрто-Рико. В южной Флориде предприняли всеобщую выкорчевку опасных растений вокруг поселений.

Уничтожить манцинеллу оказалось непросто. Когда пытались рубить деревья, ядовитый сок брызгал в глаза, вызывал воспаление, жгучую боль. Человек терял работоспособность, а порою слеп. На коже возникали волдыри, которые долго не заживали. Приходилось обжигать кору дерева перед рубкой, чтобы сок свернулся. Но и дым был опасен для глаз.

Древесина манцинеллы имеет красивый, с темными прожилками рисунок. Ее очень ценят столяры-краснодеревщики.

Но как срубить дерево, если к нему нельзя даже прикоснуться? Лесорубы решают эту задачу просто: обкладывают дерево кострами и сушат его на корню горячим дымом. Только после этого приступают к валке дерева. И все же полного обезвоживания древесных тканей достичь не удается.

С большой осторожностью, чтобы в глаза не попали опилки, ствол распиливают. Часть неделовой древесины идет на топливо. Но при горении выделяется ядовитый дым, который действует на глаза и вызывает сильную головную боль.