К малым архитектурным формам (МАФ) относятся беседки, мостики, качели, садовые фигурки, фонтаны, водоемы и прочие элементы ландшафтного дизайна. Они имеют не только декоративные, но и функциональные свойства (например, освещение участка). Следует понимать, что МАФ должны сочетаться друг с другом, гармонировать, делать сад уютнее, а главное быть изготовленными из качественных материалов. Если вы человек творческий можно изготовить любую архитектурную форму своими руками, тогда и деньги сберегутся и сад будет уникальный!

Классификация малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне:

Классификация малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне.

В настоящее время можно классифицировать МАФ по таким особенностям:

  • По назначению,
  • По материальному исполнению,
  • По применению растений.

Рассмотрим каждую группу малых архитектурных форм.

МАФ по назначению

И тут снова предстоит разбить на группы МАФ, т.к. они несут в себе два основных назначения: визуальное декоративное дополнение сада и функциональное назначение.

Что касается функционального назначения, то к нему относится:

Разграничение территории.

Разграничение территории с помощью мостика

Что бы визуально разделить части сада на место для работы, отдыха, инвентаря для сада, используют такие архитектурные формы, как:

  • Ограждения,
  • Лестницы,
  • Мостики,
  • Вазоны,
  • Арки,
  • Подпорные и декоративные стенки,
  • Фонтаны.

Так же в эту группу разграничительных архитектурных форм относятся элементы декорирования сада, такие как: топиари, садовые скульптуры, поилки и кормушки для птиц, скворечники и т.д. Они могут визуально отделять пространство на различные по назначению части сада.

Создание мест для отдыха

Создание мест для отдыха с помощью МАФ — деревянная беседка.

Т.к. в приусадебной территории мы не только ставим рекорды по выращиванию сельскохозяйственной продукции, но и отдыхаем, нам просто необходимы специальные места для отдыха. Тут нам пригодятся такие МАФ, как:

Обеспечение удобств

Для обеспечения удобств в садовой территории нужно по максимуму воспользоваться всеми дизайнерскими приемами, которые существуют. Для удобств используют такие архитектурные формы, как:

  • Светильники,
  • Урны,
  • Фонтанчики для питья.

МАФ по материальному исполнению

Материальное исполнение МАФ весьма широкое. Популярными материалами считаются:

  • Дерево,
  • Металл,
  • Бетон,
  • Камень,
  • Гипс,
  • Керамика,
  • Пластик.

Разнообразие материалов вызвано тем, что стили сада бывают разные, а нам необходимо, что бы все гармонировало. Само собой и цена у МАФ будет различной. Если изделие сделано из мрамора или гранита, цена будет очень высокой, но за то красота и долговечность будут гарантированы. Пластиковые МАФ на порядок дешевле, но и выглядят не так впечатляюще.

МАФ по применению растений

МАФ бывают с применением различных растений и без него. Что касается архитектурных форм без применения озеленения – мы их рассмотрели раньше и не стоит снова останавливаться на этом.

МАФ с применением растений делятся на следующие виды:

Боскеты. Представляют собой декоративные остриженные кустарники, которые служат «зелеными стенами». Такие архитектурные формы были очень популярны во Франции в 16-17 веках. Сегодня так же наблюдается украшение садов при помощи боскетов.

Вазоны с цветами. Кажется ничего необычного, но если приобрести декоративные цветы, да еще и украсить вазон своими руками, тогда такая МАФ точно будет бросаться в глаза

Перголы. Представляют собой навес, у которого стенки и крыша сделанный из решетки, в которые вплетаются вьющиеся растения. Пергола послужит отличным местом для отдыха, тем более, если поставить в ней столик и смастерить мангал. Смотрите как сделать деревянную перголу своими силами и украшение пергол + фото идеи.

Трельяж. Используют для ограждения хозяйственных построек от места отдыха. Трельяж представляет собой опору из металла или дерева, в которую вплетаются вьющиеся растения.

Как сделать Малые Архитектурные Формы своими руками?

Что бы изготовить малые архитектурные формы своими руками не нужно быть специалистом либо иметь «золотые руки». Достаточно всего лишь иметь немного креативного мышления, свободное время и кое какие теоретические знания. Что касается последнего, то интернет забит массой гениальных идей для создания различных архитектурных форм своими руками. Нет ничего проще, чем создать садовую фигурку из пластиковых бутылок, либо кормушки из картонного пака, главное желание. Тем более если ваш сад будет украшен исключительно скульптурами и подделками собственного труда, тогда уникальность и красота такого сада гарантированы. Желаю успехов и массы креативных идей!

МАФ своими руками — из старых шин делаем лягушку — принцессу.

Маленькие, да удаленькие! Малые архитектурные формы в садовом дизайне

Выбор декора для сада довольно сложный и кропотливый процесс, который позволяет создать максимально комфортную и уютную территорию. На сегодняшний день сложно представить ландшафтный дизайн без использования малых архитектурных форм.

Современные технологии позволяют изготовить любой предмет по индивидуальным предпочтениям заказчика. В результате этого удаётся создать гармоничную обстановку на приусадебной территории.

Что такое малые архитектурные формы?

Данная разновидность декора представляет собой предметы уличного экстерьера. Они применяются для создания эстетичного дизайна и создания комфортабельной обстановки.

Какие предметы являются садовыми декорациями? К ним относятся:

  • Заборы для клумб;
  • Необычные скульптуры;
  • Скамейки и лавочки;
  • Изгородь из растений;
  • Постамент;
  • Цветники и клумбы разной формы и размера.

Что относится к детским архитектурным формам? Они включают в себя следующие предметы:

  • Качели;
  • Горки;
  • Шведские стенки;
  • Турники;
  • Песочница;
  • Мостики;
  • Лабиринт.

Архитектурные формы для детских площадок изготавливают из прочных металлических сплавов, которые способны выдержать постоянную нагрузку. Размер предметов напрямую зависит от площади приусадебной территории.

Разновидности малых архитектурных форм

В свою очередь, данные конструкции делятся на две категории. К ним относят:

  • Декоративные. Они включают в себя скульптуры, сложные фонтаны, искусственные водоемы, опорные стенки;
  • Утилитарные. В этом случае используют лавочки для отдыха, скамейки, киоски, указатели пути, знаки.
Рекомендуем прочитать:


Как сделать дачный умывальник: примеры постройки своими руками простого и удобного умывальника (90 фото)

Как сделать гамак для дачи: идеи и советы как сделать простой и красивый гамак своими руками (120 фото и видео)

Современные модели архитектурных форм подразделяются на несколько типов:

Конструкции для моделирования рельефа. Здесь используют пандусы, лестницы, откосы.

Формы для декоративных растений. Эти изделия позволяют расположить растительность рядом с зоной отдыха.

Глубокие кашпо из гранита можно эксплуатировать на протяжении 10 лет. Они имеют эстетичный внешний вид, который идеально впишется в любой ландшафтный дизайн. На фото малых архитектурных форм представлены в современной модели изделий.

Искусственные водные конструкции. Они используются для создания водной глади в парках и скверах.

Предметы для ограждения. Предметы представляет собой металлические или деревянные изделия, которые применяют для зонирования территории.

Рекомендуем прочитать:
  • Делаем почтовый ящик своими руками: советы и пошаговое описание как и из чего сделать почтовый ящик (95 фото)
  • Как установить садовые качели: лучшие идеи и варианты установки в ландшафтном дизайне (110 фото + видео)

Лучшая садовая мебель: советы по выбору, лучшие комплекты и варианты их размещения (100 фото)

Комплексы для активного отдыха.

Эти изделия должны изготавливаться сверхпрочных материалов, которые будут обеспечивать дополнительную надежность и технику безопасности в процессе эксплуатации.

Садовые мостики – украшение искусственных водоемов

Садовые мостики – это, как правило, деревянные или металлические архитектурные конструкции. Наиболее частый вариант – комбинация этих материалов, например, бревенчатый мостик с металлическими перилами. Мостик может быть изогнутым, плоским, с перилами или без – он всегда хорошо смотрится, если на даче есть водоем, делает территорию живописной, привлекательной.

Рядом можно расположить скамейку, фонари, которые вечером будут не только освещать территорию, но и выделять водную зону. Можно использовать и садовые скульптуры – и вы получите уютный и романтичный уголок для отдыха.

Красивый кованый мостик, переброшенный через искусственный пруд – прекрасный декоративный элемент, придающий саду особое изящество

Декор для сада

Как создать ландшафтный дизайн двора? В данном случае рекомендуется предварительно распределить приусадебную территорию на несколько зон. Это позволит создать максимально комфортное садовое пространство.

Например, на небольшом участке должна располагаться зона отдыха и место для приготовления пищи. Особое внимание необходимо уделить обеденной группе. Для ее оформления выбирают качественную садовую мебель. Она может располагаться в просторной беседке или под небольшим шатром.

На просторных приусадебных участках можно расположить небольшой искусственный водоем с фонтаном. В качестве декорации рядом с ним располагают комбинированный мост из деревянных и кованых деталей.

По краям водоема располагают каскад из камней разной формы и размера. По всему периметру территории устанавливают декоративные источники цвета.

В угловых частях сада можно расположить уютную зону отдыха в виде беседки. В качестве украшения по всему периметру конструкции высаживают вьющиеся породы растительности.

Рекомендуем прочитать:


Как сделать декоративный бордюр — особенности выбора и варианты установки декоративного бордюра (120 фото и видео)

Как сделать рукомойник — пошаговое описание как сделать правильно рукомойник своими руками (135 фото и видео)

Домик для детей своими руками — 150 фото, чертежи, видео мастер-класс и пошаговая инструкция по изготовлению

Для оформления зоны приготовления пищи используют каменный мангал. Этот элемент добавить частичку теплоты и уюта в окружающую обстановку сада.

Размер сооружения зависит от личных предпочтений заказчика. На просторных территориях можно создать летнюю веранду. Она позволит готовить и употреблять пищу в одном месте.

Помимо этого, конструкция включает в себя комфортабельную зону отдыха. Дизайн архитектурных форм подбирается исходя из выбранного стилистического направления.

Скульптура как основной элемент декоративных МАФ

МАФ декоративного назначения предназначены исключительно для украшения парков или дачных участков и не несут никакой функциональной нагрузки. Речь идет о скульптурах в виде животных, людей, сказочных и мифичных персонажей.

Наилучшим местом для установки скульптуры является площадь, вокруг которой произрастают деревья, кустарники, газон или пышные цветущие растения. Часто скульптуру обрамляют водоемом или клумбой с ампельными растениями. Уместной скульптурная композиция может быть, и на детской площадке, и рядом со скамьей или беседкой, и возле искусственного водоема, — главное удачно ее подобрать.

Для того, чтобы установленная скульптура радовала посетителей парка или хозяев дачи максимально долгое время, конструкция должна состоять из следующих элементов:

  • фундамента, для укладки которого применяются железобетонные блоки;
  • постамента;
  • самой скульптуры.

Установка упомянутой разновидности малой архитектурной формы для сада предусматривает выполнение следующих шагов:

  • рытье котлована глубиной до 2 м. Ширина котлована при этом должна на 25 см превышать площадь железобетонных блоков с каждой стороны;
  • засыпание дна котлована пятнадцатисантиметровым слоем песка;
  • опускание блоков в котлован и скрепление их между собой цементным раствором. Последний блок должен быть в один уровень с землей;
  • выравнивание поверхности верхнего блока с помощью раствора и закрепления в нем анкеров;
  • установку постамента на закрепленные анкера;
  • размещение скульптуры.

Ознакомьтесь с портфолио и заполните форму обратной связи для того, чтобы наш сотрудник связался с Вами или звоните по телефону

МАФ газ: свойства и применение в сфере сваривания металлов

Метилацетилен-алленовая фракция (англ. Methylacetylene-propadiene gas, MPS) – это название сжиженного газа, представляющего собой соединение двух компонентов — пропина и аллена (одну четвертую часть занимает необходимый для стабилизации углеводород, как правило, пропан или изобутан). В настоящее время МАФ газ используется в качестве эффективной альтернативы ацетилену при газопламенной обработке металла. В том числе он применяется при газовой резке и сварке различных металлических изделий.

Технология сваривания металлов с использованием МАФ газа получила большую популярность и широко применяется в высокоразвитых странах мира, в том числе государствах-членах Евросоюза и США. При этом в странах постсоветского пространства этот метод получил менее широкое распространение. Вероятно, это связано с тем, что производство такой смеси в промышленных объемах является достаточно непростой задачей.

Проведенные отечественными специалистами исследования показали, что при использовании МАФ газа качество создаваемого соединения между двумя металлическими элементами ничем не уступает шву, полученному с применением ацетиленокислородного пламени, в то время как уровень финансовых затрат снижается более чем в 2 раза. В этом материале мы подробно расскажем об особенностях метилацетилен-алленовой фракции (MPS) и ее практическом применении.

МАФ газ: особенности и свойства

Метилацетилен-алленовая фракция относится к четвертому классу опасности (согласно положениям соответствующего ГОСТа). Она малотоксична, но при ее использовании обязательно следует соблюдать правила безопасности. Важной особенностью смеси является то, что она тяжелее воздуха. В связи с этим запрещено проводить работу в тех помещениях, где отсутствует достаточная вентиляция воздуха (включая помещения подвального типа), поскольку это может привести к появлению опасной концентрации вещества в соединении с воздухом.

Рассматриваемая газосмесь обладает резким выраженным запахом. При этом она может храниться или транспортироваться в пропановых газовых баллонах, которые оборудованы прокаловым редуктором и предназначены для сжиженных газов. Согласно требованиям нормативных документов, такие баллоны должны быть окрашены в красный цвет. Их следует устанавливать в вертикальном положении, надежно закрепляя для избегания опрокидывания.

В целом, если метилацетилен-алленовая фракция используется при проведении сварочных работ, то следует уделять максимальное внимание вопросу безопасности при решении подобных задач. Это касается и общих положений об охране труда при работе с газами, например, при сварке аргоном.

Также следует упомянуть распространенный термин «МАПП» (англ. MAPP — methylacetylene-propadiene propane) — это метилацетилен-пропадиен, соединение жидких газов пропина (метилацетилен), пропадиена (аллен) и пропана в соотношении примерно 38.4%34.9%22.7%. МАПП является разновидностью МАФ, это фирменное название газосмеси, разработанной компанией Dow Chemical. В настоящий момент право на него принадлежит Linde Group.

Применение метилацетилен-алленовой фракции при сваривании металлов

МАФ востребована в качестве аналога ацетилена при газопламенной обработке металлов. Она применяется при проведении таких работ, как:

  • газовая сварка (в том числе изделий из стали, например, труб);
  • поверхностная и разделительная резка углеродистого стального сплава;
  • газовая металлизация;
  • напыление пластмасс;
  • нагрев металлических деталей для их последующей формовки или правки;
  • пламенная поверхностная закалка;
  • наплавка меди, цинка, олова, свинца, никеля, хрома;
  • сваривание легко окисляющихся сплавов, включая алюминий (о технических особенностях работы с алюминием вы можете прочитать здесь).

Технология проведения работ с использованием MPS полностью аналогична той, что предполагает применение ацетилена. А характеристики горения у них практически идентичны. При этом метилацетилен-алленовая фракция обладает в несколько раз меньшей стоимостью, а также занимает меньший объем.

Так, один баллон стандартного объема способен вместить 21 килограмм такой смеси, но лишь 5,5 килограммов ацетилена. При этом вес одного баллона с ней будет почти в два раза меньше, чем у емкости, наполненной аналогом.

Важно отметить, что эффективность использования рассматриваемой газовой смеси так же в несколько выше по сравнению с C2H2. Это связано с тем, что при практически одинаковых температурах пламени MPS обладает более высокой теплотворной способностью. А с учетом низкой цены и безопасности в использовании она идеально подходит в качестве инструмента для выполнения сложных задач в области сваривания металлоизделий.

Выводы

МАФ уже давно применяется при сварке металлических деталей разных типов. Он является отличной альтернативой ацетилену и обладает такими преимуществами, как высокая теплотворная способность, доступная стоимость и небольшой занимаемый объем.

Если же вас интересуют сварочные смеси для различных типов сварки и видов металла, то подробнее о них и об их ценах вы можете узнать в каталоге продукции на сайте компании «ПРОМТЕХГАЗ».

Кроме того, мы рекомендуем вам ознакомиться с нашим материалом про расход углекислоты при проведении сварочных работ.

Малые архитектурные формы в современном дизайне и их практическое использование

Во все времена городской архитектуре уделялось особое внимание. Что при этом получалось «на выходе» — это предмет для основательной полемики специалистов и ценителей произведений зодчества.

Здесь же хотелось бы поговорить об архитектурных сооружениях малых поселений, где этой проблеме в прошлом не придавали должного значения. И только теперь можно наблюдать в пригородах и окрестностях (да и в отдалённых незаброшенных селениях) пробуждение интереса к архитектуре и – главным образом – к её малым формам. Что интересно (и вполне логично!), владельцев – а зачастую они же и авторы – архитектурных объектов уже не устраивает их чисто декоративное назначение.

С их прагматической позиции любое сооружение, занимающее место на их участке, должно приносить определённую пользу. Даже крыши жилых и бытовых построек обрастают солнечными панелями и коллекторами, чтобы использовать природный дар в виде солнечной энергии.

Умудряются даже и к символическому ветряку приделать «динамомашину», чтобы иметь свой источник энергии.

Стало быть, есть смысл порассуждать нам об этом, располагая самыми свежими техническими решениями.

Можно, конечно, купить и установить на участке более современный ветрогенератор, смирившись с его шумом и назойливым мельтешением перед глазами. Но даже при его приличной мощности и полной оснащённости устройствами автоматики и аккумуляторами всё же не удастся покрыть все потребности хотя бы в электроснабжении. А уж об отоплении и говорить не приходится.

В естественных условиях непостоянства и солнечных, и ветровых источников энергии
основным компонентом в системе автономного энергоснабжения должен быть накопитель энергии, не соизмеримый по энергоёмкости с обычными электрическими аккумуляторами. И таким накопителем, конечно же, является тепловой аккумулятор. При этом первичные преобразователи ветровой и солнечной энергии должны выдавать тепловую энергию.

Вот в этом ракурсе и представим себе новые «шедевры» архитектуры малых форм.

В 2017 году выдан патент РФ № 2623637 на ветротепловой преобразователь – накопитель энергии, имеющий корпус с конфузором, турбину с вертикальной осью и вторичный преобразователь энергии. При этом корпус выполнен в форме улитки, ротор турбины – в виде усечённого конуса и оснащён желобчатыми лопастями, а выходной канал представлен раструбом, расположенным над корпусом турбины. Вторичным преобразователем является аэро- либо гидродинамический теплогенератор, лопасти которого имеют автоматически меняющийся угол наклона в зависимости от скорости ветра.

Корпус турбины в форме улитки – то есть с убывающим радиусом закругления стенки – превращает сжатый конфузором воздушный поток в вихревой, одновременно воздействующий на все лопасти турбины. Каждая лопасть в форме желоба поворачивает свою часть потока и сбрасывает её далее со скоростью, равной разности скоростей потока перед лопастью и её окружной скоростью, а это значит, что при соотношении этих скоростей как 2:1 повёрнутый поток будет иметь относительно лопасти скорость, близкую (по модулю) к скорости самой лопасти, то есть в абсолютном выражении – относительно корпуса – минимальную. При этом почти вся энергия потока передаётся ротору.

Выполнение выходного канала в виде раструба имеет целью не только обеспечить самоориентацию конфузора в наветренную сторону, но и создание в выходном канале (за счёт энергии обтекающего – внешнего – потока!) разрежения для удаления «отработавшего» воздушного потока из самόй турбины. А это существенная добавка к преобразуемой энергии.

И, наконец, использование в качестве вторичного преобразователя аэро- либо гидродинамического теплогенератора с автоматически меняющимся углом наклона лопастей позволяет постоянно при любой скорости ветра поддерживать заданное соотношение скоростей воздушного потока и ротора турбины, чем обеспечивается работа агрегата в оптимальном режиме. Имеется защита и от экстремальных порывов ветра.

Представленный ветроагрегат может работать автономно либо в составе микро-ТЭЦ по патенту РФ № 2608448, 2017 г., общий вид которой показан ниже.

В этом агрегате корпус теплоаккумулятора 1 является одновременно основанием и описанной ветротепловой установки (ВТУ) 2, и солнечного коллектора-нагревателя (СКН) 3.

Панели СКН расположены на освещаемых солнцем стенках теплоаккумулятора, которые, выполненные из листового металла, и являются лучепоглощающей поверхностью. Они имеют со стороны облучения селективное покрытие и прозрачное теплоизолирующее ограждение. Панели могут быть оснащены расположенными над ними козырьками 4 с зеркальной нижней поверхностью, являющимися к тому же и защитой панелей от атмосферных осадков. Угол наклона козырьков должен обеспечивать максимальное дополнительное солнечное облучение панелей в зимний период. Остальная поверхность теплоаккумулятора имеет теплоизоляционное покрытие, например, известными органосиликатными составами «Силтэк», «Броня», «Корунд» и т.п.

Нагрев теплоаккумулирующего материала по всему его объёму осуществляется принудительной – от ВТУ – и естественной – от СКН – циркуляцией воздуха. Принудительная циркуляция нагревает материал, как в известной аэродинамической сушильной камере, только температура нагрева может намного превышать требуемую для испарения в ней влаги, которой в нашем теплоаккумуляторе, конечно же, нет. Панели СКН с их минимальными внешними теплопотерями при солнечном облучении добавят этот нагрев. А отражающие козырьки ещё усилят этот эффект. Такая «гибридная» система нагрева, использующая не единственный источник энергии, позволяет сократить перерывы в пополнении теплового ресурса аккумулятора, уменьшить его размеры при сохранении расчётной надёжности энергоснабжения.

В такой микро-ТЭЦ предусмотрен паротурбинный блок с электрическим генератором. Однако с появлением новых («беспаровых») тепломеханических преобразователей (ТМП) вполне возможно их использование вместо паротурбинного блока. В этом плане представляет интерес более совершенный компактный ТМП с жидкостным рабочим телом по патенту RU №2613337, 2017 г. с более высоким (по крайней мере – на порядок) к.п.д., чем у его аналога – тепломеханического преобразователя (патент RU №2442906, 2012 г.). При этом он так же безопасен и практически не требует никакого обслуживания.

И уж самая последняя новинка в этом плане – только что опубликованный ТМП «Русский двигатель», (патент РФ № 2623728), отличающийся тем, что его ротор выполнен в виде цилиндрического биметаллического барабана, посаженного на упругую втулку с теплообменными каналами, примыкающими к золотниковому устройству, при этом барабан оснащён контактирующими с его поверхностью роликами. Он компактен, способен работать в режиме когенерации, имеет, как и выше упомянутые аналоги, систему рекуперации тепловой энергии. Так же бесшумен, безопасен и практически не требует никакого обслуживания.

Конечно, для их изготовления необходимы соответствующие заводские условия.

А вот самым доступным вариантом привода электрогенератора будет специально разработанный для таких теплоаккумуляторов простейший тепловой двигатель 5, находящийся ныне на рассмотрении в Роспатенте. Его можно изготовить в условиях обычных мехмастерских.

В любом варианте тепломеханический преобразователь передаёт «сбросное» тепло для обогрева помещений. При умеренной температуре наружного воздуха он может работать в открытом контуре, обеспечивая тем самым и их усиленную вентиляцию. С похолоданием этот контур можно частично либо полностью замкнуть. А в особо холодную погоду (либо при пониженном расходе электроэнергии) можно добавлять тепло на обогрев непосредственно от теплоаккумулятора. В летнее же время можно использовать запасённое тепло для других нужд (сушка материалов, сельхозпродуктов, нагрев воды в бассейне и т.п.).

Теперь уместно задать вопрос: а как всё это вписывается в «ландшафтный дизайн»? Тут, видимо, потребуется небольшая декоративная доработка – и перед нами предстанет, например, образ волшебного коня, у которого – по слову пушкинского гусара – «дугою шея, хвост трубою!». Полагаю, что эта художественная композиция вполне соответствует функциональному назначению такого объекта: ведь конь – это символ могучей энергии!

Теперь о птичках–бабочках. Их-то в садах хватает. И некоторые из них – весьма нежелательные гости. Но вот мы решили поставить у себя на участке солнечный нагреватель с защитой от атмосферных осадков (патент РФ № 2569423, 2015 г.). Этот мощный источник тепла, к тому же, создаёт и желанную летним днём тень, а в непогоду – укрывает от осадков не только свои отражатели и коллектор, но не хуже беседки может служить и защитой обитателей участка, расположившихся отдохнуть на скамеечках вокруг столика. А уж если оформить его параболический рефлектор в виде крыльев сказочных птиц или бабочек, то это вообще будет загляденье!

Солнечный нагреватель работает следующим образом. При наличии прямого излучения фотодатчик включает привод в системе циркуляции теплоносителя, датчик потока последнего запускает привод, поворачивающий рефлектор в сторону освещённого фотодатчика устройства слежения. При этом второй датчик остаётся в тени. Как только оба фотодатчика закрываются от солнца специальной шторкой, привод останавливается: солнце окажется примерно в плоскости симметрии рефлектора, а отражённые им лучи сфокусируются на абсорбере, нагреют его, а следовательно, и теплоноситель, который через отводящую трубу проследует вниз, т.е. в систему теплоснабжения. Теплопотери в окружающее пространство резко снижаются благодаря селективному покрытию абсорбера, задержке его прозрачной оболочкой инфракрасного излучения и вакуумированному пространству между ними. Дальнейшая ориентация рефлектора поддерживается автоматически — короткими включениями привода при смещении Солнца и срабатывании оказавшегося под его прямыми лучами одного из фотодатчиков слежения.

При сезонном изменении солнечного склонения отражённые лучи падают также на участки коллектора за пределами торцов рефлектора, в результате чего общее теплопоглощение абсорбера практически не снижается.

При исчезновении прямого солнечного облучения, после некоторой выдержки времени, отключается циркуляция теплоносителя, а рефлектор поворачивается в исходное положение (вверх «дном»), закрывая собой все рабочие поверхности устройства от возможных атмосферных осадков.

С появлением Солнца устройство возвращается в рабочее положение.

Таким образом, простейшая конструкция такого солнечного нагревателя обеспечивает его высокоэффективную работу в режиме автоматического слежения, повышает его эксплуатационный ресурс благодаря надёжной защите всех рабочих поверхностей от всяких атмосферных осадков, а также гололёда (обледенения), устраняет необходимость выполнения работ по очистке этих поверхностей.

Другим новшеством, заслуживающим внимания собственников автономных домовладений, может стать солнечная теплица, обладающая уникальными свойствами и позволяющая собрать её своими силами.

Нет необходимости рассказывать о ней здесь: она подробно описана в Интернете в моей статье под заглавием «С такой теплицей нет забот, а урожаи – круглый год». Следует только сказать, что она без всякой покупной автоматики не только поддерживает заданный термовлажностный режим в любое время года, но и с помощью простейших теплообменников обеспечивает нагрев воды (на всякие бытовые нужды) и воздуха (для сушилок ягод, плодов, грибов и целебных трав – в летнее время).

А чтобы эти сушилки заодно и радовали глаз, их можно разместить, например, в избушках «на курьих ножках». Да мало ли что возможно придумать, но это уже «дело вкуса»!

Малые архитектурные формы из бетона: раскладываем по полочкам

Немаловажный плюс малых архитектурных форм в том, что их можно изготовить по уникальному проекту. Они могут иметь любой размер и цвет. Это обеспечит индивидуальность и неповторимость ландшафтного облика. А процесс изготовления не займёт много времени.

Виды МАФ по назначению

Все МАФ имеют свое функциональное назначение и при этом обладают эстетической привлекательностью, то создают комфорт и уют в зоне отдыха, расположенной в саду. Функциональное назначение малых архитектурных форм можно условно разделить на три группы:

  1. Зонирование участка. Часто при создании ландшафтного дизайна необходимо разделить участок на зоны. Это помогут выполнить такие элементы ландшафтной архитектуры: декоративные ограждения, трельяжи, перголы, подпорные стенки, парапеты, мостики, лестницы, фонтаны, скульптурные композиции, топиары, арки, вазоны и др.
  2. Обустройство мест для отдыха. Садовые участки возле дома в первую очередь служат местом отдыха. Сделать его комфортным позволяют различные теневые навесы, бельведеры (смотровые площадки на возвышенности с навесом или без него), беседки с садовой мебелью, качели, мангалы и др.
  3. Создание дополнительных удобств на участке. К подобным МАФ относят фонари, питьевые фонтаны, мусорные урны.

Малые архитектурные формы из бетона

Малые архитектурные формы из бетона в современной строительной концепции призваны создавать гармоничное окружение, привносить нечто новое в архитектурный облик зданий, улиц, парков, площадей.

Малые архитектурные формы в современном строительстве нужны для украшения зданий, улиц.

Это часть ландшафтного дизайна, к которой относятся многочисленные садовые фигуры, вазоны, бюсты, цветочницы, фонтаны, водопады, урны, колонны, тумбы и различные ограждения.

С помощью таких изделий создается неповторимый стиль и дизайн определенного объекта.

Архитектурный бетон, применяющийся в качестве строительного материала, позволяет воплощать многие задумки и замыслы архитекторов и дизайнеров. Благодаря таким свойствам как долговечность, морозостойкость, устойчивость к воздействию солей, осадков, перепадам температур любая фигура из такого бетона имеет продолжительную жизнь, а возможность применения цветовых фактур позволяет сделать ее максимально оригинальной.

Помимо всего, декоративный бетон имеет и другие виды своего проявления: фасадные плиты, тротуарное покрытие, различные конструкции.

Преимущества декоративных изделий из бетона

Декоративные бетонные формы были популярны всегда. Сегодня они не утратили своей актуальности. Элементы экстерьера из бетона имеют ряд преимуществ:

  • Индивидуальность. Бетонные архитектурные элементы создают неповторимый дизайн.
  • Долговечность. До наших дней дошли изделия, созданные ещё в период средневековья. Это лучшее доказательство срока службы подобных элементов.
  • Широкий выбор. Разнообразие стилей поможет создать уникальный экстерьер. Всегда можно найти то, что по душе именно вам.
  • Простота в использовании. Декоративные элементы из бетона не требуют специального ухода. Их легко устанавливать.

Для создания завершённого дизайна приусадебного участка идеально подходят малые архитектурные формы. Купите их сегодня, и они будут украшением вашего ландшафта долгие годы.

Технология производства

Для изготовления изделий используется следующее:

  1. Цемент без добавок.
  2. Песок.
  3. Щебень гранитный.
  4. Суперпластификатор.
  5. Арматура.
  6. Вода.
  7. Формы (из пластика, металла, фанеры).
  8. Бетономешалка.
  9. Кельма.
  10. Трамбовка.
  11. Грабли.

На вибростоле созданная форма заполняется бетоном. По окончании форма разбирается и изделие вынимается.

Фонтаны, скамейки, вазоны и другие шедевры архитектуры производятся методами вибролитья или вибропрессования. В первом случае процесс происходит следующим образом. После разбора она смазывается специальной смазкой, а затем снова собирается. Бетонная смесь готовится из 1 части цемента, 1 части щебня и 3 частей песка. Затем форма ставится на вибростол и мелкими порциями заполняется бетоном. По окончании процесса форма разбирается, изделие вынимается и форма очищается. Изделие схватывается, а прочность приобретает уже после, в течение трех суток (в зависимости от температуры и влажности окружающей среды).

При вибропрессовании в рабочем процессе участвует полусухая смесь цемента и песка под действием вибрации и давления. Уплотнение проводится с помощью деревянной ступы. И в этом случае форма для заливки играет определяющую роль для конечного результата.

Технологический процесс создания скульптур тоже начинается со строительства армированного основания для придания формы будущему изделию. После формирования контура масса подвергается художественной резке, при которой удаляется лишнее, добавляется текстура. После этого скульптура готова к росписи. Роспись должна осуществляться только специальными стойкими красками. Таким способом можно изготавливать целые композиции: беседки, ворота, фигуры, различные строения.

Дизайн изделий

С помощью бетонных элементов можно сделать более функциональным и художественным любой дом, улицу, сквер и парк.

Комфортабельный дом и красивый участок, уютный сквер или необычно оформленная улица — это результат правильного декорирования с помощью множества элементов, например, ограждений, перил, строений, клумб и фигур. Их умелое размещение непременно создаст легкую атмосферу в зонах отдыха, в городских условиях, на частном дворе. Малые архитектурные формы имеют и функциональное, и художественное назначение.

Декоративные элементы в виде геометрических фигур гармонично сочетаются с поверхностью тротуарной плитки. Скамьи и урны удачно вписываются в городской дизайн. Вазоны, цветочницы, скульптуры, водопады идеальны для парков и скверов. Беседки, арки, клумбы дополнят ландшафтный интерьер на приусадебном участке.

Каждое из изделий может иметь различную поверхность: галька, гранитная крошка, мраморная крошка, кварцит, диорит. Текстура, форма и цвет определяется общим стилем. Садово-парковое искусство и ландшафтная архитектура имеют массу вариаций для оформления объекта изделиями из бетона. Прежде всего акценты расставляются на декоре строений, городской или садовой мебели, ограждений и тротуаров. Наиболее выигрышный вид получается в сочетании с живой изгородью, бассейном или водоемом, дополнительными предметами декора заданного пространства.

Малые архитектурные формы в большинстве случаев напрямую привязаны к ландшафтному дизайну. Они имеют форму привлекательных по внешнему виду и довольно практичных объектов, которые служат для гармоничного оформления приусадебных участков и других садово-парковых территорий частного и общественного характера.

На сегодняшний день существуют самые разные виды МАФов, под которыми в современных условиях подразумевают изделия, изготовленные мастерами из материалов природного и искусственного происхождения.

Их можно размещать раздельно или группами. Они служат в качестве необычного привлекающего внимание акцента в ландшафтном дизайне определенной территории.

Малые архитектурные формы в большинстве случаев изготавливают в виде декора с элементами освещения, боскетов (ограждений из обрезанных кустов и других зеленых насаждений), мостиков, фонтанов, вазонов, садовых скульптур, традиционных ограждений, заборов, скамеек и беседок, которым свойственно иметь разное предназначение и отличаться по конструкции, форме и плану.

Самым распространенным типом МАФов в России являются беседки.

Что такое архитектурный бетон и как приготовить своими руками: состав и пропорции

Один из популярных материалов в строительстве – это бетон. Пластичную массу удобно заливать в опалубку, заливать в формы, создавать площадки и перекрытия, формировать фундамент и изготавливать из него блоки для возведения стеновых ограждений. Для каждого направления использования создают свой состав бетонной смеси, которая после затвердевания обладает заданными прочностными характеристиками.

Малые архитектурные формы (монументы, скамейки, лавки и другие предметы ландшафтного дизайна) изготавливают из художественной разновидности литейной массы. Чтобы создать оригинальные поделки своими руками, требуется соблюдать технологию производства, а также контролировать состав ингредиентов.

Что такое архитектурный бетон

В 1928 г. у предпринимателя Антуана Боне возникла идея создать парк, в котором будут присутствовать все виды животных, живущих на земле. Попытка поселить сразу всех на сравнительно небольшой территории оказалась провальной. Каждому требовались свои условия проживания, режим питания и помещения. Казалось, что идея обречена. Исполнить желаемое невозможно.

Тогда один из строителей (Винсент Галл) предложил вариант изготовления скульптур из бетона. Сначала показалось, что подобное реализовать невозможно. Но первый же опыт показал, что автор находится на правильном пути.

В парке появилось семейство галапагосских (слоновых) черепах. Они выходили на песчаный пляж из небольшого водоема. Винсент изготавливал многослойную конструкцию:

  • из проволоки изготовил металлический каркас;
  • лепил лапы животного, поглядывая на фотографии настоящих черепах. Старался повторить чешуйчатое покрытие, когти и строение;
  • отдельно слепил нижнюю часть панциря, повторил рисунок. Для раскрашивания добавил коричневатые и серые пигменты, получилось максимально близко к натуральному виду живой черепахи;
  • голова давалась сложно, пришлось искать материал для глаз. Выручили коричневые бутылки для пива. Их цвет совпадал с реальностью;
  • завершающим этапом работы стала верхняя часть панциря. Здесь Галлу помогала вся бригада, изготовили несколько панцирей (поэтому не ограничились одним животным, изготовили еще пять штук).

В тот период парижские газеты рассказали о появлении черепах в парке Антуана Боне. Началось паломничество из желающих взглянуть на экзотических животных. Интересная работа строителей стала приносить прибыль. Теперь черепах продавали.

Чтобы продлить их существование на открытом пространстве, готовые статуи покрывали лаком. Цветовая насыщенность усилилась.

До начала Второй мировой войны в парке появились фигуры оленей, медведей, волков, лис и других небольших животных. Вокруг одного из платанов возникли фигурки «девушек», совершающих тайный обряд моления к богине плодородия. Пастушок и пастушкой сидели у входа в парк и пасли нескольких овечек. Про финишную и латексную шпаклевку Текс читайте тут.

К сожалению, сегодня от этого парка не осталось ничего, в июне 1940 г. его разбомбили. Несколько фигурок были вывезены в Германию, где потерялись окончательно.

Осталась рецептура и технология изготовления изделий, ее описали в нескольких газетах во Франции, а также еще нескольких европейских стран. Подробно рассказывалось, как из бетонной массы выполнить имитацию натурального дерева, повторить структуру природного камня, повторить шерсть или перья животных. Был создан даже обучающий фильм, где строители из парка Антуана Боне показывали, как они формируют рельеф клеток панциря черепах и особенности строения частей тела других животных.

На сегодняшний день используют несколько типов смесей для производства ландшафтных работ:

  • геометрические бетонные смеси применяют для создания сравнительно простых форм методом литья в опалубку. Технологический процесс практически мало отличается от стандартной заливки, используемой при создании фундамента или заливки монолитных стен или потолков;
  • декоративную массу создают для отделки. Из нее выполняют элементы украшения. Сам процесс напоминает лепку из гипса. Мастера пользуются формами, куда производится заливка сырья в жидком состоянии, высыхая, образуются элементы. Их можно покрасить и приклеить на место;
  • скульптурный бетон отличается высокой пластичностью. В работе он больше напоминает глину, процесс отверждения растянут на несколько часов. Поэтому у мастера имеется время, чтобы придать нужную форму изделиям в процессе лепки. Некоторые специалисты добавляют не только песок, в составе присутствует глина. Поэтому застывание растягивается на несколько дней после завершения работы над изделиями.

Достоинства и недостатки

Желая заняться художественным творчеством из бетона для архитектуры, желательно ознакомиться с положительными и отрицательными характеристиками этого материала. Мастера, использующие в своей практике это сырье, отмечают плюсы:

  • бетонная смесь из-за присутствия в ней пластификаторов твердеет довольно медленно, при необходимости можно вносить коррективы, занимаясь лепкой фигур;
  • готовые изделия могут в течение длительного времени находиться вне пределов помещения. Они украшают парки, располагаются вдоль дорожек, выглядывают из-за деревьев и кустарников. Подвергаются действию снега, дождя и солнца;
  • готовые фигуры могут отливаться на месте (фонтаны, бассейны, предметы интерьера). Мастер может изготавливать довольно крупные изделия, масса которых достигает несколько тонн.

К минусам относят:

  • в зимний период скульптурные композиции желательно защищать от перехода через нулевое значение. Попадание влаги с последующим замерзанием и оттаиванием способны разрушить изделия;
  • лаковое покрытие служит не более пяти-семи лет. Его нужно возобновлять, чтобы вернуть первоначальный вид;
  • трудоемкость работ при работе с архикамнем несоизмеримо выше, чем при обычных строительных действиях. К работе привлекаются только мастера, имеющие опыт алмазной резки бетона и создания подобных изделий;
  • масса поделок может быть весьма высокой, поэтому при размещении декоративных украшений на стенах и потолке нужно предусматривать системы дополнительного усиления несущих конструкций.

Область применения декоративного арт-бетона

Декоративный арт-бетон используют внутри помещений и на территории участков. Назначение в каждом случае определяет состав и технологические приемы заливки пространства. Про керамический кирпич и камень по ГОСТу 530 читайте здесь.

В интерьере

При отделке помещений создают:

  • панно, где литые панели с объемным рисунком фиксируют на вертикальных и горизонтальных поверхностях;
  • карнизы и колонны можно изготовить на строительном объекте, так поступают при желании создать эксклюзив. В условиях мастерских формируют наборные элементы, а затем их доставляют к местам монтажа;
  • декоративные решетки, имеющие вид натурального камня, применяют на лестничных пролетах. Между панелями ставят балясины, отлитые из бетонной смеси. Украшенные подобным способом лестницы выглядят достаточно солидно. Иногда их делают из декоративного кирпича и окрашивают бронзовой краской, что меняет облик: они кажутся отлитыми из золота.

Отделка фасада

Фасады, украшенные фигурками животных, встречаются в странах западной Европы. Желая повторить вид некоторых замков, заказчики обращаются в специальные строительные организации, имеющие опыт в оригинальной отделке.

Чаще всего для отделки фасадов прибегают:

  • к созданию эффекта использования натурального камня для возведения стен. Здесь с помощью специального инструмента моделируют вид блоков или бута в кладке. Дополнительно производят окрашивание снаружи или используют красящие пигменты в процессе приготовлении раствора;
  • специальное выделение оконных и дверных проемов с контрастной окраской придает зданию вид, построенному в XVII…XIX веках. Простые элементы состаривают здание на несколько столетий. Эти приемом пользуются реставраторы, восстанавливающие старинные постройки;
  • классический стиль задают колонны, установленные в конструкции входных групп. Конструкция несущих элементов выполняется в разной манере. Есть мастера, изготавливающие поддерживающие элементы в виде атлантов или кариатид. Выполненные в римском стиле статуи выглядят довольно оригинально;
  • барельефы способны придать стенам креативный вид.

Устройство малых форм в ландшафтном дизайне

На открытом пространстве строят:

  • клумбы для кустарников и цветущих растений;
  • вазоны, где можно выращивать цветы или ставить горшечные культуры;
  • мостики через ручьи, в основе которых бетон;
  • небольшие фигурки сказочных или экзотических животных. При раскрашивании яркими фасадными красками способны придавать территории стиля сказки;
  • фонтаны, торшеры для освещения дорожек, декоративные бордюры.

Выбор громадный. При желании иметь что-то необычное, всегда можно заказать желаемое изделие. Мастера возьмутся за изготовление любой фигуры или группы.

Скамейки

Скамейки и лавки из архитектурного бетона могут иметь белый цвет (используют цемент белого цвета и кварцевый песок). Изделие примет желаемый оттенок. Про террасную доску из лиственницы расскажет этот материал.

Целиком подобные конструкции отливают редко. Обычно изготавливают отдельно из нескольких частей:

  • опорные элементы, в них закладывают арматуру, что повышает прочность отливок;
  • пластины и брусья для сидения. Их также армируют, укладывая в форму продольную арматуру;
  • спинки могут выполняться в виде сплошных панелей или создаваться аналогично деталям для сидения.

Доставленные на место фрагменты соединяются с помощью цементно-песчаного раствора. В последнее время чаще применяют плиточный клей. В его состав входят искусственные связующие, повышающие прочность в местах соединения деталей. Про размеры обыкновенного красного кирпича читайте по этой ссылке.

Ограды и заборы

Ограждения и заборы отливают в виде нескольких элементов разного типа:

  • опорные столбики имеют специальные пазы. В них после установки опор будут размещать панели ограждения;
  • панели делят на нижние, средние и верхние детали. Более мощные ставят внизу. Остальные размещают выше.

Пруды

Декоративный пруд обычно изготавливается на месте.

  1. Предварительно углубляют участок будущего водоема.
  2. Застилают дно пленками и эластичными материалами, удерживающими воду.
  3. Армируют основание и заливают фундамент пруда.
  4. Настелив сетку, создают берег из щебня, уходящий на глубину.
  5. Окрашивание и пропитка лаком позволят создать водоем своей мечты.

Организация водоснабжения и отвода воды решаются на стадии земляных работ. Некоторым нравятся:

  • небольшие водопады, стекающая вода способная успокоить. Некоторым нравится наблюдать за ее течением;
  • фонтаны пришли из Египта. Там они помогали охладить воздух;
  • ручьи и ключи – это славянские традиции при организации прудов на участке.

Искусственные камни и сферы

Мода на альпийские горки пришла из Швейцарии. Желание видеть на территории небольшое возвышение, в котором присутствую гранитные или мраморные глыбы сформировало определенный стиль. Про финишную однокомпонентную шпаклевку для автомобиля узнайте в этой статье.

Идеальные геометрические фигуры: кубы, шары и пирамиды, – напоминают о Греции. Там были созданы основы геометрии. Поэтому, желая воссоздать стиль Средиземноморья, создают фигурки известных тел.

Кашпо

Кашпо имеют разнообразное исполнение. Их используют в качестве отдельных фигур или внутрь устанавливают горшки с цветами. В результате каждый элемент дополняет друг друга.

Как сделать своими руками архикамень

Создание архитектурных изделий начинается с проработки желаемой формы. Определившись с тем, что хочется изготовить своими руками, можно приступать к побору материалов и способов для реализации задуманного.

Состав и пропорции цементного раствора

Для изготовления предметов готовят разные бетонные растворы. Чаще прибегают к рецептам, показанным в табл.

Таблица: Состав архитектурного бетона

Вид бетонной смеси Компоненты в объемных долях
Цемент Песок Щебень Пигмент Пластификатор
Геометрическая 1 4 3 0,10…0,15 0,02…0,03
Декоративная 1 3 2 0,05…0,10 0,03…0,07
Скульптурная 1 3 0,05…0,15 0,10…0,15

Вода добавляется после смешивания сухих компонентов. Требуется получить массу по свойствам, напоминающую густую сметану.

При заливке геометрического бетона возможно создание полусухой смеси. Ее заливают в формы, которые уплотняют с помощью вибратора.

Способы формирования

Изделия формируют заливкой в формы или прессованием, которое сопровождается вибрацией (вибропрессование). Формы изготавливают разъемными или эластичными. Разъемные формы используют для изготовления элементов заборов, балясин, ограждений лестниц.

Из силикона изготавливают эластичные формы. Они после отверждения массы позволяют вынуть отливки, не разрушая целостность формующего ограждения.

Желая создать оригинальную форму одноразового применения, поступают иначе.

  1. Из пенополистирола вырезают модель.
  2. При необходимости фрагменты склеивают между собой, используя ПВА или Бустилат.
  3. Смазывают поверхность разделительным составом.
  4. Модель помещают в заливочный ящик.
  5. Выполняют заливку гипсом.
  6. После высыхания гипса выжигают пенополистирол с помощью пламени газовой горелки. Вспененный материал выгорает полностью.
  7. Внутреннее пространство обрызгивают маслом.
  8. Готовят бетонную смесь и заливают ее внутрь гипсовой формы.
  9. После отверждения бетона удаляют гипс и получают оригинальное изделие.

Некоторые используют метод лепки. В этом случае каждое изделие получает свой неповторимый вид.

Технология изготовления

Заливные формы заполняют в следующей последовательности.

  1. Формы смазывают разделительным составом. Здесь используют отработавшее моторное масло.
  2. Протирают от излишков смазки.
  3. Готовят архибетон.
  4. Заливают его в форму.
  5. Ставят форму на вибростол, где из массы удаляют воздух.
  6. Выставляют заливку на сушку.
  7. Освобождают литье от формы.

Напыление

Цветную цементную смесь можно нанести на поверхность стены. учитывая плотность цемента М400 и М500, готовят несколько растворов и распылитель. Используют небольшой вентилятор, а также плоскую поверхность, куда насыпают смесь пигмента и цемента.

Сухую смесь наносят на влажную стену. Окрашивание проводят не равномерным нанесением, а местами.

Последовательно меняя цвета, окрашивают всю поверхность. Начинают окрашивание со светлых красок (желтые или светло-оранжевые). В дальнейшем красят красными и бардовыми тонами. Завершают работу синими оттенками.

Если изменить порядок используемых красок, получают грязные непривлекательные тона.

Трафаретное окрашивание

Используя трафареты, можно наносить краску только в определенные места. Так создают рекламные надписи или раскрашивают, создавая картины из цветного бетона.

Штамповка

Штампы используются с древних времен. Подготовив штамп из силикона или иного эластичного материала, на влажный бетон наносят желаемый оттиск. В дальнейшем след останется навсегда.

Некоторым нравится регулярный рисунок. Для этой цели выпускают валики с рельефным рисунком. Достаточно прокатать валик по влажной поверхности, чтобы получить повторяющийся вид. Так на сплошной гладкой поверхности создают видимость использования искусственных или натуральных камней.

Видео

Про изделия из архитектурного бетона смотрите в этом видео: