Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

  • освящение мира, необходимого для Таинства Миропомазания;
  • антиминс, который используется для проведения Евхаристии, также освящается исключительно архиереем;
  • рукоположение во священники совершает архиерей во время служения Литургии.

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Хатун, калфа, хасеки, баш хасеки и прочие. Значение титулов в гареме

Иерархия в гареме османских султанов была гораздо сложнее и многступенчатее, чем это было показано в самом «Великолепном веке». Но сегодня мы поговорим именно о тех приставках к именам, которые были озвучены в нем.

Первое, что слышит зрители – это хатун. Во время правления султана Сулеймана так называли любых девушек и женщин, которые имели принадлежность к дворцу султана. Но мало кто знает о том, что до восхождения на трон султана Селима Грозного – отца султана, такую приставку к имени получали лишь жены и фаворитками падишаха. Обычных же обитательниц гарема называли просто по именам. Например, Эсма-хатун Назлы-хатун, Эфсун-хатун.

Эфсун-хатун и Хюррем. Фото: кадр из фильма

Калфа – это главная служанка гарема, молодая женщина, которая управляла простыми девушками, попавшими в него. Калфы проводили уроки и следили за порядком. Старшую калфу называли ункяр-калфа. Она несла ответственно за весь гарем и непосредственно подчинялась хазнадеру гарема и Валиде. Калфы могли быть выданы замуж и имели право получить свободу. Но многие из них до кона дней так и оставались работать в гареме, имея за его пределами семью. В частности Нигяр-калфа была выдана замуж за Матракчи, а вот Фидан-калфа всю жизнь просто прожила рядом с Махидевран.

Нигяр-калфа. Фото: кадр из фильма

Султан — приставка к имени для женщин, родивших от правящего повелителя детей. При этом пол ребенка был не важен. Примечательно является и то, что если ребенок погибал, то женщина вновь становилась простой хатун. Если говорить о сериале «Великолепный век», то ярким тому примером может служить Гюльфем-хатун. Махидевран-султан после казни Мустафы и своего изгнания также утратила титул султанши.

Гюльфем-хатун и Махидевран-султан. Фото: кадр из фильма

Хасеки – законная жена султана. Некоторые считают, что хасеки – любимая, но это не совсем верно. Такой титул получала та женщина, с которой повелитель заключал никях, то есть вступал в официальный брак. А вот старшая или первая жена носила титул Баш хасеки, как например Турхан-султан из «Империи Кёсем». Хюррем-султан же была просто хасеки-султан.

Хюррем-султан же была просто хасеки-султан. Фото: кадр из фильма

Султанша, чей сын становился новым правителем Османской империи, получала титул Валиде. Первой женщиной Валиде стала айше Хафсамать Сулеймана. А вот если новоиспеченный падишах был слишком мал, чтобы самостоятельно править империей, Валиде становилась и его регентом.

Первой женщиной Валиде стала айше Хафса – мать Сулеймана. Фото: кадр из фильма

Был в Османской империи и еще один титул, который переводился как бабушка султана и его регент. Его обладательницей была только Кёсем-султан, а называли ее бюйюк Валиде-султан.

Руководитель русского церковного хора.

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens

— правитель, властелин, или
regere
— управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.


/ Программа» data-image_id=»18545″>

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…». Вот это стихотворение:

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Из дирижеров в регенты

– Как же Вы пришли к такой редкой в наше время музыкальной «специализации»? Неужели этому учили в советской консерватории?

– Сама по себе специальность дирижера-хоровика после революции стала чем-то вроде массовика-затейника, организующего коллективное пение гимнов и песен. Поэтому образование у нас было основано, главным образом, на музыке европейской школы с преобладанием советской песни и русской классики. Однако, к счастью, встречались педагоги, сохранившие традиции старого дореволюционного поколения. Вот и мой педагог, Мария Афанасьевна Бондарь, заслуженная артистка России, доцент, хормейстер хора радио и телевидения, которым руководил Клавдий Борисович Птица, была ученицей последнего регента синодального хора, Николая Михайловича Данилина. Мне повезло, что я отучился у нее пять лет.

Мария Афанасьевна уже со второго курса начала давать нам некоторые духовные произведения. Одновременно я работал в любительском камерном хоре «Виват», который с 1979 года пел практически только духовную музыку. Руководитель хора Игорь Андреевич Журавленко – настоящий художник, который постоянно «откапывает» забытые или никогда прежде не исполнявшиеся произведения. Он сидит в библиотеках, находит какие-то интересные новые партитуры. Мы много пели кантов, духовных стихов. И получалось, что, с одной стороны, я пел духовную музыку, а с другой – дирижировал западную и русскую классику и советскую песню.

В результате я первым из студентов на третьем курсе Гнесинки на экзамене дирижировал третий концерт Сергея Рахманинова. Это был 1987 год, и комиссия спросила Марию Афанасьевну: «А почему «В молитвах Неусыпающая Богородица», это ведь духовное произведение?» Тогда еще не открыли идеологические шлюзы, да я и сам боялся – а как к этому отнесется кафедра? Но Мария Афанасьевна сказала: «Это не твое дело. Твое дело точно, правильно и с душой провести это произведение, чтобы это было убедительно».

– А Ваши учителя никогда не говорили, что они верующие?

– Нет, мне они ничего не говорили. Не знаю, какими словами тогда Мария Афанасьевна убедила кафедру. Был долгий спор. Зато после этого случая и другие студенты стали брать духовные произведения – и правильно делали. Потому что обширнее и богаче этого кладезя подлинного искусства ничего нет, по крайней мере, в хоровой музыке. И дирижеров-хормейстеров надо воспитывать именно на ней.

Темой моего диплома был знаменный распев – с момента его возникновения у нас на Руси и вплоть до ХХ века. В том числе, в творчестве советских композиторов: Свиридова, Щедрина, Хренникова, Сидельникова, Гаврилина, Ларина, – все они частично его использовали. В особенности Свиридов. А параллельно я работал над курсом лекций по хоровой литературе (с музыкальным оформлением): начиная со знаменных распевов и заканчивая современными композиторами. Туда было включено очень много духовной музыки разных веков. Ведь обычно хоровую музыку начинают изучать с Бортнянского, да и то с его светских произведений, а чаще вообще с Глинки. А все огромное богатство церковной музыки до Глинки, по сути, вообще не учитывается. Так мои занятия музыкой все больше и больше обращали меня к духовным реалиям.

– Профессиональные вокалисты говорят, что службу в церкви спеть гораздо сложнее, чем концерт на сцене. Они правы?

– Правы. Сложность в том, что богослужебная музыка в первую очередь основывается на текстах – стихир, тропарей, кондаков, ирмосов, – причем церковнославянских. И их нужно уметь петь на определенный напев. На каждый текст приходится по восемь гласов, а всего получается тридцать два напева – это тот минимум, который должен знать певец, поющий в храме.

Кроме того, церковнославянский текст нужно понимать, потому что без понимания петь его намного сложнее. Если он написан адаптированно (русскими буквами без сокращений), задача упрощается, но зачастую текст написан по-церковнославянски – с сокращениями некоторых слов, условными обозначениями каких-то букв, – и певцы в таком тексте очень часто «спотыкаются».

Они привыкли петь на концерте хорошо подготовленный и отрепетированный материал. Кроме того, там есть возможность передохнуть, например, когда раздаются аплодисменты. В церкви же этого нет, напряжение сохраняется от начала до конца службы, и певцы не очень подготовленные, приходящие к нам «попробовать», доходят иногда до полного изнеможения и говорят: «Я не могу у вас петь, у вас очень сложно».

Но церковные хоры разные. Скажем, монастырский хор должен знать все от «А» до «Я». А на обычном приходском клиросе он может быть менее подготовлен. То есть в идеале приходской хор должен знать примерно столько же, сколько и монастырский, ну, может, не в таких многочисленных вариантах. Но в реальной жизни многие певцы-вокалисты предпочитают петь на приходских клиросах, потому что там не нужно напрягаться, там все расписано по партитурам – регент заранее все готовит, и певец поет по нотам, причем, каждый раз практически одно и то же. А в монастыре мы чередуем до пяти-шести вариантов только нотных текстов. Чередуются и напевы. Мы поем и подобны, и гласы в гармонизации различных авторов. В результате, количество напевов в три-четыре раза больше.

Более того, нам говорят: обиход мы и так услышим – на буднях, а от вас требуется праздничное пение.

И ошибаться невозможно. Некоторые думают, что на службе можно не спеть то или иное слово, что-то пропустить, и никто не заметит. Но на самом деле это влечет за собой некоторое замешательство в молитве в алтаре, а из алтаря это замешательство передается прихожанам. А когда служба проходит на одном дыхании, когда хор поет вдохновенно, служащие в алтаре тоже вдохновляются, и молитва у них идет по-другому, и прихожане из храма выходят просветленные и одухотворенные.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Ахилла

Просмотры: 1 592

Пользуясь тем, что сейчас больше свободного времени, излагаю некоторые свои мысли относительно литургической музыки.

В приведенных примерах прошу не видеть ничего личного, я рассматриваю ситуации, а не конкретных людей. Да и будучи несколько лет активным участником богослужения, будучи, как говорится, «причастной», очень тяжело стоять отстраненно и свысока на все это взирать. Именно поэтому для меня и оказалось невозможным оставаться безразличной.

Споры о литургической музыке ведутся очень давно. Одним из основных является вопрос об активном участии верных в богослужении.

Собственно, крайностей две:

1) следует полностью исключить общенародное пение за службами (пусть все поет специальный хор);

2) все богослужебное пение следует сделать общенародным.

С примерами первой крайности сталкивалась как в православной церкви, так и в католической.

Пример из православной церкви. Праздничная служба, поет два хора, из которых правый усердно изображает, что для них это только работа, а левый не менее усердно изображает, что для них это служение, «что они с молитвой поют, не то что эти музыканты с нотами». Или может быть один хор: типичный «левый» со «служением», или типичный правый, «наемники». А основная масса народа стоит как будто ни при чем.

Пример из католической церкви. Служба — диалог алтаря и органиста. Ответы на возгласы — все или молчат, или что-то под нос себе бормочут, отвечает по сути только органист, и в данном случае не знаешь как быть. Вроде надо отвечать, участвуешь же в Мессе, а с другой стороны, думаешь, может, тут так не принято, может, лучше помолчать.

В обоих случаях служба — радость для музыкантов, да и просто для людей со слухом. Но при этом верные (те, кто не хор и не органист) до какой-то степени исключаются из богослужения.

Берем другую крайность: все поет народ. Прекрасно, верные ни в коем случае не исключаются из богослужения, все активно участвуют. И подобные примеры мне доводилось так же видеть и в православной, и в католической церкви. В православной — на сельских приходах, где люди участвуют в жизни своего храма сообща, в том числе и все поют. К сожалению, заезженный обиход, и, к сожалению, довольно грязненько, хоть и искренне, и от души.

В католической — такая картина практически в любом малом приходе. Но разве мы тем самым приносим Господу лучшее? Если при этом есть возможность исполнить что-то красивое и торжественное не общенародно. Не выглядит ли так, как будто люди собрались на праздник, большинство может принести только черный хлеб на общий стол и не дает тем, кто может принести что-то другое, это сделать? По простой причине: тем, кто ничего, кроме черного хлеба, принести не может, будет обидно. Простите, то же самое тщеславие, как и в случае первой крайности, когда пение — только для избранных.

II Ватиканский Собор пытался решить вопрос об активном участии верных в богослужении. Вот как о результатах отзывается известный литургист и священник Михаэль Кунцлер. Приведу несколько цитат.

«Григорианский хорал может стать музейной экзотикой».

Да, потому что мало кто исполняет его, и, к горькому сожалению, доводилось слышать о григорианике, что она «звучит православненько».

«Создаваемые сейчас … духовные песни — это, несомненно, не решение проблемы… поделки невысокого музыкального и текстового уровня».

Безусловно, не пойдет, если исполняться будут только эти самые духовные песни, неважно когда созданные, под гитару или а-капелла, да и еще исключительно общенародно.

Но, во-первых, это тоже чье-то проявление искренней веры и тоже должно быть включено в общую церковную молитву.

Во-вторых, многое зависит от конкретной песни, и не только от оригинала, но и от качества перевода и уровня исполнения. А также от гармонизации. В скобках: не могу не восхититься теми, кто сделал гармонизации песнопений из «красного сборника», низкий всем поклон, я и не думала, что многие из этих произведений могут быть такими красивыми.

И, на мой взгляд, «трудная задача терпеливого приобщения паствы к высоким формам литургической музыки» состоит в сбалансированном сочетании общенародного пения (безусловно, ответы на возгласы, иногда духовные песни) и исполнения хором или органистом более сложных полифонических произведений.

К сожалению, успешно решать эту задачу могут только крупные приходы, где бывает несколько хоров. Один из хоров исполняет роль «сколы», которая необходима для успешного участия верных в богослужении, потому что она поет ответы на возгласы, духовные песни, еще какие-то неизменные части Мессы и ведет за собой народ. Другой хор может заниматься исключительно той же григорианикой. Третий — быть праздничным хором, который поет несколько раз в году сложные произведения за Мессой.

Хорошо бы брать за основу эти примеры и воплощать их по мере сил и возможностей на обычных малых приходах.

Тогда мир высокой литургической музыки откроется и для нас, и для будущих поколений.

Регент 800 ВДГ средство от тараканов которое не оставит им ни единого шанса

This post has already been read 3441 times!

Доброго времени суток моим уважаемым читателям. Бывали ли у вас дни, когда казалось, что хуже уже быть не может? Конечно, бывали. Вот и у меня настал такой день, а теперь выяснилось, что хуже может быть всегда – утром заметил на кухне мерзкого рыжего таракана. Ничего не поделаешь, пришлось отправиться в ближайший супермаркет в поиске действенного средства от прусаков. Да такого, чтобы гады как можно скорее покинули мое жилище. И, хочу вам сказать, я нашел убойное средство с высокой эффективностью, при этом абсолютно недорогое – Регент 800 ВДГ.

Регент 800 ВДГ: мощное оружие в борьбе с рыжими и черными тараканами

Сколько существует человечество, столько оно борется с насекомыми-вредителями. К счастью, эра тапочек-тараканьих убийц и сбора колорадских жуков осталась в прошлом — химическая промышленность подарила нам простые в использовании и эффективные инсектициды. Именно к ним относится средство Регент 800 ВДГ.

Это инсектицидный препарат, который изначально использовался для уничтожения колорадских жуков на картофельных полях. Позже его стали применять для борьбы с черным и рыжим тараканами, причем небезуспешно.

Доподлинно неизвестно, кто именно и когда попробовал уничтожить тараканов Регентом, однако до сих пор тысячи хозяев, борющихся с этими мерзкими насекомыми, благодарны этому находчивому человеку. Ведь картошку выращивают далеко не все, тем более в наше-то время, а вот с тараканами так или иначе сталкивался каждый из нас. Я расскажу, как действует это средство, как правильно им пользоваться для максимальной эффективности, а также о том, какие у него есть преимущества перед другими инсектицидами.

На чем основан принцип работы Регента?

Регент 800 ВДГ представляет гранулы для растворения в воде, расфасованные в пакетики весом 0,5 г или во флакон весом 100 г. Действующим компонентом в формуле Регента 800 ВДГ является фипронил – порошкообразная субстанция с едва уловимым запахом плесени. Фипронил был открыт во Франции еще в 1987 году, и с тех пор многие страны приобрели патентное право на использование этого компонента в инсектицидных препаратах.

Фипронил – это инсектоакарицидное вещество контактного действия, с помощью которого люди избавляют своих лохматых питомцев от клещей, блох, власоедов, картофельные грядки — от колорадских жуков, а квартиры и дома — от тараканов и муравьев. Контактный тип действия подразумевает, что насекомое погибает после попадания вещества на его кожу или хитин — фипронил блокирует передачу нервных импульсов, вследствие чего наступает паралич и летальный исход.

Кроме этого, вещество может попасть в пищеварительную систему насекомого, что тоже является смертельным для тараканов, блох, клещей, клопов и колорадских жуков. Вещество относится к 3 классу опасности. Это значит, что оно умеренно токсично и его можно использовать в инсектицидных целях при условии соблюдения техники безопасности. Фипронил, как и большинство инсектицидов, имеет отсроченный эффект. Это нужно для того, чтобы таракан принес на лапках, усиках и брюшке отраву в гнездо, где он заразит остальных своих сородичей.

Как правильно готовить раствор Регента для достижения ожидаемого эффекта?

Регент — эффективное средство для уничтожения тараканов, но многие обходят его стороной, предпочитая другие инсектициды. Дело в том, что производитель по какой-то причине не прилагает инструкцию по применению препарата на упаковке.

Мало кому хочется рисковать и пробовать разные пропорции гранул и воды в надежде вычислить идеальное соотношение для эффективной дезинсекции. Но не беспокойтесь, в эпоху тотального распространения интернета можно найти любую информацию. Спешу поделиться с вами сведениями о том, как разводить Регент 800 ВДГ.

Итак, для приготовления раствора нам понадобятся:

  • пакетик Регента;
  • 200 мл воды;
  • подходящая емкость с пульверизатором.

Разные источники приводят разные объемы воды, но 200 мл считается оптимальным количеством: в такой пропорции отрава будет достаточно токсичной для тараканов, но относительно безопасной для человека. К слову, попадание раствора на кожу редко сопровождается неприятными последствиями, а вот употребление его внутрь грозит серьезными проблемами со здоровьем.
Если же ваша цель – профилактика появления насекомых в доме, то гранулы растворить в 1 литре воды. Даже в такой концентрации средство остается высокоэффективным.

Как и куда наносить приготовленный раствор?

Разбавленный водой порошок заливаем в подходящую бутылку и распыляем с помощью пульверизатора. Нанесите средство на:

  • углы и плинтусы;
  • на задние поверхности ковров, бытовой техники и мебели;
  • на мусорное ведро;
  • на деревянные оконные рамы и между ними, на подоконники;
  • на поверхности кухонных шкафчиков (разумеется, предварительно убрав оттуда продукты и посуду;
  • на сетку вентиляционной шахты;
  • под ванную, за унитаз, в канализационный стояк (обычно там есть небольшая дверка, с помощью которой вы получаете доступ с коммуникациями);
  • на стену за отходящими обоями.

Можно ли быть уверенным, что рыжие приживалы уйдут и не вернутся?

Эффект не заставит себя ждать — буквально через несколько дней тараканы оставят вашу квартиру и не вернутся еще очень долго. Кстати, чтобы они не возвращались уже вообще никогда, имеет смысл объединить усилия с соседями — иначе прусаки будут просто бегать из одной квартиры в другую по всему дому.

Кроме того, необходимо принять ряд профилактических мер:

  • содержите квартиру в чистоте — своевременно убирайте грязь и крошки, делайте регулярную уборку;
  • все продукты храните в герметично закрывающихся емкостях или в холодильнике;
  • мусор следует выносить ежедневно, предварительно завязав накрепко пакет;
  • почините подтекающие краны, а раковину, мойку и ванную на ночь вытирайте насухо — тараканы могут жить без пищи, но не без воды.

Только все вышеперечисленные меры в комплексе с применением инсектицидных препаратов даст ожидаемый эффект.

Почему можно смело отдавать предпочтение Регенту перед другими инсектицидами?

Как и всякое средство для уничтожения насекомых, Регент обладает рядом преимуществ и недостатков. Сначала сконцентрируемся на хорошем:

    • Стопроцентная эффективность. Действующий компонент в формуле препарата не оставляет усатым гадам ни единого шанса — погибнет каждая особь, так или иначе контактировавшая с отравой.
    • Отсутствие едкого запаха, вечного спутника жидких инсектицидов.
    • Экономичный расход раствора и доступная цена гранул — 15-50 рублей за один пакетик.
    • Простота в применении. Гораздо проще обойти квартиру с пульверизатором, чем раскладывать ловушки и порошки, варить яйца и катать из желтка шарики и т.д.
    • Фипронил действует не только на взрослых особей, но и на яйца. Тем не менее, будет нелишним повторить обработку квартиры через 7-10 дней.
    • Безопасность для людей и животных — фипронил относится к классу умеренно-опасных веществ, а разведенный водой и вовсе становится почти безвредным.
    • Препарат не вызывает резистентности (устойчивости) у тараканов, а значит, прусаки не смогут адаптироваться к новой отраве.

К минусам средства можно отнести разве что отсутствие инструкции по применению на упаковке. Тем, кто купит именно Регент 800 ВДГ, придется самостоятельно искать информацию о том, как пользоваться этим без преувеличения чудодейственным средством. К счастью, в век технического прогресса и распространения интернета сделать это несложно.

Также следует учесть, что разведенный препарат сохраняет свою эффективность в течение месяца. Однако при интенсивном и регулярном воздействии солнечных лучей средство намного быстрее утрачивает свое инсектоакарицидное свойство, поэтому заранее позаботьтесь об этом и наносите раствор в те места, где его не достанут ультрафиолетовые лучи.

Меры предосторожности и следование правилам как залог эффективной и безопасной дезинсекции

Уничтожение тараканов хоть и несложный процесс, однако требует определенной подготовки. Несмотря на то, что препарат Регент считается умеренно-токсичным, имеет смысл разобраться в том, как правильно его использовать, а также в мерах безопасной дезинсекции:

    • Ни в коем случае нельзя допускать попадания гранул или раствора внутрь, на раны и ссадины, в глаза, на слизистые оболочки и дыхательные пути. Если это произошло, лучше обратиться к врачу, захватив с собой упаковку от инсектицида – так врачу будет проще назначить адекватную терапию пострадавшему.
    • Детей и питомцев на время дезинсекции следует отправить погостить к родственникам или друзьям минимум на день, а лучше – на два.
    • Во время приготовления раствора и обработки помещения нужно обязательно воспользоваться средствами защиты: резиновые перчатки и респиратор – это минимум. Идеально, если вы также наденете защитные очки и одежду, полностью закрывающую тело.
    • После обработки необходимо покинуть квартиру на два-три часа, а по возвращению открыть окна для сквозного проветривания.
    • После дезинсекционных мероприятий необходимо тщательно вымыть квартиру, лучше сначала солевым раствором, а затем обычной водой.

Вот, собственно, и все тонкости применения Регента в борьбе с рыжими приживалами. Если заметили заблудившегося прусака, не дожидайтесь, пока он приведет за собой все свое семейство – лучше начать профилактическую обработку сразу после роковой встречи. Для этого используйте слабый раствор препарата.

Если же тараканы давно и уверенно облюбовали ваше жилище и нахально плодятся, расширяя владения, тогда самое время для более концентрированного раствора. В любом случае тянуть не стоит, чем больше тараканов живут в вашей квартире, тем сложнее будет от них избавиться.

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья. Надеюсь, статья пригодится тем, кто в панике присматривает недорогое и эффективное средство от тараканов. Поделитесь моей находкой с друзьями в социальных сетях и не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы всегда быть в курсе событий. Спасибо за внимание, всего вам доброго и до скорой встречи.
С уважением, автор блога Михаил Лещенко

Инсектицид Регент — инструкция по применению

Инсектицид Регент можно по праву считать универсальным, поскольку его можно применять как в сельском хозяйстве для защиты посадок картофеля от вредного для культуры колорадского жука и его личинок, так и для уничтожения в помещениях столь неприятных усатых тараканов.

Основные сведения об инсектициде Регент

Главным компонентом инсектицида Регент является фипронил – синтезированное соединение из класса фенилпиразолов. Его концентрация в составе препарата очень высокое – 80%. Именно благодаря фипронилу, Регент обладает не только инсектицидным действием, но еще и фунгицидным.

Выпускается Регент в форме водно-диспергируемых гранул, которые расфасованы в упаковки, состоящие из 48 флаконов весом в 100 г. Кроме этого, инсектицид Регент можно приобрести в ампулах форме концентрированного раствора.

Механизм действия на насекомых

Регент является инсектицидом контактно-кишечного действия, то есть он воздействует на вредителей не только через кишечный тракт, но и через лапки и хитиновый покров.

Эти оба действия обеспечивают высокую эффективность препарату. Проникнув в организм насекомого, инсектицид воздействует на его нервную систему, блокирует рецепторы гамма-аминомасляной кислоты, парализует его двигательные действия, и, в конечном результате, приводит к гибели вредителя.

Преимущества инсектицида Регент

  • Обладает контактно-кишечным действием;
  • Действует в течение длительного времени;
  • Эффективен в широком температурном диапазоне;
  • При применении на сельхозполях эффективен даже при высокой температуре воздуха;
  • Не обладает выраженным, химическим запахом;
  • Не вызывает привыкания, но только если соблюдать все требования по применению инсектицида;
  • Не является фитотксичным, если соблюдать нормы расхода;
  • Доступная ценовая планка.

Недостатки инсектицида Регент

  • Может представлять опасность здоровью человека (2 класс по токсичности), поэтому проводить обработку необходимо с соблюдением норм индивидуальной защиты;
  • Является очень токсичным для медоносных насекомых, а также для обитателей водоемов.

Инструкция по применению против колорадского жука

Как правильно применять инсектицид Регент, напрямую зависит от того, против каких именно насекомых направлено его действие, каков порог их вредности.

Если возникла необходимость защитить посадки картофеля от вредоносного колорадского жука, то первым делом следует определить площадь участка, который необходимо обработать от колорадского жука. Производители инсектицида Регент рекомендуют на площадь в 2 сотки использовать 1 ампулу инсектицида. Однако если порог вредности очень высок, можно приготовить более концентрированный раствор – 1 ампула на 1 сотку. Количество воды равно 10 литрам.

Опрыскивание следует проводить ручным пульверизатором, если участок небольшой, либо промышленным для крупных сельхозугодий. Работы проводятся в ясный, безветренный день, желательно утренние или вечерние часы. Оптимальная температура воздуха – от +15°C до +25°C.

Культура опрыскивается в период вегетации не более 2-х раз. Расход рабочего средства на 1 га равен от 200 л до 400 л – в зависимости от того, насколько картофельная ботва поражена колорадским жуком.

Инструкция по применению против тараканов

Насколько концентрированным следует готовить раствор, зависит, прежде всего, от многочисленности в помещении рыжих прусаков. Если тараканов немного, то оптимальный вариант приготовления рабочего раствора – на 1 л воды 1 ампула или пакетик инсектицида Регент; при большом количестве – 1 ампула (пакетик) на 200-300 мл воды. Для проведения дезинфекции стандартной квартиры достаточно 1 ампулы или 1 пакетика.

Опрыскивание лучше проводить с помощью пульверизатора. Это позволит обработать даже самые труднодоступные места, где могут прятаться насекомые (щели, пространство под плинтусом, ванной и др.).

После опрыскивания рекомендуется закрыть окна, форточки, двери и примерно на час покинуть помещение. По прошествии этого времени, помещение проветривается, а все обработанные инсектицидом участки тщательно промываются соляным раствором.

При использовании инсектицида Регент в течение нескольких дней наступает гибель всех насекомых в квартире или частном доме. При этом отмечается и длительное остаточное действие препарата, что приводит к уничтожению вылупившихся личинок и к недопущению повторного проникновения тараканов в квартиру.

Работая с инсектицидом, необходимо защищать глаза, дыхательные пути, поэтому проводить обработку следует в очках и респираторе.

Астрологические термины: исправления ошибок

Мы охотнее признаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении.
И. Гёте

Когда только начинал путь в астрологии, я не понимал куда же ставить ударение, например в слове кверент, а уж значение термина, по-началу, просто заучивалось. Некоторые астрологи указывали на первый слог, другие на второй. Как-то не получалось узнать источник их утверждения или просто эксперты не желали отвечать. Правда, страсть докопаться не покидала. Возможно, это чувство и привело к любви к латинскому языку.

Многие астрологические термины имеют латинские корни и в русском языке четко ориентированное место для ударения.

Цель статьи: исключить различные толкования и рассказать об этимологии астрологических терминах.

Я преданный влюбленный хорарного раздела и будем в этой статье рассматривать термины вопросной астрологии.

И начнем с «кверент». Давайте отбросим учебное описание этого слова. Кстати, как вы его понимаете? Мне легче, если осознаю корень, когда слово становиться осязаемым.

Т ермин происходит из латинского глагола quaerĕre, т. е. страстно чего-то желать или искать. Как указано в «Латинско-русский и русско-латинский словарь» под редакцией Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А., Белов А.М.

Ĕre четко указывает на соотнесение к группе глаголов 3 спряжения. Чтобы получить знакомое слово КВЕРЕНТ. Нужно рассмотреть глагол в Praesens indicativi activi — Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога. Еще один глагол, который образует известное всем любителем астрологии слово: асцендент. Ascendere — восходить.

Для понимания, в первом лице единственного числа quaero — я ищу, или страстно желаю чего-то на данный момент.

Во множественном числе третьего лица к основе инфекта quaer- добавляем окончание -nt, а точнее для глаголов третьего спряжения —unt и получаем quaerunt — они желают или ищут. Уже что-то близкое, знакомое. Наш «кверент» дословно переводится, как они будут искать или страстно чего-то желать. Пытливый читатель наверное заметил, что автор перескочил с настоящего на будущее время и в праведном гневе требует объяснений. Подождите, скоро вы будете удовлетворены.

Хочу заметить, что третье лицо множественного числа латинского глагола в Praesens indicativi activi в русском языке часто указывает на профессию. Думаю, как критически мыслящие homo sapiens не поверите на слово и потребуете доказательств.

Например, знакомое доцент, лаборант, мигрант. Последнее, конечно не профессия, но имеет общее в образование слова, которое мы сейчас детально рассмотрим.

Глагол первого спряжения laborare — работать в третьем лице множественного числа в Praesens indicativi activi добавляет окончание — а (для глаголов первого спряжения) + nt (они), т.е. laborant. Дословный перевод — они работают. Это наше слово — лаборАнт. В русском языке, в таких словах, ударение ставим на последний слог.

Глагол первого спряжения migrare — переходить, в третьем лице множественного числа в Praesens indicativi activi добавляет окончание — а (для глаголов первого спряжения) + nt (они), т. е. мигрАнт.

Глагол второго спряжения docere — учить. Doceo — я учу. Во множественном числе третьего лица в Praesens indicativi activi добавляем окончание — еnt и в итоге получаем — docent, т. е. они учат. Знакомое всем доцЕнт. Ряд специалистов по латинскому языку и в частности из Санкт-Петербургского Государственного Университета: кандидат филологических наук Бударагина Ольга Владимировна и т.д., утверждают, что римляне не цекали и правильнее говорить докент, но мы же говорим конститу«ц»ия, а не конститутия. Так что будем использовать так привычное нашему уху западное цеканье.

Список можно продолжать долго, но думаю уже понятно, что эти слова имеют общую основы — все они происходят от глаголов, которые в Praesens indicativi activi в третьем лице множественного числа получают окончание — nt. Для педантичных, для глаголов первого спряжение в Praesens indicativi activi в третьем лице множественного числа окончание — аnt, как лаборАнт. Для второго спряжения окончание — еnt, как доцЕнт. Для третьего —unt (кверУнт) и для четвертого —iunt.

Критики могут возмутиться и указать на слово рЕгент, где ударение подает на первый слог и также как и в слове кверЕнт есть два слога и одинаковое окончание. Согласен, за исключением того, что регент происходит от латинского прилагательного regens и как вы видите к предыдущим словам, которых объединяет единая часть речи — глагол, отношения не имеет. Хотя в русском языке звучит схоже с кверентом.

Для тех, кого я все еще не убедил, хочу привести слово момЕнт, в котором ударение мы ставим на последний слог и у него такое же окончание, как и у кверЕнта, и тоже два слога. Правда к глаголу не имеет отношение, а происходит от существительного momentum. Слова рЕген и момЕнт согласуются с правила ударения в латинском языке, т. к. там оно падает на второй слог с конца.

Наши же глаголы во множественном числе третьего лица в Praesens indicativi activi в русском языке ударения получили на последний слог. Правильно будет произносить кверЕнт, а не квЕрент, как мы произносим слова лаборАнт, а не лАборант или доцЕнт, а не дОцент. Все они произошли от глаголов.

Педантичный читатель все-таки настаивает, что мы получаем какого-то «кверУнта» и он будет прав. Давайте рассмотрим еще несколько слов и поймем что же их объединяет.

Глагол четвертого спряжения audire — учить. Audio — я случаю. Во множественном числе третьего лица в Praesens indicativi activi добавляем окончание — iunt и в итоге получаем — audi-u-nt, т. е. они слушают. Что то знакомое, вы не согласны? А если мы возьмем этот же глагол, но в Futurum I (primum) indicativi activi (будущее первое изъявительного наклонения действительного) audi-e-nt. Аудиент дословно переводиться, как они будут слушать.

Вспомните про глагол quaerĕre, он относиться к третьему спряжению и в Futurum I (primum) indicativi activi (будущее первое изъявительного наклонения действительного) мы получаем quaer-e-nt, т.е. кверЕнт — дословно переводится как они будут страстно чего-то желать. Ряд источников указывают на иную форму образования из пассивной формы: quaerentur, но отбросив — ur, мы придем к исходной и понятной нам форме. Хотя на мой взгляд -ntur дает окончание в пассиве.

Кверент страстно желает узнать о квезиТе, а не о квезиДе. Мне кажется, что даже Лилли прекрасно знал о существование латинского языка и уж тем более понимал значение слова quaesitum, что переводится как вопрос, или как форма супина глагола. Ударение падет на второй слог с конца и в итоге по-русски мы говорим квезИт, т. к. убрали окончание -um, которое было первым слогом с конца. Кстати, кверЕнт и квезИт являются единоосновными братьями. Как и почему? Quaesitum — это не только существительное среднего рода второго склонения, но и Supinum I глагола quaerĕre.

Дословно, хорарная астрология — это они будут страстно желают вопроса, или они будут страстно желать, чтобы пожелали.

Давайте еще рассмотрим несколько терминов. ПерегрИн. Всем знакомое и не очень понятное слово, которое происходит от латинского слова — peregrinus — чужеземец, иностранец, не гражданин, или странник, т. е. человек без римского гражданства. Он не мог пользоваться всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством. Из этого вытекает, что планета перегрин очень ослаблена, потому что у нее нет никаких прав в знаке, где она пребывает.