Большое значение для развития сельского хозяйства в свое время имели лошади тяжеловозы. Данная порода на сегодняшний день востребована мало, однако благодаря своим прекрасным характеристикам и внешнему виду она надолго закрепилась в сердцах любителей лошадей.

В мире насчитывается примерно 40 видов коней этой породы. Часть из них теперь можно встретить лишь в энциклопедиях или справочниках, так как их развитие было прекращено селекционерами в силу нерентабельности, оставшиеся же и по сей день вызывают восхищенные взгляды настоящих ценителей.

История возникновения

История возникновения это необычной породы восходит к Средним векам. В то время рыцари испытывали острую нехватку мощных лошадей, способных выдержать металлические доспехи и тяжелейшие снаряжения. Такая потребность в боевых конях, готовых вынести тяготы военных походов, предзнаменовала начало селекционных работ по выведению тяжеловозов.

Первые кони были невероятных размеров: рост – около 2 метров, вес – тонна. Однако такие характеристики непосредственно сказывались на рабочих способностях животного: оно с большими усилиями проходило даже короткие дистанции, не имело способности к прыжкам и быстрому бегу.

Спустя время человек по достоинству оценил блестящие характеристики данной породы. Дальнейшее выведение ориентировалось на создание лошадей, способных перевозить тяжелые грузы и отличающихся спокойным нравом и выносливостью.

Ученые многих стран занимались выведением тяжеловозов. Более подробно о процессе селекции этих животных Вы можете прочитать вот здесь. Однако в основе всех видов, выведенных в процессе селекционных работ, лежат брабансоны, шайры и паршероны.

В основе процесса селекции современных пород тяжеловозов участвовали следующие виды, обладающие превосходными рабочими качествами.

Бельгийская тяжелоупряжная

Порода считается самой часто встречающейся в Бельгии. В большей мере, чем другие породы, соответствует сегодняшним требованиям к рабочей лошади. Ее некоторые отличительные черты:

  • крепкое копыто,
  • сравнительно короткая спина,
  • плоский лоб,
  • сухость ног,
  • широкий круп,
  • скороспелость.

Яркий признак этих лошадей – укороченный хвост, который отрезают жеребенку в возрасте нескольких недель.

Арденская лошадь

Получила свое название благодаря гористой местности во Франции и Бельгии. После проведения археологических раскопок на данной территории было обнаружено, что там более двух тысячелетий назад водились лошади, подобные арденам.

Данная порода высоко ценилась Наполеоном Бонапартом: ее активность и выносливость стали обязательным аспектом во время военных действий.

Среди особенностей этой породы выделяют:

  • многофункциональность,
  • живость,
  • неприхотливость в уходе,
  • высокая работоспособность.

В современный период среди арденов существует два типа: малый и тяжелый.

Российские тяжеловозы

После революционных событий в нашей стране возникла потребность в тяжелоупряжных конях. В связи с чем селекционерами были разработаны следующие виды тяжеловозов: Советский, Русский и Владимирский.

Советская тяжелоупряжная

Порода официально утверждена в 1952 году. Это лошадь игреневой масти – прототип изображенных на полотнах знаменитых художников коней, принадлежащих русским богатырям. Основное преимущество этого вида – необыкновенная сила. Превосходно подходит для использования в сельском хозяйстве.

  • нетребовательность,
  • выносливость,
  • устойчивая психика.

Среди советских тяжеловозов выделяют 3 типа: облегченный, основной, утяжеленный.

Русская тяжелоупряжная

Самая распространенная порода тяжеловозов в России. Выведение этой породы началось еще в 19 веке, однако пик селекции пришелся на послереволюционный период. русская тяжелоупряжная получилась в результате скрещивания арденов и кобылы обыкновенной. Порода окончательно сформировалась в первой половине 50-х годов прошлого века.

Максимальный рост этих коней – 1,5 метра.

Основная область применения – перевозка массивных грузов. Легко переносит российский климат, характеризуется неприхотливостью и скороспелостью.

Владимирский тяжеловоз

Это тягловая выносливая лошадь. Порода возникла в 19 веке в результате скрещивания шайров и обычных рабочих кобыл.

Высота лошади – 1,6 метра.

Возможные масти: гнедая, рыжая, вороная.

  • активность,
  • густая грива,
  • плотное телосложение,
  • выносливость,
  • длинная голова.

Эта порода – гордость российских селекционеров.

Природная грация и превосходное сочетание рабочих характеристик делает лошадей тяжеловозов относительно популярными и по сей день.

Полуприцеп тяжеловоз и его характеристики

Современные полуприцепы тяжеловозы условно разделяются на несколько разновидностей. Сделано это не просто так. Каждая отдельная конфигурация оптимизирована под отдельные виды работ и имеет собственные технические характеристики. Поэтому имеет смысл рассмотреть главные виды техники, выделить их преимущества и особенности в эксплуатации.

Низкорамный тяжеловоз-модуль

Главной концепцией устройства является вариативность соединения прицепа:

  • Привод колес может быть полным (на все колеса), что гарантирует перевозку более габаритных грузов, сохраняя ходовые качества машины;
  • Платформы стыкуются с дышлом и гусаком в различных сочетаниях;
  • Поворотные оси управляемые, благодаря чему автомобиль становится более маневренным и послушным на дороге, несмотря на общий вес;
  • Тележки стыкуются как в длину, так и в ширину. Обеспечение легкости процесса погрузки и надежной фиксации багажа – ключевые факторы в решении большинства задач;
  • Большой ход подвески;
  • Стабилизация погрузочной платформы.

Комплектация зависит от потребностей заказчика. Модульная платформа настолько универсальна, что способна транспортировать вес до 400 тонн. Это достигается посредством двух вариантов соединения: в продольном или поперечном направлении.

Также платформа модульного тяжеловоза характеризуется разным количеством осей. Подвеска на осях гидравлическая, а это означает, что есть возможность дополнительной регулировки высоты. Варьируется и угол поворота. Основная площадка при этом остается в горизонтальном положении.

Стандартное подразделение моделей отталкивается от грузоподъемности. Таким образом, среди предложений на рынке чаще выделяют варианты на 80, 100, и 150 т. Современные образцы выполняются из высококачественной стали и европейских комплектующих.

Простота сборки – это гарантия долговечности аппарата. Гидравлический гусак, поддерживающий равномерную нагрузку на механизм сцепления, тоже способствует продлению срока работы прицепа. Для пущей безопасности производится оснащение системой защиты от переворота, а также механизмом поворота осей.

По желанию заказчика низкорамный полуприцеп тяжеловоз оснащается проблесковыми маячками, бортовым компьютером. Производится окраска в нужные цвета, рисуется логотип. Но такие функции доступны лишь компаниям, выкупающим оборудование, а не арендующим его на время.

Низкорамный трал-тяжеловоз

Представленная категория полуприцепов оптимизирована для работы с габаритной техникой (строительной, сельскохозяйственной и так далее). Среди заказчиков особо ценятся конфигурации с низким углом заезда на платформу. А все потому, что низкорамный трал обеспечивает безопасность при загоне асфальтоукладчиков, экскаваторов, бульдозеров и дорожных фрез. Это самые распространенные машины, перевозимые тралами.

В ряду тяжеловозных прицепов нельзя не упомянуть тралы, поскольку они заняли особое место в сфере грузоперевозок. Их главной отличительной чертой является возможность прямого заезда техники на платформу, что облегчает погрузочный процесс. Другое преимущество – это уменьшение динамической нагрузки на все оси и подвеску. На моделях с фронтальной погрузкой сам процесс становится в разы безопаснее. Даже при случайном соскальзывании техника не падает и не переворачивается.

Основные модели классически подразделяются по грузоподъемности: 40, 50, 70, 80, 100 и 150 т. В условиях современных количеств разработок, клиент может заказать конфигурации, оснащенные необходимыми механизмами для выполнения особой работы.

  • Количество осей: от 1-й до 60-ти (оснащаются поворотным механизмом);
  • Длина: от 6-ти до 17-ти м;
  • Ширина: 2,5 – 3,7 м;
  • Снаряженный вес: варьируется от базовых габаритов. В среднем составляет 11 т.

Платформы трубовозы, балковозы и опоровозы

Длинномерные грузы обладают собственной спецификой загрузки на платформу. Справиться с задачей помогают специальные полуприцепы, обладающие рядом отличительных характеристик:

  • Нагрузка с гусака передней тележки передается на седельный тягач, благодаря чему балласт становится ненужным;
  • Балки, трубы и опоры закрепляются таким образом, что в процессе движения не мешают маневренности трака при прохождении поворотов (даже резких);
  • Устойчивость на дороге. Современные модели трубовозов оснащаются качающимися поворотными платформами. Они компенсируют качание шасси при движении по неровной дороге, что актуально при работе в лесных просеках.
  • Количество осей: от 2-х до 7-ми;
  • Длина платформы варьируется от 8-ми до 38-ми м;
  • Ширина платформы: 2,5 – 3,2 м;
  • Погрузочная высота от 1400 до 1800 мм;
  • Снаряженный вес: 7 – 71 т (зависит от требований клиента).

Общие технические характеристики

Вышеперечисленные виды тяжеловозов адаптируются под различные грузы, но их объединяет несколько основных параметров:

  1. Все они оснащены усиленной рамой. Современные технологии позволяют создавать укрепление без весомого увеличения общей массы конструкции.
  2. Отдельное внимание уделяется подвеске. Она адаптирована под критические нагрузки, поэтому проблем в дороге не будет. Даже длительная сильная тряска не наносит особого ущерба металлическим запчастям.
  3. Специальные трапы рассчитаны на крупногабаритную технику.
  4. Дополнительное оборудование и аксессуары (при наличии) так же без труда выдерживают серьезные нагрузки.
  5. Синхронная тормозная система. Поскольку остановить грузовик даже на высокой скорости очень сложно, каждое колесо затормаживается по отдельности.

Линейка машин, используемых в грузоперевозках

Существуют классификации, которые определяют сферы применения данного сегмента техники:

  1. Original. Это классические прицепы, способные удовлетворять целый спектр требований. Самые функциональные модели.
  2. Front. Тяжеловозы, предназначенные для перевозки крупногабаритной техники. Как правило, оснащаются системой фронтального заезда. Сама платформа занижена для более удобной погрузки машины.
  3. Extendable. Низкорамные полуприцепы, которые оборудуются раздвижной платформой. При необходимости их длина может быть увеличена до 19-ти м. Класс, как и Original, отличается высокой универсальностью.
  4. Trailer. Такой тяжеловоз эксплуатируется исключительно в паре с самосвалом или грузовиком.
  5. Off-road. Полуприцеп повышенной проходимости, приспособленный для работы в условиях полного бездорожья. Он отличается высоким дорожным просветом, а также увеличенной высотой погрузки оборудования. Этот вариант подходит для работы в лесу.

Области применения

Деятельность производственных компаний развивается невероятными масштабами, поэтому полуприцеп тяжеловоз стал универсальным инструментом по решению транспортировочных задач. Существует масса сфер применения, где задействована подобная техника:

  • Перевозка сельскохозяйственной и строительной техники;
  • Транспортировка габаритных труб, металлопроката, а также бетонных конструкций;
  • Доставка тяжелого промышленного оборудования на заводские предприятия;
  • Перевозка аппаратов, предназначенных для работы в химической и нефтяной промышленности.

Разумеется, это не единственные варианты использования тяжеловозов. С их помощью можно легко возить грузы любых габаритов и веса.

Компании-производители активно расширяют парк полуприцепов, чтобы подстроиться под любые задачи. В редких случаях конфигурации тяжеловозов адаптируются специально под клиента, что сказывается на стоимости, но позволяет быстро решить вопросы о перевозке крупного багажа.

Стоимость

На итоговую цену полуприцепа-тяжеловоза влияют параметры устройства. Универсальной отметки не существует, поскольку ценообразование также зависит от политики того или иного производителя. Основные характеристики, образующие стоимость:

  • Вид материалов, использованных при производстве;
  • Количество осей;
  • Конфигурация (указаны выше);
  • Наличие дополнительных аксессуаров и механизмов;
  • Бренд-производитель;
  • Год выпуска;
  • Общие габариты и другие.

Чтобы подробнее ознакомиться с ценником на ту или иную модель, лучше воспользоваться официальным сайтом выбранной компании, либо уточнить информацию у менеджера. Нет особой разницы в покупке или аренде тяжеловоза.

Лошадь-тяжеловоз: виды тяжелоупряжных лошадей, содержание

Лошадь тяжеловоз – это коренастое, крупное животное с толстой шеей. И пусть они не так грациозны, как спортивные скакуны, пользы от них в хозяйстве куда больше. Настоящий тяжеловоз готов оказать фермеру помощь в перевозке грузов, пахотных работах, поездках на охоту и не только. Старательные селекционеры со всего мира многие годы выводили идеального помощника для фермера. Это привело к тому, что из 250 видов лошадей 40 считается тяговыми.

История появления тяжеловозов

Человек уже очень давно понял, что лошадь – это не только вкусное мясо, но и незаменимый помощник в быту. Издавна скакуны помогали преодолевать большие расстояния за короткий срок, они участвовали в битвах и парадах, принося своим владельцам деньги и славу. Но были и лошади, которые не имели наград. Работа тяжеловозов не премировалась, но очень ценилась.

Пара тяжеловозов тянет 42,3 тонны бревен. США, 1893 г.

Первое упоминание о таких лошадях было задокументировано еще в Средние Века. Массивные кони изначально выполняли роль транспорта в долгих рыцарских походах. Им приходилось носить на себе рыцаря в тяжелых латах и с оружием. С такой задачей простые скакуны не справлялись и могли погибнуть уже на второй день похода. Связано это с тем, что амуниция рыцаря могла весить до 50 кг. Некоторые наездники наряжали в доспехи и лошадь, чтобы она была защищена во время сражения.

Ходят легенды, что первые тяжелоупряжные кони достигали высоты в два метра и весили более тонны

О том, какие породы стали основоположниками вида, информация в летописях не сохранилась. Общепринятым считается мнение, что французские першероны, английские шайры и брабансоны из Бельгии стали наследниками боевых лошадей рыцарской эпохи.

Экстерьер современного тяглового коня

Внешний экстерьер лошади характеризует особенности телосложения животного. При этом оцениваются как отдельные части тела(стати), так и их взаимосвязь. Чем более развит и здоров экстерьер, тем качественнее считается особь.

Голова расскажет о здоровье, темпераменте и нраве. У тяговых пород она массивная, сырая и грубая. При этом темперамент таких лошадей более спокойный, нежели у быстроаллюрных коней.

Уши тяговых коней, по сравнению с лошадьми других пород, более короткие и слабо подвижные.

Затылок тяжеловоза короче, чем у аллюрных пород. У таких лошадей место стыковки головы с шеей тоже имеет меньшие параметры. Этот факт влечет за собой неудобство в работе под седлом, поскольку управлять конем с коротким затылком намного труднее.

Глаза тяжеловозов мелкие и глубоко посажены, в отличие от быстрых скакунов

Чаще всего оценивают ключевые характеристики.

Шея у всех лошадей выполняет функцию регулировки центра тяжести. Чем она мускулистее, тем устойчивее лошадь держит равновесие. Идеальная шея находится под углом 45 градусов от тела.

Холка тяжеловозов предпочтительно тяжелая и с низкой посадкой. Она должна быть мускулистой, чтобы без вреда для здоровья выполнять тяговые работы.

Спина лошади обеспечивает распределение силы по организму животного. Короткая и прочная спина чаще сего оказывается малоподвижной. Такие свойства обременяются тряской во время верховой езды. Тем не менее для тяжелоупряжной это не критично, поскольку верхом на них ездят не так часто, а такое строение обеспечивает стойкость к физическим нагрузкам.

Круп – задняя часть тела лошади. Он обеспечивает работу задних конечностей. Для любой породы актуальным считается мощный, широкий и длинный круп. Тяговые лошади имеют округлую форму задней части тела, при этом она более развита в ширину, чем в длину.

Грудная клетка тяжеловоза широкая и имеет короткую кость. Это позволяет обеспечить правильную работу передних конечностей во время передвижения тяжелых грузов.

Промеры тяжеловозов разных пород

Экстерьер коней тяжелоупряжных пород может отличаться в зависимости от селекции. Каждая порода имеет собственные отличительные черты. Некоторые из них более подвижны, другие имеют крупные габариты, а третьи – хорошие способности к размножению.

Виды тяжелоупряжных лошадей и их описание

Многие породы тяжелоупряжных коней оказались на грани исчезновения. Это связано с тем, что в процессе селекции новых видов не все они оказались востребованы среди коневодов. При этом есть породы, которые и по сей день пользуются популярностью среди фермеров.

Советский тяжеловозный конь

Советский тяжеловозный конь был получен путем скрещивания местных беспородных особей с представителями бельгийских брабансонов. Их рост превышает полтора метра, а длина туловища достигает 170 см. Получившийся вид отличается своей активностью, доброжелательностью, выносливостью и быстрым взрослением. Эти качества сделали «Советов» незаменимым помощником колхозов во время проблем с процессом механизации сельского хозяйства. Кроме того, кобылы этой породы способны давать много молока.

Советская тяжеловозная порода

Владимирская тяжеловозная

Владимирская тяжеловозная порода стала потомком скрещивания Лорда Джеймса, Глен Албина и Бордер Бренд. Официально новый селекционный вид был зарегистрирован в 1947 году, но активно использовался еще до начала Второй Мировой войны. Высота особи достигает 170 см, длина тела доходит до 175 см. Породе свойственны скороспелость, добрый нрав и высокие способности к продолжению рода.

Австралийская тяжеловозная

Австралийская тяжеловозная лошадь была получена в результате селекции четырех пород. У себя на Родине она используется не только для выполнения физических работ. Высокие показатели экстерьера позволяют австралийским тяжелоупряжным коням принимать участие на выставках, а добрый нрав животных привел к тому, что в Австралии их используют для верховой езды. Недостатком для российских коневодов является непереносимость видом низких температур.

Австралийская тяжеловозная порода

Интересным является факт неизвестности пород, взятых для получения австралийских лошадей. Это привело к тому, что каждый заводчик имеет свой собственный вид животных. Они не подвержены стандартизации, поэтому указать их приблизительные рост и длину тела невозможно.

Брабансон

Брабансон – классическая порода тяжеловесов, которую используют как основу для введения новых видов. Благодаря своим высоким показателям выносливости, селекционеры часто используют их для скрещивания с менее продуктивными видами. Рост особей не превышает 160 см, а длина тела доходит до 180 см. Уже через два года после рождения таких лошадей можно использовать для сельскохозяйственных работ. Срок эксплуатации такого коня достигает 20 лет.

Кони породы Брабансон

Булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы считаются одной из самых старых пород. Еще в Древнем Риме их использовали для обработки полей и перевоза грузов. Официальное признание порода получила лишь поле 1627 года. Во время войны между Англией и Францией такие кони не только занимались работой на домашних хозяйствах, но и участвовали на поле битвы. Связано это с тем, что коневоды вывели два подвида: массивный для работы на крупных полях и менее тяжелый для труда на скромных хозяйствах и защиты поселений. Рост современных Булонских тяжеловозов немного превышает полтора метра, а вес в среднем достигает 750 кг. В Германии, Бельгии и Франции численность породы регулируется на государственном уровне.

Отличительные черты особей такой породы – массивная спина без выраженного изгиба, мускулистая широкая шея и широкие ноги.

Булонский тяговой конь

Ирландские тяжеловозы

Ирландские тяжеловозы получили свое распространение только на территориях Англии и Ирландии. Эта порода характеризуется своей универсальностью. Благодаря маленькому весу, но завидной выносливости, животные используются не только для обработки полей. На них продолжают отправляться на охоту, ездить на большие расстояния и участвовать в скачках. Экстерьер «ирландца» отличается ровной осанкой, прямую спину и округлый круп с высоко размещенным хвостом. Рост жеребца в холке достигает 167 см, а кобыл – 160 см.

Интересным является тот факт, что в Англии все кони имеют регистрационный номер. Заглавная буква обозначает оценку, полученную особью. Цифры означают номер коневода, а буквы M (male — мужской) и F (Female — женский) означают пол животного. После прохождения инспекции в паспорте лошади ставится соответствующая отметка.

Грациозный ирландский тяжеловоз

Першерон

Першерон – рекордсмен среди тяжелоупряжных пород. Рост некоторых особей превышает два метра, а вес достигает 1000 кг. Предки породы до сих пор остаются неизвестны. Но многие иппологи склонны полагать, что Першерон появился в результате скрещивания арабских скакунов, бретонских особей и булонской породы. Богатая наследственность наделила новый вид сухостью конституции, ловкостью, мягким ходом и поразительной выносливостью. Современная селекция этих лошадей не предполагает длинного волосяного покрова на конечностях. Это значительно упрощает процесс ухода за животными. Сочетание массивности и грациозности позволяет коням породы Першерон не только работать на фермах, но и выступать на цирковой арене.

Шайр – наиболее известная порода тяжелоупряжных лошадей в мире родом из Англии. Разведение таких коней считается элитным и престижным занятием, которое по карману далеко не многим. Стоимость молодой особи в возрасте до двух лет стартует от 8000 евро. Лошади имеют норовистый характер. Запрячь их – задача непростая, ведь Шайры не приемлют применение к себе силы. Их рост в холке достигает 180 см. Такие великаны отличаются спокойным нравом и покладистостью. Благодаря этим качествам Шайров часто используют для селекции новых пород, чтобы получить спокойных жеребят.

Конь породы Шайр

Выращивание лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность в процессе разведения таких лошадей заключается в том, что они круглогодично принимают участие в сельскохозяйственных работах. Взрослые кобылы работают 6 – 8 часов в сутки. За это время животное прерывается один раз на обед. От физического труда освобождаются только жеребые кобылы и самки в первый месяц выжеребки. Примерный распорядок дня трудоспособной кобылы выглядит так:

Время Действия
7:00 Подъем и уборка лошадей
8:00 Выход с ездовыми на работу
12:00 – 13:00 Перерыв с водопоем и выпасом
13:00 – 17:00 Продолжение рабочего дня
17:00 Выпас кобыл после завершения рабочего дня
20:00 Загон в стойло

Покупка лошади подразумевает регулярное ее использование для катания на телеге и санях или перевозки грузов, в зависимости от назначения породы. Все это требует умения правильно запрячь коня. Из чего состоит упряжь и какой она бывает, сможете узнать из данной статьи.

Примечательным является тот факт, что в конце трудового дня на выпас отправляют только взрослых коней и кобыл. Жеребцам дают свежую скошенную траву в денниках. До четырехмесячного возраста жеребята сопровождают мать в поле и подсасывают ее по мере необходимости. Особей в возрасте полугода начинают более активно подкармливать «взрослой» пищей в виде овса, сена и специализированных кормов.

Кобыла на выпасе с жеребенком

Молодняк на фермах чаще всего выращивают группами. Это в 1,5 раза уменьшает затраты коневодов на:

  • уборку;
  • раздачу кормов;
  • чистку молодняка.

Содержат жеребят свободными в помещении с открытым доступом к улице. Привязывают их лишь на период кормления специализированными кормами.

После того, как молодняк привык к соседству с другими жеребятами, начинают проводить первые тренировки. Сначала их учат передвигаться переменным аллюром. Чередуя простой шаг и рысь, животные проходят до 4 км. Далее дистанция постепенно увеличивается до 8 км за тренировку. При этом нужно помнить, что возвращение в стойло должно происходить обычным шагом. Некоторые коневоды добавляют к занятиям и шаг галопом. Такие тренировки не должны длиться более трех минут.

Лошадь породы Шайр на тренировке

Тренируют молодых тяжеловесов шесть дней в неделю, оставляя один день на выходной. Исключением являются метели и гололедица. Такие погодные условия позволяют отменять занятия.

Уход за лошадью – это не только правильный рацион кормления и комфортные условия содержания, но и грамотно подобранная сбруя. Важной частью таких аксессуаров является хомут. Как правильно подобрать размер хомута для свой лошади, найдете в данной статье.

Чем кормить тяжеловозов

Цены на фелуцен минеральный лизунец с магнием и железом для лошадей

Рацион тяжелоупряжных лошадей отличается повышенным процентом содержания грубых и сочных кормов. Рацион взрослой особи должен в себя включать:

Состав Процентное содержание
Концентрированный корм (овес и прочие зерновые культуры) 25%
Грубые корма (солома) 40%
Сочные корма (силос, свекла, картофель) 35%

Беременным кобылам меняют рацион, доводят до 40% соотношение сочных продуктов и снижают процент грубой пищи до 35%.

Примерный рацион лошади

Предназначение Вид работы Сено Овес Ржаная соломенная резка Дробленое льняное семя
Верховая лошадь Умеренная / усиленная работа 3 кг 4,5 / 6 кг 0,5 кг До 1 кг
Рабочая сельская лошадь Умеренная / усиленная работа 6 кг 6 / 8 кг 0,7 кг До 1 кг
Возовая лошадь Умеренная / усиленная работа 6 кг 9 кг 0,7 кг До 1 кг

Цены на брикет «Овсяный» для лошадей и жеребят

Если лошади содержатся на выпасе, а их основным продуктом питания является трава, животных необходимо докармливать концентрированными кормами. Чтобы они получали необходимые вещества для развития мышечной массы. Если пастбище не богато травой, лошадей рекомендуется дополнительно подкармливать скошенной травой даже в летний период.

Тяжеловозы за работой

За несколько веков разведения человеком лошадей история увидела несколько сотен пород. Наиболее полезными из них в хозяйстве оказались тяжеловесы. Сначала они помогали вспахивать поля, затем принимали участие в битвах и крестовых походах, а после и вовсе стали участниками мировых воин. Знатные лорды использовали тяжеловесов для охоты, рыцари седлали их в мощной и тяжелой броне. Более современные заводчики тяжеловозных лошадей приспособили вид для участия в соревнованиях и выступления в цирках. Всего этого помогли достичь селекционеры, которые уже сотни лет трудятся над универсальной породой, способной одновременно работать на ферме, показывать свою красоту на конкурсах и служить транспортом.

Видео — Тяжеловозы. Отличие от верховых лошадей

Топ 10 самых больших лошадей в мире

Лошади, невероятно красивые и сильные животные, с давних исторических времён проживают рядом с человеком. Человек приручил их и начал использовать для выполнения различных функций. Лошадей крупных пород применяли в качестве тягловой силы в хозяйстве, а также как средство для верховой езды при ведении военных действий и рыцарских поединков. Слабая лошадка не могла вынести средневекового рыцаря, экипированного в железную кольчугу, шлем и с тяжёлым оружием. Только мощные здоровые кони могли справиться с такой задачей.

Именно со времён Средневековья появилось понятие о рыцарских боевых конях – дестриэ. Многие самые большие лошади в мире ведут своё начало от дистриэ с рыцарских поединков. Коней современных пород: першеронов, шайров, брабансонов – можно считать сородичами рысаков средних веков. Рысаки были до тонны весом и ростом – около двух метров. Их потомки по многим показателям достойны своих дальних родственников.

Французские першероны не только сильные и мощные скаковые лошади, но ещё и грациозные. Считается, что их средний рост около 1,80 м. Это кони-тяжеловесы. Они используются для перемещения тяжестей и для конных выездок.

Английские шайры медлительны, но обладают большой выносливостью. Они способны перемещать грузы, пятикратно превышающие их собственный вес. Высота их составляет примерно 1,70 м, вес – 1200 кг. Но бывают в среде шайров и великаны, достигающие и превышающие двухметровый показатель роста.

Бельгийские брабансоны, высотой до 1,70 м, тоже имеют исключительных сородичей–рекордсменов. Более крупный вид породы был получен вследствие слияния двух пород (фламандской и арденской). Конь обновлённой породы вышел исключительно крепкий и выносливый, не боящийся тяжёлых нагрузок.

Порода русский тяжеловоз не уступает другим крупным лошадям ни в размерах, ни в выносливости. В конце XIX – в начале XX века для получения такого тяжеловеса понадобилось скрестить породы: арденскую, першеронскую и брабансонскую. Результат – прекрасная лошадь, с высококачественными данными рысака. Масса может достигать одной тонны, рост – 1,70 м. В рейтинге представлены самые крупные представители этих пород.

10. Диггер (рост 1,96 м)

Шотландский гигант жеребец Диггер весит 1200 кг, рост составляет 1,96 м. Он занимает 7-ую строчку рейтинга самых больших лошадей. Он хорошо себя ощущает, если за день съест 25 кг сена и выпьет около 100 литров воды. Когда Диггеру было 4 года, у него поменялся хозяин. Быстрый рост, в это время он уже вырос до 1,96 м, и здоровый аппетит не на шутку испугали бывшего владельца, и он решил передать скакуна другому хозяину. Громадный конь был принят в конный полк английской королевы. Но ему сложно жилось в Лондоне, и сейчас он вернулся на шотландские просторы.

9. Бруклин Сьюприм (рост 1,98 м)

Огромных размеров жеребец Бруклин Сьюприм занимает 10-е место среди самых крупных жеребцов. Он прожил двадцать лет, его вес достиг 1450 кг, высота – 1,98 м. Подковы для такого гигантского брабансона весили по 3,5 кг, в 5 раз больше, чем обыкновенная подкова средних размеров.

Бруклин жил в Бельгии перед Второй Мировой войной. Он пользовался большой популярностью среди населения, его демонстрировали на выставках и ярмарках. Порода брабансон славится внушительными размерами и высокой рыночной стоимостью.

8. Крэкер (рост 1,98 м)

Жеребец из Англии по кличке «Крекер» – популярная звезда телевизионных передач. Он настоящий джентльмен – доброжелательный, послушный, спокойный. Его высота – 1,98 м. Миниатюрная хозяйка может залезть на него только, встав на стремянку. Масса его составляет 1200 кг. За день животное поглощает 130 литров воды, с удовольствием ест морковь, сено, обожает сахар. Хозяева считают, что такое питание помогает ему поддерживать хорошую форму.

7. Нодди (рост 2,05 м)

Австралийский тяжеловоз Нордрем Лэскомб находится на 8-ом месте среди самых больших лошадей. Рост Нодди – 2,05 м, вес – 1300 кг. Он из породы шайр и размерами напоминает дедушку Эдварда – английского рекордсмена. Эта порода сейчас насчитывает около 2 тысяч особей в мире. Содержать такой крупный экземпляр лошади довольно дорого. Поэтому хозяйка привлекает своего питомца к работе в фермерском хозяйстве.

6. Дюк (рост 2,07 м)

Мерин Дюк из Великобритании расположился на 6-ом месте рейтинга крупных лошадей мира. Великан уже достиг высоты 2,07 м и продолжает расти дальше. Весит лошадь 1310 кг. Владелица скакуна уверена, что он так растёт благодаря её травяным настоям и необыкновенным яблокам, которые он очень любит. Травяным настоем Дюка отпаивали, когда он заболел. Мерин пошёл на поправку и стал быстрее расти. Возможно, в будущем Дюк станет новым рекордсменом по высоте.

Животное в день съедает по 10 кг сена и зерновых культур, около сотни литров воды и травяного настоя (20 литров). Дюк спокойное и доброжелательное животное, хорошо относится к другим лошадям. Единственное, что его беспокоит – грызуны. Он их боится.

5. Доктор Ле Жер (рост 2,13 м)

Французский жеребёнок-першерон по прозвищу «Доктор Ле Жер» появился на свет в 1902 году. Во взрослом состоянии его масса ничем не уступала среднему автомобилю – 1400 кг. По высоте великан дорос до 2,13 м. Стал рекордсменом среди першеронов, средняя высота которых не превышает 1,80 м. Лошади этой породы используются как тяжеловозы, а также для конных поездок. У них очень мягкий ход. Ле Жер стоит посередине рейтинга самых больших и тяжелых лошадей.

4. Марокко (рост 2,15 м)

Сведений об английском першероне Марокко практически нет. Известно, что когда-то лошадь считалась одной из самых крупных. До нас дошла лишь одна её фотография. Никаких других данных не сохранилось. Но вес в 1300 кг и рост 2,15 м ставит Марокко на 4-ое место среди самых больших лошадей в мире.

3. Биг Джейк (рост 2,17 м)

Конь Биг Джейк, живущий в американском штате Мичиган, удостоился чести попасть в книгу рекордов Гиннеса. Ведь это самая тяжёлая лошадь, живущая в современном мире. В нашем рейтинге самых больших лошадей в мире занимает третье место. В 11 лет Биг Джейк вырос до 2,17 м и весит около 2400 кг, что сопоставимо с весом вездехода.

Смолоду конь был диким и необузданным, случалось, доставалось и хозяину. Для него был построен загон в 36 кв.м. Великан со временем успокоился и стал участником разнообразных ток-шоу. Умиляет, что ему приходится выступать в паре с лошадкой-крошкой Эйнштейном. Они прекрасно ладят между собой и собирают тысячи зрителей на выступлениях. Несмотря на громадные размеры, Биг Джейк грациозен и артистичен.

2. По (рост 2,20 м)

Мерин «По», названный по фамилии американского писателя-фантаста и мистика, в настоящее время одна из самых больших лошадей в мире. Его рост от ушей до земли – 2,20 м, масса тела порядка 1500 кг. За день он съедает две кипы сена, пять килограммов зерна и выпивает около восьмидесяти литров воды. Аппетит хороший, конь здоров и находится в отличной форме.

1. Великий Сампсон (рост 2,20 м)

Победителем нашего топа самых больших лошадей в мире становится Английский жеребец Великий Сампсон. Конь-гигант весил около 1520 кг, высотой был в 2,20 м. Принадлежал к породе шайров и имел ещё другое имя – Мамонт. Жил он в XIX веке. Сампсона давно нет в живых, но его рекордные размеры заставляют признавать его фаворитом рейтинга самых-самых. В возрасте 4-х лет это было самое мощное и громадное животное из семейства лошадиных.

Распространенные породы и виды лошадей тяжеловозов

Красивыми породами лошадей могут считаться не только изящные рысаки. Очень эффектно выглядят лошади тяжеловозы. Эти животные отличаются от верховых скакунов не только внешностью, но и впечатляющими характеристиками. Эта порода лошадей тяжеловозов зародилась еще в Средние века, но активное развитие лошади тяжеловозы получили примерно три века назад. Эти гордые животные внесли огромный вклад в развитие сельского хозяйства и промышленности. В современном же мире они продолжают до сих пор пользоваться большой популярностью. На сегодняшний день насчитывается около десятка самых известных пород лошадей тяжеловозов.

История

Лошади тяжеловозы берут начало еще со Средних веков. Тогдашние рыцари в массивных доспехах и тяжелым оружием были настоящим испытанием для обычных лошадей. Мелкие лошади не годились для такой работы из-за своих маленьких ног и слабой спины. Благодаря большому спросу на боевых лошадей, люди стали заниматься выведением первых тяжеловесов.

С большой долей вероятности к потомкам таких животных могут отнести бельгийских брабансонов, английских шайров и французских першеронов. Данные животные отличаются могучей силой, крепким телосложением и спокойным нравом.

Галерея: лошади тяжеловозы (25 фото)

Тяжеловозные породы лошадей

К наиболее популярным породам лошадей тяжеловозов относятся:

  • Австралийские
  • Советские
  • Битюг
  • Брабансон
  • Болонские
  • Владимирские
  • Шотландские
  • Ирландские
  • Суффольк
  • Першерон
  • Шайр

Советский тяжеловоз

Это уникальная по-своему порода, которая имеет превосходные силовые качества. Животное этой породы прекрасно работает, имеет спокойный характер, неприхотлива к условиям. Советский тяжеловоз внешне очень красив: имеет развитую мускулатуру с мощными округлыми изгибами. На голове средних размеров тяжеловоза находятся относительно небольшие уши. Грудина крепкая, ноги поджарые. Хвост и грива имеет среднюю густоту. Данную породу различают на три типа: облегченные, основные и утяжеленные тяжеловозы. Жеребцы советских тяжеловозов в высоту достигают размеров 170 см. Самыми популярными мастями являются рыжая и бурая. Встречаются, конечно же, и чалые, гнедо-чалые, рыже-чалые.

Австралийский тяжеловоз

Кони этой породы — это результат скрещивания 4 австралийских коней (Шайров, Клейдесдалей, Першеронов, Суффольков). Средний вес австралийского коня от 600 до 900 килограмм, а средняя высота в холке — 170 см. По характеру они очень дружелюбны, легко привыкают к работе, любят ходить в упряжи и под седлом. Окрас может быть однотонным или пятнистым. Ноги, хвост и грива средней степени густоты.

Брабансон (Бельгийский тяжеловоз)

Отличная порода с выдающимися формами. Особенно ценится за могучие силу и правильный экстерьер. Рост у данной лошади средний — 165 см. У Брабансонов сильное плотное туловище, короткие ноги с хорошо выраженными суставами и короткая грива. Несмотря на свой могучий внешний вид, характер этой лошади очень спокойный и трудолюбивый. Окрас однотонный, как правило, рыжий или гнедой.

Битюг

Этот вид лошадей также еще называют «Ламовой лошадью». К большому сожалению, данная порода русских лошадей в настоящее время не сохранилась. Эти кони очень ценились в русских хозяйствах за свой трудолюбивый характер. По своему росту лошадь была достаточно низкой — около 158 см. Встречались две масти — бурая и мышастая. Эта порода тяжеловозов была выведена в результате скрещивания рысаков и русских тяжеловозов.

Владимирский тяжеловоз

Российская порода. Самыми распространенными мастями являются: рыжая, вороная и гнедая. Взрослые кони достигают высоты 165 см, средняя масса такого жеребца — 750 кг. Телосложение плотное, однако, несмотря на это, движения грузовая лошадь сохраняет плавные и грациозные. Этот вид коней часто выступает на соревнованиях. Ко всему прочему, они обладают хорошими племенными качествами. Владимирский тяжеловоз чаще всего используется для покрытия кобыл и для тягловой работы в крупных хозяйствах.

Болонские лошади тяжеловесы

Болонские кони по праву считаются одними из самых изящных представителей данного конного направления. Эта порода зародилась во Франции. Кони стремительно переходят из бега в рысь, при этом они движутся легко и быстро. Есть малые и крупные типы лошадей. К сожалению, малый тип на сегодняшний день практически исчез, а крупный тип используют как мясную породу лошадей, изготавливают из них колбасу и другие мясные продукты.

Средние показатели веса составляют от 750 до 900 кг. Рост высокий — около 170 см. Несмотря на то что это животное считается тяжеловозной лошадью, внешность у нее очень привлекательная: огромные глаза, изящные уши, вьющаяся грива, высокий лоб. Обладает прекрасным добрым характером. Этих лошадей очень любят заводчики по всему миру.

Ирландский конь тягач

Это лошади с великолепной подвижностью, прекрасным неприхотливым характером и хорошей выносливостью. При относительно небольших габаритах, эта порода обладает отменными силовыми качествами. В наше время эти замечательные животные используются как для соревнований, так и для охоты. Внешне кони выглядят очень аккуратно, имеют ровную осанку, прямую спину, покатый круп и высокий хвост. Основными окрасами являются: вороной, рыжий, серый, гнедой, а также различные окрасы с белыми пятнами.

Шотландский тяжеловоз (Клейдесдаль)

Отменная порода с прекрасными ездовыми характеристиками. Была выведена в Шотландии, а местом ее обитания стала Великобритания. Эта порода обладает мощным телом, огромной мышечной массой и широким костяком. Для того чтобы добиться высокой работоспособности этих шотландских коней, необходимо содержать их в качественных условиях и кормить хорошими кормами. Основными мастями являются: чалая, гнедая, рыжая, вороная, серая.

У стандартных пород ноги Клейдесдаля всегда массивные и имеют выраженные суставы.

Першерон

Першерон славится своей массой и громадным ростом. Кони этой породы по праву являются одними из рекордсменов по росту и весу. Были зафиксированы отдельные экземпляры, которые имеют больше двух метров роста в холке. Першероны не только красивы, но и невероятно выносливы, они могут пробежать несколько часов не отдыхая. Имеют красивую рельефную голову и аккуратные уши, это результат нахождения в их крови арабских примесей. Окрасы: вороной, серый в яблоках и другие. В настоящие время першеронов привыкли разводить без оброслостей на ногах, это упрощает уход за ними и делает работу на земле более простой.

Суффольк

Благодаря своим массивным туловищам, ноги коней кажутся короткими. Суффольки считаются не слишком большими лошадьми, имеют чрезвычайно терпеливый и работящий характер. Масти сохраняют традиционно каштановый цвет с различными оттенками: мучнистые, золотые, медные и лимонные. Характерной отметиной является звездочка на лбу. По своему характеру достаточно покладисты и неконфликтны, поэтому прекрасно подойдут для обучения детей верховой езде.

Тяжеловозы Шайр

Шайр — это лучшие тягловые лошади на всей планете. Известны своими гигантскими размерами и прекрасной внешностью. Благородная и престижная английская порода, прекрасно подойдет для разведения. Эти животные часто принимают участие в забегах и нередко занимают призовые места. Независимо от того, в каком регионе разводятся лошади, у них неизменно будет густая растительность на ногах. Мать преимущественно гнедая или караковая. Характер тяжелый и норовистый. Плохо относятся к грубой силе, тяжело даются в упряжь.

Соревнования тяжеловозов

Первые турниры с участием таких животных начали проводить в СССР. Основными параметрами, по которым оценивали таких коней была скорость доставки грузов: рысью или шагом, выносливость и максимальную тяговую силу лошади. В современном мире подобные соревнования проводятся в США, Японии и Италии. Однако помимо вышеуказанных показателей также учитываются: породность лошади, ее характер, экстерьер и контактность с человеком.

Использование

Конечно же, сейчас такой большой необходимости в тяжеловозах нет, однако, и сегодня для таких животных находят полезное применение.

  • В труднодоступных местах проживания — для заготовки леса.
  • На частных подворьях, для перевозки грузов.
  • Для изготовления мясной продукции.

Также чистокровных тяжеловозов используют для улучшения генофонда. Они уверенно передают свои экстерьерные особенности, силу и мощь своему потомству.

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона. Заметна роль европейских тяжеловозных пород и в создании современного российского тяжеловозного коневодства, однако ещё до их появления Россия могла похвастаться лошадью-тяжеловозом, по своим характеристикам мало чем уступавшей лучшим европейским видам.

Тяжеловоз-легенда

При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни. Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён. История его происхождения теряется в тумане столетий, и мы о ней можем только догадываться. Согласно одной из версий, предками битюга были степные аборигенные кони, которых во времена Петра Первого стали скрещивать с завезёнными при нём голландскими и датскими жеребцами, а впоследствии – с орловскими рысками. Согласно второй, его предками были упомянутые нами древнерусские поводные или сумные лошади. Вполне возможно, что речь идёт об одних и тех же лошадях, существовавших в разное время. Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно. В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси. Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.

Названием же это слово стало лишь в XVIII столетии. Связано оно с местом выведения тяжелоупряжной лошади – долиной одноимённой реки, левого притока Дона, протекающего по территории современных Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. По дошедшим до нас описаниям, русский битюг, которого смело можно назвать пращуром всех российских тяжеловозов, выглядел так:

  1. высота в холке до 178 см. После селекции с другими породами – в частности, с рысаками – рост битюга стал составлять 155-165 см.
  2. широкие грудь, крестец и спина.
  3. удлинённый круп.
  4. крепкое и длинное туловище.
  5. сухие, но крепкие ноги с развитыми щётками и плотными копытами.
  6. длинная грива.
  7. волнистый хвост.
  8. основные масти – гнедая и серая. Иногда встречались рыжая и пегая.

По характеру же, если верить отзывам, это была спокойная, трудолюбивая, добрая, лёгкая в обращении и покладистая лошадь. Битюгов использовали не только для перевозок, но и по примеру древнерусских богатырей для езды верхом. К сожалению, эта лошадь не была свободна от недостатков, к которым относились тонина конечностей и плохо развитый окорок. Некоторые эксперты также отмечают, что у битюга была слаборазвитая как для настоящей тяжеловозной породы спина.

Битюгов выращивали на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская губерния). Одно время они были столь распространены, что их можно было встретить и в деревне, и в городе, где их называли «ломовая лошадь». Однако к концу XIX столетия они начали исчезать. Одной из главных причин стала распашка степей и связанное с нею сокращение травяной базы, из-за чего владельцы битюгов вынуждены были кормить их неподходящим для нормального полноценного содержания кормом. Кроме того, их кровь разбавлялась и поглощалась при селекции с породами западноевропейского происхождения. В наше время, как мы уже упоминали, от породы осталось лишь нарицательное слово. Правда, некоторые историки и исследователи предполагают, что перед исчезновением битюгов с их помощью сумели вывести новую породу – воронежскую упряжную. Действительно, в её облике есть что-то от полулегендарного битюга.

Битюгов

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX-ХХ веков в России стали появляться тяжеловозные европейские породы, с которыми начали скрещивать битюгов и других аборигенных упряжных лошадей. В результате селекции качества завезённых животных возобладали над характеристиками местных, поэтому специалисты говорят о поглотительном скрещивании, ставшем одной из причин исчезновения битюгов. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает», и селекция битюгов с завезёнными из Бельгии тяжеловозами арденами (а затем, по некоторым данным, с першеронами и некоторыми полукровными породами) подарила России новую породу, первоначально названную «русский арден». От своих бельгийских тёзок-родителей русских арденов отличало гармоничное сложение (бельгийцы были мелки и дисгармоничны) и хорошие качества экстерьера. Не в последнюю очередь это было достигнуто благодаря тому, что селекция проводилась под контролем учёных Петровской (ныне Тимирязевской) академии.

Новая порода, выделявшаяся среди родственных ей «европейцев», была по достоинству оценена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где тринадцатилетний жеребец — тяжеловоз Каравай был награждён золотой медалью. Всемирное признание повлекло за собой распространение русского ардена не только в России, но и за её пределами. Его использовали и как рабочую лошадь, и как улучшателя других пород сельскохозяйственного назначения. В 1909 году родился жеребец Караул, ставший родоначальником знаменитой внутрипородной линии. Русского ардена ждало большое будущее, но Первая мировая война и последовавшие за ней события революции 1917 года и гражданской войны неблагоприятно отразились на породе. В 1924 году насчитывалось всего лишь 92 лошади, однако, несмотря на это, работа над видом по-прежнему продолжалась. К линии Караула прибавилась линия Ларчика, рождённого в суровом 1918 году. Под влиянием этих двух жеребцов окончательно сформировалась генеалогическая и генетическая структуры породы.

По некоторым сведениям, в 30-х годах ХХ века почти все представители русского ардена по неизвестным причинам были уничтожены, однако несколько особей удалось сохранить, и после Великой Отечественной войны началось его возрождение. И лишь в 1952 году породу зарегистрировали как «русский тяжеловоз».

На сегодняшний день существует три её типа:

  1. массивный (самый крупный).
  2. уральский (отличается более длинными и оброслыми ногами).
  3. новоалександровский (характеризуется сочетанием меньших размеров с массивностью).

Внешние характеристики лошади, присущие всем трём типам, таковы:

  1. рост в холке – всего лишь 150 см., вес жеребцов – 600-700 кг., а кобыл – 550-600 кг. Новорожденный жеребёнок может весить до 250 кг.
  2. мускулистое тело.
  3. густогривость и оброслые ножные щётки.
  4. голова средних размеров с прямым профилем.
  5. короткая и широкая шея.
  6. длинная и мягкая спина.

Русские тяжеловозы отличаются следующими качествами:

  1. скороспелостью. Уже в полтора года жеребёнок может весить свыше 400 кг. Полное созревание лошади происходит к трёхлетнему возрасту.
  2. энергичностью и подвижностью.
  3. покладистым нравом.
  4. замечательной работоспособностью и тягловыми качествами. Известно, что русский тяжеловоз может перевозить грузы весом свыше 20 тонн. По отношению к весу своего тела это – наибольший вес, который способна тянуть тяжелоупряжная лошадь, выведенная в СССР.
  5. нетребовательностью к содержанию, при котором ни одно из ценных качеств лошади не пропадает и не умаляется.
  6. холодоустойчивостью.
  7. способностью работать на неровной пересечённой местности.
  8. высокой молочностью и жирным молоком, из которого в ряде регионов делается кумыс. Рекордсменка по количеству молока – кобыла по кличке Лукошка (4870 литров за 305 дней лактации).

Неудивительно, что эта порода до сих пор распространена в хозяйстве многих стран. На постсоветском пространстве её можно встретить как в российских регионах вплоть до Западной Сибири, так и в Беларуси, в Украине и на Кавказе.

1952 год стал знаменательным не только для русского тяжеловоза. В этом же году была зарегистрирована ещё одна порода, выведенная на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конезаводах. Речь идёт о советском тяжеловозе.

Русский тяжеловоз

Советский тяжеловоз

Его основой стали помеси битюгов с арденами и першеронами и их потомки с английскими суффолками и завезёнными ещё в XIX веке из Бельгии знаменитыми рабочими лошадьми породы брабансон. Как и в случае с арденами, поначалу в новой породе возобладали качества суффолков, однако под влиянием последующей работы экстерьер и характеристики новой породы значительно улучшились. Главную роль в её создании сыграли бельгийские жеребцы Боже (родился в 1919 году), Эндижен де Лаваль (1923 г.р.), Клерон Реми (1910) и Полэн де Вер (1921). До сих пор в советских тяжеловозах в той или иной степени присутствует кровь этих жеребцов и их потомков, а линия Боже является лидирующей. Однако по сравнению с брабансонами будущие советские тяжеловозы были мельче, суше, подвижнее и гармоничнее. Что же касается влияния суффолков, то, к сожалению, кличек жеребцов, которые бы сыграли похожую по своему значению роль, история не сохранила.

В 30-х годах ХХ века появились первые жеребята с устойчивыми породными генетическими признаками, и началось постепенное удаление брабансонов и других пород из племенного производства, закончившееся к началу 50-х годов.

Советский тяжеловоз легко узнаваем по следующим особенностям:

  1. рост – 160-170 см., вес – от 700 кг. до одной тонны.
  2. голова средней величины.
  3. среднедлинная обмускуленная шея.
  4. низкая холка.
  5. широкая, ровная, иногда мягкая спина и очень широкий, раздвоенный и свислый круп.
  6. широкая грудина с округлыми рёбрами.
  7. немного суховатые, но крепкие ноги средней длины.
  8. умеренная гривастость и оброслость хвоста и ножных щёток.
  9. крепкая конституция, однако у некоторых представителей могут встречаться рыхлость и серость – остаточное наследие брабансонов.
  10. главенствующая породная масть – рыжая и рыже-чалая, иногда – гнедая и гнедо-чалая.

Породе также присущи следующие особенности:

  1. скороспелость. К полугоду жеребята весят 365 кг., а к году – 525-540.
  2. неприхотливость в содержании и способность поедать дешевые корма без последствий для своего здоровья.
  3. замечательные рабочие качества. Советскому тяжеловозу принадлежит своеобразный рекорд по грузоподъёмности, установленный жеребцом Форсом в 1957 году на соревнованиях в Тамбове, который провез груз весом почти в 23 тонны (22991 кг.) на расстояние 35 метров.
  4. высокая молочность. Рекордсменкой породы считается кобыла Рябина, от которой за 338 дней лактации было получено 6173 литра молока.
  5. спокойный темперамент.

В начале XXI столетия спрос на породу внутри России стал падать. И несмотря на то, что до сих пор советский тяжеловоз участвует в соревнованиях, занимает призовые места и пользуется огромной популярностью за рубежом как улучшатель аборигенных лошадей, Починковский завод в 2009 году был объявлен банкротом. В 2015 году подобная судьба постигла АПК «Перевозский» (Нижегородская область), также занимавшийся разведением советского тяжеловоза. Над видом нависла угроза полного исчезновения: от некогда распространённой многочисленной породы осталось лишь несколько десятков лошадей, среди которых – чемпион Раскат. Однако немногочисленные работники заводов всё ещё надеются на чудо и пытаются в тяжёлых условиях сохранить то, что есть…

Советский тяжеловоз

Заключение

Каждая лошадь – это часть красоты. Не являются исключением и тяжеловозные породы лошадей. Грустно осознавать, что с развитием человечества места для такой красоты остаётся в его жизни всё меньше и меньше. Слава Богу, существуют ещё энтузиасты, поклонники тех или иных пород, благодаря которым, в частности, ещё не исчез советский тяжеловоз, но надолго ли их хватит? С другой стороны, многие заграничные породы лошадей переживали в своей истории не лучшие времена и часто стояли на грани исчезновения, однако выжили и сейчас развиваются на радость поклонникам конного мира. Возможно, что подобное будущее ждёт и русские тяжеловозные породы. По крайней мере, нам искренне хочется в это верить.

В заключение же мы предлагаем вам посмотреть вот это видео, на котором герои нашего материала предстанут перед вами во всей своей красе.