Роза Пале Рояль (Palais Royal, MEIviowit, Blanc Pierre de Ronsard, Blushing Pierre de Ronsard, White Eden) была представлена селекционерами фирмы Мейян в 2005 г. Это один из наиболее успешных потомков знаменитого сорта Еден Роуз. Производитель рекомендует использовать клаймбер для вертикального озеленения беседок, балконов, колонн, а также в сочетании с малыми архитектурными формами.

Описание сорта

Энергично растущая плетистая Palais Royal роза цветет обильно и продолжительно с недолгим перерывом. Очень крупные (12-14 см) густомахровые цветы кремового цвета имеют ностальгическую форму, собираются в небольшие кисти. В бутоне может присутствовать зеленый оттенок на внешних лепестках и фарфорово-розовое напыление в центре. В полном роспуске оттенки бледнеют, края лепестков элегантно закручиваются. Аромат практически не ощущается.

Цветение розы Пале Руаяль

Цветет волнообразно, в течение сезона выдает в умеренном климате четкие 2-3 волны. Между цветением появляются одиночные бутоны. Листья плотные полуглянцевые и устойчивые к заболеваниям. Куст ветвистый густооблиственный шириной 1,5-2 м, в длину может виться до 3,5 м.

К сведению! Зимостойкость до −23 °С, нуждается в укрытии. Как большинство густомахровых сортов плохо переносит затяжные дожди.

Правила посадки в открытый грунт

В умеренном климате розы высаживают в первой половине осени или во второй половине весны. При выборе саженца необходимо обратить внимание на следующие характеристики;

  • наличие 2-3 здоровых побегов с живой зеленой корой;
  • хорошо развитый стержневой корень с ответвлениями и мелкими корешками без вздутий и утолщений;
  • неповрежденная корневая шейка.

Обратите внимание! Осенью под укрытие саженцу требуется дополнительно высокая окучка песком на высоту до 30 см.

Выбор места

Для посадки следует выбрать место с хорошим освещением, защищенное от ветра. Сорт не теряет декоративности на полном солнце, его можно расположить на южной или юго-восточной части участка. При недостаточном освещении растение будет хуже цвести и давать малый прирост побегов. Обязательное условие при выборе места посадки — залегание грунтовых вод на 1,5-2 м от поверхности.

Почва

Полностью раскрыть свой потенциал роза Палас Рояль сможет на плодородной, богатой органикой, хорошо дренируемой почве. На участках с бедным грунтом рекомендуется заменить слой до 50 см плодородным. Для комфортного укоренения и развития саженца посадочную яму рекомендуется заправить заранее подготовленной почвосмесью:

  • перепревший коровий или конский навоз;
  • торф;
  • растительный компост;
  • песок;
  • дерновой слой.

Обратите внимание! Также при посадке добавляют 1-1,5 стакана древесной золы.

Посадка

Саженец с открытой корневой системой перед посадкой помещают в воду на время от 1 ч. до 1 суток. В воду можно добавить стимулятор роста или укоренитель.

Побеги при посадке укорачивают до 30-35 см, сломанные и поврежденные части удаляют. Также необходимо освежить срезы на корнях, чтобы облегчить молодому растению доступ к влаге и питательным веществам. Острым секатором корни обрезают до 30 см, до живой ткани белого цвета.

Яму под посадку готовят глубиной и диаметром 50 см. При групповой посадке следует учесть, что для комфортного роста взрослой розе требуется пространство около 3 м.

Роза на опоре у стены

  • Подготовленный саженец помещают в заправленную яму под небольшим наклоном, чтобы впоследствии розу было легко уложить под зимнее укрытие.
  • Корни растения обязательно расправляют, равномерно распределяя по дну.
  • Место прививки заглубляют на 10-13 см ниже поверхности грунта.
  • Яму постепенно заполняют землей, чередуя подсыпание грунта и полив.
  • Последний слой утрамбовывают и обильно поливают.

После того как влага впитается, вокруг растения по необходимости досыпают грунт.

Чтобы защитить саженец от яркого весеннего солнца, используют притенение лапником или специальным садовым материалом. На первых порах молодое растение особенно нуждается в регулярном увлажнении почвы. Землю после полива взрыхляют, саженец окучивают.

Важно! Если клаймбер высаживают возле забора или у стен постройки, то расстояние между ними должно составить 0,5-1 м.

Какого ухода требует роза Пале Рояль

Сохранять на протяжении сезона декоративность розы Palace Royale Rose помогут:

  • обильный полив: 12-15 л воды в засушливый период;
  • рыхление прикорневой области для аэрации грунта;
  • регулярная прополка сорняков;
  • профилактическая обработка растения, почвы вокруг него от грибковых заболеваний;
  • сезонное подкармливание органическими и минеральными удобрениями.

Обрезка

Основную обрезку розы следует проводить весной, когда исчезнет угроза возвратных заморозков и растение можно освободить от укрытия. В первую очередь удаляют поврежденные, плохо перезимовавшие ветки, а также побеги с темными пятнами инфекционного ожога.

Обратите внимание! Взрослое растение с 4-5-летнего возраста формируют, оставляя 3-7 основных побегов, из них 1-3 ветки годовалые. Они заместят со временем старые плети.

Безотказное правило, которое позволит регулировать количество побегов плетистой розы: старых плетей удаляют ровно столько же, сколько выросло из основания розового куста за сезон.

Чтобы при обрезке не нанести вред плетистой красавице, необходимо соблюдать следующие правила:

  • процедуру проводят острым продезинфицированным инструментом, важно, чтобы срез был ровным без разрывов и трещин, обрывков коры и тканей;
  • режут побег под углом в 45° на 1,5-2 см над внешней почкой, таким образом влага на будет скапливаться у ее основания;
  • куст розы нужно регулярно прореживать, чтобы растение хорошо проветривалось и равномерно освещалось;
  • после обрезки свежие срезы обязательно обрабатывают садовым варом, раствором железного купороса или фунгицидом.

К сведению! Облегчить работу со взрослой розой поможет садовая пила или сучкорез на удлиненной рукоятке. С толстыми плетями сложно справиться даже очень хорошим секатором.

Розе до двух лет достаточно проводить санитарную обрезку весной.

Инфекционный ожог на стебле

Зимний уход

Перед зимовкой розу следует удобрить калийно-фосфорным удобрением, чтобы ей легче было пережить морозы. Клаймбер аккуратно снимают с опоры и постепенно пригибают. Необходимо обрезать больные ветки и листву. Все растительные остатки сжигают, чтобы споры грибковых болезней не распространялись по саду. Под зимнее укрытие розу высоко окучивают смесью почвы с опилками или песком.

Для северных районов требуется каркасное более теплое укрытие, для умеренного климата достаточно обернуть плети плотным укрывным материалом. Укрывают розу в сухую погоду. Обязательно нужно предусмотреть возможность проветривания, это поможет предохранить побеги от выпревания весной.

Размножение розы

Взрослый куст можно легко размножить при помощи черенкования и отводок. Для первого способа подойдут годовалые, успевшие отцвести побеги. Размер посадочного материала рекомендуется не меньше 20 см. Оптимальное время для процедуры — июль, у черенка будет достаточно времени для укоренения и шансов на успешную зимовку.

Важно! Укоренять розу желательно сразу на постоянном месте, пересаживать растение до двух лет не рекомендуется.

У черенка оставляют два пятилистника, их можно не укорачивать, накрывают верхней частью пластиковой бутыли с крышкой для проветривания. В жару мини-парник слегка притеняют лапником или сеном.

Для укоренения отводки прошлогодний побег ранней весной отгибают от материнского куста и фиксируют у земли скобой. В нижней части изгиба делают косой, неглубокий надрез. Верхнюю часть плети на 10-15 см оставляют над землей в вертикальном положении, можно подвязать к опоре. К следующему сезону у отводки появляются свои корни, отделять растение от материнского куста можно к концу лета.

Болезни, вредители и способы борьбы с ними

Роза Палас Роял обладает высокой устойчивостью к грибковым заболеваниям, но во влажную холодную погоду нуждается в профилактических обработках. Во второй половине лета рекомендуется провести опрыскивание куста фунгицидным препаратом от черной пятнистости и мучнистой росы.

Поврежденный трипсами бутон

Светлые лепестки розы привлекают трипсов, они повреждают бутоны и ослабляют растение. От вредителей можно избавиться при помощи опрыскивания бутонов и листвы системным инсектицидом.

Чтобы не пропустить заражение роз болезнями и вредителями, вовремя принять меры по их уничтожению, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • регулярно осматривать бутоны и листья, на нижней части листовой пластины крепятся кладки насекомых;
  • обрезать слабые и растущие внутрь ветки, так как грибковые заболевания поражают плохо проветриваемые, загущенные посадки;
  • вносить подкормки, которые в течение периода вегетации способствуют повышению устойчивости растения к неблагоприятным условиям и болезням.

Polaris роза в саду

Плетистая роза Пале Рояль — поистине королевская сада, которая достойна парадного места на участке. Сорт эффектно смотрится в сочетании с лаконичными хвойниками и декоративными травами. Главное, правильно выбрать саженец, посадить его и обеспечить достойный уход.

FotoJoin

Фотоджоин — фото новости, интересные факты и интересные истории

Внутри Le Palais Royal — самого дорогого особняка в США стоимостью 159 млн долларов (16 фото)

Владелец одного из самых дорогих домов, предлагавшихся когда-либо для продажи в США, снова ищет покупателя — и на этот раз он просит еще больше, чем год назад. Le Palais Royal, здание в стиле лучших европейских дворцов, расположенное в Хиллсборо-Бич, штат Флорида, находится в продаже уже год. Первоначально его цена составляла 139 млн долларов, что уже тогда сделало особняк самым дорогим домом для продажи в США. За минувшее время было завершено строительство основной резиденции, после чего ценник увеличился на 20 млн — до 159 млн долларов. Эта цена включает в себя также новые сооружения на прилегающем участке — вторую очередь строительства. После завершения работ в имении будет множество сумасшедших удобств, среди которых подземная зона отдыха с ледовым катком, треком для картинга, двухполосным боулингом и даже пространством, которое может быть использовано для ночного клуба. Владельцем имения является строительный магнат Роберт Перейра, который первоначально планировал жить в этой резиденции, но передумал.

1. Le Palais Royal — роскошный мегаособняк.

2. Дом общей площадью 5,6 тыс. кв. метров, расположенный на земельном участке в 1,6 гектара с береговой линией длиной 140 метров, находится в Хиллсборо-Бич, штат Флорида, в районе со звучным названием «Миля миллионеров».

3. Строительство основной резиденции поместья только что закончилось. Особняк находился в продаже в качестве незавершенного объекта на протяжении года.

4. Сейчас, после добавления «второй очереди» на соседнем участке с западной стороны, он стоит дороже, чем раньше.

5. После завершения строительства имение будет включать два гостевых дома площадью 280 кв. метров с бассейном между ними и подземное сооружение с ледовым катком и трассой для картинга. Уже построена подземная стоянка-гараж на 30 автомобилей.

6. В особняке есть один из первых в мире домашний кинотеатр IMAX с местами для 18 зрителей.

7. Вот так выглядит лестница за 2 млн долларов. Она сделана из южноафриканского мрамора, для ее возведения потребовалось 2 года.

8. В фойе находится салон с огромными окнами, выходящими на Атлантический океан. Не все люстры новые — некоторые импортные антикварные. Одна из них 20-летняя, из Австрии.

9. Мраморная отделка, которая используется по всему дому, сделана специальным образом, чтобы приглушать стук каблуков.

10. В гостиной находится 5000-литровый аквариум с телевизором.

11. Кухонные шкафы были сделаны на заказ из красного дерева французской компанией La Cornue.

12. Детали интерьера по всему дому отделаны 22-каратным сусальным золотом общей стоимостью 3 млн долларов.

13. Всего в главном доме три отдельные хозяйские спальни, каждая с собственным джакузи. В общей сложности в особняке 11 спален.

14. В душе, отделанном мрамором, есть и сидячий, и тропический душ.

15. Снаружи достаточно зелено и есть довольно большой причал, способный вместить 60-метровую яхту. На участке шесть различных водных сооружений, среди которых 7-метровый фонтан и бассейн площадью 418 кв. метров с примыкающим 3,6-метровым водопадом.

Пале-Рояль — королевский дворец, площадь и парк

Palais Royal является одной из самых выдающихся достопримечательностей Парижа. Этот архитектурный комплекс, спроектированный Жаком Лемерсье, расположен прямо напротив Лувра. Данный ансамбль включает в себя дворец, площадь и живописный парк.

Королевский дворец — Palais Royal

Роскошные залы, величественные галереи и, конечно же, сотни комнат для отдыха и развлечений коронованных персон – все это лишь самая малая часть того, что можно сказать о грандиозном строении, находящемся в самом центре Парижа – блистательном Пале-Рояле.

С самого дня постройки это строение было окружено тайнами и интригами, многочисленными сплетнями и дворцовыми переворотами. Правители, отдыхавшие тут, сменялись практически каждые 2-3 года. Однако, несмотря на все эти факты, дворец был и остается резиденцией правителей – местом, куда мечтали бы попасть чуть ли не все туристы.

История возникновения

Все началось с того момента, когда Париж принял у себя известного на тот момент Ришелье, более известного как «Серый кардинал». Поскольку он практически целыми днями решал государственные дела и направлял короля «по правильным путям», у него была одна особенность – искать себе жилье вне королевского дворца. Таким образом, он пытался обезопасить себя и, одновременно, просто отдохнуть от постоянных взоров, сплетен и любопытных глаз. Именно поэтому, начиная с XVII века, Ришелье начал поиски приемлемого места для жилья во Франции и уже через неделю облюбовал поместье Анжен, которое и решил реконструировать.

Конечно же, подобная выходка кардинала практически сразу доходит и до короля, который взбешен такой дерзостью. Ведь кто мог бы подумать – дворец, по масштабам и красоте конкурирующий с королевским! Однако уладить проблему помогла дарственная, подписанная лично кардиналом. Главным ее условием был переход всего имущества (в том числе и самого дворца – реконструированного поместья Анжен) во владения королем (но не его семьи!). После того как бумага с печатями и подписями была обнародована и показана лично королю, он простил кардинала за подобную выходку и разрешил продолжать строительство.

Масштабное строительство началось в 1624 году, после чего еще долгое время местная знать не могла оправиться от шока, ведь дворец шокировал даже самого искушенного аристократа своей величественностью и изяществом. После окончания всех работ архитектор, под руководством, конечно же, самого кардинала Ришелье, дал название строению – Пале-Кардиналь. Под этим названием роскошный особняк существовал еще долгое время и только после смерти кардинала его решились переименовать.

Недальновидность нового правителя привела к тому, что спустя какое-то время Пале-Рояль переходит во владение Филиппа Орлеанского. Именно с этого момента дворец фактически полностью изменяется – то новый герцог превращает сад в выстроенные в ряд кафе и торговые лавки, то на месте них отстраиваются несколько борделей. К слову, последние пришлись по душе местным жителям, а сам район из-за отсутствия там полиции (которой запретили вообще приближаться к Пале-Роялю) становится скопищем плотских удовольствий и пьяных веселий.

Конец всем бесчинствам и праздной жизни, а также всему тому позору, что творился здесь уже достаточно долгое время, приходит в 1793 году, когда герцога Орлеанского убивают революционеры, а дворец становится, наконец, достоянием Франции.

Реставрации дворца

За всю историю своего существования дворец реставрировался лишь дважды. Первая процедура пришлась на годы после гражданской войны во Франции, в течение которой революционеры сносили и сжигали практически все здания в городах, малых и больших. Пострадала и резиденция королей, ведь она являлась оплотом величия и неприкосновенности для всех парижан и даже больше – символом монархической власти. Однако революционерам дворец показался лишь препятствием на пути к достижению монополистической власти в стране, поэтому Пале-Рояль был сожжен практически дотла.

Наиболее мощный огонь пришелся на библиотеку, где Кардинал Ришелье и другие коронованные особы хранили наиболее интересные и древние рукописи. Всевозможные книги и манускрипты были полностью утеряны для Франции и способов вернуть все то, что хранилось в кладезе знаний, увы, нет.

Вторая реконструкция проведена уже в современный период, когда Пале-Рояль уже являлся излюбленным объектом миллиона туристов. Дело в том, что местный архитектор решил попытать счастье и продемонстрировать правительству проект, по которому дворец «обновлялся» с помощью 260 колонн.

Год, когда проект был обнародован, стал наиболее неспокойным за всю современную историю Франции, ведь нашлись как сторонники реализации проекта, так и ярые противники. Перед дворцом начали проводить митинги и демонстрации, обвинять правительство в злоупотреблении властью и даже кощунстве. Но, несмотря на всевозможные протесты, архитектор все-таки добился своего, и уже через пару лет Пале-Рояль обзавелся многочисленными колоннами, выполненными в том же стиле, что и основное строение.

Выставочные залы

Надо отдать должное, что благодаря улучшенной конструкции и появлению колонн, один из центральных залов дворца удалось немного расширить. Это место сразу же заняла галерея, где вывешены самые интересные и великолепные работы разных эпох и народов. Наряду с наиболее выдающимися работами великих художников здесь ютятся и обычные, выполненные местными умельцами.

По соседству располагается зал скульптуры, который, благодаря интересному дизайнерскому решению, искусно дополняет предыдущий выставочный зал картин. Несмотря на тот факт, что скульптуры здесь выставлены, преимущественно, местных умельцев, они пользуются ничуть не меньшей популярностью среди туристов. Скульптуры также собраны со всей планеты, поэтому любителям искусства и живописи здесь будет, на что посмотреть и полюбоваться.

С недавнего времени выставочные залы приобрели и собственный фонд пожертвований. Богатые персоны, желающие как-то улучшить сам облик дворца или просто помочь мастерам, могут оставить здесь любую сумму, а также оставить пожелания или отзыв в книге. Есть и второй вариант для желающих потратиться – приобретение картины или скульптуры. Тем самым турист одновременно получает «сувенир» в память о Париже, и финансово помогает фонду.

Библиотека — Bibliothèque Nationale

Несмотря на тот факт, что своя родная библиотека замка была полностью сожжена пожаром гражданской войны, местным властям удалось создать новую, располагающую куда большими ресурсами. И пусть даже совсем древних и особо ценных манускриптов здесь теперь не найдешь, интересные издания и необычные рукописи все-таки присутствуют.

Стоит отметить тот факт, что даже библиотека такого древнего и неприкосновенного дворца, как Пале-Рояль тоже не стоит на месте. В век информационных технологий, прогресса и всевозможных улучшений во всех областях, она также приобретает новые формы – а именно, информация, хранящаяся в ней, постепенно оцифровывается и переносится на государственный веб-сайт библиотеки. Тем самым можно будет сберечь ценные экземпляры от возможных пожаров и обветшания, что является оптимальным решением для некоторых старинных книг.

Театр Комеди Франсез — Comédie-Française

По соседству с библиотекой, в прекрасных садах Пале-Рояль располагается еще один не менее занимательный объект – единственный в стране государственный театр Комеди Франсез.

Своим возникновением театр обязан герцогу Филиппу Орлеанскому, который, после смены власти решает изменить облик сада и внести в него новый элемент – цирк-шапито, располагая его в центральной части. И поскольку сюда допускаются не только коронованные особы и аристократы, но и обычный народ, место очень быстро становится популярным и интересным. Цирк обрастает своими поклонниками, приобретает имидж и громкое название Комеди Франсез. Уже спустя пару лет он и расположенные вокруг него лавки с товаром называют «центральной частью Парижа» и «местом, где можно весело и недорого провести время».

После того как герцога Орлеанского убивают революционеры, цирк-шапито не уничтожают, а, наоборот, возводят на новый уровень – небольшое строение реставрируют и дают статус театра. С того самого момента он начинает функционировать во всей своей красе. Тысячи парижан собирались в нем каждый вечер, чтобы собственными глазами увидеть творения Шекспира и даже Мольера.

Парк Пале Рояль- Jardin du Palais Royal

Филипп Орлеанский запомнился широкой общественности не только изменением облика сада, но и созданием на территории дворца величественного парка, открытого для всех желающих. Дело в том, что герцог хотел как можно больше привлечь широкую общественность на свою сторону, тем самым, укрепив свою власть на века. А поскольку аристократов в Париже было маловато, большая часть населения представляла собой средний слой, состоящий из торговцев и ремесленников.

Открытие сада было более чем фееричным. Дворец Пале-Рояль засиял новыми красками, ведь рядом с ним каждый вечер начал открываться красочный парк развлечений. Огромные колоннады, украшенные гирляндами и цветными лампочками, многочисленные товарные лавки с самыми диковинными предметами, кафе, рестораны и даже несколько борделей – все это стало излюбленным местом парижан, которые жаждали увидеть «сокровища Нового Света».

Стоит отметить, что по меркам тех времен, парк действительно представлял собой диковинку и отличался от тех мест, привычных нам сегодня. Карамзин, посетивший однажды Пале-Рояль и бывавший в парке, отозвался о нем самыми теплыми словами искреннего удивления. По словам писателя, он не увидел здесь ни надоевших глазу заведений, не услышал тишины и покоя, которые царили в Париже практически везде – парк отличался суетой, шумом и самыми яркими красками.

Но, со смертью герцога Орлеанского, утратил былое величие и парк. Сегодня туристы уже не смогут увидеть всевозможные лавки с иностранным товаром и посетить увеселительные заведения – они были заменены буйной растительностью и аккуратными газонами для отдыха всех желающих. Парк Пале-Рояль в сегодняшнем понимании – это одно из самых умиротворяющих и расслабляющих мест во всем Париже, где можно отдохнуть от городской суеты, поговорить с друзьями и насладиться прекрасной атмосферой средневековой Европы, так ярко представленной здесь.

Государственные учреждения

После большого пожара гражданской войны в Париже, Пале-Рояль некоторое время напоминал собой больше руины заброшенного здания, чем роскошный, старинный особняк, принимавший у себя коронованных особ. Выжженная трава и обуглившиеся стены – вот все, что видели парижане и туристы на протяжении десятков лет, поскольку правительство не имело достаточной суммы для реставрации.

Но даже это место притягивало любопытных туристов, желавших хотя бы прикоснуться к легендарному замку, поэтому, спустя 20 лет, дворец решено было реконструировать. Хлопоты и заботы взяли на себя сразу две организации: Государственный и Конституционный советы и Министерство культуры. Выстроенный почти с нуля Пале-Рояль стал прекрасной возможностью не только заполучить доверие парижан, но и переехать в более комфортные, даже исторические апартаменты

Когда реконструкция закончилась (1852 год), на территорию вновь блистающего во всей красе Пале-Рояля переехали сразу две организации, сделав место по-настоящему уникальным и необычным. Величественные, старинные здания здесь соседствуют с новыми металлическими и стеклянными постройками с лифтами и одним из самых дорогих мраморов.

Попасть сюда туристу практически нет возможности – организации привыкли функционировать без демонстраций широкой общественности. Тем не менее, несколько раз в год Министерство культуры проводит на территории замка различного рода мероприятия: ими становятся благотворительные приемы, вечеринки, праздники и официальные конференции, куда приглашены все желающие абсолютно бесплатно. Естественно, туристический осмотр также предусмотрен, однако заранее оговаривается с сопровождающим гидом и администрацией, которая выделяет под посещение несколько часов в день.

На сегодняшний день Пале-Рояль ежедневно принимает у себя тысячи любопытных путешественников, желающих своими глазами взглянуть на подлинную историю Франции – дворец, повидавший многое, но оставшийся, вопреки всему, неизменно величественным и прекрасным!

Пале-Рояль (Palais-Royal)

Пале-Рояль (Королевский дворец) – это архитектурный ансамбль из дворца, парка, галерей, театров на север от Лувра в 1 округе Парижа. Одно из значимых в истории Франции и парижской жизни мест. А сейчас очень приятное для прогулок место с красивым парком, старинной архитектурой и элементами современного искусства!

Дворец был построен кардиналом Ришелье в 1628 г. и сначала назывался Пале-Кардиналь (Кардинальским дворцом), в 1642 г. после смерти кардинала перешел по его завещанию королю Людовику XIII. Во время мятежей в Париже служил убежищем маленькому Людовику XIV. Тогда же стал называться Королевским дворцом.

В 1692 г. передан в удел Филиппу Орлеанскому. Будущий Филипп Эгалите в 1780 г. предпринял во дворце грандиозную перестройку под руководством архитектора Виктора Луи: сад был окружен единообразными сооружениями и галереями с кафе, ресторанами, игровыми салонами, которые в течение полувека стали модным местом светской жизни парижской знати. Их популярность сошла на «нет» после закрытия игровых домов в 1836 г.

В 1814 г. дворец возвращен герцогам Орлеанским; во времена Второй империи передан в распоряжение короля Жерома Наполеона. С 1871 г. во дворце располагаются различные административные службы Республики. Сегодня там находятся Государственный совет, Конституционный совет и министерство культуры.

Рядом с Пале-Рояль располагаются два из самых известных французских театров – Комеди Франсез и театр Пале-Руаяль.

Последняя достройка на территории Пале-Рояль датируется 1986 г. На главном дворе дворца установлены «Два плато» Даниэля Бюрена.

История Пале-Рояля

Кардинальский дворец

Кардинал Ришелье в 1624 г. покупает особняк Рамбуйе, выгодно расположенный недалеко от королевского Лувра. В 1633 г. королевский указ дает ему право на владение прилежащими землями, и тогда кардинал предпринимает значительные перестройки: под руководством архитектора Жака Лемерсье особняк превращается в настоящий дворец с шикарными покоями и театром, который еще долгое время останется самым красивым театром Парижа. На сегодняшний день от того дворца, сгоревшего в 1763 г., осталась только галерея Пру (galerie des Proues), украшенная рострами и якорями, напоминающими о должности интенданта навигации кардинала Ришелье.

Королевский дворец и Людовик XIV

По завещанию кардинала после его смерти дворец отошел к королю. Через год умирает и король, оставляя королем малолетнего сына Людовика XIV. Регентша – мать короля Анна Австрийская – переезжает из неудобного для жизни Лувра в кардинальский дворец. Здесь же есть сад, в котором могут играть дети – король и его брат. Кардинальский дворец становится Королевским.

Здесь восьмилетний король переживет самые страшные моменты своей жизни, которые наложат отпечаток на всю последующую жизнь и предопределят его нелюбовь к Парижу и переезд в Версаль . Мятежи Фронды вынудят королевскую семью в спешке бежать из дворца.

В 1692 г. король отдаст Пале-Рояль своему брату, Филиппу Орлеанскому.

Золотой век Пале-Рояль: эпоха Регентства

После смерти Людовика XIV его единственным наследником оказался правнук – пятилетний Людовик XV. Регентом до его совершеннолетия в 1715 – 1723 гг. был назначен племянник Людовика XIV, Филипп, герцог Орлеанский. Пале-Рояль становится в это время центром политический и культурной жизни страны, отодвигая Версаль на второй план.

Филипп Орлеанский переделывает дворец, его совершенствованием занимается архитектор Оппенор, один из основателей стиля рококо. Дворец того времени состоит из больших покоев, столовой, парадной комнаты, большого кабинета, где принимаются послы, малых покоев регента, покоев герцогини Орлеанской. Галерея Энея, расписанная Антуаном Койпелем, с 14 большими композициями, изображающими сцены из Энеиды Вергилия, считалась одной из главных достопримечательностей французской столицы.

Филипп Орлеанский был большим ценителем искусства, меценатом. Он собирает в Пале-Рояль значительную коллекцию живописи, вторую по ценности после королевской, насчитывающую более чем 500 произведений знаменитых художников. Эта коллекция будет продана в 1788 г. его потомком Филиппом Эгалите.

Официальные и очень шикарные приемы проходят в Пале-Рояль. В то время Опера располагается прямо во дворце. Зимой во дворце даются балы три раза в неделю. Регент развлекается там инкогнито; на празднествах обязательно ношение маски.

Пле-Рояль в 1739

После смерти регента дворец живет спокойной жизнью. Единственное, что предпринимает его наследник, — это реставрация садов. Парк открывают для публики, но для плохо одетых и для прислуги в ливреях вход туда запрещен. Он становится любимым местом для прогулок парижан. Опера, где Сервандони декорирует залы, была местом встреч высшего общества. Она сгорела в 1763 г., пожар затронул и часть дворца. Под давлением герцога Орлеанского король приказал реконструировать Оперу на том же месте. Новая Опера открылась в 1770 г., став шедевром архитектора Глюка, но также сгорела в 1781 г.

Большие перестройки герцога Шартрского

1780 год стал переворотным в истории Палэ-Рояль: он стал выглядеть так, каким мы его знаем в наши дни. Правнук регента Луи-Филипп-Жозеф Орлеанский, герцог Шартрский (который после смерти отца станет называться герцогом Орлеанским в 1785 г., а во времена Революции Филиппом Эгалите) станет полноправным владельцем Пале-Рояль. Постоянно в долгах, он будет выправлять свое финансовое положение путем спекуляций с недвижимостью – делением периметра сада, сдачей в аренду коммерсантам первых этажей, превращением дворца в центр развлечений для всего Парижа.

В 1781 г. он получает разрешение на работы от своего кузена короля Людовика XVI. 72 владельца домов по соседству, опротестовавшие это решение, не были услышаны. Архитектором работ был приглашен известный в те времена Виктор Луи.

На фасаде, выходящем в парк, Виктор Луи выстраивает 180 аркад, разделенных коринфскими пилястрами и освещенных 188 фонарями, подвешенными под сводами. Каждый дом состоит из первого этажа и антресоли, с которой идет вход в галерею, — этажа для благородных; второго этажа, победнее, и третьего с чердаками, предназначенными для прислуги и наполовину скрытыми балюстрадой с вазами.

Герцог был убежден в необходимости зрительного зала около своего дворца. Однако ему не удалось добиться строительства новой Оперы. Поэтому он заказывает Виктору Луи возведение нового театра – сегодняшней Комеди Франсез на юго-западе своей территории. К тому времени архитектор на севере от галереи Монпансье уже построил небольшой театр, предназначенный для марионеток одного из сыновей герцога, в дальнейшем он станет театром Монтансье, затем театром Пале-Рояль.

Для привлечения публики герцог в 1787 г. строит также цирк Пале-Рояль в центре парка для проведения конных скачек. Виктор Луи возводит здание из 72 ионических колонн 100 м длиной и 16,5 м шириной, частично его помещения находились под землей (на глубине 4,30 м), чтобы не портить вид на галереи. 40 бутиков располагались полностью под землей, явившись предвестником наших торговых центров. Строение положительно воспринялось современниками, высоко оценившими его красивую и оригинальную архитектуру. Финансовые проблемы, однако, вынудили герцога сдать в аренду это здание, там расположились чайный салон и оркестр. Позднее оно сгорело в 1798 г.

Герцог Шартрский изменил Париж. Пале-Рояль стал торгово-развлекательным центром столицы. 180 бутиков привлекали толпы посетителей; в саду для гуляющих установили стулья в три ряда.

На реализацию планов герцога в реальности потребовалось гораздо больше финансов, чем было запланировано. Чтобы найти деньги, герцог продал часть построенных зданий, затем свой замок Сен-Клу и коллекцию живописи, собранную регентом. Герцог ждал прибыли, но разразившаяся революция не дала осуществиться его надеждам.

С четвертой стороны периметра должен был быть закончен сам дворец. Но из-за нехватки денег в конце концов в 1785 г. там построили деревянные бутики, сданные в аренду. Эту деревянную галерею назвали «Татарским лагерем».

Пале-Рояль от Революции до Реставрации

Многие события, произошедшие во время Французской революции, связаны с Пале-Рояль. Например, дворец можно считать местом начала Великой французской революции. 12 июля 1789 г. в саду дворца сошлись тысячи человек, взволнованных отставкой Неккера. Камиль Демулен, один из ораторов, призвал парижан к восстанию. Мятежники в знак присоединения прикрепляли на свои шляпы листья с деревьев дворцового парка. Толпа двинулась по городу с бюстами Неккера, но была остановлена кавалерией. Начались стычки с армией. В итоге разъяренные горожане взяли Бастилию, что стало началом первой французской революции.

После падения монархии 10 августа 1792 г. герцог Орлеанский берет имя Эгалите и Пале-Рояль становится Пале-Эгалите. 2 апреля 1793 г. герцога вместе с младшим сыном арестовывают.

6 ноября, в день казни Филиппа-Эгалите дворец передается в управление государства. Парадный двор по кусочкам сдается рестораторам и арендаторам. Несмотря на желание Робеспьера «оздоровить» район, игры и проституция по-прежнему процветают.

После падения Робеспьера Пале-Эгалите становится прибежищем оппозиции Конвента. Директория желает продать дворец, но Совет пятисот отказывает: мебель продается, а дворец сдается многочисленным жильцам, которые его дробят и портят интерьеры.

15 декабря 1798 г. пожар уничтожает цирк.

В 1800 г. Наполеон размещает во дворце законодательную ассамблею, созданную по Конституции 7 года (распущена в 1807 г.). На первом этаже центрального здания, выходящего на парадный двор, размещается биржа (до 1816 г.). Многочисленные проекты по открытию в стенах дворца различных административных служб, дворца искусств, дворца праздников, резиденции принца из-за нехватки средств и желания остаются нереализованными.

Пале-Рояль в 1800 г.

Дворец был восстановлен при сыне Филиппа Эгалите, будущем короле Луи-Филиппе, в 1814 г. Восстановления проходили под руководством архитектора Фонтена и стоили огромных денег. Внутри были обустроены шикарные апартаменты для герцога и его многочисленной семьи, а также комнаты для придворных и персонала. Снаружи были построены:

  • Двор Немур (сегодня это переделанная и увеличенная площадь Колет), окруженный портиками, образующими крытую галерею и сообщающимися с парадным двором сводчатым проходом. Две ветки галереи были одинакового размера и шли до улицы Сент-Оноре. Сводчатый переход и одна из веток существуют по сей день.
  • Перистиль и павильон Монпансье.
  • Павильон Валуа.
  • Великолепная Орлеанская галерея вместо разрушающейся Деревянной галереи и бывшего Татарского лагеря, уничтоженного пожаром. Она была закончена в 1829 г. и со стороны двора, и со стороны сада представляет единообразную череду дорических колонн, несущих горизонтальный бордюр, таким образом образуя два крытых променада. Центральная часть была покрыта стеклянным сводом. 40 новых бутиков имели витрины с выходом на пассаж и с выходом на внешнюю сторону ансамбля. Это была самая широкая и самая освещенная торговая галерея того времени.

В этом дворце, ставшем местом постоянной стройки, герцог Орлеанский вел тихий образ жизни. В 1831 г. он стал королем и уехал из Пале-Рояль в Тюильри. В течение 16 лет (1832-1848) дворец пустовал.

Полвека расцвета Пале-Рояль (1780-1830)

«Всё, что возможно найти в Париже, есть в Пале-Рояль», — писал наш соотечественник, историк Николай Карамзин в 1790 г. «Париж – столица Франции, Пале-Рояль – столица Парижа», — а это слова французского писателя Ламот-Лангона. Пале-Рояль стал, как бы мы его назвали сейчас, must see для путешественников и провинциалов. И, действительно, казалось бы, закрытое со всех сторон и сообщающееся с внешним миром только галереями место, а найти здесь можно было все возможные в те времена товары и развлечения:

История театра Комеди-Франсез началась в Пале-Рояль в новом театре, построенном Виктором Луи (1791 г.). А с другой стороны – еще один театр, театр Монтасье, переделанный тем же Луи, насчитывал до 1300 мест на трех уровнях.

Кроме этих двух «гигантов» в Пале-Рояль постоянно работали театры помельче: театр теней, марионеток и пр. Была популярна выставка восковых фигур, представляющих знаменитостей эпохи. В саду ежедневно в ожидании пальбы из пушки в полдень собиралась сотня-другая людей.

  • Рестораны и кафе

Считается, что именно здесь при Старом режиме зародились рестораны в современном их виде – с обслуживанием по меню и индивидуальными столиками. Они стали множится в новых галереях Виктора Луи. Там были и рестораны, имеющие европейское реноме (Very, Véfour, les Frères provençaux), и заведения поскромнее. Также было много кафе, самые знаменитые – кафе «Тысяча колонн» (Mille Colonnes), открытое в 1807 г., кафе «Фуа», перед которым Камиль Демулен крикнул свое известное «К оружию!», кафе «Лямблэн», где любили проводить время офицеры времен империи, кафе «Валуа», посещаемое роялистами, кафе «Ротонда», получившее разрешение на строительство в саду настоящей ротонды, под которой сидели его клиенты, кафе «Слепых» — кафе-погребок, где играл оркестр слепых музыкантов, кафе «Коррацца», где собирались якобинцы, сюда же ходил Наполеон Бонапарт, кафе «Борель», привлекавшее своим хозяином-чревовещателем.

Плотность магазинчиков в этом месте была поражающая – около 400. Продавали всё и для всех. Здесь находились и магазины предметов роскоши, особенно ювелирных изделий и часов, но также портные, продуктовые лавки, три читальных зала и даже баня.

Размещение в Пале-Рояль биржи привело сюда людей, имеющих деньги и готовых потратить на месте часть своей прибыли, а вместе с ними пришли клерки, менялы и ломбарды.

Пале-Рояль в эти времена – это огромное казино, состоящее из множества игорных залов, клубов. В одном из них был стол, который называли «золотым», т.к. ставки за ним принимались только в золотых монетах или банковских билетах.

Все эти массы денег, находящиеся в постоянном движении, привлекали теневой рынок, в том числе и девиц легкого поведения. По вечерам с верхних этажей в сад в охоте за клиентами спускались батальоны девиц. Это также были постоянные посетительницы кафе-погребков, модных во времена Первой империи и в первые годы Реставрации.

Запрет на игры в Пале-Рояль был принят в 1830 г, залы закрылись лишь в 1836 г. Театры и спектакли обосновались в других местах. Пришел конец «золотого века» Пале-Рояля.

Пале-Рояль 1845-1900 гг.

В 1845 г. с восточной стороны Пале-Рояль открывается театр магии.

Сам дворец становится жертвой революции 1848 г., свергнувшей короля Луи-Филиппа. Дворец разграблен, картины сожжены или испорчены, мебель и предметы искусства выброшены из окон. Здание вновь передано в государственную собственность. Теперь оно называется Пале-Насьональ.

Луи-Наполеон Бонапарт, президент республики, хочет посвятить дворец искусству. Там даже проводят два салона в 1850 и 1852 гг. во временно построенном зале в центре парадного двора. Став императором, Луи отдает дворец Жерому Бонапарту, последнему из живых братьев Наполеона, который живет здесь 8 лет до своей смерти. Его сын, принц Наполеон по прозвищу Плон-Плон, сначала живет в крыле Немур, после свадьбы и смерти отца переходит в крыло Валуа.

Покои, декорированные Фонтеном для герцогов Орлеанских, были сохранены, кроме тех, что выходили на парадный двор и были переделаны архитектором Шабролем в длинную череду салонов, известных под именем «Праздничная галерея». Принц, находящийся в оппозиции императору, часто принимает у себя либералов. В крыле Монпансье располагается министерство колоний.

Начавшиеся работы по благоустройству города (прокладка проспекта Оперы) привели к переделке в 1860 г. площади Французского театра (будущей площади Колет) и разрушению части двора Немур. Здание Комеди-Франсез приняло вид, знакомый нам сейчас, а Шаброль принялся за реставрацию интерьеров. Был установлен новый потолок. А в 1880 г. архитектору Полю Седий поручен капитальный ремонт театра.

В мае 1871 г. по распоряжению Коммуны дворец приговорен к сожжению. Три здания подожгли, но огонь был сбит усилиями соседей и служащих Банка Франции. Серьезно успели пострадать только правое крыло входного двора и этажи центрального здания. Все было восстановлено Шабролем в 1872-1874 гг. В Пале-Рояль поселили Государственный совет и Счетную палату. В 1900 г. в Орлеанскую галерею въезжает Центральное управление колоний.

Пале-Рояль с 1900 г. до наших дней

Единственная важная трансформация, произошедшая с комплексом в это время, это переделка Орлеанской галереи в 1933 г. С декоративными целями она была уменьшена до боковых портиков; бутики и стеклянное покрытие снесены, тем самым во дворце стало светлее и свободнее.

Торговля в галереях в 20 в. приходила в упадок, но в начале 21 в. опять стала иметь успех. Самым старинным магазином сейчас является бутик декора (Bacqueville, « le duc de Chartres »); он на этом месте со времен Реставрации и стал уже одним из символов Пале-Рояля.

В 1959 г. в крыле Монпансье расположился Конституционный совет, созданный по Конституции 1958 г., а в крыле Валуа – новое министерство культуры.

В зданиях, принадлежащих комплексу, жили такие французские знаменитости, как актриса и писательница Колет и поэт, художник, драматург Жан Кокто.

По инициативе министерства культуры в 1985 г. на парадном дворе появилось произведение современного искусства – колонны Бюрена. Как обычно, новое и оригинальное принесло споры в общество. Сейчас эти колонны составляют часть туристического Парижа. Эта инсталляция состоит из множества разноуровневых мраморных колонн в черно-белую вертикальную полоску, таких «пенёчков» посреди двора старинного королевского дворца, а также подземного фонтана и световых иллюминаций. Композиция называется «Два плато».

В течение последних лет части дворца планомерно реконструируются.

В июне 2015 г. Пале-Рояль был выбран местом для «ужина в белом», который ежегодно проводится в каком-нибудь публичном месте.

Пале-Рояль в Париже

Пале-Рояль (Palais Royal) -замок, поражающий воображение даже самого взыскательного зрителя находится в самом центре французской столицы. Красота и роскошь дворца со временем превратилась в легенду, передающуюся от человека к человеку, из уст в уста. Николай Карамзин, русский историк, посещавший Францию считал Пале-Рояль достойным именоваться столицей Парижа. Действительно, это место не может ни удивлять, ни отпечатываться в памяти. Огромный, величественный Пале-Рояль выстроен из камня цвета охры. Фасад щедро украшен витиеватыми элементами из гипса и мрамора. Многообразие скульптур и лепнины под сводами серой крыши делают каждый сантиметр стен произведением искусства и памятником культуры.

За время своего существования Королевский дворец сумел пережить многое. В его стенах существовали галереи и притоны, проводились литературные вечера и карточные турниры. Здесь жили самые известные, самые богатые, самые знатные люди Франции. Именно они дали жизнь Королевскому дворцу. Именно по их вине он был сожжен, чтобы через время снова вырасти на собственных руинах.

История Пале-Рояль

В переводе с нежного и романтичного языка французов «пале-рояль» означает дворец Королей. Пале-Рояль представляет собой целый комплекс, окруженный тенистым прекрасным садом. Построено здание было для легендарного «серого» Кардинала, героя произведений Александра Дюма, человека много лет диктующего королю стиль правления – Кардиналу Ришелье.

В течение многих веков именитый деятель искал подходящее жилище. Оно должно было не только олицетворять его дух, ум, мудрость и характер, но и быть максимально удобным и функциональным. Из-за особенности деятельности кардинал не мог проживать за чертой города, как было принято среди богатых и знатных жителей Парижа. Его основным желанием было — разместить свою резиденцию неподалеку от покоев короля.

После долгих поисков Ришелье приобрёл поместье Анжен, которое отвечало всем его требованиям. Оно не только было прекрасно спроектировано, но и располагалось в самом сердце французской столицы. По соседству с резиденцией находился великий Лувр. Анжен было решено реконструировать. Этим сложным делом занимался известный мастер Жак Лемерсье. Через несколько лет по его проекту был воздвигнут величественный особняк, получивший названия Пале-Кардиналь.

В составе комплекса присутствовала картинная галерея, и даже полноценный театр, поклонником которого был кардинал. Территорию вокруг сооружения отдали под парк, разбитый с большим вкусом. Многовековые липы и фигурные кусты огранили особняк подобно бриллианту в золотых лапках. Фонтаны одаривали прохладой в полуденный зной.
Кардинал Ришелье обладал тонким вкусом и непостижимой тягой к прекрасному. Согласно его воле в стены Пале-Кардиналь были привезены тысячи картин и предметов живописи, скульптуры из гипса и мрамора, гобелены, изящная мебель ручной работы, фарфоровые сервизы, драгоценные камни и украшения. Только его личная картинная галерея вмещала почти три сотни картин кисти признанных мастеров Европы.

Подобная роскошь была столь приметна глазу, что привела в смятение самого правящего короля – Людовика Восьмого. Зависть короля могла пагубно сказаться на Ришелье и его дальнейшей карьере, поэтому он вынужден был пообещать после смерти передать свой дворец в собственность монарших особ. Планам короля по проживанию в доме кардинала долго и счастливо не суждено было осуществиться. Уже через год после того, как «серый» кардинал покинул мир, не стало и самого монарха Людовика Восьмого.

Дворец перешел в пользование Анны Австрийской, супруги Людовика Восьмого. По ее указу владение переименовали в Королевский дворец, по-французски «Пале-Рояль». Этот дом стал пристанищем для молодого короля Людовика Девятого, который провел здесь свое детство и юность. Повзрослевший монарх подарил этот дом своему брату Филиппу Орлеанскому.

Как только особняк попал в руки брата короля, то в нем начались масштабные перемены. Его территорию заполнили лавочники и бары, мелкие ресторанчики и магазины. Посещение сада стало доступным для любого гостя и жителя Парижа. В довершении среди тенистых аллей Пале-Рояль вырос настоящий цирк. Пале-Рояль стал первым развлекательным центром Парижа, собранием похоти и разврата. Положение герцога позволяло ему творить беззаконие, вскоре потрясающий дворец стал публичным домом.

Казалось, что былая роскошь дворца канет в толщу похоти и власти. Однако свершившаяся Французская революция спасла дом от такой позорной участи. Филипп был казнен, а особняк перешел в собственность Парижского муниципалитета, а позднее возвращен в руки прежних хозяев. Пале-Рояль снова стал центром культуры. Среди его залов зазвучала музыка, здесь проводились лучшие балы и приемы Парижа, попасть на которые мечтали самые богатые и знатные люди. Литературные вечера, поэтические сборища, встречи с гениальными авторами проходили внутри чудесного здания.

Особняк блистал своим великолепием достаточно долго, но на его долю еще суждено было выпасть испытаниям. Капризы и чудачества герцога прошли для Пале-Рояль практически бесследно. Парижская коммуна принесла куда более разрушительные последствия. Жемчужина Парижа, великолепный дворец был сожжен. Спустя много лет после реконструкции Пале-Рояль стал местом размещения Государственного совета и Министерства Культуры.

Театр Комеди Франсез

Повествуя о великолепии и богатой истории дворца, нельзя обойти стороной знаменитый на весь мир Театр Комеди Франсез. Легендарный репертуарный театр на содержании муниципалитета со всей труппой располагается в стенах Королевского дворца. Этот театр – один из старейших в истории Франции. Основан был по указу правящего короля Людовика Девятого в 17 веке. Властью монарха две труппы театра трагедии и театра комедии были объединены в одну. Известен театр и под другим названием – Театр Мольера, поскольку именно его трупа выступала в здании ранее.

Во время Французской революции театр был закрыт, а труппа распущена. Позднее, во время правления Наполеона Бонапарта, деятельность театра была восстановлена в полной мере. Именно на основании устава, одобренного императором, театр работает и по сей день. Труппа является гастролирующей. За время своего существования актеры посетили множество стран, в том числе и Советский Союз.

В окружении тишины

Добраться до Королевского дворца совсем не сложно. Путь лежит от столичной станции метро Palais-Royal-Musee-du-Louvre. По соседству с замком располагаются четырехэтажные дома, где расположены бутики и магазинчики. Их крохотные витрины наполнены парфюмерией, косметикой ручной работы, антикварными сувенирами и предметами быта. Встречаются и магазины с одеждой, продуманной именитыми дизайнерами до мелочей.

Это место в свое время изобиловало писателями и поэтами, художниками и скульпторами. В частности много лет в окрестностях замка провела известная французская писательница Колетт. Сейчас здесь тихо, людей немного. Это место является популярным местом для первых фотографий молодых семейных пар. Практически ничего не напоминает о порочном прошлом Пале-Рояль, об окружавших его публичных домах, увеселительных заведениях и игорных клубах.

Со времен реконструкции во внешний вид Пале-Рояль не было внесено практически никаких новых элементов. Лишь спустя годы здесь выросли знаменитые колонны. Установление колонн стало причиной многочисленных забастовок и митингов, однако, в конечном итоге, они обрели свое место. Попасть на территорию легендарного дворца возможно. В здание прохода нет, но вот побродить по его пышному саду и посмотреть на величественный фасад вполне реально.

Каждому туристу, собирающемуся в ближайшее время посетить прекрасный город Париж, обязательно стоит внести в свой маршрутный лист посещение Королевского Дворца. Пале-Рояль стал свидетелем событий и людей, вершивших историю. Здесь определялись человеческие судьбы, начиналась и заканчивалась жизнь великих монарших особ. Именно здесь зародился дух Великой Французской Революции, повлекшей огромные перемены в жизни целого народа. Дом прошел путь от владения могущественным кардиналом до перехода в руки особ голубых кровей. Будучи сожжённым, особняк возродился, подобно птице феникс, восставшей из пепла.

Заказать экскурсию по Парижу всегда можно у нас ofr2nce@gmail.com

Сад и дворец Пале-Рояль (Palais Royal)

Первый раз мы побывали в Пале-Рояль прямо перед вылетом. Накрапывал утренний осенний дождик, уезжать в ноябрьскую Москву не было сил и мы решили все-таки пройтись по окрестностям нашего отеля на Rue de Richelieu, улице, названной в честь всем известного легендарного кардинала Ришелье. Тихий уголок в самом центре Парижа, такой уютный и безмятежный, и такой разный. Сад Пале-Рояль. Настоящий Париж.

История Пале-Рояль

Это место мало популярно среди туристов, хотя расположено в двух шагах от Rue de Rivoli и Лувра. Это, конечно, несправедливо! Ведь с Пале-Рояль связано столько интересных исторических событий, великих имен и любопытных историй.

Когда-то здесь была деревенская идиллия с овечками, коровами и пастушками. Но когда в Лувр переехал королевский двор в XVI веке, придворные начали застраивать этот район особняками, которыми восхищался сам Бернини.

Весенний сад Пале-Рояль

Это райское место появилось в Париже благодаря кардиналу Ришелье, самому влиятельному человеку при Людовике XIII. Его резиденция появилась здесь в 1620-е годы и так и называлась «Дворец кардинала». Строительством руководил известный архитектор Жак Ле Мерсье. Позже дворец стал называться Palais Royal («Королевский дворец»). Талантливый садовник кардинала, Дего, разбил здесь великолепный сад в 1630 году. Умирая, Ришелье завещал дворец Людовику XIV и его матери Анне Австрийской. К слову, маленький король чуть не утонул однажды в здешнем фонтане. Повзрослев, он переедет в Версаль.

Дворец Пале-Рояль также тесно связан с династией Филиппа Орлеанского. Сын герцога Орлеанского «Месье», принц-регент, фактически правил Францией во времена малолетнего Людовика XV. Он роскошно обставил дворец, украсил его галереи шедеврами искусства и полотнами известных художников. Здесь устраивались невероятные приемы. Его коллекция уступала, пожалуй, только коллекции короля Франции.

Грустный осенний сад Пале-Рояль:

Внук «Месье», также Филипп Орлеанский, окружил сад красивыми галереями и домами. Три улицы, примыкающие к домам, герцог назвал в честь своих детей: Валуа, Божоле, Монпасье. При герцоге Орлеанском сад потерял треть своей территории, так как он принял наследство будучи по уши в долгах. Здесь были открыты 60 доходных домов, лавки, бордели, а также игорные дома и шахматные клубы, известные на весь Париж. В аркадах также расположились кафе и рестораны, где любили проводить время парижане, жаждущие развлечений. Например, кафе «Ля Режанс» стало любимым местом шахматистов и упоминается в повести Дени Дидро «Племянник Рамо». Здесь играл даже сам Наполеон Бонапарт в 1794 году! Сегодня многие приходят сюда посидеть в кресле императора Франции.

Что касается любимого философа Екатерины II, то Дидро очень любил гулять в саду и сидеть в местном кафе. Императрица выкупила его библиотеку еще при жизни Дидро (он нуждался) и платила ему большое жалованье библиотекаря, а после смерти книги переехали в Россию. Зная его любовь к Пале-Рояль и о его слабом здоровье, она купила ему квартиру на улице Ришелье, но он не успел там пожить, умер буквально через две недели после переезда.

Здесь играли не только в шахматы. Мужчины приходили сюда за труженицами панели, коих здесь было множество и на любой вкус. Полиции было запрещено входить в частное владение герцога, поэтому здесь творилась полная вакханалия.

В предреволюционные годы внук принца-регента пятый герцог Орлеанский, который был известен своей лояльностью к идеям революции, поощрял разговоры о политике и поддерживал всякого рода революционные кружки и тайные сообщества. Здесь все громче стали слышны призывы к вооруженному перевороту. Собственно именно в Пале-Рояль в кафе «Де Фуа» Камиль Демулен в 1789 году произнес пламенную речь против монархии, после чего озверевшая толпа двинулась на штурм дворца. Вы можете также почитать о герцоге Орлеанском (Филиппе-Эгалите), его предательстве и казни в статье о парке Монсо. Людовик XVI был не в восторге от того, что вытворял его кузен, особенно от безобразий в Пале-Рояль.

После революции дворец стали называть «Эгалите» (пер. с франц.: равенство), а сад — Революции. Предавший короля герцог недолго избегал гильотины. Карма настигла его буквально через несколько месяцев после смерти короля.

После провала кампании Наполеона в Пале-Рояль пили шампанское за царя наши офицеры. Позже это было место дуэлей и громких споров между роялистами и либералами. На всю округу раздавались крики и выстрелы, а позже стоны поверженных. Покоя это район не давал никому, поэтому за него было решено взяться серьезно при Луи-Филиппе. Спокойствие же пришло только в начале XX века.

В 1852 году великая реконструкция Парижа бароном Османом затронула и Пале-Рояль. Площадь его была расширена. Во времена Парижской Коммуны дворец сгорел и был позже восстановлен. Ныне здесь заседают правительственные учреждения.

Здесь любили бывать Тургенев, Герцен, Карамзин, Белинский, Анненков, князь Сергей Волконский вдохновлялся здесь идеями революции, Кюхельбекер, Маяковский, император Павел I. Известно, что в доме на улице Божоле жила известная писательница Колетт, а на улице Монпансье Жан Кокто, в одном из домов также жил Жан Маре. Недалеко в доме №14 на улице де Мулен была открыта газета немецких социалистов, сотрудниками которой были Бакунин, Маркс и Энгельс. Бакунин жил прямо в редакции на раскладушке. В галерее де Валуа когда-то Шарлотта Корде купила кинжал, чтобы убить Марата. В ресторане «Ле Вери» Фрагонар умер прямо за столиком от удара, переев мороженого. Здесь часто можно было встретить Виктора Гюго, Жан-Поля Сартра.

Здесь очень любила гулять Коко Шанель.

Сегодня сложно представить, что когда-то здесь творилась история. В Пале-Рояль царят умиротворение и покой. Сюда приходят почитать утреннюю газету, погулять с детьми, покататься на скейте или роликах, порезвиться у симпатичных 260 полосатых тумб, установленных в 1986 году Даниэлем Бюреном, побродить по местным антикварным лавкам в поисках сокровищ, перекусить в легендарных кафе, просто помолчать и подумать о жизни среди каштанов и уютных клумб. Особенно красиво здесь ранней весной, когда все деревья и клумбы в великолепных цветах.

Адрес: Place du Palais Royal
Метро: Palais Royal — Musee du Louvre, Pyramides, Bourse
Часы работы: 7:00-22:15 (апрель и май), до 23:00 летом. В остальное время — сокращенные часы работы.
Вход: бесплатно