Общие сведения о Габоне

Официальное название — Габонская Республика (Ripublique Gabonaise).

Расположен в Центральной Африке. Площадь 267,7 тыс. км2, численность населения 1233,4 тыс. чел. (2002). Государственный язык — французский. Столица — г. Либревиль (661,1 тыс. чел., 2003). Государственный праздник — Основание Габонской демократической партии (ГДП) 12 марта (с 1968). Денежная единица — франк КФА (XAF).

Член ООН (с 1960), МВФ (с 1996), АфБР, ФАО, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ВТО и др.

География Габона

Расположен между 8°42′ и 14°32′ восточной долготы и 2°25′ северной и 3°58′ южной широты. На западе омывается Атлантическим океаном. Побережье к югу от мыса Лопес прямолинейное, лишено естественных гаваней; к северу — более расчленённое, с удобными бухтами. Граничит на северо-западе с Экваториальной Гвинеей, на севере с Камеруном, на северо-востоке, востоке, юго-востоке и юге с Республикой Конго.

Внутренняя часть Габона — плоскогорья и горы (до 1580 м, гора Ибунджи); вдоль побережья океана — низменность.

Месторождения: марганцевых руд 200—250 млн т (2000) — 1/3 мировых запасов, железной руды — 1 млрд т, золотые россыпи в поймах рек — 30—50 т (1999), бариты — 1 млн т, фосфаты — 150 млн т, залежи мрамора — св. 10 млн т. Запасы нефти — 423 млн т (1998).

Почвы преимущественно красно-жёлтые латеритные. Климат субэкваториальный, на севере экваториальный. Осадков 1500—2000 мм в год, на севере береговой полосы до 2500—3000 мм. Средние температуры апреля +25—27°С, июля +22—24°С.

Речная сеть густа и многоводна. Главная река — Огове (850 км); наиболее крупные притоки — Ивиндо и Нгунле. Менее значимы береговые реки Ньянга, Комо и др.

Ок. 80% территории покрыто густыми влажными вечнозелёными лесами. Много пород, дающих ценную деловую древесину, — деревья окуме, озиго, лимба, красное, жёлтое, эбеновое, сандаловое и др. На юге и юго-востоке — высокотравные саванны. На побережье — мангры.

Водятся слоны, буйволы, лесные антилопы, многочисленные обезьяны (в т.ч. человекообразные), леопарды, гиены и др.; в реках — бегемоты, крокодилы, встречается ламантин; множество птиц, змей, насекомых.

Население Габона

Прирост населения 0,97% в год (2002). Рождаемость 27,24%, смертность 17,59%, детская смертность 93,5 чел. на 1000 новорождённых (2002). Средняя продолжительность жизни 49,11 года (2002).
Половозрастная структура населения: 0—14 лет — 33,3% (соотношение мужчин и женщин 1); 15—64 года — 60,6% (1,01); 65 лет и старше — 6,1% (0,97) (2002). Сельское население 26%, городское 74% (2000). Среди населения старше 15 лет 63,2% грамотных (мужчин 73,7%; женщин 53,3%) (1995).

Основные этносы (%, 2002): банту (баньяби) 30, фанг 28,8, мпонгве 15,6, бакота 12, батеке 5,2. Кроме того, живут мака, баконго, бавили и другие народы. Неафриканцев, главным образом французов, 21,7 тыс. чел. Языки — французский (государственный), фанг, баньяби, бакота.

Христиане — 55—75%, мусульмане — менее 1%, остальные придерживаются традиционных верований.

История Габона

Территория Габона в 19 в. была захвачена Францией. Берлинская конференция 1884—85 признала право Франции на новую колонию. С 1886 Габон — отдельная французская колония, в 1888 слит с Конго в одну колонию, в 1910—58 входил во Французскую Экваториальную Африку; в 1958—60 — автономное государство. С августа 1960 независимая республика. Первый президент Леон Мба провозгласил создание однопартийного государства во главе с Габонской демократической партией (ГДП). Социальное и политическое напряжение, вызванное спадом в экономике в нач. 1980-х гг., привело к возникновению оппозиции — Движения за национальное возрождение (МОРЕНА), сформировавшего в Париже правительство в изгнании. В 1990 в Габоне была разрешена многопартийность. На местных выборах 1996 ГДП добилась контроля в большинстве муниципалитетов и одержала победу на выборах в Национальную ассамблею и сенат. ГПП отказалась от участия в правительстве.

В 1997 Конгресс депутатов и сенаторов принял поправки к Конституции, увеличивающие срок президентства до 7 лет, утвердил пост вице-президента, а сенат был провозглашён высшей палатой двухпалатного парламента. Президентские выборы состоялись в 1998, новый совет министров утверждён в 1999.

В 1999—2001 в Габоне проходили массовые студенческие демонстрации, забастовки госслужащих. В 2001 на выборах в Национальную ассамблею одержала победу ГДП.

Государственное устройство и политическая система Габона

Габон — президентская республика. Действует Конституция от 14 марта 1991.
Административно Габон разделён на 9 провинций (2003): Эстюэр, Высокий Огу, Средний Огу, Нгуни, Ньянга, Огу-Ивиндо, Огу-Лоло, Огу-Маритим, Волё-Нтем. Крупнейшие города (2003, тыс. чел.): Либревиль, Порт-Жантиль (116,2), Макоку (41,3).
Высший орган законодательной власти — двухпалатное Национальное собрание: сенат (91 место) — верхняя палата, ассамблея (120 мест) — нижняя. Исполнительная власть осуществляется президентом республики и правительством. Глава государства и главнокомандующий — президент Эль Хадж Омар Бонго. Глава высшего органа законодательной власти — Жорж Равири. Глава высшего органа исполнительной власти — Жан Франсуа Нтутуме Эмане.

Президент и ассамблея избираются прямым всеобщим голосованием на срок 7 и 5 лет соответственно. Сенат избирается коллегией выборщиков (1930 чел.), представляющих муниципальные органы. Премьер-министр назначается президентом и при его участии формирует совет министров.

Президент Бонго, основатель ГДП, остаётся у власти с 1967. При нём в 1970—80-е гг. в условиях либеральной экономической системы, привлекшей иностранные капиталовложения, страна добилась быстрого экономического роста, были осуществлены демократические преобразования (введена многопартийность).

Органы местного самоуправления — префекты и супрефекты, возглавляющие провинции и округа, назначаются президентом. В 7 городских коммунах местные органы власти — муниципальные советы, избираемые на 5 лет всеобщими выборами.

С 1991 принята многопартийная система. Основные партии: Габонская демократическая партия (ГДП), Национальное объединение лесорубов (РНБ), Габонская партия прогресса (ГПП), Демократический и республиканский союз (АДЕРЕ), Объединение за демократию и прогресс (РДП).

Ведущие организации деловых кругов: Палата торговли, сельского хозяйства, промышленности и рудников Габона; Конфедерация предпринимателей Габона; Национальный совет объединения предпринимателей Габона; Синдикат предприятий горной промышленности Габона; Синдикат импортёров и экспортёров Габона.

Общественные организации: Габонская конфедерация свободных профсоюзов, основана в 1991, 16 тыс. членов; Габонская профсоюзная конфедерация, основана в 1969, специализированный орган ГДП.

Во внутренней политике: происходит либерализация общественной и политической жизни. Население получило возможность реально использовать свои конституционные права на свободу слова, союзов и организаций.

Внешняя политика ориентирована на взаимовыгодное сотрудничество в интересах мира и прогресса с развитыми и африканскими странами, союз с Францией, укрепление связей с арабским миром и налаживание связей со странами тихоокеанского бассейна: Японией, Китаем, Индией, Южной Кореей.

В 1998 в Сухопутных войсках состояло 3200 чел. (включая жандармерию — 2000 чел.), в ВВС — 1000 чел., в ВМС — 500 чел. Призыв в армию осуществляется на добровольных началах.

Габон имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1973).

Экономика Габона

В Габоне самый высокий доход на душу населения среди стран Африки южнее Сахары. ВВП 6,7 млрд долл., ВВП на душу населения 5500 долл. США (2001). Экономически активное население 600 тыс. чел. (2001). Инфляция 1,5% (2001).
Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП (1999, %): сельское хозяйство 10, промышленность 60, сфера услуг 30. В сельском хозяйстве занято (1999) 60%, в промышленности и торговле — 15%, в сфере услуг — 25% экономически активного населения.

Производство электроэнергии 850 млн кВт-ч (2000). Главные отрасли горнодобывающей промышленности (1999, млн т): добыча нефти — ведущая отрасль экономики (15,6), а также марганцевой руды (2,0), золота (70 кг). Обрабатывающая промышленность (1997, тыс. т): бензин (35), керосин (90), авиационное топливо (72), мука (26), пиво (785 тыс. гкл), безалкогольные напитки (410 тыс. пел), мыло (3,3), порошки стиральные (1,0). В 1999 заготовлено 2,34 млн м3 деловой древесины. В лесозаготовительной отрасли работают ок. 50 компаний.

Производство основных сельскохозяйственных культур покрывает внутренний спрос менее чем наполовину. Основные культуры (1997, тыс. т): маниок (215), бананы плантеан (250), сахарный тростник (175), ямс (140), батат (58). Поголовье (1998, тыс. голов): свиней 208, овец 173, коз 86, крупного рогатого скота 39. Промысловый улов (1996, тыс. т): рыба 43,8, моллюски 1,4.

Протяжённость железных дорог 649 км. Объёмы перевозок (1997): пассажиров — 195,5 тыс. чел.; грузов — 2959 тыс. т. Протяжённость дорожной сети 8454 км, включая 838 км дорог с твёрдым покрытием (2001). Дорожно-транспортных средств в эксплуатации (1998, тыс. шт.): легковых 24,75, грузовых и фургонов 16,49.

Имеется 59 аэропортов. Международные аэропорты: в Либревиле, Порт-Жантиле и Франсвиле.

Основные порты: Порт-Жантиль, Овендо, Маям-ба, Ньянга и Либревиль. Общее водоизмещение торгового флота (1997) 34,96 тыс. т.

По африканским стандартам телефонная сеть хорошо развита. Средства связи: радиоприёмники — 208 тыс. (1997), телевизоры — 63 тыс. (1997), телефоны — 39 тыс. линий (1998), сотовые телефоны — 120 тыс. абонентов (2000), интернет-провайдеров — 1 (2001), пользователей Интернета — 18 тыс. чел. (2002).

В 1997 в Габоне побывали 170 тыс. туристов. Доходы от туризма — 7 млн долл. США.

Основные направления экономической и социальной политики: привлечение прямых иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность, в проекты развития сельскохозяйственного производства; либерализация госсектора и создание новых рабочих мест.

Курс национальной денежной единицы — франка КФА жёстко привязан к евро. Валютные резервы 19,09 млн долл. США (1999). Вклады до востребования в коммерческих банках 189,4 млрд фр. КФА, денежные средства в свободном обращении — 97,8 млрд фр. КФА.

Государственный бюджет (2002): доходная часть 1,8 млрд долл. США, расходная часть 1,8 млрд долл. США. Государственный долг 3,6 млрд долл. США (2001).

В 1996 минимальная заработная плата наёмного работника составляла 129,5 долл. США. 20% городского и св. 40% сельского населения живёт ниже черты бедности.

В 2001 объём экспорта составил 2,5 млрд, а импорта — 921 млн долл. США. Экспорт (2000): США (51%), Франция (17%), Китай (8%), Антильские острова (4%). Импорт (2000): Франция (62%), Кот-д’Ивуар (7%), США (5%), Бельгия (3%). Основные экспортные товары — неочищенная нефть (81%), лес, марганец; импортные — машинное оборудование, продукты питания, продукция химической промышленности, стройматериалы.

Наука и культура Габона

В Либревиле имеются: Научно-технический центр тропического лесоводства, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства и животноводства и ряд филиалов научных учреждений Франции. Высшие учебные заведения: Университет им. Омара Бонго в Либревиле, Университет науки и техники Масуру в Франсвиле. Многие студенты получают университетское и техническое образование во Франции.

Обязательное бесплатное обучение детей с 6 до 16 лет. В 1993 ок. 89% детей соответствующей возрастной группы посещало начальные и средние школы (90% мальчиков, 88% девочек).

В Габоне высокий уровень самобытной культуры. Традиционное искусство представлено изготовлением ритуальных и сакральных масок, статуэток и предметов (племена бакота и фанг). Действует Национальная школа искусств, готовящая профессиональных художников, дизайнеров и скульпторов. С 1960-х гг. имеется Национальный театр, финансируемый государством. В деревнях популярны представления, которые дают профессиональные сказители. Действуют Школа циркового искусства и ансамбль народного танца. Развита музыка, распространены: арфа, гитара с выгнутым дугой грифом, свирели из глины, рожки из кости и дерева.

Больше фото Габона — перейти

Парк Джозани и красные колобусы

Шёл десятый День нашего путешествия по Занзибару (Маршрут путешествия на Занзибар). Завтра уже улетать, а мы так и не увидели колобусов! Накануне мы отложили поездку в Парк Джозани из-за дождя, но сегодня погода благоволила и мы туда поехали.

Общая информация

Парк Джозани занимает территорию площадью примерно 50 квадратных километров, т.е. он сравнительно небольшой. Например, знаменитый парк Серенгети на материковой Танзании (https://www.tanzaniatourism.go.tz/destination/serengeti-national-park) занимает площадь почти 15 тысяч (!) квадратных километров.

Парк Джозани был организован в 2004 году и является единственным национальным парком на Занзибаре. Его полное название Jozani Chwaka Bay National Park (что можно перевести как Национальный парк Джозани залива Чвака). Территориально парк находится в южной части острова и примыкает к заливу Чвака:

Главной достопримечательностью парка, да и всего Занзибара с точки зрения животного мира, являются красные колобусы, эндемики архипелага Занзибар. Т.е. нигде кроме как на Занзибаре в дикой природе вы их не увидите.

Помимо колобусов здесь водится и другая живность: муравьеды, ящерицы (одного мы видели – похож на небольшого варана), но главное, ради чего сюда приезжают туристы – это колобусы.

Здесь уместно будет вспомнить, что Занзибар является частью Танзании, на территории которой помимо Джозани, есть 16 национальных парков, а также заповедники и прочие охраняемые территории. Всем любопытствующим можно заглянуть вот на этот сайт: https://www.tanzaniatourism.go.tz Там есть информация по всем национальным паркам.

Как добраться

Многие приезжают в парк в составе организованной экскурсии. Иногда посещение парка Джозани объединяют с экскурсией к дельфинам в Кизимкази. У нас же была арендованная машина, так что слабодушная мысль о покупке организованной экскурсии была отвергнута, и мы поехали на автомобиле. На подъезде к парку нас встретил вот такой забавный дорожный знак «Осторожно! Колобусы!.

Вид у колобуса на знаке прикольный, как будто он увидел мчащийся на него Камаз ��

Колобусы действительно часто перебегают дорогу. Будьте внимательнее. Поскольку они живут группами, то сначала перебежит один, второй, а за ним и все остальные. Вот на фото дорогу перебегает самка с детёнышем.

И вот, наконец, указатель на поворот в парк.

Памятуя о тайских мартышках (а колобусы относятся к семейству мартышек), которые с удовольствием поедают овощи-огурцы, вареную кукурузу, а уж тем более бананы, мы прикупили килограмм бананов на мини-рынке метров в 50 от съезда в парк. Но, забегая вперед, скажу, что делать этого не следует. Наш гид этого не одобрил, но применение бананам нашлось. Вместе с гидом мы съели эти бананы во время экскурсии ��

Въезд в парк украшают арка и хижина

Смело въезжайте в арку. Через метров 200 будет бесплатная парковка, где нашлось место и нашей машине.

Часы работы и стоимость посещения

При посещении парка учтите, что он работает с 7.30 до 17.00. Об этом на входе сообщает вот такой стенд.

Немного смутили расценки в 250$ за «filming». У меня с собой был зеркальный фотоаппарат NIKON. Но ничего, обошлось только платой за вход, которая составила 10$, как и указано на стенде. Вообще, любителей пофотографировать животных забесплатно здесь не любят. И в подтверждение – вот этот стенд на дороге.

Руководство парка и гиды руководствуются принципом: «Любишь — заплати». В принципе, вокруг парка ограды или забора с колючей проволокой нет, можно и так войти на территорию. Но каждый встречный гид, которых здесь около 10, будет всячески вас укорять, стыдить и запрещать.

Каждую группу туристов в парке сопровождает гид. Несмотря на то, что нас было только двое, нам выделили персонального гида и в качестве научной нагрузки придали студентку-биолога из США, которая изучает именно колобусов.

Экскурсия получилась научно-познавательной и весьма продолжительной (часа на два) и состояла из двух частей:

  1. Наблюдение за колобусами и прогулка по парку с рассматриванием деревьев
  2. Переезд на автомобиле во вторую часть парка и прогулка по мангровым зарослям

Часть первая. Колобусы

Конечно, главное, из-за чего туристы едут в парк Джозани – это колобусы. Вообще, видов колобусов существует несколько, а именно этот называет Красный колобус Кирка, по имени британца сэра Джона Кирка. После вступительной речи с общей информацией про колобусов, гид повёл нас обратно к дороге и …..вот они! Прямо у дороги на дереве сидела группа колобусов, примерно из 12-15 обезьян.

На фото хорошо видно, почему этот вид называют красным – из-за окраса шерсти на спине. Обратите внимание, какой большой уже детёныш. Колобусы долго выкармливают малышей.

А вот этот колобус собрался перебегать дорогу в неположенном месте. Машины сразу остановились и его пропустили.

Колобусы здесь совершенно не боятся людей, подпускают к себе близко и можно сделать отличные фотографии. Интересной особенностью Красных колобусов Занзибара являетсся наличие только 4-х полноценных пальцев, пятый формально есть, но в виде шишки какой-то. Именно поэтому их назвали «колобус», что в переводе с греческого «калека» или «искалеченный».

Ещё немного колобусов:

Дав вдоволь нащёлкать фотографий с колобусами, гид повёл нас вглубь парка. Дальше был научно-популярный рассказ про пальмы, дерево махагони, лягушек и про много чего ещё. Дорожки в парке широкие, передвигаться вполне удобно. Так что советы про то, что надо одеваться как-то особенно для нас не пригодились. Продираться сквозь джунгли не пришлось.

В время прогулки по парку нам встретился второй, чёрный вид обезьян. Они меньше колобусов.

Часть вторая. Мангровый лес.

Вернувшись на исходную точку, мы присели с гидом передохнуть и подкрепились бананами, припасёнными для мартышек. После чего сели в нашу машину и поехали во вторую часть парка. Эта часть менее интересна, и на любителя болот и топей. Если вы никогда не видели вот такие мангровые леса, то тогда будет интересно.

Здесь и речка есть:

Москиты нам не докучали, хотя здесь сыро и место для них хорошее. Довольное и слегка уставшее настроение под конец экскурсии хорошо передаёт вот эта фотография: «Поехали уже отсюда, а?»

Итоги

Вроде ничего особенно: ну с колобусами пофотографировались, по парку погуляли, да на мангры посмотрели. А ощущение осталось хорошее. На всё про всё, с учётом поездки в мангровый лес и возвращения обратно ушло не меньше двух часов. Гид старался и настарался на хорошие чаевые.

Экскурсия нам понравилась, рекомендуем.

Хорошего всем настроения и незабываемых путешествий мечты!

Баньян: корни традиций

Баньяновое дерево, ветви которого — воздушные корни — достигают земли и, врастая в нее, образуют целую купу стволов с единой кроной, часто достигает огромных размеров. Окруженному легендами и поверьями баньяну в религии и мифологии Индии принадлежит особое место. В деревне Чичоти, близ Хошангабада, растет дерево, крона которого занимает площадь в полтора акра. В другой деревне, Чунчанакуппе, неподалеку от Бенгалура, крона дерева, чей возраст исчисляется, как говорят, пятью веками, достигает трех акров. А в ботаническом саду Сибпур в Калькутте есть дерево с толщиной ствола в обхвате 51 фут и площадью кроны четыре акра! Все эти гиганты и есть баньяны — деревья-великаны, которые часто называют самым удивительным из всех видов земной растительности.

Что чаще всего вспоминается простому индийцу, когда он слышит слово «баньян»? Рассказы о целой деревне, уместившейся под сенью одного дерева; множество сказок и легенд о призраках и злых духах, что живут в ветвях таких деревьев; обряды поклонения священному баньяну… Все это обычные, самые расхожие представления, но уже по ним можно видеть, что баньяновое дерево является важным элементом традиций и культуры Индии с незапамятных времен, играя особую роль в жизни многих ее людей.

Вечнозеленое баньяновое дерево высотой до ста футов — своеобразный и весьма интересный представитель растительного царства Индии. Когда-то известный только на юге и западе субконтинента, а также в областях, прилегающих к Гималаям, теперь баньян встречается по всей стране. Название свое он получил от дерева, росшего некогда на побережье Персидского залива: под ним сходились для совершения сделок или для молитвы индийские купцы — банья.

…Однажды вечером, на закате, я шла под кроной старого баньяна, среди его широко расставленных, похожих на мощные колонны корней-стволов. Встретились мне там четыре женщины в свадебных нарядах, совершавшие какой-то обряд. Когда я спросила, чем они заняты, женщины рассказали, что сегодня день Ват-Савитри, и потому они пришли сюда поклониться священному баньяну, чтобы он ниспослал долгую и зажиточную жизнь их мужьям.

А потом женщины поведали мне древнюю легенду о Савитри и Сатьяване.

…Савитри, единственной дочери могущественного царя, суждено было овдоветь всего через год после свадьбы. А мужем ее был бедный юноша Сатьяван, живший подсечкой деревьев в лесу. Отец его некогда тоже был правителем, но ослеп и стараниями врагов утратил и царство, и богатство. Савитри решилась обратить молитву к богу Шиве, чтобы тот продлил дни ее мужа. И когда до конца отпущенного ей года осталось семь дней, Савитри перестала принимать пищу и принялась усердно молиться. Услышал Шива обращенную к нему мольбу и, явившись преданной жене, повелел на следующий день совершить обряд поклонения баньяну. А это был Джайештха-Амавасъя, то есть последний день новолуния.

Весь пыл души вложила Савитри в поклонение священному дереву, и баньян отозвался на ее мольбу — обещал свое благословение. Когда же наступил седьмой, последний, день и бог смерти Яма явился за душой Сатьявана, чтобы унести ее в свое царство, Савитри, не страшась ничего, последовала за грозным владыкой загробного мира. Яма хотел было прогнать ее, но Савитри не отставала. Тогда Яма, стараясь избавиться от неустанно преследующей его женщины, обещал, что исполнит любые три ее желания, кроме одного: вернуть жизнь супругу. Савитри попросила: пусть прозреет слепой отец ее мужа, пусть возвратятся к нему его царство и былое богатство и пусть саму ее, Савитри, боги благословят сыном. Желая поскорее освободиться, Яма согласился исполнить все три желания Савитри. Но тут-то и поймала его на слове преданная жена Сатьявана: как может она понести сына, если бог смерти отбирает у нее супруга? Яме пришлось отпустить душу Сатьявана, и так исполнилось желание преданной жены спасти жизнь мужа. Это и было то благословение, которое обещал Савитри священный баньян.

И с тех пор в день Ват-Савитри замужние женщины постятся и совершают обряд поклонения баньяновому дереву: зажигают в его честь светильники и семь раз подряд обходят вокруг баньяновой купы.

Баньян растет очень быстро: его ствол постоянно выбрасывает многочисленные отростки, которые, обвисая, достигают почвы, укореняются в ней, утолщаются и превращаются в новые стволы, поддерживающие крону. Такое постоянное обновление делает дерево как бы вечным, и неудивительно, что в глазах людей оно стало символом бессмертия.

Необычный характер развития баньяна отразился и в его санскритском названии: на этом языке его называют «вата», что означает «то, что окружает, охватывает». Связь баньяна с представлениями о бессмертии подчеркивается и еще одной легендой — о всемирном потопе: именно на баньяновом листе, словно в колыбели, плыл во время потопа юный бог Бальмукунда.

Дерево это считают символом плодородия, и поэтому оно является предметом поклонения женщин, желающих иметь детей. В великой эпической поэме Индии «Махабхарата» есть эпизод, повествующий о двух женщинах, матери и дочери, которые, обняв баньяновое дерево, обрели сыновей, ставших со временем святыми проповедниками Вишвамитрой и Джамадагни. Существует также буддийское повествование о женщине, почитавшей божество баньянового дерева и вознагражденной за это семью сыновьями.

Выступает баньян и в качестве символа индусской троицы: кора его олицетворяет Вишну, корни — Брахму, а ветви — Шиву. Кроме того, согласно индусской мифологической традиции, Вишну был рожден под священной сенью баньяна; и именно к этому дереву, убеждены многие индийцы, приходит по воскресеньям богиня богатства Лакшми. Наконец, баньян считается обиталищем хранителя божественных богатств — Куверы, которого называют еще Ваташрайя, то есть «живущий в баньяне».

Многие верующие считают, что даже одно паломничество к баньяну-великану может быть столь же благодетельным, сколь двенадцатилетние жертвоприношения, и что помазание пеплом баньянового дерева очищает человека от грехов.

Кое у кого, однако, к баньяну совсем иное отношение: для таких людей он является источником суеверных страхов, воплощением зловещего и жуткого — ведь с этим деревом действительно связано немало легенд и преданий о призраках и злых духах, таящихся в гуще баньяновых ветвей. Определенные основания для таких представлений есть — в глухую ночь под кроной баньяна в самом деле как-то не по себе: кажется, будто злобный великан, раскинув во все стороны ручищи-щупальца, готов удушить в смертельных объятиях беспомощную жертву.

Однако оставим связанные с баньяном религиозно-мистические представления и обратимся к материям более реальным. Баньяновое дерево дает человеку немало полезного: так, ветви его — воздушные корни — это материал для изготовления одного из элементов упряжи (ярма), а также каркасных стоек для шатров и палаток; из коры и молодых побегов получают грубое волокно и вьют из него веревки; листья баньяна, сперва гладкие и блестящие, а к «старости» кожистые и жесткие, выделяют при разламывании белый, напоминающий молоко сок, который может служить для подманивания птиц и обладает некоторыми целебными свойствами (листьями баньяна пользуются, например, для припарок, вытягивающих нарывы).

С похожим на молоко соком баньяновых листьев связано интересное предание, бытующее у одного из индийских племен. Будто бы семена баньяна принесла на землю Нирантали, первая из богинь — хранительниц мира. Когда появился на земле человек, солнце и луна принялись светить так старательно, что наступила великая жара. Тогда люди взяли баньяновые семена у Нирантали и высадили их в землю. Из семян выросли красивые стройные деревца, но листочки у них были такие крошечные, что совсем не давали тени. Желая помочь людям, Нирантали принялась растягивать листья и добилась того, что они стали огромными и свешивались с ветвей до самой земли. Так появилась на земле тень, но людям нечем было утолить голод. В гневе Нирантали схватила топор и, ударив им по стволу, вскричала: «Пусть потечет молоко. » И оно действительно потекло из листьев баньяна, и люди кормились этим молоком до той поры, покуда не появилось на свете зерно.

Проблема влияния красоты природы на человека. По К. Г. Паустовскому

Потребительное отношение к природе

  1. Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
  2. Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
  3. Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.

Как природа влияет на характер человека? (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Проверить сочинение Чек-лист «Тест ЕГЭ» Чек-лист «Сочинение ЕГЭ» Исключения ЕГЭ
Аргументы к итоговому сочинению / Аргументы ЕГЭ

  • test
  • 0

Здоровье почв

Земля под нашими ногами имеет большее значение, чем мы часто признаем. Здоровая плодородная почва обеспечивает оптимальные условия для растений, участвуя в ряде естественных циклов: от утилизации питательных веществ до очистки воды. Хотя почва является возобновляемой, она также чувствительна к чрезмерному использованию и деградации, часто из-за промышленного сельского хозяйства, загрязнения и удобрений. Естественная растительность и качество почвы смягчают чрезмерную эрозию, которая может иметь драматические последствия потери земель.

Биоразнообразие и изобилие дикой природы

Аргумент в пользу сохранения дикой природы в мире часто исходит из эстетической точки зрения. Многие защитники природы боролись за сохранение животных просто потому, что им нравится определенный вид. Это часто объясняется тем, что более широко известные животные — тигры, слоны, носороги — получают гораздо больше внимания, чем менее популярная (хотя и находящаяся под угрозой исчезновения) дикая природа, например, дымчатая летучая мышь.

Но помимо того, что мир стал менее одиноким, менее скучным и более красивым местом — замечательные причины сами по себе — многие из услуг, предоставляемых биоразнообразием, схожи с теми, которые предоставляются всей природой. Биоразнообразие производит продукты питания, волокна, древесные продукты; очищает воду, контролирует сельскохозяйственных вредителей и опыляет; обеспечивает отдых, например, наблюдение за птицами, садоводство, дайвинг и экотуризм.

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Тема природы отразилась в повести Жан Жионо «Человек, который сажал деревья». Уже в самом названии отражается проблема бережного отношения к природе. Главный герой произведения всю жизнь посвятил посадке деревьев в пустыне, в которой совершенно не было жизни. Человеку с большой буквы удалось превратить пустыню в цветущий оазис. Ж. Жионо показывает, что любые усилия человека оказывают на природу огромное влияние. Те деревья, которые центральный персонаж посадил в пустыне, принесли пользу всему человечеству. Сам Ж. Жионо признавался, что главной целью при написании повести «Человек, который сажал деревья» было привлечь людей сохранять природу и способствовать ее размножению.

Здоровье

Любители природы давно заметили, что проведение времени в зеленом пространстве, например, в парке, дает пользу для психического и физического здоровья. Занятия в парке, а не в тренажерном зале, обеспечивают психическое здоровье и дают большее чувство благополучия. Было доказано, что ходьба в течение 20 минут в зеленом пространстве помогает детям с СДВГ улучшить свою концентрацию, наравне с медикаментами, а иногда даже лучше. Люди, которые живут в более естественных условиях, имеют лучшее общее состояние здоровья, даже если учитывать экономические различия.

Регулирование климата

Природный мир помогает регулировать климат Земли. Экосистемы, такие как тропические леса, торфяники и мангры, содержат значительное количество углерода, в то время как океан захватывает углерод через фитопланктон. Хотя регулирование парниковых газов является обязательным требованием в эпоху изменения климата, новые исследования показывают, что мировые экосистемы также могут играть роль в погоде. Недавнее исследование показало, что тропический лес Амазонки выступал в качестве своего собственного «биореактора», производя облака и осадки благодаря обилию растительных материалов.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Примером бережного отношения к природе является поступки главного героя повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его главным жизненным принципом является правило «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Такая мысль Маленького принца учит читателей доброму отношению к окружающей среде. Центральный персонаж понимает, что природа – это то, что окружает человека, поэтому его жизнь и жизнь окружающей среды взаимосвязаны. Забота о природе является, по мнению Маленького принца, главной обязанностью человека. Видеть прекрасное и заботиться о нем – вот к чему призывает А. Сент-Экзюпери с помощью слов Маленького принца.

Пресная вода

Нет никакого другого вещества, которое людям требуется больше, чем пресная вода: без воды мы можем выжить лишь несколько адских дней. Однако многие источники питьевой воды в мире сталкиваются с загрязнением и чрезмерным использованием. Почвы, микроорганизмы и корни растений играют определенную роль в фильтрации и рециркуляции загрязняющих веществ, и их стоимость намного дешевле, чем строительство установок фильтрации воды. Согласно исследованиям, чем большее биоразнообразие экосистемы, тем быстрее и эффективнее очищается вода в процессе круговорота.

Парк Набк и мангровые деревья

Маршрут в парк Набк

Парк Набк находится рядом с городом Шарм-Эль-Шейх. Самый крайний на северо-восток район Шарм-Эль-Шейха, собственно, и называется Набк, от него и ведет дорога в сторону парка. Дорога эта не асфальтированная, так что если вы приехали из Дахаба или Шарма по цивилизованному асфальту, приготовьтесь к тому, что еще километров 6-7 придется ехать «как -нибудь».

Из смешного. На выезде из Шарма в сторону парка Набк стоит полицейский пост, рядом – какая-то мечеть, как я понимаю, в нее можно зайти (мужчинам only, конечно, как и в любую мечеть), и дальше начинается, по идее, уже территория парка. И можно было бы взять с приезжих деньги прямо тут.

Но нет. Все сложнее и удивительнее. Отъехав километра 3, мы вдруг встречаем «добра молодца», который пытается нам продать билеты в парк Набк по 5 долларов Причем вы себе представьте картину: едем мы по абсолютно пустой дороге, и тут откуда ни возьмись – вдруг товарищ подкатывает на своей машине, перебрасывается парой слов с нашим водителем, а потом начинает трясти перед нами пачкой билетов и говорить, мол, что за вход надо заплатить.

На что мы резонно говорим, что платить за вход посреди пустыни, еще не приехав туда, куда мы, собственно, намеревались, и непонятно кому, вырулившему к нам из-за соседнего бархана – как минимум странно. Что, мол, доедем до места, если там будет какой шлагбаум и касса (условно) – мы заплатим.

Подъезжаем. Шлагбаума нет, но есть некое место, типа стоянки для машин и нескольких навесов со столиками и лавочками для того, чтобы, видимо, люди, приехавшие сюда, могли перекусить (чем сами привезли, может, конечно, в самый сезон там и разворачивают кафешки походного типа, но было еще холодновато и наплыва туристов еще не случилось).

В общем, абсолютно пустынные места, где-то вдалеке еще несколько навесов, в которых, кажется, тоже никого не было, и все. И где касса, спрашивается? Однако, тут же подрулил уже знакомый нам по тому соседнему бархану товарищ с пачкой билетов.

Но самое смешное, что на них было теперь написано не 5$, а 5 фунтов. Египетских (то, что вы видите на билете — это арабская цифра «5»). И это в 6 раз примерно дешевле. Видимо, товарищ осознал, что впарить нам как туристам-пакетникам эти клочки бумаги за 5 долларов явно не получится, и сменил свою пластинку на мелодию «для локалов».

Я думал, что основное правило в арабских странах такое: если ничего нигде не написано – значит, торг возможен и даже уместен. А с учетом того, что написано у них чаще всего только в аптеках , хозяйственных магазинах (и то, торговаться тоже можно бывает) или в госучреждениях, то простор для торга и так огромный.

Но оказалось, торг возможен даже там, где написано. В общем, если цифра вас чем-то смущает, не торопитесь открывать кошелек. Всякое еще может выясниться по ходу.

От Дахаба в парк Набк ехать часа полтора, погулять там можно и с детьми, единственное условие: для тех, кто хочет рассмотреть мангровые деревья всерьез, нужно мониторить отлив. Мы этого не знали, но нам просто повезло: мы приехали, и отлив был вовсю.

Во время отлива как раз можно обойти все мангры, воды вам будет по щиколотку, в крайнем случае – по колено. А вот в прилив воды вам будет по грудь, и прогулка с фотоаппаратом станет весьма затруднительной.

В прилив это место любят кайт-серферы: уровень воды как раз оптимальный, чтобы при падении или потере доски под тобой оказалась не глубина беспросветная, а возможность встать на ноги и разобраться со снарягой.

Мангровые деревья

Мангры распространены в основном во влажных тропиках – по побережьям Африки по обе стороны от экватора, в Южной и Юго-Восточной Азии, на севере Австралии, в Центральной и частично – Южной Америке, в общем, в теплых круглый год местах.

Египет все-таки – не тропический рай, зимой температура опускается порой до +12, что для мангровых деревьев холодновато. Однако, мангры тут выживают, видимо, удерживаясь на грани: все-таки, солнца в Египте много, и оно даже зимой дает достаточно тепла.

Собственно, самые северные мангровые деревья растут здесь, в заливе Акаба, да еще во Флориде и на Юге Японии. Это если говорить о границе ареала распространения мангровых деревьев в Северном полушарии.

Мангровые деревья всегда растут в полосе прилива-отлива, поэтому 40% всего времени своей жизни они живут затопленными примерно на половину своего «роста», а во время отливов обнажаются их корни, которые, проникая в почву, концами своими выходят обратно наверх.

Это, конечно, не все корни мангровых деревьев, а только специальные отростки – так называемые пневматофоры. Они нужны для того, чтобы мангры могли дышать. Ведь в илистой почве кислород отсутствует, что и вызвало адаптационное природное «решение» в виде подобных корней наружу.

Мангры вообще очень интересно приспособились к существованию в соленой воде. Например, их семена, которые не могут упасть в грунт (как у всех остальных уважающих себя деревьев), начинают развиваться, прорастать уже внутри плода.

К моменту отсоединения от основного дерева сеянец – уже полноценное маленькое деревце, способное укорениться даже в таком илистом и постоянно заливаемом грунте. К тому же, сеянцы мангровых деревьев прекрасно переносят высыхание и могут находиться в пассивном состоянии несколько недель и даже месяцев до попадания в благоприятный грунт.

Мангровые деревья способствуют развитию уникальной экосистемы. В зарослях мангров образуются защищенные протоки, в которых могут размножаться рыбы и земноводные. Мангры также защищают берег от разрушительного воздействия океанаморя. Также мангровые деревья всегда являются пристанищем для сравнительно большого количества птиц.

Что еще принес отлив в парке Набк

В Дахабе во время полного отлива бывает примерно по колено воды на плоской части рифа. Расстояние от берега до стенки рифа (где начинается уже реальная глубина) – где-то от 50 до 200 метров, в разных частях Дахаба.

Для любителей белого песочка и мягкого входа в воду Дахаб – не лучшее место, как, впрочем, и весь Египет. Пляжи, конечно, бывают, и бывают лагуны, заполненные песком, а бывает – в отелях Египта просто насыпают песок на риф и периодически подсыпают его, когда вода истончает слой.

Пляжи в Дахабе в полноценном понимании этого слова – явление редкое. Но и рифа, обнаженного на десятки метров вокруг, увидеть не удается, потому что ниже, чем по колено-по пояс вода не опускается.

А здесь перед нами лежало огромное пространство вокруг мангровых деревьев, где по плоскости рифа можно было просто гулять, не особенно проваливаясь. Ноги, конечно, будут мокрыми (поэтому с собой лучше взять тапочки для кораллов или другую обувь, в которой вам будет комфортно гулять в воде), но многое можно увидеть в непосредственной близости.

Например, ракушки, которые в воде обычно мало заметны, потому что покрыты разными морскими растениями, налетами микроорганизмов и т.д. Здесь они оказываются «отмыты» отливом и разбросаны по всей площади рифа буквально «внутренностями наружу».

В совсем мелкой воде можно увидеть некоторых рыбок, более внимательно рассмотреть некоторые подводные растения, а нам удалось поразглядывать даже мурену. К тому же, представьте: вы идете по рифу, а вокруг вас раздаются квакающие и чавкающие звуки!

Иногда из каких-то полостей выходит воздух, издают какие-то звуки подсыхающие растения, открываются створки раковин… Честно, я даже не знаю, что еще там может так чавкать и квакать, но звуки – просто неподражаемые.

Отлив обнажил и местный промысел: ловлю осьминогов. Которая всегда происходит именно в отлив и занимаются ею исключительно женщины. Причем, все они заваливаются в воду в одежде: мусульманкам никак нельзя обнажаться даже в целях купания.

Осьминоги в отлив стараются спрятаться в коралловых пещерках, но тетенькам, видимо, семейная нужда сообщает острый взор и нечеловеческое внимание, так что хоть пару-тройку осьминогов они вылавливают за отлив.

Чаще занимаются этим, конечно, от бедности: осьминога сложно ловить промышленно, да и конкретно в Красном море – вообще нельзя. А это мелкое браконьерство позволяет продать осьминогов местным ресторанчикам или туристам и накормить свою семью.

Понятно, что основной доход семьи это не составит, но подспорьем вполне может быть. Поэтому и в Дахабе я регулярно вижу местных дам, закутанных по уши в свои традиционные одежды и бредущих по рифу по пояс в воде, с маской на лице и палкой в руке, высматривающих осьминогов. Мне как-то жалко осьминогов, и я стараюсь не думать об их печальной судьбе.

Тем более, поймав осьминога, его сразу же отбивают о камень. Мясо у них довольно жесткое, мышцы — крепкие. И чтобы его было удобнее готовить и вкуснее есть, надо сразу же попытаться сделать мясо мягче. Признаюсь, меня несколько потряхивает от зрелища осьминога, которого со всей дури колотят о камень.

Вся прогулка в парке Набк оставила ощущение свежести, тишины (несмотря на чавканье), огромного простора, воздуха и какого-то умиротворения. Все-таки, птицы, живущие в манграх, выброшенный на риф старый и полуразвалившийся корабль, бредущие по рифу женщины в платках вызвали ощущение какой-то затерянности. И эта затерянность была для меня со знаком плюс, хотя всего в семи километрах шумел и галдел вполне себе туристический и цивилизованный Шарм-Эль-Шейх.

Мангровые леса Канзо

Манг р овые леса Канзо (Cần Giờ, или Кан Зё), также известные как биосферный заповедник Вамсат (Vam Sat) – это уникальная природная достопримечательность в 5 0 км от центра Хошимина. Заповедник имеет второе название – «лёгкие Сайгона».

Здесь вы увидите не только мангровые деревья, но и большое количество животных, сможете побыть вдалеке от городской суеты наедине с при р одой.

На этой странице я расскажу вам о том, что представляет собой заповедник и чем здесь можно заняться. Вы узнаете историю создания и развития этого места. Также в статье я расскажу , как добраться до Канзо и дам несколько советов по посещению заповедника.

Описание территории заповедника

Мангровые леса Канзо об р азуют уникальную экосистему. Площадь заповедника составляет 75 740 гектаров. Здесь реки Сайгон, Донг Най и Вам Ко соединяются и впадают в море.

Некоторые исследователи считают, что название лесов происходит от малайского «man g le», что переводится как «деревья, растущие в воде». С лесами связана древняя легенда народа Северной Австралии. В ней р ассказывается о мифическом герое по имени Гияпара, который ходил у берега моря и пел, а под его прекрасные песни начинали расти деревья.

Мангровые заросли, или мангры , наиболее распространены в Юго-Восточной Азии, Восточной Африке и Австралии. Это лиственные деревья, растущие вблизи рек, озер и других источников воды, где отсутствуют сильные приливы и отливы. Инте р есной особенностью является то, что у одного такого растения может быть очень разветвленная система корней, насчитывающая десятки и сотни отростков.

На протяжении многих лет мангровые леса вырубались для добычи древесины и топлива. Сейчас они находятся под угрозой исчезновения из-за расп р остранения креветочных ферм. За последние 20 лет территория лесов по всему миру уменьшилась на 35%.

Сегодня мангровые рощи являются популярным объектом для экотуризма. В этом смысле заповедник Канзо считается одним из самых известных мест во Вьетнаме.

Несмотря на то, что это заповедная террито р ия, здесь есть специально отведенное место для посетителей – так называемая база Вам Сат (Vam Sat). Часто и сам заповедник называют Вам Сат. Здесь вы сможете увидеть мангровые заросли. Основные виды деревьев на территории – ризофора, бругиера и канделия. Их высота достигает 10-1 5 метров.

При входе на территорию вас встретят обезьяны. Они собираются в большие группы – до 100 особей. Но это далеко не единственные жители заповедника. В манг р овых рощах обитает множество видов млекопитающих, рептилий, ракообразных, рыб и птиц (в том числе животные, занесённые в Красную книгу). Основными представителями заповедника являются обезьяны , крокодилы, кабаны, удавы и бобры.

Заповедник делится на две зоны. Ниже я расскажу вам о каждой из них.

Первая зона

Здесь вы сможете не спеша прогуляться, любуясь мангровыми деревьями, а также посмотреть представление с обезьянами и птицами. П р едставление устраивается только по выходным. Если вы оказались в заповеднике в другое время, не расстраивайтесь, здесь есть много интересных занятий. Например, можно покататься на каноэ по каналам реки Сайгон.

Вторая зона

Здесь вас ждет более насыщенная программа. На электромобиле вас привезут на «птичий базар». Это территория площадью около 700 гектар, где обитает более 1 0 тысяч птиц (30 видов).

Башня Tang Bong

Прогуляться по территории, слушая пение птиц, можно по узким тропинкам, ведущим в глубь леса. Здесь, в тропических зарослях, кипит жизнь. Рядом то и дело кто-то стремительно пробегает или взлетает. Увидеть панораму заповедника можно с башни Tang Bon g . Её высота – 26 метров. Отсюда открывается вид на мангровые леса и их обитателей, сидящих на верхушках деревьев.

Поднявшись, можно понять, почему это место называют «птичьим базаром» — здесь лучше всего слышно громкое многоголосое пение обитателей заповедника. Каждый год, с апреля по октябрь , большое количество птиц слетается сюда, чтобы вить гнёзда (особенно много их в начале весны). В это время утром или вечером , стоя на смотровой вышке, стоит хлопнуть в ладоши, как в небо поднимутся сотни пернатых.

Затем на этом же электромобиле вас отвезут к крокодильему питомнику. Здесь в отдельных вольерах можно увидеть как вз р ослых особей, так и совсем маленьких рептилий; также в питомнике есть дикобразы и макаки. В Канзо обитает вид крокодилов, который живёт только на территории Южного Вьетнама и является одним из самых хищных. Его можно узнать по окрасу: жёлтый с чё р ными пятнами.

У вас будет возможность покормить этих животных в небольшом озере со специального катамарана. Вам дадут длинную палк у , на конце которой, как на удочке, привязана еда. В озере много крокодилов, они будут следовать за катамараном и, поднимаясь, хватать добычу. Крокодилья рыбалка – у влекательное занятие, которое добавит в поездку острых ощущений.

Если захотите сделать перерыв, отправляйтесь в местный ресторан на 200 мест. Он находится на территории заповедника. Здесь можно поп р обовать экзотические блюда, в том числе креветок, крабов, устриц и многое другое. Все это выращено здесь же, в естественных условиях. При этом, вы можете вполне наесться всего одной креветкой – ведь вес ее составляет от 200 до 5 00 грамм. Кстати, цены не очень высокие.

Болото летучих мышей

В мангровых лесах есть ещё одно интересное место – болото летучих мышей (крыланов). Добраться туда можно только на лодке по р еке. Примерно через пятнадцать минут вы приплывёте к берегу, сделаете пересадку на каноэ и отправитесь к месту обитания крыланов по пруду Дамзой. Вы увидите этих животных, спящих на кронах деревьев. На болоте гнездятся десятки тысяч летучих мышей. Здесь п р осят не шуметь, чтобы их не разбудить.

Основу питания этих животных составляют фрукты, однако здесь для них нет подходящей еды. Поэтому ночью они улетают в другие провинции на довольно длинные р асстояния, чтобы добыть пищу, а утром возвращаются обратно.

Точно неизвестно, почему летучие мыши выбрали для обитания именно это место. Считается, что эти животные обосновываются на те р ритории с хорошей экологией. Местные ученые утверждают, что пока крыланы живут на своем болоте, заповеднику ничего не угрожает.

Также здесь вы сможете половить крабов, а после этого, если захотите , можно сразу приготовить их и попробовать.

Партизанская база и музей

Продолжается экску р сия по заповеднику посещением лесной партизанской базы Rung Sac, на месте которой сейчас находится музей Канзо. Здесь над болотом сделаны деревянные мостики, которые ведут к небольшим домикам и террасам. Вы увидите военную технику, памятник героям и фотографии того времени. В музее вам также расскажут об особенностях фло р ы и фауны заповедника, а также о его истории.

История создания заповедника

В ходе Вьетнамской войны 1 964-1975 годов мангровые леса в стране были практически уничтожены. В 1978 году заповедная территория была включена в состав Хошимина. А в 1 9 79 году в местах, где сохранились уникальные деревья и растения, была запущена программа Can Gio Forest — восстановительные работы. Многие деревья были посажены вручную, для этого здесь трудилось не одно поколение вьетнамцев. На территории в 3 1 000 гектаров было искусственно высажено около 20 000 гектаров леса.

После войны пострадала не только флора, но и фауна. Многие обитатели заповедника смогли выжить только благодаря человеческому вмешательству. Например, вся популяция птиц в конце 70-х годов оказалась на грани исчезновения. Сегодня же на территории заповедника обитает более 700 видов животных, среди которых 130 разновидностей рыб и 3 1 вид рептилий.

В 2000-м году мангровые леса Канзо были п р изнаны ЮНЕСКО Мировым биосферным заповедником, а с 2002-ого года заповедник участвует в международной программе по сохранению биологического разнообразия птиц и мест их обитания Bird Life International. Также Всеми р ная туристическая организация (UNWTO) причислила мангровые леса к одному из самых устойчивых экологических объектов в мире.

В 20 1 7 году заповедник получил статус ведущего туристического бренда Хошимина, возглавив список из 10 лучших достопримечательностей города и его окрестностей.

Как добраться до заповедника

Расстояние от Хошимина до заповедника – примерно 5 0 км. Время в пути составит около 3 часов. Это объясняется тем, что нужно будет переправиться через реку Сайгон на пароме.

Сделать это можно несколькими способами:

  • На общественном транспорте
  • На а р ендованном транспорте

Теперь подробнее о каждом способе

На общественном транспорте

Автобус №20 отправляется от рынка Бен Тхань («Ben Thanh») и идёт до па р омной переправы. После переправы вам следует пересесть на автобус №90, который следует до станции парка. Оттуда в заповедник можно добраться на катере или на лодке.

Стоимость билета – от 10 000 до 30 000 донгов , в зависимости от расстояния и типа автобуса.

На арендованном транспорте

Можно взять в аренду мотоцикл (стоимость – от 1 00 000 до 200 000 донгов) или машину (от 500 000 до 1 млн. донгов) и добраться до заповедника самостоятельно. В данном случае вы не будете зависеть от расписания, но при этом вам нужно знать маршрут.

Если у вас есть с собой навигатор, можете ввести в него конечный адрес: Tiểu khu 15A, xã Lý Nhơn, huyện Cần Giờ, TP.HCM.

Если вы хотите посетить заповедник , при этом освободив себя от необходимости решать различные вопросы по организации поездки, предлагаю вам обратиться ко мне. Я провожу индивидуальные и групповые экскурсии в Канзо и другие районы южной части Вьетнама (подробнее об этом вы можете почитать на странице «Экскурсии во Вьетнаме».