Когда твой предок – маркетинговый феномен, прародитель племени и легенда, каких поискать, соответствовать ты обязан. Каждую частичку дизайна, каждую запятую в характеристиках – все разберут по косточкам. Впрочем, кому сейчас легко? Сегодня за всех и все отвечает Мустанг пятого поколения собственной персоной.

Снаружи

У себя на родине он был тачкой простой студентки. Жил себе от ТО до ТО и не тужил. Зато в эмиграции – лайки, фотосессии, поднятые вверх пальцы, взгляды разной степени зависти и бесконечные вопросы «сколько сил, сколько жрет». Вау-эффект, сравнимый с появлением суперкара при минимуме затрат. Чисто американский подход, но схема рабочая и безотказная! А главное – стопроцентная узнаваемость, чего и добивался Джей Мейз, вице-президент Ford по дизайну, курировавший проект пятого Mustang.

Без тюнинга не обошлось, стоковый масл-кар в России встречается реже, чем Волга в США. Был базовый простачок – стал серьезный парень, косящий под шоу-кар с SEMA. От двухцветного окраса с эффектом хамелеона сложно оторвать глаза, а обвес GT этому подлецу весьма к лицу. Колеса – и те от старшего брата, а спойлер Roush на багажнике – как дань уважения одному из лучших укротителей мустангов.

Внутри

Увлечение ретро-стилем – удовольствие не из дешевых. У многих силенок хватает только на экстерьер. Mustang не таков. Форма передней панели – пламенный привет салону родоначальника конной фордовской армии. Высокая, массивная передняя панель с двумя козырьками, не по-спорткаровски крупная баранка со знаменитым скакуном на триколоре, Т-образный рычаг автомата – педантичность дизайнеров в воссоздании атмосферы 60-х просто покоряет.

С учетом невысокой начальной цены дизайн внешности и салона – подарок, посему ныть на засилье гулкого пластика и величину зазоров просто неприлично. Комплектация зовется Premium , но погодой заправляет кондиционер, а в списке люксовых опций значится лишь электропривод водительского кресла, кожаная отделка и редкий для Мустанга подогрев сидений. Зато каковы спецэффекты! Ретро-приборы в хромированных колодцах могут сиять всеми цветами радуги в 125 различных вариантах. Атмосферу дискотеки дополняет 1000-ваттная аудиосистема с говорящим названием Shaker 1000. Развлекаться на борту Мустанга могут сразу четыре человека, но почет и уважение – только передним, имеющим возможность развалиться в комфортных сиденьях, приветствующих полулежачую посадку и поездки на дальние расстояния.

В движении

Считающие, что Mustang немыслим без многолитрового V8, могут расслабиться. Сегодня прикинемся американскими студентами и опробуем базовый V6 на автомате. Мощность – нестыдные для начального варианта 210 л.с., на конкретном экземпляре с легкой руки тюнеров превращенные в 230 л.с. Именно эта версия, а не Shelby GT 500, Bullitt и прочие Super Snake делала модели основную кассу.

Мустангу никак без моторного консерватизма. В век литровых моторчиков с тремя турбинами чертовски приятно сознавать, что под капотом бубнит «шестерка» литражом как у современных V8. Четырёхлитровый V 6, рожденный таскать пикапы и внедорожники, отлично чувствует себя под капотом пони-кара. Солидный крутящий момент в 325 Нм доступен при 3 500 об/мин, а информативная педаль газа всегда к твоим услугам. Это означает, что большую часть времени стрелка тахометра лениво колышется в районе 2 000 об/мин, пока ты, развалившись в кресле, наслаждаешься уверенным, но плавным разгоном.

Такая идиллия возможна только на ровном загородном шоссе, где Mustang покладисто готов нести не чувствующих усталости седоков к линии горизонта часы напролет. Крены в поворотах невелики, это вам не рамный full — size . На хорошем асфальте Mustang уверенно стоит на дуге, но малейшая неровность или, не дай бог, колея – и готовься к родео. Совладать с зависимой задней подвеской, отлавливая купе на высоких скоростях – удел опытных ковбоев. Дикий же конь – куда хочет, туда и скачет. Занятие утомительное и увлекательное одновременно, в котором толерантная к большинству неровностей подвеска – далеко не последний помощник.

Городской цикл, л Загородный цикл, л Смешанный цикл, л
17-19 8-9 15-16

В России Мустанг забияка поневоле. Прохожие, услышав громогласного янки, жаждут шоу. Соседи по потоку, заметив призывно раскачивающийся от малейшего нажатия на газ мускулистый кузов, требуют гонки. Ответ для всех один — педаль в пол, но помним про отсутствие трекшн-контроля и АБС. Под рев мотора и дымовые спецэффекты задняя ось пускается в пляс. Поймав, наконец, зацеп, едва не вставший на дыбы конь устремляется вперед. Кто не заинстаграмил – я не виноват!

Эффектов много, но эффективность. Со стоковой подвеской о победе над сколько-нибудь серьезном соперником и думать забудьте. Паспортные семь секунд до сотни? Может и повезет при правильной резине и сухой погоде. Но какая разница, когда смотрели все на вас. А на чем был соперник, и был ли он вообще, никто и не вспомнит.

В этом весь Mustang. Он мастер пустить пыль в глаза и идеальный конструктор для взрослых. Не едет? Поставь компрессор. Валкий? Вариантов доработок подвески – устанешь выбирать. Пластик не нравится? Обтяни салон кожей. Или не парься и просто кайфуй. AMG или М-ку не обгонишь, зато легко уведешь девчонку у ее водителя.

История покупки

О пони-каре Денис с женой Яной мечтали давно. Когда в 2014 году мечта стала обретать реальные черты, выяснилось, что в пределах 800 000 рублей можно рассчитывать только на Mustang . В приоритете были налогово выгодные версии с V 6 и желательно с автоматом. Поскольку в Питере единственным подходящим по цене вариантом оказалось купе V 8 4,6 на механике, огорчавшее состоянием кузова и салона, то пришлось обратить свое внимание на Москву.

Там изначально предполагавшийся к покупке вишневый Mustang оказался изрядно потрепанным внешне. Царапины и сколы были практически на каждой кузовной панели. Полная перекраска в планы Дениса и Яны не входила, поэтому они отправились дальше. Последним в списке оказался бледно-голубой шестицилиндровый Mustang . Увидев отполированный до блеска кузов, сев в ухоженный салон из черной кожи, где витал запах дорогого парфюма, Денис и Яна моментально влюбились. И было во что: 2007 год выпуска, честный пробег в 140 000 км, подтвержденный Carfax , две хозяйки за всю историю эксплуатации, богатая комплектация – 800 000 рублей были потрачены не зря. Традицию оформлять Mustang на девушек решено было сохранить, купе числится на Яне.

Ремонт

Заменив все масла, свечи и колодки, Денис полностью перебрал ходовую, включая все рычаги по кругу, и заменил рулевые наконечники. Был заменён начавший свистеть паразитный ролик ремня генератора, поставлены новый стартер и термостат. После того как единственный комплект ключей был оставлен в закрытом багажнике, Денис заказал дубликат.

Эксплуатация:

Mustang у Дениса с Яной – не единственный автомобиль, поэтому за три года их личный пробег составил 19 000 км.

С расходниками по мотору нет никаких проблем. Агрегат 4,0 V 6 хорошо известен, скажем, по четвертому поколению Ford Explorer . Другие детали, если брать хороший американский неоригинал, всегда есть в наличии в Москве. Оригинал – на заказ с соответствующим сроком ожидания. Но Денис – сторонник родных запчастей, а все ремонты он планирует заранее. Единственная сложность в том, что достать кузовные детали – проблема. Их приходится либо тоже везти на заказ из США по немалым ценам, либо ехать разборки. Но в последнем случае надо понимать, что битый Mustang вмиг растаскивается среди «своих», и до открытой продажи дело доходит редко.

Тюнинг

Технических доработок немного. Денис модифицировал выхлоп, заменив штатный Y-pipe на H-pipe и установив разведенную выхлопную Dynomax. Легкий чип-тюнинг улучшил тягу на низах и подарил Мустангу 230 л.с. всесто 210. В салоне появилась отделка под карбон, замаскировавшая непрезентабельный штатный пластик и мелкие повреждения. Неродная магнитола JVC, зачем-то установленная взамен штатной, была заменена на топовый для Мустанга Shaker 1000 (1 000 Вт), компанию которому составили два кастомных сабвуфера в деревянном корпусе. Установка прошла не без сложностей – пришлось восстанавливать проводку, которую удалили предыдущие установщики.

Первоначально экстерьер преобразили две черные полосы вдоль кузова в стиле Mustang GT и спойлер Roush на крышку багажника. Покатавшись так около года, Денис и Яна решили, что бледно-голубой цвет не идет их пони-кару. Перебрав несколько вариантов преображения авто, было решено остановиться на покрытии Plasti Dip с эффектом хамелеона, с помощью которого Mustang преобразился в стиле одного из шоу-каров выставки SEMA. Радость от нового облика была недолгой – выскочивший из заливной горловины шланг на заправке оставил на кузове несводимые мойкой пятна. Приехав на восстановление покрытия, Денис, посоветовавшись с мастерами, решил дополнительно покрыть кузов лаком. Теперь покрытие не боится растворителей и прочей химии, а при желании легко снимается. Довершила новый образ установка дисков R 19, секвентальных задних фонарей от рестайлинговой версии и полного внешнего обвеса от Mustang GT , включая оригинальную решетку радиатора с новыми ПТФ. Китайская оптика уступила место родным рестайлинговым фарам (15 000 рублей за б/у комплект).

Планы

Скоро предстоит замена задних рычагов. Денис планирует использовать детали от Ford Racing , как на версии Shelby . Детали уже куплены (14 500 рублей за комплект). Тормоза будут усилены путем установки комплекта передних четырехпоршневых механизмов (50 000 рублей). Касательно тюнинга внешность планируется освежить 20-дюймовыми дисками и установкой на капот воздухозаборника от версии GT . Ближе к следующему сезону будет модифицирована выпускная система.

История модели

Пятый Mustang, выполненный в ретростилистике первого поколения, появился в 2005 году, сменив не слишком удачного предшественника. Базовым двигателем для купе или кабриолета стал 4,0 V6 мощностью 210 л.с. Ступенькой выше располагался восьмицилиндровый GT, развивающий 305 л.с. Обе версии могли комплектоваться пятиступенчатой механикой или автоматом. В 2007 году к ним присоединился 507-сильный Shelby GT500 с компрессорным V8 5,4 и шестиступенчатой механикой.

На фото: Ford Mustang Coupe 2005–08

В 2009 году модель прошла внешний рестайлинг, а в 2010 получила новые двигатели. Моторную гамму теперь открывал V6 3,7 (309 л.с.), далее шел V8 5,0 (417 л.с.), а GT500 прибавил 50 л.с.

На фото: Ford Mustang GT`2010

Следующий модельный год принес Мустангам светодиодные фары, шестиступенчатый автомат и спортивные кресла Recaro в качестве опции. Версия GT теперь развивала 426 л.с., а GT500 благодаря новому V8 5.8 – все 672 л.с.

На фото: Shelby GT500 Cobra ‘2012

Производство пятого поколения Mustang завершилось в 2013 году.

Мустанг лошадь

Мустанг, лошадь которая является символом прерий Северной и пампас Южной Америки. Своё название лошади этого вида получили от испанского слова «mostrenco». На русский язык его можно перевести, как «ничейный».

Содержание пошаговой инструкции:

Мустанги: происхождение, виды, экстерьер

Утверждение о том, что мустанги являются дикими животными не совсем верно. Их считают потомками Спайских лошадей.

Происхождение

В 16 веке мустанги были завезены из Старого Света на континент Конкистидорами. Многие из привезённых лошадей отбивались от стада, теряли своих всадников и убегали в безлюдные американские степи, где скрещивались с другими живущими на воли лошадьми. Их адаптация к жизни в условиях дикой природы проходила легко благодаря комфортному для лошадей климату на континенте.

Экстерьер

Неконтролируемая селекция мустангов привела к тому, что их характеристики, в настоящее время, не имеют строгих границ. Длительное время описанием породы никто не занимался.

Важно. Мустанги живут изолированными популяциями, которые редко пересекаются с другими группами соплеменников.

В крови мустангов намешаны гены различных пород лошадей. В цепочке селекции можно встретить французских и испанских чистокровок, тяжеловозов, пони и даже зебры. В рамках одной популяции можно наблюдать существенные отличия между животными. Различия у представителей племени мустангов можно найти во всём, начиная от масти до размера.

Наиболее часто встречающиеся масти у мустангов:

  • рыжая;
  • пегая;
  • гнедая.

Значительно реже встречаются чёрные мустанги.

Характеристики

Мустангов нельзя назвать высокими лошадьми. Их рост в холке находится в пределах от 134 см до 153 см. Взрослые особи достигают массы 400-570 кг. Выносливость животных позволяет им преодолевать 120-140 км без еды и питья. Мустанги имеют:

  • длинные гривы и хвосты;
  • крупный корпус;
  • сухие костистые конечности.

Продолжительность жизни мустангов может достигать 30 лет. К числу их достоинств относят:

  • выносливость и силу;
  • хорошие скоростные данные;
  • неприхотливость в уходе;
  • низкий уровень восприимчивости лошадей к болезни.

Важно. Недостатком мустангов можно считать излишнее свободолюбие. Эти лошади допускают к себе не каждого наездника, но если признают за кем-то право управлять собой, то их верность и преданность не знает границ.

Белые мустанги

С лошадьми этой масти связано большое количество мифов и легенд. В них белых мустангов очень часто называют Духами Прерий и Призраками Равнин. Те, кто слагал эти легенды наделили их невероятной скоростью, бессмертием и неуязвимостью. В большом почёте белые мустанги были у Каманчи. Во время охоты на мустангов белых лошадей старались не трогать. Считается, что они отличаются умом и сообразительностью.

Испанские мустанги

В доколумбовские времена популяция лошадей этого вида насчитывала тысячи голов. В настоящее время их остались единицы. Испанские мустанги невероятно красивы. Они имеют прямую голову, на которую посажены небольшие уши. У лошадей крепкие ноги, пропорциональные формы и короткая спина. Они отличаются повышенной выносливостью и могут приспособиться к любым условиям жизни.

Лошади имеют рост в холке от 110-120 см. Они могут иметь различную масть. За один раз они могут преодолевать расстояния 160-200 км.

Российские мустанги

Самая большая популяция мустангов в России живёт на острове Водном. Он находится в Ростовской области посредине солёного озера Маныч-Гудило. С 1995 года эта территория входит в состав Заповедника «Ростовский». Существует несколько версий появления мустангов на острове. По одной из них, эти лошади произошли от донской породы. Численность табуна насчитывает более 150 особей.

Где живут мустанги?

Самая большая популяция мустангов живёт в Южной и Северной Америке. Для своего обитания они выбирают равнинные территории с сухим климатом. Встретить лошадей этого вида можно в штатах Колорадо, Монтана и Северная Дакота, но основная часть мустангов живёт в:

  • Неваде;
  • Вайоминге:
  • Орегоне;
  • Монтане.

Общая численность мустангов в Америке оценивается в настоящее время почти в 30 тысяч голов. Их передвижение по освоенным человеком территориям напоминает нашествие саранчи. В сутки табун может проходить до 80 км, опустошая сельскохозяйственные посадки фермеров. На территории заповедников в США мустанги находятся под охраной государства.

Несмотря на защиту, поголовье мустангов постоянно сокращается. В начале XX века численность мустангов составляла почти 2,3 миллионов голов. Уже к середине века она сократилась до 25 тысяч. Мустангов убивали и пускали на производство консервов из конины. Только осторожность и недоверчивость лошадей к человеку спасли незначительную часть животных от полного уничтожения.

Австралийская дикая лошадь Брамби

Небольшое количество лошадей сохранилось в Канаде. Небольшая популяция диких лошадей живёт в Австралии и России. Для своего обитания они выбирают засушливые степные зоны.

Чем мустанги отличаются от домашних лошадей?

Мустанги ведут стадный образ жизни. Они собираются в табуны, которые возглавляет самец, возраст которого превышает 6 лет. Мустанги, как отдельный вид лошадей, формировались стихийно на протяжении нескольких сотен лет. На их селекцию оказывали влияние 2 фактора:

  • стихийность;
  • естественный отбор.

Кобыла с жеребенком

Дикие лошади отличаются от домашних пород высокой степенью выносливости, силой и своенравным характером. Лучшей выживаемостью в условиях дикой природы обладали верховые лошади. Их скоростные качества позволяли спасаться от врагов бегством. Высокая скорость — отличительная черта мустангов. Сила и выносливость передались им от «тяжеловесных» пород лошадей. Перед домашними породами лошадей мустанги имеют преимущества и по другим показателям. Среди них:

  • высокий иммунитет;
  • неприхотливость.

Индеец верхом на мустанге

Чрезмерное свободолюбие мустангов значительно усложняет процесс их объездки. Большой популярностью мустанги пользовались за свой ум и физические данные у индейцев. Они специально старались обуздать мустанга со светлыми пятнами на голове или груди. Такие животные считались у них священными. Легенды гласили, что всадник на таком мустанге неуязвим.

Темперамент и привычки мустангов

Нрав диких лошадей формировался в условиях свободы и опасности. Со стороны мустанги кажутся чрезмерно энергичными и агрессивными. Справиться в ними удается не каждому наезднику. Право лидерства животные признают не за каждым человеком. Очень часто они демонстрируют наездникам свою враждебность. Если мустанг решил покориться, то он сам выберет себе хозяина и будет ему верным другом. По-другому не бывает. Кроме хозяина мустанг никого больше к себе не подпустит.

Кроме хозяина мустанг никого больше к себе не подпустит

Как живёт мустанг в дикой природе?

Табун диких мустангов состоит из 15-20 особей. Вожак управляет несколькими самками и рождённым ими молодняком. У каждого табуна есть своя территория пастбищ. По мере их истощения табун начинает мигрировать. В поисках других территорий для своего обитания мустанги могут развивать скорость 100-150 км/час. За сутки они преодолевают расстояние 80-90 км.

Питание

Мустанги питаются травой, листьями растений и мелкими кустарниками. Приручённых человеком мустангов переводят на специальный корм. Его суточная норма потребления составляет для взрослой особи 3 кг. Весте с ним животному дают сено и свежую траву.

Мустанги на водопое

Мустанги любят когда их балуют сахарком или морковкой. Важное значение для мустангов имеет количество потребляемой воды. В жаркую погоду животные выпивают 50-60 литров воды, а в прохладную 30-35 литров.

Размножение

Брачный период у мустангов приходится на конец весны и начало лета. Самцы мустангов сражаются за самку друг с другом. Своё право на спаривание они завоёвывают друг у друга. Победивший в боях жеребец спаривается с кобылой. Продолжительность её беременности составляет 11 месяцев. Заканчивается она рождением одного жеребёнка. Очень редко кобылы мустангов приносят двух жеребят.

Брачные игры мустангов

В период окота кобылицы удаляются из стада в поисках безопасного места. После рождения жеребёнка кобыла заботиться о своём детёныше около 6 месяцев. В этот период жеребёнок питается молоком матери. При рождении детёныши мустанга очень слабы, но очень быстро набирают силу. В течение 6 месяцев жеребята питаются материнским молоком, после чего полностью переходят на растительный корм. Когда жеребёнок достигает возраста 3-х лет, его изгоняют из стада.

История породы

Родоначальниками мустангов были 70 лошадей, которые чудом уцелели в неудачной экспедиции конкистадора Эрнадо де Сото. Его путешествие в 1539 году было направлено к берегам Миссисипи. В своей экспедиции он использовал берберийских и андалузских лошадей, привезённых им на континент из Европы.

Отряд мустангов значительно пополнился в 1680 году, когда индейцы опустошили колонии испанских поселенцев. Тысячи лошадей разбрелись тогда по местным равнинам. Часть из них была поймана и приручена индейскими племенами. Популяция свободно живущих лошадей увеличивалась каждый год. В прериях и пампасах дикие лошади скрещивались со сбежавшими от фермеров тяжеловозами и пони.

Индейцы пытались улучшать породу. Они приспосабливали мустангов под себя. Большинство лошадей шло у них на прокорм племён. Самых больших успехов в селекции мустангов удалось добиться племени команчей. После истребления индейцев многие мустанги снова остались без хозяев. Сотни лет они успешно размножались в дикой природе и достигли численности популяции более 2 миллионов голов.

Развитие цивилизации на континенте заставила табуны мустангов мигрировать с восточной части континента на западную. В этот период произошло очередное смешение крови восточных и западных диких лошадей. Преобладающим видом на западных территориях были лошади французских пород. На континент они были привезены французскими колонистами, которые обосновались в районе Нового Орлеана.

Немецкие тяжеловесы попали на континент в период с 1880 по 1900 год. Они выли специально закуплены для перевозки тяжёлой артиллерии. К мустангам они прибивались убежав с полей сражений. Это они наградили мустангов силой и выносливостью. По мере освоения фермерами американских земель, мустанги стали большой проблемой для человека. Они вытаптывали посевы и опустошали пастбища, предназначенные для выпаса домашнего скота. На мустангов началась охота. Их стали отстреливать.

Сохранение мустангов

После того, как к 70-м годам прошлого столетия популяция лошадей сократилась до 17-18 тысяч голов, под натиском общественности американское правительство вынуждено было принять закон об их охране. До начала его действия истребление мустангов велось варварским способом. На лошадей устраивали охоту на автомобилях и вертолётах. Их загоняли в тупик, после чего загружали в фургоны и отправляли на живодёрню. Многие лошади во время переезда умирали от голода и жажды. Некоторые мустанги были задавлены в тесноте другими соплеменниками.

Охота на мустангов

Ситуация изменилась после 1971 года. Вступивший в действие закон о защите мустангов дал толчок к восстановлению популяции. Численность мустангов стала стремительно расти, что заставило власти поставить её рост под контроль. В штате Монтана действует программа, которая направлена на то, чтобы найти мустангу хозяина. Она работает с 1973 года. Превышающие нормативную численность мустанги продаются на аукционах по цене от 125 долларов за 1 лошадь.

Особенности ухода

Одомашненные мустанги используются многими для длительных верховых поездок. Содержание в неволи лошадей этого типа требует от их хозяина соблюдения правил ухода. От этого зависит здоровье мустангов и продолжительность их жизни.

Таблица. Правила ухода

Наименование операции Правило
Кормление Соблюдение режима кормления, подбор правильного рациона, регулярность.
Отдых После кормления животное должно отдыхать в течение 1-1,5 часов.
Питьевой режим Мустангов нельзя долго держать без воды. Они должны пить не реже 3 раз в сутки.
Прогулки Лошади должны гулять не менее 2 часов в день в просторных загонах.
Содержание Стойло для мустанга должно быть большой площади. Лошадь не переносит тесных помещений.
Уход Мустангу нужно регулярно чистить копыта, шкуру, расчёсывать гриву хвост.
Купание В жаркую погоду лошадей нужно купать не реже 1 раза в неделю.

Клетки для содержания лошадей всегда должны быть чистыми. Убирать в них нужно каждый день. Подробнее об уходе за лошадьми можно прочитать в нашей статье.

Как выбрать мустанга

Видео — Лошадь мустанг

Мустанг животное

  • Жизнь
  • Литература
  • Кино
  • Музыка
  • Город
  • Лучшее
  • Об издательстве
  • О подписке
  • Публицистика
  • Фикшн
  • Медиа

  • Жизнь
  • Литература
  • Кино
  • Музыка
  • Город
  • Лучшее
  • Публицистика
  • Фикшн
  • Медиа

5 человек — это целая баскетбольная команда. Это полная машина, рок-группа, крепкая семья. Пять девочек в семье — это большая проблема.

Рождение девочки — это уже само по себе не праздник. Девочка не способна нормально работать, приносить доход семье, не может наследовать дело отца и зарабатывать деньги, девочки прерывают род, уходят в чужие семьи, побочная ветвь генеалогического древа. Девочки годны только для династических браков, если не успеют до этого опорочить семью, принести ребенка в подоле или умереть от слабости здоровья. Короче говоря, от девочек одни траты и несчастья, от девочек жди беды.

Пять дочерей в турецкой семье — это явное наказание небес.

Кадр из фильма «Мустанг»

«Мустанг» — это тонкая драма о силе духа и нелегком выборе, который выпадает на долю пятерых сестёр, оставшихся на попечении бабушки и дяди в неназванной турецкой деревне, глубокой провинции, в царстве патриархата и средневекового воспитания.

Режиссёрский дебют Дениз Гамзе Эргювен, турчанки по происхождению, воспитывавшейся во Франции в семье дипломата, поразил всех своей кажущейся простотой, искренностью, великолепной игрой главных героинь (для большинства из которых роли стали таким же дебютом, как и для режиссёра) и ненавязчивостью суждений. Нет никакой конкретики, ни политики, ни религии. Замкнутый мир небольшой деревни, законсервированность суждений, 5 девиц на выданье на шее у дяди — вот наши исходные условия. Это не крик о несовершенстве мира с пофамильным перечнем виноватых, это просто история о силе духа и о стремительных перестройках мира.

В центре сюжета 5 сестёр, чьи родители умирают в автокатастрофе, из-за чего девочки попадают под опеку бабушки и родного дяди.

Бесконечная прозаичность их обучения в доме бабушки: готовка, приборка, правила покорности, тюремные платья цвета дерьма. Воспитание в среде таких же покорных жён, обедающих отдельно на кухне, замотанных платками, не смеющих что-то желать.

Кадр из фильма «Мустанг»

Гениальная актёрская игра, сопряженная с легкой и местами неровной операторской работой, создаёт чёткое ощущение реальности, документального наблюдения за историей семьи и бытом и нравами не таких уж и отдалённых мест. Одна беспечная игра в одной компании с мальчиками-одноклассниками наводит грозовые тучи над головами юных и красивых, и воинствующий дядя превращает дом в крепость, сам становясь драконом, охраняющим девичью честь. Бесконечное лето, пожизненное заключение, лишь с одной возможностью амнистии — принудительной женитьбой.

Свадебный обряд ставится на конвейер: по нарастающей, всё с меньшей паузой каждой следующей сестре заботливо собирают сундук с приданым и примеряют белое платье.

Откровенно тупые смотрины ритмично организуют картину, по спирали раскручивая конфликт между поколениями, предлагая различные версии развития событий. Одни и те же монотонные движения: показные чаепития, сговор родителей, сбор сундуков с полотенцами, музыка и танцы — ещё одной не стало.

В этих стандартных селекционных схемах счастливый брак старшей сестры кажется волшебным исключением среди одинаковых продиктованных обрядов, смыслы которых давно потеряны. Девочек выбирают, как коней по хорошим зубам, не можешь разобраться — насильственные походы к гинекологу. Остальное, в принципе, не так уж и важно.

Повествователем, отпускающим не по возрасту саркастичные замечания, выступает Лале — самая младшая из всех. Она наблюдает за тем, как медленно разрушается их маленькое братство, и внутри неё постепенно накапливается негодование. Лале наблюдает все возможные исходы, которые отыграли её старшие сестры. Когда внезапно начинают собирать приданое и подшивать юбку на предпоследнюю сестру, ещё только-только вышедшую из детского возраста, Лале понимает, что ждать здесь нечего и приступает к решительным действиям.

Кадр из фильма «Мустанг»

Огромным плюсом картины является то, что режиссёр не пыталась надавить на экзотику, колорит и загадочную восточную душу. Бабушки носят платки, дети — джинсы и кроссовки, в домах стоят телевизоры, а электричество везде одинаковое. Провинция везде одинаковая, различаются только наречия.

Не хочется сравнивать картину ни с «Девственницами-самоубийцами», ни с «Гордостью и предубеждением», поднажимая на аргумент, что и там и там пять девушек в доме поглядывают в окно на молодых людей, совпадение — не думаю. Если сходство и есть, то только поверхностное. Линии «Мустанга» пытаются объять необъятное: это история и о девичьем взрослении, которое развёрнуто перед зрителем по годам, от Сонай, сбегающей по ночам к возлюбленному, до Лале, таскающей вещи старшей сестры; это история о любви и её отсутствии, о традиционном укладе общества, замкнувшегося на самом себе, о силе духа и неубедительности смерти, о покорности и бунте, о том, что жизнь есть вечная борьба за то, чтобы просто быть собой.

Фильм о диком, женском, горячем, необузданном желании свободы. Конечно, не долго думая, фильм окрестили «феминистским», вызывая жуткую реакцию в паре со словом «турецкий». Но что ещё нужно в уравнении с переменными «женщина» и «свобода»? Однако конфликт «Мустанга» строится не на противоречиях между мужчинами и женщинами: это противостояние старого мира и нового мира, новое вино в старые мехи, невозможность жить по-старому в мире умирающих традиций. Нельзя сказать, что никто не планировал заявлять о феминизме, разумеется, даже сцена с футбольным матчем, на который имели право пойти только женщины — прямое тому доказательство. Но и это является яркой иллюстрацией столкновения мужского и женского и полный стадион является доказательством тому, что патриархальный уклад и гендерные стереотипы хранят в себе глубокую ошибку.

Кадр из фильма «Мустанг»

Любое разделение на половины, на тех и этих будет натыкаться на ошибки в системе. Потому что многообразие является устойчивым условием развития, и делить на два становится всё сложнее, натыкаясь на новые исключения.

Картина безусловно даёт повод для размышления о функциональности многих установок, господствующих в мире. Но это также гимн новому миру, будущее которого ещё не понято и не определено. Новый мир вместе с Лале — самой юной и парадоксально самой сильной из пятерых — бросает всё, идёт ва-банк, надеясь на голую удачу.

Мустанг – дикая лошадь

Вольные как ветер, необузданные, стремительные и прекрасные – таковы мустанги, дикие лошади североамериканских прерий и южноамериканских пампасов.

Содержание статьи:

Описание мустанга

Название вида восходит к испанским диалектам, где слова «mesteño», «mestengo» и «mostrenco» означают «бродячий/одичавший домашний скот». Мустанга ошибочно классифицируют как породу, забывая, что этот термин предполагает ряд качеств, закрепляемых при селекционном разведении. У диких животных нет и не может быть никакой породы.

Внешний вид

Прародителями мустангов считают кобыл и жеребцов андалузской (иберийской) породы, сбежавших и отпущенных в пампасы в 1537 году, когда испанцы покинули колонию Буэнос-Айрес. Теплый климат способствовал быстрому размножению отбившихся лошадей и их ускоренной адаптации к вольной жизни. Но облик легендарного мустанга возник намного позже, когда кровь андалузской породы смешалась с кровью диких лошадей и нескольких европейских пород.

Стихийное скрещивание

Красота и сила мустангов сформировались под влиянием сумасшедшего коктейля генов, куда внесли свою лепту дикие виды (лошадь Пржевальского и тарпан), французские и испанские чистокровки, голландские тяжеловозы и даже пони.

Это интересно! Считается, что мустанг унаследовал большую часть признаков от испанских и французских пород, так как Испания и Франция в XVI-XVII веках осваивали североамериканский континент активнее, чем Великобритания.

Кроме того, стихийное спаривание пород и видов было скорректировано естественным отбором, при котором гены декоративных и малопродуктивных животных (например, пони) были утрачены за ненадобностью. Наиболее высокие адаптивные качества демонстрировали лошади верхового типа (легко уходящие от преследования) – именно они наделили мустангов облегченным костяком, гарантирующим высокую скорость.

Экстерьер

Представители разных популяций мустангов разительно отличаются внешне, так как каждая популяция живет изолированно, не пересекаясь или редко пересекаясь друг с другом. Мало того, существенные отличия нередко отмечаются между животными внутри одной обособленной популяции. Тем не менее, по общему экстерьеру мустанг напоминает лошадь верхового типа и имеет более плотную (на фоне домашних пород) костную ткань. Мустанг вовсе не так изящен и высок, как изображается в кинофильмах и книгах – он не вырастает выше полутора метров при весе 350–400 кг.

Это интересно! Очевидцы с удивлением отмечают, что тело мустанга всегда блестит так, как будто его несколько минут назад вымыли с шампунем и щеткой. Сверкающая кожа объясняется врожденной чистоплотностью вида.

У мустанга коренастые ноги, что помогает ему меньше травмироваться и выдерживать долгие переходы. К затяжным путешествиям приспособлены и не знающие подков копыта, выдерживающие любой тип природных поверхностей. Феноменальная выносливость помножена на отменную скорость, которую мустангу дает его удивительная конституция.

Масти

Примерно половина мустангов окрашены в красновато-коричневый (с радужным отливом) цвет, остальные лошади имеют гнедую (шоколадную), пегую (с белыми вкраплениями), серую или белую масти. Черные мустанги встречаются чрезвычайно редко, но эта масть смотрится очень эффектно и считается самой красивой. Индейцы испытывали к мустангам особые чувства, сначала добывая лошадей ради мяса, а затем отлавливая и дрессируя, как верховых и вьючных животных. Приручение мустангов сопровождалось целенаправленным улучшением их природных характеристик.

Это интересно! Индейцы с трепетом относились к пегим (бело-пятнистым) мустангам, особенно к тем, чьи пятна (пежины) украшали лоб или грудь. Такая лошадь, по мнению индейцев, была священной, придавая наезднику неуязвимость в боях.

Белоснежные мустанги обожествлялись не меньше пегих (из-за культа белого цвета у североамериканских индейцев). Команчи наделяли их мифическими чертами, вплоть до бессмертия, называя белых мустангов призраками равнин и духами прерий.

Характер и образ жизни

Вокруг мустангов до сих пор клубится множество вымыслов, один из которых – объединение в огромные табуны из десятков и даже сотен лошадей. На самом деле, численность табуна редко превышает 20 голов.

Жизнь без человека

Именно это (приспособленность к проживанию под открытым небом без участия людей) отличает мустанга от типичной домашней лошади. Современные мустанги неприхотливы, сильны, выносливы и обладают замечательным врожденным иммунитетом. Большую часть суток табун пасется или ищет пригодные пастбища. Мустанги научились обходиться без подножного корма/воды в течение нескольких дней.

Важно! Самым сложным временем становится зима, когда оскудевает кормовая база, а животные жмутся друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Именно зимой старые, ослабленные и больные лошади теряют свою природную резвость и становятся легкой добычей наземных хищников.

До сих пор не понятно, как внешний лоск мустангов сочетается с их любовью к грязевым ваннам. Обнаружив объемистую грязную лужу, животные ложатся туда, начиная переворачиваться с боку на бок – это лучший метод избавления от назойливых паразитов. Нынешние мустанги, как и их дикие предки, живут локальными табунами по 15–20 особей (иногда больше). Семья занимает свою территорию, с которой конкуренты изгоняются.

Иерархия

Табуном управляет альфа-самец, а если он чем-то занят – альфа-самка. Вожак прокладывает маршрут табуна, организует оборону при нападениях извне, а также покрывает любую кобылу в стаде. Альфа-жеребец вынужден регулярно доказывать свое превосходство, вступая в поединки со взрослыми самцами: потерпев поражение, они безоговорочно подчиняются сильнейшему. Кроме того, вожак наблюдает за своим табуном – следит, чтобы кобылы не отбивались, иначе их могут покрыть посторонние жеребцы. Последние, кстати, часто норовят оставить помет на чужой территории, и тогда вожак кладет поверх чужеродной кучи собственную, заявляя о своем присутствии.

Главная кобыла берет на себя руководящие функции (например, ведет табун), когда альфа-самец разбирается с конкурирующими жеребцами или хищниками. Статус альфа-самки она получает не из-за силы и опыта, а благодаря своей плодовитости. Альфа-кобылу слушаются как самцы, так и самки. Вожак (в отличие от кобылы) обязан обладать отменной памятью и немалым опытом, ведь ему предстоит безошибочно выводить сородичей к водоемам и пастбищам. Это еще одна причина того, что молодые жеребцы на роль лидера не годятся.

Сколько живет мустанг

Продолжительность жизни этих диких скакунов равна в среднем 30 годам. По легенде, мустанг скорее пожертвует собственной жизнью, чем свободой. Укротить строптивую лошадь сумеет далеко не каждый, но единожды покорившись человеку, мустанг остается преданным ему до последнего вздоха.

Ареал, места обитания

Современные мустанги живут в степях Южной Америки и в прериях Америки Северной. Палеогенетики выяснили, что в Америке и до мустангов были дикие лошади, но они (по неустановленным до сих пор причинам) вымерли примерно 10 тысячелетий назад. Появление нового поголовья одичавших лошадей совпало, а точней, стало следствием освоения Америки. Испанцы любили пускать пыль в глаза, появляясь перед индейцами верхом на иберийских жеребцах: аборигены воспринимали всадника как божество.

Колонизация сопровождалась вооруженными стычками с местным населением, в результате которых кони, потерявшие наездника, убегали в степь. К ним примыкали лошади, покидавшие ночные биваки и пастбища. Бродячие животные быстро сбивались в стада и размножались, что привело к невиданному росту популяции диких лошадей от Парагвая (юг) до Канады (север). Сейчас мустанги (если говорить о США) населяют пастбищные регионы на западе страны – такие штаты, как Айдахо, Калифорния, Монтана, Невада, Юта, Северная Дакота, Вайоминг, Орегон, Аризона и Нью–Мексико. Есть популяции диких лошадей и на Атлантическом побережье, на островах Соболь и Камберленд.

Это интересно! Мустанги, в предках которых значатся 2 породы (андалузская и соррайя) сохранились и в самой Испании. Кроме того, обособленная популяция диких лошадей, именуемых донскими мустангами, живет на острове Водный (Ростовская область).

Рацион мустанга

Как ни странно, но диких лошадей нельзя назвать травоядными: если растительности мало, они способны переключаться на животную пищу. Чтобы насытиться, взрослый мустанг должен съедать за сутки от 2,27 до 2,72 кг растительного корма.

Типичный рацион мустанга:

  • трава и сено;
  • листья с веток;
  • молодые побеги;
  • низкие кусты;
  • кора деревьев.

Несколько веков назад, когда континент не был окончательно освоен, мустангам жилось куда вольготнее. Сейчас дикие стада вытеснены на малоплодородные земли со скудной растительностью, где мало естественных водоемов.

Это интересно! Летом мустанг выпивает 60 л воды ежедневно, зимой – вдвое меньше (до 30 л). На водопой к ручьям, родникам или озерам обычно отправляются дважды за день. Для насыщения организма минералами ищут природные солевые залежи.

Часто в поисках травы табун преодолевает сотни километров. Зимой лошади активно работают копытами, пробивая наст, чтобы найти растительность и добыть снег, заменяющий им воду.

Размножение и потомство

Гон мустангов приурочен к весне и продолжается до начала лета. Кобылы завлекают женихов, раскачивая перед ними хвостами. Но добраться до кобыл не так просто – жеребцы вступают в жесткие поединки, где только победитель получает право на спаривание. Благодаря тому, что в стычках выигрывают сильнейшие, генофонд вида только улучшается.

Беременность длится 11 месяцев, а к следующей весне на свет появляется жеребенок (двойня считается отступлением от нормы). В день родов кобыла оставляет стадо, разыскивая тихое место. Первая сложность для новорожденного – стать на ноги, чтобы припасть к материнской груди. Спустя пару часов жеребенок уже неплохо ходит и даже бегает, а через 2 дня кобыла приводит его в табун.

Жеребята пьют грудное молоко примерно год, пока не появится следующий детеныш, так как кобылы готовы к зачатию практически сразу после родов. В полгода к материнскому молоку добавляется подножный корм. Юные жеребцы периодически, и пока играя, меряются силами.

Это интересно! Вожак избавляется от подрастающих конкурентов, как только им исполняется 3 года. У матери есть выбор – последовать за возмужавшим сыном или остаться.

Пройдет еще три года, прежде чем молодой жеребец приступит к размножению: соберет собственный гарем из кобылиц или отобьет у вожака готовый.

Естественные враги

Самым опасным врагом мустангов признан человек, истребляющий их ради превосходной кожи и мяса. В наши дни конские туши используются при производстве кормов для домашних животных. Мустангам от рождения даны высокая скорость, позволяющая уходить от грозных хищников, и выносливость, полученная от тяжелоупряжных пород. Но эти природные качества выручают диких лошадей не всегда.

В перечне естественных врагов значатся:

У мустангов есть проверенный оборонительный прием, помогающий отразить атаки наземных хищников. Табун выстраивается в подобие военного каре, когда в центре оказываются кобылы с жеребятами, а по периметру – взрослые жеребцы, развернутые к противнику крупом. В этой позиции лошади пускают в ход свои мощные задние копыта, отбиваясь ими от нападающих.

Популяция и статус вида

Еще в позапрошлом веке мустанги казались неистребимыми – настолько велико было их поголовье. В степях Северной Америки бродили стада общей численностью в 2 млн голов. В это время диких лошадей убивали без стеснения, добывая кожу и мясо, пока не выяснилось, что воспроизведение не поспевает за истреблением. Кроме того, на резкое сокращение популяции повлияли распашка земель и появление огороженных пастбищ для фермерского скота.

Это интересно! Популяция мустангов пострадала и из-за «мобилизации» животных, произведенной американцами в начале XX века. Они отловили огромное количество диких лошадей, чтобы поставить их под седло в американо-испанскую и Первую мировую войнах.

В итоге, к 1930-м годам поголовье мустангов в США сократилось до 50–150 тыс. лошадей, а к 1950-м годам – до 25 тысяч. Власти США, обеспокоенные исчезновением вида, приняли в 1959 году ряд законов, которые ограничили, а впоследствии полностью запретили охоту на диких лошадей. Несмотря на плодовитость мустангов, способных удваивать поголовье каждые четыре года, сейчас их численность в США и Канаде оценивается всего в 35 тыс. голов. Такие невысокие цифры объясняются специальными мерами, призванными ограничивать прирост лошадей.

Считается, что они наносят вред ландшафтам, покрытым дерновниками, из-за чего страдают местные флора и фауна. Чтобы сохранить экологический баланс, мустангов (с разрешения природоохранных организаций) здесь добывают для перепродажи или убоя на мясо. Правда, коренное население прерий протестует против искусственного истребления диких лошадей, приводя собственные аргументы в защиту этих непокорных и красивых скакунов. Для народов Америки мустанги были и остаются символом неукротимого стремления к свободе и вольной жизни. Из уст в уста передается предание о том, что убегающий от ковбоя мустанг не позволяет накидывать на себя лассо, предпочитая сброситься со скалы.

Видео про мустангов

Мустанги — свободные, гордые и непокорные

Знакомый с детства образ дикого Запада невозможно представить без его главного обитателя – мустанга. Эти своенравные символы непокоренной природы являются одними из последних представителей свободных табунных лошадей, оставшихся в нашем мире.

Видео «Дикие кони — последние представители»

Особенности породы

Как бы странно это не звучало, но мустанг – это разновидность, которая произошла от одичавших лошадей запада. Именно поэтому так разнообразны они по своему внешнему виду. От массивных тяжеловозных пород, выпущенных когда-то на просторы Америки, эти лошади получили свою силу и грандиозную выносливость. А вот скоростными характеристиками, которые и позволяли им выживать веками, эти животные обязаны своим испанским и французским предкам. Дальше мы подробнее поговорим о том, как же появились мустанги.

Из видео «Кони в прериях» вы узнаете несколько интересных фактов об этих животных.

История происхождения

Сородичи знаменитого Спирита обитали в Северной Америке не всегда. Появились лошади породы мустанг там с первыми переселенцами, которые нагрянули из Англии и стран Европы в 16 веке. Их лошади были необходимой частью обихода, ведь как-то нужно было передвигаться по незаселенным территориям и обрабатывать поля. Часть лошадей была оставлена поселенцами на пастбищах, откуда их благополучно уводили индейцы или же они сами просто сбегали.

Со временем, эти потерянные домашние любимцы сбивались в табуны: так велит им инстинкт самосохранения, ведь вместе легче защищаться от хищников. Постепенно количество таких табунов возросло до гигантских масштабов: насчитывалось до 2 миллионов особей. К сожалению, освоение диких земель Америки привело к тому, что численность этих лошадей не смогла сохраниться. Сейчас их популяция в дикой среде находится в опасной близости от полного истребления. Так, на нашей планете осталось всего 10-20 тысяч диких коней.

Характер

Главная отличительная черта характера этих лошадей – их необузданный своенравный, временами даже агрессивный норов. Почти каждое второе животное имеет серьезнейшие проблемы с поведением, до исправления которых мустанга нельзя использовать в верховой езде. Упрямство, которое они способны проявлять при обучении, делает мустангов очень сложной лошадью, работать, да и просто находиться рядом с которой, может далеко не каждый всадник.

Однако сравниться с тяжелым характером этого коня может только безграничная преданность и любовь, которую способна испытывать такая лошадь к единственному, выбранному ей человеку. Стоит помнить, что добиться любви мустанга не так просто: в первую очередь всаднику нужно стать беспрекословным лидером для животного, только тогда мустанг будет следовать за человеком, как за вожаком.

Особенности разведения

Разведение одомашненных мустангов не особо отличается от того же процесса у других видов лошадей. Но вот в диких условиях мустанги размножаются несколько иначе. Так, спаривание диких жеребцов и кобыл происходит в конце весны или начале лета. Жеребцы вступают в суровые сражения за право покрыть кобылу. Это позволяет проводить естественный отбор наилучших, сильнейших особей, которые способны дать сильное живучее потомство.

Жеребость у диких кобыл длится около 11 месяцев и завершается рождением одного (крайне редко и нежелательно двух) жеребят. Во время родов самка покидает табун в поисках безопасного укрытия. Процесс вскармливания у мустангов длится около 6 месяцев.

Использование

В наше время мустангов используют в основном жители Северной Америки как лошадей, которые хорошо подходят для верховых прогулок. Реже их используют в спортивных состязаниях (чаще всего в конкуре и троеборье), в любительском спорте.

Фотогалерея

Видео «Дикие кони — последние представители»

Из видео «Дикие кони — последние представители» вы узнаете очень много интересных фактов о жизни этих прекрасных животных.

Истребитель Р-51 «Мустанг» – дикая лошадь ВВС США

В 1944 году в небе Европы творилось настоящее столпотворение, армады американских и британских четырехмоторных бомбардировщиков летели к промышленным центрам Германии, немецкие истребители в меру своих сил и возможностей пытались им помешать. Но чаще всего попытки были неудачны. «Летающие крепости» (бомбардировщики) защищали пилоты групп прикрытия США на истребителях Норт Американ Р-51 «Мустанг».

Вооружённые батареями крупнокалиберных пулемётов, высокой скоростью и бесшабашной отвагой пилотов «Мустанги» стеной вставали на пути асов люфтваффе. Закончилась война в Европе, но уже через пять лет Р-51 столкнулись с советскими Ла-7 и Як-9 в небе Кореи. Эта война стала лебединой песней поршневой истребительной авиации, и последней где принял участие американский истребитель North Fmerican P-51 Mustang.

  1. История разработки и модификации самолёта
  2. Конструкция
  3. Вооружение
  4. Окраска и маркировка
  5. Боевое применение
  6. Видео

История разработки и модификации самолёта

История этого самолёта началась в начале весны 1940 года, с приглашения руководства авиастроительной компании Норт Американ в Британскую закупочную комиссию. Как выяснилось, целью этого приглашение было предложение наладить в цехах компании выпуск истребителя Р-40С.

Дело в том, что английская промышленность на тот момент не справлялась с обеспечением Королевских ВВС современными самолётами. Поэтому часть вооружения, в том числе и истребители Р-40 «Томагавк» закупались с США.

Но руководство компании, трезво оценивая характеристики Р-40, отказалось производить этот самолёт.

Взамен Норт Американ предложила в короткие сроки разработать новый истребитель более подходящий для современного воздушного боя.

Дело в том, что такой проект уже разрабатывался внутри компании, это был самолёт NA-73 созданный на основании опыта войны в Испании и изучения истребительного авиапарка Европы 1938-39 годов.

Этот проект американцы и предложили приобрести Британской закупочной комиссия для вооружения Королевских ВВС. В срочном порядке проект был доработан и облётан (прошел летные испытания).

И уже 24 сентября 1940 года Великобритания подписала контракт на поставку 620 истребителей «Мустанг» в RAF (Королевские ВВС), самое любопытное то, что самолёт находился ещё в стадии проектирования.

Но уже в апреле 1941 года первый «Мустанг» I, это британское наименование самолёта известного позже как Р-51А, вышел из цехов завода в Инглвуде.

  • «Мустанг» Мк.1;
  • «Мустанг» Мк.1А, самолёты закупленные правительством США и имевшие армейский индекс Р-51, вооружение составляли 4х20 мм пушки М2 «Испано»;
  • «Мустанг» Мк.X – пять самолётов, на которые были установлены английские двигатели Мерлин повышенной мощности, серийно не производились.

Вооружение самолёта составляли два синхронных 12,7 мм пулемёта и крыльевые пулемёты винтовочного калибра, впоследствии крыльевое вооружение сменили на 4х20 мм пушки Испано-Сюиза, синхронное вооружение убрали вообще.

Двигатель Allison V-1710F3R, мощностью 1150 л.с. разгонял самолет до 620 км/час.

Оригинальной чертой самолета было крыло ламинарного профиля. Этот профиль был впервые использован на серийном самолете.

Эти самолёты заинтересовали и генералитет ВВС США, два самолета первой серии были доставлены на авиабазу ВВС Рэйтфилд, для всестороннего изучения и испытаний. В армии США они получили наименование ХР-51.

Но фактически работать с ними начали лишь после нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Выяснилось, что основной истребитель ВВС США Р-40 различных модификаций уступает японским истребителям А5М «Зеро» практически во всем.

Тем не менее, ХР-51 обладавший отличными истребительными характеристиками был принят на вооружение в качестве ударного самолёта под названием А-36А «Апач» или «Инвейдер», при этом были реквизированы 55 истребителей из британского заказа.

Эти самолёты использовались в основном в качестве пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков.

Наконец в феврале 1943 года на вооружении армии США был принят истребитель Р-51А. Синхронные пулемёты у этого самолёта были убраны, вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов М2 Браунинг калибра 12,7 мм, двигатель Allison V-1710-81 разгонял машину до 630 км/час на высоте в 3000 метров. Было выпущено около 300 машин этого типа.

Следующей моделью стал Р-51В, двигатель сменили на более мощный и высотный Packard Merlin V-1650-3, его мощность составляла 1650 л.с., на высоте в 5000 метров самолет мог лететь со скоростью 710-720 км/ч.

В это же время расширили производство, истребитель начали выпускать на заводе в Далласе, эта машина получила название Р-51С. Машина практически полностью соответствовала модификации «В», отличаясь от неё лишь некоторыми отдельными деталями.

В 1944 году появилась более совершенная модель истребителя P-51D «Mustang».

От более ранних вариантов её отличал каплевидный фонарь кабины пилота и более мощный двигатель.

Масса планера увеличилась, но и скорость, и дальность выросла. Двигатель установили Паккард или Роллс-Ройс Merlin V-1650-7 мощностью в 1700 лошадиных сил. Вооружение осталось таким же, как на более ранних модификациях: 6 крупнокалиберных пулемётов в крыле.

Изменялась и электронная начинка, совершенствовалось радиооборудование, истребители снабжались подвесным вооружением либо ПТБ (подвесные топливные баки) для увеличения дальности полёта.

Затем были модификации F, G и J не оставившие значительного следа в истории и фактически представлявшие собой экспериментальные образцы. Последней, хоть и несколько неудачной моделью стал «Мустанг» Р-51Н.

Двигатель с системой впрыска водно-метановой смеси позволял развить на форсаже мощность до 2250 л.с., и скорость до 750-780 км/час. Этот истребитель стал последним «Мустангом». За исключением двухмоторного F-82 «Twin Mustang», но это уже совсем другая история.

Конструкция

Р-51 представляет собой цельнометаллический моноплан традиционной компоновки, с низким расположением крыла.

Фюзеляж полумонокок, с трехотсечным сечением. Первый двигательный, за ним кабинный и хвостовой отсеки. Двигатель расположен в носовой части самолёта, винт четырехлопастный, автоматический, постоянной скорости, тянущего типа. Тоннели радиатора выведены под брюхо за крыло.

Оперение классического типа, из неподвижного стабилизатора и киля и поворотных рулей высоты и направления.

Крыло ламинарного профиля с развитой механизацией. В основе крыла два лонжерона. Консоли крыла неотъёмные, верхняя часть центроплана крыла практически служила полом кабины пилота. Линия разъединения крыла шла по осевой части центроплана.

Обшивка крыла выполнялась методом потайной клёпки, после чего поверхность выравнивалась. При выпуске с завода поверхность крыла полностью шпаклевалась и окрашивалась, этим достигалась необходимая чистота аэродинамического обтекания.

В качестве механизации использовались элероны, левый элерон имел триммер, закрылки расположены в тыльной части крыла, снизу. Управление полностью гидравлическое.

Под крылом могли размещаться балочные бомбодержатели для подвески ракетно-бомбового вооружения или ПТБ различной ёмкости.

Кабина в центральной части фюзеляжа. На ранних моделях фонарь кабины сдвижной, с гаргротом в хвостовой части. С модификации D, фонарь каплевидной формы.

Часть «Мустангов» и Р-51В/С получили фонарь Малкольма, с пузырём в сдвижной части.

Это значительно улучшило обзорность задней полусферы.

Оборудование кабины на уровне современных тому времени самолётов. Машины, собранные для Великобритании получали стандартные для RAF органы управления, собранные для США, обычную ручку.

Шасси трехопорные с хвостовой опорой, стойки шасси после взлёта полностью убираются в ниши. Управление уборкой и тормозами гидравлическое.

Вооружение

Вооружение состояло из 4-х, позже 6-ти пулемётов М2 Браунинг, размещёнными в крыле, по три на плоскость. Ввиду низкого профиля крыла это расположение вооружения было довольно спорным решением, так как требовало ограничения боекомплекта. Запас патронов на ствол составлял:

  • два внешних, ближних к законцовкам крыла, пулемета, по 270 патронов;
  • два центральных пулемёта, боекомплект 270 патронов, при необходимости их можно было демонтировать, после чего на Р-51 можно было подвесить две бомбы калибром 454 кг, или систему направляющих для запуска НУРС калибра 127 мм.
  • два внутренних пулемёта, боекомплект в 400 патронов.

Размещение разнесённой батареи пулемётов в крыле, требовало их пристрелки на определённую дистанцию. В этом случае обычно пристрелка проводилась следующим образом. Хвост самолёта устанавливался на козлы, так чтобы стволы пулемётов смотрели строго горизонтально.

После чего пулемёты пристреливались так, чтобы нити трасс сходились в одной точке на расстоянии 300 метров от самолёта. Некоторые лётчики практиковали и другие дистанции огня, но стандартной была именно такая.

В качестве подвесного вооружения могли использоваться связки авиационных ракет «базука» по три направляющих в пачке, либо 127 мм НУРС в трубчатых направляющих.

А также под крыло могли подвешиваться бомбы различного назначения и калибра до 454 кг.

Комплектовалось вооружение по весу, в зависимости от задачи, на необходимый вес подбиралось и подвесное вооружение.

Окраска и маркировка

Для истребителей британского заказа стандартным стал английский камуфляж, но с одной характерной особенностью. Виду того что в США не было нужных наименований лакокрасочных материалов, подбирались подобные, поэтому американский британский камуфляж, несколько отличался по оттенку от, собственно, британского.

Маркировка буквенная, первая литера означала номер эскадрильи, две оставшиеся порядковый номер машины в ней.

Самолеты «Мустанг» ранних выпусков американского заказа получили стандартную для ВВС армии США окраску. Верх истребителя окрашивался в оливково-зеленый цвет. Нижняя часть в нейтрально-серый.

Для окраски внутренних поверхностей служила цинк-хроматная грунтовка, желто-зеленого цвета, внутренности кабины окрашивались ей же.

С 1944 года от окраски было решено отказаться в целях экономии, война шла к концу, господство в воздухе было завоёвано, поэтому министерство обороны решило снизить затраты на краску.

Вновь выпущенные «Мустанги» покрывались прозрачным нитроцеллюлозным лаком, перед кабиной пилота наносили широкую полосу-антиблик, краской оливково-зелёного цвета. Доходило до того что не окрашивались даже элементы каркаса самолёта.

Но, после того как были отмечены случаи выхода самолётов из строя из-за сгнивших лонжеронов, окраску каркасов возобновили. Дело в том, что одной из стенок ниши шасси в Р-51 служит лонжерон крыла, и если он не покрыт защитным покрытием, то ржавчина сравнительно быстро распространяется по всему самолету.

Боевое применение

Первые «Мустанги» вступили в бой в мае 1942 года, тогда это были британские истребители. Достаточно интересно, что основная часть ранних моделей «Мустангов» британского заказа использовались как разведчики. Эти самолёты на высоте до 4000 метров обладали крайне высокой скоростью, чем и пользовались.

Истребители британского заказа понесли сравнительно невысокие потери, из 600 машин было потеряно всего около сотни машин.

Чуть позже в бой вступили и американцы. Истребители Р-51 применялись для сопровождения бомбардировщиков, как разведчики, а зачастую как ударные истребители, 6 крупнокалиберных пулемётов и другого подвесного вооружения вполне хватало для рассеивания небольшой колонны техники или уничтожения поезда.

Несколько машин было прислано в НИИ ВВС СССР для определения нужды поставок по ленд-лизу. Но машина не глянулась, для условий восточного фронта этот самолёт не подходил.

Низкая манёвренность на небольших высотах, где шли бои, пулемётное вооружение тоже было сочтено излишне слабым. Кроме того самолёт был «вялым» в плане реакции на ручку. Но в тоже время на Западном фронте летали тысячи этих машин.

Именно Р-51 стал самым массовым поршневым истребителем США, «Мустангов» различных модификаций было выпущено более 14 000 штук.

После окончания Второй Мировой войны поршневые самолёты массово передавались в лётные части Национальной гвардии США, в то время как на вооружение ВВС США поступали новые реактивные истребители F-80.

Поршневым самолетам сменили индексацию с «Р» на «F», от английского «fighter», что означает истребитель. Последнее боевое применение в качестве штурмовиков было зафиксировано в Корее, там отметились F-51 с подвесным вооружением, а также знаменитый F-82 «Твин Мустанг».

Но истребители Р-51 не ушли в историю, сохранилось достаточно много этих самолётов, которые по настоящее время летают и участвуют в авиационных шоу и парадах.

Видео