Цветы из ткани, фоамирана (броши, заколки). Технология изготовления цветов из ткани, фото мастер-классы, выкройки (схемы) цветов из ткани, статьи по цветоделию.

Водяная лилия, кувшинка, нимфея – названия одного и того же растения. Его крупные сердцевидные кожистые листья плавают на поверхности воды благодаря наличию воздушных полостей. Листья с легкостью выдерживают вес лягушки и небольшой птицы.

Нимфея с жёлтыми приятно пахнущими цветками называется « кубышка ». А растение с белыми цветками обычно называют « водяная лилия ». Но все представители относятся к одному семейству – Кувшинковые . Научное название – nymphaea произошло с древнегреческого языка. Растение является родственным египетскому лотосу.

Нимфея – царица вод, легенды

Множество сказаний сложено о водяной лилии в Европе:

  1. В Греции сказывают, как юная нимфа возгорелась любовью к Геркулесу. Но не разожгла девушка в нём ответной страсти и умерла от тоски. Из неё вырос цветок – восхитительная белоснежная нимфея.
    В древности водяная лилия почиталось как символ красноречия и привлекательности. На туниках юных красавиц и в причёсках красовалась загадочная нимфея. В день женитьбы Елены и Менелая, унаследовавшего в результате брака престол Спарты, дверь в покои новобрачных украсили водяными лилиями.
  2. «Нимфа» переводится как «русалка». Русалочьим цветком её назвали, т. к. считали, что кувшинки ночью погружаются под воду, оборачиваются в красивых русалок, а на рассвете вновь превращаются в водяные лилии, чтобы украшать гладь вод. Ботанический термин « нимфея кандида » дословно переводится как « нимфа белая ».
  3. Это сказание о жёлтой нимфее – кубышке. У каждого цветка есть свой нераздельный спутник – маленьких эльф. Он появляется на свет и уходит из жизни вместе с растением. В соцветии кубышки весь день спит эльф. Среди ночи он просыпается и начинает раскачивать пестик цветка, издающий звон. Так он зовёт своих друзей-эльфов на дружескую беседу. Один из них усаживается на листик, а другие окружают его тихонечко раскачиваясь каждый внутри своей кувшинки. Иногда они странствуют по воде в кубышках, перемещая их с помощью лепестков-вёсел. Никто не слышит разговора эльфов, ведь всё вокруг спит крепким сном.
  4. Следующая легенда говорит, что русалки живут в красивых подводных замках, возведённых из раковин, похожих на хрусталь. Всё кругом украшено, кораллами, жемчужинами, яхонтом, драгоценными металлами. Несказанно красиво на дне рек и озёр, где обитают прекрасные девы. Всё дно выложено камнями всевозможных цветов, над ними плещутся ручейки с изумрудными водами. На крыши русалочьих дворцов ниспадают изумрудные водопады. В их чертогах днём светло от солнечных лучей. Лишь наступит ночь, как свет луны и звёзд вызывает водяных дев на сушу.
  5. Русалки очень коварны. На заре они выходят на берег и прячутся в кустах. Когда к озеру приходят молодые девушки, чтобы искупаться, русалки бросаются на них, щекочут до смерти и утаскивают на дно. Та же участь ждёт молодых парней. Одно спасение от нимф – трава полынь, её нужно брать с собой, чтобы отпугнуть водяных дев.

Множество тайн хранит жизнь. Одна из них — человек. Сколько неизведанных возможностей скрыто в каждом из нас! Вы верите в экстрасенсорные способности людей? Вам стоит посмотреть шоу «Битва экстрасенсов 18». В захватывающем поединке продемонстрируют свои способности совершенно уникальные личности. Узнать о них поближе можно, перейдя по указанной ссылке.

  • В Италии рассказывают такую историю. Водяные лилии – дети очень красивой итальянской графини Мелинды. В болотах Мареммы обитал болотный царь. Из-за его уродства и злого сердца не было у него жены, но он мечтал заполучить в супруги молодую красивую земную девушку. Был царь грязен, чёрен, опутан водорослями, а тело его было из скользкой глины. Глаза были особенно жуткими – светились фосфором, подобно гнилушкам. На месте ушей у него свисали пустые раковины от умерших слизняков, ноги были лягушачьими. Решил он хитростью заполучить суженую. К несчастью, златовласая Мелинда, дочь знатной графини, любила гулять возле воды. Её служанка заметила чудесные жёлтые цветы и подозвала госпожу. Очень понравились девушке кувшинки, но она никак не могла достать их, т.к. были они в самой трясине далеко от берега. Хитрый болотный царь обернулся пнём, на который девушка и прыгнула в погоне за цветами. Пень ожил, схватил Мелинду и утащил под воду. Служанка побежала сообщить о несчастье графине. Старая мать долго ходила к болоту и проливала слёзы. Однажды с ней заговорил аист. Рассказал он графине правду о случившемся, что дочь её жива, но теперь она супруга болотного царя. Отправилась графиня к местному колдуну за помощью. Взял чародей золото в уплату и рассказал, что если девушка ещё не жена царя, то он обязан будет отпустить её, если графиня исполнит ритуал. Женщина должна была 9 утренних и вечерних зорь по 9 раз призывать свою дочь около того места, где царь её пленил. Так и сделала несчастная мать. Услышала её Мелинда и сказала, что поздно её звать, так как она теперь жена царя болотного и будет его рабыней навсегда. Сообщила девушка, что всю зиму проспит она со своим мужем на дне илистом, а весною даст весточку матери. Но летом не дала о себе знать Мелинда. А мать её увидела красивые белые цветы с гладкими атласными лепестками, золотистыми тычинками, так похожими на волосы дочери. Поняла она, что это её внучки, родившиеся от жестокого союза. Так каждое лето Мелинда усыпала пруд белоснежными лилиями, а старая графиня до конца дней своих ходила любоваться на внучат.
    Пруд с кувшинками
    С той поры кубышку считают обманщицей, она символ коварства и измены. А белоснежные нимфеи на Селаме говорят: «Ты никогда не должен меня обманывать».
  • В средние века белая кувшинка почиталась как символ непорочности. Из её семян готовили снадобья, умеряющие страсти. Это средство принимали монахи и монашки в монастырях. Отшельники тоже верили в его действенность. Современная наука опровергла это свойство растения.
    Зреют семена кувшинки
  • Цветки белой водяной лилии, появившиеся в доме, губили весь домашний скот.
  • В Древнем Риме изображение цветка наносилось на фрески и другие произведения искусства. Они были найдены при раскопках Помпеи.

    У североамериканских индейцев есть интересное поверье. Отдавая дань древнему обычаю, великий вождь выстрелил из лука высокого в небо. За его стрелой погнались две звезды – Полярная и Вечерняя и столкнулись, отчего на землю брызнули искры. Из них родились белоснежные нимфеи.

    Трагические сказания основываются на реальности. Кувшинка опасна для тех, кто хочет ею обладать. Часто случалось и случается ныне так, что люди тонут, заплывая на глубину, где обосновывается водяная лилия. Крайне опасны её длинные стебли, в них легко запутаться и утонуть. Жертвой кувшинок часто становятся дети. Поэтому будьте бдительны, уважаемые родители.

    Легенды Германии о водяной лилии:

    1. Давным-давно молодая русалка полюбила местного царя. Не найдя отклика в его сердце, она превратилась в кувшинку.
    2. Цветком русалок кувшинку назвали ещё потому, что люди верили, будто нимфы прячутся днём в соцветиях и на листьях лилии, а лишь наступит полночь, они начинаю кружиться в хороводе, увлекая за собой под воду заблудившихся путников. Даже если человеку удавалось ускользнуть от красавиц русалок, всё равно горе настигало его и иссушало.
      Легенда в изложении немецкого поэта Шрейдера:
      «Молодой пастушок очень хотел добыть себе белую лилию. Пришёл он на озеро, расположенное высоко в горах. Ореховым прутиком притянул к себе он один дивный цветок. Но вдруг из воды высунулась белая рука русалки и утянула лилию вглубь озера. Говорит пастушку: «Идём со мною, мой милый, у меня есть множество великий тайн, их все я раскрою тебе! Глубоко на дне корни того цветка, что так понравился тебе, если ты пойдёшь со мною, я сорву его для тебя». Пастушок пришёл в ужас и убежал. Но не смог он забыть ни лилию, ни русалку. С тех пор так и бродит он по горам мучаясь сжигающим душу горем.
    3. В Германии среди Тюрингенского леса есть громадная скала, а на ней в XVIII веке выстроили замок Шварцбург. Около него был старый пруд, где несколько веков назад жила злобная нимфа-никса, а прислуживали ей две молодые русалочки. Когда в замке устраивались балы, русалки подплывали к берегу полюбоваться праздником. Случилось так, что двое рыцарей влюбились в русалочек. Русалки могли находиться на берегу лишь с захода солнца до полночи, а потом возвращались в воду. Злобная никса подсторожила влюблённых хитростью. С помощью своей волшебной силы она установила стрелки часов в замке на час назад. Были гостьями русалочки в замке и не ждали беды, когда часы пробили 11, а на часах церкви Шварцбурга стрелка указала на 12. Услышали девы бой часов и кинулись к пруду, но опоздали. Старая никса обратила русалочек в два белоснежных цветка. Всё лето рыцари оплакивали любимых, любовались цветами, но когда осенью те завяли, молодые люди покинули эти места навсегда. Но и злую никсу беда не обошла стороной. Вода в пруде высохла, с ним погибла и никса. Вместо пруда теперь зелёная долина.
    4. Северо-западные германцы, особенно фризы и зеландцы преклонялись перед нимфеей, называли её «лебединый цветок». Свои гербы они украшали изображением 7 соцветий кувшинки и считали себя непобедимыми в бою под этим стягом. С тех краёв пошло ещё одно название: Seeblatter ­­– «морские листья».

    Славянские мифы о нимфее:

      Сказочное название «одолень-трава», принадлежащее кувшинке, появилась из этой легенды. Воины верили, что кувшинка обладает волшебными свойствами и даёт силы победить врагов, защитить от смерти и ран в бою. Но если водяную лилию возьмёт человек с чёрными помыслами, то она его погубит. Существуют народные заговоры, обращающиеся к одолень-траве за помощью:

  • Верили в силу одолень-травы торговцы. И если посчастливится в пути на чужбину найти кувшинку, то где ни пойдёт тот купец, там много добра обретёт.
  • У мирного населения одолень-трава отгоняла недобрых духов и недуги. А отыщешь одолень-траву, то великий талант в себе обнаружишь!
  • Царица вод охраняет путников от бед и напастей. Перед путешествием лепестки и листья зашивали в мешочки и носили с собой, как амулет.
  • В древности готовили любовный отвар из цветка. Его помещали в ладанку и носили на груди в качестве оберега.
  • Древние сербы сложили такую песню о кувшинке:
  • Мистическое и лечебное значение

    Приписывали растению множество лечебных свойств:

    1. Певцы верили, что семена кувшинки укрепляют и усиливают голос.
    2. Из семян готовили противосудорожные средства и снадобья от головокружения.
    3. Корень употребляли для возбуждения аппетита. Причём корневище подвешивали у кровати больного. Чтобы средство подействовало, нужно было заготовить его правильно. Срывали кувшинку только поздно вечером, ближе к ночи, сушили на северной стороне дома вдали от солнечных лучей исключительно в висячем положении. Считалось, что только так лекарство сможет проникнуть в тело страдальца и изгнать недуг.
    4. Отваром растения предки лечили зубную боль.
    5. Этот же отвар считался любовным зельем. Причём действовало оно только на женские сердца, когда гордая и жестокая красавица не хотела ласково взглянуть на ухаживающего мужчину.
    6. Корневище кувшинки оберегало скот. Пастухи обходили поле с корнем, чтобы защитить животных.

    Древние целители следовали строжайшим правилам при сборе частей растения. Срывали его в определённые часы, затыкали при этом уши и обращались к кувшинке ласковыми словами, чтобы отвлечь её, а затем быстро хватали и срывали. Ни в коем случае нельзя было срезать нимфею ножом или ножницами, чтобы она не истекла кровью. Люди верили, что кувшинка отомстит – будет мучить страшными снами, а при удобном случае водяные духи затянут провинившегося под воду и утопят.

    Использование в быту

    Научное название жёлтой кувшинки – « нуфар лютеум » (Nuphar luteum), что звучит в переводе как « нимфа жёлтая ». Цветок разворачивается весь день к солнцу, как подсолнух.Толстые корни кубышки лежат на дне, их длина достигает 15 см. Невероятно, но из корневищ можно приготовить муку, они богаты крахмалом. А поджаренные семена служат заменителем кофе! Цветение наблюдается с июня по август, жёлтые соцветия достигают диаметра 5 см.

    К закату кубышка закрывается, её соцветие в это время напоминает бутон. Что интересно, на ночь цветок затягивает под воду укорачивающийся стебель, чтобы уберечь нежные лепестки от сырости, росы, холода. А на рассвете цветок всплывает. Размножается растение очень любопытно. Семена его не тонут, а плавают по поверхности, благодаря оболочке, наполненной воздухом. Семя тонет, когда оболочка разрушается и прорастает на новом месте. Рыбы и птицы помогают распространению кувшинки.

    Селекционеры получили красивые гибриды с розовыми, лиловыми, красными соцветиями. Они украшают декоративные водоёмы в частных садах и парках. Но не спешите срывать цветы, они не стоят в вазе!

    Стихи о кувшинке:

    Ещё одно стихотворение о красавицах-русалках:

    Другие легенды о цветах можно посмотреть в этом разделе.
    Среди кувшинок есть очень интересные виды. Техас гордится своей мексиканской кувшинкой, она носит название «Водный банан» . Осенью у неё на корнях образуются клубни, по форме напоминающие бананы и имеющие питательную ценность.

    А в Южной Америке обитает гигантская красавица — кувшинка Виктория Регия!

    Интересные материалы сайта

    • Ирис: легенды и красивые фото
    • Камелия – эмблема ветреных красоток
    • Дербенник, легенды о растении и красивые фото

    Успешного цветоволшебства и до новых встреч на сайте VortexFlowers.net

    Не стесняйтесь сказать «спасибо» своему цветочному мастеру в комментариях и отблагодарить нажатием на кнопки соц сетей! Заходите почаще!

    Кто такие фавны — описание мифического существа

    Фавн — это колоритный герой римского и греческого эпоса. Он выступает в ипостаси бога Пана или его помощников — лесных духов. Фавны схожи с мифическими персонажами — сатирами, но между ними есть существенные различия (и во внешности, и в темпераменте). Кроме того, похожие существа встречаются в фольклоре других народов.

    • Основная информация
    • Различия между фавнами и сатирами
    • Культ
    • Легенды
    • Похожие существа
    • Полезные видео

    Основная информация

    В итальянской и римской мифологии фавны известны в двух ипостасях.

    • Во-первых, это божество (аналог греческого Пана или Луперка), которое покровительствует природе (лесам, полям, горам, растениям и животным).
    • Во-вторых, это его помощники — мифические существа, воплощающие отдельные аспекты бога.

    Внешний вид

    От макушки и до пояса фавн выглядит как человек — молодой мужчина. От середины туловища его тело покрыто длинной коричневатой шерстью, а козлиные ноги заканчиваются копытами. Имеется хвост.

    На голове – оленьи рога и заостренные удлиненные уши, нос немного приплюснут. Кроме того, этих существ часто изображают с бараньими или козлиными рожками.

    Способности

    Они умеют красиво играть, заманивая музыкой нимф, людей и других существ на веселые лесные праздники. Их игра способна вдохновлять на творчество. Могут предсказывать события, насылать сны и видения, а также — необоснованный страх (панику). Обладают чувством юмора, мастерски шутят и разыгрывают.

    Образ жизни

    Фавны живут в тесном контакте с природой, заботясь о земле, растениях и животных. Они дружат с нимфами и часто веселятся с ними, организовывая пирушки с танцами и музыкой.

    Защищая лес и его обитателей, они могут заманивать и путать врагов, насылать на них жуткие видения, доводя до безумия.

    Характер

    Фавнов часто сравнивают с детьми. Они любят играть и веселиться, радовать всех вокруг. В сущности, они добры, но могут менять милость на гнев по только им известным причинам. Каждый из них не прочь подшутить и напустить страху ради забавы. В решениях и поступках обычно руководствуются личным удовольствием.

    Различия между фавнами и сатирами

    Сатиры очень похожи на фавнов, но между ними есть и отличия. В римской мифологии первых изображали с козлиными ногами, рогами и хвостом, а вторые изначально считались полуоленями. Характер у сатира более взбалмошный и подчас агрессивный, а проделки – не всегда безобидные.

    Он обожает подтрунивать над другими, дразнить, разыгрывать, едко высмеивать. Привык потворствовать собственным желаниям, любит вино и часто пьянствует. Иногда его считают теневой стороной фавна, воплощающей только негативные качества. Он гоняется за нимфами и может похищать их, насильно принуждая к любовным утехам.

    Культ

    Данное божество отождествлялось с Паном и считалось покровителем лесов, полей, пастбищ. Ему поклонялись крестьяне, надеясь на процветание, защиту стад и хорошие урожаи. Места поклонения находились на природе, где вместо идолов устанавливались тотемы.

    Каждый год отмечали праздник Луперкарий и приносили в жертву козу. Кроме того, в честь бога праздновали весенние и зимние Фавналии. В качестве ежемесячных жертвоприношений божеству предлагали мед, молоко, лепешки, виноград, цветы и музыкальные инструменты.

    Легенды

    Фавны чаще выступают помощниками других божеств, играя в мифах второстепенную роль.

    Однако есть интересные легенды, где они появляются в ипостаси Пана или Луперка. Наиболее известные — связаны с нимфой Сирингой и самим Зевсом-громовержцем.

    О любви к Сиринге

    В греческой и римской мифологии существует несколько версий этой легенды. Согласно одной из них Пан встретил прекрасную нимфу Сирингу, но не смог ей понравиться. Наблюдающий за ними Эрот выпустил стрелу и угодил прямо в грудь богу. Фавн безвозвратно влюбился и погнался за девушкой. Однако, козлоного-рогатый поклонник только напугал ее и заставил пуститься в бега.

    Чувствуя позади погоню, она выбежала к реке и попросила речных духов об укрытии. Они сжалились и согласились. Прибежавший в эту минуту Пан схватил нимфу, но в руках у него оказался тонкий и гибкий тростник. Ему ничего не оставалось, как сделать из стебля музыкальный инструмент и утешаться прекрасной музыкой. (Согласно другой версии, злоумышленником в этой ситуации был сатир, как темная сторона фавна).

    О помощи Зевсу

    Луперк однажды сыграл важную роль в судьбе греческого верховного бога. Тифон похитил сухожилия Зевса, но фавн опоил чудовище и вернул пропажу. Громовержец хотел отблагодарить его, однако Пан отказался от всех наград. Тогда Юпитер подарил ему собственное созвездие, которое назвал Козерогом.

    Конец легенды: чем завершится сериал «Сверхъестественное»?

    В ноябре нас ждет финальная серия последнего 15-го сезона сериала «Сверхъестественное», ставшего культовым для нескольких поколений зрителей. Чем завершится многолетняя охота на демонов главных героев шоу и почему этот мистический сериал теперь рассказывает не о потусторонних мирах, а о семье?

    Сериал, который снимается с 2005 года, рассказывает о приключениях братьев Сэма и Дина Винчестеров, в детстве трагически потерявших мать. Они путешествуют по США на черном Chevrolet Impala 1967 года, расследуют паранормальные явления, многие из которых основаны на американских городских легендах и фольклоре, сражаются с порождениями зла, а в финале бросают вызов самому создателю мироздания. В России сериал транслируется сразу несколькими каналами.

    Секрет успеха

    «Сверхъестественное» — самый длинный фанастический сериал современности, о причинах популярности которого до сих пор продолжаются споры, ведь шоу подобного жанра обычно быстро надоедают зрителям.

    Одной из причин успеха стала подача истории. Каждая серия — кажущаяся обособленной история про очередное запутанное дело, где братьям приходится уничтожать паранормальное существо. При этом любой эпизод гармонично вплетен в сюжет, самым неожиданным образом влияет на развитие событий и приводит к непредсказуемым последствиям.

    Шоу не скатилось в стандартный ужастик, где герои сражаются с нечистью, большое внимание уделяется непростым взаимоотношениям между братьями, их эмоции сложны, нельзя назвать их картонными или однобокими.

    Мысль о первостепенности семьи проходит красной нитью сквозь все эпизоды. «Ты — мой брат, и я умру за тебя», – говорит один брат другому в первом сезоне. Спустя более чем 200 эпизодов Дин Винчестер объясняет королю Ада: «Семья не ограничивается кровными узами, но и начинается не с них. Семья заботится о тебе. Семья с тобой в горе и радости. Семья стоит за тебя, несмотря ни на что. Вот это семья».

    Поклонники, затаив дыхание, ждут развязки истории, ставшей родной за столько лет. Они хотят узнать, удастся ли главным героям получить свой заслуженный счастливый конец.

    Феномен сериала

    Если в 2011 году в статье журнала The New York Times прозвучала мысль, что сериал «вряд ли заинтересует лиц старше 15 лет, не читающих фанфики», то сейчас ситуация изменилась. На протяжении лет взрослели не только актеры и их персонажи, усложнялись и совершенствовались спецэффекты, закручивался и развивался сюжет сериала.

    С каждой одержанной братьями победой они сталкивались со все более сильным противником. От поисков пропавшего отца судьба вела Винчестеров к предотвращению Апокалпсиса, союзу с ангелами и конфликтам с ними же. Поочередно попав в Ад, Рай и Чистилище, потеряв души и неоднократно вернувшись к жизни, братья воспитывают внука Бога и бросают вызов создателю мира.

    Несмотря на высокие рейтинги всех сезонов, мнения фанатов разнятся. Все без исключения любят первые сезоны сериала. Кто-то считает, что завершать нужно было на пятом сезоне изгнанием Люцифера в Ад и гибелью одного из братьев.

    Еще одна группа поклонников придерживается мнения, что идеальным завершением стал бы финал 11 сезона, в котором Бог примиряется с родной сестрой Тьмой. При этом большинство негативно отзывается о седьмом сезоне, где Винчестеры сражаются с монстрами левиафанами.

    Сериал начинается с событий 1983 года, когда Мэри Винчестер на глазах мужа Джона и маленьких сыновей мистически погибает. Спасшиеся муж и дети колесят по стране, разыскивая виновника ее гибели. Через 22 года точно так же погибает подруга повзрослевшего Сэма, который к тому времени пошел учиться в колледж. Он бросает учебу ради мести и со старшим братом отправляется на поиски пропавшего отца.

    Винчестеры следуют за оставленными отцом подсказками, уничтожают призраков и полтергейстов, изучают местные легенды и снимают проклятия, убивают вендиго и гулей, истребляют перевертышей, вервольфов и вампиров, изгоняют вселяющихся в людей демонов и даже вступают в схватку с Бабой Ягой.

    Позже им предстоит столкнуться с зомби и магией вуду, волшебными существами фейри из мира Авалон, познакомиться с джинами. Список пополнят библейские создания, а еще боги из самых разных религий, когда-либо созданных человечеством – зрители окунутся в легенды Древней Греции и Египта, скандинавскую мифологию, лучше узнают сюжеты знакомых с детства сказок.

    Знаковым считается эпизод, в котором Дин скептически воспринимает известие о существовании ангелов, а брат признается, что очень хочет в них верить. Позже ангелы станут неотъемлемой частью их жизни, а один – членом семьи, кем-то вроде забавного и нелепого дядюшки, разговаривающего стихами и напоминающего детектива Коломбо в плаще.

    История набирает обороты

    История становится более масштабной, когда у младшего брата просыпаются экстрасенсорные способности и выясняется, что он – идеально вместилище для Люцифера, тысячелетия назад заточенного Богом в клетке.

    Винчестеры должны остановить рвущегося к свободе дьявола, но нашедшийся отец мальчиков отдает демону ключ от врат Ада и свою душу за спасение старшего сына. Вскоре его примеру последует Дин, спасая убитого младшего брата.

    Судьба и благополучие мира для Винчестеров отходят на второй план, когда на кону жизнь близких. Через год после договора с демоном Дина разрывают адские псы, но ни на секунду он не жалеет о сделанном выборе. Попав в Ад, он помнит о том, что его младший брат жив и здоров.

    Когда мифология сериала расширяется за счет библейских мотивов, ангел Кастиель спасает Дина из Ада. Пытаясь остановить начало Армагедона, братья возвращают Сатану в клетку, но теперь в жертву себя приносит Сэм, падающий в преисподнюю вместе с Люцифером.

    Позже Сэм вернется назад, но уже без души, и Дин сделает все, чтобы вернуть ее брату и получить назад настоящего Сэмми. За брата Дину придется торговаться даже с самой Смертью – единственным существом, которого он боится. Бороться за душу брата позже придется и Сэму, когда погибнет Дин и вернется в виде демона. Разумеется, Сэм сможет его спасти, а Дин убьет саму Смерть ради брата.

    Театр абсурда

    Шоу приобретает элементы абсурда, когда братья узнают о серии книг «Сверхъестественное», где некий Чак (позже он окажется Богом) описал всю их жизнь. Братья находят фан-сайт поклонников книг и узнают, что такое фанфики. Еще они окажутся в параллельном мире, где актеры Джаред и Дженсен играют братьев Винчестеров в сериале «Сверхъестественное».

    Возможно, шоу показалось бы чересчур мрачным и богохульственным, если бы не неистребимый юмор главных героев, множество шуток и нелепых ситуаций, в которые они попадают. Шоураннер Эрик Крипке рассказал, что пилот был снят в стиле хоррор, но тот получился слишком тяжеловесным. Его решили переснять, разбавив юмором, о чем ни разу не пожалели.

    Например, Дин все время потешается над пристрастием брата к вегетарианской кухне и его трепетному отношению к прическе. Сэм же посмеивается над любовью Дина к пирогам, ужастикам, мыльным операм и азиатским красоткам, шутит над невежеством брата в современной культуре. Так, Дин не знает, что такое Xbox и уверен, что MySpace — это порно-сайт.

    Все это остается на уровне братского подтрунивания и никогда не пересекает границу для того, чтобы превратиться в издевку. Из серии в серию зрителям показывают, насколько братья дорожат друг другом. Это показывают даже в деталях, например, амулетом, который в детстве Дину подарил брат, и тот почти с ним не расставался.

    Обретение дома

    Братья путешествуют как в пространстве, так и во времени. С помощью явившегося из прошлого деда Генри они находят бункер Хранителей знаний, потомками которых являются. Он полностью автономен и заполнен снаряжением, книгами и артефактами. Братья, много лет жившие в придорожных мотелях или верной «Импале», обретают настоящий дом.

    На некоторое время они обретут мать, а перед тем, как опять лишатся ее навсегда, семья Винчестеров воссоединится в полном составе из-за временного парадокса, перенесшего к ним отца Джона.

    Они и сами станут в некоторой степени родителями, когда вместе с Кастиелем им придется воспитывать нефилима – обладающего огромной силой сына смертной женщины и Люцифера.

    Несмотря на опасения Дина, который боится, что мальчик станет чудовищем по примеру отца, они в итоге становятся настоящей семьей, где трогательно заботятся друг о друге. Ради спасения мальчика и брата Дин едва не погибнет.

    Скучающий Бог в финале

    Вновь встать на защиту семьи и всего мира братьям приходится, когда Чак, раскрывший свою божественную личность, потребует убийства своего внука-нефилима, убеждая, что тот – угроза всему сущему. Дин отказывается. Тогда Чак восклицает: «Отец, убивающий сына – это ведь так эпично». Он проговаривается, что весь этот мир – не больше, чем литературный эксперимент скучающего Бога.

    Наверное, одной из главных шуток шоураннеров стала личность Бога. Это закомплексованный писатель-графоман с огромным самомнением, уничтожающий свои черновики один за другим, чтобы написать набело новую книгу. Винчестеров он не раз называл любимыми героями его любимого сериала. И очень расстроился, когда они не согласились с уготованной ролью.

    До финальной точки осталось две серии. Уже известно, что последний эпизод продлится два часа и будет посвящен исключительно братьям, которые за прошедшие годы умирали множество раз и возвращали к жизни друг друга, оказывались в раю и аду, вступали в схватку со Смертью и бросили вызов Богу.

    Издание TVGuide справедливо отмечает, что сериал бывает довольно глупым, но в центре всегда находятся Сэм и Дин — «ориентир, ведущий этот сериал домой». Возможно, братьям снова придется погибнуть для того, чтобы спасти свой мир. Фанаты верят, что если Винчестеры и умрут, то только вместе, а впереди будет ждать общий рай с верной «Импалой» и пирогом на завтрак.

    История Винчестеров — в первую очередь «рассказ о связи столь глубокой, что даже смерть не может ее разорвать». Но актер Дженсен Эклс (Дин) признался, что несколько дней не мог принять финал, который уготовили Винчестерам шоураннеры. Какой именно — узнаем 20 ноября.

    Как жители древних цивилизаций относились к Бессмертии?

    Несколько лет назад социологи «Левада-центра» обратились к прохожим с необычным вопросом: «Хотите ли вы жить вечно?» Казалось бы, кого не прельщает жизнь вечная? Но итоги опроса удивили: 62% россиян не хотят для себя подобной судьбы. Вопрос о бессмертии задавали и атеистам, и православным, и мусульманам, и представителям других конфессий. Интересно, что ответили бы на вопрос социологов люди, жившие в древности?

    Джулио Романо (1492—1546). Аллегория Бессмертия. Около 1540 / ©Getty Images

    Древние греки были одержимы идеей вечной молодости и вечной жизни. В мифах, поэзии и философии они уделяли значительное внимание желанию оставаться молодыми и жить вечно. Обладать бессмертием, подобно богам, стало бы высшим достижением, но греки также прекрасно понимали, какие отрезвляющие последствия могут иметь подобные блага.

    Для древних эллинов жизнь мужчин и женщин измерялась хроносом — временем, разделенным на прошлое, настоящее и будущее. Но если бы люди дрейфовали в бесконечном времени, эоне, что случилось бы с воспоминаниями или любовью? Как может человеческий мозг, вместивший 70 или 80 лет воспоминаний, справиться с хранением столетий или тысячелетий?

    Звенья, соединяющие память, любовь и смертность, встречаются в «Одиссее» Гомера. В эпической десятилетней попытке Одиссея добраться до своего дома в Итаке после Троянской войны он был задержан против воли нимфой Калипсо. Она держит Одиссея в качестве своего любовника в течение семи лет.

    Прелестная нимфа предлагает ему вечную молодость и бессмертие, если мужчина останется с ней на острове навсегда. Калипсо не может поверить, когда Одиссей отказывается от такого щедрого подарка.

    Другие боги настаивают на том, что Калипсо должна уважать желание Одиссея построить плот, чтобы попытаться вернуться к жене, семье, друзьям и прожить остаток дней на родной земле. Как объясняет Одиссей Калипсо: «Не рассердись на меня, богиня-владычица! Знаю сам хорошо я, насколько жалка по сравнению с тобою ростом и видом своим разумная Пенелопея.

    Смертна она — ни смерти, ни старости ты не подвластна. Все ж и при этом желаю и рвусь я все дни непрерывно снова вернуться домой» («Одиссея», перевод В. Вересаева).

    Хронос (Крон, Сатурн). Жан-Батист Мозес / ©grekomania.ru

    Бессмертная Калипсо не может понять тоску Одиссея по жене и ностальгию по дому. Словами Одиссея древняя поэма выражает одно из самых важных различий между богами и смертными: люди связаны друг с другом и со своей Родиной. Герой поэмы знает, что он потеряет свою личность, драгоценную не только для него, но и для его семьи и друзей, если решит получить бессмертие.

    Стремление к бессмертию порождает и другие опасения. В отличие от людей, бессмертные боги не изменяются и не учатся.

    Без угрозы опасности для жизни, стало бы самопожертвование героическим подвигом и славой? Как и сопереживание, эти идеалы — чисто человеческие, и они особенно заметны в воинской культуре, культуре Древней Греции и античного Рима. Бессмертные боги и богини греческой мифологии могущественны, но никто не называет их мужественными. Бессмертные боги по самой своей природе никогда не могут играть на высоких ставках или рисковать жизнью.

    Одиссей и Калипсо, кадр из кинофильма «Странствия Одиссея» (1954).

    Согласно Геродоту, элитная пехота из десяти тысяч воинов в Персидской империи VI и V веках до нашей эры называла себя «бессмертными», однако не потому, что они хотели жить вечно, а потому, что знали: их число всегда останется неизменным. Уверенность в том, что столь же доблестный воин немедленно займет место убитого или раненого бойца, обеспечивая тем самым «бессмертие» подразделения, укрепляла чувство сплоченности и гордости.

    Непреходящая привлекательность этой концепции очевидна в названии «бессмертные», которое было принято Сасанидской и Византийской кавалерией, императорской гвардией Наполеона и иранской армией 1941-1979 годов.

    В месопотамском эпосе «Гильгамеш» товарищи Энкиду и Гильгамеш героически встречают смерть, утешая себя тем, что по крайней мере их слава будет вечной. Эта идея воплощена в древнегреческом идеале «нетленной славы».

    Клинописная табличка с текстом эпоса о Гильгамеше / ©polit.ru

    В греческой мифологии настоящие герои и героини не стремятся к физическому бессмертию. Ни один настоящий герой не желает умереть от старости. Умереть молодым и красивым в благородной битве с достойным противником — вот само определение мифического героизма. Даже варварские Амазонки из греческих легенд достигают этого хваленого героического статуса, храбро погибая в бою.

    Этот выбор содержится и в легендах о нартах Кавказа, мужчинах и женщинах, живших в Золотой век героев. Нартские саги объединяют древние индоевропейские мифы и евразийский фольклор. В одной саге Творец спрашивает: «Хотите ли вы быть малочисленным племенем и прожить короткий век, но завоевать великую славу?

    Или предпочитаете, чтобы ваше число было велико и чтобы имели много еды и питья и прожили долгую жизнь, никогда не зная ни битвы, ни славы?». Ответ нартов звучит так же, как и викингов поздних времен, жаждавших Валгаллы: «Жить быстро». Они предпочитают оставаться малочисленными и совершать великие подвиги: «Мы не хотим быть похожими на скот. Мы хотим жить с человеческим достоинством».

    Им вторит в своих размышлениях римский император и философ-стоик Марк Аврелий, который связывал принятие смерти с обязанностью прожить свою короткую хрупкую жизнь с достоинством и честью.

    Марк Аврелий. Римская скульптура

    Многие древние рассказы путешественников упиваются описаниями сказочных утопий, где люди счастливы, здоровы, свободны и бессмертны. Ранний пример идеи о том, что источник молодости или источник долголетия можно найти в какой-то экзотической стране Востока, появляется в трудах Ктесия — греческого врача, жившего в Вавилоне и писавшего о чудесах Индии в V веке до нашей эры.

    Примерно тогда же повествует о долгожителях эфиопах, которые обязаны своим 120-летним сроком жизни диете из молока и мяса. Позднее анонимный греческий географ, живший в Антиохии или Александрии (IV век нашей эры) писал о восточной стране, где едят дикий мед и перец и доживают до 120 лет. Любопытно, что 120 лет — это максимальная продолжительность человеческой жизни, предложенная некоторыми современными учеными.

    Плиний Старший упоминал о группе людей в Индии, которые жили в течение тысячелетий. Индия также фигурирует во многих легендах, возникших после смерти Александра Македонского, собранных в арабских, греческих, армянских и других версиях Александрийского романа (III век до нашей эры — VI век нашей эры).

    Говорили, что молодой завоеватель мира жаждал бессмертия. В какой-то момент Александр вступает в философский диалог с индийскими мудрецами. Он спрашивает: «Как долго человеку стоит жить?» Они отвечают: «До тех пор, пока он не считает смерть лучше жизни». В своих походах Александр постоянно сталкивается с препятствиями в поисках воды вечной жизни и встречает фантастических мудрецов, которые предостерегают его от подобных поисков. Мечта найти волшебные воды бессмертия сохранилась в средневековом европейском фольклоре.

    Легендарный путешественник-сказочник пресвитер Иоанн, например, утверждал, что купание в фонтане молодости вернет человека к идеальному возрасту 32 лет и что омоложение можно повторять столько раз, сколько захочется.

    Источник молодости. Лукас Кранах Старший, 1546

    На другом конце света, в Китае, несколько императоров мечтали открыть эликсир бессмертия. Самым известным искателем был Цинь Шихуанди, родившийся в 259 году до нашей эры, спустя примерно столетие после Александра Македонского.

    Даосские легенды рассказывали о людях, которые никогда не старели и не умирали, потому что выращивали особую траву на легендарных горах или островах. В 219 году до нашей эры Цинь Шихуанди послал алхимика и три тысячи молодых людей, чтобы попытаться найти эликсир. Больше их никто не видел.

    Император искал магов и других алхимиков, смешивавших различные бульоны, содержащие ингредиенты, которые, как считалось, искусственно давали долголетие, — от столетних черепашьих панцирей до тяжелых металлов.

    Однако все поиски завершились крахом: Цинь Шихуанди умер в «преклонном» возрасте — в 49 лет, в 210 году до нашей эры. Но мы и сегодня помним этого императора, его бессмертие проявилось в том, что Цинь Шихуанди стал первым императором объединенного Китая: он был строителем Великой стены, Великого канала Линьцю и великолепного мавзолея, охраняемого шестью тысячами терракотовых воинов.

    Недостатки, присущие стремлению к бессмертию, обнаруживаются в мифах о бесстрашных смертных героях. Возьмем случай с Ахиллесом. Когда он родился, его мать, Нереида Фетида, стремилась сделать его неуязвимым. И она окунула младенца в реку Стикс, чтобы он был бессмертным.

    Фетида держала Ахилла за пятку, которая стала его уязвимым местом. Много лет спустя, на поле битвы под Троей, несмотря на всю свою доблесть, греческий воин погиб в почетном поединке лицом к лицу, на который надеялся. Ахилл умер бесславно, потому что стрела, пущенная лучником, попала ему в пятку.

    Ахилл и Пентесилея. Рисунок на древнегреческой амфоре

    Многие древние мифы также задаются вопросом: может ли бессмертие гарантировать свободу от страданий и горя? Например, в месопотамском эпосе Гильгамеш возмущается тем, что только боги живут вечно, и отправляется на поиски бессмертия. Но если бы Гильгамеш достиг мечты о вечной жизни, ему пришлось бы вечно оплакивать потерю своего дорогого смертного спутника Энкиду.

    Некоторые древнегреческие мифы предупреждают, что обман смерти вызывает хаос на земле и влечет за собой тяжкие страдания. Сизифов труд — клише, обозначающее бесполезную работу, но мало кто помнит, почему Сизиф должен вечно тащить валун на вершину холма. Сизиф, легендарный тиран Коринфа, был известен жестокостью, коварством и обманом. Согласно мифу, он хитростью захватил и связал Танатоса (смерть) цепями.

    Теперь ни одно живое существо на земле не могло умереть. Этот поступок не только нарушил естественный порядок вещей и угрожал перенаселению, но и не позволял никому приносить в жертву богам животных или есть мясо. Что будет с политикой и обществом, если тираны будут жить вечно?

    Более того, мужчины и женщины, которые были стары, больны или ранены, обрекались на бесконечные страдания. Бог войны Арес рассвирепел из-за выходки Сизифа больше всех, потому что, если никто не мог умереть, война перестает быть серьезным предприятием.

    В одной из версий мифа Арес освободил Танатоса и отдал Сизифа в руки смерти. Но затем, оказавшись в подземном мире, хитрый Сизиф смог убедить богов отпустить его, чтобы временно вернуться к живым и заняться каким-то незаконченным делом. Так он снова выскользнул из объятий смерти.

    В конце концов, Сизиф умер от старости, но его никогда не причисляли к теням мертвых, бесполезно порхающим по Аиду. Вместо этого он проводит вечность на каторжных работах. История Сизифа была темой трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида.

    Тантал был еще одной фигурой, которую вечно наказывали за проступки против богов. Одним из его преступлений была попытка украсть божественную амброзию и нектар, чтобы сделать людей бессмертными с помощью этих эликсиров.

    Интересно, что мифическим ключом к вечной молодости и жизни было питание: у богов имелась особая диета из животворящей пищи и питья. Примечательно, что питание — это общий знаменатель, отличающий живое от неживого в биологической системе Аристотеля. Надеясь разгадать тайны долголетия, Аристотель исследовал старение, увядание и смерть в своих трактатах «О долготе и краткости жизни»,

    «О юности и старости, о жизни и смерти и о дыхании». Научные теории Аристотеля заключали, что старение контролируется воспроизводством, регенерацией и питанием. Как отмечал философ, бесплодные существа живут дольше, чем те, которые истощают энергию в сексуальной деятельности.

    Аристотель, картина Франческо Айеца

    Миф об Эосе и Титоне — драматическая иллюстрация проклятий, которые таятся в желании превзойти естественную продолжительность человеческой жизни.

    Сказание о Титоне довольно древнее, впервые изложенное в гомеровских гимнах, составленных примерно в VII-VI веках до нашей эры. История повествует о том, как Эос (или Аврора, богиня утренней зари) влюбилась в красивого молодого певца-музыканта Трои по имени Титон. Эос взяла Титона в небесную обитель на краю земли, чтобы он стал ее любовником.

    Не в силах смириться с неизбежной смертью возлюбленного, Эос горячо просила для Титона вечной жизни. По некоторым версиям, Титон сам стремился стать бессмертным. Во всяком случае, боги исполнили просьбу. Однако согласно типичной сказочной логике дьявол кроется в деталях:

    Эос забыла указать вечную молодость для Титона. Когда отвратительная старость начинает его тяготить, Эос впадает в отчаяние. В печали она помещает своего престарелого возлюбленного в комнату за золотыми дверями, где он остается навечно. Там, лишенный памяти и даже сил двигаться, Тифон бормочет что-то бесконечное. В некоторых версиях он съеживается, превращаясь в цикаду, чье монотонное пение — нескончаемая мольба о смерти.

    Титон воплощает в себе суровую историю: для людей чрезмерная жизнь может стать более ужасной и трагичной, чем ранняя смерть. История Титона и подобные мифы говорят о том, что бессмертные и вечно юные создания — потерянные, блуждающие души, которые с каждым тысячелетием становятся все более уставшими от мира, пресыщенными и скучающими.

    Таким образом, жажда вечной жизни и желание никогда не стареть, которые на первых порах вызывают восторженный отклик в душе, при внимательном рассмотрении уже не кажутся радужной перспективой. Поэтому с полной уверенность можно сказать, что опросы социологов, если бы их проводили в древнем мире, показали бы примерно тот же результат, что и в современной России.

    Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?

    Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

    Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

    Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

    Кто такие музы?

    Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

    В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

    • Каллиопа – муза эпической поэзии;
    • Клио – муза истории;
    • Мельпомена – муза трагедии;
    • Талия – муза комедии;
    • Полигимния – муза священных гимнов;
    • Терпсихора – муза танца;
    • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
    • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
    • Урания – муза науки.

    Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

    Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

    Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

    Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

    Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

    Мусейоны

    В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

    Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова музей.

    Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

    Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку.

    Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

    Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

    Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

    Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

    Уникальные способности муз

    Клио, «дарующая славу» муза истории, чей постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

    Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

    Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

    Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

    Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

    Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
    Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

    Мельпомена, муза трагедий

    Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.

    Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
    Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

    Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

    Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
    В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

    Талия, муза комедии, сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

    Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

    Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

    Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке

    Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

    Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

    Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

    Эвтерпа — муза поэзии и лирики

    Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

    Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

    Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

    Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

    Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

    Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

    Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

    Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

    Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

    Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

    Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
    Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

    Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» — муза эпической поэзии

    Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

    Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

    Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

    Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

    Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

    Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
    Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

    Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

    Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

    Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

    Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

    У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

    Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

    Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

    Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.

    Артемида | 10 самых известных мифов о греческой богине

    Артемида была одной из двенадцати главных олимпийских богов и занимала видное место в древнегреческой мифологии. В римской мифологии Диана является эквивалентом Артемиды. В частности, Артемида была богиней охоты, дикой природы, диких животных и целомудрия. Артемида была дочерью Зевса, царя богов и Лето, которая была Титанессой. Она помогла в рождении своего брата-близнеца Аполлона, благодаря которому ей также поклонялись как одной из главных богинь родов и акушерства. Существует множество мифов об Артемиде. Она была одной из трех главных богинь Дев греческой мифологии, и существует несколько мифов, связанных с защитой ее целомудрия. Другие мифы часто основаны на ее превосходстве как охотницы и красавицы. Артемида также играет незначительную роль в Троянской войне, где она поддерживает троянцев. Мы собрали 10 самых известных мифов о греческой богине Артемиде, включая Артемиду и Ориона; Артемида и Каллисто; Артемида и Ниобе; и ее роль в Троянской войне .

    1. Рождение Артемиды
    2. Артемида и Актеон
    3. Артемида и Адонис
    4. Артемида и Орион
    5. Артемида и Каллисто
    6. Артемида и Аура
    7. Артемида и Алоады
    8. Артемида и Хионе
    9. Артемида и Ниоби
    10. Артемида в Троянской войне

    Рождение Артемиды

    Артемида была дочерью Зевса, царя богов и Титанессы Лето. Когда Гера, сестра-жена Зевса обнаружила, что Зевс оплодотворил Лето, она сделала все, чтобы Лето не смогла найти твердую почву или остров на Земле, чтобы родить своих детей. В труде и сильной боли Лето бродила по всей Греции, чтобы найти место для родов, пока не нашла Делос, бесплодный и плавающий остров. Согласно мифу, Зевс отделил Делос от моря, чтобы Лето смогла родить на нем Артемиду и Аполлона. Рождение Артемиды было безболезненным, но рождение её младшего близнеца Аполлона было не только болезненным, но и коварным, потому что тогда Гера похитила Илифию, богиню родов. В отсутствие Илифии Артемида, родившись первой, сыграла роль акушерки и помогла своей матери родить брата-близнеца Аполлона. Это связано с мифом о том, что Артемиде поклонялись как одной из главных богинь родов и акушерства вместе с Илифией.

    Лето с младенцами Аполлоном и Артемидой (1824) — Франческо Поцци

    Артемида и Актеон

    Актеон был сыном Аристея, незначительного бога и Автонои, дочери Кадма, основателя города Фивы. Актеон был охотником. Однажды, после утомительной охоты, Артемида купалась в водах весеннего Парфения среди леса на горе Китаерон. Актеон случайно бродил по лесу со своими собаками и наткнулся на богиню, увидев ее голой. Изумленный ее восхитительной красотой, он попытался навязать себя ей. Будучи девственной богиней, Артемида была возмущена его смелостью и превратила Актеона в оленя. Вскоре его заметили его собственные гончие, и они безжалостно преследовали его. Не зная, что олень был их собственным хозяином, яростные гончие загнали животное в угол и убили его, разорвав на части. В древнем искусстве, а также в изображениях эпохи Возрождения и пост-эпохи Возрождения, Актеон узнается по этому знаменательному мотиву, когда охотник становится объектом охоты.

    Диана и Актеон (1559) — Тициан

    Артемида и Адонис

    Адонис был сыном Теаса, царя Сирии и Мирры, дочери Теаса. Будучи удивительно красивым молодым человеком, Адонис считался богом красоты, а также был смертным любовником богини Афродиты. К сожалению, он умер во время охоты, когда на него напал дикий кабан, которого послала Артемида. Согласно версии мифа, Адонис был наказан Артемидой, потому что он был высокомерным и хвастался, что он был лучшим охотником, чем она. Есть и другая версия мифа. Ипполит был сыном Тесея, основателя города Афин. Он отказался почитать Афродиту и вместо этого стал преданным почитателем Артемиды, поклявшись ей в целомудрии. В качестве акта мести Афродита заставила Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита, безумно влюбиться в него. Однако Ипполит отверг успехи Федры, и это заставило ее покончить жизнь самоубийством. Неправильно истолковав предсмертное письмо Федры, в котором содержались ложные обвинения против Ипполита, Тесей проклял своего сына до смерти или, по крайней мере, отправил его в изгнание, призывая своего отца Посейдона для исполнения проклятия. На пути в изгнание Ипполит был убит морским монстром, посланным Посейдоном по просьбе Афродиты. Так как Адонис был самым дорогим у Афродиты, а она была ответственна за смерть Ипполита, Артемида убила Адониса, чтобы отомстить за смерть Ипполита.

    Смерть Адониса (1709) — Джузеппе Маццуоли

    Артемида и Орион

    Орион был красивым охотником, рожденным в региональной единице древней Греции под названием Беотия. Однажды, во время охоты в лесу, Орион увидел молодую и красивую Артемиду, которая также отправилась на охоту. Вскоре они стали охотится вместе. Охотясь вместе, они соревновались в стрельбе из лука. Ночью они сидели у костра и рассказывали друг другу о своей жизни. Однако Аполлон, брат- близнец Артемиды, приревновал. Он не одобрял их дружбу из-за страха, что его сестра может влюбиться в Ориона и выйти за него замуж, несмотря на ее обеты целомудрия. Поэтому Аполлон разработал план по прекращению их дружбы и послал гигантского скорпиона, чтобы убить Ориона. В середине ночи началась великая битва, и существо направило смертного к морю. С другой стороны, Аполлон навестил свою сестру и солгал о том, как злой человек изнасиловал Опоса, одну из ее гиперборейских жриц, и уплыл на далекий остров, надеясь избежать ее гнева. Разозлившись и взбешенная гневом, Артемида помчалась к морю и выпустила стрелу с целью убить Ориона. Вскоре она поняла , что совершила ошибку и с большой печалью, она положила тело Ориона среди созвездий , как дань их величественной дружбы.

    Артемида и Каллисто

    Каллисто была дочерью Ликаона, короля Аркадии и нимфы по имени Найад. Она была одной из женщин охотниц, которые сопровождали Артемиду и она также рассматривалась как самый преданный служитель. Как спутница Артемиды, она приняла обет целомудрия и согласилась остаться девственницей. Так как она была красивая девица, Зевс возжелал ее. Однажды, когда она была отделена от компании Артемиды и других нимф, Зевс подошел к Каллисто, замаскированную под Артемиду, чтобы заманить ее в свои объятия. В результате этой встречи она забеременела от него и в последующем беременность была обнаружена спустя несколько месяцев, когда Каллисто купалась с Артемидой и ее свитой. Возмущенная на Каллисто за нарушение ее обета целомудрия, Артемида изгнала нимфу из группы. Позже Каллисто родила сына по имени Аркас в лесу, и именно тогда Артемида превратила ее в медведя в качестве наказания.

    Диана и Каллисто (1580) — Джиллис Койне

    Артемида и Аура

    Аура была дочерью Титана Лелантоса и нимфы по имени Перибойя. Она была второстепенным божеством и девственной охотницей, которая гордилась своей девственностью. Однажды, Зевс посмел сравнивать ее тело с телом Артемиды и утверждал, что греческая богиня была сладострастнее, как женщина. Гневно обиженная Артемида призвала Немезиду, богиню божественного возмездия, чтобы помочь отомстить за ее достоинство. Немезида, выпустив стрелу из лука Эроса, сделала Диониса, бога вина, безумным от возжелания Ауры. Зная, что у него не было шанса соблазнить Ауру, Дионис накачал Ауру вином и затем изнасиловал ее. Акт нарушения девственности довел Ауру до безумия, и в итоге она заболела каждым мужчиной, которого встретила. Узнав о своей беременности, Аура попыталась покончить жизнь самоубийством, но не смогла это сделать. Она родила сыновей — близнецов, после проглотила одного из них в то время как другой, Лакхус, был спасен Артемидой. Аура закончила свою жизнь, попытавшись утопить себя в реке Сангария, где Зевс превратил ее в весну.

    Артемида и Алоады

    Алоады — это собирательное название двух гигантов, а именно Отуса и Эфиальта. Они были сыновьями-близнецами Посейдона, бога семьи и смертного по имени Ифидемия. Оба брата были агрессивными охотниками. Алоады вынашивали план штурмовать Олимп, дом богов путем укладки трех горы, а именно Олимпос, Осса и Пелион, один поверх другого. Их основным мотивом было получить доступ к богиням Артемиде и Гере; Отус желал Артемиду, а Эфиальт желал Геру. Арес, греческий бог войны, пытался остановить их, но Ахтае удалось победить его. Впоследствии они заключили Ареса в бронзовую урну на острове Наксос. Артемида пришла на остров Наксос и попросила братьев — близнецов освободить Ареса и обещал себя Отусу. Не в силах принять единогласное решение, Отус и Эфиальт начали спорить, и тем временем Артемида превратилась в красивого оленя и помчалась между ними. Будучи охотниками, они оба бросают свои копья на оленя, но не попали в цель и вместо этого убили друг друга копьями.

    Артемида как охотница — Скульптура в Лувре, Париж

    Артемида и Хионе

    Хионе была дочерью Дедалиона, сына Эосфора, Утренней Звезды. Она была смертной принцессой и выросла в красивую молодую женщину, желанную смертными и бессмертными, включая богов Аполлона и Гермеса. Гермес использовал свои магические силы, погрузил Хионе в глубокий сон и навязал ей себя. Впоследствии Аполлон посетил Хионе и, переодевшись в старуху, тоже переспал с ней. В результате той ночи Хионе родила двух полубожественных сыновей Автолика, сына Гермеса; и Филаммона, сына Аполлона. Смертная принцесса поняла, что именно ее безупречная красота привлекла к себе Гермеса и Аполлона и похвасталась, что она была прекраснее богинь, одной из которых была Артемида. Разъяренная смелостью Хионы, Артемида подняла лук и выпустила стрелу в язык Хионы, чтобы она больше не могла хвастаться своей красотой. Хиона умерла от раны в язык из-за потери крови.

    Смерть Хионе (1622) — Никола Пуссен

    Артемида и Ниоби

    Ниоби была дочерью Тантала, злого царя Сипилуса и женой Амфиона, царя Фив. Ниобе и Амфион родили четырнадцать детей, семь сыновей и семь дочерей. На церемонии, проведенной в честь Лето, матери Артемиды и ее брата Аполлона, Ниоби похвасталась, что ей повезло больше, чем Лето, потому что у нее было больше детей, чем у нее. Когда Артемида и Аполлон услышали об оскорблении, они пришли в ярость и сразу, сошли на Землю, чтобы убить всех четырнадцать детей Ниоби. Артемида взяла на себя ответственность убить всех дочерей своими смертоносными стрелами, в то время как Аполлон убил всех сыновей. Ниоби потеряла всю свою семью в один момент. Ей пришлось заплатить высокую цену за свое высокомерие. Опустошенная, она убежала обратно на гору Сипил и превратилась в камень . Плач Скалы в Сипил был связан с мифом о Ниобе с древних времен.

    Аполлон и Диана нападают на детей Ниобе (1772) — Жак-Луи Давид

    Артемида в Троянской войне

    Артемида в эпической Илиаде Гомера играет незначительную роль в Троянской войне, которая велась против города Трои со стороны греков. Так, Аполлон, брат Артемиды, был бог — покровитель Трои и выступает за троянцев. Она также приняла сторону Трои. Известный эпизод в начале Троянской войны включает битву между королем Трои Агамемноном и Ахиллесом, величайшим греческим воином. Как раз перед осадой Трои, король Агамемнон, плывя на судне к городу, хвастался, что его охотничьи навыки лучше, чем у богини. Недовольная этим Артемида вызвала штиль на море и остановила плавание Агамемнона в Трою в качестве формы наказания. Пришел оракул и сказал Агамемнону, что единственный способ убедить Артемиду позволить им продолжить свое путешествие — принести в жертву его старшую дочь, Ифигению, богине. Сильно желавший войну с троянцами, Агамемнон солгал своей дочери о женитьбе на Ахиллесе и должным образом предложил её в жертву. Тем не менее, Артемида, являющаяся покровительницей и защитницей молодых девушек,заменила девочку на оленя на жертвенном алтаре и сделал Ифигению жрицей в ее святилище в Тавриде.