Украсить дачный участок необычной композицией из природных материалов несложно, но это требует философского подхода и терпения. Такой элемент декора – наследие Востока, часть искусства дзен-буддизма.

Японский сад камней, сделанный своими руками, создаст атмосферу релаксации, гармоничную картинку для созерцания.

О чем говорит история

Символическое значение камня имеет древние корни. Религиозные направления философии дзен-буддизм и конфуцианство наделяют эту часть неживой природы энергетикой, несущей в себе спокойствие, гармонию и безмятежность. В Японии камень стал объектом поклонения. Здесь же и зародилась идея каменных садов.

Сначала небольшие композиции делали при монастырях, храмах для созерцания, медитации. Сегодня это элемент востока в ландшафтном дизайне. Но японцы все еще верят, что такая миниатюра возле дома поможет достичь гармонии с миром, избежать повседневных проблем, суеты.

Философия

В основе каждой детали композиции лежит учение дзен. В нем говорится, что мир такой, каким его видит человек. Сконцентрировав внимание на застывшей картине, можно побыть наедине с природой, услышать свой внутренний голос.

Фото: ландшафтный дизайн в японском стиле

Мастера дзен утверждали, что если долго смотреть на камень, лежащий на песке с начерченными вокруг него волнами, можно увидеть, как он медленно погружается в воду.

Классический вариант садовой композиции из камней создается по принципам фэншуй. В основе его лежат 4 стихии: воздух, земля, вода и огонь. Роль последней стихии могут выполнять декоративные фонари. Если обустроить искусственный водоем нет возможности, альтернативой станет песок с изогнутыми линиями, кругами в виде волн.

Завершают традиционную картину керамические фигуры, ограждения, низкорослые растения. Вблизи располагают беседку в японском стиле или перголу.

При составлении японского сада важно не нарушать симметричность расположения деталей, избегать нагромождения пространства.

Значение камней

Второе название этой части ландшафтного дизайна – карэсансуй. В переводе – сухая вода и горы.

Каждый элемент в отдельности отвечает за какой-то символ:

  • мелкая галька, гравий или песок – это вода;
  • плоский камень – земля;
  • высокий булыжник – небо;
  • массивная каменная груда – остров или горы.

В сочетании они символизируют изящество простоты, за счет чего окружающему миру придается другой смысл, происходит анализ ценностей.

Детали композиции

Подбор садовых компонентов проводится очень тщательно, поскольку все части должны гармонировать между собой.

Фото: парк в Японии

Природный камень

Выбор этих элементов проводится с учетом формы, размеров, цвета и фактуры.

Их расположение должно наталкивать на мысль, что поверхностная схема – лишь малая часть картины для созерцания, большая находится внутри.

В японском каменном саду используются вулканические породы:

  • гранит;
  • туф;
  • базальт;
  • андезит;
  • хлорит.

Фото: композиция из камней

По форме выделяют камни:

  • изогнутые;
  • плоские;
  • низкую вертикаль;
  • лежачие;
  • статуи.

Японцы отождествляют камень с живым существом и считают, что у него есть лицо, динамика поведения и характер.

Поэтому при создании таких садов дизайнеры различают камни, которые смотрят вверх или вниз, убегают, догоняют, прислоняются.

Фото: сад камней во дворе дома

Чтобы сделать качественную композицию, лучше заручиться поддержкой специалиста. При отсутствии опыта укладка камней может не получиться и будет выглядеть нелепо.

Ограждение

Важный элемент картины. Означает стремление к спокойствию, желание уединиться, поэтому изгородь традиционно делают непрозрачной.

Интересное решение создать ограду из бамбука, веток деревьев, вьющихся растений. Можно аккуратно выложить перегородки из булыжников.

Фонари

Декоративный компонент, отвечающий за освещение сада.

Фото: каменный фонарь

По внешнему виду и предназначению выделяют несколько их типов:

  1. Икекоми-гата. Считаются скрытыми фонарями. Поток света направляется в землю.
  2. Тачи-гата. Пьедестальные изделия. Их высота колеблется от 1 м до 3 м. Используются в больших садах. Располагаются в местах приема гостей.
  3. Оки-гата. Маленькие фонари. Ставят недалеко от дорожки, ведущей к беседке, дому.
  4. Якими-гата. Фонари с каменным или бетонным основанием. Имеют квадратную или круглую крышу. Чтобы поток света был мягче, корпус делают из матового стекла.

Рекомендуется приобретать фонари из натуральных материалов, чтобы не нарушить гармонию картины. Подойдет пемза, дерево, керамика, камень.

Башни

Это дополнительная часть сада, поэтому такая фигура не должна быть центральной в композиции. В соответствии с этим выбирается и ее размер.

Чаще всего размещается возле тсукубаи – традиционного японского мини-фонтана. Материал – камень. Башня имеет нечетное количество ярусов. Форма – четырех-, шести-, восьмиугольная или круглая.

Тсукубаи

Представляет собой чашу из камня высотой до 30 см. Ранее применялась в Японии для мытья рук перед чайной церемонией. Сейчас выполняет исключительно декоративную функцию. Устанавливают на ровном низком участке.

Вода в чашу поступает по медным, полихлорвиниловым трубам, шлангам, идущим под грунтом.

Фото: каменная чаша наполенная родниковой водой

Если тсукубаи закрепить без дренажной системы, то вытекающая вода сформирует быстрый ручей. В таком случае не стоит размещать изделие высоко – это чревато размытым песком, галькой.

Как разместить камни на участке

Даже при создании простого сада стоит учесть несколько особенностей:

  1. Все компоненты картины собираются в группы. Это хорошая маскировка отдельных дефектов.
  2. Предпочтение отдается натуральным камням, которые подвергались воздействию осадков, ветров, перепадов температур. Их округлые черты сделают композицию мягче и проще для восприятия.
  3. Подбираются элементы, схожие по цветовой гамме.
  4. Обязательное условие – нечетное количество камней. Их количество должно быть кратно трем, пяти, лучше всего – пятнадцать штук.
  5. Внутри картины действует принцип триады: по три камня в каждой группе. Важно, чтобы основная группа сочеталась с ландшафтным дизайном, другие – дополняли ее.
  6. Наличие в композиции точки созерцания. Она выбирается исходя из того, какое время суток владельцы планируют проводить в японском саду. Часто сад располагают так, чтоб она была с северной стороны.
  7. Гармоничное расположение относительно всего участка.
  8. Асимметрия компонентов.
  9. Соблюдение баланса линий. Горизонтально установленных камней должно быть больше вертикальных.
  10. Контраст свободного и заполненного пространства.

Если детали композиции расположены правильно, то, с какой бы стороны не стоял человек, он увидит все камни за исключением пятнадцатого. В восточной философии считается, что созерцать картину полностью могут лишь избранные, постигнувшие сущность мироздания.

Создание японского сада камней своими руками

Владельцам загородных участков, желающим попробовать силы в организации части ландшафтного дизайна, необходимо запастись терпением и быть предельно внимательными.

Фото: композиция в японском стиле на дачном участке

Для составления композиции не требуется каких-либо разрешений, а вот наличие плана картины упростит процесс сборки. Поэтому лучше взять карандаш и схематически изобразить будущее украшение усадьбы.

Порядок действий таков:

  1. Территория очищается от мусора и сорняков.
  2. Выравнивается участок.
  3. Снимается верхний слой грунта на глубину 15 см.
  4. Для усиления по периметру выкладывается кирпич или крепятся доски.
  5. На дно засыпается песок толщиной до 5 см.
  6. Оставшееся пространство заполняется гравием, галькой, белым песком.
  7. Чтобы уплотнить содержимое, его заливают водой 1 ведро на 2 м 2 площади сада.
  8. Размещаются камни. Они должны занять устойчивое положение, быть немного вдавленными в песок.
  9. От камней делаются круговые или волнистые линии, имитирующие воду.
  10. Остальная часть поверхности выравнивается граблями вертикальными, горизонтальными полосами.
  • Дополнят композицию небольшое ограждение по периметру, растения, тсукубаи, фонари.

    Фотогалерея известных садов

    Рассмотрим несколько вариантов расположения элементов картины.

    Сад камней храма Рёандзи

    Реандзи – памятник дзен-буддизма. Создан в XIV—XVI веках в Киото. Сколько историки не пытались, загадка композиции до сих пор остается до конца не разгаданной.Это прямоугольный участок, заполненный гравием. Сверху него изображены волнистые линии, которые играют роль водной стихии. Но основа картины – пятнадцать камней, поделенные на пять групп.

    Ранее в описание указывалось отсутствие четкой структуры в Реандзи. Но годы исследований показали, что это каменная картина ветвей деревьев, открывающаяся созерцателю лишь под определенным углом.

    Дзен-сад в Карловых Варах

    Создан 16 июня 1998 года на окраине курортного чешского городка. Назван в честь Ганы Бальц – супруги немецкого врача, который по просьбе императора Японии заложил основы медицины в этой стране. Архитектор – Киндзи Номура.

    Композиция выполнена в форме круга, посередине разделенного линией. Это граница между инь и ян. Сад усыпан белым гравием, что символизирует океан. Один из камней имеет форму корабля. Малый булыжник изображает Гану Бальц. По центру композиции установлен фонарь – символ света и помощь сбившимся с пути. Вертикальные статуи – аналоги менгиров. Эта картина рассказывает целую историю и привлекает внимание туристов из разных стран.

    Мини-сад

    Уменьшенный вариант японской композиции. Подойдет для участков с небольшой приусадебной территорией, дворов многоэтажных зданий. В качестве основы используется плетеная корзина, вазоны, каменные чаши, старый кухонный инвентарь. Интересное русское видение японской картины – мини-изображение «инь-ян».

    Настольный сад

    Новшество дизайна интерьеров. Размещается в зоне отдыха (гостиная, зал, балкон). Обычная коробка наполняется песком, галькой. Внутри устанавливаются миниатюрные булыжники. Деревянными палочками чертятся круговые линии.

    Рокарий

    Разновидность каменного сада. Создается на ровной плодородной почве. Не допускается большое количество растений. Основа композиции – массивные камни. Пустоты между ними заполняются галькой, песком. Для лучшего обзора картины вблизи располагают лавочку, перголу.

    Альпинарий

    Другое название – альпийская горка. Устанавливается на природном склоне или создается искусственная насыпь камней. Между булыжниками высаживают цветы, кустарники. Ранее перечень растений для высадки в альпинарии был ограничен луковичными и низкорослыми многолетниками. Сегодня хозяева собирают композицию из тех растений, которые им нравятся.

    Красота восточного каменного сада завораживает и приносит внутреннюю гармонию созерцателю. Это отличный выбор для владельцев дачных участков, которые хотят видеть часть медитативной японской культуры в своем саду.

    Японский сад камней в храме Рёан-дзи

    Японский сад камней — вот он сад храма Рёандзи в Киото!

    Согласитесь, что Япония не всегда была так известна и популярна в нашей стране, как сейчас. В период СССР человеком, который рассказывал о культуре и обычаях Японии был известный телевизионный обозреватель, востоковед, человек, проживший в Японии 8 лет — Владимир Цветов. Именно он был первым человеком, благодаря которому я узнала, что есть удивительная страна Япония и благодаря ему я знала, что существует пятнадцатый камень сада Реандзи. Уже позже я прочитала его одноименную книгу. Она и сейчас у меня перед глазами уже немного потрепанная, издания 1987 года. Недавно перечитав её, меня немного «напрягло», что она очень политизирована и пронизана неприятием к капитализму и казалось бы вечные ценности, такие как культура, тоже рассматриваются через призму негативности к капитализму. Но если не замечать однополярности суждений и видеть то, что и есть японская жизнь, то получается ценный исторический материал.

    Пятнадцатый камень сада Реандзи

    Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:

    «Сад камней», «Философский сад», «Сад Рёандзи». Десятки имён у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.

    Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее. — и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Ещё шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один — невидим.

    И вот я в этом знаменитом саду камней!

    То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?

    Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.

    Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.

    Сад камней фото

    Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.

    Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?

    Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку? С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма, да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.

    Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.

    Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру. Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник интерес западного человека к первоисточникам.

    Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы II в храм покоящегося дракона сделал известным и популярным сад камней храма Рёан-дзи.

    Храм Рёандзи

    Реандзи небольшой храм, на его посещение потребуется не больше часа. Это буддийский храм, его название означает «храм покоящегося/миролюбивого дракона». Рисунки дракона украшают главный павильон храма.

    На территории сегодняшнего храмового комплекса, в XI был построен первый храм с расположившимся неподалёку красивым прудом, который существует до сих пор. В 1450 году Хосокава Кацумото выкупил поместье и построил там свою резиденцию, впоследствии ставшей храмом школы дзен-буддизма. Возникновение буддийского храма Реандзи связано с именем буддийского монаха Гитен Генсё.

    Рёан-дзи с момента своего основания сразу стал известным храмом школы дзен. Говорят, что это был великий храм, который имел 21 сооружение на своей территории. Но в период гражданской войны он был разрушен. Вскоре после войны в 1499 году храм был восстановлен и перестроен сыном Кацумото — Масаюки Хосокава. В настоящее время на территории комплекса имеется три здания. Покровителями храма были такие известные государственные и военные деятели того времени как Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу (о моём посещение храмового комплекса, в котором покоится Токугава Иэясу, могущественный сёгун Японии, можно почитать здесь)

    Главное здание храма — зал медитации (ходжо), устланный татами, раздвижными дверями и маленьким буддийским алтарем. Он выходит на веранду, выходящую на сад камней.

    На территории храма есть жилые помещения, кури, высотой 22 метра, это один из самых высоких храмов Японии, высота храма свидетельствует о высоком статусе Рёан-дзи.

    Так же в храме есть мавзолей для усопших императоров Японии. Мавзолей известен как «Семь императорских гробниц», он долгое время был в запустении и реконструирован в период Мэйдзи, после свержения правления сёгуната и восстановления имперского правления.

    На территории храма расположено красивое озеро и сад. Как уже говорилось выше, что эти природные памятники сохранились с XI века. Озеро очень красиво, так как часть его застлана лотосами, а в весенее время здесь необычайно красиво цветет сакура. Осенью же кленовые листья своим ярко красным цветом радуют посетителей парка. К центру озера на островок есть дорожка, желающие могут преподнести дары богине Бэндзайтэн. Помимо того, что она богиня удачи, любви, мудрости и искусства, она ещё и богиня воды. Она одна из любимых ками (божеств) японского народа в списки семи богов счастья Японии.

    А пруд очень любят японцы потому что здесь живут мандариновые утки и храм часто называют как храм мандариновой утки/ Oshidori-ike.

    Сад камней Реандзи, история создания

    История создания сада камней в храме Рёандзи не однозначная. Когда Владимир Цветов писал свою книгу, он написал, что создателем сада считался Соами, японский художник-пейзажист, дата рождения неизвестна, умер в 1525. Но на протяжении веков, помимо Соами, рассматривалось много версий и авторство доподлинно не установлено.

    Как варианты предлагаются следующие лица: Хосокава Кацумото (государственный и военный деятель, 1442—1473) — создатель храма Рёан-дзи, ещё называют имя его сына Хосокава Масамото и дату создания сада — 1488, некоторые авторы считают, что сад был создан гораздо позже и разбег дат определяется от первой половины XVI века до 1680 года. Существует версия, что сад не был создан монахами, а построен профессиональными садоводами — каварамоно (переводится как работники берега реки, низший социальный класс в период Камакура и Муромати).

    Как бы то ни было, сад камней создан и производит спустя столько столетий всё тот же эффект: растворение в пространстве, покой и умиротворение. А может быть наоборот море вопросов, что есть сад камней? Модель мира?, основа мироздания?, понимание, что в мире всё не так, как мы видим и что истина находится где-то за 15 камнем? Конечно же это просто вопросы, не имеющие никакого отношения к школе дзен. Да, есть общеизвестная трактовка идеи сада, что «только достигнув просветления можно увидеть все 15 камней». Но есть и другое мнение, что камни, расположенные в саду ничего не означают и были просто расположены так, как мы видим сейчас. А всё остальное это игры воображения и выдумки.

    И всё же мне ближе вариант, что постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые ещё не найден ответ.

    Японский сад камней

    Сад камней на японском языке звучит как карэсансуй 枯れ山水 и означает «сухие горы и воды».

    Сад представляет собой прямоугольник 30 метров с востока на запад и 10 метров с юга на север. По поверхности на разном расстоянии расположены пять групп камней. Обычных необработанных камней разной величины. Вся растительность «сада» представляет собой мох, обрамляющий камни. Весь прямоугольник засыпан мелким белым гравием, который аккуратно «расчёсывается» монахами каждый день. Гравий символизирует собой воду, а камни — горный ручей.

    В стиле храма Рёан простота просматривается во всём, поэтому в композициях используются простые однотонные цвета, в основном белый и черный. Ему (стилю) присуща японское мировоззрение ваби-саби: идея о том, что простота и несовершенство представляет собой истинную красоту. Помещения храма, сад камней является тому подтверждением.

    Три стороны сада камней окружены невысокой глиняной стеной, за которой растут деревья.

    Осматривать сад камней Реандзи можно только, находясь на деревянной галереи со стороны монастыря. И как известно с этой стороны всегда остаётся невидимым 15 камень. На одном из японских блогов прочитала, что «есть только одно место (немного западнее центра), с которого можно увидеть все 15 камней». Достоверность информации не проверяла, возможно это и так, но тогда как же вся философия сада?

    Существует несколько теорий о том, что представляет собой этот, казалось бы, простой сад:

    1. некоторые люди представляют себе горы, поднимающиеся над облаками.
    2. Другие воображают острова в море.
    3. Одна увлекательная теория утверждает, что каждая из пяти групп пород имеет особое значение:
    • самая восточная группа, начиная с главного зала поклонения, представляет Будду и означает «совершенство».
    • Следующая группа, видимая справа, — кит и означает «самый большой».
    • Центральная группа — тигр и означает «сильнейший».
    • Следующая группа — черепаха и означает «долговечность».
    • И последняя группа — водяная птица и означает «всемогущий», потому что
      такие птицы могут жить как на суше, так и на воде.

    Тем не менее, вам решать, что представляют собой камни в Рёандзи. Если есть возможность обязательно посетите сад в будний день по утру, чтобы была возможность получить удовольствие от созерцания сада камней.

    эта композиция предположительно олицетворяет Будду

    А это тигр, черепаха и птица.

    Цукубай

    Далее обойдя храм по деревянной дорожке (кстати обувь свою мы оставили прежде чем зайти) глаз с монотонной картины гравия и камней переключается на бурную растительность сада. И самое интересное с этой стороны — Цукубай — уникальный каменный умывальник, пожертвованный Тоётоми Хидэёси. Есть и другие варианты, происхождения цукубая — его пожертвовал храму знаменитый Токугава Мицукуни (1628—1700), глава самурайского клана Мито, потомок сёгуна Токугава Иэясу.

    Цукубай это небольшой каменный бассейн, в котором омывают руки перед чайной церемонией. Само его название 蹲い переводится как склоняться, сидеть на корточках.

    Цукубай важная часть храма, на нём высечены четыре иероглифа, которые выражают суть учения дзен, 吾, 唯, 足, 知 . Каждый из знаков сам по себе не полный без знака 口, который является составляющей частью каждого из перечисленных кандзи. Центральное отверстие цукубая в форме квадрата обеспечивает этот знак. Надпись на цукубае гласит «Я научился быть довольным» или с учетом буддийских учений можно перевести как “Каждый уже имеет все, в чем нуждается”.

    Человек, который научился быть довольным тем, что имеет — духовно богат и наоборот тот, кто не учится быть довольным, духовно беден несмотря на материальные богатства. Начертанное на цукубае заставляет задуматься о жизни, о своих целях. Нужно ли и дальше стремиться к достижению задуманного, невзирая ни на что. Или надо учиться другому восприятию мира и своего места в нём? Фраза начертанная на стенках цукубая заставляет задуматься и взглянуть в глубь себя.

    Дзэн – это религия, исповедуя которую, говорят: “Я знаю лишь необходимое”.

    И с этой стороны сада сидели посетители созерцая окружающее и впитывая энергетику храма. Хотя нет, они, наверное, поклоняются другому богу — айфону.

    Иногда думаешь, почему я не буддийский монах? Для чего мы постоянно мчимся вперед, не осознавая происходящее. Не ценим (вернее не успеваем или не задумываемся) то, что с нами происходит в настоящий момент. Возможно если чаще останавливаться, думая о том, «что я доволен тем, что имею» жизнь будет не такой скоротечной?

    Пробыв в храме Рёан-дзи не больше часа, окунувшись в философию дзен буддизма, испытав на себе магнетизм сада камней Рёан-дзи и Цукубая, мы двинулись дальше, навстречу новым приключениям.

    Сад камней или рокарий на даче, как сделать своими руками

    Сад камней на дачном участке уже далеко не экзотика. Такое украшение ландшафтного дизайна становится все популярнее в последние годы, а все новые идеи для дачи заслуживают внимания. Так что же это такое, давайте разберемся подробнее.

    Что из себя представляет сад камней и его назначение

    В традиционном понимании это комбинация природных материалов, таких как камень. песок и растения, символизирующая в японской культуре их единение. Эта зона называется дзен-святилище и предназначена для уединение в спокойной атмосфере, например для медитации. Поэтому такой сад в Японии имеет немного философский или даже религиозный оттенок.

    Если не усложнять, по своей сути это аккуратная клумба, украшенная камнями и растениями.

    Однако, такую композицию очень полюбили дизайнеры для украшения загородных участков и в нашей стране, используя ее как зону для уединения с собой, так и просто как украшение. Здесь можно расслабится, снять стресс, или просто отдохнуть.

    Основная философия такой композиции

    Существует много видов таких садов, но всех их объединяет одна идея, это единение камня и растений и показать что даже слабые растения могут жить среди камней и песка.

    Как сделать сад камней своими руками, инструкция с фото

    Созданием такой зоны в Японии занимаются люди, специально изучающие философию сада камней. Они учитывают все: размер участка, окружающий ландшафт, окружающую флору и тд. Подбирают размер и цвет камней, растения. Но, мы можем так не усложнять, поскольку такая композиция у нас носит исключительно декоративный характер как украшение участка.

    Выбираем место. Сначала нам нужно определится с местом где Вы хотите разместить рокарий. Если взять во внимание что цель сада камней это создать место где человек может уединится, значит и разместить его лучше подальше от глаз. Подберите место чтобы оно было скрыто и не просматривалось с окон ни вашего дома, ни дома соседей.

    Если у вас в саду есть уединенные места или заброшенные углы, они замечательно подойдут для такой зоны.

    Если на вашем участке есть искусственный водоем, в первую очередь стоит поискать место именно возле него. Получится очень интересная и гармоничная зона.

    Выбираем материалы. Для создание такой композиции понадобятся крупные камни и камни немного поменьше (можно разного цвета), очищенный песок и растения. Камни покупаем в соотношении 1 крупный к 3-4 поменьше. Такие камни для дачи и сада купить можно в строительных магазинах. Песок продается там же или можно просто его накопать.

    Подготавливаем участок. Определившись с местом и купив все материалы можем приступать к обустройству композиции. Определив форму сада и очертив его периметр, необходимо снять слой грунта. С помощью лопаты убираем до 10 см земли. Очищаем от сорняком и корней.

    Дно углубления можно проложить полиэтиленовой пленкой или агроволокном чтобы сорняки не прорастали, но только если не планируете высаживать живые растения.

    В местах, где планируется высаживание растений можно сделать дополнительное углубление и заполнить его плодородной землей.

    Получившееся углубление заполняем песком. Желательно использовать чистый песок, без мелких камней и ракушек. Его можно просеять самостоятельно.

    Песок можно заменить и мелким щебнем, фракцией до 2 см, или даже галькой.

    Размещаем камни. Поскольку мы делаем композицию для декоративных целей, соблюдать строгие правили установки камней мы не будем, для этого японцы учатся не один год. Достаточно выбрать несколько понравившихся нам точек и поставить в вертикальном положении на них крупные камни, углублять в песок сильно их не нужно, желательно сохранить естественность, то есть создать ощущение что эти камни здесь были всегда.

    Вокруг крупных камней размещаем 2 мелких, создавай таким образом эффект поддержки больших глыб.

    Мелкие камни так же можно выложить отдельными островками, по 3-4 штуки, создавая эффект зонирование композиции по высоте.

    Высаживаем растения. Оформление сада камней в классическом варианте предполагает использование растений различного размера. Около больший камней нужно высаживать высокорослые растения, около мелкие низкорослые. Не нужно использовать слишком пышные виды, отлично подойдут плакучие растения, имеющие листья в виде зонтика или бонсай. Так же подойдут хвойные деревья невысокие сосны, кипарисы и туи.

    Важно сохранить баланс между количеством растений и количеством камней, ведь это все таки сад камней. Поэтому не обязательно возле каждой каменной композиции размещать растения.

    Видео обзор

    Декорирование сада камней

    Чтобы композиция выглядела завершено необходимо замаскировать все погрешности, которые мы могли допустить при ее устройстве. Это может быть не закрытый грунт по периметру. Какие то камни могут быть не очень красивые и тд. Все эти недостатки можно покрыть мхом.

    На песок или щебень можно нанести волнистые линия, создавая какой то не сложный орнамент. Но, делать это вовсе не обязательно, так как этот рисунок не является принципиально важным элементом.

    Вокруг сада можно можно установить фонари и садовые скульптуры. Около него можно организовать зону отдыха, например перголу, сделать фонтанчик или искусственный водоем. Ничто вас не ограничивает использование любых элементов ландшафтного дизайна. Важно только соблюдать гармонию.

    Уход за композицией

    Сад камней не прихотлив в уходе, однако немного внимания ему уделить все же нужно.

    Главная проблема этой зоны конечно же сорняки. Их нужно вовремя удалять чтобы они не развивали свою корневую систему. Делать это нужно путем удаления их из грунта вместе с корнем.

    Еще одна важная задача, это полив растений. Делать это нужно в соответствии с рекомендациями по уходу именно за теми растениями, которые вы использовали, чтобы они не погибли.

    Очищение площадки от мусора. Периодически наш сад нужно очищать от опавшей листвы и другого мусора чтобы сохранить его привлекательный вид. Делать это можно проволочными граблями, которые продаются в любом хозяйственном магазине.

    Очищение камней. Возможно придется один раз за несколько лет очистить камни от наросшего лишнего мха. Сделать это несложно каким либо скребком либо шпателем. Но, делать это нужно аккуратно, чтобы не поцарапать сам камень, иначе он утратит свой естественный вид.

    Фотогаллерея, 34 оригинальных фото

    Видео обзор, камни на даче

    Имея пруд с рыбками на своем участке очень легко можно украсить его оригинальным и интересным способом, установив аквариум наоборот. Такую .

    Большинство владельцев дачных участков или загородных домов мечтают оборудовать на нем искусственным водоемом, тем самым сделать его интереснее и привлекательнее. .

    Современный загородный дом или даче это уже не место для выращивания картошки и огурцов, а больше место для комфортного отдыха. .

    Главная особенность дачной или садовой мебели это тот факт что она будет эксплуатироваться под открытым небом большую часть времени. Именно .

    Создание японского сада камней на участке: азы и идеи

    Оформить свой дачный участок можно многими способами, так как возможности ландшафтного дизайна на сегодняшний день по истине впечатляют. В данном вопросе всё зависит исключительно от личных предпочтений, ведь кто-то наслаждается буйством красок и помпезностью сада европейского стилистического направления, а кому-то по душе лицезреть спокойные и более монотонные пейзажи, наполненные неким философским смыслом.

    А что как не учение дзен-буддизма, воплощённое в искусство создания японского сада камней, может удовлетворить желание уединиться и насладиться гармонией с природой, её истоками и, главное, с самим собой?

    Философия японского сада камней

    На первый взгляд обустройство японского сада камней может показаться чрезвычайно простым и лёгким мероприятием, но это далеко не так, ведь он полностью пропитан символизмом и глубоким смыслом, понятие и воссоздание которого является главной задачей каждого, кто желает иметь такую композицию у себя дома. Впервые сад камней был создан мастером дзен-буддизма Соами в храме Рёандзи, который в соответствии со своим учением воплотил модель создания вселенной. Именно это место было предназначено для медитаций и поиска внутренней гармонии.

    Камень всегда считался священным в Японии и ассоциировался со светлым мужским началом Ян, поэтому неудивительно, что именно он стал центральным элементом в композиции японского сада. Тёмное женское начало Инь служит неким фоном, так как добро не может существовать без зла и их противодействие является источником жизни.

    Минимализм, присущий японскому саду камней, позволяет сконцентрироваться, ощутить истинную цену свободы и отсутствие привязанности к бренным вещам, которыми так заполнен современный мир. Но, несмотря на всю просторность, присутствие чётких границ территории, отведённой под сад, он придаёт ощущение камерности и безопасности.

    Принципы создания

    Основы оформления сада камней заложены в нескольких принципах, знание которых существенно приблизит вашу композицию к восточной культуре, а именно:

    • Ощущение пустоты. Контраст заполненного и свободного пространства следует обязательно соблюсти, так как первое впечатление, которое должно возникать при виде сада — это пустота, которая отожествляется со свободой;
    • Наличие точки созерцания. Территорию под сад рекомендуется отводить с северной стороны, дабы солнце сильно не слепило и не раскаляло камни. В самом же каменном саду необходимо выбрать место, с которого будет созерцаться вся картина. Для этого рисуется семиугольная звезда, концы каждого угла которой и будут составлять сеть точек. Если отдых в саду предпочтительней проводить вечером, то точка созерцания должна быть с западной стороны, если утром, то с восточной;
    • Асимметрия расположения камней. Так как внешний вид сада должен иметь максимально естественный вид, не стоит подбирать одинаковые камни по форме, цвету и фактуре, а также размещать их параллельно друг другу.
    • Правильное размещение камней. Элементы каменного сада располагаются на линиях, которые образовались вследствие использования той самой семиугольной звезды, причём все элементы или все кроме одного (как правило, 15 камней) должны быть видны с выбранной точки созерцания. Кстати, чем больше будут габариты данного семиугольника, тем просторней будет казаться ваш сад.

    Основные элементы и стилистика

    О камнях, как центральном элементе любого каменного сада, было сказано уже много, но кроме них существуют и другие объекты, заслуживающие должного внимания. Итак, к вспомогательным элементам японского сада камней относятся:

    • Вода. Безусловно, наличие воды заменяет присутствие гальки или гравия, которые благодаря нанесению разводов ассоциируются с Инь. Но если на территории сада всё же есть настоящий водоём, его очень выгодно можно обыграть благодаря отражению в воде камней и других элементов.
    • Ограда. Как упоминалось ранее, замкнутость пространства просто необходима, поэтому сооружению изгороди также следует уделить внимание. Для её возведения наиболее целесообразно использовать камень или бамбук.
    • Тсукубаи. Это традиционный элемент любого японского сада, который представляет собой каменную чашу высотой около 30 см, наполненную водой. Данный декоративный элемент устанавливают не обособленно, а рядом с группой камней и фонарём.
    • Фонари. Правильно расставленные садовые фонари привнесут особую нотку в японский сад, но лишь в том случае, если их стилистика будет правильно подобрана. Так, существует два вида каменных фонарей, которые можно использовать в данном случае, в частности, скрытые (икекоми), которые преимущественно размещаются возле тсукубаи, а также с квадратной или круглой крышей и матовым стеклом (якими).
    • Каменные башни. Интересный элемент декора, который представляет собой конструкцию с нечётным количеством ярусов прямоугольной, восьмиугольной или круглой формы. Каменные башни не являются обязательными в подобном саду, но их присутствие вполне уместно. Главное, чтобы данная конструкция не закрывала собой камни и не стала центральной фигурой, так как эта роль всё же отведена большим глыбам.

    Этапы создания японского сада камней на даче

    Прежде чем приступить к созданию сада камней, необходимо составить чертёж, в котором будет предусмотрена правильная расстановка каждого элемента. Для этого следует нарисовать семиугольную звезду со всеми пересечениями, выбрать точку созерцания и продумать расположение 15 камней на образованных линиях, таким образом, чтобы все 15 или 14 камней были видны с выбранного места.

    При этом камни могут иметь как одиночное размещение, так и составлять 5 групп. Если участок под сад небольших размеров, предпочтительней использовать 7 камней, так как их большее количество будет загромождать пространство.

    Совет. Для того, чтобы «отрепетировать» и посмотреть, как будет смотреться сад камней на вашем участке, можно сделать пробный мини-вариант, который потом будет использоваться как элемент дизайна помещения. Для него вам потребуется доска с прибитыми по периметру бортиками и выстеленной по центру тканью. На доску насыпается речной песок, разравниваемый маленькими граблями, выкладываются камни в соответствии с выбранной схемой: стихий или семиугольной. Для большей наглядности можно расположить на доске и модель вашего дома, а также другие элементы, включенные в ландшафтный дизайн.

    Для того, чтобы сад получился максимально реалистичным, рекомендуется обзавестись камнями вулканического происхождения, такими как гранит, туф, андезит и хлорит. При этом 3−4 из них должны быть более значительных размеров и привлекать к себе соответствующее внимание. Также вам потребуется галька, гравий или крупный речной песок, количество которого полностью зависит от размеров отведённой под сад площадки.

    Дабы ваш сад не беспокоили сорняки, подготовьте плёнку, которая будет препятствовать их росту. Сам участок должен быть хорошо освещённым и ограждённым непрозрачной изгородью. После проведения всех вышеперечисленных подготовительных работ можно приступать к воплощению в жизнь составленного ранее плана, для чего следует:

    • тщательно выровнять весь участок, убрать все сорняки и утрамбовать землю;
    • затем произвести разметку площадки и в каждом месте, где предусмотрено размещение камня, сделать небольшое углубление, соответствующее размерам каждого отдельного валуна;
    • данные углубления застелить плёнкой, дабы обезопасить камни от сорняков и уложить каждый камень в свою ячейку, при этом подсыпая под основание каждого из них гальку. Таким образом, должно создаваться ощущение, что присутствующие в саду камни являются лишь вершиной айсберга. Кстати, очень важно положить камень правильной стороной, поскольку жители страны восходящего солнца считают, что у камня есть своё лицо;
    • гальку равномерно рассыпать по всему периметру толстым слоем не менее чем в 7−8 см;
    • вообще настоящий каменный сад не предусматривает посадку каких-либо растений, но современный ландшафтный дизайн вполне допускает такую возможность. Главное — не переусердствовать и сохранить всю строгость форм, поэтому растения должны быть небольших размеров и приглушенных тонов. Высаживаются они аналогично, как при оформлении альпийских горок. Главный недостаток растительности в каменном саду — это то, что придётся более усердно бороться с сорняками, осуществлять постоянный полив и всё-таки отойти от оригинала садов, создаваемых при японских храмах;
    • в случае наличия декоративных элементов в виде фонариков, тсукубаи или каменной башни, расставляем по местам и их;
    • затем, вооружившись граблями, следует сделать на гальке разводы и блики, ассоциирующиеся с водной стихией. Так, вокруг камней рисуются круги, напоминающие реакцию воды вследствие упавшего в неё предмета, в нашем случае каменной глыбы. По направлению более длинной стороны сада рисуются прямые продольные линии. Такие рисунки при благоприятной погоде будут сохранять свой презентабельный вид в течение двух недель, поэтому их периодическое редактирование, а также опрыскивание водой является обязательным.

    В итоге получается очень красивая и целостная композиция, которая станет настоящим украшением любого дачного участка. Каменный сад создаёт какой-то новый и неизведанный мир, полный девственной чистоты и особой атмосферы, поэтому если вам необходимо место для уединения и очищения сознания от повседневной суеты, данное воплощение японской культуры станет идеальным решением вопроса об оформлении свободной приусадебной территории.

    Совет. Не стоит поддаваться моде и сооружать во дворе своего дома или дачи сад камней только для того, чтобы удивить соседей или друзей. Так же, как настоящее овладение искусством восточных единоборств невозможно без постижения самой сути учения, так и сад камней без действительного понимания его смысла быстро вам наскучит. Кроме того, в таком случае вы рискуете попасть в неудобное положение, если среди ваших знакомых окажется настоящий знаток японской тематики. Не забывайте и о правильном сочетании такого элемента ландшафтного дизайна с остальными его составляющими. Нелепо будет выглядеть фактически визитная карточка Страны восходящего солнца рядом с забором из штакетника или вблизи от помидорных грядок. Если так уж сильно хочется привнести в оформление участка декор из камней, может быть, стоит задуматься о сооружении альпийской горки или сухого ручья?

    Японский сад камней (35 фото): принцип выбора камней. Расстановка и создание узоров. Дорожки и декоративные элементы

    Япония имеет особые культурные традиции, которые так привлекают западного человека. Не является исключением область оформления ландшафтного дизайна, примером тому являются знаменитые каменные сады, которые многие стараются повторить на своих участках. В данной статье мы подробно рассмотрим, что же это такое, и как сделать японский сад камней своими руками.

    Сад камней в японском стиле

    Что такое сад камней

    Итак, каменный сад представляет собой особое сооружение в виде ровной площадки, которая засыпана песком, галькой или гравием. Основным элементом на такой площадке выступают, как не сложно догадаться, не растения, а камни. Это могут быть булыжники и валуны, которые на первый взгляд расположены хаотично.

    В действительности же вся эта каменная композиция подчиняется определенным законам и правилам. В основе концепции лежит дзен-буддизм, т.е. школа созерцания, в которой упор сделан на сосредоточение и даже медитацию.

    Как правило, в таких садах камни укладываются группами по три штуки, что является символом триады из буддийской философии. Кроме того, важным моментом такого ландшафта является выравнивание поверхности граблями, в результате чего образуются бороздки. Линии должны быть ровными и направленными вдоль длиной стороны площадки, при этом вокруг каждого камня должны быть круги, правда, в последнее время допускаются и некоторые отклонения от этих правил.

    Пример оформления японского сада

    Данное оформление символизирует волны моря, а камни среди них выступают островками. История появления таких садов связана с легендой об островах бессмертных, где населяющие их существа обладают вечной жизнью. Люди безрезультатно искали этот рай и со временем стали создавать подобия таких островов на своих участках.

    Изначально каменные сады располагались на небольших площадках среди пышной зелени, а затем стали занимать всю территорию сада. Следует отметить, что кроме простого расположения валунов, иногда из них выкладывают фигурки священных животных.

    Пример использования камней для сада

    Основные принципы создания японского сада

    В свое время камень являлся основным элементом композиции сада. Поэтому экземпляры для него отбирались особым образом. Монахи специально отправлялись на поиски валунов с необычной и красивой формой.

    Отобранный материал расставляли на подготовленных площадках особым образом, в соответствии с существовавшими тогда канонами и правилами. Некоторые камни подвергались специальной обработке, в результате чего превращались в статуи.

    Расстановка камней для японского сада – это искусство, однако, выглядеть композиция должна максимально естественно, подчиняясь законам природы. Конечно, в наше время японские каменные сады уже не имеют такого сакрального значения как раньше, но определенные принципы все же соблюдаются.

    Обратите внимание!
    Совершенно необязательно делать каменный сад абсолютно «сухим». Там могут быть и участки с растительностью или даже водоем.

    Японский сад на небольшой площадке

    Принцип выбора камней

    Все камни для сада выбираются не случайно. Крайне важно, чтобы сочетались следующие их характеристики:

    • Наклонные;
    • Плоские;
    • Округлые;
    • Ступенчатые;
    • Горизонтальные;
    • Вертикальные.
    • Красных;
    • Зеленых;
    • Фиолетовых;
    • Белых;
    • Черных;
    • Коричневых и пр.

    Кроме того, валуны могут быть матовыми или наоборот глянцевыми. Конечно, чтобы композиция смотрелась гармонично, цвета должны правильно сочетаться. Ведь в случае буйства красок, создать безмятежную и спокойную обстановку не получится.

    Совет!
    Желательно, чтобы сколы камней были не новыми, а прошли естественную обработку дождями, ветром и прочими природными явлениями.
    В таком случае они смотрятся более естественно.

    Пример эскиза сада камней

    Обустройство японского сада

    Чтобы сделать сад в японском стиле своими руками, не понадобятся большие площади и экзотические растения, кроме того, предъявляются минимальные требования и к почве, что является важным его достоинством.Если под такой сад будет отведена часть участка, лучше использовать для этих целей небольшой уголок, куда можно будет приходить, чтобы насладиться тишиной и покоем.

    Прежде чем приступить к работе над композицией, необходимо составить ее план с учетом всех правил и требований. Чаще всего для обустройства сада используют 15 камней, которые дополняет хвойное деревце и травяные, аккуратно подстриженные газоны.

    Кроме того, зачастую украшают площадку элементами в виде каменных мостов или скульптур для сада. Вокруг отведенного места необходимо оставить свободное пространство, благодаря которому сад камней будет выгодно выделяться на общем фоне. Что касается формы площадки, то наиболее предпочтительная квадратная или прямоугольная.

    Схема расположения камней

    Расстановка камней

    Начинать обустраивать японский сад своими руками нужно с подготовки места. Чтобы не пришлось постоянно бороться с сорняком, рекомендуется застелить площадку пленкой.

    После этого можно заниматься расстановкой камней. Существует несколько вариантов их размещения.Основное правило заключается в том, что связанные вершины камней должны образовывать треугольник. Самый простой вариант составления фигуры – из трех камней.

    Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила:

    • Все элементы должны выглядеть устойчивыми , т.е. не должно возникать ощущения, что один из камней вот-вот упадет. Поэтому нужно избегать наклонных установок. Большие булыжники рекомендуется вкапывать в землю.
    • Устанавливать камни следует в таком положении, в котором они находились в естественных условиях .
    • Если камень на одной из своих сторон имеет внешние дефекты, их следует замаскировать при помощи расположенного рядом кустарника или высаженной вокруг травы .
    • Вне зависимости от задумки, при составлении композиции нужно отталкиваться от центрального камня .
    • Композицию необходимо создавать из нечеткого количества валунов ;
    • На плоском рельефе камни можно заглублять меньше, чем на склонах ;
    • При установке группы элементов, все минералы должны быть разных размеров и форм .
    • Горизонтальных камней должно быть больше, чем горизонтальных , так как в ландшафте вертикальных элементов и так достаточно.
    • Не стоит устанавливать минералы, которые относятся к разным природным зонам, к примеру, лучше использовать только морские камня или только горные .
    • Не стоит размещать сад поблизости с постройками .
    • Элементы нельзя устанавливать в одной вертикальной плоскости .

    Совет!
    Если нет возможности добыть подходящие природные камни, их можно купить.
    Цена материала в таком случае будет зависеть от породы камня.

    После того, как камни будут расставлены, следует уделить внимание покрытию, которое так же является важной составляющей японского сада.

    Узоры покрытия японского сада

    Создание узоров

    Как уже было сказано выше, в качестве покрытия для японского сада, можно использовать песок или гальку. Важным моментом являются узоры, выполненные на таком покрытии. Они могут быть самыми разными, однако, следует иметь в виду, что каждый узор имеет свое значение:

    Прямые линии Символизируют спокойную воду
    Криволинейные узоры Символизируют бурные потоки воды
    Окружность Символизируют набегающие на берег волны

    Выполнение узоров граблями

    Узоры наносятся при помощи специальных инструментов – граблей со специальными насадками, в которых зубья имеют разную форму и ширину. Инструкция по работе с этим инструментом предельно простая. Самое главное – гармонично вписывать направление узоров в общий вид композиции.

    Если нужно создать глубину и перспективу площадки, то следует начертить прямые линии. Специалисты рекомендуют заранее изобразить на плане узоры, чтобы иметь представление общего вида, и только после этого наносить их на покрытии сада.

    На фото — дорожка в садку камней

    Дорожки

    Еще одним важным элементом, который необходимо создать в обязательном порядке, являются дорожки.

    Для их устройства можно использовать разные материалы:

    • Доски;
    • Плоские камни;
    • Кирпичи;
    • Бетонные плиткии пр.

    Не имеет особого значения, из какого материала выполнена дачная дорожка. Важно лишь присутствие особого декоративного узора. Материал укладывается не сплошным массивом, чтобы между ним оставались швы.

    Если для укладки тропинок используется материал разной формы, то желательно избегать одинаковых швов. Кроме того, четыре линии не должны соединяться в одной точке.

    Пример украшения японского сада малыми архитектурными формами

    Декоративные элементы

    Как правило, сад дополнительно украшают различными каменными фигурками, фонариками и, как уже было сказано выше – мостами. Следует отметить, что малые архитектурные формы могут придать композиции завершенность, а также служить акцентом.

    К примеру, мостик может соединить два берега красивого пруда или служить естественным продолжением дорожки. По периметру площадки могут расположиться симпатичные фонарики, подходящие по стилю.Вот, собственно, и все основные моменты обустройства японского сада.

    Вывод

    Японский сад камней может стать оригинальным украшением садового или дачного участка. Как мы выяснили, создать его самостоятельно совершенно не сложно. Однако, необходимо в строгости соблюдать основные правила для достижения максимально аутентичного вида композиции.Из видео в этой статье можно получить дополнительную информацию по данной теме.

    Сад камней в интерьере — особенности создания и выбор растений

    Стремление к необычным решениям в оформлении комнат отражается в последние годы и на озеленении офисов, и обычных жилых пространств. Коллекции растений в отдельных горшочках не только активно перебираются с подоконников в интерьеры, но и потихоньку вытесняются их альтернативными решениями. Не требующие кропотливого ухода флорариумы пустынного типа, роскошные цветочные витрины, палюдариумы и инсталляции на корягах, мини-оранжереи – все это становится популярным. При этом сегодня все чаще обращают внимание и на некогда эксклюзивный предмет роскоши – комнатные каменистые садики, альпинарии и рокарии.

    Сад камней в интерьере — особенности создания и выбор растений. © Dot & Bo

    Комнатный формат для каменистых садов

    Альпийские горки комнатного формата — один из видов декоративных композиций в озеленении, в которых камни и растения выступают в своем единстве. В отличие от садовых альпинариев и рокариев, комнатные не настолько близки к подражанию дикой природе, хотя вдохновение при их создании черпают все же именно в горных пейзажах.

    Это максимально эстетичные, оригинальные и броские композиции, которые выступают в роли совсем не обычного украшения помещения. Их часто называют альтернативой каминам, но такое утверждение ошибочно: альпинарии – это один из вариантов организации озеленения, создающий эффект общения с живой природой и зимнего сада, но сохраняющий стиль высоко декоративных и художественных решений.

    Комнатные альпинарии – это альтернатива зимним садам, совмещенным с жилой комнатой, уголок природы в формате каменистого сада, который напоминает и по атмосфере, и по общему эффекту садовые рокарии.

    Комнатный альпинарий может быть разным с точки зрения и размеров, и места в интерьере. Небольшой мобильный рокарий или композиция в переносном контейнере и цветочнице, заменяющие разделители и перегородки объекты или альпинарии, которые могут занимать значительную часть стен – вариантов очень много. Все зависит от места, которое хотят под них выделить.

    Альпинарий может стать альтернативой более привычным решениям при обустройстве не функциональных стен или углов, а может стать и центром всеобщего внимания, местом для релаксации и главным украшением помещения. Единственное, в чем точно не стоит сомневаться — этот вариант озеленения подходит тем, кто любит камень, хочет привнести его в свой дом как можно в большем количестве, а также поклонникам каменистых садов, которые даже в интерьере хотят любоваться их красотой.

    Комнатный альпинарий может быть разным с точки зрения и размеров, и места в интерьере. © Damasseter

    Виды комнатных альпинариев

    Мини-альпинарий, или переносная каменная горка

    Такие альпинарии и рокарии создают в контейнерах – крупных, декоративных цветочницах или широких и плоских горшках, в специальных каменных вазонах, в большом количестве представленных в садовых центрах. Их диаметр позволяет расположить несколько видов растений и сделать поверхность рокария с несколькими уровнями высоты.

    Фактически, это флорариум большого размера с большей точностью подражающий природе, в котором в декоративный грунт заглублены сосуды с миниатюрными растениями или в обычную почву для суккулентов высажены культуры с альпийской внешностью, с декоративным каменным покрытием в виде мульчи и несколькими камнями для подчеркивания характера композиции.

    В создании такого альпинария отталкиваются от растений – вначале размещают крупные, высокие виды, затем — почвопокровники, а потом уже располагают камни от крупных к мелким, создавая естественное подражание горным рельефам.

    Стационарный альпинарий на каркасе или полная имитация горки на изоляционной основе

    Такие композиции часто сооружают в углах, создавая из бетона, гипса, кирпича, пенополистирола или изоляционной пены основу «горки» с отверстиями для посадки растений, которую затем обклеивают декоративным камнем, создавая имитацию скальных пород.

    Такие альпинарии можно совмещать с мини-водоемами, комнатными фонтанами, «играть» с декоративной подсветкой. Главная задача — покрыть пол и стены защитным покрытием, способным выдержать и повышенную влажность, и вес материалов, смоделировать из выбранных материалов или подручных средств рельеф и покрыть его камнями и галькой для имитации горных пород. Для растений оставляют ниши, в которые затем они будут высажены или выставлены в горшочках.

    Стационарные каменные сады в комнатах требуют установки силами профессионалов. © remontyes

    Каменная стена

    Вид комнатных альпийских горок с имитирующей скалы конструкцией у основания, перетекающей в мощенную камнем стену или часть стены со специальными креплениями для растений. Каменные стены озеленяют при помощи не только условно альпийских растений, но и лиан. Использование настенного камня (искусственного или натурального) позволяет поднять альпинарий на новые высоты и создать целый уголок каменных джунглей.

    Стеллаж для альпийских растений

    Креплённая конструкция с полками достаточной ширины для установки контейнеров или со специальными конструкциями-поддонами для заполнения гравием, каменной крошкой, песком, декоративным грунтом; в него выставляют горшки с растениями.

    Комнатный парник, приподнятая «грядка» или «песочница»

    Крупный напольный контейнер, чаще всего стационарный, заполненный песком или гравием, в который выставляют горшки с растениями (с дополнительным декором). Фактически, такой альпинарий – аналог декоративным цветочницам. В ящик или контейнер выставляют растения, тщательно выбирая материалы для заполнения пространства между ними.

    Цветочная витрина или «комната в комнате»

    Рокарий в виде стеклянного аквариума или бокса, в котором камни сочетают с влаголюбивыми растениями с тропическим характером, создавая своеобразный закрытый объект с повышенной влажностью. Часто сооружают как альтернативу аквариумам с имитацией горной природы и полностью искусственным освещением внутри комнат без окон.

    Мини-альпинарии и рокарии создают в контейнерах – крупных, декоративных цветочницах или широких и плоских горшках, в специальных каменных вазонах. © TAPS Yearbook

    Разработка проекта и его монтаж

    Для сооружения комнатных альпинариев непереносного характера лучше обратиться к специалистам или тщательно изучить все вопросы, связанные с созданием массивных каменных конструкций, изоляцией и защитой напольных и настенных покрытий. Кроме выбора камня разных фракций и пород, для создания имитации скальных пейзажей понадобятся и изоляционные материалы, и строительные клеи с монтажными средствами, и основа-поддон, крепежи, емкости для растений, наполнители, декоративные краски и средства для дополнительного маскирования. Чем сложнее сам альпинарий, тем лучше нужно продумать всю систему.

    Установка светильников, подсветки, введение водоема и фонтана требует тщательно продуманной изоляции и соблюдения мер техники безопасности. Изоляция по всей площади альпинария, защищающая покрытие пола, качественные водо-и износостойкие материалы, защитные покрытия для предупреждения повреждения под весом камня – вопросы, которые лучше доверить специалистам хотя бы на стадии разработки проекта.

    Переносной каменный сад легко организовать своими руками. © Habermir

    Условия и уход за растениями в комнатном альпинарии

    Растения чаще всего высаживают не в саму конструкцию, а в небольшие горшочки, которые выставляют в подготовленные ниши или прикапывают в каменистом грунте. Крупные растения выставляют в горшках покрупнее, подбирая емкости или декорируя их дополнительно так, чтобы они вписались в общий облик композиции. Для «альпийских» растений предпочтительны натуральные глиняные емкости. На дно емкостей обязательно закладывают слой дренажа высотой не менее 1/3 горшка.

    С практической точки зрения есть только два ключевых условия для выращивания растений, о которых нужно позаботиться при создании комнатного каменистого сада:

    1. Яркое освещение. Растениям комнатного альпинария и рокария нужен максимально яркий свет. Если композиции сооружают как декоративное украшение интерьера, то, кроме собственно эстетических параметров и подбора основы, придется позаботиться о создании системы досветки, которая будет равна обычному солнечному подоконнику. Дополнительная досветка зимой обязательна для всех альпинариев комнатного формата, которые нельзя переместить в более освещенное место.
    2. Доступ воздуха. Застой воздуха, отсутствие вентиляции погубит культуры в каменистых садиках. Терпимость к сквознякам стоит учитывать для каждого конкретного вида. Но регулярное проветривание или дополнительная вентиляция — обязательные параметры.

    Субстрат для растений в комнатной каменистой горке выбирают из числа легких, рыхлых и воздухопроницаемых землесмесей. Специальная почва для суккулентов или универсальный субстрат с дополнительными разрыхляющими добавками — лучший выбор. При наличии достаточных ресурсов и компонентов, можно составить специальную землесмесь из дерновой почвы, торфа, песка, мелкой каменной крошки и компоста или перегноя в равных частях. Реакция почвы, как и ее состав, при выращивании в горшочках, а не посадке в общий контейнер, подбирается по индивидуальным требованиям конкретного вида растений.

    Растения в мини-альпинариях выращивают без ежегодной пересадки. Смену емкостей проводят только тогда, когда растения полностью освоят отведенное им пространство. При явной необходимости в омоложении и заполнении земляного кома корнями ежегодно обязательно заменяют верхний слой почвы на плодородный и качественный субстрат. Проводят замену верхнего слоя грунта ранней весной.

    При необходимости пересадки для растений в комнатном альпинарии обязательно проводят разделение: чаще всего увеличивать диаметр горшков нет возможности, поэтому только уменьшение объема самих растений и смена субстрата позволяют сохранять композиции привлекательными.

    Декоративное мульчирование — обязательный элемент даже для растений в отдельных горшочках. Поверхность почвы перекрывают каменной крошкой, галькой, крупным песком, которые позволяют растениям «слиться» с остальными каменными элементами композиции. Мульчу аккуратно снимают при замене верхнего слоя почвы и пересадке.

    Для устройства комнатных альпинариев и рокариев часто выбирают обычные комнатные растения. © ImGrid

    Растения для комнатных альпийских горок

    Для устройства комнатных альпинариев и рокариев часто выбирают обычные комнатные растения. Но в таком случае каменный антураж — всего лишь декор для обычной коллекции. Чтобы создать истинную альпийскую горку комнатного формата, нужно позаботиться о более тщательном выборе видов растений.

    Для каменистых садиков используют особенные, выносливые, перебравшиеся в горшки растения, которые выглядят как альпийские и горные, соответствующие идее оформления. Условно такими можно считать все некрупные, выносливые культуры, в природе предпочитающие расти на скалах, в том числе и в экстремальных условиях горной среды.

    В комнатных каменистых садах отлично смотрятся:

    • суккуленты;
    • злаки;
    • луковичные растения;
    • бонсай, карликовые хвойные комнатные и кустарники;
    • раннецветущие садовые многолетники, совмещающие статус комнатного и садового растений.

    Любые комнатные суккуленты — от «живых камней» до толстянок и кактусов, чувствуют себя в таких композициях отлично. Хавортии, фаукарии, камнеломки, эхеверии, седумы, алоэ, литопсы – вот лишь несколько видов, при помощи которых создают комнатные рокарии.

    Не потеряются здесь и сансевиерии, из крупных комнатных звезд отлично впишутся в оформление каменных садиков плющи, драцены, кротоны. В комнатных рокариях очаровательно смотрятся рео и шеффлеры, арека, эониум, фатсия, бегонии, адиантумы, компактные сорта диффенбахии, питтоспорум, нефролепсис, цикас, фикусы, пеларгонии, трахикарпусы, геснерия, бальзамины, аир.

    Мох – один из главных инструментов декорирования в комнатном альпинарии и отличное средство создать естественные переходы и «поиграть» с состариванием. Мох можно приобрести в любом магазине для аквариумистов, постепенно, благодаря опрыскиванию, покрывая им желаемые поверхности.

    Комнатный альпинарий можно использовать как поле для экспериментов с теми растениями, которые в саду нуждаются в сооружении специальных укрытий на период летнего покоя или обладают низкой зимостойкостью. Если альпинарий не миниатюрный и при его создании позаботились об освещении и других «тепличных» нюансах, то в них можно высаживать многие культуры из числа редких и ценных коллекционных экземпляров.

    В комнатные альпинарии из числа садовых растений вводят цикламены, нарциссы, ветреницы, вероники, гвоздики, лапчатку, молодило, мускари, бессмертники, кассиопеи, незабудки, смолевки, тюльпаны, очитки, морисию, ковровые флоксы, крокусы, сольданеллы, родогипоксисы, рябчики, рамонды, пролески, дионемы, цианантусы, льюисии.

    Камнеломки выбирают из числа комнатных видов, но при создании крупных композиций можно попробовать посадить и подушечные садовые экземпляры. Прекрасны в комнатных альпинариях примулы.

    У альпийских растений и главных звезд комнатных альпинариев есть немало недостатков. Почти всегда эти культуры – растения, проходящие полный период покоя и теряющие декоративность на зиму. Подбирая в равном количестве травянистые луковичные и сезонные растения с суккулентами и подлинно комнатными культурами, которые даже зимой выглядят привлекательно, компенсируют отмирание надземных частей луковичных и сбрасывание листьев некоторых травянистых звезд.