В эпоху Средневековья на полях сражений господствовала рыцарская кавалерия. Её успех объяснялся не только храбростью и профессионализмом всадников, но и качеством оружия и защитного снаряжения, а также силой, скоростью и выносливостью коней. Чтобы на поле боя появился наездник в тяжёлых доспехах, понадобились напряжённые и скрытые от глаз усилия многих поколений конюхов, выводивших лошадь, которая была бы под стать воину. История рыцарских коней овеяна многочисленными слухами и в немалой степени мифологизирована. Попытаемся некоторые из этих мифов развеять.

Древность

На Пьяцца дель Кампидольо в Риме стоит конная бронзовая статуя императора Марка Аврелия. Она наглядно доказывает, что римляне располагали крупными лошадьми мощного телосложения, способными нести на спине всадника в тяжёлом доспехе. Таких лошадей римские авторы относили к восточным породам: парфянской, мидийской и нисейской. Хотя их устойчиво именуют «большими», по нынешним меркам они скорее относились к средним, имея рост не более 155 см в холке. В армии лошадей ценили скорее за выносливость, а не за большой рост. Остеологический анализ скелетов показывает, что в среднем они были несколько ниже современных лошадей — от 137 до 142 см в холке. Плиний Старший сообщал, что римляне предпочитали ездить на кобылах, однако в ремонтных списках представлены как кобылы, так и жеребцы. Из 31 лошадиного скелета, обнаруженного на месте сражения с германцами под Крефельд-Геллепом, примерно половина принадлежала жеребцам, а половина — кобылам.

Противники римлян — германцы — ездили на быстрых низкорослых лошадях, чей рост в холке составлял примерно 120–135 см. Несколько скелетов такого размера были обнаружены среди находок у Крефельда-Геллепа — должно быть, они принадлежали лошадям германцев. Римские авторы сообщали, что зарейнские племена при случае старались приобретать лошадей у римлян или галлов. Поздним отголоском этой практики является термин для обозначения боевого коня — marach, который встречается в Бургундской и Алеманнской правдах и, безусловно, является германским заимствованием из кельтского языка. Тем же путём была заимствована часть технической лексики коневодства. Сами германцы не занимались селекцией пород и разведением лошадей.

В ходе Великого переселения народов крупные хозяйства, в которых выращивались лошади для римской армии, подверглись разграблению. Племенные животные пропали. В последующие столетия селекцию лошадей пришлось организовывать заново.

Раннее Средневековье

В раннем Средневековье на полях сражений доминировала пехота. Даже знатные воины, выступавшие в поход верхом, предпочитали сражаться спешенными. Ситуация изменилась, когда противниками франков стали народы, активно использовавшие кавалерию — прежде всего мусульмане-арабы. Переломным моментом стало сражение при Пуатье 10 октября 732 года, в котором Карл Мартелл смог остановить их продвижение. Хотя франкская пехота и одержала победу, Карл сделал правильный вывод о пользе кавалерии. Чтобы увеличить число всадников, он начал раздавать земли во владение своим дружинникам, ставя условие: несение конной службы.

Дальним последствием этих реформ стало возникновение слоя средних и мелких землевладельцев, которые в качестве конных воинов составили основу франкской военной организации. По подсчётам историков, в эпоху Карла Великого (вторая половина VIII — первая половина IX века) армия франков насчитывала в среднем от 2500 до 3000 всадников и примерно от 6000 до 10 000 пехотинцев. Во время крупных кампаний собиралось 20 000 воинов, а полная мобилизация могла дать 35 000 всадников.

Другим направлением постоянных усилий короны стало распространение культуры коневодства. Уже в конце VIII века во Франции появились специальные конезаводы, большей частью принадлежавшие магнатам, у которых имелись конюшни и луга для выпаса животных. Здесь проводились целенаправленные эксперименты с целью увеличить рост, силу и выносливость боевых лошадей. Высокая стоимость таких животных делала этот вид предпринимательства особенно доходным. Кроме того, ему покровительствовала королевская власть. Важным стимулом, подстегнувшим развитие коневодства, стала примесь крови испанских и арабских лошадей, захваченных франками после победы Карла Мартелла при Пуатье.

Кроме Франции, ещё одним регионом разведения лошадей являлась Испания — отчасти из-за её исторической репутации в качестве центра коневодства, отчасти из-за культурного взаимодействия с мусульманским миром.

Несомненно, дополнительный импульс коневодство получило в эпоху Крестовых походов, когда европейцы познакомились с туркменскими лошадьми из Ирана и Анатолии.

Сёдла, стремена и подковы

На эффективность действий франкской кавалерии повлияли технические изобретения, сделанные в эпоху раннего Средневековья — в частности, распространение жёсткой каркасной конструкции седла и появление стремян.

Ленчик седла вырезали из дерева. Две плоские доски, располагавшиеся по обе стороны от позвоночника лошади, соединялись высокими передней и задней луками. Между ними располагалось сиденье, которое снаружи обтягивалось выделанной кожей. Всадник в таком седле как бы приподнимался над спиной лошади. Давление от его веса распределялось более равномерно. Верховая езда стала более комфортной как для человека, так и для животного, а это уменьшило утомляемость последнего и увеличило его «срок эксплуатации». Седло крепилось на спину лошади при помощи подпруги и могло дополнительно фиксироваться грудным ремнём и подхвостником. Чтобы оно не натирало спину животного, под седло подкладывали потник.

Стремена появились на востоке Евразии. Кочевники-авары занесли их на запад, где они и распространились в VII–IХ веках. Первоначально стремена использовались как средство, позволявшее облегчить посадку в седло. Вдевая в них ноги, всадники также меньше уставали во время дальних переходов. Использование стремян в боевых условиях открыло новые возможности. Упираясь в них ногами и привставая в седле, всадник мог маневрировать центром тяжести тела и при сильном ударе уже не так рисковал вылететь из седла. Имея надёжную точку опоры, он мог рубить своего противника мечом или же атаковать врага, нанося ему таранный удар копьём. Для этого наездник вытягивал ноги, упирался спиной в заднюю луку седла, слегка наклонялся вперёд и устремлялся в атаку, зажимая древко копья подмышкой. Такая техника позволяла «соединить» массу всадника и энергию движущегося коня. Удар получался тем сильнее, чем быстрее двигался конь.

Ещё одним малозаметным на первый взгляд нововведением стало распространение подков. Хотя обычай подковывать вьючных животных — мулов и ослов — был известен ещё галлам и римлянам, в древности подковы не получили широкого развития. В сухом климате Средиземноморья копыта лошадей сохраняли естественную твёрдость и позволяли идти на галопе даже по каменистой почве. В условиях Северной Европы, на влажных болотистых почвах, напротив, копыта лошадей быстро размягчались, стирались, а порой и трескались.

Возможно, подковы, как и стремена, в Западную Европу занесли кочевники-авары. От византийцев их переняли франки. К началу эпохи Крестовых походов обычай подковывать коней приобрёл всеобщий характер. Подковы позволяли животным проходить дальние расстояния с более высокой скоростью по любой, в том числе и каменистой, местности без повреждений, а также вести войну в любое время года.

Рыцарский конь

Примерно с XII века стала известна особая порода рыцарских боевых коней — дестриеров (фр. destrier). Это имя происходит от латинского equus dextarius (dextra — «правая рука»): обычно боевого коня вели справа от сеньора, чтобы тот в любой момент мог пересесть с ездовой кобылы или мерина. Дестриеры обладали большим ростом и мощным телосложением, позволявшим им нести на спине всадника в тяжёлом доспехе. Происхождение этой породы покрыто туманом неизвестности. Считается, что она появилась в результате длительного и сложного селекционного процесса гибридизации низкорослой европейской лошади и лошадей арабской или берберской породы. Возможно, впервые её вывели в Испании, где имелись наилучшие возможности для такого рода экспериментов. Испанские кони своей красотой, силой и скоростью славились по всей Европе, где на них ездили короли и знать. По своему экстерьеру рыцарские кони походили на современных андалузцев или лошадей фризской породы, которые ведут от них своё происхождение.

Широко распространённые сегодня представления о том, что рост рыцарских коней доходил до 170 см и выше, а телосложением они напоминали бельгийских першеронов или лошадей саффолкской породы, являются не более чем мифом. Анализ изобразительных и археологических источников, а также исследование костных останков свидетельствуют, что в XI–XII веках обычный рост боевых коней колебался между 147 и 152 см в холке, а к XIII веку они подросли до 150–160 см. Это были сильные лошади коренастого телосложения, с развитой грудной клеткой и крепкой мускулатурой, массой 540–590 кг. Конечно, это больше средних размеров рабочих лошадей того времени, но всё же сильно не дотягивает до современных тяжеловозов.

Те же пропорции сохранялись и три века спустя. Доспехи для лошадей XV–XVI веков, изготовленные Королевской оружейной палатой в Лондоне, рассчитаны на животных ростом от 150 до 160 см, телосложением напоминавших литовских дригантов. Эти же лошади служили моделями для конных статуй XV–XVII столетий, которые позволяют на глаз оценить размеры рыцарских коней.

Питательной почвой мифа о размерах средневековых рыцарских коней является ложное представление о тяжести брони и доспехов, которые они носили. Это утверждение не выдерживает критики. Самый тяжёлый турнирный доспех XV–XVI веков весил чуть больше 40 кг, а боевой доспех был значительно легче — от 18 до 32 кг. Лошадиные доспехи чаще надевались на турнирах, чем в бою, и они также редко весили более 30 кг. В боевых условиях в качестве защитного средства для лошади гораздо чаще использовались мягкие попоны из простёганной ткани, которые были столь же эффективны против оружия противника, но при этом значительно легче. Учитывая, что лошадь на спине может нести груз до трети своего веса, одетого в рыцарские доспехи всадника без труда может выдержать обыкновенная рабочая лошадь весом 540–590 кг.

Эксперименты реконструкторов показывают, что для боевого коня имеет значение скорее сила и ловкость, нежели размеры. Очень вероятно, что большие массивные лошади являлись скорее элементом престижа и данью моде, нежели насущной необходимостью.

Порода и пол

В Европе в качестве боевых коней чаще использовались нехолощёные жеребцы, чья природная агрессивность служила важным подспорьем в схватке. Боевых коней специально обучали лягаться и кусать противника. Кобылы по своим физическим данным считались менее подходящими для этой роли. Однако они всегда славились выносливостью, а кроме того, были более смирными и лучше подчинялись командам.

Чтобы сделать коней более сильными и в то же время послушными, их предпочитали холостить в раннем возрасте. Получался отличный боевой конь для ведения малой войны, в которой, как известно, сила и скорость животного приносились в жертву его выносливости. В произведениях искусства рядовые воины нередко изображены верхом на лошадях весьма скромного экстерьера. Впрочем, споры о том, кто лучше подходит для использования в военном деле — жеребцы, кобылы или мерины, — специалисты вели ещё и в XIX веке.

К числу пригодных не только к войне, но и к мирной жизни пород лошадей относились рысаки (courser) — сильные кони более лёгкого телосложения, которых использовали для быстрой скачки или охоты. Они стоили дорого, но не настолько, как дестриеры. Универсальной рабочей лошадкой войны являлись верховые (rouncey), на которых ездили бедные рыцари, сержанты и оруженосцы. Верховых использовали в лёгкой кавалерии, а также для охоты. По стоимости им были равны ездовые лошади (palfrey). Знатные дамы для выездов заводили небольших испанских лошадей (jennet), славившихся покладистым характером. Сами испанцы использовали этих лошадей для лёгкой кавалерии.

На выбор лошади иногда влиял ожидаемый характер военной кампании. К примеру, указ о мобилизации войска, разосланный в Англии в 1327 году, прямо требовал явиться на службу на верховых (rouncey) для быстрого передвижения. В качестве упряжных или вьючных лошадей (summarii) использовались низкорослые породы и даже пони, известные выносливостью и способностью к дальним переходам.

Стоимость боевых лошадей

Боевые кони стоили чрезвычайно дорого. Салическая правда VII века предусматривала возмещение в 12 золотых солидов за боевого коня, 3 солида — за здоровую кобылу и 1 солид — за корову. Дестриеры стоили ещё дороже: от 20 до 300 парижских ливров — в сравнении с 5–12 ливрами, в которые обходился обычный рысак. В 1298 году чешский король Вацлав II приобрёл коня за 1000 марок. Во Франции в 1265 году стоимость верхового коня для оруженосца составляла всего 20 марок. В 1297 году Жарар де Моор, сеньор Вессегем, владел семью боевыми конями общей стоимостью 1200 турских ливров, что равнялось годовому доходу обеспеченного рыцаря. В Англии около 1250 года стоимость снаряжения рыцаря, включая коней, равнялась его годовому доходу, то есть 20 фунтам стерлингов. В XV веке французский воин вкладывал в покупку одного только боевого коня сумму, примерно равную своему полугодовому или годовому жалованью, в то время как на вооружение он тратил трёхмесячную «зарплату».

Помимо боевого коня, а лучше двух, для участия в военном походе рыцарям полагалось иметь ездовую лошадь, мула для поклажи, одного или нескольких оруженосцев, сопровождавших его верхом, а также конюха и прочих слуг. Для перевозки необходимых припасов нужна была повозка с кожаным верхом. Чем выше ранг имел воин, тем более многочисленной была его свита. О порядке расходов на её содержание и уровне цен дают представление закупки лошадей Робера II, графа Артуа, для себя и своих людей в 1302 году, в преддверии похода во Фландрию. Пять «больших коней» (один из Испании) обошлись ему в среднем в 280 парижских ливров за каждого, восемь обычных — по 115 парижских ливров, два парадных коня — по 50 парижских ливров, один скакун — по 60 парижских ливров, 14 упряжных лошадей — по 34 парижских ливра и, наконец, три маленьких упряжных лошади — в среднем по 12 парижских ливров за каждую.

Першерон – лошадь и под воду, и под воеводу

Если во время просмотра фильма о приключениях французских мушкетеров вы увидите роскошную карету, которую тянет по проселочной дороге шестерка мощных лошадей, будьте уверены, это знаменитые французские першероны. Свое название кони получили по месту своего рождения – в Перше, что находится на территории Нормандии. Их использовали для работ, требующих выносливости и силы.
Например, именно французских тяжеловозов, как еще называют першеронов, впрягали в первые трамваи-конки. Их также использовали для конных прогулок – считается, что они обеспечивают особенно мягкий ход. Неизменным успехом пользуются першероны и как цирковые артисты. Их нарядная масть и правильные, красивые движения завоевали любовь многих эквилибристов.
Выведенные в начале 19 века, уже в конце того же столетия першероны были ввезены в Россию. Лошади першеронской породы неоднократно принимали участие в российских выставках. Так, в Санкт-Петербурге в 1879 году золотой похвальный лист был вручен за всю ставку лошадей першеронской породы. До Великой Отечественной войны ими занимались на Хреновском конезаводе Воронежской области. В 1941 году весь племенной запас был эвакуирован в Ульяновскую область, где на его основе был создан Октябрьский конный завод.
В те тяжелые годы прилагались все усилия, чтобы сберечь племенную кровь. В свое время перешероны участвовали во всех выставках. Теперь же по крохам собирается то, что было бездумно растранжирено в перестроечные годы. Першероны в свое время во всех выставках участвовали. В 1976 году «октябрьская» кобыла Слива установила мировой рекорд – протянула груз весом в девять тонн на два километра 138 метров. До сих пор этот рекорд ни одна порода в России не превысила.
Наталья Александровна и Дмитрий Владимирович Глушенковы из села Коржевка Инзенского района познакомили нас с будущей конефермой, которую они хотят возвести собственными силами. И у них это неплохо получается. Несмотря на то, что из-за строительства конюшни дел невпроворот, Глушенковы уделили нам время и рассказали о своем хозяйстве.
– Любовь к лошадям у меня с малых лет, – объясняет Наталья Александровна. – Я родилась и выросла в Ульяновске. Но мои бабушка с дедушкой жили в этом селе и держали лошадей. А я приезжала сюда на летние каникулы к любимым животным. Чего только не было – я и падала с лошади, и кусала она меня, и лягала. А как-то, помню, хотела жеребенка за хвост поймать, так он меня в живот пнул. Орала я блажью. Но от этого моя привязанность к лошадям не убавилась. Словом, «больная» ими была еще я с детства.
Былые победы
Свою любовь Наталья Александровна встретила благодаря лошадям. С будущим супругом познакомилась в конно-спор-тивной секции, которую стала посещать со школьного возраста. Постепенно дружба и общее увлечение переросли в большое чувство. Родилась семья. Первое время Глушенковы жили и работали в Ульяновске. Но через несколько лет молодого, но уже завоевавшего славу спортсмена Дмитрия Глушен-кова (в 15 лет он стал чемпионом России) заметили в Волгограде и пригласили работать в частную конюшню. После семейного совета было решено ехать вместе. За три года, которые супруги прожили в небольшом поселке, они внесли огромный вклад в конный спорт этого региона. Дмитрий Владимирович был не только лучшим наездником в Волгоградской области, но вошел в 1995 году в десятку сильнейших спортсменов России и неоднократно становился чемпионом страны.
– Все были шокированы: из деревни лпх-ударник приехал и лучших мастеров из столицы за пояс заткнул, – с улыбкой вспоминает Наталья Александровна. – Никогда не забуду, как мы ездили выступать в 1997 году на конных соревнованиях в Ростовскую область. Даже несмотря на то, что перед самым стартом наш буденновец по кличке Кубик расковался, он и на трех подковах пришел первым. До этого, не поверите, он коров в деревне пас. Когда муж увидел, как Кубик двухметровый забор перепрыгнул, было решено сделать из него спортсмена. И результаты показали, что мы не ошиблись в лошади.
Многое бы еще могли сделать для Волгоградской области Глушенковы, но когда сменилось руководство, супругам пришлось уехать оттуда.
– Уже не раз убеждалась, что в конном спорте многое зависит от одного человека, -делится Наталья Александровна. – Был у нас глава администрации, который безумно любил лошадей. Так он на радостях, что Дима выступил на чемпионате России, асфальт проложил до нашей конефермы. Но он погиб в аварии, и к власти пришел другой. Чем ему не угодили, не знаю, но не забуду его слова: «Первое, что я уничтожу, это конеферму». Благо, в том далеком 1998 году требовались тренеры на Октябрьский конезавод, что в селе Первомайское Кузоватовского района. Вот мы туда и переехали.
Работа в одном из «семи чудес Ульяновской области»
Когда Глушенковы пришли на Октябрьский конезавод, предприятие успешно развивалось. Конюшни были забиты, лошадей некуда было ставить. Ульяновские першероны завоевывали золотые медали на многих выставках. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации гордилось ульяновским предприятием и в 2005 году даже наградило его золотой грамотой. Еще бы, единственное в России место, где разводят знаменитых тяжеловесов-першеронов, всего таких предприятий в мире шесть. Кстати, по итогам регионального конкурса «Семь чудес света» першероны, наряду с реликтовым Белым озером, Никольской горой, Юловским прудом, храмом Дмитрия Солунского, Скри-пинскими Кучурами и мемориальной зоной «Родина Ленина», официально были признаны чудом Ульяновской области.
– Здесь я и познакомилась с першеронами, – делится Наталья Александровна. – Первые годы Октябрьский конезавод был передовиком производства. Мы здесь растили будущих чемпионов. Кстати, наши дети немало призовых мест заняли на соревнованиях по конному спорту. Но постепенно хозяйство пришло в упадок. Все растаскивали по кирпичику, лошадей продавали за бесценок, зарплату не выдавали. Мы с мужем до последнего момента работали, пока конезавод окончательно не обанкротился. И даже двух жеребят смогли под свою зарплату выкупить.
От любимых лошадей не отказались
Измученным животным Глушенковы нашли новый кров – в селе Коржевка, где продолжили заниматься разведением лошадей. Большой поддержкой в организации нового дела стала помощь Россельхозбанка.
– На кредит мы купили двух конематок, -рассказывает хозяйка фермы. – Понравилось обслуживание в банке и то, что кредит выдали в короткие сроки. Мы уже случили лошадей, ждем потомство на следующий год.
Сегодня в хозяйстве 4 взрослые лошади и один жеребенок. Всем хозяйством супруги занимаются вдвоем, помогают отзывчивые люди. Любит возиться с лошадьми семилетняя дочь Юлия.
– Юля уже с трех лет с лошадьми, – улыбается Наталья Александровна. – Помню, залезла на жеребенка першерона, а он лежит спокойно, не шелохнется. В этом еще одна уникальность этой породы. Першероны – как могучие и добрые великаны. У них характер мягкий, за детей можно не переживать. Незаменимы першероны и в сельском хозяйстве. Недавно помогли мы местным жителям картошку выкопать, так люди не нарадуются на наших лошадей. Говорят: «Местные одну борозду пройдут, отпихиваются, а ваша, несмотря на то, что ни разу под сохой не ходила, как «родная» пошла». Вот такие они – французские тяжеловозы.
В планах у предприимчивых хозяев построить новую конеферму. Кроме своих питомцев, будут принимать на постой лошадей частных заводчиков. Сегодня многие покупают породистых коней, но часто не могут ухаживать за ними на должном уровне, либо просто у людей нет помещения для постоя. Тогда Глушенковы с радостью примут новых постояльцев.
– Кони – это те же самые дети, только говорить не умеют, – рассказывает Наталья Александровна. – За ними немалый уход нужен, но радости от общения с ними намного больше. Принимая лошадей, мы и людям поможем, и своих животных кормами обеспечим. А в будущем, возможно, и конезавод образуем. Будем возрождать нашу русскую линию першеронов.
Я слушала Наталью Александровну, и душу мою все больше наполняли радость и уверенность в том, что есть еще одержимые благородными идеями люди, готовые идти до конца в достижении поставленных ими же самими высоких целей. И очень хочется пожелать им в этом успехов.
Альбина Азмуханова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Лошади Першерон

Першерон – настоящий гигант конного мира. Эти сильные и мощные лошади не обделены грацией, которая досталась им от восточных конных пород.

При своих внушительных размерах они обладают спокойным характером, благодаря чему люди легко находят общий язык с этими лошадьми.

История происхождения

Выведена во Франции в начале XIX века путём скрещивания восточных, главным образом, арабских жеребцов с местной упряжной породой тяжёлого западного типа.

В Россию першеронов стали ввозить в XIX веке.

Першероны получили название от изобилующей роскошными пастбищами области их воспитания Perche, расположенной к югу от устьев реки Сены.

Они представляют нечистокровную норийскую лошадь, содержа очень изменчивую примесь восточной крови; прибегнуть к такому скрещиванию заставила нужда в сильных и быстрых лошадях, необходимых для почтовой гоньбы и омнибусов.

В области Perche разводились и неметизированные тяжеловозы, а также масса привозных крупных лошадей серой и вороной масти, скупаемых по всей Франции.

Благодаря одинаковой масти, роскошному корму и однообразному способу воспитания все эти лошади очень схожи друг с другом, но всё-таки совокупность першеронов есть продукт местных условий, а не обдуманного, целесообразного разведения.

Эта порода просто сильная, рослая, пригодная для работы шагом и умеренной рыси — словом, нечто среднее между настоящей тяжеловозной и сельскохозяйственной.

Во Франции их различают по росту: крупный, средний и мелкий першерон. Самый распространенный — средний.

В 1941 году в СССР был Государственный племенной коневодческий рассадник по породе Першерон, размещался он ст. Таловая, Воронежской области.

В России лошади Першеронской породы выращиваются только в Ульяновской области на Октябрьском конном заводе. В данный момент ситуация завода и всех его обитателей плачевная: за долги лошадей продают другому заводу.

Описание породы

Фото:

Уникальность першерона заключается в том, что под влиянием двух различных пород он объединил в себе мощь и силу тяжеловоза с грацией, сухостью и подвижностью арабских скакунов.

Эти лошади массивны и невероятно сильны. Это практически единственные представители своего вида, способные ходить под упряжью длительное время без остановок.

В отличие от остальных тяжеловозов, першерон способен совмещать быстрый бег и перемещение больших грузов.

Гармоничное сложение этих великолепных животный обеспечивает способность сохранять мягкость хода при любом аллюре. Лошадь обладает внушительной грудной клеткой и мощным телосложением, при этом маневренна и грациозна.

Экстерьер першерона:

  • Высота в холке: жеребец — 1 м 62 см, кобыла — 1 м 60 см;
  • Длина туловища: жеребец — 1 м 69 см, кобыла — 1 м 69 см;
  • Обхват груди: жеребец — 2 м 02 см, кобыла — 1 м 97 см;
  • Обхват пясти: жеребец — 24,4 см, кобыла — 22,7 см;

Общие характеристики

Першероны обладают характерной для всех тяжеловозов формой головы. Она не особо крупная по сравнению с большим телом, но при этом довольно выразительная.

Лоб большой, уши длинные, немного приплюснутый нос. Шея отлично поставлена имеет среднюю длину. В холке можно заметить характерную для сильных лошадей приподнятость.

Круп прямой. Большая мускулистая спина, которая обеспечивает лошади плавность хода и маневренность.

Существует два типа французских першеронов:

  • малый;
  • большой.

Малый першерон раньше был более популярным, так как являлся универсальным. Его использовали и как рабочую лошадь, и для карет.

Зачастую его называли почтовой лошадью, так как до появления железной дороги с помощью малого першерона доставлялась почта.

В этой разновидности более выражены черты арабских лошадей. Малый першерон в сравнении с большим более изящен и суше сложен.

Большой першерон ближе по размерами к нормандским тяжеловозам. Его использовали в сельском хозяйстве и для перемещения различных тяжестей.

Если максимальная высота в холке малого першерона достигает 160 см, то для большого это лишь минимальный размер.

Самая большая лошадь этой породы достигала высоты 213 см в холке. При этом вес лошади превышал 1000 кг.

Масть

Изначально першероны были разных мастей, но в результате определенного спроса серая в яблоках была признана французами основной.

В современных конюшнях преобладают серые и вороные представители данной породы. Чалые и рыжие встречаются, но значительно реже.

Грива и хвост

Першероны обладают на удивление густой, длинной и воздушной гривой. Хвост длинный, низко посаженный.

Ранее обязательной была процедура купирования хвоста для усиления комфорта при езде в упряжке.

Впоследствии представители общества защиты животных сумели доказать, что лошадь страдает, не будучи в состоянии отогнать насекомых. С тех пор купировать хвост перестали.

Форма ног першерона значительно отличается от других пород. Конечности плотные и мускулистые.

Предплечья имеют стандартную длину, при этом пясти более короткие и мускулистые. Суставы мощные, крупные.

Характер

Как и подавляющее большинство представителей крупных мощных пород, першеронские лошади немного медлительны.

При этом они терпеливы, спокойны и абсолютно невозмутимы. Все эти качества прекрасно сочетаются с живостью и подвижностью лошади.

Эти кони легко и быстро усваивают новые навыки, а полученные сохраняются длительное время. Першероны не страдают присущей породистым лошадям строптивостью и привередливостью.

Продуктивные качества

Першерон входит в число наиболее популярных французских пород лошадей.

Такую популярность обусловили особенности породы:

  • выносливость;
  • сухое телосложение;
  • гармоничные пропорции;
  • массивность, мускулистость;
  • ловкость, манёвренность, грация;
  • мягкость хода. Прекрасное сочетание мощи и грации позволило породе стать универсальной.

Першеронов разводят не только для того, чтобы улучшить качества некоторых существующих пород, а также создать новые. Во всем мире они участвуют в различных парадах, в верховых заездах, в катаниях на санях.

Самые крупные особи помогают перемещать тяжести (вагоны, трамваи, плуг, повозки) в сельской местности либо труднопроходимых местах.

Так, в Диснейленде, в Париже эти кони не только катают в повозках детей, но и помогают вытащить застрявшие в парке трамваи. Британцы используют их для рекламы, в лесных и фермерских хозяйствах.

Спокойный нрав позволяет широко использовать першеронов в цирковых представлениях.

Стоимость

Купить першерона можно практически в любой стране мира, настолько они распространены. Цена за здоровую и крепкую лошадь возрастом от 5 до 10 лет колеблется от 8 до 10 тыс. долларов.

За более низкую цену можно приобрести полугодовалого жеребенка, но, чтобы из него получилось хорошее животное, необходимо вложить в это дело еще немало средств и времени.

Чем больше в родословной лошади знаменитых предков и чем чище кровь, тем выше будет цена.

Отзывы

По отзывам фермеров, к плюсам породы можно отнести:

  • мягкий ход (независимо от аллюра);
  • неприхотливость;
  • спокойный нрав и великолепный ум;
  • быструю адаптацию к любым условиям;
  • мощь, выносливость;
  • высокую работоспособность;
  • хороший иммунитет.

Есть и недостатки:

  • поздняя зрелость (как и у всех тяжеловозов);
  • из-за больших габаритов сложны в управлении;
  • если не совмещать правильное питание с физической нагрузкой, то они способны набрать лишний вес.

Разведение

Процесс самостоятельного разведения Першеронских красавцев требует наличия определенных знаний об особенностях размножения данной породы:

  • Беременность Першеронской кобылы распознать не всегда просто, потому что изначально размер лошади довольно крупный. Поэтому необходимо обращать внимание на изменения поведения самки. Появление желания защищать территорию, а также агрессивности по отношению к другим живущим с ней лошадям и повышенный аппетит – основные признаки беременности лошади. Этот период длится от 340 до 350 дней, в зависимости от пола жеребенка, а также сезона.
  • Важно тщательно следить за питанием беременной кобылы. Грубые корма следует минимизировать, отдав предпочтение продукции наивысшего качества. Во время третьего триместра лошадь должна получать максимальное число питательных веществ через корм.
  • Жеребята подобной породы созревают довольно поздно – спустя 2 года после рождения. За это время важно, чтобы их телосложение стало правильным, а кости окрепли. Именно поэтому нужно, чтобы маленькие Першероны проводили много времени на свежем воздухе. Также не следует забывать о достаточном количестве корма, восполняющем запас питательных веществ и энергии столь активных животных.
  • Уже в небольшом возрасте лошади данной породы проявляют удивительную способность к адаптации, поэтому можно не беспокоиться о том, что жеребята будут много времени проводить на открытом воздухе.
  • Если вы хотите вывести породу для спортивной езды или для охоты, то нужно скрещивать Першерона с более легковесной породой.
  • Также стоит помнить, что официально запрещено купировать хвосты данным лошадям, поскольку эта процедура лишает животных возможности защищаться от насекомых в летний период.

Содержание

Для поддержания чистоты в конюшне необходимо каждый день убирать экскременты и влажную подстилку. Один раз в семь дней в конюшне проводится генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств.

Дезинфекции также полежат кормушки и поилки.

Чистота животного — залог его здоровья. Лошадей чистят каждый раз, когда выводят из стойла, и после насыщенного дня, перед заходом в денник.

Когда приводите в порядок шерсть лошади при помощи щётки, вы не только удаляете пыль, грязь, сор, но и массируете кожу, улучшая кровообращение.

Во время такой процедуры можно обнаружить ссадины или прочие изъяны на коже, и провести обработку которых следует своевременно.

Особого внимания требуют грива и хвост. Их нужно тщательно вычёсывать.

Проводят осмотр и чистку ушей, ноздрей. В жаркое время обязательно необходимо купание, а после тяжёлой работы — контрастный душ.

Кормление

Так как першероны — это рабочие лошади, то объём употребляемого ими корма напрямую должен зависеть от их физических нагрузок. Чем они больше трудятся, тем разнообразнее и питательнее должна быть еда.

Независимо от нагрузки кормить их нужно три-четыре, а то и пять раз в день. Когда появляется молодая зелень, коней выводят на пастбище.

В качестве добавок к зелёным кормам им дают комбикорма, витамины и минералы. Зимой трава заменяется сеном, соломой.

Такое массивное животное должно получать не менее 20 кг сена на каждые 0,5 т своего веса. И зимнее, и летнее меню надо разнообразить концентратами, корнеплодами, грубыми кормами.

Обязательно дают мясокостную муку, масленичный жмых, лизунец.

Важно! Как и все тяжеловозы, першероны склонны к ожирению, поэтому ежедневные физические нагрузки им крайне необходимы. Летом это может быть обычная выпаска, зимой — 12-километровые прогулки либо работа.

Для поддержания водного баланса коню необходимо в день 4-5 вёдер воды. В жаркую погоду количество её количество увеличивается в два раза. Молодняк нужно обязательно выпасать.

Половину дня они должны проводить на пастбище, питаясь свежей травой, другую — в стойле, на сухих кормах. В летнее время в их меню должны присутствовать клевер и медуница.

В возрасте 15-19 месяцев в рацион вводят овёс. Кормят 5-6 раз в день. Кроме травы, дают грубые корма, корнеплоды и концентраты.

Любой лошади нельзя давать: свежий хлеб; овощи (исключение — морковь); фрукты (кроме яблок, арбуза); сухофрукты; сладости; пшеницу; кукурузу; ячмень.

Уход в конюшне

Першероны — далеко не маленькие животные, поэтому при сооружении конюшни нужно учитывать, что они требуют гораздо больше свободного пространства, чем другие лошади.

В холодное время их удобнее содержать в деннике, размеры которого должны быть 370 x430 см. Высота потолка должна быть максимальной. Это позволит обеспечить хорошую вентиляцию.

Желательно, чтобы была сплошная стена в деннике, переходящая в деревянную обрешётку. Такая конструкция стен защитит животное от возможного сквозняка, не будет закрывать обзор и создавать препятствия для общения со своими сородичами.

Комфортная температура — 5-15 °С, а влажность — 70%. Для поддержания нужного микроклимата желательно при сооружении конюшни утеплять её, особенно в регионах с холодными зимами.

Чтобы лошадь не страдала от болезней копыт, пол в деннике застилают слоем песка, торфа, соломы либо опилок. Такая подстилка обеспечит сухость.

Источники дневного света в тёплое время — окна; в холодное им на помощь приходят лампы, создавая освещённость в 150-200 люкс.

Профилактика болезней

Иммунитет у французского тяжеловоза довольно крепкий, поэтому болезни его одолевают не часто.

Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения того или иного заболевания, необходимо правильно ухаживать за животным.

Регулярная чистка кожного покрова избавит лошадь от кожных заболеваний. Даже если проблема возникла, то в этом случае она будет своевременно обнаружена и пресечена на ранней стадии развития.

Стрижка шерсти в зимнее время также поможет избежать проявления различных инфекционных недугов. Не менее важно следить и за экипировкой лошади.

Неправильно подогнанное седло или сбруя легко способно спровоцировать появление кожных заболеваний.

Также следует внимательно следить за рационом питания, тогда и с пищеварительной системой будет всё в порядке.

Перспективы разведения

Универсальность — большое преимущество першеронов. Большой плюс для них — неприхотливость в содержании, поэтому такая лошадь весьма полезна в хозяйстве. Но цена на них высока.

Чтобы содержание животного было окупаемым, целесообразнее заводить его в тех хозяйствах, которые расположены в сельской глубинке, и куда не может добраться автомобильный транспорт, а потребность в тяговой силе очень высока.

В этом случае конь станет незаменимым помощником при выполнении тяжёлых работ любой сложности.

Считается, что тяжеловозы в современном мире уступают по популярности скакунам.

Из-за своей массивности они не могут выступать на скачках. Но это не о першероне. Хоть обскакать верховых лошадей и не удастся, зато в других видах конного спорта, где нужна сила, им нет равных.

Интересные факты

  • Лучшим производителем в XIX веке был признан Жан де Бирн. Он дал жизнь большому количеству наиболее ценных представителей породы;
  • В 91 году компания по производству пива приобрела четырех жеребцов этой породы для проведения рекламной компании. Они возили пивную бочку с надписью «Балтика» в северной столице. Впоследствии компания купила несколько кобыл для разведения;
  • Известная актриса цирка Яна Шарикова долгое время выступала на арене с великолепным образчиком породы по имени Помпей. Их совместный номер с обручами приводил в неизменный восторг зрителей;
  • Во Франции до сих пор массово разводят лошадей этой породы. Для французов першерон имеет не только коммерческую ценность, но и считается национальным достоянием страны. Правительство безотказно выделяет ресурсы на разведение и улучшение породы;

Заключение

Першерон – удивительная лошадь, сочетающие мощь, силу, грацию, острый ум и покладистый характер.

К сожалению, разведение этих коней пока приостановлено и вся ответственность за породу лежит на плечах частных заводчиков.

Тем не менее, благодаря крепкому здоровью эта порода продолжает существовать, постепенно восстанавливая популяцию.

Вороная масть лошадей

Конь вороной масти всегда вызывает восторг у публики, будь то спортивные соревнования или шоу. В некоторых породах — черная лошадь значительно дороже, чем ее серый или гнедой собрат. Вороная масть имеет несколько подмастков, а шерсть вороных лошадей вне зависимости от породы обладает красивым, серебристым блеском.

Самая темная масть

Название масти кони вороные получили за блестящую, насыщенно-темную шерсть, близкую по цвету к вороньему крылу. Большинство лошадей вороной масти имеет равномерный черный с синеватым отливом окрас. Черная лошадь при долгом нахождении на солнце может «выгорать». Именно поэтому некоторые фризы, масть которых исключительно вороная, кажутся темно-гнедыми.

На свет кони вороные появляются чаще всего дымчатыми или же серебристо-черными, булаными или гнедыми. Вороная масть может проявиться после первой взрослой линьки примерно в 6 — 9 месяцев.

Подмастки вороного окраса

Вороная масть имеет несколько подмастков или разновидностей:

  • Вороная в загаре,
  • Вороно-пегая,
  • Серебристо-вороная,
  • Караковая,
  • Муаровая,
  • Вороно-чалая.
  • Вороная в загаре

Кони вороные в загаре имеют темный, буро-коричневый окрас туловища при черных гриве и хвосте. Чаще всего этот оттенок масти приобретают лошади, находящиеся на пастбище в летнее время, однако некоторые обладают ею с рождения. На Руси этот подмасток называли карей мастью.

Вороно-пегая

Черный конь с большими белыми пятнами или пежинами носит вороно-пегую масть. Это один из самых нарядных подмастков, характеризующихся резким контрастом окраса. Пятна могут быть разнообразными по форме и размеру, но всегда с четкими границами. Вороно-пегая масть — основная у лошадей шайрской породы.

Серебристо-вороная

Серебристо-вороной подмасток отличается более светлым, дымчатым окрасом корпуса с ярко выраженными «яблоками». Окрас головы и конечностей заметно темнее, чем туловища. Наиболее ценны представители с серебристо-белыми гривой и хвостом.

Караковая

Черная лошадь с рыжеватым оттенком в области паха, вокруг губ и глаз, на лопатках — представительница каракового подмастка. Один из самых часто встречающихся окрасов среди чистокровной верховой породы.

Муаровая

Ценная и очень дорогая масть в арабской породе, лошади данного подмастка были выведены для шоу в США. Отличительная черта — голубоватый отлив черно-пепельной шерсти.

Вороно-чалая

Вороно-чалый подмасток также был получен искусственным путем при добавлении гена «чалости». В природе лошади такого окраса не встречаются. Черный конь с геном «чалости» имеет равномерно распределенные по телу белые и черные волоски, что создает ощущение пепельности. Другое название масти — мышиная или мышастая.

Распространение вороного окраса

Кони вороные встречаются в самых разных породах, однако только две породы лошадей обладают исключительно вороной мастью.

Первая из них — фризская. Фриз — это черный конь, выведенный много веков назад в Голландии. Он отличается выразительной внешностью, красивыми и просторными движениями, дружелюбностью и очень длинными хвостом и гривой.

Второй исключительно черный конь представляет французскую арьежскую породу. Арьежцам разрешено иметь небольшие белые отметины на голове, а в зимнее время красновато-коричневые подпалины. Конь вороной часто встречается среди тракененской и ганноверской породы, немецких и голландских полукровных лошадей, першеронов, шайров, английских чистокровных и американских рысаков.

Черный конь реже встречается в арабской и ахалтекинской породе, а вот в терской, буденовской и донской породах кони вороные встречаются довольно редко и чаще всего являются не чистопородными и не допускаются к разведению. Вороной окрас значительно эффектнее смотрится на спортивной арене, именно поэтому в последние годы многие европейские конные заводы начали активно разводить именно вороных лошадей. Особенный вклад в популяризацию окраса внес вороной Тотиллас, настоящая звезда выездковой арены 21 века.

Лошади тяжеловозы: описание и фото породы

На сегодняшний день порода лошадей тяжеловозов является одной из самых популярных среди коневодов всего мира. Эти животные отличаются необычайной выносливостью, крупными габаритами и мощью. Порода выводилась специально с целью создания идеального помощника человеку в перевозке тяжёлых грузов и участия в сельскохозяйственных работах.

Виды тяжеловозов и их описание

В мире существует несколько пород лошадей тяжеловозов, из которых можно выделить следующие:

  • Суффолк;
  • Ирландский;
  • Владимирский;
  • Шайр;
  • Битюг;
  • Австралийский;
  • Бельгийская тяжелоупряжная;
  • Советский.

Советский тяжеловоз

Порода лошадей советский тяжеловоз имеет ряд достоинств, необходимых животному для выполнения тяжёлой физической работы. Кроме того, что эта симпатичная лошадка очень вынослива и трудолюбива, она ещё и приносит много молока. Появился советский тяжеловоз в результате скрещивания упряжных лошадей и брабансонов. В крови этих милых созданий также присутствуют гены суффольков, ардены, першеронских лошадей и битюков.

В XIX в Россию в качестве рабочих лошадей были завезены барбансоны , однако, они не очень хорошо переносили изменчивый климат и плохие погодные условия. На основании этого руководством Мордовского и Починковского конезаводов было вынесено решение об улучшении качеств породы и создании новой советской разновидности, которая в 1952 году была официально признана.

Эти прекрасные лошади обладают огромной физической силой, покладистым характером и не требуют особых условий содержания.

Советский тяжеловоз, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов:

  • утяжелённые;
  • основные;
  • облегчённые.

Конь этой породы отличается самым тяжёлым весом — до 1225 кг и ростом — 185 см в холке. Родиной шайра является Англия. Считается, что предками породы были знаменитые боевые рыцарские кони. В XVI веке шайры использовались в военном деле, а несколько позже (XVIII век) их привлекали в качестве тягловой силы в сельском хозяйстве.

Представители породы славились своими внушительными размерами, мощным телосложением и скоростью. Окрас шайров может быть различным: серый, караковый, гнедой, вороной и пр.

Бельгийская тяжелоупряжная лошадь

Эта лошадка сыграла немаловажную роль в развитии таких пород, как клейдесдальские и суффольские кони, а также шайры. Второе название современной бельгийской породы — брабансон. Высота в холке может достигать 172 см. Различают рыжую, гнедо—чалую, красно-рыжую и другие масти.

Представители породы обладают мощными мускулами, что помогает им сохранять работоспособность долгое время. Брабансоны довольно неприхотливы в уходе и отличаются завидным здоровьем. Бельгийский тяжеловоз может похвалиться своим долгожительством и спокойным характером.

Австралийский тяжеловоз

Австралийские тяжеловозы являются результатом скрещивания шайров, клейдесдалей, суффольков и першеронов. Это очень дружелюбные, легко привыкающие к выполнению тяжёлых работ животные. Австралийцы неплохо себя чувствуют как в упряжи, так и под седлом. Окрас лошадей может быть однотонным либо пятнистым. Ноги имеют среднюю степень оброслости, грива и хвост также средней густоты. Рост коня — от 170 см, вес австралийских тяжеловесов составляет 600—900 кг.

Битюг

В настоящее время порода, к сожалению, не сохранилась. Однако, в стародавние времена лошади высоко ценились в крестьянских хозяйствах и славились отменным трудолюбием. Жеребцы были относительно невысокого роста (158 см), но отличались выносливостью и огромной работоспособностью. Появилась порода в результате селекции рысаков и русских тяжеловозов.

Лошадь породы владимирский тяжеловоз: фото

Порода выведена в России. Средний рост коня 165 см в холке, вес — около 750 кг. Масть может быть рыжая, гнедая, вороная. Это весьма неприхотливое животное, способное жить как в табуне, так и в условиях конезавода. От своих предков (клейдесдалей и шайров) владимирский тяжеловес унаследовал некоторые особенности телосложения, крупный рост, сильную оброслость ног и обилие белых пятен. Телосложение плотное, однако, это не мешает плавным и грациозным движениям животного.

Владимирский тяжеловоз нередко принимает участие в различных соревнованиях. Кони обладают отличными племенными качествами и используются в животноводческих хозяйствах не только в качестве тягловой силы, но и для улучшения генофонда табуна.

Владимирские тяжеловозы являются абсолютными рекордсменами по доставке грузов рысью. От других крупных тяжеловозных пород владимирскую отличает энергичность и чрезвычайная подвижность.

Булонский тяжеловоз

Представители этой породы славятся своей красотой и изяществом. Они легко переходят с бега на рысь, а их движения быстрые и совершенные. Булонцы имеют два подвида — малый и крупный. Более габаритные кони используются, главным образом для скачек в упряжках, и, к сожалению, в мясной промышленности (мясопродукты, колбасы и пр.). Второй же тип этих прекрасных лошадей практически исчез. Средний рост коня 170 см, вес — 700—900 кг.

Несмотря на то что кони относятся к группе тяжеловозов, они обладают уникальной достаточно привлекательной внешностью: красивая вьющаяся грива, огромные добрые глаза, высокий лоб, изящные уши.

Ирландский тяжеловоз

Порода отличается неприхотливым характером, чрезвычайной подвижностью и выносливостью. Несмотря на относительно небольшие размеры, ирландские тяжеловозы славятся своими силовыми показателями. Сейчас этих коней разводят и используют как для участия в соревнованиях, так и для охоты.

Ирландцы отличаются презентабельным внешним видом — имеют ровную осанку, идеально прямую спину, покатый круп с высоко посаженным хвостом. Могут быть гнедой, вороной, серой, рыжей либо иной масти, иногда с белыми пятнами. Тяжеловоз неплохо себя показал в беге с достаточно высокими препятствиями, легко может переходить в галоп.

Шотландский (клейдесдаль)

Порода выведена в Шотландии, имеет широкое распространение в Великобритании. Обладает прекрасными ездовыми качествами, отлично ходит шагом и рысью. Телосложение мощное с широким костяком и сильными мышцами. Для обеспечения хорошей работоспособности представителям этой породы необходимы качественные корма и соответствующие условия содержания. Основной окрас лошадей: вороной, серый, чалый, рыжий, гнедой.

Лошадь породы першерон: фото

Порода отличается своими крупными габаритами и громадной массой тела. Известны отдельные экземпляры, достигающие более двух метров в холке! Першероны очень элегантны и выносливы, способны пробежать без остановки несколько часов подряд. Признание и невероятную популярность порода прибрела благодаря своим качествам. В этих лошадях неплохо сочетаются ценнейшие особенности как верховых, так и тяжеловозных коней.

От арабских лошадей першероны получили атлетическую силу тяжеловоза и массивное телосложение одновременно с лёгкостью движений, энергией, гармоничным сложением, сухостью конституции и благородством.

Лошади имеют довольно крупную, но изящную голову с прямым профилем, широким лбом, красивыми живыми глазами, широкими ноздрями.

Шея красивой формы с пышной гривой и хорошо развитым гребнем. Грудь глубокая и широкая с округлыми короткими рёбрами. Спина прямая, круп немного раздвоенный. Ноги мускулистые, сухие с сильными суставами. Копыта крепкие, щётки на ногах слабо выражены.

Рост першеронов составляет 158—175 см в холке, вес 700—900 кг.

Характер у этих работяг добродушный, они без труда приспосабливаются к разным условиям проживания, к тому же отличаются крепким здоровьем. Выносливость и сила першерона прекрасно дополняются энергичным темпераментом и замечательным экстерьером.

В проводившихся ранее испытаниях лошадей тяжеловозов першероны показали неплохие результаты. Они легко способны перевести рысью на большие расстояния груз весом аж 1—2 тонны! В России животные этой породы широко используются в качестве цирковых артистов. В современном виде коней разводят без оброслости на конечностях что значительно облегчает уход за ними.

Суффолк

Это относительно небольшие лошади, обладающие работящим и терпеливым характером. Туловище достаточно массивное, поэтому конечности визуально кажутся короткими. Окрас может быть различных оттенков каштанового: лимонный, золотой, медный и прочие. Допустимы характерные для породы отметины: белые «носочки» или «звёздочка» на лбу.

Лошадки очень покладисты и совершенно неконфликтны, поэтому их можно с лёгкостью использовать в иппотерапии и обучении детей верховой езде.

Конечно, в наше время потребность в живой тягловой силе не так уж велика как, например, в начале XX века, однако, лошади этой породы и сейчас находят себе применение. Они используются в труднодоступных местах проживания людей, на кумысных фермах, частных подворьях, заготовке леса, а также в спортивно-развлекательной сфере (цирк, конные секции и пр.). Поэтому порода по- прежнему нуждается в сохранении генофонда и дальнейшем усовершенствовании.

Першерон — прекрасный гигант с нежным французским сердцем

Першерон – это знаменитая французская лошадь, издревле ставшая украшением и гордостью Нормандии. Сегодня мы попытаемся понять, что же так привлекает людей к лошадям породы першерон, увидим, как они выглядят на фото и узнаем много об их характере.

Видео «Все о французских тяжеловозах»

Особенности породы

Лошадь породы першерон – одна из самых старых на нашей планете. Известно, что дикие предки лошадей, ставших родоначальниками породы, обитали на территории Франции еще несколько тысяч лет назад. А своей необычной при таких размерах красотой и грацией эти животные обязаны влиянию арабских кровей, которые на протяжении веков смешивались с першеронами.

Необычайно мужественный характер этих красавцев подарил им любовь военных, а большая выносливость наградила уважением сельских жителей. Эта удивительная лошадь впитала в себя мягкий климат французской провинции и горячий норов арабских предков. Дальше мы подробнее поговорим об истории происхождения и становления першеронов, узнаем, как они выглядят и ведут себя.

История происхождения

Впервые першеронская порода лошадей была выведена во Франции, а если точнее – в провинции Перш, которая издревле славилась своими тяжеловесными конями. Известно, что задолго до появления самих першеронов в этой части Нормандии обитала очень похожая на них французская лошадь, которая отличалась крепким телом, очень высокими показателями силы и работоспособности.

Животные эти были известны еще в Древнем Риме и пользовались популярностью при Юлии Цезаре в качестве лошади для военной конницы. В эпоху расцвета рыцарства силовые качества этой породы были оценены по достоинству (еще бы, не так много было пород, способных выдержать на своих плечах рыцаря в полном обмундировании).

Однако еще до его появления формировалось разделение французских лошадей на два типа: крупные силовые животные, способные одинаково хорошо работать как в городе, так и в поле, а также облегченные лошади, которых принято было использовать для верховой езды.

Сам процесс выведения першеронов остается до сих пор мало изучен. Многие ученые спорят о том, присутствовала ли в их селекции кровь английских и датских коней. Достоверно известно только то, что для создания породы были использованы арабские скакуны. Они, в свою очередь, постепенно стали примешиваться к породе еще с 8 века, когда после разгрома при Пуатье арабы впервые были завезены на территорию современной Франции.

Из видео «Першеронские кони» вы узнаете массу полезных фактов об этих необычных тяжеловозах.

Тяжелые времена для першеронов наступали не один раз. Так, еще во времена Великой Французской Революции почти все представители породы были убиты. Однако уже в начале следующего столетия Наполеон пишет указ, в основе которого находится требование о возрождении этой породы. Уже в 1820 году на множестве заводов Перша появились новые турецкие и арабские скакуны.

Расцвет порода першерон пережила период с 1880 по 1920 годы, тогда они с успехом выполняли функцию перевозчиков транспорта и рабочей полевой лошади. Научно-техническая революция, принесшая с собой практически полный переход всех отраслей производства на машинное оборудование, привела к резкому сокращению поголовья этих замечательных животных. А уже в 60 годы 20 века першероны оказались практически на грани полного исчезновения. Спасение для породы пришло только через 20 лет, когда постепенно их начали использовать для верховых прогулок, в спорте и различных конных шоу.

Экстерьер

Самые известные тяжеловозы Франции – животные крупные. Их высота в холке может доставлять до 170 см, а обхват груди доходит 200 см. Интересным является и обхват пясти этих животных, он составляет 24-25 см. Для сравнения: обхват щиколотки женщины может составлять около 18-19 см. Этих животных отличает достаточно выразительная голова с выпуклым широким лбом, плоским носом и длинными забавными ушами.

Шея и круп этих коней крайне мускулистые, сильно выраженные. Ноги плотные, не очень длинные, но крайне сильные. Отличаются они и очень густыми, красивыми волосами гривы и хвоста. Кстати, хвост першеронам принято было обрезать для того, чтобы он не путался в упряжи, но в наше время этот обычай был упразднен. Чаще всего эти кони обладают вороной или серой мастью, реже встречается у них рыжая или чалая. Живут першероны достаточно долго: до 30 лет, однако использовать в работе их стоит до 23-25 лет.

Особенности разведения

Беременность и роды у тяжеловозов обычно проходят гладко и завершаются рождением одного здорового жеребенка. Правда, для этого нужно внимательно следить за рационом жеребой кобылы. Так, рацион кобылы должен состоять только из высококачественных кормов, а его питательность к последним трем месяцам жеребости должна увеличиться на 40%. Кроме того, питание должно быть дробным и частым, ведь есть много за раз ей будет уже очень тяжело.

Важно вовремя определить, что кобыла беременна. Для этого принято сдавать кровь животного на анализы или проводить УЗИ. Существует несколько признаков жеребости у кобыл: повышение аппетита, защита территории, неприязнь к другим лошадям. Однако помните, что лошади – животные хитрые и прожорливые. Наличие одного только аппетита — еще не подтверждение скорого рождения жеребенка.

В среднем беременность у кобыл длится около 340-350 дней. Однако эта цифра может сильно меняться в зависимости от режима питания, размера жеребенка, сезона, в который протекает беременность. Принято считать, что кобылки рождаются на пару дней раньше жеребчиков. Крайне нежелательной для кобылы оказывается беременность двойней. Обычно в таких случаях один из плодов погибает, но бывают ситуации, когда оба жеребенка рождаются мертвыми.

Использование

Першероны – это достаточно универсальная порода. Издревле их использовали для военных действий, на охоте или в поле. Известно, что эти лошади разделяются на две группы по своим размерам. Более крупные тяжеловозы предназначены для работы в экипажах или с телегой и плугом. А вот облегченные першероны прекрасно подойдут для верховой езды.

Кони эти неплохо подойдут для обучения верховой езде, для выездки или конных представлений. Выступают они и в цирке. Першеронов можно использовать и как производителей, для улучшения качества других рабочих и сельских пород. Цена лошади этой породы на российском рынке может колебаться в пределах 100 – 700 тысяч рублей. Зависеть она будет от возраста, родословной и внешнего вида лошади.

Фотогалерея

Видео «Все о французских тяжеловозах»

Из видео «Все о французских тяжеловозах» вы сможете узнать много интересной информации об этих прекрасных животных.