Основу производства во второй половине XVII в. в России по-прежнему составляло сельское хозяйство. Оно являлось главным занятием для населения Рос­сии. Крестьянство было феодально зависимым. В земледелии продолжали применяться установившиеся еще в предшествующее время способы обработки почвы. Более всего было распространено трехполье, но в лесных районах Севера важное место занимала под­сека, а в степной полосе Юга и Среднего Поволжья — перелог. Этим характерным для феодализма способам обработки земли соответствовали примитивные орудия производства (соха и борона) и низкие урожаи. Крепостная зависимость основного производи­теля — крестьянина, не давала возможности для широкой интенсификации труда.

Земля находилась в собственности светских и духовных феодалов, дворцового ведомства и государ­ства. Бояре и дворяне к 1678 г. сосредоточили в своих руках шестьдесят семь процентов крестьянских дворов. Это было достигнуто путем пожалований от правительства и прямыми захватами дворцовых и черносошных (государственных) земель, а также владений мелких служилых людей. Дворяне создавали крепостные хозяйства в необжитых южных уездах государства. Если учесть, что в незакрепощенном состоянии к этому времени находилась только десятая часть тяглого (т. е. платившего налоги) населения России (посадские люди и черносошные крестьяне), то можно прийти к выводу о преобладании феодально зависимой формы ведения сельского хозяйства.

Тем не менее подавляющая часть светских феодалов принадлежала к числу средних и мелких земле­владельцев. Географические особенности России привели к тому, что феодальные хозяйства находились в постоянной динамике. Это характеризовалось прежде всего тем, что хозяйства постоянно укреплялись. Что собой представляло хозяйство дворянина средней руки, можно видеть из переписки А. И. Безобразова. Как истинный феодал, он не гнушался никакими средствами, если представлялась возможность округлить свои владения. Как и многие другие землевладельцы, он энергично захватывал и скупал плодород­ные земли, беззастенчиво сгоняя с насиженных мест служилую мелкоту. В то время основное количество помещиков большей частью силовыми методами переселяли на Юг своих крестьян из менее плодородных центральных уездов.

Как отличительная черта русского крепостного хозяйства выступает и то, что после дворян по разме­рам землевладения второе место занимали духовные феодалы. Во второй половине XVII в. архиереям, монастырям и церквам принадлежало свыше 13 про­центов тягловых дворов. Особенно выделялся Троице-Сергиев монастырь. В его владениях, разбросанных по всей европейской территории России, числилось около 17 тыс. дворов. Вотчинники-монастыри вели свoe хозяйство традиционными методами, т. е. теми же крепостническими приемами, что и светские феодалы, не утруждая себя введением каких-либо новых аграрных методик для повышения урожайности.

Тем не менее, в России существовали земли, где крепостническое землепользование было почти неразвито. В силу этого население, занимавшееся сельским хозяйством, не испытывало здесь такого крепостного гнета, как в средней полосе. Прежде всего в лучших условиях по сравнению с помещичьими и монастырскими крестьянами находились черносошные крестьяне, жившие в Поморье, где в основном земли считались государственными. Но и они были отягощены различного рода повинностями в пользу казны, страдали от притеснений и злоупотреблений царских воевод и в конечном итоге также не были сильно заинтересованы в совершенствовании способов обработки земли. Кроме того, в Поморье в силу климатических условий производство зерна не имело большого развития.

Производственная феодальная единица представ­ляла собой поместье, центром которого было село, или сельцо, рядом стояла господская усадьба с домом и надворными постройками. Чаще всего барское по­местье было вотчиной, т. е. наследственным владением. Типичный помещичий двор в средней полосе России в XVII столетии состоял из горницы, поставленной на полуподвальном этаже. При ней находились сени — просторное приемное помещение. Рядом с горницей стояли хозяйственные постройки — по­греб, амбар, баня. Двор был огорожен забором, рядом находился сад и пчельник. У более богатых дворян усадьбы были значительно обширнее и благоустроенней, чем у мелких помещиков.

Село, или сельцо, было центром для примыкавших к нему деревень. Чаще всего это было обусловлено наличием и приходского центра — церкви, в кото­рой правились службы. В селе среднего размера редко насчитывалось более 15—30 дворов, в деревнях стояло обычно 2—3 двора.

Крестьянский двор состоял из теплой избы, чаще всего с печью без дымохода, холодных сеней и надворных построек.

Для работы на огороде, скотном дворе, в конюшне помещик держал в усадьбе холопов. Господским хозяйством заведовал приказчик, доверенное лицо помещика. Однако хозяйство, которое велось с помощью дворовых людей, только частично удовлетворяло помещичьи запросы. Помещик сам занимался сельским хозяйством в силу исторически сложившихся патриархальных условий. Основной доход помещикам приносили барщинные или оброчные повинности крепостных.

В обязанности крестьян входило обрабатывать помещичью землю, убирать урожай, косить луга, возить дрова из леса, очищать пруды. Кроме выполнения малоквалифицированного труда крестьяне должны были заниматься строительством и теми или иными промыслами. Крепостные были обязаны, в частности, строить и ремонтировать барские хоромы, изготовлять ту или иную ремесленную продукцию, употреблявшуюся в поместье. Разумеется, эту работу выполняли не только мастера-кустари, находящиеся в крепостной зависимости от своего господина. Помимо барщины, они обязаны были доставлять госпо­дам «столовые запасы» — определенное количество мяса, яиц, сухих ягод, грибов и др. Каждый помещик по своему усмотрению требовал с крестьян тот или иной объем продовольствия. К* примеру, в деревнях боярина Б. И. Морозова полагалось давать в год с крестьянского двора свиную тушу, два барана, гуся с потрохами, 4 поросенка, 4 курицы, 40 яиц, а также коровье молоко и сыр.

Некоторое увеличение внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию, а также отчасти вывоз хлеба за границу побуждали помещиков расширять барскую запашку и повышать оброк. В связи с этим в черноземной полосе непрерывно увеличивалась крестьянская барщина, а в районах нечерноземных, преимущественно центральных (за исключением подмосковных вотчин, из которых доставлялось продовольствие в столицу), где барщина была менее рас­пространена, повышался удельный вес оброчных повинностей.

Стремление к максимальным урожаям со стороны помещиков приводило к тому, что их собственная запашка расширялась за счет лучших крестьянских земель, которые отходили под господские поля.

В районах, где преобладал оброк, медленно, но не­уклонно росло значение денежной ренты. Это явле­ние отражало развитие в стране товарно-денежных отношений, в которые постепенно вовлекались и крестьянские хозяйства. Однако в чистом виде денеж­ный оброк встречался очень редко. Чаще всего он сочетался как с рентой продуктами, так и с различ­ными барщинными повинностями.

К числу новых явлений, тесно связанных с раз­витием товарно-денежных отношений в России, отно­сится создание в крупных помещичьих хозяйствах различного рода промысловых предприятий. Это были зачатки капиталистического производства. Во многом это явление схоже с капиталистическим пере­рождением феодальных поместий в Англии.

Так, крупнейший вотчинник середины XVII в. боярин Морозов организовал в Среднем Поволжье производство прташа. Он также построил в подмос­ковном селе Павловском железоделательный завод, занимался винокурением. У этого стяжателя, по сло­вам современников, была такая жадность к золоту, «как обыкновенная жажда пить». Таким образом происходило первичное накопление капитала.

В погоне за прибылью примеру Морозова последовали другие крупные бояре — Милославские, Одоевские и др. Однако на их промышленных предприятиях наиболее обременительные работы по подвозке дров или: руды возлагались на крестьян, обязанных в порядке очереди работать иногда на собственных лошадях, оставляя свою пашню заброшенной в горячую пору полевых работ. Таким образом, эксплуатация крепостных крестьян на промышленных производствах придавала начальному российскому капитализму свою особенность. Свободный наемный труд широко не был использован. Поэтому увлечение некоторых крупных феодалов промышленным про­изводством не изменило крепостнических основ организации их хозяйств.

В больших феодальных поместьях вводились некоторые новшества в пользовании землей. Все чаще в своих усадьбах помещики начинали заниматься садоводством, а увлеченные сельским хозяйством помещики строили теплицы для выращивания южных растений.

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика
Автор: Игорь Новицкий

Содержание статьи:

Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

Госпрограмма разработана и утверждена в 2012 году и по сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья на выше обозначенный период. Главная цель программы: создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет.

Если говорить об эффективности, то к 2020 году планируется, что индекс производства сельхозпродукции составит не менее 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента.

Основные подпрограммы

Для успешной и последовательной реализации госпрограмма была разбита на ряд подпрограмм, которые коснулись всех сфер АПК. Таким образом, предусматривается:

  • развитие растениеводческой отрасли, организация качественной переработки и эффективной реализации выращенной продукции;
  • поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;
  • развитие мясного скотоводства;
  • поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • полная модернизация всех производственных процессов;
  • устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;
  • мелиоративное освоение земель.

Ожидаемые результаты

  • расширения ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества;
  • создание новых и сохранение старых рабочих мест;
  • расширение сырьевых рынков;
  • внедрение инновационных разработок и технологий;
  • реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропромышленного комплекса;
  • стабильное эволюционное развитие АПК в последующем.

Развития сельского хозяйства в 2016 году: цифры и факты

Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.

Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы.

Особое внимание в РФ уделяется и развитию малых форм хозяйствования (фермерство и крестьянство). Государство делает ставку на такой вид хозяйственной деятельности как основу обеспечения экономической стабильности и сохранения занятости на селе. Более 84 млрд. рублей планируется направить государством до 2020 года на оказание безвозмездной финансовой помощи начинающим фермерам, семейным животноводческим хозяйствам. Такие средства можно будет направить на приобретение земельных угодий для ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Кроме субсидий, можно также воспользоваться льготными кредитными программами, которые предлагает сегодня Россельхозбанк.

Разумное субсидирование: обеспечение финансовой стабильности хозяйств

Госпрограмма, направленная на развитие АПК, предусматривает новые подходы в субсидировании. Так, с 2016 года в мясомолочной отрасли обязательным требованием получения субсидии становится выполнение требования по выходу телят на 100 коров, что позволит обеспечить воспроизводство стада. Более 25% всех субсидий, выделяемых на мясное скотоводство, составляют краткосрочные инвестиционные кредиты, выделяемые в том числе и на перерабатывающую отрасль.

Примечательно, что впервые список получателей государственных субсидий добавлены предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции. Такие меры позволяют не только оптимизировать работу таких предприятий, но и выйти на хорошие показатели сокращения импорта по ряду продовольственных показателей, выпускать конкурентоспособную продукцию отечественного производства.

Совершенствование госпрограммы: план реализации

Совершенствование госпрограммы предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, касающихся развития АПК в целом.

  1. Активное развитие и приоритетных отраслей АПК.
  2. Обеспечение крепкой и надежной материально-технической базы.
  3. Увеличение доходности сельхозпроизводителей.
  4. Создание устойчивой сельской кооперации.
  5. Эффективное развитие и рациональное использование сельскохозяйственных угодий.

Субсидии для фермерских хозяйств в 2016 году

Для поддержки субъектов хозяйствования АПК, фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции в 2016 году государство предоставляет субсидии, что позволяет создать надежную материально-техническую базу для эффективной работы. Для того, чтобы получить такую финансовую помощь, необходимо соответствовать ряду определенных критериев. Программа предусматривает субсидирование непосредственно создания фермерского хозяйства (до 1, 5 млн рублей) или же предоставления единовременных выплат для организации бытовых условий начинающего фермера (250 тысяч рублей).

Программа «Начинающий фермер» позволяет получить необходимые средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса на начальном этапе. Гранты выдаются государством, однако в каждом регионе России действуют собственные программа поддержки фермерских хозяйств, поэтому в их рамках могут быть предусмотрены дополнительные субсидии. При этом денежная сумма предусматривает целевое использование, то есть, на приобретение:

  • сельскохозяйственного оборудования и специальной техники;
  • посадочного материала;
  • сельскохозяйственных кормов для животных или удобрений для обеспечения эффективности растениеводства;
  • земельных угодий;
  • скота, в том числе и племенного;
  • финансовой поддержки регионов.

Сегодня претендовать на получение государственной субсидии могут фермеры, которые только начинают свое дело, и соответствуют следующим требованиям:

  • наличие гражданства РФ и трудоспособного возраста;
  • находиться в статусе руководителя фермерского или крестьянского хозяйства не менее 1 года;
  • иметь профильное образование и опыт работы в АПК как минимум 3 года.

Условия получения гранта

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.

Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.

Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ.

На нашем форуме Сельхозпортал.рф вы сможете найти подробную и самую актуальную информацию, касающуюся получения государственных субсидий и грантов на развитие фермерских хозяйств.

Структура и отрасли сельского хозяйства по данным Росстат

Для того, чтобы оценить состав и структуру товарной продукции сельского хозяйства в России, а также проанализировать статистику и прогнозные данные, необходимо рассмотреть данные, приводимые Росстатом.

Официальные показатели

Чтобы представить себе структуру и роль сельского хозяйства в общем производстве Российской Федерации, необходимо проанализировать все статистические данные с учетом временных изменений и дальнейшего перспективного развития.

По годам

Вот какие статистические данные предоставляет для анализа Росстат:

  • На 2018 год производимая продукция сельской отрасли во всех категориях (растениеводства и животноводства) составляет 5.348,8 млрд руб. За последние 8 лет, то есть с 2010 года, количество производимой продукции выросло более, чем в 2 раза, то есть с 2.462,2 млрд руб. до указанной суммы.
  • Если учитывать стоимость, на которую производят продукцию крестьянские или фермерские хозяйства, то на конец 2018 года она составляла 670 млрд руб. Причем, преимущественно растениеводческих – в количестве 530,2 млрд руб.
  • Тогда как на животноводческие приходится всего лишь 139,8 млрд руб. Так как в сфере фермерского хозяйства произошли структурные перемены, в стране стали образовываться достаточно интенсивно крестьянские (фермерские) подворья. Соответственно, увеличилось и количество производимых товаров разных категорий. За период с 2008 года показатели увеличились в этом секторе более, чем в 4 раза.
  • Произведенная продукция данными организациями – 3022,1 млрд руб. Здесь рост за последние 10 лет показал утроение суммы.
  • Продукция в частных хозяйствах населения составляет 1656,7 млрд руб. А вот в частном секторе, всего лишь на 50% выросло производство сельхозпродукции за последние 10 лет.

По городам и регионам

Учитывая региональные особенности, структура продукции сельского хозяйства выражена следующими показателями:

  • В Центральном федеральном округе животноводческие хозяйства занимают 51,1%, тогда как растениеводства 48,9%.
  • В Северо-Западном федеральном округе преимущественно производится мясомолочная продукция и она составляет 66,4% от общего рынка. На продукцию растительного происхождения приходится 33,6%.
  • В Южном федеральном округе производство и выращивание животных занимает 33,8%, тогда как растений разных сортов и видов – 66,2%.
  • В Северо-Кавказском федеральном округе животноводство занимает 44,1%, а растениеводство – 55,9%.
  • В Приволжском федеральном округе животноводческая продукция составляет 53,4%. Растениеводство – 46,6%.
  • В Уральске фермы выпускают 59,9%, тогда как сады и поля – 40,1%.
  • В Сибирском федеральном округе животноводческие – 56,4%. А растениеводство – 43,6%.
  • В Дальневосточном федеральном округе животноводство 48,4%, а растениеводство – 51,6%.

Как видно из данного распределения по стране, приблизительно равномерно развиты оба вида сельского хозяйства.

Государственная программа развития

В 2012 году была разработана государственная политика в сфере сельского хозяйства. Она рассчитана на период с 2013 по 2025 г. и предполагает:

  • Развитие различных отраслей агропромышленного комплекса. Обеспечение условий для данного развития.
  • Управление этой программой и комплексное обеспечение общих условий функционирования различных отраслей.
  • Научно-технические инновации и обеспечение усовершенствования отрасли.
  • Работа по развитию сырьевой базы, которая помогла бы в дальнейшем развитию отраслей легкой промышленности и обеспечило эту сферу качественным сырьем.

Продукция

Рассматривая общую совокупность продукции, которая производится данной отраслью, стоит отметить следующую особенность с учетом категории хозяйств:

  • Общее распределение между животноводством и растениеводством является равномерным, если брать все в совокупности.
  • Это же наблюдается и в сельскохозяйственных организациях. Они с одинаковой успешностью выращивают многолетние и однолетние виды растений, а также производят крупный и мелкий рогатый скот, птицу и других зверей.
  • В хозяйствах населения также превалирует практически равноправие, с небольшим перевесом в сторону выращивания животных разных видов. Но этот перевес не превосходит 10%.
  • В крестьянских и фермерских подворьях преобладает растениеводство. Причем, оно перевешивает практически в 4 раза.

Охотничье хозяйство

Вот какие статистические данные имеются по охотничьим хозяйствам РФ:

  • На сегодняшний день в России выделено 692 млн гектар охотничьих угодий.
  • Количество активных охотпользователей составляет 4582.
  • Государство за 2018 год расходовало 9056 млн руб. на все затраты по ведению охотничьей сферы в стране. Сюда входят суммы на биотехнические мероприятия касающиеся охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов, пересчет численности и создание инфраструктуры.

Если рассматривать основные виды ресурсов в этой части хозяйства и их динамику с 2004, то они представлены следующими видами и статистическими параметрами:

  • Практически все копытные – благородные олени, дикий северный олень, кабан, кабарга, косули, лося, овцебыки, пятнистый олень, снежный баран увеличились в своей численности от 1,2 до почти 3 раз.
  • Единственными исключениями стали сибирский горный козел, который уменьшился на 10% и туры, уменьшившиеся по численности почти в 2 раза.
  • Из пушных зверей больше стало бобров, волков, выдр, зайца-русака, куницы, рыси и соболя. Но их численность увеличивалась незначительно.
  • В то время такие пушные, как белка, горностай, заяц-беляк, колонок, корсак, лисица, росомаха, наоборот, уменьшились.
  • Бурые медведи нарастили свою популяцию в 1,7 раза.
  • Что же касается птиц, то больше стало глухаря и тетерева. Тогда как рябчик уменьшился незначительно в своей численности за отчетный период.

Что же касается добычи, то больше всего за 2016–2017 года в России было добыто:

  • Дикие северные олени – 5821.
  • Кабарги – 11860.
  • Дикие кабаны – 63061 особей.
  • Косули – 43551 особей.
  • Лоси– 31987.
  • Бобры – 20981.
  • Соболи – 288043 особей.

Для экономии диких ресурсов в России имеются специальные питомники, которые занимаются искусственным разведением отдельных видов охотничьих животных. На 2018 год выведено следующее количество особей:

  • Кабаны – 3076.
  • Косули – 967.
  • Лоси – 294.
  • Благородный олень – 6644.
  • Пятнистый олень – 5497.
  • Ланей – 2873.
  • Муфлон – 1431.
  • Сайгак – 15.
  • Медведь – 4.
  • Утки – 5539.
  • Куропатки серын и бородатые – 1430.
  • Фазаны – 11019.

Лесное хозяйство

Что касается лесной, то в Российской Федерации:

  • На 2009 год было вывезено 97,1 млн м3 древесины.
  • В 2010 году было заготовлено 117 млн м3.
  • В 2011 – это число составило уже 123 млн м3.
  • В 2012 – 122 млн м3.
  • В 2013 количество лесозаготовок уменьшилось до 120 млн м3.
  • В 2014 заготовлено было 123 млн м3.
  • В 2015 это число увеличилось до 127 млн м3.
  • В 2016 году до 137 млн м3.

Но помимо расходования лесных угодий необходимо отметить, что государством ведутся работы и по лесовосстановлению:

  • Так как на 2000 год было восстановлено 972,9 тысяч гектаров.
  • На 2010 – это число несколько снизилось и достигло практически своего минимума, который повторился в 2015 году и составило немногим больше 800 тысяч гектаров.
  • В 2018 году специальными службами было воссоздано 949,4 тысяч гектаров.

Растениеводство

Структура на сегодняшний день имеет следующий вид:

  • Зерновые и бобовые – 46330 тыс.га.
  • Технические культуры – 15174 тыс.га.
  • Картофель и овощи, произрастающие в открытом грунте – 1325 тыс.га.
  • Кормовые – 16124 тыс.га.

Животноводство

Анализируя поголовье самых разных животных, выращиваемых с коммерческими целями, в России на конец 2018 года, имеются следующие данные:

  • Крупный рогатый скот. В общем количестве – 18152,1 тыс. голов.
  • Свиньи – 23726,6 тысяч.
  • Овецы и козы в совокупности 23129,3 тыс.
  • Лошади – 1283 тыс.
  • Птицы – 555827 тыс.
  • Севернын олени – 1779,9 тыс.
  • Кролики – 3563,2 тыс.
  • Пчелосемьи – 3093,8 тыс. ульев.

Прогноз

Учитывая приведенную статистику, за последние 10 лет наблюдается определенный рост практически во всех сферах сельскохозяйственного производства. Но, он не такой быстрый, как потребности внутри страны.

Имеются все потенциалы и резервы для того, чтобы не только полностью обеспечивать собственные внутренние потребности, но и производить продукцию на импорт. Но для этого необходимо технологический оснащать отрасль и доводите ее до более высокого уровня автоматизации, что существенно позволит сэкономить ресурсы и увеличить прибыль.

Сельское хозяйство в России: актуальные сводки, перспективы

Содержание:

  1. Ведущие направления отрасли
  2. Эксклюзивная с/х продукция
  3. Другие виды сельскохозяйственной деятельности

Начиная с 2000-х годов, сельское хозяйство в России активно развивается, не сбавляя темп. Несмотря на скептические высказывания, отрасль достаточно выгодная, возможностей которой хватает, чтобы почти на 100 % обеспечить потребности россиян, а также экспортировать часть продукции за границу.

Чтобы убедиться в перспективности отрасли, достаточно взглянуть на статистику прошлых лет:

  • импорт продовольственных товаров в ходе эмбарго в 2014–2016 годах уменьшился втрое;
  • экспорт сельскохозяйственной продукции с 2005 до 2015 год вырос в 6 раз;
  • сбор зерновых культур и зернобобовых в 2015 г. превысил предыдущие цифры на 13,7 %;
  • в 2016 г. Россия заняла лидирующую позицию среди экспортеров пшеницы;
  • по сравнению со временами СССР качество сельскохозяйственной продукции выросло, снизились потери во время транспортировки, хранения и продажи.

Положительная динамика наблюдается ежегодно, и это позволяет убедиться, что развитие сельского хозяйства в России не только теоретически возможно, но и успешно реализуется на практике в регионах.

Ведущие направления отрасли

Каждое направление в сельском хозяйстве заслуживает отдельного внимания ввиду региональной принадлежности, климатических условий и применения агротехники. Основные направления в сельском хозяйстве следующие:

  1. Растениеводство. Географически Россия охватывает несколько климатических зон. На юге растениеводство достаточно выгодно. В качестве примера можно взять Кубань с ее 100 % рентабельностью выращивания зерновых. В европейской части России и на юге Сибири сосредоточен чернозем, но и на менее плодородных грунтах удается выращивать растения под выпас животных и кормового назначения.
  2. Животноводство. В отличие от южных регионов, климат которых позволяет акцентировать внимание на выращивании культур, северные части страны больше подходят для фермерского хозяйства. Современные технологии нивелируют климатический фактор, не позволяющий заниматься выращиванием растений.
  3. Зерноводство. На Россию приходится 10 % пахотных земель в мире. Около 4/5 пашенной территории расположено в Западной Сибири, на Северном Кавказе и Урале, в Центральном Поволжье. Россия лидирует среди мировых производителей ржи и овса, ячменя и сахарной свеклы, а также подсолнечника и гречихи.
  4. Картофелеводство. Ежегодно отмечается прирост урожая. Сбор в 2012 году равнялся 29,5 млн тонн, в 2014 году — 31,5 млн тонн, в 2015 году — уже 33,6 млн тонн. Такие показатели выдвигают Россию на третье место, немного уступая Индии и Китаю. Для сравнения, в Беларуси в 2012 году было собрано 6,9 млн тонн картофеля.
  5. Свекловодство. Собрав в 2011 году около 46,2 млн тонн свеклы, Россия вышла на лидирующие позиции в мире. В 2015 году показатель снизился до 37,6 млн тонн, но этого объема хватает для удовлетворения потребностей населения на 80 %.
  6. Овощеводство. Показатель по производству овощей в тепличных условиях вырос к 2016 году на 8 % по сравнению с предыдущим периодом за счет введения в эксплуатацию 160 га зимних теплиц. Уровень уверенной самообеспеченности овощами равен 90 %. Строительство крупных тепличных комплексов позволяет рассчитывать на дальнейший рост отрасли, позволяющей выращивать овощи круглогодично не только в южных, но и в северных регионах.

Эксклюзивная с/х продукция

Сельское хозяйство в современной России в отношении уникальных направлений развивается за счет климатических условий. Это сбор целебных и пряных трав, грибов и разнообразных ягод, а также такая полезная отрасль, как пчеловодство. Среди других стран Россия лидирует по выращиванию смородины и малины, стала одним из крупных производителей натурального меда. Благодаря обилию озер, рек и морей удается развивать производство икры, в том числе на экспорт, заготавливать рыбу, включая байкальского омуля.

В северных регионах развивается оленеводство. Мясо этих животных считают деликатесом, поэтому в последнее время идет работа над налаживанием регулярных поставок оленины из западносибирских хозяйств в другие регионы. Другие деликатесы России: балтийский морской еж и мурманский гребешок, черноморская устрица и медуза-ропилема, а с ними магаданский трубач, петербургская корюшка и хамса, архангельский клыкач.

Уникальные растительные продукты: шишки ели, ягоды жимолости, березовый луб, черный трюфель. К молочным деликатесам относят оленье и лосиное молоко, к мясным — якутскую конину, а еще мясо от дагестанского тура и тувинского яка.

Другие виды сельскохозяйственной деятельности

Помимо перечисленных выше направлений развития, сельскохозяйственное производство в России включает в себя бахчеводство (наибольший урожай дают арбузы), плодоводство (груши и абрикосы, яблоки и сливы), выращивание и сбор ягод за счет больших лесных массивов. По производству смородины и малины Россия лидирует, по клубнике — на шестом месте, в тройке лидеров — по землянике и крыжовнику.

Другие сферы с/х деятельности включают в себя виноградарство и виноделие, особенно развитые в Крыму и на Северном Кавказе. Чуть меньше данными отраслями занимаются в Саратовской, Астраханской и Волгоградской области. Стремительно развивается производство чая, сырье для которого выращивается в Краснодарском крае. Кроме перечисленных, есть и другие отрасли, нацеленные на активное развитие. В каждом случае важен грамотный подход, внедрение технологий, использование современных материалов, инструментов, сельскохозяйственной техники и удобрений.

Как российская власть намерена развивать сельское хозяйство России

В начале февраля, на правовом интернет-ресурсе появилось распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 №151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».[1]

Рассмотрим, данный документ поподробнее.

На первой же странице мы видим, что как таковая Стратегия не выработана, так как Минсельхозу Российской Федерации приказано разработать проект плана мероприятий по реализации.[2] То есть так называемая Стратегия носит рекомендательный характер, она представляет из себя романтические мечтания и чаяния чиновников в отношении российского сельского хозяйства. Правительство дает направление для исполнительных органов и определяет рамки, в которых должно идти развитие сельскохозяйственной отрасли экономики.

В общих положениях Стратегии написано, что она разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020», Доктрины продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 года №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», а также параметров умеренно-оптимистического прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития РФ.[3]

Получается, что все наши министерства с их тысячным штатом сотрудников, имеющих ученые степени в разных областях науки, точно ничего сказать не могут, а надеются на некие «оптимистические прогнозы». Они не уверены, они только лишь «надеются» — то есть, грубо говоря, гадают на кофейной гуще! В условиях рыночной экономики, где правят балом анархия рынка и конкуренция, а значит по определению ничего предсказать нельзя, только и остается, что вызывать духов, вглядываться в кофейные крупинки, да раскладывать карты, поскольку все иное бессмысленно. Только зачем для этого учиться и награждать один другого «учеными» степенями? И уж тем более смешно строить какие-то планы, да ещё и на долгосрочную перспективу!

Для того, чтобы что-то планировать, для этого надо, по крайней мере, заранее знать сколько чего и кому потребуется, какие ресурсы для этого будут нужны и имеется ли возможность их задействовать. В условиях частной собственности, когда все друг друга боятся и стремятся один другого сожрать — конкуренция, когда левая рука не знает, что делает правая, поскольку никто не знает кто, сколько и чего произведет, и главное — смогут ли произведенное купить люди, говорить о планировании, это самим себе выписывать свидетельство об умственной неполноценности. Но увы, именно этим регулярно и занимается российское правительство, как, впрочем, и все остальные правительства буржуазных стран. А что им, собственно, остается? Только изображать, что они чем-то там управляют.

Пойдем дальше по тексту очередного интеллектуального продукта российской власти с громким названием «Стратегия», которых мы перевидали за 20 лет капитализма в нашей стране немало и ни один из которых, надо сказать, исполнен не был.

В тексте документа дается общая характеристика сельских территорий, из которой следуют, что картина в российской селе просто удручающая.

Численность сельского населения в России с 2000 года сократилась на 2,3 млн. человек и на 1 января 2014г. составила 37,1 млн. человек. Демографические проблемы никуда не делись, а только обострились:

продолжительность жизни на селе меньше, чем в городе (69,2 против 71,3);

— миграция из села в города увеличилась (2012 г. – 166,6 тыс. человек, 2013 г. – 176,8 тыс. человек);

— уровень бедности растет -доля семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в сельской местности составила в 2013 году более 40% общего числа малоимущих семей.[4]

Что делать? Выход из сложившейся печальной ситуации правительство РФ видит во «всесторонней диверсификации сельской экономики, поддержки фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход».

Слов много, а суть-то самая препоганая — выбирайтесь, граждане сельчане, сами, как хотите! Это коротко смысл всего сказанного в приведенной цитате. «Самозанятость» — то есть ищите себе сами занятие и способ добывания средств к жизни. Все то же пресловутое и набившее оскомину «фермерство», т.е. мелкое частное производство, доказавшее свою полнейшую несостоятельность и неконкурентноспособность по сравнению с крупными предприятиями — теми же колхозами и совхозами, например. Ремесленичество вместо автоматизированного крупного производства — это что-то вроде призыва «Вперед в феодализм!» И… не упадите со стула — сельский туризм! То есть приглашайте к себе за деньги туристов посмотреть, как вы там хреново живете в полной нищете и разрухе, и с них и живите!

А что наше правительство? Что оно обязуется сделать для российского села? А наше правительство всего лишь милостиво позволит сельским труженикам пользовать той землей, на которой они живут (. ), может быть «снимет барьеры» (понятно, что не из ВТО выйдет — об этом даже пусть не мечтают!), чего-то там «облегчит» и «проконсультирует», если нужно! ВСЕ!

А как вы хотели? «Выживание каждого есть личное дело каждого» — этим принципом руководствуется не только Ходорковский — на нем весь капитализм построен.

Если кто всерьез думал и надеялся, что наша власть на селе предприятия будет строить и работой местный народ обеспечивать, тот пусть задаст себе один маленький вопрос и попробует на него сам ответить: а зачем сельские жители России нашим олигархам? Вот то-то и оно…

Идем далее. Центральное место в документе занимает вопрос об учете. Наше правительство стремится всё подсчитать и «оптимизировать», чтобы уменьшить расходы и увеличить доходы. Идеал для него такое положение вещей, когда оно ничего не должно трудовому народу страны, а он должен буржуазной власти всё — и работать от зари до зари без выходных и праздников, и умирать, если потребуется, за интересы тех, кого оно представляет — за крупный капитал и олигархию. И сельские жители здесь не исключение.

К примеру, закон, принятый 4 февраля, пытается разрешить сразу две задачи: предостеречь сельхозпредприятия от покупки непригодной к работе техники и повысить эффективность государственных расходов на поддержку аграрного сектора[5]. Казалось бы, дело хорошее. Однако, как всегда, хорошие здесь только слова. На деле же российское правительство всего лишь пытается еще раз ограбить российское крестьянство, заставив его покупать ту технику, которая нужна не сельским труженикам, а капиталистам, в интересах которых принят этот закон. Кто определяет пригодность или непригодность техники? Чиновники из мегаполиса, полагаете, лучше знают, какая сельхозтехника нужна на селе? Нет, это может знать только сам производитель исходя из условий своего производства. Но теперь на то, что действительно требуется сельхозпроизводителям, кредиты давать не будут, заявляя, что это не годиться, а вот на то, что не требуется, что не подходит и стоит в разы дороже — бери, дорогой, пожалуйста! Вместо пусть маленькой, но реальной помощи, один только вред. Но зато какие доходы производителям сельхозтехники и банкирам, приближенным к российскому правительству!

В общем, правительство РФ в очередной раз расстаралось перед капиталом. Разработало и ознакомило со своей Стратегией по развитию сельского хозяйства общественность страны, тем самым, дав тему для разговоров, споров и пр. А пока идут бурные обсуждения этого документа, на сайте torgi.gov.ru проходят торги земель, о которых российские СМИ ничего не сообщают.

Этот сайт был организован по Постановлению Правительства РФ от 07.02.2015 №105 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ о 10 сентября 2012г. № 909»[6] для размещения предложений о заключении концессионного соглашения и перечня объектов, в отношении которых планируется заключение таких соглашений, а также информация о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора пользования рыбоводным участком и других земель для ИЖС, ЛПХ и КФХ.

Кто будет скупать российские земли? Ясно кто — те, у кого есть деньги. А у кого нет — оставайтесь с носом. У сельского работяги попросту нет денег на приобретение земельных участков, сельхозтехники и др. вещей, без которых производство сельхозпродукции просто невозможно. Скупать земли будут богатеи, к которым потом в качестве батрака будет наниматься рядовой сельский житель. А это значит, что обнищание российской деревни будет продолжаться.

В общем, никакого развития сельского хозяйства в России не предвидится. Не предвидится и улучшения жизни сельских трудящихся нашей страны. А эта Стратегия — всего лишь очередная красивая уловка российской власти, цель которой все та же — запутать и обдурить трудовой народ страны обещаниями лучшей жизни в самом ближайшем будущем.

ФЗ о развитии сельского хозяйства: последняя редакция

Для развития сельского хозяйства в России ежегодно разрабатываются законы и проекты. В последней редакции Федерального Закона 264 были приняты меры по улучшению качества оборудования и продукции.

Описание закона о поддержке сельского хозяйства

Федеральный Закон о развитии и поддержке сельского хозяйства РФ издан государственной думой и утвержден президентом 26.12.2006 года. Это регламент взаимоотношений между производителями, потребителями, физическими и юридическими лицами в отношении продвижения и стабилизации сельского хозяйства.

Данный закон регламентирует права и обязанности в осуществлении социальной экономической политики в сфере деятельности сельского хозяйства. Это экономика, производство товарооборота, увеличение и сохранение промышленности на рынке.

Производителями товаров принято считать организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются сельскохозяйственной выработкой и промышленной переработкой. Прибыль сбыта должна составлять не меньше, чем семьдесят процентов от ежегодной доли дохода. Сельскохозяйственными производителями являются также граждане с личным подсобным хозяйством, фермеры и пользовательские кооперативы.

Под сельскохозяйственным производством подразумевают выращивание, переработку и обработку соответствующего сырья. Это торговые отношения и предоставление аграрных услуг. Рынок сельского хозяйства фиксируется спросом и необходимостью в применении исходной продукции. Это экономическая отрасль развивается с каждым днем и приносит крупный бюджет стране и ее жителям. В кризис 2015 доход от сельской промышленности вырос на 2,9 процентов по сравнению с экономически стабильными годами.

Главные отросли, в которых успешнее всего развивается экономика сельского хозяйства, — растениеводство и животноводство, которые увеличивают обороты с каждым днем.
Российская пшеница занимает первое место в мире по экспорту производственной продукции, обогнав даже оружейный товарооборот.

Летом, 2012 года государственным советом РФ была утверждена программа по развитию сельского хозяйства, и поддержке рынков сельскохозяйственной продукции, вторсырья и пищевой промышленности.

Госпрограмма рассчитана на годы и ставит перед собой следующие задачи:

  • развитие и безопасность в российском продовольствии;
  • полное замещение импорта на ценные отечественные продукты;
  • повышение качества и конкурентных способностей товаров сельского производства в стране и зарубежом;
  • развитие экономики агропромышленных комплексов;
  • поддержка в уходе за земельными территориями, удобрении. Разработка дополнительных ресурсов необходимых для полноценной и качественно выращенной продукции;
  • внедрение эко-технологий;
  • создание инновационной аграрной промышленности.

Отчеты из министерства региональных чиновников по проделанной работе указывают на рост и улучшенные показателей в сферах развития сельского хозяйства.

Федеральный Закон О развитии сельского хозяйства РФ

Федеральный Закон о развитии сельского хозяйства включает в себя перечень обязательных мер к исполнению. Государственная дума разработала эти проекты для улучшения показателей качества сельской продукции.

Скачать Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» можно по ссылке.

Изменения в ФЗ-264

В сравнении с данными за последние годы, государство стало больше уделять внимание развитию сельского хозяйства, осуществлять финансирование регионов и страховать риски.

Начинающим фермерам присваиваются гранты и оказывается поддержка в основании нового сельскохозяйственного бизнеса. Вкладывать собственные инвестиции в аграрный бизнес стало прибыльно, так как вернуть вклад возможно в среднем через четыре-пять лет.

Главным, по мнению правительства, в формировании успешного сельскохозяйственного бизнеса является обучение и повышение квалификации специалистов. Поэтому на территории России действуют более 54 аграрных университетов, которые ежегодно выпускают свыше 25 000 квалифицированных разнорабочих специалистов. Потребность в молодых кадрах уменьшается с каждым годом. Профессия стала актуальной, а поддержка правительства гарантирует бюджетные места в вузах и университетах страны.

В законе о развитие сельского хозяйства РФ предусмотрен ряд мер по поддержанию и регламентированию роста экономическо-политической стороны сельскохозяйственной промышленности:

  • предоставление бюджета производителям;
  • низкий процент налога на прибыль от производства и аргенду;
  • развитие и потребление отечественной продукции, применение с пользой для государственных служебных целей;
  • устранение или поддержание таможенных тарифов для продовольственного сырья;
  • предоставление различной помощи и консультаций для успешного бизнеса и другие меры.

Государственная власть несет ответственность за развитие сельского хозяйства, а именно:

  • осуществление и материализацию госпрограммы;
  • распределение обязанностей и установление контроля над исполнением государственной программы поддержки;
  • разработку и проведение необходимых мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственной продукции;
  • координацию цен;
  • определение потребительских свойств и необходимость в технике, оборудовании и других средствах необходимых для нормального функционирования сельскохозяйственного рынка. Пункты были дополнены и регламентированы 12 декабря 2015 года. (Ст. №10-ФЗ)

В законе сказано о возможном участии товаропроизводственых комитетов, которые также могут внести вклад в развитие сельского хозяйства:

  • участие в разработке программ и проектов по анализу рынка;
  • участие в передаче ценного опыта, в том числе и зарубежного;
  • составление рекомендаций по аграрной политике для соответствующих органов власти и другие действия, предусмотренные законодательством РФ.

В последней редакции закона от 3 декабря 2008 года, в ст. 250 ФЗ говорится о информационной части сельскохозяйственной промышленности, которая включает в себя:

  • исполнение целевых программ;
  • доклад о состоянии и развитии животноводства, растеневодства;
  • состояние технического оборудования, потребляемых затрат на него;
  • использование удобрений и химикатов для развития почвенных ресурсов;
  • управление и урегулирование финансовой стабильности предприятий;
  • предупреждение болезней животных и вредителей для растений, принятие мер по их ликвидации;
  • учет зарегистрированных работников и специалистов;
  • отчет лабораторных исследований о качестве пищевых товаров и перерабатывающего сырья;
  • учет и анализ цен на необходимое оборудование для предприятий (ред. От 3 декабря 2008 года, № 250-Федеральный закон РФ).

В информационной части Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» также говорится о необходимости размещения и регулярного обновления:

  • решений, принятых государственными аграрными органами;
  • осуществление и исполнение принятых норм;
  • фиксации таможенных пошлин;
  • учет импортируемого и экспортируемого сырья;
  • прогноз прибыли и убытков;
  • обзор основных видов сельского хозяйства;
  • ежемесячные доклады о проделанных работах;
  • подсчет затрачиваемых ресурсов на необходимую технику и оборудование;
  • объем запасов продуктов на конец года;

О переписи регионального населения также сказано в законе.