В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

Сбруя для лошадей

Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

Строение и виды упряжки

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Виды упряжек с хомутом

Русская или дуговая одноконная упряжка

Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали — дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

Дуговая одноконная упряжка

В комплект данного вида запряжки входит:

  • хомут;
  • дуга;
  • шлея для лошади;
  • седёлка;
  • чересседельник;
  • уздечка;
  • вожжи.

Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

Постромочно-дышловая

Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

Тачаночная

Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом — цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

Виды упряжек с нагрудником

Одноконная бездуговая

Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

Постромочная

Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

Комбинированная

Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

  • коренники — задают направление;
  • выносные — самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
  • пристяжные — задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

История появления сбруи

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

Упряжь лошадью красна: виды и строение сбруи

Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа. Сбруя зависит от типа повозки, а также от количества запряженных коней. Более того, качество упряжи определяет производительность животного, поэтому важно знать и ее составные части, и уметь правильно подбирать. Как утверждают специалисты как костюм на человеке, так и сбруя должна сидеть «по фигуре».

История возникновения

Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей. Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.

После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.

В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.

Старинные украшения

Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.

А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение управлять лошадьми, но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.

Видео « Курская мастерица шьет упряжь для лошадей »

Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.

Узнайте больше

Все премудрости седла: виды и строение

Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу

Сани для вашей лошадки

Породы упряжные лошадей

  • Особенности упряжных лошадей и их классификация
  • Тяжелоупряжные породы
  • Советский тяжеловоз
  • Владимирская упряжная
  • Русская упряжная
  • Брабансон
  • Арден
  • Клейдесдаль
  • Литовская упряжная
  • Легкоупряжные породы
  • Орловская
  • Русская рысистая
  • Американская стандартбредная
  • Хакнэ
  • Белорусская упряжная
  • Башкирская
  • Кладрубская упряжная

В 18–19 веках были популярны породы упряжные, лошадей, относящихся к этому направлению, широко использовали в сельском хозяйстве. В то время потребность в тягловой силе возрастала, потому что развивалось земледелие. Сегодня на полевых работах задействуют машины, поэтому большинство пород лошадей, некогда созданных для упряжки, переживают кризис. Некоторые вообще находятся на грани исчезновения.

Особенности упряжных лошадей и их классификация

Упряжные лошади отличаются тяжёлым костяком и крепким телосложением. У них сильные ноги, широкая спина, прямые предплечья, на которые удобно надевать хомут. Вплоть до окончания Второй мировой войны сильные животные оставались верными помощниками крестьян и горожан: они пахали землю, перевозили грузы и экипажи с пассажирами.

Упряжные породы лошадей делятся на 2 вида:

  • тяжелоупряжные;
  • легкоупряжные (верхово-упряжные).

Если первый тип использовался на тяжёлых работах в поле и при строительстве, то задача второго была иная – перевозка пассажиров в экипажах. Упряжные лошади разных пород отличаются друг от друга и имеют свои особенности.

Тяжелоупряжные породы

Лошади-тяжеловозы – самые крупные и сильные на земле. Они перевозят груз весом в несколько десятков тонн. Использовать их для верховой езды и перевозки пассажиров невозможно: кони двигаются очень медленно. Максимальная скорость тяжеловоза без груза составляет 20-25 км/час.

Советский тяжеловоз

Порода российской селекции, создавалась на основе рабочих лошадей местных крестьян и брабансонов. От своих прародителей кони унаследовали массивное телосложение и флегматичный характер.

Порода российской селекции Советский тяжеловоз

Животные отличаются рослостью – от 1,6 до 1,7 м в холке, обладают развитыми грудными мышцами, сбитым обмускуленным задом и довольно широкой спиной. У них массивные ноги с крупными копытами. В результате многолетней селекции советские упряжные лошади почти избавились от оброслости в нижней части ног.

Владимирская упряжная

Название порода получила по месту её выведения, селекция проводилась во Владимирской области. Для создания тяжелоупряжной лошади использовали местных кобыл, отличавшихся хорошей выносливостью, и жеребцов клейдесдалей.

Владимирский тяжеловоз – самая крупная упряжная порода отечественной селекции. Рост скакунов достигает отметки 1,8 м, а обхват груди равен 1,9–1,98 м. Представители этой породной линии – обладатели удлинённого туловища с широкой спиной и крестцом, развитого, чуть спущенного крупа и сильных ног с прямой постановкой. Владимирская упряжная лошадь бывает преимущественно гнедого окраса.

Внимание! Достоинством породы является скороспелость молодняка и плодовитость кобылиц. К трём годам животные допускаются к воспроизводству и могут трудиться на поле.

Русская упряжная

Порода формировалась на основе генотипа местных утяжелённых лошадей, арденов и представителей верховых пород, зарегистрирована в 1952 году. В жилах русской рабочей лошадки течёт кровь орловского рысака в том числе. Благодаря его генам тяжеловозы отличаются не только внешней массивностью и силой, но и активностью и быстротой хода.

  • невысокий рост – 1,48–1,5 м;
  • вес – 700–900 кг;
  • длинное массивное туловище с развёрнутой грудью и прямой спиной;
  • шея красиво изогнута;
  • сухие ноги;
  • низкий раздвоенный зад;
  • из мастей широко распространена рыжая в её возможных вариациях.

Внимание! Упряжная порода русского происхождения известна своим покладистым нравом, дружелюбием, высокой работоспособностью и неприхотливостью.

Брабансон

Порода лошадей брабансон происходит из Бельгии, она тоже является тяжелоупряжной. В крови этих статных коней присутствуют гены арденов и фламандцев, от которых скакунам достались лучшие качества:

Порода лошадей брабансон

  • быстрота хода;
  • сила;
  • выносливость;
  • неприхотливость;
  • высокая продуктивность.

Брабансоны обладают компактной головой с тяжёлым лбом и вытянутой мордой, короткой дугообразной шеей, расширенной холкой, сбитым корпусом и развёрнутой массивной грудью. Их раздвоенный круп плавно переходит в короткие сильные ноги. На предплечьях выделяются мышцы, суставы крупные, а пясти широкие. Средний рост жеребца варьируется в пределах 1,67–1,7 м. Бельгийские упряжные лошади высоко ценятся у себя на родине.

Арден

Порода арденов формировалась в горах на границе между Францией и Бельгией, оттуда и произошло название. В 18 столетии лошадей использовали не только в упряжке, но и ездили на них верхом, потому изначально эти кони не были столь массивными, как сегодня. Прилитие арабской крови сделало арденов немного подвижнее и быстрее.

Позже порода видоизменилась, благодаря скрещиванию с першеронскими и булонскими жеребцами, она стала крупнее и сильнее. Обновлённые ардены использовались для тяжёлых работ, перевозки грузов, их задействовали на ДОКах, а также при строительстве железных дорог.

Арденам присущи следующие внешние признаки:

  • рост до 1,63 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, серая;
  • голова грубоватая, морда имеет прямой профиль, а лобная часть плоская;
  • большие глаза, расширенные ноздри;
  • изогнутая недлинная, но очень мощная шея;
  • массивный корпус с развёрнутой грудью;
  • короткая спина;
  • сильные ноги с красивым рельефом мышц.

Клейдесдаль

Эта порода имеет шотландское происхождение и относится к тяжелоупряжным. Она создана в 17–18 веках на основе брабансонов. Это настоящие гиганты конного мира, обладающие гармоничным статным телосложением. Вес жеребца может превысить 1 тонну, а рост составляет 1,8 м. Клейдесдали представлены чалой, рыжей или гнедой мастью. Для них свойственны белые пятна на голове, конечностях и животе.

Шотландская упряжная лошадь

Шотландская упряжная лошадь обладает крупной головой с горбатым профилем, широкой мускулистой шеей и спиной, хорошо развитой глубокой грудью, сильными ногами с массивными суставами.

Внимание! Клейдесдали, несмотря на гигантские габариты, довольно проворны, они способны передвигаться резвой рысью, будучи гружёными.

Литовская упряжная

Предками тяжеловоза литовского происхождения являются жмудские лошади, ардены из Швеции и русские тяжелоупряжные скакуны. Эта порода относительно молодая, над её созданием работа началась в 1925, а завершилась в 1963 году.

Это небольшая, но массивная и крепкая лошадь с сухой конституцией. Спина представителей литовской породы широкая, грудная клетка округлая, глубокая, круп раздвоенный, а ноги костистые и короткие. Этим скакунам свойственна саблистость, что является недостатком породы.

Преимущества литовской упряжной лошади:

  • выносливость;
  • неприхотливость;
  • спокойный характер;
  • подвижность и высокая работоспособность.

Легкоупряжные породы

К этой разновидности принадлежат породы, имеющие универсальное назначение. Их применяют в лёгкой упряжке и для езды верхом. В период с 17 по 19 вв. эти животные возили экипажи с пассажирами, а сегодня некоторые породные линии используются в спорте. Благодаря выносливости и умению быстро бежать устойчивой рысью они получают высокие награды.

Орловская

Порода орловский рысак создавалась на Руси. Она получила название благодаря человеку, который начал заниматься её разведением в 18 веке, графу Орлову. Он мечтал вывести красивых, статных и быстрых скакунов для лёгкой упряжки. Для этого он купил коня Сметанку у одного турецкого султана. Прожив всего год, жеребец оставил пригодное для разведения потомство. Один из его сыновей стал родоначальником орловской породы.

Порода орловский рысак

К характерным особенностям экстерьера можно отнести:

  • небольшую голову с узкой мордой и выраженными щеками;
  • длинную лебединую шею;
  • высокую холку;
  • крепкую мускулистую спину;
  • аккуратный круп;
  • стройные длинные крепкие ноги.

Орловским упряжным лошадям свойственная серая масть, которую они унаследовали от арабского предка. Кони чрезвычайно красивы и выносливы.

Русская рысистая

На основе орловского рысака и американской скаковой породы вывели русскую рысистую лошадь. Помесное потомство отличается умением развивать высокую скорость рысью. Сегодня русские рысаки активно участвуют в спортивных состязаниях и завоёвывают призовые места.

Это лошади среднего роста – 1,54–1,65 м с сухим типом телосложения, аккуратной головой с прямым профилем, удлинённым корпусом, глубокой грудью и жилистыми конечностями средней длины. Русская рысистая сложена очень хорошо. Животные отличаются скороспелостью и спокойным темпераментом.

Внимание! Лучшие результаты в спортивных состязаниях представители этой породы показывают в возрасте 5–6 лет.

Американская стандартбредная

Эта порода считается одной из самых быстрых в мире. В 18 веке американцы использовали местных упряжных лошадей для езды в лёгких экипажах. Позже в моду вошли соревнования на скорость в упряжках. Именно тогда при отборе жеребцов на племя стали уделять основное внимание скорости передвижения.

Американская стандартбредная лошадь

Справка. До сих пор в племенную книгу американских рысаков заносят только тех, кто соответствует стандартам резвости – проходит расстояние в 1 милю быстрее, чем за 2,5 минуты.

К экстерьеру лошадей стандартбредной породы не предъявляют высоких требований. К разведению допускают скакунов с различными дефектами, если они способны быстро бегать. Средний рост лошади составляет 1,62 м, голова небольшая, профиль прямой, шея длинная. Корпус довольно массивный, растянутый, грудь глубокая, конечности сухие и длинные.

Американские рысаки представлены в гнедой масти. Изредка встречаются животные с караковым окрасом шерсти, рыжим или вороным.

Хакнэ

Порода английского происхождения выведена на основе местных норфолькских кобыл и родстеров из Испании в 17–18 столетиях. Грациозные резвые лошадки с высоким красивым ходом предназначались для езды в экипажах. В те времена в Англии уже начали строить дороги, что позволяло быстрее перемещаться из одного пункта в другой. Путём прилития крови английской верховой удалось добиться ещё большей резвости животных.

  • лошадкам хакнэ присущ невысокий рост – 1,52 м;
  • небольшая аккуратная горбоносая голова с острыми маленькими ушами и выразительными глазами;
  • компактный подтянутый корпус с хорошо развитой грудью;
  • короткие жилистые ноги с прочными устойчивыми копытами;
  • окрас бурый, гнедой, редко – рыжий.

Внимание! Есть 2 разновидности хакнэ – лошади и пони. Последние были выведены позже.

Белорусская упряжная

Селекционная работа по созданию белорусской породы началась в 18–19 столетии. За основу брали аборигенных лесных лошадей, отличавшихся отличной приспособленностью к климату и кормовой базе и выносливостью. Их скрещивали с представителями крупных пород упряжного типа – арденами и брабансонами.

Белорусская упряжная лошадь

Селекционная работа по созданию белорусской упряжной лошади растянулась почти на полтора века, но результат оказался превосходным. Эти животные универсальны: сельские жители используют их тягловую силу на поле и ездят на них верхом. Это очень сильные, неприхотливые, энергичные, выносливые и дружелюбные скакуны.

К особенностям экстерьера относятся:

  • средний рост – 1,56–1,6 м;
  • вес – 600 кг;
  • компактный корпус с красиво выделяющимся рельефом мышц;
  • широкая и глубокая грудь в обхвате составляет 1,98 м;
  • костистые крепкие стройные ноги с прочным копытным рогом;
  • масти – буланая и соловая.

Башкирская

Эта порода формировалась на протяжении веков на основе местных лесных видов, потомков тарпанов, которые уже вымерли. До сих пор она разводится в чистоте. Жители Урала никогда не приливали другую кровь своим лошадям.

Башкирские скакуны чрезвычайно выносливы и неприхотливы, хорошо приспособлены к местному климату. Животные легко переносят морозы до – 40 градусов и умеют добывать себе пищу из-под снега.

Характерной особенностью этой породы является кудрявая шерсть. С наступлением зимы она становится гуще и длиннее, в этот период можно заметить, что волоски завиваются.
Экстерьер:

  • невысокий рост – 1,45 м;
  • грудь в обхвате 1,75 м;
  • массивная грубоватая голова с довольно широкой лобной частью;
  • толстая шея;
  • плотное туловище с широкой спиной;
  • жилистые сухие ноги с очень прочными копытами;
  • окрас шерсти – рыжий, гнедой, бурый.

Кладрубская упряжная

Эта порода выведена 4 века назад для императоров династии Габсбургов. Она использовалась в торжественных шествиях и церемониях в упряжке. Кладрубские лошади обладают правильными пропорциями тела и отличаются рослостью. У них мускулистый корпус, грудь развёрнутая, достаточной глубины, длинная шея, стройные сухие ноги. Характерная особенность – римский профиль.

Сегодня эта породная линия также используется в лёгкой упряжке в различных парадах и шествиях. Скакуны сильны и неутомимы, а их движения плавны и грациозны. Они показывают неплохие результаты в состязаниях по драйвингу.

Упряжные породы лошадей отличаются быстрым ходом и выносливостью. В 17–19 столетиях их запрягали в кареты и экипажи, а сегодня эти скакуны применяются в различных видах конного спорта и туризме.

Особенности конской упряжки

Упряжь для лошади на улицах больших городов выглядит, как пришелец из совершенно другой эпохи. Строгая, вытянутая, как из страниц выставочных журналов, конская упряжь по сей день выполняет сразу несколько важных функций. О том, кто управляет упряжкой лошадей и из каких частей она состоит, знают только опытные коноводы и наездники. Какие элементы понадобятся новичку в столь благородном и тяжелом деле, чтобы создать безопасную упряжь для резвых коней?

Упряжь для лошади

Зачем нужна упряжь?

Упряжь, красоту и изящество которой не так часто можно наблюдать в современном мире, вызывает самые противоречивые мысли, в том числе ностальгию и тоску по временам, когда поездки на повозках позволяли увидеть шумные города с совершенно другой стороны: спокойной, умиротворенной даже в движении. Упряжка лошадей создавала особый вид устеленным плиткой улицам. Стук копыт вороных коней звучал, как городская мелодия.

Каждая составляющая часть упряжи призвана обеспечивать безопасную езду и минимальную нагрузку для лошадей. Однако внешний удобный вид современной конной упряжи — часто лишь фикция, а на деле ежедневно скакун испытывает вес громадной конструкции и при этом продолжает выполнять поставленную перед ним задачу без каких-либо жалоб или капризов.

Первое, на что следует обратить внимание человеку, решившему собрать составные части упряжи, — это комфорт и хорошее самочувствие лошадей, ведь лучшего друга и помощника на соревнованиях не найти. Надежная сбруя прослужит долгие годы и не вызовет нареканий со стороны владельца упряжи, если к ее выбору подойти осознанно.

Тенденция современности в изготовлении упряжки

Что такое современная конская упряжь? Это отдельные виды забав для людей, возможность для развития конного спорта и просто неповторимое зрелище. Ни у кого не возникают сомнения, что упряжные экипажи — это красиво и элегантно, а конные скачки завораживают даже людей, равнодушных к конному спорту. Соревнования, в которых участвуют парные упряжи, демонстрируют мастерство кучера, его умение вести лошадей к победе.

Техническая сторона скачек касается того, насколько продумана и организована непосредственно упряжь, а также сбруя. Каждый победитель знает, что на одном энтузиазме серьезное соревнование не выиграть. Пошаговая подготовка человека, скакуна и оснащение упряжи — три части будущего успеха, которые идут неразделимо, как цельная система.

Из чего состоит повозка победителя? Скачки, в которых для управления лошадями наездник использует вожжи, узду и команду голосом, бывают следующих видов:

  • гонки среди упряжек;
  • классы упряженные;
  • катание.

От вида соревнования зависит оснащение упряжей и количество основных этапов подготовки: тренировка лошадей, подготовка повозки, основные тактические элементы. Главная часть забега совершается задолго до сигнала старта. Виды упряжи при любых обстоятельствах должны быть безопасными и для наездника, и для животного (лошади, которой необходимо доверять кучеру). Пробежаться гуськом или победить в элитных скачках — не имеет никакого значения, вне зависимости от того, какое название у титула, коновод или кучер берет на себя обязанность обеспечить безопасность пристяжных скакунов. Животный мир всегда чувствует уверенность и контроль со стороны человека, и лошадь в таком плане не обманешь. Слаженная работа скакуна и кучеров — вот залог истинной победы.

История создания

Для чего изначально предназначалась упряжь для лошади? Упряжь для лошадей — это часть, без которой не могут функционировать повозки. Подобранная сбруя зависит от вида повозок и количества запряженных скакунов. Умелый коневод способен собрать упряжь своими руками (любую ее составляющую часть) и быть уверенным в ее надежности. Опытные кучера знают, как производительность лошади зависит от качества уздечки и вожжей. Комплектующие части — одно из самых важных составляющих экипажа, который первым приходит к финишу и не пасет отстающих.

Европейская упряжь считается одной из самых простых и при этом удобных для скакунов и наездников. Легкая, комфортная и быстрая в установке, такая упряжь упростит жизнь любому кучеру. Самочувствие запряженных коней должно стоять на первом месте для человека, который посвящает собственную жизнь конному спорту. Изучение упряжки займет много времени и сил для поиска новой полезной информации, но щепетильный подход к важному вопросу обустройства сбруи убережет наездника и его лошадь.

Первые повозки и первая упряжка

Первая упряжка лошадей появилась на свет в то же время, что и первые хилые повозки. Еще до нашей эры разные виды экипажей были популярны в узких кругах среди полководцев и любителей экстремальных скачек (пришли на смену популярным гладиаторским боям). Красивой упряжь стала значительно позже, когда забавы и развлечения вышли на первый план, а военные дела утратили былое значение.

Первые изменения коснулись тяги и силы веса, перераспределенной на всю повозку. Впервые человек осознал, что качество езды напрямую зависит от нагрузки на лошадь, а не от габаритов остальных составляющих частей. С младенчества пони тренировались именно под экипажи: их костная система укреплялась и проводились тренировки на выдержку. Все составляющие упряжей видоизменялись (дуга, петля, части хомута). То, из чего состоит современная упряжь, является результатом многолетних проб и ошибок опытных коневодов и талантливых кучеров.

Древние и старинные повозки состояли из основных элементов:

  • ярма;
  • супонь;
  • подпруги;
  • грудных ремней;
  • уздечки;
  • вожжей.

Красота экипажа приравнивалась к состоянию и славному имени целого семейства или династии. Колесницы, известные в древнем Риме представляли самую простую конструкцию упряжей того времени. Чем богаче был полководец, тем роскошнее были его усовершенствованные повозки. Элементы из золота (редчайшие украшения), драгоценных камней и прочного металла обрамляли колесницу. На огромных аренах такие повозки были видны издалека, еще до объявления участников соревнования.

К изготовлению сбруи в Средние века подходили со всей ответственностью, ведь на смену драгоценным камням пришли укомплектованные для грузоперевозок повозки. Они были прочными, надежными и подходили для длительных путешествий на большие расстояния. Дуга стала сильнее и могла выдержать огромный вес. Повозки для перевозок багажа и тяжелых грузов подходили для быков или трех скакунов сразу (со временем их количество увеличилось до 8 скакунов).

Кучер служил только для определения траектории их движения, для контроля на поворотах или сложных участков дороги. Он следил за состоянием повозки, и если какая-либо ее часть ломалась, заменял ее без вреда для коней или груза. Первые легкие экипажи появились в начале XV века и стали настоящим прорывом для людей, увлекающихся разведением скакунов. Перераспределение веса на шею лошади позволяло ускорить поездки на повозках даже с большой нагрузкой.

1568 год называется своеобразной датой рождения современных упряжей.

Основные ее составляющие части дожили до современников без глобальных изменений. Управлять такой повозкой можно было всего одной, а не двумя руками. Подобное нововведение значительно упростило процесс управления лошадьми во время длительных поездок. Ездить на экипаже стало удобно и безопасно.

Разновидность упряжи

Европейская, или деревянная, упряжь пережила немало метаморфоз, прежде чем достичь настоящего совершенства. Актуальная по сей день, упряжь и ее популярные виды (в экипаже пара или тройка скакунов, в крайнем конная упряжь вмещает четыре особи) собираются коневодом (опытным кучером) собственноручно. Опытному мастеру не нужны подсказки или посторонняя помощь. Качественная сбруя является главным инструментом на соревнованиях.

Сложный и одновременно увлекательный вид спорта — конный — предполагает искусное владение упряжью и лошадьми. Добиться результатов в этом виде спорта нелегко, а систематические тяжелые тренировки выдерживают не все люди и животные. Управляет экипажем наездник, но только слаженная работа каждой части повозки приводит экипаж к желанной победе.

Цельная система состоит из дуги, вожжей, хомута и прочих деталей (иногда оснащается дополнительными элементами, такими как шлея или петля). Как определить точное количество элементов качественной упряжки? Комплектация повозки зависит от ее прямого предназначения:

  1. Дуговой экипаж на одну лошадь. Для такой повозки понадобится всего один скакун, что существенно упрощает процесс управления вожжами. Состоит упряжка из следующих частей: дуга (не перенапрягает шею лошади), хомут, гуж, оглобля и чересседельник. Модель повозки без дуги (дуга замедляет скорость экипажа) включает в себя шлеи (шлеей гораздо легче управлять), хомута и ременных гортов.
  2. Оглобельно-постромочная упряжь. Сбруя с короткими оглоблями крепится к седлу, а не к хомуту (дуга отсутствует).
  3. Сбруя постромочно-дышловая. Основной отличительной чертой упряжек такого типа является дышло, а не петля. Запрягаются в повозку с постромочно-дышловой сбруи одна — две лошади. С помощью дышла легче регулировать поворотные движения во время быстрой езды. Фото сбруи демонстрирует все ее преимущества и изящный внешний вид. Упряжь на 2-х лошадей не оснащается шлеей, она более надежная и устойчивая на крутых поворотах, а строение сбруи обеспечивает безопасность скакунов (уберегают их шею и позвоночник). Мастер собственными руками запрягает коней и проверяет всю упряжь.
  4. Постромочные удила. Дуга в упряжах такого типа отсутствует полностью. Детали вроде дышла и оглобли или жердь найти на повозке не удастся. Конная упряжка работает за счет хомута. Простая конструкция — не самая удобная, но недорогая. Во время быстрого движения управлять повозкой будет трудно. Лошадиная запряжка оснащается тормозами (ремень особого вида). Шлеей такие повозки не укомплектовываются.
  5. Комбинированная конная европейская упряжь. Для комбинированной конской повозки используется не две, и даже не три лошади: необходимо 6-8 скакунов. Дышло и оглобель обеспечивают управление несколькими скакунами. Важно выбрать подходящих по росту и весу коней, отчего их сила только возрастет. Одной лошадью упряжка не обойдется. Животные правильно выстраиваются, так, чтобы нагрузка на их позвоночник была равномерной. Более выносливые скакуны — коренники — сдерживают весь экипаж.
  6. Цуг. Упряжка для шестерых скакунов управляется с помощью дышла (иногда используется петля). Ведут весь экипаж коренники, и именно они задают скорость всей упряжке. Хомута в повозке типа цуг нет вовсе.
  7. Тачаночная. Четверо коней и тачанка утратили свою актуальность еще 100-200 лет назад. Встретить такой вид конской повозки не удастся. Используемая сбруя состоит из постромка и дышла (не оснащается шлеей и отсутствует петля). В ней нет ни хомута, ни дуги, а также отсутствует петля. Перераспределение нагрузки на шею лошади незначительное, хотя такие повозки используются для рабочих перевозок.

Для обыкновенных саней, служащий для рабочих целей, необходима петля (для 1 лошади или нескольких скакунов) или ременная деталь, разные виды хомута. Опытный мастер самостоятельно подбирает части повозки, которой легко воспользоваться. Ее можно сделать своими руками или подобрать под нужды лошади или экипажа, что является несомненным преимуществом индивидуальных упряжек. Спортивная же верховая езда требует совершенно других стандартов качества, а уход за лошадями и упряжками становится первостепенной задачей кучера.

Используются экипажи для развлечения или спортивных достижений, в этом случае упряжки обязаны быть качественными, правильно установленными и подобранными под конкретную лошадь. В деталях заключается скорость повозки и время ее службы.

Особый вид спорта завораживает и восхищает именно слаженной работы кучера и его подопечных.

Для чего лошади нужна сбруя и из чего она состоит

Лошадей сегодня увидишь нечасто. Теперь их обычно используют для отдыха и развлечения. Упряжки встречаются, например, в парках или на площадях. Меньше века назад многие люди знали, что такое сбруя для лошадей и как ею пользоваться. Сегодня подобной информацией и навыками владеют лишь некоторые любители конных прогулок и спорта.

Что такое сбруя для лошади

Для комфортной езды и удобного управления придуманы особые приспособления для коней. Часть из них помогает лошади лучше справляться с нагрузкой. Комплекс таких приспособлений называют сбруей или амуницией. Предназначена эта экипировка для верховой езды или работы коня в упряжке.

Сбруя известна минимум со II века до нашей эры. По ее качеству и оформлению узнавали статус хозяина животного. Хотя, как правило, амуниция требовалась только для удобства в работе. Примерно в середине XVI века красивая конская упряжь стала модным атрибутом.

Амуниция должна подходить конкретной лошади. Раньше экипировку часто изготавливали на заказ. Сегодня в магазинах — выбор на любой вкус.

Из чего состоит упряжь для лошадей

Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

Конская амуниция включает такие приспособления:

  1. Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
  2. Хомут. Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
  3. Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
  4. Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
  5. Дуга. Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
  6. Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
  7. Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
  8. Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
  9. Чересседельник, который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
  10. Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
  11. Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
  12. Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
  13. Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
  14. Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.

Виды сбруи

Выделяют разные типы конской амуниции, предназначенные для разного количества лошадей. Выбор зависит от целей:

  • Транспортная сбруя — нужна, когда в упряжке несколько животных.
  • Сельскохозяйственная — предназначена для одного или двух коней.
  • Выездная — нужна для развлечений, гуляний. Такая упряжь для лошади рассчитана на разное число скакунов.

Одноконная

Сбруя для единственного животного в упряжке имеет стандартный набор: уздечка, вожжи, хомут для лошади и прочее. В одноконной амуниции иногда встречаются варианты без дуги. В этом случае главный элемент, на котором держится повозка, — шлея. Она принимает на себя основную тяжесть.

Запряжка, которая здесь используется, — оглобельно-дуговая. Этот тип еще называют русским. В Европе он почти не используется.

В одноконной русской запряжке применяют и постромки. В этом случае нередко берут короткие оглобли. Крепятся они не к хомуту, а к седелке.

Выбор упряжки

Предпочтения в конской амуниции в разных странах отличаются. В России больше распространена оглобельно-дуговая запряжка.

Сбрую подбирают в зависимости от числа животных. Бывают, например, такие варианты:

  1. Тандем — две лошади одна за другой.
  2. Три коня — запряжка гуськом, русская тройка.
  3. Четыре — тачаночный тип или парами.

Больше шести лошадей используют только для внешнего эффекта.

Иногда покупают готовый комплект сбруи для упряжек. Однако профессионалы рекомендуют тщательно подбирать каждую часть экипировки отдельно.

Чем прочнее и легче конная упряжь, тем лучше. Современную амуницию постоянно совершенствуют. Нередко она выполнена из новых, нетрадиционных материалов. Такие изделия проще использовать, надевать и мыть.

К каждой из частей есть стандартные требования:

  1. Форма и размер седелки. Для высокой холки подходит стоячая, для низкой — лежачая. Это важно для работы и здоровья лошади.
  2. Нельзя ошибаться с размером, типом удил, иначе животное будет постоянно страдать. Приспособление делают из разных металлов. Берут как можно более мягкие. Сегодня есть даже пластиковые и резиновые модели для чувствительных зубов.

Как сделать хомут для лошади своими руками

Приобретать конскую сбрую бывает дорого или неудобно. Имеющиеся варианты не всегда подходят. Какие-то части амуниции можно сделать своими руками, например, хомут.

Для его изготовления проходят несколько шагов:

  1. Узнают размеры шеи лошади. Длина — от гребня у начала холки до лопаток, плеча. Метр прикладывают к основанию шеи. Прибавляют к цифрам еще 4–6 мм. Ширину меряют у основания, желательно циркулем Вилькенса.
  2. Для клещей подходит многослойная фанера, изделие из которой получается меньше, легче и не так быстро трескается. Берут три листа фанеры по 5 мм и склеивают ПВА. Сушат.
  3. Наносят на фанеру чертеж.
  4. Вырезают детали, например, электролобзиком.
  5. Делают хомутину — подкладку, расположенную между клещами и телом лошади. Обтяжку выполняют из мягкой кожи от 1 мм толщиной. Она плотно сидит на жгуте, набивке — обрывке льна, сене, соломе. «Внутренности» хомутины для плотности обматывают лентой. Сшивают обтяжку.
  6. Хомутину фиксируют на клещах. Используют сшивку. Концы хомутины прибивают гвоздями (25 см) через 3 см.
  7. Изготавливают особую подушку из цельного куска фетра или похожего материала. Складывают в несколько слоев. Края загибают, накладывают жгуты из войлока. На два валика подушки нужна кожаная настрочка. По их центру выполняют клапаны. Делают из кожи величиной 10 на 6 см. Дальше подушку простегивают. Шов — примерно 1 см.
  8. Присоединяют подушку к клещам. Пришивают минимум в трех местах. На холке немного приподнимают и выравнивают.
  9. Изготавливают покрышку хомута из кожи или заменителя. Будет 3–4 части. Центральная — 30–40 см, нахлест — минимум 1,5. Делают вырезы под гужи.
  10. Покрышку туго надевают на клещи и прибивают.
  11. Гужи выполняют из коровьей кожи толщиной минимум 0,5 см. Иногда берут капрон толщиной от 4 см.
  12. Продевают гужи в дырки покрышки. Прибивают.
  13. Меряют хомут. Он должен плотно прилегать. Маленький — бракуют, большой — сужают: нашивают войлок внутри.

Как запрячь коня

Надевать сбрую нужно правильно. Подготовительный этап включает такие действия:

  1. Проверяют амуницию. Меняют, ремонтируют, если требуется.
  2. Проверяют повозку.
  3. Осматривают животное.

Порядок зависит от числа лошадей в упряжке, типа. При оглобельно-дуговой выполняют следующее:

  1. Надевают уздечку. Зимой удила греют.
  2. Накидывают седелку с чересседельником на спину рядом с холкой. Двигают. Задняя часть седелки оказывается около 9–15 ребра лошади. Шлея при этом — в 10 см от локтя животного.
  3. Надевают подпругу.
  4. Переворачивают хомут вверх тормашками. Надевают. На узком участке еще раз переворачивают.
  5. Шлею — на туловище.
  6. Дальше заводят в оглобли. Соединяют с чересседельником обе их стороны. Используют петли седелки.
  7. Подводят дугу под левую оглоблю. Двигают против часовой на хомут.
  8. То же проводят с другой стороны.
  9. Связывают хомут супонью.
  10. Вожжи проводят через середину дуги, иногда — снаружи.
  11. Смотрят работу, расположение оглобель, хомута и остального. Гуж должен оказаться сзади дуги.
  12. Пробуют потихоньку в движении.

Владельцу лошади важно ориентироваться в конской амуниции и уметь с ней обращаться. Правильный выбор помогает в работе и бережет здоровье животных.

Упряжь для лошади: что такое сбруя для коня, какие виды бывают?

Сбруя для лошадей — совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания, упряжи в повозку и управления животными во время верховой езды.

Подбирается индивидуально. Правильно выбранное снаряжение должно быть прочным, комфортным в использовании для ездока и удобным для коня. Какие виды сбруи существуют, отличие их друг от друга и чем руководствоваться при выборе?

  1. Из чего состоит сбруя и в чем ее функция
  2. Виды сбруи
  3. Одноконная
  4. Постромочно-дышловая
  5. Постромочная
  6. Тачаночная
  7. Комбинированная
  8. ЦУГ
  9. Хомут — основная тяговая сила
  10. Дышловые пароконные упряжи
  11. Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь
  12. Заключение

Из чего состоит сбруя и в чем ее функция

Конская амуниция состоит из:

  1. Хомута, распределяющего равномерное давление массы повозки на шею и плечевые суставы животного. Надевают на шею жеребца, рядом с холкой, снизу он проходит вдоль шейного хряща. Подбирается индивидуально.
  2. Шлеи, не дающей ярму сползать с лошадиной шеи во время движения. Выполнена в виде кожаных лямок — долевых, поперечных и откосных (по 2 шт.).
  3. Узды, расположенной на голове скакуна и использующейся для управления им. производятся без удил, с одним удилом или несколькими. Безудильная узда выполняет роль держателя животного без экипировки.
  4. Вожжей, предназначенных для контроля кобылы на расстоянии. Края вожжей крепятся к удилам.
  5. Седелки, поддерживающей оглобли.
  6. Чересседельника, выполненного по типу ремня и крепящегося на оглобле сквозь седелку.
  7. Подпруги, способствующей прочной фиксации седла. Она выглядит как широкий, прочный ремень.

Основные функции упряжи – обеспечение комфортных условий для всадника, едущего верхом, и управление лошадью для движения в нужном направлении.

Хомут — основная тяговая сила

Хомут в любой амуниции – это элемент, передающий тягловое усилие лошади или другой скотине на сани, плуг, повозку и т.п. Как и раньше, сегодня они изготавливаются самых разных размеров – все зависит от типа упряжи.

Для измерения длины необходимо измерить расстояние от верхней точки внутренней прокладки до начала клещей. Ширина определяется по размещенным отверстиям, пропускающим сквозь себя гужи.

Ярмо в пароконных и одноконных системах может различаться. В пароконных упряжках они оборудуются мочками, в одноконных – гужами.

В состав входят детали:

  • подушка;
  • супонь;
  • 2 клеща;
  • хомутина;
  • 2 гужа;
  • подкладка;
  • горт;
  • покрышка.

Ярмо маленького размера может душить скакуна, а чересчур большое будет болтаться, натирая шею животного.

Дышловые пароконные упряжи

Пароконные дышловые упряжи состоят из:

  1. Хомута.
  2. Дышла.
  3. Постромков.
  4. Уздечки и вожжей.
  5. Напильника-цепи.

С помощью дышла всадник может регулировать повороты конных упряжек, а постромки передают тягловую силу с ярма на повозки. Амуниция предназначена для двух кобылиц, но используют ее зачастую на одном животном.

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

  1. Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
  2. Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
  3. Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
  4. Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
  5. Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
  6. Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение. Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
  7. Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
  8. Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям. Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
  9. Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
  10. Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.

Заключение

Если несколько десятков лет назад лошадей использовали в качестве транспорта и перевозили на них различные грузы, то в настоящее время они все реже используются в виде тяглового транспорта.

Тем не менее важно знать, что такое конская сбруя, как ее правильно выбрать и использовать, чтобы не причинить вред здоровью животного.