Уход за лошадью – это не только правильный рацион кормления и комфортные условия содержания, но и грамотно подобранная сбруя. Важной частью таких аксессуаров является хомут. Его используют для соединения сельхозтехники или повозки с конем. Для изготовления хомута применяют изогнутые бруски и кожу. Форма конструкции дает возможность надежно зафиксировать сбрую с учетом анатомических особенностей лошади. Это обеспечивает оптимальную передачу силы на тягловое усилие.

Хомут для лошади

Изобретение хомута стало своего рода революцией для гужевого транспорта. Простая и практичная конструкция позволила существенно повысить эффективность грузоперевозок. Теперь лошадей можно было использовать не только для перевозки людей, но и серьезных грузов.

Изобретение хомута позволило использовать лошадей для перевозки грузов

История конской сбруи

Лошадь приручили очень давно: более семи тысяч лет тому назад. Долгое время она использовалась только для верховой езды, пока во втором тысячелетии до нашей эры не придумали первый хомут в виде кожаного ошейника, туго обхватывающего конскую шею. Подтверждением подобных приспособлений служат находки:

  • у халдейских племен, обитавших в Месопотамии;
  • на острове Крит, где остались следы минойской цивилизации;
  • в ассирийском царстве, где сегодня расположен современный Ирак;
  • в древнем Китае.

Примерное строение первого хомута из кожи для лошади

Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающей конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, поэтому долгое время к самой тяжелой работе привлекали волов.

Хомут с двойными лентами, охватывающими грудь и ноги лошади

Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.

В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Найденные рисунки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эры. Древний хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его используют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали коней, на юге все еще использовали волов.

Хомут в виде дуги с подкладом

В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, так как теперь ресурсы коня можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность коня в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошади с хомутом перевозили на 50% больше. Прежде всего, из-за большей скорости (по сравнению с волом).

Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов

В 1910 году де Нёттес провел во Франции эксперимент, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадок с ошейниками сдвигала груз в пределах полутонны, а те же кони с хомутом – в три раза больше! Опыт доказывает, что хомут – важная деталь упряжки, помогающая равномерно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет задействовать заднюю часть туловища и все ноги, чтобы толкать груз. Он смягчает давление, характерное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.

Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей

Конная упряжь

В комплект входят хомут, сбруя, седло. Все аксессуары подбирают строго персонально, с учетом особенностей телосложения животного. На сбруе никогда не экономили, изготавливали ее на заказ, подгоняя потом на своем питомце. Сегодня коневоды приобретают упряжь, как правило, на рынке или в специальных интернет-магазинах.

Полный комплект включает уздечку, дугу, подбрюшник, хомут, вожжи, шлею. Как бюджетный вариант можно приобрести и готовую упряжку, но это не означает, что все ее компоненты обязательно подойдут коню по размеру. Поэтому специалисты рекомендуют покупать все аксессуары отдельно.

    Хомут. Важная деталь упряжки – это хомут, передающий силу тяги на телегу или орудие труда. Надевают его так, чтобы он не болтался и не передавливал горло. Любой дискомфорт приводит к ухудшению работоспособности и здоровья коня.

Чересседельник и подбрюшник

Строение хомута

В стандартный вариант входят:

  • подкладка;
  • клещи;
  • хомутина.

Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.

Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.

Материалом для клещей может служить клен или береза. Волокна должны располагаться по их длине . Сегодня в продаже бывают фанерные клещи. Такой бюджетный вариант не любит сырость, поэтому его надо защищать от влаги.

Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.

В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.

На фото клещи оббиты хомутиной из войлока

Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.

Видео — Как запрячь лошадь

Раздвижная модель

Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность, хомут надо подбирать точно по габаритам коня, чтобы давление на корпус распределялось равномерно. Нормальный хомут должен опираться на участок между шеей и холкой, боковые ответвления должны охватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шеи. Добиться идеальной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.

Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов

Используют несколько типов таких моделей, но принципиальное устройство у них одинаково. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из двух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтобы приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При небольшом усовершенствовании применяют и хомут с оглоблями или с постромочной упряжью.

Виды сбруи

От вида сбруи зависит ее комплектация, важно, чтобы она была качественной и соответствовала индивидуальным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, комплект должен быть не тяжелым и ремонтопригодным. В зависимости от назначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ используют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадей в них может быть разным.

Одноконный тип

Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Комплект рассчитан на одну лошадь. Первый вариант предполагает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя принимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое название такого типа упряжи – оглобельно-постромочное. Здесь часто применяются короткие оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.

Постромочно-дышловой вид

Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, особенно поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Часто при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом кони получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на коня седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошади заметно усилится.

Постромочная разновидность

Конструкция совсем простая, но не всегда удобная, так как при быстрой езде повозку можно не удержать. Тягу в такой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют комплект тормозами, чтобы не травмировать лошадь.

Тачаночный тип

Этот вариант был распространен до начала двадцатого века. Четверку коней и тачанку сейчас можно встретить разве что на съемках исторических фильмов. В комплект упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадей запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.

Комбинированная упряжь

Этот вид относят к типично европейским, запрягают 6-8 лошадей. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Важно, чтобы скакуны соответствовали друг другу по росту и силе. Коренников подбирают высоких и крепких, чтобы могли сдерживать экипаж. Вместе с ними постромками запрягают пристяжных лошадей, которые контролируют повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных коней. Они также определяют направление передвижения, поэтому их запрягают постромками.

ЦУГ – изобретение с немецкими корнями. Используют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сегодня такой вариант – редкость, лошади в нем стоят парами или идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары используют дышло, к которому припрягают одну или несколько пар коренников. Остальные лошади в упряжи – выносные.

Видео — Европейская упряжь

Рекомендации по выбору хомута для лошади

Шея каждого животного имеет свою характерную форму. Если надеть на лошадь плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете потеряет здоровье и работоспособность. Обыкновенный хомут состоит из двух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.

Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута

Приобретая хомут, обращайте внимание, чтобы он не лежал на плечах, а плотно облегал шею коня. Длинный и широкий хомут заходит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу передних ног. Короткий хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узкий – ухудшает кровообращение.

Хомут должен плотно прилегать к шее лошади

Степень облегания контролируют:

  • по бокам: на мускулатуре передней оси лопатки;
  • вверху: на гребне шеи, на чале холки;
  • в нижней части: у основания шеи;
  • в нижней части лопатки: на плечелопаточных сочленениях.

Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтобы найти свой вариант, надо правильно измерить параметры туловища:

    ширину шеи измеряют у основания специальным приспособлением: циркулем Вилькенса. Но при желании подобное устройство можно соорудить и самостоятельно. Для этого надо скрепить 3 планки в виде буквы «П», на перекладине надо нанести измерительную шкалу. Одна ножка должна передвигаться;

При выборе хомута обращайте внимание, чтобы нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, иначе на шее могут быть повреждения. Хомут, предназначенный для быстрой езды с незначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значительной, – до 8-10 кг. Хомут, который используют для эксплуатации вместе с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и небольших размеров. Вместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными или кожаными мочками.

Хомут нужно выбирать, исходя из целей использования лошади

Чтобы определиться с номером хомута для своей лошади, сравните данные измерений с результатами в таблице.

Размер, № 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Длина, см 440 460 485 510 535 555 585 610 640 670 710 740
Ширина, см 210 230 240 250 260 270 280 310 340 360 380 400

В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.

Видео — Русская упряжь

В продаже бывают и роскошные хомуты, с натуральной кожей, украшенные бахромой и росписью, даже парадные выездные хомуты для пони. Стоимость таких шедевров может доходить до 8 -10 тысяч рублей. Словом, купить хомут для лошади можно с любым бюджетом, главное, чтобы он был удобен и эргономичен для коня.

Расписной хомут с дугой

Сейчас средняя цена нового, только что произведенного хомута для лошади составляет около 100 долларов. Стоимость его в основном зависит от материала, из которого изготовлен гуж: петля в хомуте, которая с помощью дуги прикрепляет оглобли к упряжи. Экземпляры с гужем из сыромятной кожи стоят дороже: около 3400 рублей, с капроновыми гужами — около 2600. Ассортимент хомутов в интернет-магазинах включает несколько десятков наименований продукции.

Изобретенный более 7 тысяч лет тому назад, хомут не потерял своей актуальности и в двадцать первом веке: его легко можно найти на виртуальных прилавках интернет-магазинов, увидеть на фермерском подворье или в парке, в праздничных санях.

Древнее изобретение используется и в наше время, например в праздничных санях

Где в России туристы могут погонять на собачьих упряжках

Сегодня все большую популярность обретает такой вид зимнего развлечения, как катание на собачьих упряжках. А для кого-то увлечение превращается в вид спорта. В разных регионах России открываются центры по организации соревнований в гонках на собачьих упряжках. Там предлагают и различные программы для развлечения туристов. Ведь научить бегать в упряжке можно практически любую собаку, в том числе и дворняжку крупной породы.

Но больше всего для этого подходят хаски и аляскинские маламуты. Именно эти породы служат жителям Крайнего Севера, где условия жизни очень тяжелые. Но собаки эти очень выносливые и сильные. Жители некоторых городов даже не подозревают, что для катания на собачьих упряжках даже выезжать никуда не нужно. Совсем рядом организованы питомники для разведения ездовых собак.

  1. Оренбург
  2. Москва и Московская область
  3. Карелия
  4. Где посмотреть соревнования по гонкам на собачьих упряжках

Оренбург

В питомнике «Оренбургские хаски» стоимость катания на упряжках стоит от 300 до 500 рублей.собаки здесь элитные, участники федеральных соревнований «Волга-Квест». Здесь можно даже приобрести упряжку из 4-х или 6-ти собак, а также получить услугу содержания своей упряжки. Оно, конечно, платное. Но катание на собственных собаках уже будет бесплатным и в любое время.

Москва и Московская область

«Хаски парк» расположен в селе Покровское Раменского района. Здесь воссоздана экспозиция быта северных народов, сотрудники в одеждах из шкур встречают гостей игрой на народных инструментах. Создается полное впечатление, что ты находишься на Крайнем Севере, а не в Подмосковье. Для всех желающих устраивают экскурсию по искусственному поселению с рассказом о суровых северных буднях. Конечно, и на упряжках с хаски покатают, и покормить их разрешат под присмотром сотрудников. Удовольствие не из дешевых: 2400 рублей для взрослого и 1200 для ребенка только за посещение, плюс 1000 рублей за катание. В Москве в парке Царицыно также организованы катания на собачьих упряжках. Катают даже малышей, разумеется, с родителями. Стоимость, соответственно, 300 и 600 рублей. Покататься можно также в парке «Сказка» на западе Москвы.

Карелия

В Карелии собачьих питомников, организующих катания на упряжках немало. Край этот северный, для местных жителей такой способ передвижения знаком. Туристам лучше отправиться в один из питомников. Запишитесь заранее на катание, так как бывает наплыв желающих, особенно в выходные и праздничные дни. В поселке Матросы расположена компания «Скифы-тур», одна из первых, организовавших катание на собачьих упряжках. Кроме хаски и маламутов здесь запрягают самоедских собак, а также чукотских и таймырских ездовых. На собаках этого питомника совершил экспедицию на Северный полюс Федор Конюхов. В 90 км от Петрозаводска в поселке Кудама также содержат ездовых собак. Здесь не только катают на собаках, но и учат ставить их в упряжку. В питомнике «Aho» в поселке Чална и покатают, и дадут отведать традиционные карельские блюда.

Где посмотреть соревнования по гонкам на собачьих упряжках

  1. Гонка «По следам желтых листьев» проходит в октябре в карьере «Волкуша» Московской области.
  2. В Костромской области проводят гонки «Серебряная ладья» в декабре в поселке Никольское.
  3. В январе в Карелии проходят профессиональные соревнования «По земле «Сампо».
  4. На Камчатке проходит гонка «Берингия», которая проходит путь длиной в 1100 км.
  5. В Татарстане стартует гонка «Волга Квест», которая длится и по Ульяновской и Самарской областям.

Разумеется, можно покататься на собачьих упряжках и на Крайнем Севере, если хватит решимости отправиться в край льда и снега.

Каникросс: что это такое, экипировка, особенности, видеоуроки

Что такое каникросс и как он появился

Каникросс — беговая дисциплина ездового спорта на собаках. Представляет собой бег в связке с собакой. Каникросс входит в число бесснежных дисциплин ездового спорта (драйлэнд). Соревнования проводятся на грунтовой трассе, обычно в лесу, в весенне-осенний период.

Ездовой спорт с собаками существует в северных европейских странах уже много веков. В XX веке появился скиджоринг — вид спорта, где спортсмен едет на лыжах вместе с одной или несколькими собаками. В бесснежный период спортсмены бегали вместе с собакой. Постепенно такие тренировки оформились в отдельную дисциплину — каникросс.

В 1992 году была создана Международная федерация ездового спорта, определяющая правила всех видов ездового спорта, в том числе каникросса. Первые официальные соревнования по каникроссу были проведены в Великобритании в 2000 году. С тех пор каникросс набирает популярность и активно развивается.

Дисциплины и дистанции

Соревнования по каникроссу проводятся на пересеченной местности или по грунту. На закрытых трассах и асфальте гонки не проводятся. Средняя длина дистанции на соревнованиях по каникроссу — 5 км, однако она может варьироваться от 1 до 8 км в зависимости от возраста спортсменов.

Проводятся и многодневные соревнования, где длина дистанции может достигать 60 км. Самое известное и сложное из них — гонка «Trophée Des Montagnes», которая состоит из 5 этапов, 10 дистанций и в общей сложности 60 км трассы. Гонка проводится на альпийских тропах Франции.

Старт на соревнованиях по каникроссу может быть организован несколькими способами:

  • раздельный старт по жеребьевке;
  • эстафета (дистанция разбита на этапы, каждый участник проходит один этап гонки);
  • масс-старт (команды выстраиваются в одну линию и стартуют одновременно по сигналу);
  • интервальный старт (обычно интервал между командами 30-60 секунд);
  • парный старт (команды стартуют парами через интервал).

По правилам международной федерации ездового спорта гонки в упряжках делятся на несколько видов.

Гонки по снегу

  • Нарта — собачья упряжка из 4-8 собак тянет нарты (узкие длинные сани), в которых сидит человек.
  • Скипуллинг (пулка) — собачья упряжка из 1-4 собак тянет пулку (маленькие сани), которая соединена тросом с лыжником.
  • Скиджоринг — лыжник, соединённый с одной или двумя собаками, передвигается по дистанции свободным стилем.
  • Комбинированная гонка — лыжная дисциплина, которая объединяет скипуллинг и скиджоринг. Каждый спортсмен с одной и той же собакой стартует в пулке и на лыжах.

Бесснежные гонки (драйлэнд)

  • Картинг — собачья упряжка тянет карт (специальную тележку), в которой лежит груз или сидит человек.
  • Байк-джоринг — одна или две собаки бегут впереди велосипедиста, упряжка соединена с велосипедом.
  • Дог-скутеринг — собака тянет за собой спортсмена на скутере (специальном самокате для передвижения по пересечённой местности).
  • Каникросс — собака соединена шнуром со спортсменом, оба передвигаются бегом, собака впереди человека.

Среди видов ездового спорта каникросс — единственная дисциплина, где спортсмен не использует никакие дополнительные средства передвижения. Человек бежит, а собака придает ему ускорение.

Лучшие породы собак для каникросса

По правилам международной федерации ездового спорта, участвовать могут собаки всех пород. Спортсмены с мелкими собаками практически не имеют шансов на высокие результаты.

Вот список перспективных пород собак для каникросса (составлен runnersworld.com), которые помогут показать высокие результаты в каникроссе:

  • Веймаранер
  • Немецкая короткошёрстная легавая (курцхаар)
  • Венгерская выжла
  • Парсон-рассел терьер
  • Грейхаунд
  • Питбуль
  • Английский сеттер
  • Лабрадор-ретривер
  • Золотистый ретривер
  • Далматин
  • Родезийский риджбек
  • Фокс-терьер
  • Аляскинский маламут
  • Австралийская овчарка
  • Немецкая овчарка
  • Бельгийская овчарка
  • Ризеншнауцер
  • Бордер-колли
  • Швейцарский зенненхунд
  • Сибирский хаски
  • Фараонова собака
  • Португальская водяная собака
  • Леопардовая собака Катахулы

К списку можно добавить пуделя, добермана, бигля, разнообразных гончих, джек-рассел терьера, боксёра.

По мнению кинологов, лучше всего для каникросса подойдет собака средних размеров, высотой 30-35 см в холке. Однако в списке есть и высокие, и низкие породы, которые хороши на разных дистанциях. Например, питбуль справится с коротким и быстрым забегом, а гончие способны преодолевать длинные расстояния.

К соревнованиям по каникроссу допускаются животные старше 12 месяцев и не имеющие противопоказаний к гонкам (беременные и кормящие суки в соревнованиях не участвуют). Кроме того, они должны быть привиты в течение 12 месяцев, предшествующих гонке, а также пройти дегельминтизацию не ранее, чем за 3 месяца до гонки.

Экипировка и снаряжение для каникросса

Экипировка спортсмена

Экипировка для каникросса не отличается от экипировки трейлраннера. Единственное ограничение: запрещена обувь с металлическими шипами, выступающими за протектор подошвы более, чем на 1 мм. Так организаторы заботятся о безопасности собаки.

Часть амуниции спортсмена — набедренный пояс, к которому карабином крепится шнур (потяг). Пояс защищает позвоночник от травмирования и снижает риск падения при резких рывках собаки. Он должен быть мягким, а его ширина должна быть 7-10 см.

Экипировка собаки

На собаку надевается ездовая шлейка. Правильно подобранная шлейка не сковывает движения собаки и позволяет ей мощно тянуть спортсмена.

Потяг — это легкий гибкий шнур с амортизацией, длиной 2-3 метра, соединяющий шлейку с поясом. На соревнованиях запрещено использовать цепи и металлические тросы, поводки, намордники и ошейники. Нельзя погонять собаку с помощью кнута, плётки или палки — только голосовыми командами и собственным ускорением.

Как разбегать собаку для каникросса

Прежде чем участвовать в соревнованиях, нужно наладить взаимопонимание между собакой и хозяином. Поэтому участвовать в соревнованиях лучше со своей собакой, а не брать у друзей или родственников.

Чтобы подвестись к старту, нужно разбегать собаку и привести ее в хорошую физическую форму. Ваша задача не только отработать команды, но и научиться бегать с собакой в связке: чувствовать её движения, координировать их, задавать нужный темп. Вот основные рекомендации для тренировок с собакой:

  • Перед началом тренировки прогуляйтесь с собакой в умеренном темпе.
  • Начинайте с коротких дистанций легким бегом. Для начала 1 км будет достаточно. Увеличивайте дистанцию и скорость постепенно.
  • Тренируйтесь 3-4 раза в неделю. Достаточно отдыхайте.
  • Чтобы собаку ничего не отвлекало, тренируйтесь в уединенном месте. Затем переходите к тренировкам среди других собак и людей (в том числе каникроссеров). Следите, чтобы внимание собаки было сконцентрировано на дистанции и на ваших командах.
  • Не кормите собаку во время тренировки (на соревнованиях во время забега кормление запрещено). А вот после обязательно наградите её лакомством. Берите с собой на тренировку достаточно воды для себя и собаки.
  • Произносите команды чётко и громко. Собака должна понимать команды движений («вперёд», «влево», «вправо», «стоп», «стоять») и игнорирования объектов («мимо»).
  • Регулируйте скорость собаки своим телом: для ускорения — ускорьтесь сами, а для снижения темпа — немного откиньтесь назад и натяните потяг.
  • Если собака устала и отказывается бежать дальше, не принуждайте её.

Ниже перечислены общие рекомендации для занятий каникроссом. Они помогут тренироваться в удовольствие и не навредить собаке:

  • Выбирайте дистанцию в зависимости от породы.
  • Тренировать собаку можно с 10 месяцев.
  • Покажите собаку ветеринару. У неё не должно быть проблем с опорно-двигательным аппаратом, эпилепсии и других болезней, при которых каникросс противопоказан.
  • Корректируйте питание собаки в зависимости от нагрузок (посоветуйтесь с ветеринаром).
  • Следите за состоянием собаки: осматривайте её до и после забега, регулярно посещайте ветеринара.
  • Разграничьте экипировку для прогулки и для тренировки: ошейник и поводок для прогулки, а шлейка и потяг для тренировки.
  • В жаркие дни выходите на тренировку рано утром или вечером, тренируйтесь в тени.

Известные соревнования

Ежегодно в России и в мире проводится множество профессиональных соревнований по ездовому спорту — Чемпионаты, Кубки, Первенства. Помимо мероприятий европейского и мирового масштаба любители каникросса и ездового спорта организуют кинологические лагеря, дог треккинг квесты, ночные соревнования в лесу и другие спортивные мероприятия.

Крупные забеги для профессионалов и любителей проводятся в живописных местах по всему миру.

Trophée Des Montagnes (Франция)

Уже упомянутая гонка «Trophée Des Montagnes» считается самой сложной. Её участники должны быть хорошо подготовлены, чтобы преодолевать горные тропы. За несколько дней участники пробегают 60 км трассы, затрагивая маршрут знаменитой велогонки «Тур де Франс».

Volkswagen Prague Marathon (Чехия)

Ещё одно известное европейское соревнование по каникроссу ежегодно организуют в Праге. Трасса длиной 5 км проходит через исторический центр города. За день до основного старта проводятся ещё два забега: первый — для семей с собаками, второй — для профессиональных каникроссеров.

Pineland Trail Running Festival (США)

В городе Нью-Глостер ежегодно проходит фестиваль музыки, барбекю и спорта. Забеги по каникроссу проводятся на 5-километровой лесной трассе. Участие могут принять профессиональные спортсмены и любители.

Видео о каникроссе


Каникросс — увлекательный спорт, где результат зависит не только от физической подготовки, но и от взаимодействия человека и собаки. Тренируйтесь грамотно, правильно выбирайте амуницию, следите за здоровьем вашего партнёра по команде — и каникросс будет доставлять вам и вашему питомцу удовольствие.

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.

Подписывайтесь на нас в Telegram, ЯндексДзен, Вконтакте и Facebook

Запрягание лошади ‒ правила и пошаговая инструкция

Если новичок-коневод не знает, как запрягать лошадь правильно, то и не стоит использовать животное, так как при несоблюдении правил и техники конь и непосредственно наездник подвергаются травмированию. Методов создания упряжи существует множество. Их выбор зависит от цели – для верховой прогулки, езды на тележке или санях, перевозки грузов и т. д.

Основные элементы упряжи

Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.

Уздечка

Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:

  1. На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
  2. От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
  3. Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).

Недоуздок

Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху. К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.

Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов. Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.

Вожжи

При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.

Хомут

Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке. Сделан хомут из таких деталей:

  1. Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
  2. Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
  3. К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.

Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.

Оглобли

Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.

Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.

Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).

Седёлка и подпруга

При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям. Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.

Намордник и воротник

Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами. Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.

Виды и способы запряжки

Оглобельно-дуговая запряжка

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  3. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  4. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  5. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  6. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  7. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая запряжка (пароконная запряжка)

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная запряжка

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Этапы и правила запряжки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  1. Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  2. Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  3. Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  4. Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  5. Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.

Смотрите видеоинструкцию по правильному запряганию лошади:

Особенности парной запряжки

Парная упряжка всегда пользовалась повышенной популярностью, особенно в России. Её предназначают для прогулок и сельскохозяйственных нужд. Имеет свои особенности запрягания:

  • первоначально выравниваются нагрудники;
  • после ремень от хомута (нашильник);
  • далее ремни, смыкающие хомут и валек (нагрудники);
  • затем надевается хомут и узда;
  • нашильник прикрепляется на кольце после укладки на кончик дышла или валек спереди;
  • постромки сначала закрепляются на внутренней стороне валька, после ‒ на внешней.

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
  • Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
  • После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
  • Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
  • Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д.

Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать. На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.

Как правильно распрягать коня?

Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:

  • отвязать и снять вожжи;
  • убрать ремни с оглоблей и седёлки;
  • развязать супонь;
  • отсоединить дугу и снять;
  • вывести животное из оглобли;
  • отсоединить шлеи;
  • снять хомут и седёлку.

Важным правилом является уход за лошадью после распрягания. Для этого при жаркой погоде вытирается пот, во время холодов тело накрывается попоной. После этого нужно покормить лошадь и дать полноценно отдохнуть.

Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду. С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.

Ездовой спорт на собачьих упряжках от золотых приисков до Чукотки 2020 года

Гонки на собачьих упряжках или ездовой спорт сегодня для человечества скорее развлечение, чем необходимость. В древние времена собаки были настоящими трудягами, при чем это касалось практически всех пород.

Даже карманные крохи в своё время были крысоловами, что уж говорить о крепких хаски, лайках и самоедах, которые были и остаются незаменимыми породами для народностей севера, где всё также собаки тянут сани по бескрайним снежным просторам.

  1. Историческая справка
  2. Современный ездовой спорт и всесезонные дисциплины
  3. Подробности
  4. Как начать

Историческая справка

Как таковое перемещение на санях с запряженными псами ездовых пород практиковалось у многих народов Севера, но именно в США и Канаде гонки как спортивное состязание проводиться стали на профессиональном уровне.

В документах и прессе есть первое упоминание о гонках на собаках датируемое 1850 годом о проведении соревнования в городе Сент-Пол и Виннипег. Трудно сказать что именно побудило тогдашнее население этих городов посостязаться таким образом, но популярность гонок отрицать сложно, так как их стали проводить относительно регулярно.

Скорее всего, гонки как состязание стало интересно как вариант зимнего досуга для участников «Золотой лихорадки», так как именно старатели стали использовать ездовых собак всё чаще на новом, осваиваемом континенте, где о развитии пригодного к зиме и снегам транспорта можно было только мечтать. В это же время появляется профессия каюров, людей, которые осуществляли регулярные перевозки старателей и снаряжения для золотодобычи по маршрутам непосредственно к приискам.

1907 год стал основополагающим в истории гонок на собачьих упряжках. В городе Ном прошли первые серьёзные соревнования среди профессиональных каюров в собачьих упряжках. Первыми лидерами и призёрами стали отец основатель этого вида спорта Александр «Скотти» Ален и призёр Леонард Сепалла. Но настоящим героем своего времени стал каюр Гуннар Каасен, который участвуя в 1925 году в Великой гонке милосердия завершил цепочку и доставил в Ном необходимую вакцину от дифтерии.

Слова о подвиге каюров из этого городка и непосредственно вожака упряжки-спасительницы сибирского хаски Балто не утихает и сейчас. Тем невероятным событиям даже посвящен трогательный мультфильм «Балто» 1995 года выпуска.

Конечно, такой азартный спорт, где в борьбу вступал не просто человек и собака, а человек совместно со своей стаей ездовых собак вступал в настоящую битву с суровыми условиями Севера, не остался жить исключительно на Американском континенте. Постепенно каюры-спортсмены появились и в Норвегии, где были все условия для классического ездового спорта, а затем волна популярности прокатилась и по всей Европе.

Долгое время гонки на собачьих упряжках были весьма разрозненными, хотя и регулярными, но все погонщики трепетно берегли свои секреты и ни в какие крупные ассоциации и клубы не вступали. Ситуация изменилась лишь в 1970-х года, когда стали образовываться первые клубы любителей этого вида спорта.

На территорию СССР этот вид спорта также проник, но из-за отсутствия внимания прессы и партийных пропагандистов, развивался он только среди народов крайнего севера усилиями местных энтузиастов. Первая серьёзная гонка «Берингия» состоялась лишь в 1990 году. И лишь в 2014 году была создана Федерация ездового спорта России, куда вошли ранее разрозненные по всей стране клубы. Стоит отметить, что у российских каюров карьера весьма успешная и их часто можно найти в списках призёров различных международных соревнований по ездовому виду спорта.

Современный ездовой спорт и всесезонные дисциплины

Классические гонки на собачьих упряжках сегодня далеко не единственная разновидность ездового спорта. Сани, скутеры, лыжи, карты и даже велосипеды – всё это стало основой упряжи, которую тянут за собой специальные ездовые породы собак, при чем наличие снега сейчас не самое главное условия для проведения гонки. Самое важное – командная работа, только вы сами как погонщик можете вырастить для себя такую стаю, которая будет понимать вас с полуслова и действовать в условиях гонки как единый пушистый механизм.

Бесснежные гонки на собаках или дисциплины драйдленд:

— каникросс – дистанцию бежит человек с собакой, которая пристёгнута специальной упряжью к человеку. Здесь ставится под вопрос выносливость человека и умеренность собаки, которая готова держать темп хозяина.

— догтрекинг – дистанция может преодолеваться не только бегом, но и шагом, всё зависит от условий конкретного соревнования.

— байкджоринг – участвуют человек на велосипеде и пристёгнутые спецупряжью к рулю одна или две собаки.

— скутеринг – каюр едет в упряжке из скутера или специального самоката, в которую впрягают одну или двух собак.

— картинг – вольная интерпретация классической зимней упряжи, так как в тележку на колёсах впрягают от 4 до 10 собак и в таком виде преодолевается дистанция.

Классические снежные гонки на собачьих упряжках:

  • — скиджоринг – погонщик едет на лыжах, а к его поясу на упряжи крепят 1 или 2 собаки.
  • — пулкинг – каюр размещается в мини санях, в которые запрягаются от 1 до 4 собак, в зависимости от регламента гонки.
  • — гонка на упряжках – прародительница всех дисциплин ездового спорта, где в роли саней выступают настоящие нарты с запряженными собаками. Но опять же, в зависимости от регламента конкретного соревнования, протяженности и сложности трассы в упряжи могут быть как всего 2 собаки, так и 16 псов, способных покрыть большой участок трассы.

ИНТЕРЕСНО: гонки по типу эстафеты могут проводиться в любой сезон и быть скомбинированы из всех дисциплин, подходящих по сезону и трассе.

По протяженности гонки также можно поделить на несколько типов:

  1. — спринт – дистанция до 40 км, часто покрывается за день или два, проводится на любом дорожном покрытии.
  2. — средние дистанции – от 40 км до 500 км, чем длиннее дистанция, тем чаще применяются только зимние дисциплины.
  3. — марафоны – от 500 км и больше, проводятся только в рамках снежных дисциплин. Самая распространённая и самая чаще используемая протяженность марафона 2 000 км, участники таких трасс находятся в условиях гонки по несколько дней, а упряжки могут состоять даже из 20 собак.

Подробности

Амуниция для ездового спорта это всегда очень серьёзный и дорогостоящий вопрос для любого каюра. Связано это, конечно же, с тем, что её нельзя просто приобрести в спортивном магазине, большую часть упряжи для любого вида гонок изготавливают на заказ и по меркам конкретного участника и собак из его стаи. Самый важный элемент в амуниции, без правильной подгонки которого собака получит неравномерную нагрузку на грудной опорно-двигательный аппарат – это шлейка.

Подгоняется она под каждую собаку, а изготавливается из прочного нейлона, который выдерживает любой тип гонки. Шлейка соединяется с ошейником, который выглядит как полуудавка и выполняет роль фиксатора собаки на конкретном месте в ряду. С основной упряжью ошейник и шлейка соединяются прочными карабинами, которые выполняются из прочных сплавов, которым, как правило, не страшны морозы. Вся собачья гроздь крепится к основе – потягу, сработанного из капрона и выглядящего как обыкновенный прочный трос.

Для стабилизации и смягчения нагрузки на позвоночник собаки устанавливается амортизатор, который гасит нагрузку у основания потяга. Ну и, конечно же, когда гонка длится не одни сутки и каюр останавливается на отдых со своей стаей, он использует привязь, которой фиксирует радиус собак на каком-либо столбе или дереве.

Привязь, пожалуй, единственная часть амуниции для ездового спорта, которую редко кто заказывает в индивидуальном порядке, так как в привязи собаки отдыхают и она не накладывает на их тело никакой нагрузки.

Общих правил гонок на собачьих упряжках не существует, так как для каждой дистанции, каждого конкретного соревнования и каждого вида они свои. Даже как таковых породных ограничений для пород собак нет, в некоторых бесснежных дисциплинах главное, чтобы собака вынесла гонку, а заявиться участником вы можете хоть с овчаркой.

Чемпионат мира по ездовому спорту проводится с 1990 года и включает в себя ряд дисциплин, которые утверждаются Международной федерацией ездового спорта. Место и конкретные даты проведения также устанавливает федерация.

Но из-за популярности гонок, их разнообразия и медленно, но верно растущей популярности во многих странах существуют свои чемпионаты и кубки в ездовом спорте на собачьих упряжках, которые порой ничуть не уступают чемпионату мира ни по зрелищности, ни по количеству участников. Например, в нашей стране есть все условия и возможности развиваться в этом направлении, а заявляться можно как и на районные, так и на всероссийские соревнования.

К самым масштабным и известным гонкам на собачьих упряжках в России относятся:

  1. Соревнования по драйдленду в Московской области в карьере Волкуша. В соревновании «По следам жёлтых листьев» могут принимать участие спортсмены от 12 лет с собаками от года. Участие рекомендуется тем, кто в принципе хочет узнать, что такое соревнования по ездовому спорту, познакомиться с единомышленниками и найти для себя региональный клуб с которым можно начать заниматься уже более профессионально. Дисциплины заездов: каникросс, байджоринг, скутеринг, картинг.
  2. «Серебряная ладья» проводится в Костромской области, в селе Никольское в декабре. Заявиться могут участники от 9 лет и выбрать категорию скайджоринг или гонка в упряжках. Участвовать можно с любой породой собак, а трассы начинаются с 500 метров и до 20 км, но на такую большую дистанцию может заявиться только опытный каюр. Соревнование направлено на популяризацию ездового спорта.
  3. В Карелии в январе проводятся гонки для профессионалов «По земле Сампо». Собаки-участники могут быть любой породы, а вот возраст спортсмена должен быть дольше 18 лет. Гонка проходит в рамках скайджоринга и классических упряжек. Трассы в Карелии трёх длин – 6 км, 10 км и 40 км для самых опытных.
  4. Гонки на упряжках на дистанцию 500км проводят на Чукотке. Называется соревнование «Северная надежда», допускаются каюры от 18 лет, а для собак возрастное ограничение не младше 1,5 лет.
  5. «Берингия» — название этой гонки знает, наверное, каждый Россиянин, так как это самое известное соревнование в рамках ездового спорта на собачьих упряжках, проводимое на Чукотке, а участвовать в нём приезжают спортсмены со всего мира. Трасса тянется на 1 500 км, допускаются только спортсмены старше 18 лет с собаками старше 18 месяцев. Участники вступают в соревнования только на нартах. В этом соревновании чаще всего участвуют только специальные породы, которые выводились в питомниках именно для спортивного будущего.

ИНТЕРЕСНО: «Берингия» занесена в Книгу Рекордов Гиннесса как самая протяженная трасса – раньше длинна трека была 1980 км.

ВАЖНО: не стоит расстраиваться, что в вашем регионе нет полномасштабных соревнований. Начать заниматься ездовыми дисциплинами можно во всех регионах России, так как клубы по отдельным дисциплинам существуют во всех регионах, хотя могут быть и не популяризированы среди широких слоёв населения. Помочь с поиском вам могут либо в кинологическом клубе, либо в породном клубе ездовых пород.

Как начать

Начинать постигать азы ездового спорта можно практически с любой породой собак, которая обладает достаточной выносливостью, но если задумываться о серьёзных соревнованиях и победах в них, то

лучше рассматривать приобретение и последующие занятия со щенками пород:

  • Хаски.
  • Маламут.
  • Лайка самоед.
  • Лайка якутская.
  • Гренландская овчарка.
  • Чинук.
  • Чукотская ездовая собака.

Также многие каюры выводят для себя метисов вышеприведенных пород, а также метисов с легавыми, крупными охотничьими породами и курцхаарами. Главное в такой специфической селекции брать собак с хорошей рабочей родословной, ведь внешность это вообще не главное в вопросе выносливости пса и его умения проходить трассу в упряжи.

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Из чего состоит сбруя

В зависимости от вида запряжки в состав конской сбруи входит разный набор предметов и украшений. Все части снаряжения должны быть качественными, надежными, удобными в использовании. Индивидуальный подбор амуниции обеспечит животному комфорт и безопасность.

  • упряжная;
  • защитная;
  • управленческая.

Перечисленные детали позволят обеспечить контроль над животным во время езды. Хомут распределяет вес равномерно. Его размещают вдоль шеи коня, вокруг холки. Фиксируется шлеей, которая представляет собой специальные ремни, идущие вдоль тела коня.

Узда служит пристяжной частью управления. Надевается на голову лошади. От седелки отходит ремень, называемый подпругой. Предназначен для прочной фиксации седла.

Важной частью сбруи коня служит постромка. Применяется при дышловом варианте запряжки. Используется в виде дополнительного ремешка с целью фиксации упряжи. Вожжи служат ремнями, прикрепляются к удилам.

Защитная группа состоит из предметов, предохраняющих тело и ноги лошадей от травм, погодных катаклизмов.

Все принадлежности конной упряжи можно разделить на три группы: защитные, для управления и для безопасности всадника в седле.

Основные элементы

Основными элементами управления лошади являются удила и уздечка. Первые представляют собой металлический стержень, состоящий из двух подвижно соединённых частей, на концах которых расположены кольца для крепления уздечки. Удила нужны для воздействия на беззубый край рта животного для облегчения управления им. Уздечка, или узда поддерживает удила, а также «передаёт» сигнал, посылаемый всадником через поводья и требующий совершить определённое действие.

Знаете ли вы? Первое подобие седла использовали ассирийские кавалеристы в 700 годах до н. э.

  • недоуздок — та же уздечка, но без удил, что используется для содержания животного на привязи;
  • поводья — кожаный ремень, пристёгнутый к кольцам удил и являющийся главным приспособлением для управления лошадью наездником;
  • мартингал — короткий ремень, крепящийся между передними конечностями животного и соединяющий переднюю подпругу и повод в районе удил; помогает удержать голову животного в определённом положении;
  • шамбон — ремень, крепящийся к трензельной уздечке и проходящий вдоль щёчных ремней вниз между передними конечностями животного до ближайшей подпруги; позволяет контролировать наклон головы животного;
  • седло — его видов огромное количество, но все они предназначены для защиты спины животного, точнее, равномерного распределения нагрузки;
  • стремена — представляют собой металлическое кольцо и крепёжный ремень для фиксации на седле, помогают всаднику вскочить на коня и удержаться в седле;
  • хлыст — гибкий стержень с рукояткой, помогающий управлять конём во время дрессуры;
  • бич, или кнут — ударное приспособление, состоящее из длинной рукояти и плетёного ремня с узлом на конце, в длину может быть около 200 см, предназначен для дрессировки коня на манеже;
  • шпоры — металлическая дужка с колёсиком или репейником, крепящаяся на задник обуви для верховой езды и помогающая управлять лошадью.

Защитное снаряжение

Элементами защитного снаряжения являются:

  • попона — накидка, что прикрывает туловище коня, защищая его от непогоды и насекомых;
  • бинты — хлопчатобумажное изделие, предназначенное для защиты нижней части конечностей животного от травм во время учений или активной работы;
  • ногавки — кожаное приспособление для защиты пясти лошади от травмы, крепятся поверх бинтов;
  • резиновые кобуры — конусовидное приспособление, защищающее венчик копыт от трещин и ссадин во время скачек;
  • вальтрап, или потник — хлопковое, суконное, войлочное покрывало, подкладываемое под седло для защиты спины от натирания и для впитывания пота.

Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

Конская амуниция включает такие приспособления:

  1. Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
  2. Хомут . Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
  3. Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
  4. Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
  5. Дуга . Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
  6. Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
  7. Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
  8. Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
  9. Чересседельник , который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
  10. Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
  11. Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
  12. Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
  13. Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
  14. Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.