На данный момент лучшая броня для лошади. Комплекты различаются эффектами:

Упряжь Крогдаллора — Земля
Эффект комплекта (3 предмета) Рывок земли (Рывок) Область атаки с разгона (15 → 25), Атака рывком x 1,5
Эффект комплекта (4 предмета) Вой земли (Сила: Удар копытами I) 60% врагов в радиусе 3,5 м оказываются в нокдауне, атака крушением +50%
Эффект комплекта (5 предмета) Рев земли (Лошадиное ржание) В течение 30 мин. снижение урона и уклонение ближайших союзников +3 (10 чел. включая самого персонажа)
Упряжь Крогдаллора — Ветер
Эффект комплекта (3 предмета) Рывок ветра (Рывок) Скорость рывка (1500 → 2000), Атака рывком x 1,5
Эффект комплекта (4 предмета) Вой ветра (Сила: Удар копытами I) На 70% врагов в радиусе 3,5 м действует отталкивание, атака крушением +50%
Эффект комплекта (5 предмета) Рев ветра (Лошадиное ржание) В течение 30 мин. защита и уклонение ближайших союзников (10 чел. включая самого персонажа) +5
Упряжь Крогдаллора — Море
Эффект комплекта (3 предмета) Рывок моря (Рывок) Скорость передвижения противников -20%, атака рывком +50%
Эффект комплекта (4 предмета) Вой моря (Сила: Удар копытами I) Скорость атаки, скорость навыков противников в радиусе 3,5 м -20%
Эффект комплекта (5 предмета) Рев моря (Лошадиное ржание) В течение 30 мин. макс. HP, макс. выносливость ближайших союзников (10 чел., включая самого персонажа) +100

Производится на Пастбище каменной пустоши в мастерской упряжи 3-го уровня.

  1. Производства комплекта «Ветер»
  2. Сравнительная таблица экипировки
  3. для лошадей и верблюдов:

Производства комплекта «Ветер»

Чешуя Камоса — 120 шт

Энергия ветров — 200

Печать Каранды — 30

Чешуя Камоса — 145 шт

Энергия ветров — 200

Печать Каранды — 30

Чешуя Камоса — 120 шт

Энергия ветров — 200

Печать Каранды — 30

Чешуя Камоса — 125 шт

Энергия ветров — 200

Печать Каранды — 30

Чешуя Камоса — 120 шт

Энергия ветров — 200

Печать Каранды — 30

Думаю, по списку необходимых вещей понятно, что на аукционе выкупить эту броню будет почти нереально.

    Камень лунного света — простая алхимия (25 частиц ветра + 25 земли), либо купить на аукционе за 2,5 млн серебра. Чешуя Камоса — около 2 кк за штуку на аукционе (240 кк примерно), либо выбить в локациях Дригана. Энергия ветров — выбивать на Луге Наван в Камасильвии. Печать Каранды — собственно, ходим на босса Каранда, и еще убиваем боссов в Разломах тьмы: 3 сгустка духа = 1 печать Каранды. Светящийся зеленый коралл — нагреть зеленый коралл (3) и редкий изумруд (1) Чистый слиток зеленого металла — нагреть слитки зеленого металла (3) и растворитель для металлов (2) Мягкая кожа высшего качества — высушить кожу лисы/овцы, чтобы получить «Мягкую кожу высокого качества», затем смешать со Смягчителем (5). Твердая кожа высшего качества — смешать твердую кожу высокого качества (3) + смягчитель (5). Твердая кожа высокого качества — высушить твердую кожу. Твердая кожа — высушить шкуру червя/яка/ящерицы. Чистый слиток мельхиора — нагреть слитки мельхиора (3) и Растворитель для металлов (2). Мельхиор добывают в Каньоне Карков (Двенкрун).

В целом, ничего невозможно в списке нет, но стоит запастись терпением. Мельхиор рабы добывают не быстро. Да и на Каранду за день не сбегаешь 30 раз, придется терпеливо фармить около месяца на !Каждую! часть комплекта. Крафт комплектов другого вида будет немного отличаться — нужны будут печати Офина, а не Каранды, другие виды энергии и металлов, но в целом по хардкорности примерно одинаково.

Сравнительная таблица экипировки

для лошадей и верблюдов:

заточенная на +10

Старая Боевая стальная Мельхиоровая Стальная Легкая ИГНИС Крогдаллора-ветер
Уклонение 15 15 20 40 30 45 45
Защита 45 105 74 54 72 205 205
Тормоз 3% 3,5% 4,5% 5% 4% 8% 8%
НР 120 456 576 480 360 4200 6675
Выносливость 3000 4200 5400 7200 6000 10000 25000
Ускорение 6% 3,5% 4,5% 5% 4% 8% 8%
Скорость 4% +2% +2,5% 6,5% 6% 8% 8%
Поворот 3,5% 6,5% 7% 4% 11% 11%
Снижение урона 160 160

Как видим, броня Крогдаллора лучше лишь усилением умений, увеличением количества НР и выносливости лошади.

Из чего состоит сбруя для лошадей?

Упряжь для лошади – практически незаменимый аксессуар, который используется для удобства и самого хозяина, и животного. Первый с помощью такого снаряжения обозначает свой доминантный статус и получает возможность управлять конем без принуждения. Лошадь же с помощью упряжи учится исполнять возложенные на нее обязанности.

Сегодня мы подробнее рассмотрим, что же такое конская упряжь – для чего она необходима, из чего состоит, какие вариации имеет. Также мы предлагаем подробную пошаговую инструкцию, из которой можно будет понять, как грамотно запрягать лошадь.

Упряжь для лошади

Когда люди начали использовать сбрую для лошадей?

Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.


Римкий всадник

Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.


Лошади средневековых рыцарей

В России лошадь издавна исполняла сразу несколько ролей: была не только боевой подругой, но и верной помощницей в хозяйстве. Поэтому русские крестьяне придумали свой вариант упряжи, приспособленный специально для плуга и телеги. А еще коней запрягали по праздникам в красивые экипажи или сани, если дело было зимой, для чего использовались декоративные элементы сбруи.

Знаменитые конные тройки с расписными дугами, бубенцами и лентами на них, с узорчатыми хомутами и красными кисточками на уздечках — это визитная карточка традиционной русской культуры и узнаваемый образ: «Русь — птица-тройка».


Конная тройка в санях



Особенности конской упряжи

Лошади — свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления — так появилась конская упряжь.

Для молодых животных облегченный вариант упряжи — это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.


Процесс объездки

Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.

Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.


Кожаные сбруи на мордах лошадей

Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.

Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.

Неправильно размещенное седло, слишком туго затянутые удила, тесный повод заставят животное сбросить всадника или вызовут неконтролируемый стресс. Поэтому коневодам очень важно знать, как следует взнуздывать своих четвероногих питомцев.


Лошадь в одной уздечке


Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

Элемент Описание
Хомут Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.
Седелка Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.
Чересседельник Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.
Подбрюшник Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.
Шлея Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.
Уздечка Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.
Удила Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.
Вожжи (поводья) Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.
Седло Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.


Элементы конного снаряжения

Понятие сбруи

Сбруя для лошадей — это снаряжение, которое состоит из следующих элементов:

  • седло;
  • сбруя;
  • хомут.

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов. Скупиться на упряжь не принято. Конная упряжь делалась во все времена только под заказ. Учитывались такие параметры, как:

  • масть и порода лошади;
  • физические характеристики;
  • высота коня.

Часть конской сбруи или всю ее можно купить в специализированных магазинах.

Основные виды упряжи

Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).


Конно-спортивная упряжка

Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

  1. Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
  2. Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
  3. Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
  4. Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
  5. Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
  6. Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
  7. Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.


Комбинированная упряжка из шести лошадей

Немецкие конские доспехи в XV-XVI веке

Конский доспех, несмотря на то, что придает всаднику еще большее сходство с танком, толщиной не отличался.

Полтора милиметра металла, закрывающие коня по всей площади его тела, оборачивались тридцатью килограммами веса! Делать доспехи толще означало нагружать коня лишним весом.


Доспех для коня герцога Саксен-Кобургского Иоганна Эрнста от мастера Кюнца Лохнера. Изготовлен в немецком городе Нюрнберг около 1548 года. Увидеть его можно в музее Метрополитан в Нью Йорке.

Интересная деталь: нагрудник для коня часто снабжали двумя выпуклыми полусферами — умбонами, выкованными вместе с пластинами. К XVI веку конские доспехи с умбонами достигли своего расцвета. Выглядели они, кстати, примерно так, как на фото вверху.

Как правильно запрягать лошадь?

Непосредственно перед надеванием сбруи на животное, снаряжение необходимо проверить. Все ремни и скрепляющие элементы должны быть целыми. Поврежденная упряжь может лопнуть из-за нагрузки, что опасно и для лошади, и для человека-возницы. Также нужно осмотреть коня, особое внимание уделить состоянию копыт и спины.

Животное должно быть спокойным, если оно нервничает и мечется, то сначала следует выяснить причину такого поведения, которое может быть следствием стресса либо начинающегося заболевания.


Расположение элементов упряжи

Таблица 2. Пошаговая инструкция по запряганию лошади

Иллюстрация Описание
Шаг первый: сначала в рот вставляют удила, а сверху накидывается уздечка.
Шаг второй: правой же рукой поднимите уздечку и проденьте ее между ушей, располагая на своих местах залобный и налобный ремни.
Шаг третий: расправьте конструкцию, затем затяните ремень под нижней челюстью, но не сильно, чтобы не придушить животное — в зазор должен проходить кулак. Все ремни должны лежать ровно, без перекручиваний.
Шаг пятый: наденьте на шею хомут, клещами вниз.
Шаг четвертый: далее положите на переднюю часть спины лошади седелку и затяните снизу подпругу. Фиксировать этот элемент нужно в меру туго, чтобы не съезжал, но и не давил на живот.
Шаг шестой: теперь подойдите к животному слева, пристегните и расправьте шлею, проследите, чтобы между крупом и ремнем остался зазор толщиной с ребро ладони.
Шаг седьмой: далее возьмите в руку оглоблю и повод чересседельника — закрепите его петлей на деревянной палке, перекиньте через спину коня и повторите процедуру с другой стороны.
Шаг восьмой: наденьте седельник и хорошо затяните подпругу.
Шаг девятый: подровняйте оглобли до одинаковой длины, установите вертикально дугу, соедините ее с оглоблями и затяните гуж узлом. То же самое проделайте с другой стороны.
Шаг десятый: возьмите ремень чересседельника, пропустите его под оглоблей и плотно примотайте к ней.
Шаг одиннадцатый: перейдите к голове лошади, расправьте вожжи и протяните их через кольца удил, сначала слева, потом справа.
Завершение: еще раз проверьте все узлы и натяжение подбрюшного ремня и шлеи.

Видео — Процесс запрягания лошади

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

  1. Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
  2. Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
  3. Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
  4. Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
  5. Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
  6. Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение. Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
  7. Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
  8. Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям. Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
  9. Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
  10. Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.


Обязательно почитайте:

Какую скорость развивает лошадь: средние и максимальные показатели, самая быстрая порода

Как распрягают лошадь?

После тяжелой работы или долгой поездки животное сильно устает, поэтому снимать с него сбрую нужно быстро, но аккуратно. Сначала избавляются от повозки и ослабляют подруги, давая лошади отдохнуть около десяти минут. Ей необходимо успокоиться, иначе она может лягнуть или укусить человека в приступе раздражения.

После того, как конь придет в благодушное настроение, с него снимают вожжи, подбрюшник и чересседельник, далее избавляются от хомута и седелки. Теперь животное необходимо тщательно протереть от пота, а если в конюшне холодно, то укрыть сверху попоной.


После работы животное аккуратно избавляют от упряжи

Тяжела ли ноша?

Насколько доспехи были тяжелыми для коня? Ну, если сравнивать с человеческими, то лучше сделать это в процентах.

Например, вес коня пусть будет 500 кг, вес человека – 80 кг. Но это опять же средние величины. Итак…

Известно, что в баварском городе Ландсхут в XV веке был изготовлен бард весом 30,1 кг. В среднем же вес конского доспеха колебался в пределах 30-45 кг.

Если 1% веса коня это 5 кг, то вес доспеха составляет 6-9% от его веса. Плюс всадник — это примерно 16% от веса коня.

Итого, конь вез на себе 22-25% своего веса. Его седоку приходилось тяжелее, однако всадник спокойно сидел в седле, тогда как конь должен был бежать вперед .

Но подкрепим наши слова цифрами..

Вес доспеха для всадника в том же XV веке колебался от 24 до 32 кг – речь именно о боевых, не турнирных доспехах.

Если 0,8 кг = 1% веса всадника, то 8 кг = 10%. Если доспех весит 24-32 кг, то это от 30% до 40 % массы его тела.

В качестве примера можно привести рыцарские латы, изготовленные в Южной Германии между 1475 и 1485 годом. Вы можете рассмотреть их на фото слева. Как видите, они бронируют всадника с головы до ног, почти целиком.

При этом их вес составляет 27 кг. Если же воин надевал под доспехи еще и кольчугу, то вес его защитного снаряжения увеличивался еще на семь килограммов.

Уход за конной упряжью

После снятия амуницию следует тщательно осмотреть на предмет возможных повреждений. Упряжь контактирует с кожей животного, а потому пропитывается потом, еще на ней оседают дорожные пыль и грязь. Все загрязнения тщательно стирают влажной губкой, а затем сбрую просушивают, после чего намазывают специальным воском.

Раз в две недели все ремни промазывают седельным маслом, иначе они начнут трескаться. Не использующуюся упряжь развешивают на специальных стойках в хорошо проветриваемой комнате и тщательно расправляют, чтобы не образовывалось заломов.


При должном уходе упряжь прослужит не один год

Сбруя для лошадей

В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

Сбруя для лошадей

Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

Строение и виды упряжки

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Виды упряжек с хомутом

Русская или дуговая одноконная упряжка

Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали — дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

Дуговая одноконная упряжка

В комплект данного вида запряжки входит:

  • хомут;
  • дуга;
  • шлея для лошади;
  • седёлка;
  • чересседельник;
  • уздечка;
  • вожжи.

Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

Постромочно-дышловая

Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

Тачаночная

Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом — цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

Виды упряжек с нагрудником

Одноконная бездуговая

Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

Постромочная

Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

Комбинированная

Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

  • коренники — задают направление;
  • выносные — самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
  • пристяжные — задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

История появления сбруи

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

Упряжные породы лошадей: название, описание и фото

Упряжные породы лошадей предназначены в основном для транспортных и сельскохозяйственных работ. Лошади упряжного типа по большей части среднего роста, массивные, сильные, способны относительно быстро тянуть повозки с тяжёлым грузом.

В России разводят и используют такие породы лошадей упряжного типа, как белорусская, воронежская упряжная, жмудская (Литва), кузнецкая (Западная Сибирь), латвийская (Латвия), торийская (Эстония), чумышская (Алтайский край).

Белорусская упряжная порода

Белорусская упряжная порода выведена путём скрещивания местных некрупных кобыл Белорусского Полесья с жеребцами орловской рысистой, норвежской упряжной (гудсбрандсдальской), арденской, брабансонской, русской и советской тяжеловозной пород. Белорусская упряжная напоминает лошадей тяжеловозных пород, но её телосложение более изящное, кроме того, она несколько мельче; средние промеры кобыл: высота в холке – 151 см, длина туловища – 161 см, обхват груди – 186 см, пясти – 21,2 см.

Для экстерьера лошадей этой породы характерна легкая, но широкая во лбу голова, мускулистая, хорошо поставленная шея, широкая, хорошо развитая грудная клетка, формы тела округлые. Грива, хвост и щетки этих лошадей густые и длинные. Среди белорусских упряжных лошадей наиболее распространены нарядные, с золотистым отливом, масти: буланая, бурая, вороная, гнедая, рыжая, соловая.

Лошади этой породы хорошо приспособлены к транспортным и полевым работам в лесистых и болотистых местах Белоруссии, по работоспособности они заметно уступают представителям других упряжных пород, но зато очень выносливы и подвижны.

В Белоруссии разведение этих лошадей очень развито, масштабы впечатляют: только племенных кобыл около 3 тысяч. В настоящее время белорусскую упряжную лошадь начали разводить и в некоторых областях европейской части России.

Воронежская упряжная порода

Воронежская упряжная произошла от битюгов – упряжных лошадей, которых разводили в Бобровском уезде Воронежской губернии по реке Битюг (приток Дона). В эти места в начале XVIII века переселили около 1000 крестьянских семей, затем им по указу Петра I было передано большое количество лошадей тяжеловозных пород, завезенных из Голландии. В дальнейшем битюгов скрещивали с орловскими рысаками. В своё время добронравные, спокойные, сильные и выносливые битюги были распространены в России. После революции потомки битюгов использовались при выведении воронежской упряжной породы.

Воронежская упряжная – массивная, широкогрудая лошадь, но легче и быстрее, чем тяжеловозы, с сухими, обросшими ногами, заканчивающимися большими плосковатыми копытами. Средние промеры воронежской упряжной лошади: высота в холке 162 см, длина туловища 166 см, обхват пясти 21 см. Наиболее распространённые масти: гнедая, пегая, серая и чалая. Жеребец этой породы Восток установил рекорд упряжных лошадей по скорости, перевезя 800 кг груза на расстояние 2 км за 4 мин. 0,1 с. К сожалению, племенная работа с породой была необоснованно прекращена, что значительно обеднило наш генофонд лошадей упряжного типа.

Жмудская порода лошадей

Жмудская порода представлена некрупными лесными лошадьми Литвы. Длительная целенаправленная племенная работа по укрупнению лошадей и развитию у них упряжных качеств увенчалась успехом – была выведена новая порода жемайчу.

Лошади жемайчу чисто упряжного типа, не очень крупные, с хорошо развитой грудной клеткой, средние промеры кобыл: высота в холке – 150 см, длина туловища – 153 см, обхват груди – 185 см, пясти – 20 см. Масти лошадей жемайчу самые разнообразные. Лошади породы неприхотливы, выносливы, обладают высокой работоспособностью, двигаются свободной рысью и производительным шагом.

Жемайчу хорошо зарекомендовали себя не только как упряжные, но и в работе под седлом, и даже в конном спорте. Разведение лошадей жемайчу сосредоточено на Вильнюсском конном заводе.

Кузнецкая порода лошадей

Кузнецкая порода, выведена в конце XIX века в промышленных районах Кузнецкого угольного бассейна (Кузбасс), где требовалась сильная, работоспособная транспортная лошадь. Порода создана путём скрещивания разнотипных местных кобыл с жеребцами орловской породы и частично с битюгами. Полученное потомство испытывалось на тяжёлых работах в упряжи, затем проходило жёсткий отбор по критерию работоспособности.

Выведенная таким способом кузнецкая лошадь по экстерьеру напоминает орловского рысака, но она меньше ростом (высота в холке 156 – 158 см), её туловище более растянутое и широкое. Для кузнецкой породы лошадей наиболее характерна вороная и гнедая масти.

В нашей стране в начале 50-х годов племенная работа с кузнецкой породой была практически свёрнута, в результате чего этих лошадей почти не осталось. Однако в 90-х годах были предприняты меры по восстановлению породы. В наши дни лошади кузнецкой породы используются по большей части на сельскохозяйственных работах в суровых климатических и сложных рельефных условиях Кемеровской области. Ведущее хозяйство, занимающееся племенной работой с лошадьми кузнецкой породы – конный завод «Вперёд!».

Латвийская порода лошадей

Латвийская порода упряжных лошадей выведена путем длительного скрещивания местных кобыл с жеребцами немецких полукровных пород (ганноверской и ольденбургской).

Лошади латвийской упряжной породы сухой конституции, довольно крупные (средняя высота в холке 162 – 164 см), с удлинённым туловищем, отличающимся мощной мускулатурой. Они более универсальны в использовании и не такие массивные, как представители тяжеловозных пород, а по работоспособности практически сравнялись с ними. Для породы наиболее характерна гнедая масть, но встречается и вороная.

В последнее время латвийская порода стала менее однородной, поскольку производится скрещивание латвийских кобыл с жеребцами чистокровной верховой, тракененской, ганноверской, арабской и ахалтекинской пород. Основная цель этой работы – получение лошадей для классических видов конного спорта. В результате в породе присутствуют лошади упряжного и спортивного типа, последние хорошо зарекомендовали себя в конкуре и выездке. Разведение латвийских лошадей сосредоточено на конных заводах Буртинеки, Зилупе и Тервете.

Торийская порода лошадей

Торийская порода упряжных лошадей выведена в Эстонии. Для создания торийской лошади скрещивали представителей европейских упряжных и верховых пород, в работе использовались и орловские рысаки. Особая роль в создании торийской породы отводилась жеребцу Хетману (помесь норфольк-родстера), с которым довольно долго скрещивали кобыл, находящихся с ним в родстве (инбридинг).

Торийские лошади ярко выраженного упряжного типа сложены очень гармонично, у них хорошая мускулатура, развитые сухие ноги; средние промеры кобыл: высота в холке – 158 см, длина туловища – 164 см, обхват груди – 196 см, пясти – 21,5 см. Лошади торийской породы очень нарядные, наиболее характерная масть – темно-рыжая, иногда с белыми отметинами.

У торийских лошадей высокая работоспособность, по этому показателю, они могут конкурировать с представителями латвийской породы. Основные направления использования торийских лошадей – сельскохозяйственные работы и конный спорт, (по большей части – соревнования по преодолению препятствий). В настоящее время для усиления спортивных данных проводится скрещивание торийских кобыл с жеребцами верховых пород (в основном ганноверской).

Ведущее хозяйство Эстонии по разведению лошадей торийской породы – конный завод «Тори». В России лошади торийской породы встречаются довольно редко, несмотря на то, что по рабочим качествам и экстерьеру они хорошо подходят для использования в различных хозяйственных отраслях, а также в конном туризме.

Запрягание лошади ‒ правила и пошаговая инструкция

Если новичок-коневод не знает, как запрягать лошадь правильно, то и не стоит использовать животное, так как при несоблюдении правил и техники конь и непосредственно наездник подвергаются травмированию. Методов создания упряжи существует множество. Их выбор зависит от цели – для верховой прогулки, езды на тележке или санях, перевозки грузов и т. д.

Основные элементы упряжи

Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.

Уздечка

Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:

  1. На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
  2. От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
  3. Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).

Недоуздок

Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху. К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.

Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов. Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.

Вожжи

При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.

Хомут

Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке. Сделан хомут из таких деталей:

  1. Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
  2. Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
  3. К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.

Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.

Оглобли

Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.

Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.

Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).

Седёлка и подпруга

При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям. Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.

Намордник и воротник

Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами. Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.

Виды и способы запряжки

Оглобельно-дуговая запряжка

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  3. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  4. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  5. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  6. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  7. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая запряжка (пароконная запряжка)

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная запряжка

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Этапы и правила запряжки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  1. Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  2. Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  3. Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  4. Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  5. Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.

Смотрите видеоинструкцию по правильному запряганию лошади:

Особенности парной запряжки

Парная упряжка всегда пользовалась повышенной популярностью, особенно в России. Её предназначают для прогулок и сельскохозяйственных нужд. Имеет свои особенности запрягания:

  • первоначально выравниваются нагрудники;
  • после ремень от хомута (нашильник);
  • далее ремни, смыкающие хомут и валек (нагрудники);
  • затем надевается хомут и узда;
  • нашильник прикрепляется на кольце после укладки на кончик дышла или валек спереди;
  • постромки сначала закрепляются на внутренней стороне валька, после ‒ на внешней.

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
  • Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
  • После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
  • Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
  • Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д.

Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать. На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.

Как правильно распрягать коня?

Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:

  • отвязать и снять вожжи;
  • убрать ремни с оглоблей и седёлки;
  • развязать супонь;
  • отсоединить дугу и снять;
  • вывести животное из оглобли;
  • отсоединить шлеи;
  • снять хомут и седёлку.

Важным правилом является уход за лошадью после распрягания. Для этого при жаркой погоде вытирается пот, во время холодов тело накрывается попоной. После этого нужно покормить лошадь и дать полноценно отдохнуть.

Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду. С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.

Тройка лошадей без конной упряжи да сбруи далеко не ускачет

Для жителей мегаполисов и крупных городов увидеть лошадь на улице практически нереально. В наш век, когда про них часто слышишь исключительно в рекламе о машинах: у данного авто — 120 лошадиных сил, а у другого все 150. Прогуливаясь по городу можно изредка увидеть красивую карету, запряжённую тройкой лошадей с нарядной сбруей, если мужчина завоёвывает женщину с помощью необычного свидания. Иногда достаточно окунуться в мир русской классической литературы, чтобы вспомнить, какое огромное значение уделялось конной упряжке, их сбруе — неотъемлемому атрибуту любой поездки.

Сбруя лошади — главный атрибут упряжки лошадей

В современности все это уходит на второй план, история постепенно стирается из памяти людей. На смену каретам с пристяжным конём давно пришли автомобили, мотоциклы, велосипеды. Никому в голову не придёт отправиться в путешествие на лошадях — многие предпочтут поезд или самолёт. Как говорится, технологии не стоят на месте, мир меняется. Но несмотря на это, история остаётся, поэтому сегодня хотелось бы вернуться к истокам и немного вспомнить о лошадях и их красивом обмундировании — сбруе.

Что такое сбруя для лошади?

Сбруя — это конская амуниция (упряжь), состоящая из элементов запряжки и управления для грузовых и беговых лошадей (ипподром) и предметов седлания для лошадей скаковых.

Для того чтобы понять такое хитрое определение нужно разобрать все по полочкам. Из чего состоит сбруя:

  • Хомут — это главный элемент, призванный для равномерного распределения нагрузки на животное. Крепиться он на шее (холке) лошади.
  • Шлея — это часть упряжи, представляющая собой ряд ремней вдоль тела животного, которая фиксирует хомут. Шлея очень важна для упряжки.
  • Узда — элемент управления пристяжной. Надевается на голову и может иметь от одного до двух удил или же вовсе без них.
  • Вожжи — ремни для управления лошадью, которые крепятся к удилам, расположенным на узде.
  • Дуга — состояла из гнутого дерева и скрепляла оглоблю с хомутом. Дугу можно увидеть в русских сказках, это главный атрибут истинно русской упряжки.
  • Седёлка — элемент к которому крепятся оглобли повозки.
  • Подпруга — это часть сбруи в виде ремня, отходящего от седёлки или седла, который затягивается под брюхом животного. Подпруга для лошади должна быть широкой и крепкой.
  • Чересседельник — ремень от оглобли, проходящий через седёлку.
  • Подпруга для коня — это крепкий ремень широкой формы, который должен держать седло в статичном состоянии.
  • Постромка — это часть упряжки, представляющая собой ремешок, который крепится к хомуту. Используется при дышловой запряжке лошадей.

Экскурс в прошлое

Известно, что первая примитивная сбруя была придумана за много тысяч лет до нашей эры и была создана только как элемент крепления к паре колёс. Она разительно отличалась от того, что можно рассмотреть в книгах о древних персах и греках, которые огромное внимание уделяли красоте упряжи, постромке и вожжам. Это была эпоха войн, богатства и новизны и именно лошади являлись главными «боевыми» подругами завоевателей, без которых представить то далёкое время просто невозможно. Упряжи тогда украшались, делая пристяжных показателем роскоши, успеха и достатка. Чем богаче был хозяин упряжки, тем изысканнее и ценнее выглядела сбруя.

В Средние века красота конской сбруи претерпевает ряд разительных изменений. Упряжки рассматриваются, как средства передвижения, механически крепкие и не более того. Украшения не используются, за редким исключением, если это высокопоставленный вельможа или представитель знати. Свой окончательный вид, тот который знаком современному человеку, сбруя приобрела в середине шестнадцатого начале семнадцатого веков. С того времени все составные части упряжи так и остались практически без изменений.

Виды и типы сбруй для лошадей

Итак, перейдём к рассмотрению. Виды:

  • Выездные.
  • Транспортные.
  • Сельскохозяйственные.
  • Спортивные.
  1. Одно конная. Такая упряжь для лошади может быть как дуговой, так и бездуговой, которые, в свою очередь, состоят из самой дуги для лошади, гужи, хомута, подпруги, супони, седёлки, вожжей, постромки и других принятых частей конской сбруи.
  2. Постромочная. Облегчённая версия конской сбруи, не всегда удобная в использовании, из-за чего требует дополнительного оснащения тормозами.
  3. Постромочно-дышловая. Это наиболее безопасная упряжка для человека, но у животного она вызывает определённые неудобства за счёт давления хомута. Здесь нужно быть внимательным с подпругой и не применять такой вид запряжки в сельскохозяйственных целях.
  4. Комбинированные — это упряжь, применяемая для повозок из шестёрки либо восьмёрки лошадей.
  5. Цуг — немецкое изобретение, при котором запрягают шесть рысаков, идущих гуськом и непременно парами.

Подведём итог

То, что касается конской сбруи да и лошадей в целом, уходит на второй план в нашей жизни, но забывать про нашу историю не стоит. Ведь как приятно будет рассказать нашим любознательным детям, задающим кучу вопросов о том, что это надето на лошадку, для чего и кто это придумал.