Куколь обыкновенный или Куколь посевной (Agrostemma githago) — однолетнее растение, вид рода Куколь (Agrostemma) семейства Гвоздичные (Caryophyllaceae).

Это растение широко распространено по всей территории Европы, в Средней Азии, Северной Африке, по всей европейской части России, на Кавказе, на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири. В народе куколь обыкновенный имеет много названий: гвоздика полевая, волошка, куклова трава, торица, полевелы, конкаль. Растет как сорное растение, засоряя посевы яровых и озимых хлебов. Его можно встретить на полях, в садах, лесах, вдоль дорог и по сорным местам. Растение холодоустойчиво, может прекрасно перезимовать. Обычно куколь обыкновенный для произрастания выбирает необрабатываемые почвы, засоряет посевы озимых и яровых зерновых культур. Куколь обыкновенный – типичный представитель посевных сорняков.

Куколь обыкновенный – описание

Стебель этого растения прямой, может быть простым или ветвистым, в длину может достигать до 100 см. Листья и стебель покрыты мягкими волосками. Листья линейно-ланцетные, супротивные. Цветки одиночные, запаха не имеют, находятся на кончиках ветвей и стебля. Цветок состоит из пяти розовых или красноватых лепестков, с цельной обратнояйцевидной пластиной, имеет 10 тычинок.

Плод – одногнездная яйцевидная коробочка, которая открывается на верхушке пятью зубцами. Одна коробочка может содержать 30-40 семян. Семена довольно крупные, до 3,5 мм в длину, шириной 2,5 мм и толщиной около 2,5 мм. Семена имеют почковидную форму, черного или темно-коричневого цвета, матовые. Вес одного семени – 7-10 мг. Цветет куколь обыкновенный летом, а период созревание совпадает с созреванием хлебов. Размножается куколь только семенами, одно растение способно произвести от 200 до 2000 семян. Сухие семена сохраняют жизнеспособность до 8 лет. Семена хорошо прорастают с глубины до 6-7 см, с более глубокого углубления семена не пропадают и не прорастают вовсе. Очень крупные семена куколя практически не высыпаются в посевы из коробочек, они попадают в урожай. Куколь обыкновенный является одним из главных засорителей зерна.

Его семена очень ядовиты и опасны для человека и животных. Мука, приготовленная из зерна с большой примесью семян куколя, ядовита!

В муке куколь можно распознать при микроскопическом исследовании (по волнистым стенкам клеток, по черным обломкам семенной оболочки). Опасной считается примесь куколя 0,5% . Хлеб, приготовленный из такой муки, имеет голубоватый оттенок, неприятную сухость и горчит. Для животных опасным является скармливание отходов от зерна и отрубей, содержащих большое количество семян куколя обыкновенного.

Меры борьбы

В первую очередь нужно провести тщательную очистку зерна на сложных зерноочистительных установках или на триерах. Обязательна массовая прополка посевов злаковых культур весной, и прополка озимых хлебов осенью. Также правильный севооборот, с проведением чистых ранних или занятых паров и пропашных культур – залог успеха в борьбе с сорняком.

Не менее важно в борьбе с этим растением уничтожение отходов от зерна, которые содержат семена куколя. Необходимо внимательно следить, чтобы эти отходы не попали в корм скота.

Применение куколя обыкновенного

В народной медицине используют все растение куколя обыкновенного. Сырье (цветки, стебли, листья) необходимо заготавливать исключительно в период цветения, семена и корни – осенью. Сушить заготовки нужно обычным способом: в тени на свежем воздухе либо в электрических сушилках.

Растение обладает мочегонным, кровоостанавливающим, противовоспалительным, отхаркивающим, снотворным, обезболивающим действием.

В качестве примочек, компрессов, полосканий наружно используют куколь при лечении геморроя и кожных заболеваниях. Очень эффективно это растение при фурункулезе. Водный настой травы куколя применяют при бронхитах, простудных заболеваниях, болях в желудке, маточных кровотечениях. Внутреннее использование куколя требует большой осторожности.

Все лечебные манипуляции должны проходить под присмотром врача, так как все растение очень ядовито!

В случае отравления необходимо провести промывание желудка водным раствором активированного угля. Также нужно обильно принимать слизистые отвары: фруктовый или молочный кисель, желе. Если симптомы отравления не проходят, нужно обратиться за медицинской помощью.

Будьте предельно внимательны и берегите свое здоровье!

Скромные и акварельные куколи, или агростеммы

В трогательной миловидности и скромной простоте, ощущении, будто растение перенесли в сад со старинных открыток, с куколем может сравнится разве что барвинок. Это растение, кажущееся и старомодным, и удивительно живописным, покоряет воздушной легкостью и элегантностью. Чистая палитра акварельных окрасов, с переходом от белого зева к розовому венчику, воздушные на вид куртины созданы для массивных групп и больших пятен. Это растение, которое привлечет только в компании собратьев. Но и затмить его в романтичности нелегко.

Куколь обыкновенный, или Куколь посевной, или Агростемма обыкновенная (Agrostemma githago). © Simon Marshall

Трогательная и пышноцветная агростемма

Растение, у нас больше известное как куколь, во всем мире выращивают под «законным» ботаническим именем агростеммы. В переводе из греческого оно звучит как «полевой венок». И трогательная нарядность, изящность куколя как нельзя лучше соответствует этому названию.

Куколь, или Агростемма (Agrostemma) — род травянистых растений семейства Гвоздичные.

Куколь с первого взгляда можно причислить к самым красивоцветущим однолетним растениям. Агростеммы отнюдь не скромные по высоте: достигая 50 см, все куколи могут похвалиться достаточно пышными куртинками. Но при этом даже крупные виды и сорта, высотой около 80 см воспринимаются легкими, нежными и воздушными. Секрет такого эффекта кроется в деталях.

Кустики куколя сильно ветвятся, но при этом тонкие побеги не кажутся массивными, а узкие, опушенные, супротивно сидячие листья и вовсе почти незаметны. Кружевное, графичное, изящное растение своей зеленью идеально гармонирует с цветением. В эффекте парящих в воздухе, трепетных цветков с куколем может сравниться только другой летник — космея.

Цветки куколя очень крупные. Достигая в диаметре 2-5 см, они выделяются идеально правильной формой и мягкими переходами окраса. Внешне цветки агростеммы схожи с флоксами, но их одиночное расположение сразу отметает любые подозрения в родстве с легендарным садовым многолетником. Благодаря тому, что располагаются цветки на концах побегов, они кажутся парящими в воздухе, а весь кустик выглядит как усыпанный акварельными цветками невесомый сероватый массив.

Старт красочного парада цветения куколей начинается всего лишь со второй половины июня. Но зрелище это настолько впечатляющее, что легко затмевает даже обильноцветие петуний, продолжаясь до конца лета. Куколи предлагают полюбоваться на солнцезависимые цветки, которые рано утром «просыпаются», а после обеда вновь закрываются.

В старых справочниках агростемму иногда называют горицветом, но в настоящее время под названием «горицвет» известен адонис весенний.

Цветовая гамма куколя ограничена. Она включает только два базовых окраса — белый и малиново-розовый. Но скучными агростеммы не назовешь. Их вид никогда не приедается, а колеры всегда кажутся особо яркими и свежими.

Куколи — растения ядовитые. При работе с ними лучше использовать перчатки для защиты рук и тщательно вымывать кожу в целях удаления малейших следов сока.

Куколь обыкновенный, или Агростемма обыкновенная. © ProBuild

Виды и сорта агростеммы

В роду Agrostema всего лишь три вида растений. Причем одно из них, раньше известное как агростемма «небесная роза», сегодня причисляется к роду совсем других культур — смолевок (silene coeli-rosa). Это растение внешне схоже с куколями, но все же требования к условиям выращивания, да и уходу у него отличаются.

К самым популярным видам куколей причисляют:

Куколь изящный, или агростемма изящная (раньше известная под ботаническим именем agrostemma gracile и gracilis, а сегодня переквалифицированная в agrostemma brachyloba) — очаровательный полуметровый однолетник. Светло-розовые, акварельные цветки этой сицилийки красуются почти белым центром, по форме идеально симметричные, с пятью округлыми лепестками, напоминают цветки флокса.

Благодаря густому ветвлению создается ощущение, что цветки не одиночные, а расположены в рыхлых соцветиях, но на самом деле они, как и у всех куколей, сидят на верхушках побегов по одному. Цветет агростемма изящная с середины июля до сентября, раскрывая цветки по утрам и закрывая после обеда. В срезке этот вид способен простоять неделю.

Агростемма обыкновенная, также известная под именем куколя посевного (agrostemma githago) — растение, которое можно выращивать и в качестве однолетника, и как двулетник. В высоту обыкновенный куколь также ограничивается полуметром, достаточно агрессивен и может распространятся как сорняк в компании зерновых культур. Густо ветвистые побеги с серыми узкими листьями, покрытыми войлочной опушкой изящно подчеркивают одиночные цветки.

У базовой формы диаметр цветка ограничен 2 см, у сортов может достигать 5 см. Сидят цветки на длинных цветоножках, распускаются не только на верхушках побегов, но и в пазухах листьев. Окрас цветков светло- или темно-пурпурный, иногда розовый, кроме светлого центра хорошо проглядываются и темные прожилки на лепестках. Зацветает посевной куколь чаще ближе к июлю, цветки также закрываются после обеда и распускаются по утрам.

Кроме базовой формы, у обыкновенной агростеммы выделяют несколько сортов:

  • сиреневый, с серой листвой крупноцветный сорт «Милас»;
  • темно-сиреневый, более насыщенный по окрасу сорт ‘Milas Serise’;
  • сорт с розово-малиновым окрасом ‘Milas Pinky’;
  • белоснежная агростемма сорта ‘Ocean Pearl’.

Куколь обыкновенный, или Агростемма обыкновенная ‘Ocean Pearl’. © xaviergardens

Использование агростеммы в декоративном садоводстве

Для того чтобы куколь стал звездой в вашей коллекции летников, его обязательно нужно размещать не поодиночке, а группами. И чем крупнее они будут, тем лучше, эффектнее будет выглядеть куколь. Сочетание воздушности и мягкой акварельности растения раскрывается только тогда, когда даже в смешанных посадках агростемма создает красивые текстурные пятна.

Агростемма прекрасно смотрится:

  • крупными одиночными группами на газонах или полянках из почвопокровников;
  • большими пятнами на переднем и среднем плане смешанных клумб.
  • в контейнерах и горшках (растению понадобится опора).

Также куколи можно выращивать в качестве срезочной культуры. После срезки цветки агростеммы очень долго стоят в букетах

Лучшие партнеры для агростеммы: калерия, трясунка, незабудка, бархатцы, календула, овсяница. Это растение лучше раскрывается при сочетании с растениями, которые помогут подчеркнуть воздушность куколя. Именно поэтому агростемма столь хороша в компании с постоянно находящимися в движении злаковыми травами, на фоне которых куколи трепещут, словно порхающие бабочки.

Агростемма. © TommyHAGA

Условия, необходимые агростеммам

Агростемма не выносит даже малейшего затенения. Этому растению необходимы только солнечные места, ведь даже легкое притенение, рассеянный свет может вызвать нарушение формы роста в виде вытягивания побегов и отсутствия нормального цветения. Но зато куколь не испугается и сквозняков, и ветров, и даже достаточно холодных площадок.

Более того: выращивать это растение лучше на ветреных местах, ведь способность агростеммы трепетать под потоками воздуха уникальна и зрелищем и так парящих в невесомости, изящно порхающих цветков стоит любоваться в полной мере. Высокие сорта куколя на ветру нуждаются в опоре.

Почва для куколя подойдет не любая. Агростемма хорошо себя чувствует только на плодородном, легком по структуре грунте. Критически важный параметр для этого растения — хорошая дренированность. Куколи не выносят переувлажнения в любой форме, поэтому водопроницаемость почвы лучше не игнорировать. По реакции агростемме больше подходят известковые почвы.

Особенности ухода за агростеммой

Уход за куколями сложным не назовешь. Этому растению понадобятся не системные процедуры, а всего лишь своевременное реагирование на особенности погоды.

Относительная засухоустойчивость агростеммы позволяет поливать растения так редко, как только позволит количество осадков. Процедуры лучше проводить только в самые жаркие дни, в затянувшуюся засуху. При этом для агростеммы больше подходит глубокая напитка почвы влагой, а не частые поливы.

Если правильно подобрать для агростеммы почву, то подкормки растению будут не нужны. Но даже на обедненном грунте вносить полные минеральные удобрения не желательно: куколь при избытке питательных веществ наращивает зелень в ущерб цветению.

Для высоких куколей может понадобится опора. Поскольку побеги у растения тонкие и вытянутые, при активном ветре, сильных осадках они легко полегают, наклоняются к почве. И при первых признаках такого полегания кустики лучше сразу подвязать к легкой опоре.

Самое сложное в уходе за куколем — не допустить агрессивного самосева. Это растение распространяется очень быстро, дает столь обильный самосев, что даже в пейзажных композициях его лучше сдерживать. Контроль сводится к удалению увядших цветков и несозревших семянок или своевременном сборе семян до их просыпания.

Борьба с вредителями и заболеваниями

Куколи демонстрируют удивительную устойчивость и в саду при правильном подборе условий выращивания неуязвимы и для вредителей, и для заболеваний.

Выращивание агростеммы из семян

Агростемму размножают исключительно посевом семян. Рассадный метод для этого растения не используют, ведь семена прекрасно всходят и при непосредственном посеве на месте выращивания. Высеять семена можно:

  • весной, в апреле или позже (когда почва прогреется хотя бы до 12-15 градусов);
  • под зиму, после того, как почва слегка промерзнет.

Для прорастания семян их нельзя сильно заглублять в грунт. Рассыпают семена гнездами, по 3-4 семени рядом. При посеве весной сразу после посева начинают проводить легкие поливы, поддерживая стабильную влажность почвы. По мере появления всходов их нужно проредить, оставив по 1 растению на каждые 15 см почвы.

Предзимние посевы проводят по стандартной технике, рассыпая семена в бороздки, а после прикрытия почвой мульчируют посадки.

7 церковных головных уборов

Скуфья́

Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.

Камилáвка

(гр. – из верблюжьей шерсти)

Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.

Ми́тра

(греч. – головная повязка)

Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.

Клобу́к

Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.

Апо́стольник

Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.

Ку́коль русского патриарха

Клобук русского патриарха по традиции также называется куколем. Куколь патриарха – твердая круглая шапка белого цвета с изображениями крылатых серафимов – «сионами» – на лбу и двух концах шлейфа, с небольшим крестом на маковке. Это повседневный головной убор.

Ку́коль схимника

Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.

Источник: foma.ru

Крест и ветви: что это означает

Почему Богородица «лучше» всех святых

Информационно-развлекательный интернет журнал

Лабуда — это агрегатор всех значимых событий и актуальной информации. Если вы хотите быть в курсе последних новостей, которые далеко не всегда можно отыскать на страницах популярных новостников, найти нужную вам информацию или просто отдохнуть, то Лабуда — это ресурс для вас.

Копирование материалов

Использование любых материалов, размещенных на сайте Labuda.blog, разрешается только при указании прямой индексируемой ссылки (гиперссылки) на копируемую страницу сайта Labuda.blog. Ссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.

ВНИМАНИЕ! Мы не разрешаем, сторонним ресурсам, встраивать ссылки на файлы-изображения размещенные на нашем хостинге. Все изображения защищены от хотлинка. Обычное копирование (сохранение) изображений на сторонние ресурсы разрешается!

Правовая информация

Уважаемые авторы, помните, размещаемые вами публикации, не должны нарушать законодательство Российской Федерации и авторские права сторонних ресурсов.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации и Республиках Новороссии: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

Почему только священникам разрешено носить головные уборы в храме

Согласно традициям, женщина обязана покрыть голову платком, войдя в православный храм. Мужчины же, наоборот, снимают шляпы и шапки, оказываясь в церкви. Носить головной убор внутри храма могут только священники.

Ношение священником головного убора регулируется правилами Устава. А вид головного убора священнослужителя зависит от его сана. Причём существуют наградные уборы, применение которых было упорядочено лишь при императоре Павле I в XVIII веке.

Почему мужчины в церкви снимают головной убор

В православной церкви нет прямого запрета на ношение мирянами головного убора в храме. Скорее, мужчины, снимающие шапки и шляпы при входе в церковь, отдают дань древней традиции. Основана она на послании к коринфянам Апостола Павла. Согласно нему, мужчины не должны покрывать свои головы, так как они являются образом и славой Божией. Женщины же являются славой своих мужчин, поэтому они, наоборот, должны прикрывать голову в храме.

А у православных священников ношение головных уборов регулируется особыми правилами Устава. Во время служб головной убор должен находиться на голове священника практически постоянно.

Значение головных уборов священников

По сути своей облачение православного священника является его формой. И головной убор — неотъемлемая часть, играющая символическую роль. Уборы священников как бы отображают терновый венец, надетый на Христа, и покрывало смирения. Кроме того, раньше небольшой чёрной мягкой шапочкой — скуфьей — священники покрывали выбритое на голове гуменцо. Сейчас святые отцы гуменцо не выбривают, но продолжают носить скуфьи, причём независимо от сана. Чёрные скуфьи могут надевать все священнослужители церкви, в отличие от фиолетовых. Фиолетовые скуфьи являются наградными и выдаются за особые заслуги.

А ещё головные уборы православных священников служат своеобразными знаками отличия. Чёрные скуфьи надевают после получения первого сана. Фиолетовые скуфьи священники могут надеть только после получения права носить камилавку. Камилавка — это головной убор, похожий на цилиндр, чёрного, фиолетового или тёмно-синего цвета. И она символизирует умерщвление плоти и терновый венец. Камилавку священник может надеть только после окончания духовной академии. Примечательно, что чем выше сан православного священника, тем богаче его головной убор.

Например, головной убор, напоминающий царскую корону, — митру
— носят только архимандриты и епископы. Но за особые заслуги правом носить митру могут наделить и священнослужителей более низкого сана. Куколь, или кукуль, похожий на капюшон, в русской православной церкви носят монахи великой схимы. Куколь считается шлемом спасительного упования. Также монахи в священном сане носят клобук — чёрную камилавку с шлейфом позади. Интересно, что митрополиты надевают белые клобуки с вышитым крестом, а архиепископы — чёрные. Но самый роскошный головной убор в повседневной жизни и во время богослужений носит Патриарх Русской православной церкви. Он так и называется — куколь русского Патриарха. Его маковку венчает небольшой крест, что отличает куколь Патриарха от других головных уборов.

Патриарх РПЦ Кирилл

Могут ли священники не носить головные уборы в храме?

В некоторых случаях священнослужителям Русской православной церкви дозволяется находиться в храме без головного убора. Например, во время чтения Евангелия или чтения акафистов священник может снять головной убор. С непокрытой головой читаются светильничные, главопреклонные и некоторые другие молитвы. Также православный священник может входить в алтарь, сняв свой головной убор.

А ещё священники имеют право не носить куколь, камилавку или скуфью, если они присутствуют на служении, проводимом другим священником. Но обычно в знак уважения к коллеге головные уборы священники не снимают.

Свято-Никольский женский монастырь.

Богослужебные облачения духовенства

Богослужебные облачения духовенства.

С самых древних времен, человек носит одежду, соответствующую его социальному положению (профессиональному, материальному и т.д.) и духовному состоянию (радости, печали и т.д.). В Православной Церкви для совершения Богослужения Устав предписывает каждому из чина священнослужителей и церковнослужителей облачаться в специальные одежды. Эти одежды, во-первых, необходимы для того чтобы отличать священно и церковно служителей от остальных людей. Во-вторых, они украшают Богослужение. А в-третьих, имеют глубокое духовное значение.

Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. При этом в состав облачения высших чинов священнослужителей всегда входит облачение низших чинов. Диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облачается в одежду алтарника; иерей, кроме священнических, имеет и диаконские одежды; епископ, кроме одежд, принадлежащих его сану, имеет все иерейские одежды.

Порядок, соблюдаемый при облачении следующий: вначале одеваются одежды, принадлежащие низшему сану. Например, священник, прежде чем надеть иерейское облачение, облачается в диаконские одежды; епископ надевает сначала диаконские облачения, затем — иерейские, а уж после всего — архиерейские.

История Богослужебных облачений.

В Ветхозаветные времена у первосвященника, священников и левитов были особые облачения, сделанные по непосредственному повелению Божию, данному через великого пророка Моисея: «Призови к себе из сынов Израилевых твоего брата Аарона и его сыновей, чтобы они стали Моими жрецами — Аарон и его сыновья Надав, Авиуд, Элазар и Итамар. Сделай своему брату Аарону священные одежды — для величия и красоты. Пусть они изготовят нагрудник, эфод, ризу, узорчатую рубаху, тюрбан и пояс… Пусть возьмут для этого золото, голубую, пурпуровую и багряную пряжу и лён…» (Исх.28:1-2). Эти ризы сделанные для славы и благолепия Божественных служб прообразовали одеяния православного духовенства.

Священные одежды предназначались только для Богослужения. Они не могут быть носимы и употребляемы в быту. Через пророка Иезекииля Господь повелевает ветхозаветным священникам, выходя из храма во внешний двор к народу, совлекать с себя Богослужебные одеяния и полагать их в преградах святых, облекаясь в иные одежды (Иез.44:19). В Православной Церкви по окончании Богослужения облачения также снимаются и остаются в храме.

В Священном Писании одежда часто имеет символическое значение и означает духовное состояние её носителя. Так, например, в притче о брачном пире, которая образно повествует о Царстве Божием, говорится о недопустимости входить в него не в брачной одежде (Мф.22:11-14). Или в Откровении Иоанна сказано: «Ангелу Сардийской церкви напиши: …у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:4,5); «и дано было ей жене Агнца (символ народа Божия — А.З.) облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:8).

Знаменитый русский богослов священник Павел Флоренский говорит, что вообще, одежда человека таинственно связана с его духовным существом: «Одежда — часть тела. В обыденной жизни — это внешнее продолжение тела… одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями, строение тела она проявляет».

Одежда, по мысли отца Павла, не только прикрывает тело, она непременно отображает даже в большей степени, чем тело, главное в человеке — его духовную сущность и потому имеет глубоко духовное значение.

В христианской Церкви специальные Богослужебные облачения появились не сразу. Христос совершил Тайную Вечерю в обычной одежде, и апостолы при совершении Евхаристии использовали повседневную одежду. Однако, известно, что апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский архиерей, одевался как иудейский священник, и апостол Иоанн Богослов также носил золотую повязку на голове, как знак первосвященника. По преданию, Богородица Своими руками сделала омофор для Лазаря, воскрешенного Христом из мертвых (Ин.11:1-44) и бывшего затем епископом Кипра. Таким образом, уже апостолы начали употреблять некоторые Богослужебные одеяния. Впоследствии повседневные одежды Иисуса и апостолов стали трактоваться как священные и, даже выходя из повседневного употребления, сохранялись в церковном обиходе. Кроме того, появлялись одеяния, специально предназначенные для Богослужения. И уже в IV век блаженный Иеронимом говорит: «Недопустимо входить в алтарь и совершать богослужения в одеждах общих и просто употребляемых». В основных чертах канон Богослужебных облачений сложился в VI веке.

Одежда алтарника (чтеца, пономаря).

Одним из наиболее древних элементов литургической одежды является стихарь (греч. [стихарион] от [стихос] — стих, строка, прямая линия) — прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело.

В древности подобная одежда была известна под различными наименованиями: альба, туника, хитон. Все эти наименования означали обычную нижнюю одежду, которую в древности носили мужчины и женщины. Христианская Церковь приняла эту одежду в число священных, потому что такую одежду носил Спаситель и апостолы, также ветхозаветные священники. Стихарь находился во всеобщем употреблении во всех Древних Церквах. В древности стихарь изготовлялся из льна и был исключительно белого цвета, на что указывает одно из его наименований — альба (лат. alba — белая одежда).

Стихарь символизирует собой чистоту души и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской чистоте, к которой должен стремиться посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу.

Стихарь священника называется – подризник. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). Стихарь епископа обычно называется – подсаккосник (или архиерейский подризник), потому что сверх него епископ надевает саккос. Подризник и подсаккосник имеют такой же символический смысл, что и стихарь.

Диаконы, а также церковнослужители, чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея или епископа.

При облачении в стихарь диакон, священник и епископ произносят молитву: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя…».

Диаконские одежды.

Орарь (греч. [орарион], от лат. orare — молиться) — узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время Богослужения носит поверх стихаря на левом плече. По толкованию св. Симеона Солунского, орарь символизирует ангельские крылья. А сами диакона в Церкви представляет образ ангельского служения. Поэтому иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят».

Орарь является неотъемлемой принадлежностью диаконского облачения с древних времен: он упоминается уже в 22-м и 25-м правилах Лаодикийского Собора (364). На византийских фресках в стихаре с орарем, перекинутым через левое плечо, изображаются первомученик архидиакон Стефан и другие святые диаконы. Итак, орарь – главное облачение диакона, им он подает знак к начинанью всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Историки Богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания.

Когда диакон на Литургии опоясывает себя (грудь и спину) крестообразно орарем, он выражает этим свою готовность (как бы складывает крылья) к принятию Тела и Крови Христовых.

Орарь носят и иподиаконы, но в отличие от диаконов, носят его всегда крестообразно опоясанным – потому что они также являются образом Ангелов, но не имеет благодатных дарований священнослужителя.

Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным.

При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.

Поручи (греч. [епиманикия]) — небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при Богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов низшей одежды (подризника или подрясника) и этим дать рукам священнослужителей большую свободу.

В Древней Церкви поручей не было. Поручи появились сначала как предмет облачения византийских царей. Желая почтить особой честью патриархов своего столичного Константинопольского престола, императоры стали жаловать им предметы царского облачения. Византийские цари жаловали патриархам жезлы, право изображать на обуви и коврах двуглавого орла. В ХI-ХII веках Константинопольские святители получили от царей саккос (который заменил у епископов фелонь) и поручи; затем поручи перешли к предстоятелям других православных Церквей, к наиболее видным восточным митрополитам и епископам. Несколько позднее поручи перешли к священникам. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (ХII век), пишет о поручах, как о необходимой принадлежности священнического и епископского облачения. В XIV-XV веках поручи как награда появились сначала у некоторых архидиаконов, а затем у всех диаконов.

Поручи символизируют то, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает Таинства. Как говорит святитель Феофан Затворник: «Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая дары… Действующая же сила от Господа исходит». Когда верующие целуют поручи, то этим самым они почитают Бога действующего через священнослужителей. Молитва при надевании поручей: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл сей супостаты»; а также русское название этого облачения – поручи, от поручит, вверить, — напоминают священнослужителю, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Бога. Священник во время Богослужения вверяет (поручает) себя Иисусу Христу.

Веревки, которыми поручи стягиваются, означают узы, которыми был связан Иисус Христос во время страданий.

Облачения пресвитеров.

К облачениям священника принадлежат: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь или риза.

Подризник (см. стихарь).

Епитрахиль (греч. [епитрахилион] — то, что вокруг шеи; от [епи] — на; [трахилос] — шея) — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вокруг шеи. В древности при рукоположении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епитрахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил задний конец ораря со спины на грудь так, чтобы оба конца висели спереди. Впоследствии (с 16 в.) оба конца епитрахили стали спереди скреплять пуговицами, а ту часть, которая охватывает шею, делать фигурной и узкой, чтобы её удобно было носить. Образованная из ораря епитрахиль означает, соединение во священники двух должностей – иерейской и диаконской. Другими славами, священник не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную, по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви и всего дела священства. Это не только двойная благодать, но и двойное иго.

Кто такие куколды и почему им нравятся измены партнёров

Неверность не всегда приносит страдания. Иногда это особый вид эротического удовольствия.

Что означает слово куколд

Куколдами со времён Средневековья презрительно называли мужей‑рогоносцев, не подозревающих о том, что воспитывают детей от других мужчин. Обидное слово придумали в Англии, переиначив название птицы — кукушки, которая известна своей манерой подбрасывать яйца в чужие гнёзда.

В нашу эпоху старинное оскорбление приобрело новый смысл. Куколдинг — это когда вы получаете сексуальное удовольствие от измен постоянного партнёра. Мужчина‑куколд возбуждается, наблюдая, как его женщина — секс‑вайф (от английского sex wife, «жена для секса») — занимается любовью с другим.

Для женщины‑куколда существует отдельный термин cuckquean, но в русском феминитив пока не прижился. Нужно понимать, что такая девушка не просто терпит измены партнёра, а наоборот, поощряет их и активно участвует в выборе любовницы.

Что делают куколды

Куколдинг — это не свингерство, где происходит добровольный обмен партнёрами. В данном случае один из пары (как правило, мужчина) не участвует в сексуальном акте, а только наблюдает за ним со стороны.

В то же время куколд — это не вуайерист, который подсматривает за любовными играми тайком. Он, можно сказать, инициатор и главный зритель. Всё происходит только с его разрешения и одобрения.

Сценарии куколдинга бывают разные. Иногда муж лично присутствует при измене жены — с согласия третьего участника действа. И наоборот. Другие пары договариваются, что секс‑вайф или её мужской аналог будет пересылать фото и эсэмэски с «места событий». Но часто куколды довольствуются подробными рассказами партнёров о том, как всё прошло. Чем больше деталей — тем лучше.

Независимо от реализации, «левые» связи возможны лишь при согласии обоих партнёров и абсолютном доверии между ними. Если вы начинаете бегать на свидания тайком от половины или влюбляетесь в другого, это уже не куколдинг, а самая настоящая измена.

Почему может нравиться куколдинг

Собирая материал для книги Tell Me What You Want: The Science of Sexual Desire and How it Can Help You Improve Your Sex Life Tell Me What You Want («Скажи мне, чего ты хочешь»), социальный психолог Джастин Лемиллер выяснил, что 79% мужчин и 62% женщин возбуждают мысли об открытых отношениях. При этом 58% опрошенных парней и треть девушек признались, что у них бывают эротические фантазии на тему «Я подсматриваю, как мой партнёр занимается любовью с другим человеком».

Казалось бы, мысли об изменах должны вызывать негативные эмоции, а не всплеск сексуального желания. Но это лишь на первый взгляд. Есть как минимум пять факторов, которые могут превратить неверность в удовольствие.

1. Биологический сценарий

В своей книге Insatiable Wives: Women Who Stray and the Men Who Love Them Insatiable Wives («Ненасытные жёны») клинический психолог Дэвид Джей Лей выдвигает версию о том, что мужской куколдинг замешан на эволюционных механизмах.

Взрыв либидо — естественная реакция на угрозу того, что привлекательная для вас женщина может зачать потомство от другого мужчины. Половая система начинает работать на полную мощность, выдавая ударные дозы тестостерона. Страстный секс с изменщицей, мощный оргазм — и вот уже ваша сперма берёт верх над генетическим материалом соперника. Вы — триумфатор в гонке за продолжение рода, а значит, и за бессмертие.

Даже если вы применяете современные средства контрацепции и не планируете в ближайшие годы заводить детей, сценарий, заложенный десятки тысяч лет назад, по‑прежнему работает безотказно. Мужчины‑куколды, сами того не осознавая, пользуются им, чтобы возбудиться и получить ни с чем не сравнимое наслаждение.

2. Комперсия

Удовольствие от измен постоянных партнёров может быть связано с недоступным для многих чувством комперсии Compersion: A Polyamorous Principle That Can Strengthen Any Relationship — способностью ощущать эйфорию от того, что любимому человеку хорошо с кем‑то ещё. Комперсия является противоположностью ревности, и на ней держатся все удачные примеры полиаморных отношений.

3. Нарушение табу

Спусковым крючком для либидо зачастую служит мысль о том, что ваша пара нарушает табу — в данном случае, подрывает основы моногамного брака. А запретное всегда притягивает и возбуждает.

4. Склонность к БДСМ

Удовольствие от куколдинга могут получать и пары, практикующие БДСМ. Мужчины и женщины, которым нравится сабмиссивная роль, наслаждаются чувством отверженности. А если партнёр дополнительно оскорбляет их в процессе измены, это может обострить эмоции ещё сильнее.

Главная же награда ожидает куколдов, когда после всех пережитых унижений госпожа или господин всё-таки вернётся в спальню и снизойдёт до секса с рабом или рабыней.

5. Чувство контроля и обладания

Некоторых куколдов, напротив, заводит чувство контроля. Чаще это относится к представителям сильного пола. Мужчина щедро «делится» подругой, ощущая не унижение, а гордость за то, что ему принадлежит сокровище, которое мечтают заполучить соперники. В таком варианте важно, чтобы секс‑вайф как можно более подробно отчитывалась о своём опыте. И ни в коем случае не влюблялась в другого, памятуя о том, кто её настоящий хозяин.

Кому подходит куколдинг

Если оба партнёра искренне принимают правила игры, то, как показывают Cuckolding can be positive for some couples, study says исследования, куколдинг может даже улучшить отношения. Некоторые пары отмечают, что с переходом к осознанным изменам они стали больше доверять друг другу и могут обсуждать буквально всё на свете.

Однако авторы того же исследования предупреждают: если вас посещают сексуальные фантазии об открытых отношениях, это ещё не значит, что их надо воплощать в жизнь.

Одно дело представлять, как любимый человек занимается сексом не с вами (зная, что это не так), и совсем другое — если что‑то подобное произойдёт в реальности, пусть и с вашего согласия. Велик риск, что ощущения будут не из приятных. Да и найти третьего участника, который бы согласился на роль статиста, не так уж просто.

Увы, многие люди слишком идеализируют свои сексуальные фантазии. А когда пытаются реализовать их, то бывают шокированы своей же неожиданной реакцией.