Стихотворение «Зимняя ночь» написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении «Зимняя ночь» обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле сентиментализма. Пастернак обращает особое внимание на взаимодействие природы с любовью. Например, есть описания ветра, метели, что соответствует с непостоянной любовью. Можно сказать, что природа отображает внутренний мир человека.

Автор стихотворения берет за основу противопоставление, так огонь борется со льдом, метель со свечей, которая стоит совсем одинокая. Но в итоге, надежда умирает и свеча погасает.

Идея данного стихотворения заключается в том, что бури как в личной жизни, так и во внешней среде мешают человеку продвигаться дальше, становятся трудностями на пути. Так главный герой борется с искушениями, которые показаны в виде метели. Пастернак для того, чтобы показать сомнения лирического героя, использует слова «соблазн» и «ангел» рядом. Это еще и показывает, что грозную буру может победить только человек с любовью в душе. А когда холод уходит, то чувствуется уют дома, тепло от свечи и ночник.

Свеча выступает в образе надежды, она горит до победного конца. Свеча горит, не обращая внимания на метель, вьюгу и внешний мир.

Пастернак использует разнообразные средства выразительности, так можно увидеть метафоры, олицетворения (прежде всего это связано с метелью), эпитеты (их использует автор при описании интерьера в доме). А для усиления действий используются повторы, например, мело — мело.

В стихотворении «Зимняя ночь» Пастернак смог изобразить взаимодействие Вселенной и человека, показав на простых объектах — свечи и метели, он принудил свечу гореть, показывая силу надежды и веры для человека.

Вариант №2

Б. Л. Пастернак заслуженно признан одним из лучших писателей XX века. Именно он впервые гармонично слил воедино произведении прозу и поэзию. И, хотя многие современники раскритиковали его за данный прием, его роман «Доктор Живаго», в котором автор изящно объединил, казалось бы, несовместимые жанры, был удостоен Нобелевской премии.

Главный герой произведения был тонко чувствующим любителем поэзии, и об этом говорится в самом начале романа. Завершить же книгу автор решил стихами, авторство которых приписывал Юрию Живаго. Открывает тетрадь стихов Юрия Живаго «Зимняя ночь». После это стихотворение часто публиковалось как самостоятельное произведение, а его текст неоднократно перекладывался на музыку известными отечественными исполнителями.

Поскольку Б. Л. трудился над созданием романа целое десятилетие, установить точную дату написания стихотворения невозможно, однако литературоведы предполагают, что «Зимняя ночь» увидели свет в военное время, когда поэт пребывал в эвакуации. Хотя часть критиков склоняется к мнению, что стихотворение, в котором можно найти отражение мыслей о приближающейся смерти, было написано почти в конце работы над «Доктором Живаго».

«Зимняя ночь», воплотившая в своих строках лучшие черты символизма, представляет собой сложное, но гармоничное сочетание философской и любовной лирики. Главный прием, используемый автором, – антитеза, мастерски подчеркнутая при помощи укороченных строк. Две противоположных стихии находятся в постоянной борьбе.

Поэт противопоставляет теплое пламя свечи холодной зимней метели. Свеча являет собой жизненное счастье, надежду и уединение, в то время как метель символизирует тревоги и потрясения окружающей действительности. Несмотря на гнетущую атмосферу за окном, хрупкое пламя свечи не перестает гореть и освещать дом своим светом, подобно тому, любви, озаряющей нашу жизнь в трудные минуты.

Размер стихотворения – классический четырехстопный ямб. Рифмовка используется перекрестная с чередованием мужской и женской рифм. Для придания выразительности поэт задействует множество тропов. В тексте присутствуют олицетворения («слетались тени»), яркие метафоры («жар соблазна»), эпитеты («озаренный потолок»). Стоит отметить использование рефрена «Свеча горела», присутствующего в каждом катрене. В «Зимней ночи» много повторяющихся фраз и инверсий. Почувствовать домашнее тепло и уют, а также оживить в воображении образы стихотворения читателю помогает аллитерация («м», «л», «с», «в»).

Темы и настроение

Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.

Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.

Анализ стихотворения Зимняя ночь Пастернака

Борис Леонидович Пастернак был одним из известных писателей хх века. Он получил Нобелевскую премию по литературе.

Стихотворение было написано в послевоенное время примерно зимой 1946 года, и считается первым произведением Пастернака. Слова стихотворения даже были переложены на музыку. Писатель описывает прекрасное время года зиму, когда снег огромными хлопьями спускается на землю. Зима это предвкушение праздников и хорошего настроения.

В произведении описывается погода в доме, где тепло и уютно благодаря зажжённой свечи и за окном, где февральская метель. Метель окутывает весь мир, февраль бушует и лишь огонь свечи в доме делает эту картину романтичной. Огромные хлопья снега делают зимнюю ночь сказочной и очень красивой, в сочетании с луной снег светится.

В стихотворении Пастернак пишет о тенях на потолке. По теням можно сказать о сплетении тел, об этом и свидетельствует упавшие башмачки на пол и капающий воск с лампы на платье. Писатель очень красиво и аккуратно описал картину свиданий мужчины и женщины.

Стихотворение написано в год, когда Борис Леонидович встретил Ольгу Ивнинскую и влюбился в неё без ума. Возможно даже это стихотворение описание одного вечера проведенного вместе.

Вообще это произведение является противостоянием двух стихий это снег, лед и пламя свечи, и домашний уют.

Стихотворение очень красиво и грамотно написано. Чувствуется лирический настрой героя. В доме, где горит свеча тепло и уютно, в то время когда за окном хлопьями сыпется снег, залепляя окно густым слоем. На душе у героя стихотворения тихо и спокойно, ведь рядом с ним любимый человек, и неважно какая погода за окном, главное какая погода в доме.

В мир произведение вышло в 1988 году, и было признано самым удачным лирическим стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака.

Зима. Метель. Ночь. На столе горит свеча, которая служит источником света и в то же время напоминает о тех свечках, которые зажигают в христианских церквях. В окно летят снежные хлопья, будто мошки, привлечённые снегом. На стекле — знаки мужского и женского (кружки и стрелы). Тени отражают присутствие двоих — мужчины и женщины. Тени переплетаются, переплетаются судьбы этих двоих. Буря и холод за окном противопоставляются теплу домашнего очага, каким-то уютным бытовым вещам — башмачкам, платью… Такое противостояние природного холода зимы и любовного жара, освещаемого свечкой, парадоксально, но единственно верно — и огонь свечи принимает форму ангела с крестообразными крыльями. Февраль — заветный для Пастернака месяц — был снежный, весь месяц в окна мело. И весь месяц свеча служила для этой пары символом любви.

Вариант №4

Самое романтичное стихотворение Бориса Пастернака – это, несомненно «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго». «Тетрадь Юрьевых писаний» — цикл, в который входит этот шедевр лирики – классика мировой литературы. Нельзя приписать её ни к одному конкретному течению, она и философская и в то же время любовная.

Точно никто из литературоведов не смог определить, когда же было сотворено это стихотворение. Некоторые предположительно относят его к 1946 году.

Любовь и природа неразрывно связаны между собой. Человеческие души, судьбы, страсти и страдания переплетаются воедино, что передано метафорами «скрещенья рук», «скрещенья ног». Символизмом навеяны бессмертные строки: «судьбы скрещенья». Это крест – тяжёлая ноша, которую несут лирические герои, не упоминаемые, но незримо присутствующие: «два башмачка».

Вся картина стихотворения, словно краски на холсте импрессиониста. Нелепые, но говорящие мазки складываются в непонятные силуэты. Внутренняя буря смешивается с внешней средой. Противоречие души и оболочки вытекает в угнетающую атмосферу.

Сюжет построен на приёме антитезы. С одной стороны горячая свеча, словно неспокойная душа, просыпается через каждое четверостишье, а с другой вьюга и метель за окном, остужает пыл и старается погасить слабенькое, но стойкое пламя.

Свеча – символ любви, желания жить во имя прекрасного чувства, быть способным противостоять всему миру, когда он настроен против лирического героя. Метафора «жар соблазна» — яркая и живая страсть, по сути, противопоставлена тихой и нежной свече. Порок противопоставляется христианству, что проявляется и в лексике: «соблазн» — «крестообразно».

«Слетались хлопья» — инверсия (и олицетворение), показывающая мрак окружающего мира, стремящийся погубить ростки надежды лирических героев. «озарённый потолок», «снежная мгла» показывают воспалённое нездоровое сознание влюблённых. Звуки «м», «н» собираются в аллитерацию, создающую неповторимые символы.

Простота слога сочетается с незамысловатостью ритма. Строки чётки, будто обрублены, что хорошо передаётся четырёхстопным ямбом. Динамика и обрывистость также характерны и для перекрёстной рифмовки с чередованием разных типов рифмы. Приглядевшись можно заметить укороченность двух строк – перебивку ритма. Экспрессия и энергия так и выливаются из них на белый лист бумаги.

Рефрен: «Свеча горела на столе. Свеча горела» звучит как вечное утверждение в том, что чувства не поддаются тлению, и их нельзя ничем сломить.

Литература 11 класс кратко по плану

«Ночь» Б.Пастернак

«Ночь» Борис Пастернак

Идет без проволочек И тает ночь, пока Над спящим миром летчик Уходит в облака.

Он потонул в тумане, Исчез в его струе, Став крестиком на ткани И меткой на белье.

Под ним ночные бары, Чужие города, Казармы, кочегары, Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу Ложится тень крыла. Блуждают, сбившись в кучу, Небесные тела.

И страшным, страшным креном К другим каким-нибудь Неведомым вселенным Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных Горят материки. В подвалах и котельных Не спят истопники.

В Париже из-под крыши Венера или Марс Глядят, какой в афише Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится В прекрасном далеке На крытом черепицей Старинном чердаке.

Он смотрит на планету, Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену.

Анализ стихотворения Пастернака «Ночь»

В 1957 году Пастернак написал стихотворение «Ночь». На первый взгляд тема его совершенно понятна – через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение явно стоит особняком. Начнем с того, что выбрано непривычное пространство. Действие значительной части стихотворений Бориса Леонидовича разворачивается в Москве или в декорациях пейзажа средней полосы России. В рассматриваемом тексте происходит выход совершенно на другой уровень. Лирический герой ассоциирует себя с летчиком, взирающим с высоты на весь мир, сумевшим добраться до космоса. Можно подумать, что на создание «Ночи» поэта вдохновил запуск спутника, случившийся четвертого октября 1957 года. Вот только стихотворение сочинено несколько раньше – летом. Скорее всего, на Пастернака влияние оказали произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Кроме того, в небе над поселком Переделкино, где располагался дом Бориса Леонидовича, постоянно появлялись самолеты.

В «Ночи» поэт прямо или косвенно упоминает людей совершенно разных: от истопников и кочегаров до тех, кто интересуется афишей нового парижского фарса. Объединяет их одно – бодрствование в темное время суток, вынужденное или добровольное. Так в стихотворении появляется образ мирового пространства без сна. Пастернак представляет вниманию читателей ночной дозор, неусыпно наблюдающий за землей, охраняющий ее покой. При этом лексика Борисом Леонидовичем выбирается тревожная: «страшным, страшным креном», «горят материки», «неведомым вселенным». Последние строки получились афористически точными и выразительными: Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену. В них заключен важный для Пастернака мотив – мотив свидетельствования. Художник обязан постоянно быть на чеку, не спать в самом широком смысле, никакого спокойствия, никакого благоденствия. По мнению Дмитрия Быкова, написавшего развернутое исследование жизни и творчества Бориса Леонидовича, в стихотворении есть еще и предчувствие европейской славы. Пастернак ожидал сильнейшего резонанса, который должна была вызвать публикация романа «Доктор Живаго». Как показало время, шуму книга действительно наделала, кардинально изменив жизнь своего создателя.

Кстати, сам поэт «Ночь» очень любил. Он часто и с удовольствием читал произведение вслух. Сохранилась даже аудиозапись, сделанная в 1958 году.

Главная идея произведения

Продолжим наш анализ. Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» характеризуется тем, что совпадают последние две строки этих строф, но не первые. Заметим, что в первой строфе ощущения времени нет – с бесконечностью сливается действие. Это подчеркивается повтором слова «мело». Следующей строкой начинается стихотворение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле…». Анализируя его, отметим, что в последней строфе, в отличие от первой, поставлены четкие временные границы («в феврале»). Кроме того, уже не повторяется слово «мело». Значит, не бесконечна зимняя буря, она имеет завершение.

«Свеча горела» в качестве заключительной строки утверждает победу надежды и жизни. Эта борьба, порой неоправданная, житейская, завершается победой чистого источника света, который храбро отстоял право на жизнь. Главной идеей произведения является именно противостояние различным жизненным бурям как внутреннего, так и внешнего мира. Кольцевая композиция, а также эмоциональная окраска стихотворения служат ее раскрытию. Если внимательно приглядеться к произведению, прислушаться к звучанию слов, можно понять, что оно очень красочное и яркое.

Стихотворный размер «Зимней ночи», его особенности

Написано стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» «старинным, допотопным» (слова Ходасевича) ямбом, отражающим более всего сильную эмоциональную окраску. Что в этом такого, казалось бы? Ямб четырехстопный, традиционный… Но обратите внимание на 2-ю и 4-ю строки каждой строфы. Можно заметить, что они укорочены – всего 2 стопы. В 1-й и 3-ей строках, к тому же, используется мужская рифма, а во 2-й и 4-й –женская.

Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.

Кто не спит ночью

Ночью не спят многие и причин для этого хватает. В барах снимают груз дневной усталости и снимают шляпы перед Вакхом, в казармах стоят на посту дежурные, чтобы в любой момент разбудить рать для защиты Отечества, а вокзалы не могут спать по определению – это сердце, которое круглые сутки качает кровь жизни человечества. Не могут спать истопники, ведь они согревают сны других, страдают бессонницей художники и другие творческие люди, пытаясь найти в полночь сюжеты, которые останутся в вечности.

Над всеми ними висит Млечный Путь, освещающий ночь с незапамятных времён и питающий энергией всех лунатиков, ночных трудоголиков и искателей вечного. Он показывает путь к новым мирам, стимулирует к жизни, дабы ещё при земной жизни открыть для себя новое.

И страшным, страшным креном К другим каким-нибудь Неведомым вселенным Повернут Млечный путь.

Анализ описания внешнего мира

Применяется антитеза также в описании внешнего мира, который бесцветен, жесток, суетлив. В снежной мгле «все терялось». В этом мире легко исчезнуть, пропасть. Он поглотит с легкостью все несвойственное, чуждое ему. А при описании мира, в котором царит свеча, автор использует слова, обозначающие домашние, простые вещи, – это «два башмачка», «потолок», «слезы», «воск», «платье», «ночник» и др. Здесь уютно и мило, но и сюда отзвуки другого мира все же доносятся, есть место сомнениям и борьбе.

Ночь для творческого человека

Автор строк понимает, что ночь может подарить немало новых идей и мыслей, а работа некоторых просто необходима для жизни других. Особенно важно не спать ночью творческим людям, отмеченным строками в лице художника. Они заложники вечности, так как создают её в картинах, строках и скульптурах, но находятся у времени в плену, ведь жизненный путь ограничен и надо успеть создать будущее здесь и сейчас.

Стихотворение «Ночь» легко читается и быстро запоминается. Его любил и сам Борис Леонидович, ведь строки наполнены гармонией и их чтение в спокойной обстановке похоже на медитацию.

Кто же победил?

Произведение напоминает «Бесов» Пушкина противостоянием борьбы духов бытия и природы, непрекращающейся дикой пляски и свечи, символизирующей одинокую человеческую душу. Однако здесь совсем иной итог. Если демоны у Пушкина, изображенные в образе стихии, ломают сопротивление затерявшегося путника, перевернув его возок, то здесь светоч надежды, маленький огонек не могут победить окончательно внешние силы. Последняя строфа является повторением первой: «мело весь месяц» и «свеча горела».

Сокращённый анализ

Стихотворение «Зимняя ночь» Пастернак написал классическим четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, где сочетаются женская и мужская рифмы (потолок – ног, мошкара – двора и т д.).

В качестве средств выразительности автор использовал эпитеты (озарённый потолок, снежной мгле и пр.), олицетворения (сплетались тени) и метафоры (жар соблазна). Украшают строки инверсии, а в качестве рефрена используется базовая фраза «Свеча горела», которая встречается в произведении 8 раз.

Написаны строки в стиле сентиментализма, где поэт приводит сравнение природной стихии и любви человека. Две доминанты – свеча и метель противостоят друг другу, первая олицетворяет надежду, вторая суровую правду жизни.

Что такое Пастернак

Значение слова Пастернак по Ефремовой:

Пастернак — Двулетнее овощное растение семейства зонтичных, утолщенный корень которого употребляется как пряность.

Значение слова Пастернак по Ожегову:

Пастернак — Корнеплод семейства зонтичных с желтыми цветками, употр. как пряность

Пастернак в Энциклопедическом словаре:

Пастернак — род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощнаякультура. 15 видов в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодахсахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке. урожайность 400-700 ц с 1 га.

род дву- и многолетних трав семейства зонтичных, овощнаякультура. 15 видов в Евразии. Выращивают пастернак посевной (в корнеплодахсахара, витамин С), в Евразии, Сев. и Юж. Америке. урожайность 400-700 ц с 1 га.

Леонид Осипович (1862-1945) — российский художник. Получилособую известность как мастер книжной иллюстрации (к роману Л. Н. Толстого»Воскресение», 1899, и др.). Сочетал черты реализма в духе «передвижников»и импрессионизма. В 1921 эмигрировал, жил и работал в Германии, с 1938 — вАнглии.

Петр Леонтьевич (1885-1963) — российский ученый в областистроительной механики, профессор (1934), академик Академии строительства иархитектуры СССР (1956). Труды по механике стержневых систем и теорииупругости, по разработке методов расчета железобетонных конструкций. Авторпроектов перекрытий Театра оперы и балета в Новосибирске, цехов Камскогобумажного комбината и др.

Значение слова Пастернак по словарю Ушакова:

ПАСТЕРНАК
(тэ), пастернака, мн. нет, м. (от латин. pastinaca). Корнеплод, кормовое и овощное двулетнее растение с желтыми цветками из семейства зонтичных.

Значение слова Пастернак по словарю Даля:

Пастернак
м. пустарнак, растен. Pastinaca, полевой борщ, поповник, козелки, ствольё.

Определение слова «Пастернак» по БСЭ:

Пастернак — Борис Леонидович [29.1(10.2).1890, Москва, — 30.5.1960, Переделкино Ленинского района Московской области], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913. Первый сборник стихов
«Близнец в тучах» (1914). Автор сборников: «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя — жизнь» (1922, написана преимущественно летом 1917). Входил в литературную группу «Центрифуга» (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между символистами и футуристами (см. Футуризм). В поэме
«Высокая болезнь» (1924, 2-я редакция 1928) П. переходит от лирики к эпическому жанру. создаёт образ В. И. Ленина («… Он управлял теченьем мыслей. И только потому страной»). опубликовал поэмы, посвященные первой русской революции:
«Девятьсот пятый год» (1925-26) и «Лейтенант Шмидт» (1926-27), о которых М. Горький писал: «Книга — отличная. книга из тех,… которым суждена долгая жизнь» («Литературное наследство», т. 70, 1963, с. 300). Тогда же он писал о лирике П.:
«… Я могу пожелать ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом» (там же, с. 308). Лирика П., отмеченная высокой поэтической культурой, проникнута чувством сопричастности миру природы, поэзии, любви — они воспринимаются писателем как некие извечные стихии, которые он должен
«разгадать» и воссоздать во всей нетронутой естественности. Поэтический путь П. ознаменован настойчивым стремлением дойти «до самой сути» вещей и явлений, добиться простоты стиля, который отражал бы глубину и ясность видения мира.
Противоречивость мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась в его книгах начала 30-х гг. В автобиографической повести «Охранная грамота» (1931) и в неоконченном романе в стихах «Спекторский»
(1931) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте её нравственных истоков и целей. Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом, П. отрицал революционное насилие как средство достижения этих целей. В то же время для книг стихов
«Второе рождение» (1932) характерна попытка взглянуть «без пелён» на жизнь страны, постичь её завтрашний день («Ты рядом, даль социализма» и др.).
С начале 30-х гг. П. переводил стихи грузинских поэтов — Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея многими языками, П. создал новые переводы пьес У. Шекспира, «Фауста» И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 П. пишет стихи о героях и тружениках войны
(«Смерть сапёра» и др.). В 1943 выходит сборник «На ранних поездах», в 1945 — «Земной простор», в которых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 50-е гг. П. пережил глубокий кризис. В романе
«Доктор Живаго» выражено отрицательное отношение к революции и неверие в возможность социального преобразования общества. В 1955 П. признал, что во время работы над романом его «… по собственному какому-то отчуждению… стало отмывать куда-то в сторону все больше и больше»
(см. История русской советской литературы, т. 3, 1968, с. 377). Публикация этого романа за рубежом (1957) и присуждение за него П. Нобелевской премии (1958) вызвали резкую критику в советской печати. П. был исключен из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался.
В последнем цикле стихов «Когда разгуляется» (1956-59) ощутим новый прилив творческих сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагического одиночества.
Соч.: Стихотворения и поэмы, 2 изд., М.- Л.,1965. Стихи. [Вступ. ст. К. Чуковского. Послесл. Н. Банникова], М., 1966. Люди и положения, «Новый мир», 1967, № 1, [Письма Б. Пастернака], «Вопросы литературы», 1972, № 9. Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака, 2 изд., т. 1-2, М., 1950. Стихи о Грузии. Грузинские поэты, Тб., 1958. Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов. [Вступ. ст. Н. Любимова], М., 1966.
Лит.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963. Тагер Е., «Избранное» Б. Пастернака, «Литературная газета», 1966, 11 авг.. Паперный З., Б. Л. Пастернак, в кн.: История русской советской литературы, т. 3, М., 1968, с. 350-389. Наумов Е., О времени и о себе. Маяковский и Пастернак, в его кн.: О спорном и бесспорном, Л., 1973.
З. С. Паперный.
Б. Л. Пастернак.

Пастернак — Петр Леонтьевич [8(20).1.1885, Одесса,- 21.9.1963, Москва] советский учёный в области железобетонных конструкций и теории сооружений. По окончании в 1910 Высшего технического училища (Цюрих) работал ассистентом и инженером-строителем в Цюрихе, в 1912-14 — в Женеве. В 1914-20 главный инженер Черноморского строительного общества в Петербурге. В 1920-29 доцент Высшего технического училища в Цюрихе. В 1929-1932 работал в Учебно-проектно-строительном комбинате и в Промстройпроекте в Москве. С 1932 преподавал в Московском инженерно-строительном институте (с 1934 профессор). Выполнил ряд важных исследований в области строительной механики стержневых систем и теории упругости, а также исследований, связанных с разработкой инженерных методов расчёта железобетонных конструкций. Автор проектов конструкций покрытия Театра оперы и балета в Новосибирске, цехов Камского бумажного комбината и др.
Соч.: Berechnung vielfachstatisch unbestummter biegefester Stab-und Flдchentragwerke (1), Z., 1927. в рус. пер.- Комплексные конструкции, М., 1948. Железобетонные конструкции, М., 1961.

Пастернак (Pastinaca)
род растений семейства зонтичных. Двулетние или многолетние травы с перистыми листьями. Цветки в сложных зонтиках, жёлтые или оранжевые. Плод — двусемянка. Известно 15 видов в Европе и Азии, в СССР — 5 дикорастущих (главным образом на Кавказе) и один вид в культуре. Из дикорастущих наиболее распространён П. дикий (P. silvestris), двулетнее растение с веретеновидным корнем. растет на выгонах, около дорог, по огородам (как сорняк). В культуре П. посевной (P. sativa), двулетнее растение. Листья сильно рассеченные, раздельноперистые, ярко-зелёные. Корнеплод мясистый, жёлто-белый, гладкий, округло-удлинённый или удлиненно-конический.
Цветки мелкие, обоеполые, с 5 жёлтыми загнутыми внутрь лепестками. Плоды — двусемянки плоскоовальные, светло-бурые или коричневые. П.- перекрёстноопыляющееся, холодостойкое и морозоустойчивое растение. Хорошо растет на плодородных, среднесвязных и окультуренных болотных почвах. Корнеплоды содержат 17,5-18,7% сухих веществ, 8,6-10,5% сахара, до 40 мг витамина С. Используется как ароматическая приправа к супам, мясу, в тушёном виде (с маслом и сухарями), а также для приготовления различных овощных консервов. В СССР возделывается в зонах консервной промышленности. Известны сорта: Круглый, Лучший из всех, Студент. Обработка почвы, нормы и сроки внесения удобрений, уход такие же, как и для моркови. Посев ранневесенний, однострочный или двухстрочный с междурядьями 45 см или по схеме 50-20 см в южных районах СССР. Норма высева семян 5-6 кг/га. При прореживании растения оставляют на расстоянии 5-6 см. Урожай корнеплодов 400-700 ц с 1 га.
О. А. Филиппова.
Сорта пастернака: 1 — Круглый (лист и корнеплод). 2 — Студент (лист и корнеплод).

Пастернак — описание, фото растения, полезные свойства и применение в рецептах

Сегодня мы поговорим о таком пищевом растении, как пастернак, расскажем на sadzavodi.ru о его полезных свойствах и использовании овоща в кулинарии и лечении в простых конкретных рецептах.

Пастернак — описание растения, фото

Пастернак посевной (Pastinaca sativa) из семейства Зонтичных — двулетнее травянистое растение, в первый год образующее розетку листьев и мясистый сочный веретенообразный конусовидный корнеплод, а во второй год — прямостоячий разветвленный стебель. Высота стебля метр — полтора, листочки очередные, сидячие, перисто-рассеченные, с 3-7 парами удлиненно-яйцевидных и часто надрезано-лопастных сегментов.

Цветы правильные, двуполые или частично тычинковые, 5-лепестковые, собранные в сложные зонтики, лепесточки желтые, округло-яйцевидные, немного выемчатые. Плод — двусемянка. Цветение растения в июле-августе.

В Росси разводится как пищевое растение.

Данная овощная культура известна с древних времен. Родина пастернака — Средняя Азия. В Древней Греции и Риме овощ использовали в собственном рационе, кормили скот, применяли с лечебными целями.

Состав пастернака

Свежие корнеплоды пастернака содержат в своем составе жирное масло, уроновые кислоты, пектины, крахмал, набор углеводов (арабиноза, галактоза, ксилоза, маноза, рамноза, сахароза, фруктоза), присутствует аскорбинка, никотиновая и пантотеновая кислоты, витамины группы В, А, минеральные соли калия, фосфора, кальция.

В свежей зелени пастернака — витамины, С, В, А, фурокумарин. Все части растения богаты эфирными маслами, органическими кислотами.

Пастернак — полезные свойства овоща

С лекарственной целью употребляют все растение: семена, стебли, корнеплоды. Надземная часть заготавливается в летний период вегетации, а плоды и корни — осенью и весной. Корни сушат или хранят в песке в погребе, яме.

В официальной медицине растение также используется, известны такие фармакологические препараты на основе овоща, как «Пастернин», «Бероксан», «Пастинацин».

Растение пастернак обладает успокаивающим, болеутоляющим, отхаркивающим, мочегонным, противовоспалительным, сахароснижающим свойством.

Натуральное растение или отвар из него употребляют для стимулирования аппетита, улучшения состояния пищеварительной системы, при спазмах в органах ЖКТ, спазмах желчевыводящих путей, как желчегонное и болеутоляющее средство.

Пастернак помогает нормализации обмена веществ, обладает легким сахароснижающим эффектом, укрепляет сосудистую стенку.

Применение пастернака в народной медицине

  1. Отвар плодов, корней пастернака обладает отхаркивающим свойством, и его пьют при простудных заболеваниях, лихорадке.
  2. Также отваром и настоем пастернака лечат сердечно-сосудистые заболевания, стенокардию. Этот отвар известен как сосудоукрепляющее, снижающее кровяное давление средство.
  3. Отвар корневищ растения действует как активное мочегонное при сердечных отеках, как противовоспалительное при заболеваниях почек, мочевого пузыря, почечнокаменной болезни. При постоянном употреблении отвара корней пастернака удается достичь дробления и выхода камней и песка.
  4. Настой и отвар пастернака как успокаивающее принимают при неврозах, в период выздоровления после тяжелых заболеваний, операций. Особенно эффективно его действие в сочетании с медом или сладким фруктовым, ягодным сиропом.
  5. Спиртовая настойка пастернака тонизирует, улучшает настроение, усиливает половую функцию, ее употребляют при общей слабости, импотенции.
  6. Из сока свежего растения делают примочки при псориазе, витилиго, других кожных заболеваниях.

Пастернак в рецептах лечения

Отвар корня пастернака

Десертную ложку сырья заливают 1 стаканом воды и кипятят 1 мин. Настаивают 30 мин, процеживают и принимают по четверти стакана 3 раза в день до еды при отеках, сахарном диабете, импотенции, мочекаменной болезни.

Отвар плодов и корней пастернака

Чайную ложку сырья заливают 1 стаканом воды и кипятят 1-2 мин.
Настаивают 30 мин, процеживают и пьют по столовой ложке 3 раза в день до еды при кашле и простуде, лихорадке.

Настойка корня пастернака на спирту

Заливают измельченные корни спиртом (70°) в соотношении 1:5 и настаивают 1 месяц в темном месте при комнатной температуре. Процеживают и принимают по 20-30 капель 3 раза в день до еды при упадке сил, импотенции, плохом настроении.

Пастернак — применение в кулинарии

В пищу употребляют корни растения. По внешнему виду они похожи на крупную белую морковь, имеют несколько резковатый вкус. Можно использовать в пищу листья и семена растения как приправу.

Салат из корня пастернака и яблок

Пастернак натирают на мелкой терке и смешивают с нашинкованными яблоками, нарезанными луком и зеленью укропа, петрушки, заправляют растительным маслом.

♦ Пастернак — 100 г, яблоки — 150 г, лук репчатый — 20 г, зелень укропа и петрушки — по 10 г, масло растительное (или сметана) — 20 г, соль по вкусу.

Корень пастернака в масле с сухарями

Пастернак нарезают кубиками, заливают мясным бульоном или водой и варят до мягкости. Выкладывают на блюдо, посыпают сухарями и поливают растопленным сливочным маслом.

♦ Пастернак — 100 г, масло сливочное — 25 г, сухари панировочные — 15 г, соль по вкусу.

Салат из корня пастернака с яйцом

Пастернак и небольшую морковку натирают на терке, смешивают с нарезанным вареным яйцом, заправляют лимонным соком, солят, посыпают зеленью укропа.

♦ Пастернак — 100 г, морковь — 20 г, зелень укропа — 10 г, яйцо — 1 шт., соль, сок лимона по вкусу.

Вечный Гамлет ( гамлетовское в русской поэзии)

История создания

Данное произведение Пастернак писал, будучи уже в весьма зрелом возрасте. Полностью завершено оно было после войны, в 1946 году. Произведение открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго».

Пастернак работал над своим творением с огромным увлечением. Первые две главы писатель создал практически на одном дыхании, но после этого он был вынужден «заморозить» процесс написания в силу материальных трудностей. В стихотворении «Гамлет» ярко отразилась лёгкость пера и упоение идей созидания настоящего шедевра, который вошёл в историю мировой литературы.

После окончания написания романа началась настоящая травля Пастернака, как со стороны власти, так и других писателей. В день присуждения премии, 23 октября 1958 года, Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. На Западе его произведение яро критиковал В. В. Набоков. Стихотворение «Гамлет» служит неким отражением отношения Пастернака к окружающему миру, который кишит лжецами и лицемерами, а жизнь преисполнена преградами и трудностями.

Жанр, направление, размер

Направление, в котором писал Пастернак — это футуризм, одна из основных черт данного литературного течения нашла своё отражение в стихотворении «Гамлет», а именно — стремление к переменам и жажда увидеть своё будущее. Как известно, он входил в футуристическое литературное объединение «Центрифуга». Свои юные годы писатель посветил занятиям музыкой (с 13 до 18 лет), попав под влияние творчества Скрябина, мечтал стать композитором, но после 6-ти лет обучения это желание растаяло, подобно миражу. Зато музыкальность, привитая ему с детства, нашла себе применение в ри — яркое тому подтверждение.

Жанр произведения — философская лирика, раскрывающая глубину и эстетику творчества. Стихотворение имеет размер пятистопного хорея и перекрёстную рифму мужскую и женскую.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является новый Человек. Это уникальный, возвышенный, сильный духовно образ, который готов вести борьбу за свою свободу, справедливость и будущее, являясь по-настоящему одиноким. Лирический герой выходит из своей «крепости» лишь ночью, предаваясь философским рассуждениям о будущем, ведь днём он глохнет в страшном гуле бурлящей, жестокой и неидеальной реальности.

В произведении присутствует библейский мотив, вычлененный из Евангелия. Это фраза была произнесена Иисусом, когда он усомнился в своих делах: «Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси». Лирический герой отказывается от привычной ему социальной роли и не желает более жить как все, смерившись с устоями и хаотичностью всего сущего. Он осознаёт, что его судьба будет очень сложной, ведь всё вокруг погрязло во лжи, и лишь только он один является противопоставлением этому: «Я один, все тонет в фарисействе».

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»

Стихотворение «Гамлет» было написано в 1946 году. Оно входит в состав последней, семнадца­той части романа «Доктор Живаго» — «Стихотворения Юрия Живаго». «Гамлет» — многоаспект­ное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.

Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера трагедии «Убийс­тво Гонзаго», представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

В буквальном, прямом понимании — это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь — это театр и люди в нем — актеры. Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу). Таким образом, ге­рой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский ге­рой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским — лживым, лицемерным — был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе в «Докторе Живаго». В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.

Темы и проблемы

  1. Основная проблема данного стихотворения это — нравственный выбор человека. Лирический герой избрал для себя идеалистическую высокодуховную позицию, лишённую лжи, изобилующую жизненными трудностями, непониманием со стороны общества и извечную травлю. Это отражает судьбу самого Пастернака.
  2. Основная тема — безвременность процесса творчества. Здесь же присутствует мотив будущего – поэт с помощью феноменальной чуткости ловит на тонкий слух, что же случится с ним дальше. Эту возможность дает ему именно творчество, ведь оно формируется вне времени, и для него такой скачок – обычное дело.
  3. Также автор сравнивает жизнь с игрой на сцене, это отсылка к Шекспиру и его «Гамлету». Тема фальши прослеживается и в его образе, ведь он «играет роль». Кто же режиссер этой драмы, чуждой ему? Бог, история или провидение – не важно, ведь главное, что он принял условия игры. По сюжету романа, Юрий Живаго – тоже маленький человек, который принимает обстоятельства и не бунтует против них. Таким образом, в стихотворении прослеживается тема всей книги – смирение.

Гамлет. Анализ стихотворения Пастернака

Гамлет. Анализ стихотворения Пастернака

«Гамлет» (1946) открывает цикл стихотворений Юрия Живаго к роману «Доктор Живаго». Этому произведению Пастернак придавал особого значения. Герой романа Юрий Живаго умирает, но стихотворение, написанное якобы от его лица, утверждает бессмертие духа и свободы человека.

Тема. Выбор нравственной позиции человека в мире зла и насилия.

Идея. Лирический герой осознает трагедию истории, в которой он живет, понимает, что он, возможно, один-единственный пытается бороться с ложью, но все же до конца готов идти своей трудной дорогой.

Композиция. Стихотворение — это логические размышления лирического героя. Начало (зачин) сразу знакомит читателя с человеком, попала на перекресток судьбы.

Лирический герой пытается осознать, осмыслить прошлое и настоящее, чтобы определить пути развития будущего. Слово «век» имеет обобщающее значение. Это не только «возраст» героя, но и века, эпоха. Лирический герой, Пастернака стремится найти не только свой собственный смысл жизни, но и смысл бытия всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряженную борьбу, которая происходит в душе героя, однако в конце эта борьба заканчивается победой человека над собой, победой внутренней свободы над трагедией реальности, победой духа над мраком смерти.

Литературные ассоциации. Для лучшего понимания стиха следует прежде всего обратиться к библейскому сюжету — моление Христа в Гефсиманском саду. Накануне предательства Иуды Иисус сознательно шел на крест, молился за все человечество. Но в какой-то момент он усомнился, есть ли смысл жертвовать собой ради людей, которые спят беспробудным духовным сном. О сомнениях Христа свидетельствует библейское выражение «Авва Отче! Все возможно пронести мимо меня эту чашу», непосредственно воспроизводится в стихотворении Пастернака. Такие же сомнения — бороться со злом или смириться с судьбой — испытывал шекспировский Гамлет (монолог «Быть или не быть …»), и Юрий Живаго, и сам Борис Пастернак.

Образ лирического героя. Лирический герой стихотворения — не Гамлет, не Христос, не Юрий Живаго и не Пастернак. Это человек в широком культурно-историческом контексте. Писатель показал нам личность, вобравшая в себя духовный опыт предшествующих эпох. Пастернаковского герой — это герой XX века, но который занимается теми же философскими проблемами, что и его предшественники. Это человек, который противостоит «фарисейство» и борется с ним только одним доступным ему способом — силой духа, внутренней свободы и творчества.

В стихотворении чувствуются элементы драматизации. Здесь есть внешний конфликт (героя и общества) и конфликт (героя и общества) и конфликт внутренний психологический, решения которого более важно, по мнению Пастернака, поскольку от того, какой будет душа человека, зависит, каким будет и весь мир.

Поэтический язык. В стихотворении используются различные тропы. Они помогают поэту в символической форме показать духовное состояние человека и мира. Особенно важна метафора «сумерки ночи». Речь идет, конечно, не о ночи, а о мрак зла и насилия, царящих в мире. Все предложения полные. Синтаксические и метрические периоды совпадают, что является признаком сознательного выбора лирического героя, его решимости, моральной стойкости.

Особенности стихосложения. Стихотворение написано пятистопным хореем, широко использовал в своей философской поэзии Лермонтов. Пастернак продолжает классические традиции. Рифмовки перекрестное. Рифмы женские и мужские.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).

Эмоциональным толчком к написанию стихотворения послужил перевод трагедии У. Шекспира «Гамлет», которым Б. Л. Пастернак занимался в 1940-х гг.

Таким образом, в стихотворении звучат как бы три голоса: актёра, исполняющего роль Гамлета, Юрия Живаго и самого поэта.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

⦁ Лирический герой играет роль на сцене жизни: «Я вышел на подмостки». ⦁ Он предвидит судьбу: «Я ловлю в далёком отголоске, // Что случится на моём веку». ⦁ Поэт встревожен, о чём свидетельствует сравнение ночи с наставленным на человека оружием: «Наставлен сумрак ночи». ⦁ Он не может повлиять на события в спектакле, написанном не им: «Но продуман распорядок действий, / / и неотвратим конец пути».

Поддержки ждать не от кого: «я один, всё тонет в фарисействе … » Фарисейство (от слова «фарисей») — лицемерие, фальшь, ханжество. В Древней Иудее — секта верующих, которые тщательно исполняли многочисленные религиозные обряды, напоказ усердно молились, а в жизни нарушали божественные законы.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: нравственный выбор. ⦁ Идея: человек пытается бороться со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы, зная, что проиграет в этой схватке: «Жизнь прожить — не поле перейти».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Метафоры: на меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси; всё тонет в фарисействе. ⦁ Пословица (как вывод в последней строфе): «Жизнь прожить — не поле перейти».

Смысл

Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?». На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.

Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»

Этим многоаспектным стихотворением открывается семнадцатая глава романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Его можно назвать ключевым, потому что при правильном прочтении оно дает ключ к пониманию всего произведения.

Стихотворение можно интерпретировать по-разному, но все его интерпретации не только не противоречат между собой, а напротив друг друга дополняют, проясняя авторский замысел. Оно органично вписано в контекст романа, а сам роман занимает значимое место в мировой литературе.

В стихотворении допустимы следующие прочтения:

Само название произведения отсылает нас к шекспировской трагедии и к внутреннему монологу ее главного героя — датского принца. Параллельно сразу вспоминаются другие произведения русской культуры, в которых тоже упоминается Гамлет, например, Блок («Я Гамлет. Холодеет кровь…») или Тургенев («Гамлет Щигровского уезда»).

Произведение представляет собой монолог актера, который играет Гамлета. Шекспировский Гамлет тоже был близок к театру. Аналогия с шекспировскими образами напоминает читателю его всемирно известную формулировку — «Весь мир — театр, и люди в нем актеры». В этом случае ситуация Гамлета понимается как типовая ситуация любого человека.

Гамлет говорит: «Я люблю твой замысел упрямый», и эта фраза относится не только к режиссеру пьесы, она обращена к самому Создателю. Создатель предначертал каждому свой жизненный путь, этот жизненный путь каждый должен пройти достойно, и при самых тяжелых обстоятельствах соответствовать своему предназначению. «Дверной косяк» здесь символизирует начало жизненного пути.

Во второй строфе образ ещё больше усложняется, дополняясь евангельскими мотивами. Слова героя ассоциируются с молитвой Христа в Гефсиманском саду. И Иисус Христос, и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак, и вся русская интеллигенция колеблются, мечутся, пытаясь понять свое место среди жизненной неопределенности.

Пастернак увидел в Гамлете духовного брата и решился доверить ему свою тревогу за послевоенные годы, за новый век. В следующей, последней строфе пастернаковский герой готов принять все испытания, вынести все жизненные лишения, какими бы тяжелыми они ни оказались.

Концовка стихотворения очень органично и естественно сочетает библейский слог и простую народную мудрость.

Ну, во первых, можно выяснить когда, зачем и при каких жизненных обстоятельствах они оба написали эти стихотворения. Сравнить. Это уже можно сказать треть анализа. А если по тексту: По-моему, два совершенно разных стихотворения. Блок пишет о любви. У Пастернака любовью и не пахнет. У Блока — противопоставление Офелии, первой любви и жизни, коварства жизни. Вспоминая замороченность Блока на Прекрасной Даме могу предположить, что Офелия=Прекрасная Дама=всё то, что она олицетворяет. Не помню точно, но что-то там было про Мировую Душу или что-то в этом роде. Такое еретически-религиозное понятие о Душе, которая женского рода. Блок — он же символист. Значит у него нужно в стихотворении искать именно символы. Он не пишет ни о себе, ни о своей первой любви, ни о первой любви вообще — первая любовь и Офелия тут символы чего-то ещё, ещё более. гм. метафизического. Пастернак же пишет именно о себе, по-моему, о своей жизни и своей судьбе. Образ Гамлета у Пастернака менее отвлечённый, более конкретный. Присутствует образ сцены, театра. (У Блока этого нет.) Во! Мысль пришла: Гамлет у Блока — это что-то вроде архетипа, это образ из мировой культуры — именно в этой ипостаси использует Гамлета Блок. А у Пастернака всё не так глобально. Тут Гамлет — роль, персонаж. Это не Гамлет из какого-то мирового культурного контекста, а Гамлет из пьесы. Так вот, вернусь к театру. Пастернак сравнивает свою жизнь. даже не с театром, с актёрством, с игранием роли. Он на сцене — а жизнь в него уставилась биноклями зрителей. Ещё можно о. В этом тоже существенное отличие стихотворений Блока и Пастернака. Для Блока Гамлет вполне приемлем, он часть мира, часть культуры. Для Пастернака — Гамлет диссонирует с миром, нельзя быть Гамлетом, не то время, не та эпоха. Тут, панимаишь , революция, 18 год, или 1905 год (не в курсе, когда стихотворение написано) — какой тут может быть Гамлет? Однако Пастернак (пардон, правильнее говорить — лирический герой Пастернака) не может вырваться из «плена» гамлетообразности (Блок, замечу, и не пытается.) Об этом свидетельствуют строчки «Но продуман распорядок действий/И неотвратим конец пути». И из-за этого вся его жизнь тонет в фарисействе.

ПС: Сочинялось на ходу. Надеюсь, не очень сумбурно

. И ещё: если надо действительно серьёзный анализ, то можно не изобретать велосипед, а почитать критику по Блоку и Пастернаку. Какого-нить авторитетного автора. Правда придётся порыться, пролистать много ненужного, причём явно не в районной библиотеке, потому что они там таких жутких вещей не держат — по крайней мере у нас (в Риге) только в университетской, Национальной или Академической можно что-то толковое найти.

Художественные средства выразительности

Пастернак использует большое количество эпитетов, например: «в далёком отголоске», «замысел упрямый», тем самым подчёркивая шаткость и сложность своего положения.

Так же поэт использует фабульную метафору «сумрак ночи», которая служит олицетворением мирового зла, сгустившегося над лирическим героем, который находится под постоянным тоталитарным контролем. Это отсылка к советской власти.

Пастернак вводит в своё произведение такую старинную пословицу, как «жизнь прожить — не поле перейти», говоря о сложности и неоднозначности бытия.

Автор: Анастасия Некрасова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Русское поклонение волхвов. Перечитывая «Рождественскую звезду» Бориса Пастернака

1

Академик Лихачев, предваряя вступительным словом собрание сочинений Пастернака, в разделе, посвященном «Доктору Живаго», особо выделил те страницы романа, где описан рождественский вечер. Живаго, еще студент, еще не Юрий Андреевич, а просто Юра, едет в извозчичьих санях по Камергерскому. Направляется с Тоней на елку к Свентицким. Вокруг заснеженные деревья, в домах и на улице пахнет хвоей, собираются гости, озорничают ряженые, святочная аура города ощущается во всем.

«Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

«Свеча горела на столе. Свеча горела…» – шептал Юра про себя начало чего- то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения».

В те праздничные минуты внезапная ассоциация напомнила студенту, что он должен заняться статьей о Блоке, чьей поэзией был глубоко увлечен. Статью Живаго обещал Мише Гордону, который редактировал гектографический журнал на своем факультете.

«Вдруг Юра подумал, что Блок – это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века».

Эта попутная метафора обернулась желанием выразить любовь к Блоку не статьей о нем, а «написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».

Поразмышляем над этими выдержками из романа. И сразу же найдем в них автобиографические черты самого Пастернака. Сравнений предостаточно.

В ту зиму студент-медик Живаго готовил работу о нервных элементах сетчатки. Проходя курс общей терапии, он тем не менее знал строение глаза не хуже будущего окулиста. Но одновременно Юра думал о Блоке. Больше того, строка, возникшая при виде заоконной свечи, не случайна – Живаго уже писал стихи.

Пастернак, учась в Московском университете, писал семинарский реферат о воззрениях английского философа Дэвида Юма. Но, как известно, на черновых страницах работы научный анализ уже соседствовал с первыми поэтическими опытами. Новое призвание брало верх над постижением философии. Это происходило и в Марбурге, хотя тамошние наставники прочили москвичу блестящее научное будущее.

«Так начинают жить стихом».

Если вернуться к строке «Свеча горела на столе…», впоследствии подаренной Живаго, она могла родиться у Пастернака в такую же рождественскую ночь, когда мелькнул в чьем-то заледеневшем окне всевидящий огонек. А мысль о том, что Блок – явление Рождества во всех областях русской жизни, тоже отданная герою знаменитого романа, не отражает ли собственное представление Бориса Леонидовича о любимом поэте?

Все тут сходится, все согласуется, как и многое другое, в жизни автора и в его позднем творении. Да и могло ли быть иначе, если проза Пастернака – будь то рассказ, эссе, переписка, мемуары – всегда проникнута лиризмом, продиктована сиюминутными раздумьями и житейскими обстоятельствами.

Еще одна примечательная деталь. Создавая поэтическую тетрадь, призванную стать завершающей главой книги, Пастернак по мере написания посылал стихи из нее своим друзьям для прочтения. Среди них была и Вера Звягинцева, чье творчество, оригинальное и переводческое, автор «Доктора Живаго» весьма ценил.

К новому, 1948 году поэт направил Вере Звягинцевой стихотворение «Рассвет» («Ты значил все в моей судьбе…»). В сопроводительном письме автор назвал это стихотворение «плохим Блоком». Очевидно, речь шла о близости «Рассвета» к мотивам блоковского «Второго крещения».

Вряд ли можно согласиться с такой суровой самооценкой. Но и оспаривать ее ни к чему. Недовольство художника самим собой – чувство святое.

А примечание к свеженаписанным строфам живо свидетельствует о том, что, работая над циклом, приписанным Юрию Живаго, Борис Леонидович неизменно думал о Блоке.

Известно, что библейские сюжеты в течение многих столетий вдохновляли и продолжают вдохновлять творцов искусства, духовного и светского: иконописцев, поэтов, композиторов, ваятелей, романистов – от Рублева и Рафаэля до Александра Иванова и Нестерова, от парижских витражей в Сан Шапель до Врубеля и Сальватора Дали («Тайная вечеря»), наконец, от самих авторов Евангелия, каждый из которых в описываемые события вносил свою трактовку, до версии, явившейся воображению Булгакова.

В этом же ряду и пастернаковская идея р у с с к о г о поклонения волхвов.

«Как у голландцев, с морозом…»

Здесь имелась в виду старая нидерландская школа живописи, свободно чувствовавшая себя во времени и пространстве. Дабы не растекаться мыслью по древу, остановимся на одном имени, которое, как мне представляется, имеет прямое отношение к стихотворению «Рождественская звезда».

Питер Брейгель Старший.

Достаточно взглянуть на холсты великого нидерландца, чтобы убедиться в этом. Вспомним «Поклонение волхвов» и трагическое «Избиение младенцев в Вифлееме». А потом перечитаем Пастернака.

Сын знаменитого художника, Борис Леонидович рано приобщился не только к творениям мастеров кисти, но и к знакомству с ними. В доме отца бывали его коллеги, среди них – корифей живописи Николай Ге, чьи шедевры, посвященные Христу – «Что есть истина» и «Голгофа», – поразили Толстого своеобычной экспрессией, новым в и д е н ь е м. Сергей Львович вспоминал: «Отец высоко ценил картины Ге и хотя говорил, что вообще нельзя р е а л ь н о изображать Христа как человека, почему-то делал исключение для Ге…» (здесь и далее разрядка в цитатах моя. – Я. Х.).

Менялись адреса, но в Оружейном переулке, а потом и на Мясницкой, где «Вхутемас еще школа ваянья», уникальная и благотворная аура соприкосновения с творчеством неизменно сохранялась.

А в зрелые годы Пастернак, обитая на Волхонке, рядом с цветаевским музеем, разумеется, не раз бывал в его залах. Он, конечно же, хорошо знал старых г о л л а н д ц е в, ассоциативность их мышления, условность трактовки, сугубо личное восприятие изображаемого. И уж наверняка ему был знаком в е с ь Брейгель. В 1947 году, в пору создания «Рождественской звезды», Борису Леонидовичу многое могли подсказать и «Охотники на снегу», не говоря уже о «Переписи в Вифлееме».

Но эти подсказывания, способствуя вольному перемещению из климата в климат, из века в век, никак не могли повлиять на особость пастернаковского мышления, на неповторимость его лирического почерка и художнического взгляда.

Даже при внешних совпадениях творцы т а к о г о масштаба все равно остаются самими собой.

2

В «Поклонении» Брейгель изобразил Марию почти на пороге старого хлева, сколоченного из грубых балок.

На людях, ее окружающих, одежды не только теплые, но и соответствующие брейгелевской эпохе. Пожилой Иосиф облачен в плотный кафтан, на юную Марию накинут платок, облегающий ее голову и плечи. До появления трех внезапных вестников, сопровождаемых теми, кто уже успел прослышать о чуде, Младенец был, видимо, тоже укутан. Мария, только что узнавшая, к о г о она произвела на свет, приоткрыла свое чадо, мгновенно согретое дыханием столпившихся пришельцев, а также домашних животных, скрытых в глубине хлева. Об этом сказано и у Пастернака:

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Мать грядущего Спасителя еще не свыклась с пророчеством свыше, она, кажется, смущена нежданным многолюдством.

Этот брейгелевский нюанс также уловлен поэтом:

– А кто вы такие? – спросила Мария.

– Мы племя пастушье и неба послы,

Пришли вознести вам обоим хвалы.

– Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы

Толпились погонщики и овцеводы…

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

У Пастернака, как и у Брейгеля, все сознательно приземлено. Крестьяне, солдаты, просто зеваки, еще не сумевшие до конца осознать величие происходящего, взирают на волхвов и на новорожденного – кто с любопытством, а кто и с удивлением. О них поэтом сказано весьма прозаично – с б р о д.

Да и сами вестники, как в Евангелии от Луки, не зажиточные мудрецы, а обычные пастухи. Возможно, и они только начинают постигать, что небесное явление, заставшее их в пути и приведшее сюда, – святая истина.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Биография Бориса Пастернака: кратко, самое главное

Одной из самых известных литературных фигур XX века можно назвать Бориса Пастернака. Его роман «Доктор Живаго» переведен на несколько языков, а в 1958 он даже получил Нобелевскую премию. Борис Леонидович также занимался переводами, написанием статей и публикаций.

  1. Детство
  2. Юность, учеба
  3. Карьера, первые успехи, важные знакомства
  4. Период 1920-1930 гг.
  5. 30-е
  6. «Доктор Живаго»
  7. Критика на родине

Детство

Будущий лауреат Нобелевской премии родился в феврале 1890 года. Родители Бориса были представителями творческой интеллигенции: отец занимался живописью, а мать – музыкой. Частыми гостями семьи являлись такие известные личности, как Толстой, Рахманинов, Левитан.

Будучи подростком, Борис был очень увлечен музыкой и хотел связать с ней свою жизнь. Однако, несмотря на очевидный талант и успехи на этом поприще (он написал несколько сонат), Борис решает бросить свои занятия и переключиться на другую область.

Юность, учеба

Пастернак не сразу определился со своей будущей профессией. После окончания гимназии он поступает на юридическое отделение Московского университета, а затем переходит на философское. Но и в итоге остается равнодушным как обеим наукам – и к юриспруденции, и к философии.

Во время учебы он проводит один семестр в Германии, потом путешествует по Италии на каникулах. После окончания университета Борис принимает решение не забирать свой диплом.

Со временем его настоящей страстью становится поэзия. Пастернак становится членом различных творческих объединений и кружков. Он пробует писать стихи, но пока никому не говорит об этом.

Карьера, первые успехи, важные знакомства

Группа поэтов «Лирика» становится для него стартовой площадкой. В их изданиях он публикует свои первые работы. В 1913 выходит его дебютный сборник стихов под названием «Близнец в тучах».

В год революции, 1917, выходит вторая книга Пастернака — «Поверх барьеров».

В начале 20-х годов в жизни Бориса Леонидовича происходит сближение с коллегами по цеху: он знакомится с Маяковским и продолжает вести переписку с поэтессой Мариной Цветаевой, находящейся в эмиграции.

Период 1920-1930 гг.

С 1920 по 1927 Пастернак состоит в литературном сообществе «ЛЕФ» вместе с другими известными поэтами. В этот период он начинает писать роман «Спекторский», где во многом отображает свою биографию.

В 1922 состоится свадьба поэта с художницей Евгенией Лурье. После рождения сына Евгения Пастернак активно занимается переводами – это неплохой заработок и подспорье для новоиспеченной семьи. Его стараниями были переведены произведения таких европейских поэтов, как Китс, Рильке, Верлен. Работы Бориса Леонидовича в точности передавали смысл оригинала и полностью сохраняли их ритм.

В конце 20-х поэт пишет «Охранную грамоту», где отражает свои впечатления о Европе, о первой серьезной любви и новых знакомствах.

Брак с Лурье распадается. Их сын впоследствии писал, что их отношения родителей погубила «обостренная впечатлительность» обоих.

В начале 30-х Пастернак путешествует по Грузии и издает сборник стихов «Волны» с впечатлениями о поездке.

К поэту приходят слава и признание советских читателей. Сборники Пастернака переиздаются неоднократно, вместе с тем возрастает число поклонников его поэзии. Сам Пастернак женится во второй раз. Его супругой становится Зинаида Нейгауз.

В 1935 он пишет письмо на имя Сталина, в котором просит освободить сына и мужа поэтессы Анны Ахматовой. В подарок он отправляет Иосифу Виссарионовичу сборник переводов «Грузинские лирики» после освобождения семьи Ахматовой.

Власти и общество ждали от Пастернака воспевания советского строя в произведениях, но поэт продолжал писать о чувствах и всем том, что волнует лично его. Постепенно отношения с коллегами начинают ухудшаться.

«Доктор Живаго»

Как только началась война, весь Союз писателей эвакуировался в городе Чистополь, расположенном под Казанью.

После её окончания Пастернак приступает к работе над своим эпохальным произведением «Доктор Живаго». Ольга Ивинская, которая работала в издании «Новый мир», стала музой для писателя и, по совместительству, его новой любовью.

Во время написания романа Ивинскую арестовали за то, что продвигала роман и публиковала первые главы в журнале. Ольгу допрашивали, пытаясь узнать, нет ли в нем оппозиционных настроений. В итоге ей пришлось 4 года провести в лагерях.

В 1955 году «Доктор Живаго» был закончен. Неудивительно, что ни одно советское издание не согласилось брать материал и публиковать. Ситуацию спас Джанджакомо Фельтринелли — владелец итальянского журнала. Он всерьез заинтересовался рукописью советского писателя.

Так, Пастернак становится популярен за рубежом, в то время как на родине подвергается гонениям.

1958 год. Французский писатель А. Камю выдвигает писателя на премию Нобеля, и Борис Леонидович получает награду.

Критика на родине

Власть СССР раскритиковала роман «Доктор Живаго», как и сам факт вручения премии, мотивировав тем, что писатель её получил в связи с антисоветской пропагандой.

«Не читал, но осуждаю» — фраза, ставшая афоризмом. Она зародилась благодаря гонениям и травле на роман Пастернака, когда всё общество критиковало произведение.

Такое отношение принесло свои «плоды»: Пастернак отказывается от премии, о чем оповещает Нобелевский комитет телеграммой.

Во второй половине 50-х выходит его последняя книга стихов «Когда разгуляется». 30 мая 1960 Пастернака не станет. Причина смерти – рак легкого.

Спустя 27 лет Союз писателей СССР восстановит Бориса Леонидовича посмертно, а в 1989 году Шведская академия примет решение о недействительности отказа Пастернака от награды. Премию за «Доктора Живаго» получит Евгений — сын писателя от первой супруги.