Бусины Дзи – талисман, происхождение которого связывают с древнейшими цивилизациями и даже внеземными силами. Они привлекают своей необычностью – на продолговатых бусинах нанесены магические знаки в виде глаз, геометрических форм и прочих узоров.

Эти талисманы таят загадки, которые не под силу разгадать современным ученым. Одного взгляда на настоящую бусину достаточно, чтобы понять, что перед вами мощный амулет, а тибетцы уверены – бусины Дзи посланы людям свыше. Предлагаем и вам познакомиться с этими загадочными талисманами.

Немного истории

Бусины Дзи также называют «Гзи». Магические бусинки берут свое начало в священных землях Тибета. Теории по поводу точного времени происхождения разнятся, но коренные тибетцы утверждают, что впервые талисман появился около 2500 лет назад. В те времена на тибетских землях была распространена религия Бон. Предположительно Дзи использовались в шаманских обрядах и колдунами для проведения обрядов.

В древности на территории Тибета драгоценные камни имели особое значение. Они были дороги людям не только из-за религиозной важности. С их помощью человек показывал свой статус в обществе. Но даже самые бедные слои населения старались иметь в доме несколько священных бусинок.

Есть множество теорий происхождения талисмана, о которых на протяжении многих поколений спорят ученые. Одна из них говорит о первом появлении бусин Дзи в Долине Инда примерно в 2 700 году до н.э. Затем гравированные камушки стали распространяться по окружающей территории. Последнее упоминание об их изготовлении – 643 год нашей эры в Иране. Впоследствии во время раскопок похожие талисманы находили на территории Древнего Египта, Персии и Месопотамии.

Ученые предполагают, что древние Дзи были из кварца, который химически обрабатывался. Именно химическое воздействие изменяло состав и внешний вид поверхности материала – так на бусинах появлялись рисунки. Удивительно, но до сих пор ученые не смогли узнать точный процесс изготовления древних магических талисманов.

Гзи относятся к целому «семейству» бусин. Их выделяют как отдельный вид гравированных камней.

Священные бусины-амулеты выглядели очень необычно благодаря светящемуся эффекту – сам предмет имел форму маленькой дутой трубки длиной 2,5-5 см, а материал как будто светился изнутри.

Сегодня Дзи – это как правило агат или халцедон, на который наносят определенный узор при помощи гравировки. Самый древний из известных талисманов после исследования учеными оказался состоящим на 70 % из агата, 25 % смеси других минералов и 5 % неизвестного, ранее не виданного на нашей планете элемента.

Примечательно, что тибетцы считают «истинными» талисманами только агатовые камушки. На поверхности обычно рисуют волны, глаза и линии. Особенно ценной считается рисунок с 9-ю глазами – число «9» в Бонпо считалось священным. Наиболее распространены в странах Юго-Восточной Азии.

Считается, что Бусина Дзи – это один из древнейших талисманов, который сохранился до наших времен. Но сегодня найти настоящую, священную бусинубольшая редкость.

В наше время настоящая тибетская бусина – это невероятно редкий талисман, и стоит он очень дорого. Тибетцы не расстаются с древними амулетами, они верят в силу этого талисмана, а расстаться или потерять бусину означает привлечь несчастье.

На данный момент на территории Тибета распространен буддизм, поэтому атрибуты древней религии Бон не слишком распространены. Однако браслеты с бусинами Дзи можно встретить в специализированных лавках, торгующих амулетами, или в семействе коренных тибетцев, которые передают амулет из поколения в поколение.

Тибетские легенды о происхождении бусин

О происхождении магических бусин известно множество легенд. Но самая распространенная связана с древней религией тибетцев – Бонпо, или Бон. Народ считает, что полубоги Бонпо носили Гзи как украшения. Когда бусина Дзи теряла свой привлекательный вид, божества выбрасывали их на землю. Этим объясняют тот факт, что древний талисман ни разу не был найден в хорошем состоянии – все они были изношенными, потертыми.

Один из мифов гласит, что выброшенные бусины Дзи на земле становились жуками и червями. Они жили в почве, а когда их находил человек – превращались в камни. В доказательство этого мифа тибетцы рассказывают давнюю легенду о мужчине, который пытался поймать в горах невиданное насекомое. После множества тщетных усилий он все же изловил добычу, набросив на нее шляпу. Но когда человек заглянул под нее – увидел лишь камень. Также тибетцы утверждают, что много лет назад насекомых Дзи можно было найти в спиленных рогах домашнего скота или в их экскрементах.

В теорию о насекомых тибетцы твердо верят. Подтверждение служат находки бусин Дзи – их, как правило, откапывают по несколько штук, и внешне это выглядит как гнездо насекомых. Некоторые даже утверждают, что после раскопки камни еще немного двигаются.

Легенды разных регионов Тибета немного отличаются. Западные легенды утверждают, что Дзи появились на горе Радок – первоначально камни были жидкими, и стекали по горным склонам. Этой теорией можно объяснить черно-белые рисунки на поверхности камней.

Свойства и значения волшебных бусин

Основное значение бусин Дзи – защищать своего владельца от сглаза, порчи, злых сил, различных бед и болезней, природных бедствий. В целом они работают, как и другие популярные обереги от сглаза: красная нить на запястье, Рука Фатимы или обычная булавка. Практически у каждой культуры есть подобный амулет.

Многие носят браслеты Дзи, даже не задумываясь о значении рисунков, а именно от них зависит, какими именно свойствами наделен амулет. Можно встретить множество различных узоров. Однако каждая бусинка предоставляет защиту от зла, энергетический источник и божественное благополучие.

Давайте же разберемся, какие основные виды бусин существуют, и что они означают.

Виды бусин Дзи

Существует несколько разновидностей амулета, различающиеся узорами и изображениями на них. Это могут быть рисунки людей, элементов природы, силуэты животных:

    Дзи с названием «Кубера» – рисунок из параллельных полос по краям камня и силуэта человека между ними. Амулет притягивает покровителей в виде хороших начальников, наставников и людей с высоким положением в обществе. А также влияет на самого человека, снижая его раздражительность и придавая терпения;

Основные узоры Дзи

Наиболее распространенным узором на бусинах Дзи считают изображение «глаз» в виде кружка, волнистыми и прямыми линиями. Талисманы с разным количеством глаз заслуживают отдельного внимания, ведь их число влияет на значении бусин. Если на амулете присутствуют только глаза, они дают владельцу исцеление, развитие способностей к ясновидению, приобретение внутренней гармонии, защиту от зла. В остальном есть различие:

  1. Бусина с одним глазом – жизненная мудрость, уверенность в себе.
  2. Дзи с 2-мя глазами и 16-ю – укрепление любовных уз, гармония в семье.

Также очень распространена полосатая бусина. Такой амулет помогает реализовать желания и достичь материального достатка.

Как носить и очищать бусины

Бусины Дзи можно сочетать с другими камнями, имеющими собственную силу. Тибетцы сочетают с красными кораллами, бусинками из янтаря, сердолика, или бирюзы. Можно объединить с деталями из серебряных сплавов. По верованиям тибетцев, эти камни напоминают Дзи о своей родине – Тибете. Поэтому бусы с таким составом даруют своему владельцу божественное благословение, привлекают удачу и счастье в его жизнь.

Священные Дзи нужно правильно носить:

  • завязывать браслет около пульса возле запястья или как подвеску у яремной впадины, которая находится в месте соединения шеи и плеча;
  • на месте раскрытия чакр: Аджана (центр лба), Вишуддха (место впадины на шее), Анахата (центр грудной клетки).

Периодически Дзи необходимо очищать. Например, сразу после покупки (чтобы смыть чужие энергии), или после посещения мест, в которых нельзя находиться с талисманом (на похоронах). Есть несколько способов очищения:

  1. При помощи огня. Провести Дзи несколько раз с разных сторон над пламенем свечи.
  2. Оставить талисман под прямыми солнечными лучами минимум на полдня, можно на весь день.
  3. Окурить бусину специальными благовониями из монастырей родины талисмана.
  4. Приготовить крутой раствор с морской солью и оставить в нем бусину на три часа.
  5. Оставить под струей проточной воды на 15-30 минут.

Очищение необходимо проводить раз в два месяца. Дзи собирает в себе негатив, направленный на владельца, и через время она может переполниться. Можно самостоятельно почувствовать в этом необходимость, если появилось ощущение, что амулет раздражает и вызывает желание избавиться от него.

Важно! Последние два способа используют крайне редко, так как длительный контакт с водой плохо влияет на материал талисмана.

Перед использованием необходимо провести заряжающий ритуал. Лучше всего о том, как зарядить бусину Дзи, знают монахи Тибета. Поэтому сразу после приобретения амулета рекомендуется обратиться к тибетскому монаху, который проведет ритуал зарядки божественной энергией.

Большая Ступа в Санчи – старинный буддийский храм в Индии

Обновлено: 6 Окт, 2019

Большая Ступа в Санчи – один из самых выдающихся культурно-исторических памятников Индии, привлекающий внимание путешественников со всего мира. Огромный каменный курган, созданный по проекту самого Будды, сохранился и дошел до наших дней почти в неизменном виде.

Общие сведения

Санчи – небольшая деревня, расположенная в центральном штате Мадхья-Прадеш в 46 км от его административного центра, города Бхопала. Славится большим количеством памятников ранней буддийской архитектуры, самым выдающимся из которых считается Большая Ступа, возведенная в ІІІ ст. до н. э. по распоряжению правителя Ашоки. Являясь наглядным символом Колеса дхармы, она стала не только первым в мире буддийским святилищем, но и послужила прообразом для всех последующих храмов, возводимых в честь прославленного духовного учителя.

Во ІІ ст. до н. э. в начале правления династии Шунгов Великая Ступа в Санчи была практически полностью разрушена. Со временем храм не только восстановили, но и значительно увеличили в размерах. После таких трансформаций старый кирпичный курган оказался внутри каменного, высота которого достигает 17 м, а диаметр составляет не менее 36 м. В течение последующих лет памятник пережил еще несколько изменений – рядом с ним появились 2 огромные колонны и 4 каменных ворот, заменивших собой полуразрушенную деревянную ограду.

Санчи продолжал оставаться крупнейшим центром буддийской культуры вплоть до 12 ст., но как только в центральной части Индии закрепился ислам, все буддийские святыни стали приходить в упадок. Вместе с ними опустел и сам поселок – к концу века он полностью утонул в песках и кустарниках. Возможно, мы так никогда и не узнали бы ни о самой деревне, ни о хранящихся в ней храмах, если бы не генерал британской армии Тейлор, который случайно наткнулся на это место в конце 1819 года. Спустя еще 100 лет здесь оборудовали музей, а в 1989 году все деревенские достопримечательности были внесены в Список ЮНЕСКО.

Архитектура ступы

Большая Ступа в Санчи представляет собой огромную каменную полусферу, лишенную каких-либо внутренних помещений, но хранящую в своих недрах главную реликвию буддизма – священные останки самого Будды и еще несколько вещей, связанных с его деятельностью. Как и круглая платформа, на которой держится это величественное древнее сооружение, она сложена из камня и серого кирпича. В окружении кургана находится просторная открытая терраса для проведения священных ритуалов, к которой ведут небольшие узкие лестницы.

Форма этого уникального памятника архитектуры подчинена строгим религиозным канонам, а каждый присутствующий элемент имеет глубокое сакральное значение. Так, полусфера ассоциируется с небесным сводом, хармики (небольшие мезонины с основанием в виде балкончика) – с божественной горой Меру, а каменный купол с нанизанными на него зонтиками, постепенно уменьшающимися в диаметре, — с восхождением человека к небесам.

Изначально Большая Ступа была покрыта белой штукатуркой, но со временем от нее не осталось и следа, впрочем, как и от деревянных монастырских построек, окружавших ее в прежние годы. А вот массивная каменная ограда, установленная по 4 сторонам света, сохранилась идеально. Главным украшением этой ограды являются так называемые тораны, внушительные въездные ворота, предназначенные для прохода торжественных процессий и совершения священного буддистского обряда.

Эти ворота, дополненные искусными скульптурными изображениями, можно без преувеличения назвать одними из самых выдающихся произведений индийской архитектуры. Они не только получили всемирную славу, но и стали таким же символом Индии, как и цветок лотоса, «Львиная капитель» или дворец Тадж-Махал.

На первый взгляд в этих торанах нет ничего примечательного: простая конструкция, состоящая из 3 столбов и такого же количества горизонтальных перекладин. Но если подойти к воротам поближе, можно увидеть, что вся их поверхность покрыта различными рельефными рисунками, создающими контраст с лаконичными и абсолютно гладкими стенами самого кургана. Ворота Большой Ступы в Санчи (Индия) нередко сравнивают с альманахом исторических, культовых и бытовых образов. Но главное даже не в этом – являясь свидетельством огромного прогресса, достигнутого индийскими зодчими в I ст. до н. э., рельефы этих сооружений стали еще и самым древним произведением искусства, найденным на территории Индии.

Основная часть рисунков, нанесенных на тораны, связана с Великим Буддой. Правда, портретов самого учителя вы там не увидите. Дело в том, что в тот период развития искусства его рисовали не прямо, а в виде определенных символам – лотоса (появление на свет), дерева бодхи (просветление), колеса (буддистское учение), а также следов ног и престола (присутствие). В качестве последнего как раз-таки и выступает большой курган.

Из всех 4 ворот лучше всего сохранились северные, увенчанные сломанным колесом правосудия, поддерживаемые огромными каменными слонами и украшенные прекрасными полубожественными обольстительницами. Самым известным изображением этих торан является парящее дерево бодхи, ассоциирующееся с погружением Будды в состояние истинной благодати.

Архитравы западных ворот, поддерживаемые уродливыми карликами, демонстрируют 7 разных реинкарнаций великого учителя и сцену борьбы Будды с Марой, буддийским воплощением злых сил. Скульптуры львов, установленные спинами друг к другу на самых старых – южных – воротах, формируют государственный герб Индии, на фоне которого любят делать селфи многочисленные посетители комплекса. Еще одной особенностью этих торан являются сцены появления на свет и великого ухода Будды, отрекшегося от мирской жизни и отправившегося искать просветление (лошадь без всадника). Что касается четвертых ворот – западных – их главной гордостью является изображение колеса учения, к которому долгие годы приходят многочисленные паломники.

Практическая информация

Архитектурный памятник, расположенный по адресу Sanchi, Bhopal, Индия, работает с 8 утра до 5 вечера. Стоимость посещения составляет 3,5$.

Добраться до места назначения можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно.

Дорога от Бхопала до Санчи занимает меньше часа. Билет стоит 20 центов. Бронировать его заранее не стоит – достаточно прийти к кассам за 20-30 минут до отправления поезда. До деревни ходит 6 составов (08:00, 10:20, 15:15, 16:10, 18:00 и 20:55), назад возвращается только 4 (08:00, 08:50, 16:30 и 19:10).

На заметку! Еще одна электричка отправляется из Мумбаи. А вот экспрессы и скоростные поезда ходят только до города Видиша, расположенном в 10 км от деревни. Затем нужно пересесть на автобус или рикшу.

Автобусы между поселком и Бхопалом курсируют с 6 утра до 10 вечера. На дорогу уйдет не меньше 1,5 часов. Билет стоит 40 центов.

На заметку! Регулярные автобусные рейсы ходят и до Видишы. Время в пути – 20 минут, билет стоит 10 центов. Первое отправление – в 6 утра, последнее – в 11 вечера.

Цены на странице приведены на октябрь 2019.

Полезные советы

Большая Ступа в Санчи является популярнейшим туристическим местом, но прежде чем начинать знакомство с главной достопримечательностью штата Мадхья-Прадеш, возьмите на заметку несколько полезных советов:

  1. Лучшим временем для посещения кургана является период с сентября по март, когда на улице устанавливается комфортная и абсолютно сухая погода. Если же собираетесь приехать в Индию летом (с апреля по июнь), приготовьтесь к 40-градусной жаре и постоянным дождям, размывающим дороги.
  2. Помимо великого буддистского святилища в Санчи есть несколько интересных архитектурных памятников. Чтобы осмотреть их все, купите билет на день.
  3. Хотите привлечь удачу? Местные жители верят, что для этого достаточно походить вокруг буддийских храмов по часовой стрелке.
  4. Обязательно возьмите с собой паспорт – в противном случае вас просто не пропустят.
  5. В деревне нет ни банкоматов, ни пункта обмена валют, поэтому запастись наличными лучше заранее (ближайший банкомат находится в Видише).
  6. Даже в зимний сезон в Индии довольно жарко – не забудьте взять с собой воду и легкий головной убор.
  7. Если вам срочно понадобился доступ к всемирной сети, отправляйтесь на рынок возле автовокзала – там есть несколько интернет-кафе, предлагающих услуги за 50 центов в час.
  8. Осмотр Большой Ступы лучше проводить с гидом, тем более что многие экскурсии проводятся на русском языке.
  9. Рядом с курганом есть музей и несколько сувенирных лавок, в которых можно купить вещицы ручной работы.
  10. Ни кафе, ни ресторанов на территории комплекса нет – если едите надолго, захватите перекус.

Большая Ступа в Санчи — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО:

  • Что посмотреть в Канди на Шри-Ланке?

Обновлено: 30 Июн, 2018 Канди (Шри-Ланка) – древний город, с численностью населения чуть…

Обновлено: 22 Фев, 2020 Город Мафра (Португалия) – место, где была построена самая большая…

Обновлено: 4 Окт, 2019 Храм Солнца в Конараке – одна из древнейших…

Обновлено: 4 Окт, 2019 Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно,…

Анурадхапура. Мегалиты Вессагири. Дерево Бодхи.

Анурадхапура — один из трех священных городов Шри Ланки, образующих Золотой Треугольник, границы которого очерчивают три исторических места — скальная крепость Сигирия, Анурадхапура и бывшая столица Шри Ланки — древний город Полоннарува. Из всех ранее существовавших столиц Шри-Ланки, Анурадхапура была самым известным и наиболее влиятельным городом.

Ступа Руванвелисия

Анурадхапура состоит из «старого города», в котором находится археологическая зона, и отделённого от него рекой Аруви «нового города», в котором находятся жилые кварталы. В старом городе Анурадхапуры сохранились многочисленные памятники древности, внесенные в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — колоколообразные ступы (дагобы) с каменными статуями Будды; скальный монастырь Исурумуния, дворцы, искусственные водоёмы.

Ступа Тхупарама

Исторические хроники сообщают, что первое поселение на месте Анурадхапуры возникло в V в. до н. э. Город обязан своим расцветом царю Пандукабхайе, избравшему Анурадхапуру (под названием Анурадха) в 377 г. до н. э. столицей первого сингальского королевства. Город имел чёткую планировку, в окрестностях существовала разветвлённая система оросительных каналов. Для водоснабжения города по приказу царя было сооружено искусственное озеро, сохранившееся до наших дней.

Месторасположение столицы было выбрано удачно — река связывала город с побережьем Манарского залива, сеть дорог — с глубинными районами острова, а прибрежные джунгли защищали от набегов пиратов и завоевателей.

Анурадха развивалась как торговый и религиозный центр, именно отсюда буддизм распространился по всему острову. Благодаря притоку купцов и паломников город был широко известен в мире, он отмечен на картах Клавдия Птолемея. В 100 г. н. э. население Анурадхи составляло 130 тысяч человек. Столица славилась высоким уровнем медицины.

В XI в. н. э. город был разрушен захватившими остров правителями южноиндийского тамильского государства Чола. Анурадхапура утратила своё политическое и экономическое значение, многие жители покинули город. Тем не менее, он оставался местом буддистских паломников, и важным религиозным центром Шри-Ланки.

ВЕССАГИРИ

В археологической зоне Анурадхапуры, в двух километрах к юго-западу от священного Дерева Бодхи и в 300-х метрах от берега водохранилища Тисса Вева, расположен скальный комплекс Вессагири (Vesagiriya) — группа из трех небольших скальных возвышенностей и 23 пещер. Самая большая скальная гряда имеет длину около 170 метров, а общая протяженность всей группы составляет около полукилометра.

Согласно сингальской хронике, монастырь Вессагири был основан королем Деванампия Тиссой в III в. до н.э. На раннем этапе своего существования монастырь включал в себя только пещерные обители монахов, где могли разместиться до 500 человек, желающих принять буддизм. В V в. н.э. Вессагири был реконструирован и обустроен королем Касапа (основателем и создателем Сигирии). Многочисленные остатки древних сооружений вокруг скал и на них самих относятся именно к этому и более поздним периодам.

В Вессагири довольно много любопытных каменных глыб, которые помимо выветривания, поражают обработкой. Встречаются каменные глыбы с прямоугольными углублениями, резьбой и круглыми отверстиями, как будто кто-то поработал дрелью. Вырезанные в скалах Вессагири лестницы (которых довольно много) как будто резали или штамповали как в пластичной породе.

ИСУРУМУНИЯ

То, что сейчас называется «монастырь Исурумуния» представляет собой комплекс буддистских сооружений — два храма, дерево Бодхи, Шри пада (след Будды), ступа и небольшой археологический музей. Вокруг и на самой территории Исурумунии сохранились древние искусственные водоемы — пруды и окружавшие монастырь рвы с водой, которые были продолжением удивительного гидротехнического комплекса Ранмасу Уяна – Королевских водных садов.

В целом история нынешней Исурумунии довольно туманна, т.к. свое название она унаследовала от древнего монастыря, основанного в III веке до н.э. королем Деванампия Тиссой одним из самых ранних царей Шри – Ланки, в правление которого буддизм попал на Шри-Ланку, и имевшего довольно значительную территорию (в том числе местность вокруг расположенной южнее скальной гряды Вессагири). В этом храме был посажен один из восьми первых отростков дерева Бодхи и временно хранился зуб Будды.

Храм Исурумунии стоит практически на берегу древнего водохранилища Анурадхапуры — озера Тисса Вева. Согласно древней сингальской хронике, целью создания этого водохранилища являлось питание садов и парков, а также орошение окрестных полей в засушливый период.

Вдоль правой стены храма Исурумунии располагается гигантская статуя лежащего Будды.

ДЕРЕВО БОДХИ

Дерево Бодхи в Исурумунии является прямым потомком священного дерева Бодхи, находившегося в индийском городе Бодх-Гая, под которым Будда нашёл просветление. Росток (а по некоторым данным – семена) дерева Бодхи был привезен на остров дочерью императора Ашоки.

Дерево Бодхи в Исурумунии

Священное дерево Махабодхи в Бодх-Гая несколько раз погибало, но на его месте высаживалось новое дерево из семени дерева Махабодхи в Анурадхапуре.

После смерти Будды в период создания Империи Маурьев и правления царя Ашоки священное древо попытались уничтожить.

По одному из преданий, император, хоть и интересовался буддизмом, усомнился в реальной значимости дерева Махабодхи, а потому приказал его сжечь. Но растение продолжало сиять в пламени жертвенного костра, и так и не упало. После этого Ашока приказал омыть его молоком. На следующее утро дерево Бодхи полностью восстановило свою форму.

До наших дней то самое дерево Бодхи не дожило, но его семена были разосланы по всем уголкам Индии и далеко за ее пределами. Так что, на том же самом месте в Бодх-Гая и в наши дни произрастает «прапраправнук» священного дерева Махабодхи.

Фикус Священный: выращивание в домашних условиях

Фикусы относятся к числу наиболее популярных и распространенных растений, которые выращиваются в домашних условиях. Многие комнатные фикусы являются долгожителями и после высадки способны радовать цветоводов своим пышным видом в течение долгих лет.

Легенда о фикусе Религиозном

Согласно известной немногим цветоводам легенде, много тысяч лет тому назад индийский князь отдыхал и медитировал под священным фикусом. В результате медитации Сиддхартха осознал смысл жизни и достиг наивысшего просветления Бодхи. Он стал Пробужденным, или Буддой Верховным. В соответствии с преданиями, тень фикуса стала местом рождения не только Будды, но и Вишну.

В буддизме это растение давно признано символом удачи и процветания. Обвязывание его шелковыми красными, белыми и желтыми нитями сопровождает молитвы о ниспослании потомства. В Индии такие деревья высаживаются вокруг храмов.

Во втором веке до нашей эры дерево уничтожил король Пушпиамитра, но затем это растение было восстановлено на прежнем месте. В седьмом веке нашей эры дерево снова было уничтожено, в этот раз королем Сассанка. Дерево Бодхи, находящееся сегодня на Бодх Гае, произрастает там с 1881 года. Потомок дерева, под которым Будда обрел просветление, Шри-Мадха Бодхи, был высажен в 288 году до нашей эры в Анурадхапуре на территории Шри-Ланки. В настоящее время это старейшее дерево среди подобных растений.

Описание растения

Растение имеет несколько названий: священная фига, фикус Священный, фикус Религиозный. Это вечнозеленое дерево относится к роду Фикус из семейства Тутовых, или Moraceae. Местами широкого распространения этого растения являются Индия, Непал, Шри-Ланка, юго-западный Китай и страны на полуострове Индокитай.

Фикус этого вида характеризуется наличием сильных и мощных ветвей с сероватой корой. Листья растения имеют сердцевидную форму, а длина их может варьироваться от 8 до 12 сантиметров. Листья обладают гладкими краями, длинным капельным острием и отчетливыми прожилками. Соцветия имеют форму котелка и формируют несъедобные соплодия фиолетового окрашивания.

Уход за растением

Мероприятия по уходу за фикусом Священным стандартные для всех видов и сортов этого растения. Важными условиями являются соблюдение микроклимата, а также осуществление правильных поливов и своевременное внесение удобрений.

Фикус Священный: выращивание и уход (видео)

Микроклимат

Для расположения растения предпочтительно подобрать место с ярким, но рассеянным освещением. Допускается выращивание фикуса в полутени. Оптимальный вариант – окна, которые выходят на запад или восток. Для этого теплолюбивого растения требуется поддерживать температуру на уровне от 20 до 25 градусов летом и не ниже 15 градусов в зимний период. Фикус Священный нуждается в защите от горячих воздушных потоков, исходящих от отопительных приборов, а также сквозняков. Повышенная влажность воздуха не обязательна, но желательна.

Полив и подкормки

Фикус этого вида характеризуется быстрым расходом воды и нуждается в регулярных обильных поливах отстоянной водой комнатной температуры. При переувлажнении возможно загнивание корневой системы.

Внесение удобрений производится дважды в неделю. Подкормки предполагают чередование органических и минеральных удобрений, а почвенная смесь должна быть обогащена азотом и калием.

Пересадка

Такое комнатное растение, как фикус Священный, относится к числу быстрорастущих. Многие цветоводы-любители, практикующие его выращивание в домашних условиях, отмечают тот факт, что маленький саженец фикуса за несколько месяцев достигает в высоту двух метров. Именно в силу очень быстрого роста и развития следует осуществлять пересадку растения не реже двух раз в год.

Ориентиром для проведения пересаживания служит скорость развития корневой системы, которой через определенный промежуток времени становится очень тесно в цветочном горшке. Слишком взрослые и крупные растения можно не пересаживать, а обойтись заменой верхнего слоя грунта в цветочном горшке.

Обрезка

Ограничить рост и правильно сформировать крону растения можно при осуществлении регулярной обрезки молодых побегов. Проведение обрезки следует планировать на начало вегетации. На этапе роста новых побегов осуществляется прищипывание их кончиков. Молодое растение обладает достаточно эластичным и гибким стволом, что позволяет осуществлять формирование в виде плетения косички или других интересных вариантов.

Вредители и борьба с ними

К числу вредителей, наиболее часто поражающих Священный фикус, относятся щитовка, тля, а также трипсы и широко распространенный мучнистый червец. При первых признаках поражения на растении требуется провести тщательную обработку листвы и ветвей при помощи специальных химических инсектицидных средств.

Причиной болезни растения может стать банальное нарушение правил по уходу за фикусом. Первым признаком таких нарушений чаще всего становится сбрасывание растением листвы. Однако цветоводам следует помнить, что резкое «облысение» растения может стать и следствием вполне естественного для фикуса процесса.

Фикусы: выбор сорта (видео)

При выращивании в домашних условиях Священный фикус сумел зарекомендовать себя как весьма неприхотливое и выносливое растение. При соблюдении несложных правил ухода фикус очень редко поражается болезнями или вредителями и долгие годы служит необыкновенно эффектным украшением современного жилого помещения.

Кратко о том, что такое буддизм простыми словами

Буддизм означает для одних людей религию, для других философию, третьи видят в нем образ жизни. Буддизм включён в список трех мировых религий. Основные истины буддизма связаны с философскими размышлениями на тему человека и его страданий, наставляя на избавление от них правильными моральными истинами. Только взаимосвязано с практиками, определенным образом жизни и осознанием, можно уничтожить в себе желание, невежество, неправильные взгляды, и тем самым возвыситься духовно до идеала Просветления.

Познавательно о сути буддизма

Термин буддизм происходит от слова “Budhi”, что означает «просыпаться». Если в двух словах про суть буддизма это — философия пробуждения. Буддизм — это вера, полностью основанная Сиддхартхой Гаутамой, или «просвещенным» Буддой более 2500 лет назад в Индии. Википедия трактует Будди́зм как учение в религиозно-философском направлении с концепциями: дхарма и бодхи («пробуждение»).

Буддизм означает философское учение, согласно которому раскрывает истинные причины человеческого страдания. Указывая путь, пройдя по которому, можно достигнуть нирваны, или мира полного внутреннего счастья и покоя.

Буддизм не только объясняет как формируется собственное будущее через мысли, слова и поступки, что даёт большую свободу и возвращает контроль над своей жизнью. Но и просветляет своими учениями и практиками, через древнейшую мудрость.

Цель буддизма коротко — это достижение полной нирваны (освобождение от страданий), через избавление от «незнания» себя. Буддизм — это лекарство, приняв которое человек начинает излечиваться. Только постепенная тренировка ума, наполняет человека, так как «кувшин наполняется капля за каплей».

«Лучше тысячи пустых слов — это одно слово, которое приносит мир».

Что значит буддизм: религию или философию?

Многие признают буддизм организованной религией, другие скорее «образом жизни» или «духовной традицией». В буддизме существует множество философий и толкований, которые каждый понимает по своему. Поскольку буддизм не включает в себя идею поклонения богу-творцу, некоторые люди не считают его религией в нормальном, западном смысле.

Буддизм как философия, где есть место рациональному исследованию истин и принципов бытия, где Будда описывает их не как божественные законы, а как практические ориентиры. Самый главный акцент буддизма — это то, как вы практикуете, а не то, что вы знаете. Приверженцы буддизма ориентируются на достижение просвещения — состояния внутреннего мира и мудрости. Когда они достигают этого духовного состояния, они, испытывают нирвану — как истинное счастье для человека.

Но, тем не менее Буддизм до сих пор считается религией большинством общественности. Частью буддийского учения являются «религиозные» аспекты, включая дискуссии Будды о загробной жизни и различных сферах существования. Будда также обращается к различным вопросам, которые иногда можно рассматривать как схожие с религиозными. Например, почему существует так много различий между людьми? И почему мир так несправедлив?

Закон кармы как «несправедливость жизни» также затрагивается в таком аспекте буддизма. Буддизм, по сути, служит такой же цели большинству людей в мире, как другие религии, к примеру христианство. Исследователи буддизма, разделены на два лагеря, относительно определения буддизма, но тем не менее главная цель и задачи другие. Считаете ли вы религией или философией, буддизм остаётся учением и образом жизни для многих.

Как сказал буддийский Далай Лама «действительно настоящая религия — это доброе сердце». И в этом весь смысл.

Буддийский символизм начался еще в четвертом веке до нашей эры.

Символы в буддизме

Единого буддийского символа не существует, но сложился ряд изображений, которые представляют буддийские верования. Эти символы считаются священными и используются в различных церемониях, в качестве декоративного искусства в монастырях или во время медитации. Бытует мнение что, несколько символов, связанных с буддизмом, Бог преподнес Будде в подарок сразу после того, как он достиг своего просвещения.

Вот некоторые известные, символы в буддийской культуре:

Образ великого Будды

Является одним из буддийских символов, а также является одной из самых известных икон в религии буддизма.

Слева «Будхапада», справа «Триратна», или «Три драгоценности»

Триратна

Это Дхарма, Будда и Сангха (буддийская община). Один из древнейших буддийских символов и ассоциируется с тем путем, которым Будда указал людям.

Буддхапада

Отпечаток ног, символизирующий факт физического присутствия Будды как человека на земле. Символ пути по которому надо идти.

Дерево бодхи

Одно из буддийских символов, дерево Бодхи священно и показано как старое и большое фиговое дерево, имеющее округлые листья в форме сердца. Символ надежды и спасения.

Колесо дхармы

Один из важнейших символов в буддизме для представления учения Будды, но и его самого.

Зонтик, укрывающий от зла и неприятностей

Зонтик или Парасоль (чатра)

Символ силы и защиты от вреда, болезней, препятствий и трудностей. Символ достоинства, мудрости и сострадания.

Безупречный цветок лотоса — отражение буддизма

Цветок лотоса (падма)

Является наиболее известным и широко признанным буддийским символом в мире. Описывает внутренний мир, человечество и жизнь.

«Вечный узел» в буддизме

«Бесконечный узел» (шриватса)

В буддизме бесконечный узел символизирует переплетающуюся мудрость, сострадание и любовь.

Буддийская свастика обычно находится по часовой стрелке и, как говорят, содержит весь разум Будды.

Свастика

Это древний символ вечности, изобилия, множественности, процветания, благополучия и долгой жизни.

Он символизирует Ваджраяна, который является одной из трех основных ветвей буддизма.

Ваджра

Буддийский тантрический символ, представляющий великую духовную силу и твердость духа.

Один из самых популярных буддийских символов для тату

Неалмус

Символизирует путешествие к просветлению. Он учит, что путь не всегда прямой.

Существуют многие другие символы: лев олицетворяющий могущество Будды, две золотые рыбы — символ счастья и свободы, раковина «санкха» — характеризующая звук пробуждения и призыву, урна мудрости «Бумпа», Глаза Будды/Мудрые глаза, Четыре короля-хранителя и другие .

«Ненависть не прекращается через ненависть. Ненависть прекращается через любовь. Это неизменный закон»

История буддизма

Из школьной программы 5 класса по истории можно вспомнить не многое, связанное с буддизмом. Для того чтобы понять буддизм следует обр атиться к корням его зарождения, а именно к самому основателю буддизма. Коим является Сиддхартха Гаутама, известный как «Будда».

Он жил в течение V века до н. э. Гаутама родился в богатой семье принца в современном Непале. Хотя у него была лёгкая жизнь, чувствами Гаутамы двигали многочисленные страдания в мире. Он решил отказаться от пышного образа жизни и продвигать идею «Среднего пути», что означает существование между двумя крайностями. Таким образом, он стремился к жизни без излишеств, но и без крайности в нищете.

После шести лет поисков буддисты считают, что Гаутама нашел просветление во время медитации под деревом бодхи. Остаток жизни он провёл, обучая других как достичь этого духовного состояния. Когда Гаутама скончался его последователи стали организовывать религиозное движение.

Через 400 лет после смерти Будды, в 543 г. до н.э. его ученики записали устные учения в «Палийский канон», или «Типитака» («Три корзины»). Учения Будды стали основой того, что развивается в буддизме по сегодняшний день, насчитывая более 500 миллионов последователей по всему миру.

«Люди, у которых есть мнение, просто беспокоят друг друга.»

Буддизм в России

Буддизм появился в Российской империи в начале XVII века, через калмыцкие племена, с главным центром в Бурятии. Важной особенностью в России было то, что буддизм столкнулся с другой крупной мировой религией — христианством. Но в 1853 году был принят «Закон о духовенстве ламы» — законодательный акт, регулирующий деятельность буддистов в Российской империи.

Буддизм стал частью русской культуры и оказал большое влияние на многих российских деятелей: В. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Толстого, И. Бунина, Н. Гумилева и других. История буддизма в России пережила разные процессы: от первого строительства буддийского храма в Петербурге в 1915 году, до возрождения в 90-е прошлого столетия.

В результате, буддизм провозглашается традиционной религий в России, наряду с православием и исламом, несмотря на то что буддизм — не самая большая религия в России.

«Корень страданий — привязанность»

Значение буддизма в мире

Буддизм — это обращение ко всем людям независимо от расы, национальности, касты, сексуальности или пола. Он преподает практические методы, которые позволяют людям осознать и использовать его учения, чтобы перенести свой опыт в жизнь. Именно поэтому буддизм привлекает множество людей, а это не много не мало 7% всего населения мира.

Китай является страной с наибольшим населением буддистов, примерно 244 млн человек, или 18,2% от всего населения. Большая часть остальных буддистов мира проживает в Восточной и Южной Азии, в том числе 13% — в Таиланде (где 93% населения — буддисты) и 9% — в Японии (35% — буддисты). Только около 1,4% буддистов мира живут в странах за пределами Азии.

Сегодня во всем мире существует множество форм буддизма. В одном их точки совпадают в другом, учения имеют много различий. Хотя традиционный буддизм — это совокупность тысяч верований, традиций и практик, но выделяют три основные школы — это Ваджраяна, Теревада и Махаяна.

Флаг буддизма

Буддисты по всей Азии празднуют день рождения Будды, отмечая его национальными праздниками, фестивалями и событиями в буддийских храмах. Размахивая буддийским флагом, символизирующим лучи света, сиявшие вокруг Будды после того, как он стал просвещенным, они показывают радость под укрытием мудрости Будды.

Буддизм помогает осознать истинное значение человека в мире

Что означает философия буддизма: учения, истины

Кратко о философии буддизма для начинающих можно указать на несколько принципиальных основополагающих моментов. Учения Будды называют «Дхармой», что в переводе с санскрита означает «конечную истину» или «истину о реальности». Философию буддизма можно познать через понимание сути «Дхармачакра» или «Колесо дхармы».

«Дхармачакра»

Символикой «Дхарма» расписывают и украшают буддийские храмы по всему миру, ее можно увидеть везде, где есть связь с Буддой. Буддисты растолковали его так, как мы понимаем его сейчас. Восемь спиц колеса представляют собой Путь Восьмеричного спасения , который Будда изложил во время своих учений:

  • правильное видение,
  • правильные эмоции,
  • правильная речь,
  • правильное действие,
  • правильные средства к существованию,
  • правильные усилия,
  • правильное мышление и
  • правильная медитация.

Истины Будды:

— наши желания и есть причина страдания;

— только избавляясь от желаний можно избавиться от страданий;

— только восьмиричный путь избавит от желания.

Только в восьми правильных состояниях человек достигает очищения ума, спокойствия и интуиции. Пройдя первые две ступени достигается мудрость (праджня). Следующие три — нравственное поведение (шила). Последние три —дисциплина ума (самадха). Взаимосвязь этих трёх составляющих, когда одно исходит из другого, поможет добиться нужного результата, к чему и стремятся буддисты.

В отличие от других религий в буддизме четко просматривается личностный аспект, когда спасение подвластно посредством решимости и готовности работать в определённом направлении. Кроме этих основных принципов в учениях Будды есть другие важные моменты, например Четыре Благородные Истины , объясняющие, почему людям больно и как преодолеть страдания:

  1. Правда страданий;
  2. Истинность причины страданий;
  3. Правда конца страданий;
  4. Истина пути, освобождающего нас от страданий.

Человеческое тело, мысли и чувства постоянно изменяются. Буддизм рассматривает их как «пустые». Так как анитья , или непостоянство пронизывает всю жизнь и все вокруг. Оптимальный метод познания вещей «так как есть» на самом деле и отстраненность от иллюзорного.

Определение буддизма в простыми словами можно описать как «оглушительная тишина», так как пустота (шуньята) является главной основой для всех школ буддизма. Она важ на также для медитации. Поэтому символична в разных пониманиях. Состояние освобождения прибывает, когда человек не только принимает это интеллектуально, но и испытывает его глубоким, длительным способом. Будда учил, что мудрость, доброта, терпение, щедрость и сострадание — важные достоинства.

Буддисты живут по моральным заповедям, запрещающим убийство живых существ, сексуальное домогательство, ложь, употребление наркотиков или алкоголя. Буддийские монахи, или бхикхус, следуют строгому кодексу поведения, который включает в себя целибат (безбрачие). Буддийские практики, такие как медитация, являются средством изменения себя, чтобы развить качества осознанности, доброты и мудрости. Буддисты часто медитируют, потому что верят, что это помогает пробудить правду. Недаром Будда писал: «Медитация приносит мудрость. Отсутствие медитации оставляет невежество».

Суть буддизма простыми словами — это путь практики и духовного развития, ведущий к осмыслению истинной природы реальности. Путь к просветлению достигается с использованием морали, медитации и мудрости.

«Если что-то стоит сделать, делай это всем сердцем»

Буддийская философия простыми словами — это любовь к мудрости или любви и мудрости, оба значения прекрасно описывают буддизм. Несмотря на то, какую религию признаёт человек и в какие высшие силы верит. Не взирая на цикличность жизни и всех событий протекающих в ней, как например в истории буддизма, собравшейся в итоге 500 миллионов людей.

Все временно и не вечно, прошито тонкой нитью анитьи по принципам буддизма. Но тем не менее есть опыт, накопленный веками и переданный в рамках буддийской традиции. Он образовал несравненный ресурс для всех тех, кто хочет идти по пути Просветления. Просвещенный видит природу реальности абсолютно ясно и просто, точно так, как она есть, и живет полностью и естественно в соответствии с этим видением. Это цель буддийской духовной жизни, представляющей собой конец страданий для всех, кто достигает ее.

Священное дерево бодхи – это не баньян

Если вы заглянете в путеводитель или попробуете набрать «дерево бодхи» поиском в интернете, практически на 100% получите иноформацию навроде: «дерево бодхи – священный баньян». Иногда она дополняется информацией типа « .. под таким же отдыхал Александр Македонский во время похода на Индию», «… вырастает до размеров целой рощи в несколько гектаров ..» и т.п. Однако на самом деле это не так.

Немного истории и преданий

Дерево бодхи (bodhi tree, дерево пробуждения) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме, хотя эпитету «бодхи» оно обязано все-таки буддизму, поскольку последний Будда нашего времени – индийский принц Сиддхартха Гаутама – именно под ним достиг пробуждения (в европейских источниках чаше пишут «просветления», но слово «бодхи» означает именно «пробуждение»).

Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен. В религиозных текстах оно именуется на санскрите «ашваттха» (ashvatha), а на пали – «ашаттха» (assattha) и «руккха» (rukkha).

Современное название на хинди и близких ему языках звучит как «пипал» (Peepal), на английском – «sacred fig» , на русском – «фикус священный» , а его научным названием на латыни является «Ficus religiosa» .

Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.

Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.

Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому что под его сенью медитировал и достиг пробуждения Будда Гаутама.

Пипал, под которым достиг пробуждения Будда Гаутама, (а ныне – уже потомок этого дерева) называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree). Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, Алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте пробуждения Будды) оно является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.

Второе по священности Дерево Бодхи находится на Шри Ланке, в Анурадхапуре. Согласно буддистской традиции оно выросло из южной ветви Дерево Бодхи, которое доставила на Шри Ланку в 3-ем веке до н.э. дочь индийского императора Ашоки Сангхамитта.

На фото: слева – Дерево Бодхи в Бодх-Гае (Индия), справа – в Анурадхапуре (Шри Ланка)

Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодх-Гае (Bodhgaya, штат Бихар, Индия). Его высота составляет около 80 метров, возраст – приблизительно 130 лет (подробно об истории храма Махабодхи и Дерева Бодхи см. Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы). Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг пробуждения Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас находится западная стена храма).

Существует два основных предания о восстановлении нынешнего Дерева Махабодхи. Согласно первому отросток дерево был привезен из Анурадхапуры (со Шри Ланки), согласно второму – взят на территории расположенного близ Шравасти монастыря Джетвана (Jetavana) от дерева Анандабодхи (Anandabodhi).

На самом деле, в 1880-х годах по завершению реставрационных работ над храмом Махабодхи тогдашний руководитель Археологической службы Индии (ASI) А. Каннингэм лично посадил рядом с внешним Ваджрасаной (Алмазным троном) небольшой саженец, выросший из семени прежнего Дерева Бодхи (предварительно определив место, где раньше росли предыдущие Деревья Бодхи). Сегодня именно это дерево, которому сейчас уже около 130-ти лет, раскинуло свои ветви над внешним Алмазным троном у западной стены храма Махабодхи.

В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря Дерево Бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодх-Гаи.

К примеру, в Иволгинском дацане (Бурятия) есть специальная оранжерея, в которой растет Дерева Бодхи. В 1970-ом году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.

Немного об архитектуре …

Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (и в том числе для входных порталов пещерных храмов).

На фото: один из самых ранних буддистских пещерных храмов в Бхадже (конец 3-го – начало 2-го века до н.э.)

А вот одна из трактовок листа пипала, которая взята из книги о Бодхгайе, написанной президентом Буддистского общества Индии Шанти Сварупом Бауддхой (Shanti Swaroop Bauddh) (высказывание о брахманах – на совести автора).

… и о ботанике

Дерево бодхи (пипал) – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых.

Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (Википедия).

Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитателей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.

Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.

Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.

B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня он особого впечатления, как представитель флоры, не произвел (почему-то присутствует ассоциация с большой разлапистой осиной).

А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.

Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).

Эпифит — это какое-либо растение, которое произрастает на другом растении и при этом не получает от него никаких питательных веществ. Эпифиты используют фотосинтез для получения энергии и питательных веществ, а влагу – из воздуха и осадков. Эпифиты не являются паразитными растениями . Они растут независимо от растения-опоры и используют её исключительно в качестве физической опоры. на эпифитах меньше сказывается влияние травоядных (Википедия).

Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. при чем переваренные семена прорастают лучше.

Далее эпифит может развиваться в двух видах: баньян (здесь это не название дерева, а форма вегетативного размножения) и душитель.

Баньяны ( к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни (см. фото выше слева).

Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.

Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.

Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.

Самым известным представителем этого вида является Великий баньян (Great Banyan Tree) – дерево с самой большой в мире площадью кроны – который находится в Индийском ботаническом саду.

Возраст этого дерева оценивается в 200—250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево, причем на данный момент он живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров. В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы.

Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).

Как у баньяна, у душителя – воздушные корни, но они не свисают, а «ползут» вниз, разветвляясь, переплетаясь и охватывая ствол дерева, а достигнув земли – укореняются.

На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами дерево, но в дальнейшем картина становится довольно сюрреалистичной, когда объем оплетающих корней возрастает настолько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».

Далее, лишенный света, «хозяин» гибнет и разлагается в труху, а центральная часть фикуса остается полой, со множеством входов-выходов на разных уровнях (см. фото выше справа).

На последней стадии фикус срастается в практически монолитный ствол.

«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».

Наверное многие видели символ Аютхайи (Аютии) – голову Будды, вросшую в ствол фикуса бенджамина.

После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому кто-то из монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не известно.

Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.

Но это только мои предположения. Как было на самом деле – не знает никто.