Принято считать, что бинты используют для поддержки сухожилий лошади, а ногавки – для защиты от механических повреждений, засечек, ударов и прочих возможных травм. Однако существуют разные мнения о необходимости использования бинтов и ногавок, а также что из них лучше. Попробуем взвесить все «за» и «против», чтобы разобраться в данном вопросе.

Лошадиные бинты обычно изготавливают длиной до 5 м (в среднем 3 м), шириной 8-12 см. Наиболее распространённые – флисовые, они мягкие и позволяют разогреть ноги лошади перед нагрузками. Флисовые бинты не садятся при стирке, быстро сохнут, хорошо согревают мышцы и не сползают вниз на ноге (при правильном бинтовании).

Существуют также трикотажные бинты. Они требуют более аккуратного использования, ведь ими легко перетянуть ногу, а зацепившись за что-то, они могут распуститься. Хорошо греют сухожилия и надёжно фиксируют ватники. Для надёжной фиксации такие бинты подходят лучше всего, но во избежание нарушения кровообращения их не надевают на длительное время.

Эластичные бинты используют при больших нагрузках. Они также хорошо подходят для фиксирования ватников. Однако при бинтовании нужно быть особенно осторожным, ведь большой риск перетянуть ногу. Хороши в данном случае комбинированные бинты, которые состоят из флисовой и эластичной части. Флисовая часть мягкой подкладкой ложится на ногу, а эластичная часть удерживает флисовую.

Гелевые бинты оказывают антибактериальное действие, позволяют коже дышать и амортизируют толчки. Могут использоваться для разогрева сухожилий, а также охлаждать конечности после работы, будучи выдержанными в холодильнике или проточной воде. Способствуют отхождению жидкости при наливах суставов.

При бинтовании лошадей могут использоваться ватники. Эти накладки под бинты обычно изготавливают из хлопка, шерсти, поролона или синтепона. Используют их с лечебной целью, а также во время тренировок (обычно в выездке). Ватники помогают уменьшить отеки после сильных нагрузок или в период реабилитации, а также препятствуют перетягиванию бинтами.

Бинты и ватники

Пясть лошади уязвима, поскольку лишена мышечных волокон и фактически состоит из кости, связок и сухожилий. Бинт является с одной стороны поддержкой ноги, а с другой – защитой от внешних повреждений.

Однако злоупотреблять бинтами в обычной работе не следует, так как лошадь должна вырабатывать устойчивость связок к обычным нагрузкам. Тотальное применение бандажа связок с малого возраста лошади приводит к привыканию к бинтам и слабости связок и сухожилий.

Важно: если бинты намокают, они перестают выполнять свою функцию. Так что при работе на вязком грунте, в дождливую погоду, лучше использовать ортопедические ногавки.

Как уже упоминалось выше, бинты используют для поддержки сухожилий и путового сустава. Противники использования бинтов утверждают, что бинт не может существенно облегчить нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Лошадь весит в среднем 500-600 кг, то есть на каждую ногу распределяется нагрузка около 200 кг. Насколько же сильно должны быть затянуты бинты, чтобы удержать связки от травмы? При перетягивании у животного прекратиться нормальное кровоснабжение ног. Согревающее свойство бинтов препятствует нормальному теплообмену, потому важно использовать дышащий материал. Ветеринары также утверждают, что разогретые связки и сухожилия легче переносят нагрузки. После работы ноги рекомендуется замывать для охлаждения.

Ногавки защищают сухожилия и связки от растяжений, засечек и прочих механических повреждений. Существует их огромное количество, но мы будем вести речь о тех, которые используются преимущественно для верховых лошадей.

Ногавки изготавливают из пластика, кожи или резины, внутри должна быть прокладка, которую сейчас обычно делают из силикона, неопрена или даже с мехом. Чаще всего ногавки можно увидеть на конкурных лошадях, чтобы защитить ноги от ударов. Ногавки не будут лишними и для лошадей при работе на корде или вожжах, а также просто необходимы тем животным, которые имеют свойство спотыкаться. В большинстве случаев сухожильные ногавки открыты в области передней части ноги, они довольно высокие, прикрывают сухожилие и полностью закрывают путовой сустав.

Задние ногавки бывают разной формы: маленькие, средние, большие и «с цветком». Маленькие защищают только путовый сустав, средние – закрывают еще и плюсну. Большие захватывают часть скакательного сустава, а ногавки «с цветком» закрывают скакательный сустав полностью. Две последних разновидности используют для рысаков.

Среди опытных конников бытуют разные мнения, мы же приведем самые целесообразные касательно надобности использования ногавок или бинтов в тех или иных случаях. При смене грунта рекомендуется первое время бинтовать и сильно не нагружать лошадь. Если лошадь некованая и без проблем с ногами, не имеет склонности спотыкаться и засекаться – можно не одевать на ноги ничего; разве что ногавки при прыжках или чтобы перестраховаться. Если лошадь кованная – лучше одевать ногавки при любого вида работе (даже «покатушках»). Если у лошади слабые сухожилия – лучше бинтовать, а для укрепления нужно шагать такое животное по асфальту минут по 15 (лучше после работы, когда мышцы и связки разогреты). Также для укрепления ног полезно шагать по горкам вниз-вверх, да и в целом работа в лесу по разным грунтам позитивно влияет на состояние лошади.

Важно помнить, что лошадь – животное нежное, и лучше его беречь с самого начала, чем потом лечить травмы. В то же время, лошадь должна учиться самостоятельно ставить ноги правильно, и уметь работать на разных грунтах. Задача человека – обеспечить ей максимально возможную безопасность и условия. А точек зрения на правильность использования ногавок и бинтов всегда было множество. Все-таки, важный показатель, что ногавки таки помогают – это когда вы их снимите и увидите количество засечек. А если бы эти засечки оказались на ногах лошади? Так что, сколько людей – столько и мнений.

Как построить и оборудовать стойла для лошадей, размеры и схемы конюшни

Конюшня — это жилищно-хозяйственная постройка для содержания лошадей, хранения сбруи, корма и уборочного инвентаря. Чтобы удобно разместить животных и экономно использовать пространство, конюшни строят по специальному проекту. Величину здания рассчитывают по количеству голов и продовольствия. При проектировании конюшни для нескольких лошадей важно предусмотреть удобный проход к стойлам и подсобным комнатам, а также пути проведения коммуникаций.

Выбор места для строительства

При выборе места для конюшни учитывают:

  • расстояние до дома хозяев;
  • особенности ландшафта;
  • возможность подъезда для грузовика.

Рекомендации по подготовке территории к строительству:

  • конюшня сохранит тепло, если ее построить на возвышенной равнине. Холм обдувается ветрами, и в гору трудно подогнать грузовое авто с провизией. Низина защищена от ветра, но собирает дождевую воду;
  • постройку размещают так, чтобы проход к стойлам и денникам приходился на подветренную сторону;
  • если рядом с домом нет подходящего участка для строительства маленького помещения, необходимо провести дренаж почвы.

Важный критерий выбора участка для конюшни — уровень подземных вод. Если они протекают ближе, чем на метр к поверхности земли, фундамент будет холодным и сырым. В этом случае понадобятся мелиоративные работы.

Для конюшни на 20 голов и больше потребуется большая территория, поэтому можно выбрать более подходящее место в удалении от дома.

Схема конюшни и проектирование

Конюшня состоит из основного помещения для содержания лошадей, которое делится на денники и стойла.

  • фуражное — для хранения корма;
  • инвентарное — для кормушек, инструментов и санитарных принадлежностей;
  • амуничное — для седел, сбруи и прочей экипировки;
  • гигиеническое — для мытья и чистки животных.

Дополнительно при конюшнях обустраивают помещение для охраны и навозохранилище. При отсутствии водопровода выделяют отсек для бочек с водой. При составлении проекта необходимо учесть все нюансы: особенности местности, климат, стоимость работ. Конюшни строят на фундаменте или собирают экономичные модульные конструкции.

Летник с навесом на 1 и на 2 головы (с утеплением)

Летник — это полузакрытый денник, в котором дверь состоит из верхней и нижней половины и выходит на летнюю площадку. Через открытую верхнюю часть двери лошадь круглосуточно дышит свежим воздухом. Этапы строительства летника для одной лошади:

  • укладка фундамента или наземной основы — кладут шлакоблоки по углам, между ними – кирпич, сверху – гидроизоляционный материал и деревянный настил. Фундамент иногда заменяют шпалами;
  • возведение стен — устанавливают сэндвич-панели, которые состоят из двух слоев ПВХ, ДВП и утеплителя между ними, изнутри обшивают досками;
  • монтаж крыши — кладут профнастил, металлочерепицу, ондулин.

Летник для 2 лошадей — это два денника, разделенные перегородкой с отдельными выходами. Летнюю конюшню используют как дополнительное место содержания животных. Минус постоянного пребывания коня в полузакрытом деннике заключается в риске простуды.

Лошади чувствительны к холодному воздуху и сырости. Перемена погоды чревата для них развитием хронической обструктивной болезни легких.

При закрытой двери в летней конюшне застаивается воздух. Проветрить ее можно, только открыв дверь, но не впустить при этом холод невозможно. Поэтому, кроме летника, желательно иметь обустроенную теплую закрытую конюшню с вентиляцией, позволяющей очистить и подогреть воздух до комфортной температуры.

Конюшня на 8 голов

Проект на четное количество лошадей предусматривает расположение денников двумя способами:

  • в один ряд;
  • в два ряда, с коридором посередине.

Денники могут открываться внутрь и наружу. Хозяйственные помещения располагают в торце сооружения.

Конюшня на 24 и 32 головы

Для большого количества лошадей потребуется большое помещение. Примерный план конюшни включает:

  • два крыла с денниками;
  • хозяйственные, административные комнаты;
  • летнюю площадку;
  • выходы для лошадей;
  • отдельный выход из фуражной для приема грузов;
  • подъезд для грузовиков.

При проектировании большой конюшни учитываются дополнительные параметры:

  • сейсмоактивность в регионе;
  • молниезащиту;
  • системы водостоков, вентиляции, отопления;
  • расположение санузлов;
  • видеонаблюдение, пожарную и охранную сигнализации.

Одноэтажную конюшню проектируют в виде цельного прямоугольника или в форме буквы «П». В конноспортивных комплексах проектируют второй этаж, а также подвальные помещения.

Строительные работы

В правильно построенной конюшне формируется особый микроклимат, благотворно влияющий на самочувствие, работоспособность и репродуктивную функцию лошадей.

Выбор и заготовка материала и инструментов

Конюшни строят из натуральных материалов: дерева, глины, камня. Стены возводят из блоков или обшивают досками каркас. Материалы, используемые в строительстве конюшен:

  • кирпич — прочный, теплоизоляционный, пропускает воздух;
  • брус — сохраняет тепло и оптимальный уровень влажности, поддерживает комфортную атмосферу в помещении;
  • саман — смесь из глины и рубленой соломы, более практична, но при строительстве нужно соблюдать особую технологию;
  • доски, опилки и глина — бюджетный вариант, используются в строительстве каркасной конюшни на малое количество голов, основание обшивают двумя слоями досок, между которым насыпают смесь из опилок и глины;
  • натуральный камень — превращает строительство в дорогостоящее мероприятие, используется в возведении и облицовке стен;
  • цемент, бетонные блоки, рубероид — используют в строительстве фундамента.

Выбор материала зависит от климата. Для холодных регионов подойдут кирпич и дерево. Кирпичная и деревянная кладки хорошо удерживают тепло. Камень, наоборот, сохраняет прохладу. Конюшням из камня нужно обеспечить хороший дренаж и отопление, иначе в жилых и хозяйственных помещениях будет сыро. Повышенная влажность плохо сказывается на самочувствии лошадей и сохранности корма.

Экономный вариант — модульная или тентовая конюшня. Модуль быстро собирается из стальных, деревянных и прочих деталей с утеплителем. Тентовая постройка состоит из арочного металлического каркаса и прозрачной крыши из высокопрочного материала. Для разметки территории и строительства небольшой деревянной конюшни используют следующие инструменты:

  • рулетки метражом 7,5 и 30 метров;
  • ручные и электрические пилы;
  • дрель;
  • отвес;
  • молотки.

Для замешивания цемента потребуются контейнеры и специальная насадка-мешатель на дрель.

Фундамент

При закладке фундамента учитывают следующие параметры:

  • глубину промерзания земли;
  • состав и плотность грунта;
  • уровень грунтовых вод.

Требования к основанию конюшни:

  • теплоизоляция — верхний уровень или цоколь должен быть на 50 сантиметров выше уровня земли;
  • гидроизоляция — для защиты помещения от влажности поверх цоколя кладут 2 слоя рубероида или гидроизоляционной мембраны;
  • прочность — основание строят из камня, кирпича или бетона, реже кладут брус из твердых пород дерева.

Влагоустойчивость и прочность фундамента конюшни повышает отмостка из бетона. Ее прокладывают по периметру здания под наклоном — для отведения талой и дождевой воды.

Стены

Главное требование к стенам конюшни, обеспечивающим тепло в помещении — толщина:

  • в северных областях — 22-25 сантиметров;
  • в южных регионах — до 20 сантиметров.

Толщина стен модульных конструкций — 4-6 сантиметров, поэтому они не подходят для содержания лошадей зимой.

Потолок

Высота потолка в конюшне — от 3 метров. Изнутри его отделывают досками толщиной 5 сантиметров. Сверху насыпают смесь глины и опилок для теплоизоляции. Кровлю делают из прочного, огнеупорного и водонепроницаемого материала. Толь и шифер выдержат тяжесть снега.

Односкатная или двускатная крыша предотвратит застой воды. Два ската предпочтительнее для конюшни, так как улучшают вентиляцию — затхлый воздух быстрее поднимается и выводится через вентиляционные отверстия. Высота конька двускатной крыши — не выше 5 метров. Расстояние от нижнего края крыши до земли — 3 метра. Чтобы дождевая вода не лилась по стенам, необходимо установить водосточную систему.

Окна и двери

Параметры оконных проемов:

  • размер – 100х70 сантиметров;
  • расстояние между стеклами — 50 миллиметров;
  • высота от пола — от 2 метров.

В конюшнях нельзя устанавливать окна на обычной высоте и сбоку от денников. Боковое освещение пугает лошадей и приводит к развитию односторонней слепоты. Свет, падающий сверху, не слепит животных и достаточно освещает помещение. Приемлемым решением будет панорамная крыша.

Требования к дверным проемам в конюшне:

  • ширина — 1,5 метра;
  • высота — 2 метра;
  • округлая лутка;
  • навесные замки;
  • отсутствие порога.

Лошадь должна свободно проходить через дверной проем, не цепляться за щеколды, ручки и замки. Двери в конюшне должны открываться наружу, согласно противопожарным нормам.

Электричество

Провода в конюшне нужно закреплять поверху помещений. Шнуры электропитания на стенах следует закрывать коробами. В больших конюшнях электропроводку прячут под обшивкой стен. Правила организации освещения в здании для лошадей:

  • светильник размещают на потолке, на стенах, над головами лошадей, чтобы свет падал сверху;
  • плафоны закрывают защитной решеткой;
  • выключатели закрепляют у входов.

Также необходимо установить пожарную сигнализацию и аварийный свет.

Вентиляция

Лошади выделяют много тепла и влаги, поэтому помещение нужно регулярно проветривать. Слишком сухой воздух так же вреден для лошадей, как и влажный. Допустимый уровень влажности в конюшне — 60-70 %, а отличия от температуры на улице — 15 градусов. В соответствии с этими нормами разрабатывают систему вентиляции:

  • форточки в окнах, слуховые отверстия в крыше диаметром 8-10 сантиметров с заслонками;
  • вытяжки;
  • комбинированную систему с подогревом воздуха.

В регионах с жарким летом в конюшнях ставят вентиляторы и осушители воздуха, снижающие влажность.

Водопровод и отопление

Нормальная температура для конюшни — 5-10 градусов зимой и летом. Помещение, в котором постоянно находятся лошади, прогревается естественным путем. В конюшне на 2-4 головы можно обойтись без отопления, если хозяйство расположено в регионе с умеренным или теплым климатом. В зданиях конезаводов проводят центральное отопление. В северных областях с холодными зимами в конюшнях также предусматривают систему радиаторов и устанавливают обогреватели.

Водопровод позволяет установить автоматические поилки и обмывать лошадей из шланга с душевой насадкой. Для обеспечения конюшни горячей водой и отоплением проектируют дополнительно бойлерную комнату или соединяют ее с инвентарной.

Обустройство помещения

Главные моменты во внутреннем обустройстве конюшни — правильное оборудование денников, фуражной комнаты, обеспечение лошадей удобными кормушками и поилками. Также необходимо предусмотреть способ утилизации навоза и обустройство тренировочной площадки.

Стойла

Главная проблема содержания лошадей в конюшне — недостаток общения и движения. В темных узких стойлах животные беспокоятся, роют копытами подстилку, грызут перегородки и кормушки. Из-за неправильно организованного пространства они становятся беспокойными, страдают от болезней копыт и зубов. Поэтому лошадей содержат в просторных квадратных денниках — боксах, отделенных решетчатыми перегородками. Животные ходят и лежат, видят друг друга, не чувствуют себя одиноко. Размеры денника:

  • длина и ширина – 3,5х3,5 метра;
  • высота – 2,5 метра;
  • толщина перегородок – 2-3 сантиметра.

Пол денника покрывают подстилкой из опилок или торфа. Самый подходящий материал — солома, так как она впитывает влагу и удерживает тепло. Толщина подстилки — 10-15 сантиметров. Каждый день меняют загрязненный слой и досыпают новый. Чтобы лошади не скучали, в денниках иногда вешают пластмассовые зеркала. Рабочих лошадей содержат в обычных стойлах прямоугольной формы, в которых они могут стоять или лежать. Их также называют станками. В конюшне для спортивных и декоративных пород полезно обустроить несколько станков. Их можно использовать как временное место, в котором лошадь будет находиться во время уборки денника.

  • ширина – 1,5-2 метра;
  • длина – 3 метра;
  • высота – 3,5 метра.

Ширину станка подбирают так, чтобы конюх мог пройти внутрь. В слишком широком стойле лошадь застрянет или поранится при попытке развернуться.

Кормушки и поилки

Кормушки для лошадей подвешивают на высоте от 65 сантиметров до 1 метра от пола. Подходящие материалы — пластик, нержавеющая сталь, керамика, резина. Деревянные кормушки впитывают сок растений и овощей, трудно отмываются, лошади их часто грызут. Требования к посуде:

  • закругленные края и углы;
  • гладкая ровная поверхность;
  • глубина – 25 сантиметров;
  • длина – 1-1,5 метра;
  • ширина – 30 сантиметров.

Поцарапанную и треснувшую посуду для лошадей меняют на новую, так как в зазорах скапливаются частицы пищи, образуется плесень. Кормушка должна быть глубокой, вмещать достаточно корма, чтобы лошадь насытилась. Благодаря высоким бортикам еда не рассыплется по полу. Для травы и соломы к двери денника крепят металлические решетчатые ясли.

Лошадей поят несколько раз в день, предлагая воду в ведре или пластиковом контейнере. Полную посуду не оставляют в деннике, так как лошадь может ее опрокинуть и залить подстилку.

Чтобы лошади могли пить круглосуточно, в денниках устанавливают автопоилки, соединенные с водопроводом. Автопоилки изготавливают из чугуна, алюминия. При автоматизированной подаче воды лошади могут играть с клапаном и тоже устроить потоп в деннике.

Важный предмет лошадиной утвари — подставка под соль-лизунец. Рассыпчатую соль неудобно давать животным, так как она рассыпается, и есть риск ошибиться с дозировкой. Поэтому рядом с кормушкой и поилкой в денниках прикрепляют керамическую подставку для блока-лизунца.

Навозохранилище

Фермы используют конский навоз как удобрение. Сырье от двух лошадей сразу распределяют на угодьях. Для хранения большого количества навоза недалеко от конюшни строят специальные хранилища. Их также называют лагунами и делят на типы: наземные и котлованные, открытые и закрытые. Для строительства выбирают отдельное место на расстоянии 200 метров, дальше от жилых построек и с глубокими грунтовыми водами. По санитарным нормам, лагуны необходимо обеспечить гидроизоляцией. Как строят хранилище для лошадиного навоза:

  • для наземной лагуны расчищают поверхность земли, для котлованной — выкапывают яму;
  • утрамбовывают почву, чтобы предотвратить проседание;
  • насыпают слой песка или мелкого щебня;
  • укрепляют геотекстилем;
  • укладывают и сваривают пластины геомембраны.

Геомембрана выдерживает мороз и устойчива к агрессивной навозной среде, разъедающей бетон и металл Объем хранилища рассчитывают по количеству лошадей. На одно животное выделяется 2 кубических метра. Один резервуар не должен превышать 9 кубических метров. Если в конюшне содержится больше 4 лошадей, понадобятся два навозохранилища или больше.

Отдел под сено и корма

В кормовой или фуражной комнате хранят весь запас корма или часть, рассчитанную на день. Сено не рекомендуется хранить в здании конюшни из-за опасности возгорания и распространения насекомых. Дневной запас соломы кладут на поддоны или подстилки рядом с фуражной комнатой.

Требования к отсеку для корма:

  • размеры – 2,4х3 метра, 1,8х3,4 метра;
  • два входа — наружный для подвоза, внутренний для раздачи корма;
  • ширина внутренней двери — 1,2 метра;
  • яркое освещение, чтобы четко различать надписи на этикетках;
  • отсутствие зазоров на стыках пола, стен и потолка;
  • дверь из твердой породы дерева с металлической обшивкой, порогом и надежным креплением;
  • замки навесные и щеколды;
  • бетонный пол для защиты от грызунов.

Мешки с кормом ставят на непокрытый бетон, если в регионе сухой климат. При высокой влажности в помещении используют решетки, поддоны. Если при строительстве конюшни предусмотрена система дренажа, пол фуражной комнаты поднимают на 15 миллиметров выше основного уровня.

Оборудование помещения для корма:

  • полки;
  • поддоны;
  • бочонки, корзины, контейнеры;
  • весы;
  • мерные ковши, канистры;
  • стенды и доски с расписанием кормления, индивидуальным рационом для отдельных лошадей.

Емкости и мешки маркируют. В фуражном помещении обычно нет окон. Светильники размещают равномерно по периметру, чтобы тень не падала на указатели, ярлыки, цифры весов.

Летняя площадка

Выход на тренировочный корт устраивают в задней стенке денника или выводят лошадей через центральный вход. Параметры корта:

  • размер – 20х40 метров для прямоугольной формы;
  • диаметр – 22 метра для круглой.

Летняя площадка — место для тренировки лошади на корде. Поэтому поверхность делают глинобитной, покрывают песком и опилками для мягкости.

Советы и рекомендации по строительству

При постройке конюшни рекомендуется:

  • во время планировки на местности обозначать флажками места для денников и хозяйственных комнат;
  • водопровод прокладывать ниже уровня промерзания земли;
  • при укладке фундамента важно сохранить разметку углов здания, наблюдать за работой экскаватора;
  • материалы для всех этапов строительства, от фундамента до крыши, нужно выбирать высшего качества и заранее рассчитать их расход;
  • в регионах с обильными снегопадами на крыше лучше установить антиобледенительную систему, предотвращающую замерзание водостока;
  • бетонные подъездные дороги текстурировать швабрами с жесткой щеткой, чтобы улучшить сцепление;
  • все стороны досок обшивки грунтовать перед установкой и прокладкой изоляции;
  • не использовать масляные лаки и краски с токсичным запахом.

Сбруя для лошадей: виды и особенности конской упряжи

Сбруя необходима, чтобы впрячь коня (или другое тягловое животное) в повозку. Правильная экипировка позволит животному эффективно использовать силы и упростит управление человеку. Сбруя для лошадей появилась вместе с первыми повозками, около 4000 лет назад. Сегодня упряжь представляет набор конкретных элементов, способных, помимо основной задачи, дополнительно выполнять декоративные функции. Состав и конструкция сбруи также отличаются в зависимости от количества используемых лошадей и типа повозки.

Состав сбруи

Основная задача конской упряжи — передать силу тяги от лошади к повозке с минимальными последствиями для тела животного. Сбруя для лошадей дополнительно является инструментом управления кучера. Базовый набор элементов упряжи включает:

  • Хомут. Главный компонент, на который передается основная часть тягловой силы, затем идущей к повозке. Хомут состоит их покрышки (верхняя наружная часть), подкладки под ней, пары клещей, скрепляемых ремнем (нижняя деталь), хомутины и горта.
  • Гужи (гужевые мочки). Кожаные ремни, соединяющие хомут с оглоблями. К гужам также крепится ободовый ремень.
  • Дугу. Удерживает гужевые ремни вокруг оглобель. Дуга присутствует не во всех наборах упряжи.
  • Уздечку. Система ремней, крепящаяся на голове лошади, к которым цепляются элементы управления: вожжи и (или) повод. Уздечки выпускаются с трензелем (металлический элемент во рту лошади) и без него. В отдельную подгруппу выделяют ковбойскую узду, отличающуюся выполнением из тонких ремешков, подходящих для ремонта за пределами конюшни. Модели без трензеля, вроде хакамора, оказывают основное давление при взнуздывании на переносицу. Воздействие достаточно болезненно для лошади, и такие системы рекомендуют опытным ездокам либо животным, имеющим проблемы с ротовой полостью.
  • Седелку. Частично переносит тяговое усилие лошади с плеч на спину. Выступает в качестве амортизатора при движении по неровной дороге. В состав элемента входит чресседельник, удерживающий оглоблю, хомут и дугу, и подпруги, которыми эта часть сбруи фиксируется на теле лошади.
  • Подбрюшник (деталь седелки). Стабилизирует хомут с оглоблями, препятствуя их резким колебаниям, способным травмировать коня.
  • Шлею. Основной элемент «тормозной системы» экипажа. Отвечает за удержание на месте хомута.
  • Вожжи и поводья. Уже упомянутые управляющие элементы. Первые обычно используют, сидя на повозке. За поводья лошадь ведут пешие сопровождающие.

Ременные конструкции традиционно выполняются из кожи (коровьей или свиной). Вожжи представляют собой частичное исключение. Их средняя часть часто может выполняться из прочной тесьмы или веревки.

Все элементы упряжи подбираются по габаритам лошади. Несоответствие пропорциям животного уменьшит его эффективность в качестве тягловой силы и создаст риск травмы в месте контакта.

Типы конной упряжи

По внешнему виду различают обычную и декоративную (парадную) экипировку. Последнюю отличает обилие украшений. Так, к обычным элементам упряжи может добавиться плюмаж и другие элементы. Другим критерием, по которому делится лошадиная сбруя, является количество животных, используемых для запряжки. Их число варьируется от 1 до 8 особей (редко используется больше). По конструкции упряжь бывает:

  • Дуговой. Присутствуют все вышеописанные элементы. Оглобли крепятся к дуге.
  • Бездуговой (оглобельно-постромочной). Основная часть нагрузки приходится на шлею. Оглобли присоединятся к седелке.
  • Постромочной. В системе отсутствуют твердые элементы вроде оглобель или дуги. Движение происходит за счет хомута и постромок. Для удобства управления в состав сбруи могут включаться ручные тормоза.
  • Постромочно-дышловой. К ременной конструкции добавляется дышло, регулирующее движение повозки по прямой и на поворотах.
  • Комбинированной или европейской. Используется для создания больших упряжек — на 6-8 особей. Включает оглобли, дышло и постромки. Лошади для такой упряжи должны правильно расставляться по силе и росту: первой парой идут выносливые животные, последней — сильные для обеспечения торможения. Между ними располагаются пристяжные лошади, отвечающие за повороты.
  • Цугом. Конструкция была разработана в Германии — лошади впрягаются попарно, друг за другом. Цуг рассчитан на шестерку коней. Одна или две пары впрягаются в дышло. Цуг сегодня используется редко.
  • Тачаночной. Еще одно устаревшее решение, рассчитанное на четверку коней. Животные располагаются параллельно, при этом центральная пара впрягается с помощью дышла, а лошади по бокам удерживаются постромками.

Конная упряжь — необходимый «соединитель» между лошадью и повозкой. Она необходима, чтобы животное тянуло груз, а погонщик мог им управлять. Сбруя делится на несколько основных категорий, предназначенных для разных типов повозок и количества коней. Но их объединяет общее требование — удобство и соответствие габаритам лошади. Слишком большая или маленькая сбруя может травмировать животное и ухудшить качество управления экипажем.

Конская упряжь: самые популярные виды сбруй для лошадей

Сегодня упряжку лошадей можно встретить разве что на городских площадях, да в парках развлечений. Люди больше не используют лошадей по их прямому назначению. Лошади стали развлечением. На них больше не перевозят грузы и не путешествуют. А ведь еще каких-то 70 лет назад каждый подросток знал, что такое конская упряжь и понимал, что она означает правильная упряжь для лошади.

Сбруя или конская упряжь представляет собой систему ремней и приспособлений, надеваемых на лошадь для ее дальнейшей запряжки в повозку или для верховой езды.

Когда упоминают сбрую, тогда подразумевают конскую упряжь в комплекте с вожжами и уздечкой.

Упряжь нужна для передачи тягового усилия животного повозке. От того, насколько правильно подобран, надет и подогнан этот элемент зависит проста управления и здоровье лошади. Например, если неправильно затянуть ремни, то они могут намять мягкие ткани животного или же вызывать ожоги. После таких повреждений конь едва ли сможет работать.

Конская упряжь должна быть прочной и легкой. Раньше кожу для сбруи изготавливали из специальным образом выделанной кожи. Одна долговечна, но требовала специального ухода. Сегодня конские сбруи изготавливают из современных материалов. Они прочнее, легче и требуют минимального ухода.

История появления сбруи

Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.

В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца.

Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.

Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.

К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Как запрячь коня в русскую сбрую?

Сначала надо надеть уздечку. Для этого нужно встать слева от коня, левой рукой удерживать его, а правой надеть ремень уздечки через уши. Удила следует вводить через край, где нет зубов. Как правило, лошадь при таких действиях сама открывает рот.

При снаряжении упряжки в зимнее время, прежде чем тянут металлические удила в рот животному, их следует хорошенько согреть.

Далее, приходит черед седелки. Ее кладут сначала резко вперед ближе к холке, а затем поправляют на положенное место. Такой подход позволяет расправить шерсть под потником седелки.

После накладывания седелки следует хорошенько подтянуть подпругу. При ее затягивании наездник нередко упирается ногой в ребра коня, чтобы обеспечить необходимое усилие. Если подпруга не будет хорошенько затянута седелка может прыгать на спине и хорошенько намять мягкие ткани, что не пойдет на пользу конскому здоровью.

После подтягивания подпруги на коня надевают хомут и шлею. Хомут следует надевать вверх ногами. Это позволит равномерно распределить шлею. После расправления последней хомут переворачивают в его нормальное положение. Поворачивать его следует у самой головы. При повороте нужно следить за тем, в какую сторону уложена грива. Нельзя поворачивать хомут против ее укладки.

На следующем этапе взнуздания нужно завести коня в оглобли, заложить дугу и прикрепить оглобли гужами к дуге. Супонь затягивают с расчетом на то, чтобы она находилась перпендикулярно оглоблям. Ее концы собираются в такую петлю, которая при необходимости легко распускается.

Наконец, крепится чересседельник. Его продевают через скобы седла и мочки подпруги. Конец чересседельника привязывается к правой оглобле.

На последнем этапе завязывается подбрюшник. При этом нужно обеспечить такое его натяжение, чтобы оглобли во время движения не прыгали вверх-вниз.

Управление экипажами

В большинстве случаев едущий по дороге экипаж во главе с одной или двумя лошадями вызывает противоречивые мнения одновременно. Во-первых, восторг за необыкновенно сказочный вид, а во-вторых – сожаление, за минувшим временем, за теми днями, когда такую повозку, и не одну можно было увидеть на улицах больших городов и маленьких деревень.

В наше время экипаж часто нанимают для торжеств

Если хорошо подумать, то в прошлом роль лошади не была полностью романтичной и божественной. Лошадь в основном выполняла всю тяжелую работу: переносили огромное орудие и иную военную технику, использовались для работы в поле, были ответственными за перевозку всевозможных товаров и людей. Сила лошадей играла непосредственную роль в покорении чужих земель, усовершенствование сельского хозяйства и развития туризма.

И когда в человеческую жизнь вошли автомобили, то их мощность поначалу измерялась в лошадиных силах. На сегодняшний день экипаж с упряжной лошадью считается удовольствием и своеобразным развлечения. Но на их основании появился интересный вид конного спорта, который является, в первую очередь, соревнованием зрелищного характера. При этом гонки упряжек называют по количеству использованных лошадей – пара или четверка. А для правленья лошадьми кучер применяет вожжи, лошадиную узду, кнут и голосовые команды.

Гонки различают на три вида:

  1. гонки упряжек;
  2. упряженные классы;
  3. забавное катание.

В этой статьи попробуем разобраться об инструментах упряжи, рассмотрим технику управления лошадьми.

Упряжь для тягловой лошади

Управлять упряжкой лошадей не так то и просто, как кажется на первый взгляд, для этого требуются большие знания в специфике сбруи. Имеются два вида упряжи:

  • нагрудник;
  • хомут.

Нагрудник регулируется по размеру с помощью пряжек

Упряжь нужно выбирать только первоклассного качества. Нагрудник регулируется по размеру животного с помощью пряжек, но выбирать хомут следует по размеру, соответственно параметрам лошади.

Упряжь для тяглового животного продумана таким образом, чтобы охватывать все части тела. Грудь и шея лошади подпоясаны нагрудным ремнем, к нему крепятся ремни и подшейк з своеобразными кольцами для вожжей. Спину, а также живот обходит подпруга, а сверху наблюдается седелка с зажимом, который при надобности регулирует вожжи, после нее спинной ремень и ремень, что служит для крепления оглобель. На крупе размещена шлея с ремнем, подхвостник и ободовый ремень. Вожжи направлены от узды в руки кучера.

В состав нагрудника входит две части:

  • подшеек, обхватывающей шею имеет пряжки, с их помощью регулируется необходимая длина. Подшеек дает возможность регулировать расположение нагрудного ремня. Его особенностью является то, что он должен располагаться свободно на лошади, чтобы не врезаться в нее. Нагрудник шьют из двойной кожи, при этом он идет швом наизнанку. Ширину и надежность нагрудника подбирают соответственно грузу.
  • Постромки, прикрепляющие с двух сторон нагрудника, производят кожаные или веревочные. Кольца предусматривают обыкновенные или подвижные, они поддерживают вожжи в одном положении.

Илюстрация конской упряжи

Дальше по-порядку идут элементы сбруи, находящиеся на холке. Это:

  • зажим для дополнительных нужд, например для дополнительного поддерживания вожжей;
  • седелка и две мягкие подседельные прокладки;
  • кольца с обеих сторон, через них проходят вожжи. Кольца должны быть широкие, чтоб вожжи свободно двигались и не застревали;
  • кожаные гужи – препятствуют перегибанию постромок;
  • подпруга, которая бывает как единичная, так и двойная (внутренняя и внешняя);
  • спинной ремень и накрупник, крепящиеся к кольцам сзади ;
  • шлея – широкий ремень, что обхватывает заднюю часть лошади. На концах имеются ремни либо шлеевые кольца, которые контролируют движения оглоблей, тем самым защищают карету от опрокидывания. Ремни на крупе держат шлею на соответственной высоте.

Хомут

Сбруя охватывает шею, часть груди спереди, холку вокруг и живот. А хомут для лошади – шею и плечи. Хомут изготавливается под каждую лошадь индивидуально, соответственно её замеров, поскольку не является регулированным. Хомут снизу подбивается прокладкой, вроде своеобразной подушки и одевается лошади через голову.

Хомут изготовляется индивидуально

Закрепляется он с помощью хомутин, к которым подсоединены ремни хомутные. Снизу находится хомутный ремень, а также хомутный гуж. А самое верхнее крепление принято называть верхним хомутным ремнем. Он наиболее слабый изо всей хомутной связи. Поэтому он нуждается в постоянном контроле и уходе, ведь его разрыв может привести к ужасным последствиям. Экипажи на четыре колеса, у которых присутствуют поворачивающие оглобли, соединяются с натяжными кольцами, а не с D-образными на шлее как положено. Таким образом, идет препятствие отвязывания шлей от глобель.

Вожжи

Одна упряжная лошадь имеет две вожжи: левая и правая. Вся длина одной вожжи при её полном растягивании становит не меньше чем 4,3 метра. В самом конце левой петли имеется так званая пальчиковая петля, а на правой – овальная пройма либо пряжка. Вожжи применяют гладкие, без каких-либо петель и застежек. Могут присутствовать и дополнительные вожжи, в случае управления двумя или большим количеством животных, но они тогда различной длины. Внутренние вожжи должны быть длиннее, чем внешниее.

Для того чтобы использовать пальчиковую петлю достаточно просунуть два пальца в конец левой вожжи, на том месте, где левая и правая вожжи скреплены пряжкой. Петля препятствует провисанию вожжей.

Также предусмотрена аварийная защелка, штекер которой вынимают при опасности для того чтобы одним движением отделить лошадь от экипажа.

Оголовье

Оголовье тягловой лошади имеет несколько отличий от упряжи лошади для верховой езды. Дополнительно в набор оголовье к суголовному ремню, нахрапнику, щечным ремням существуют шоры, розетки и трензеля, что регулируются – «Ливерпуль» и «Бакстон». Также зачастую применяется подбородная цепочка с целью выравнивания рычажной движение мундштука.

Вид оголовья тягловой лошади

Их применяют с целью защитить глаз лошади от любых неожиданных предметов, что появляются рядом с ней или сзади нее и тем самым могут её отвлекать. В результате чего может возникнуть непредвиденная ситуация, подвергающая опасности экипаж и пассажиров.

Шоры для лошади не должны затруднят обзор движения вперед и надевают их так, чтобы они не касались глаз и их две треть их части находятся ниже уровня глаз. А еще их нужно надежно закрепить.

Шородержатели

Шородержатели защищают шоры от любых движений при езде: колебаний связанных с ветром или в результате потока воздуха. Ведь раскачивающиеся шоры заставляют лошадь волноваться. Шородержатели прикреплены к налобнику. Их производят из грубой кожи либо укрепляют металлической проволкой.

Розетки

В местах, где соединяются надлобник и суголовник размещены пластинки, имеющие декоративное значение и розетки. Раньше прототипами розеток были амулеты , что защищали лошадей от злых духов.

Капсуль

Такое приспособление как капсуль для лошади, должен быть прочно закреплен с внутренней стороны нащечного ремня. Он защищает этот ремень от излишнего сдвига назад во время натяжки вожжей. Проверить правильность закрепления капсуля очень легко – если под него можно просунуть два пальца, значит все сделано хорошо.

Оголовья для одной упряжки могут надевать одинаковые украшения, чтобы визуально вся группа лошадей спереди смотрелась красиво и одинаково.

Трензеля и удила

Помимо трензеля, используемый зачастую во время тренировок молодняка, упряжным лошадям чаще всего одевают мундштук-стержень. Действует он по принципу рычага с шарнирным соединением. Уровень шарнирного соединения, идущий выше мундштука, и определяет размах рычага. Сила эффекта зависит от длины расстояния, а этот факт заставляет кучера всегда быть начеку. Угол рычага к загубнику должен быть в пределах 45°.

Ливерпульский трензель характеризуется 2-3 местами соединения с вожжами, что позволяет хоть немного регулировать размах мундштука.

Бакстонский трензель

В упряжке из нескольких лошадей (двух и больше) заднему животному часто одевается мундштук типа «Бакстон». Он имеет перемычку с двумя рычагами. Такая перемычка препятствует вожжам, что идут от передних лошадей с большой силой давить на трензель.

Способы запрягания

В том случае, когда требуется запрячь одну лошадь, то сбруя надевается с левой стороны, а если пару, то лошадь с левой руки запрягается слева, а та, что с правой руки запрягается справа.

Если требуется надеть нагрудник, то возьмите его в обе руки подшейком наверх. Поставте подшеек на шею и просто подогните. Нагрудник пристроен правильно, если место идущие выше грудины не больше чем ладонь. Хомут нужно одевать верх ногами, при этом узкий конец идет вниз. После того как сквозь него прошли уши хомут стоит перевернуть. Он одет правильно, если между хомутом и телом лошади свободно проходит кулак. Дальше нужно надеть на ремни холки, и немного затянуть подпругу. Если вам нужно надеть хомут, фальш-матрингал соединяют с подпругой, при этом направляют его между ног. Упряжь в таком случае должна находиться на ширину руки сзади от подпруги. Спинной ремень достаточно свободно ложится по спине и соединяется с накрупником. После того как расправлен хвост подгоняется размер спинного ремня и закрепляют его.

Накрупник подсоединяют к спинному ремню, шлея же проверяется рукой, ее просувают между упражью и крупом. После чего подсоединяют постромки и в самом конце вожжи пропускают через кольца либо ушки и соединяют с трензелями. Когда надели оголовье, очень важным является момент проверки подбородной цепи, нужно убедиться в том, что она не перекрученная в желобе.

Запрягание

Приведите лошадь спереди коляски и нужно попросить второго человека толкать коляску в направлении животного, но при этом немного приподнять оглобли, чтоб не зацепить лошадь. После чего они опускаются и соединяются к постромкам и D образным кольцам. Петли нужно направить перед скобами, чтоб защитить оглобли от сильного подъема вверх. И конечное действие – соединение постромка и шлеи. Шлея при любых обстоятельствах должна находиться в горизонтальном положении. После закрепления всех необходимых элементов можно приступить к затягиванию подпруги.

Распрягание

Естественным является тот факт, что распрягание проводят в обратном порядке от запрягания. После того как лошадь полностью освободилась от коляски следует проверить целостное состояние упряжи и не образовалось ли на теле лошади свежих ран.

В каком уходе нуждается сбруя?

Лучше всего периодически ухаживать за конной амуницией: тщательно чистить мокрой губкой, и делать это надо сразу после каждого использования, чтобы убрать пот и грязь. Соль, что содержится в поте, способна сделать кожу загрубевшей. Помимо этого один раз в неделю надо мыть упражь в седельном мыльном растворе, только перед этим обязательно надо отсоединить всевозможные элементы упряжи друг от друга. После такой процедуры все части сбруи должны высохнуть естественным путем, поскольку возле нагревательных приборов или на солнце процесс высыхания кожи способствует растрескиванию кожи. Смажьте вычищенную упряжь воска и протрите до блеска. Патентованную кожу отменного образца воском натирать не рекомендуется, вместо воска протрите сухой тряпочкой.

Вешалка для упряжи

Такое несложное приспособление на колесиках способно облегчить процесс запрягания и распрягания лошади в правильном порядке. Очень удобно подкачивается к лошади, и снимаются (или развешиваются) все части по очереди. Каждая основная часть упряжи нуждается в отдельной вешалке: для хомута, для седелки и подпруги, для оголовья и так дальше.

Удобно подкатить к лошади и совершить запрягание или распрягание

На такую вешалку можно приспособить и кнут, но только надобно следить и всегда вешать его на крючок, ведь нужно, чтоб он всегда оставался в прямой форме.

Виды, элементы и особенности конской сбруи

Из чего состоит сбруя

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Одноконная

Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи. В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами. Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.

Постромочно-дышловая

Постромочно-дышловую упряжь рекомендуют как для пароконной запряжки, так и для одноконной. Задача её – регулировать движение повозки и её поворот. Основная составляющая оборудования – дышло. Очень часто при работе с двухколесными сельхозмашинами кони получают повреждения из-за давления дышла на хомут. Поэтому стоит надеть на скакунов седелку и подтянуть чересседельником постромки. Работоспособность животных значительно увеличится.

Постромочная

Постромочная упряжь очень простая, но неудобная, поскольку при движении вперёд повозка не всегда удерживается. Тяга в данном типе упряжи происходит за счёт хомута и постромок. Рекомендуют такой тип оборудования дополнительно снабдить тормозами, чтобы не навредить лошади.

Тачаночная

Тачаночный вид упряжи широко использовали до 20 века. Сейчас уже очень редко где можно встретить четверки коней и тачанки. Упряжь состоит из постромок и дышла. Два коня при этом запрягаются в дышло в центре, а боковые – за постромки, крепящиеся к вагам.

Комбинированая

Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли. Очень важно подбирать животных по силе и росту. К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж. В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей. Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.

Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.

Видео «Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь»

В этом ролике нам расскажут как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь