Роза Дольче Вита: описание, достоинства и недостатки гибридного сорта

Дольче Вита (Dolce Vita) — чайно-гибридная срезочная роза, созданная в 2001 году специалистами голландской розоводческой компании Lex Voom. Куст компактный: его высота варьируется в пределах 0,6–1 м, диаметр — 0,4–0,7 м. Побеги крепкие, прямые, густо облиственные, почти без шипов. Холодоустойчивость у растения неплохая — до –25°C.

У роз Дольче Вита довольно компактные кусты, при желании место для них можно найти даже на небольшом по площади участке

Цветы у розы Дольче Вита белоснежные (реже кремовые или сливочные) с тонкой розовой, пунцовой или малиновой каймой. Окраска биколор в саду неизменно привлекает внимание. Форма цветков — классическая бокаловидная, диаметр — 7–10 см. Они располагаются на стеблях по одному (крайне редко по 2–3), что типично для срезочных роз. Бутоны плотные, распускаются они довольно медленно — процесс занимает около двух недель. В срезке розы сохраняют презентабельность 8–12 дней.

Цветёт куст этого сорта дважды за сезон. Цветки распускаются в третьей декаде июня, заканчивается первая «волна» через 2,5–3 недели. Вторая начинается в конце первой декады августа и длится примерно до конца лета.

Цветы у розы Дольче Вита бело-розовые, классической формы, с лёгким ненавязчивым ароматом

Иммунитет у растения неплохой: растение заражается мучнистой росой и чёрной пятнистостью, только если в течение вегетативного сезона постоянно идут дожди и достаточно прохладно.

Розам этого сорта присущ почти неуловимый, нежный, сладковатый аромат. Некоторые считают это недостатком, но, например, для аллергиков несильный запах — достоинство. Объективный минус у сорта только один — цветы практически не переносят дождь и вообще повышенную влажность. Им вредят даже капли, попадающие на лепестки при поливе, и роса. От этого розы очень быстро «окукливаются» и опадают.

Дожди губительны и для цветов розы Дольче Вита, и для не до конца раскрывшихся бутонов

На клумбах Дольче Вита хорошо смотрится рядом с любыми английскими сортами авторства Дэвида Остина — известного селекционера роз. Окраска биколор позволяет использовать её в качестве «перехода» между белыми и розовыми кустами. Красивое сочетание получается с любыми белоснежными и пастельными оттенками цветов. Очень выгодно смотрится куст на фоне декоративных кустарников и хвойников с тёмно-зелёной кроной.

Роза Дольче Вита культивируется не только садоводами-любителями, но и фермерами, выращивающими цветы для срезки в промышленных масштабах

Видео: как выглядит роза сорта Дольче Вита

Характеристика сорта

Роза Долче Вита — цветок чайно-гибридного вида с плотным бутоном в форме бокала. Около 40 лепестков изящно обрамляют друг друга. Цвет основного лепестка — бледно-кремовый. Их волнистые края нежно-розового цвета, насыщенного — к середине бутона. Сам «бокал» не торопится раскрываться, наполовину распущенные лепестки долго создают ощущение только что срезанного цветка. На ощупь лепестки — махровые.

Ствол крепкий, устойчивый, прекрасно подходит для варианта подарка «одна роза без упаковки». Большой плюс — отсутствие шипов на стволе. Зеленая листва — пышная, плотная, блестящая. Основание цветочной головки — крепкое, тяжелый «бокал» не повисает как на корню, так и в срезке. Куст вырастает до 1 метра — «один стебель-один цветок». Такие розы прекрасны для букетов, они долго стоят, не теряя свежего вида.

Роза имеет легкий, приятный аромат. Вероятно, за это качество сорту присвоили название Долче Вита (Сладкая жизнь – франц.) Аромат более слышим вечером или при повышенной влажности.

Какие условия необходимы растению

По сравнению с прочими розами Дольче Вита никаких особых требований к месту высадки не предъявляет. Подберите для куста участок:

  • расположенный так, чтобы солнце освещало розу в утренние или вечерние часы (во время его максимальной активности желательна лёгкая полутень);
  • защищённый от холодных сквозняков;
  • с плодородным грунтом (суглинок, супесь), достаточно рыхлым, чтобы обеспечивать хорошую аэрацию и не давать застаиваться воде (рН — нейтральный или слабокислый);
  • с грунтовыми водами, расположенными в 1,5 м от поверхности (или глубже).

При дефиците света обильного цветения розы Дольче Вита вы не дождётесь, но и прямые солнечные лучи в жару она не любит — цветки быстро осыпаются

Хорошо, если куст будет расти на возвышенности или на склоне холма, поближе к его вершине. Низины ему категорически не подходят — там скапливается талая и дождевая вода, застаивается влажный воздух.

Посадка, пересадка, необходимая подготовка

Подготовка к высадке начинается с выбора подходящего саженца, оптимальный возраст которого — 2–3 года. Обязательно наличие 3–5 побегов диаметром около 0,5 см и длиной 20–25 см, с развитой корневой системы. Стебли и корни должны быть гибкими и упругими, однородного цвета. Шелушение, подозрительные пятна, плесень, участки высохших и загнивших тканей — повод отказаться от покупки.

Качественный посадочный материал — залог обильного цветения розы, поэтому саженцы нужно выбирать очень внимательно

Сажать розу этого сорта можно и весной, и осенью. В регионах с умеренным и менее подходящим для садоводства климатом наилучшее время для процедуры — вторая половина апреля и май. На юге России розы сажают в течение всего сентября и до 20-х чисел октября.

За 15–20 дней до процедуры (или вообще прошлой осенью) копают посадочную яму глубиной и диаметром около 0,5 м. На дно насыпают слой дренажа до 10 см, поверх — 15–20 см плодородной почвы. Проще всего заполнить яму магазинным субстратом для роз, но можно составить смесь самому. Её ингредиенты — дерновая земля, перегной или готовый компост, песок или торф — пропорции 3:2:1. Также вносится специализированная подкормка для роз (100–120 г).

Дренаж на дне посадочной ямы не даст влаге застаиваться у корней розы, снижая риск развития гнили

Чтобы ускорить процесс адаптации на новом месте, корни розы подрезают на 2–3 см и на сутки погружают в раствор биостимулятора. Непосредственно процедура высадки предельно проста:

    Саженец помещают в яму, сгребая почву в ней холмиком, корни пускают по его «склонам».

Сажая розу, нельзя оставлять корневую шейку на поверхности

  • Яму засыпают землёй небольшими порциями земли, тут же утрамбовывая её. Если останутся воздушные карманы, корни быстро высохнут, куст погибнет. Закончив, проконтролируйте положение корневой шейки — она должна оказаться на 5–7 см под землёй.
  • Высаженную розу обильно (около 25 л) поливают и засыпают клумбу мульчей.
  • Чтобы куст быстрее тронулся в рост, можно соорудить над ним навес из светлого укрывного материала.

    Габариты куста розы Дольче Вита позволяют пересадить её, но учтите, что это для растения большое «потрясение». Обильного цветения в следующие год-два можно не ждать. Чтобы минимизировать «травму», растение извлекают из грунта вместе с комом почвы и в таком виде переносят к новой посадочной яме.

    Видео: как правильно сажать розу

    Как размножается цветок

    Единственный подходящий способ размножения для розы Дольче Вита — черенкование. Высаживать семена бесполезно — это гибрид. Получить новые экземпляры из отводков невозможно — прямостоящие сильные побеги не получится пригнуть к земле. Делить куст в принципе можно, если вы готовы рискнуть. Весьма вероятно не получить несколько экземпляров, а лишиться единственного.

    Черенки розы — части побега длиной 12–15 см с 3–4 ростовыми почками. Срезают их в июне. Чтобы черенки дали корни, нижний срез (сделанный под углом) на несколько часов погружают в раствор биостимулятора, затем высаживают во влажную смесь торфа и перегноя под небольшим наклоном. Сверху ёмкость накрывают полиэтиленовым пакетом, пластиковой бутылкой. На укоренение уходит 3–4 недели, и следующей весной розы можно сажать на клумбу.

    Черенкование — вегетативный способ размножение, соответственно, сортовые признаки у розы полностью сохраняются

    Видео: размножение роз черенкованием

    Уход за розой

    Если проводить грамотный и полноценный уход за розами, можно наслаждаться их пышным и красивым цветением. Уход включает в себя нечастый полив. Советуют проводить его рано утром либо поздно вечером. Нужно использовать предварительно прогретую солнцем воду. Расход жидкости составляет не более 12 л для каждого растения. В среднем это 10 л воды. В первый год нет нужды вносить удобрения, так как обычно питательные вещества поступают к корням кустов из тех компонентов, которые вносились в лунку при посадке.

    Подкормки рекомендовано вносить весной, начиная со второго года выращивания роз. Хорошо показали себя удобрения с высоким содержанием азота. Они позволяют культурам интенсивно расти, становиться крепкими и здоровыми. В летний и весенний периоды понадобятся комплексные удобрения, а еще препараты, в состав которых включены калий и фосфор. Они отвечают на степень зимоустойчивости розовых кустов.

    В обязательный уход входит и процедура обрезки. В первый год выращивания растения на участке следует укоротить имеющиеся побеги до того места, где растет 4–6 почек. Готовя кусты к осени, при плановой обрезки необходимо уменьшить надземную часть культуры до 30 см, но не более чем до 40 см. Уход за розами предполагает создание защитного укрытия на зиму.

    Возможные проблемы при выращивании

    Неплохой иммунитет сорта против грибков позволяет для предотвращения развития болезней ограничиться двумя профилактическими обработками — в начале и в конце сезона. Почву под кустом проливают раствором любого фунгицида, им же опрыскивают побеги. Если на месяц и более устанавливается погода, благоприятствующая развитию грибков, обработки повторяют с интервалом 2–2,5 недели.

    Медьсодержащие препараты губительны для болезнетворных грибков

    Вредители к розе Дольче Вита особой любви не питают. Практика выращивания свидетельствует, что на неё чаще всего нападают трипсы. Сами вредители выглядят как мелкие чёрные палочки, на листьях остаются маленькие бежевые точки и тонкие серебристые штрихи. При первых признаках заражения куст и грунт под ним опрыскивают раствором любого универсального инсектицида (Актара, Инта-Вир, Искра-Био).

    Трипсы питаются соком растений, поражённая ими роза постепенно сохнет и гибнет

    Вредители

    На растении появились микроскопические паучки, и роза постепенно покрывается паутиной, что делать?

    Мелкие зеленые насекомые уничтожают вашу розу? Эффективные методы борьбы с вредителем.

    Зелёная розанная тля

    На розе появились гусеницы, которые скручивают листья растения, как бороться с вредителем

    На побегах розы или на нижней стороне листвы появились плоские шишки, как бороться с вредителем

    Осенью куст можно укоротить для удобства укрытия. Перед зимовкой розу необходимо окучить, это защитит её от промерзания корней в малоснежную зиму. Само растение нужно обмотать мешковиной или накрыть специальным чехлом.

    Как вырастить красивую и нежную розу Дольче Вита

    Описание сорта

    Куст данного сорта довольно компактен и способен вырасти от 1,20 до 1,5 м в высоту. На нем появляются восхитительной красоты бокаловидные, крупные и махровые бутоны. Диаметр каждого может достигать около 10 см. Бутон способен иметь порядка 38 лепестков. Цветы традиционно окрашены в нежный кремово-белый цвет. Имеют характерную розоватую окантовку по краю лепестка. Розы обладают интересной формой классического бутона в форме бокала, так как внизу его диаметр несколько больший, нежели вверху.

    Цветки чаще всего растут соцветиями, но можно увидеть и одиночные экземпляры. Бутон способен подолгу быть полураскрытым. Культура имеет темно-зеленую листву, среди которой распускаются красивые цветки насыщенного оранжевого и розового цвета. При этом нижняя сторона обычно имеет более светлый оттенок, который является лососево-розовым. Вечером удается почувствовать слабовыраженный, сладкий и ненавязчивый запах цветов. Роза Дольче Вита используется при одиночных посадках, для срезки и создания великолепных букетов. Сорт наделен высоким иммунитетом к грибковым инфекциям.

    Особенности выращивания

    Чтобы вырастить эту чайно-гибридную розу на участке, нужно выбрать для куста хорошо освещаемое и прогреваемое солнцем место. Саженцы не должны иметь повреждений или болезней. Предварительно их помещают в раствор марганцовки, а перед этим корни следует обрезать до живой ткани. Посадку рекомендовано проводить в мае-июне. Почвосмесь для саженцев должна состоять из земли, смеси навоза с торфом и перегноем, песка, имеющего крупные фракции. Таким составом посадочную яму необходимо заполнить наполовину.

    Соседство с другими растениями

    Розы данного сорта можно высаживать на своей даче с цветами других видов. К примеру, выигрышно смотрится сочетание сорта Дольче Вита и Дэвид Остин. Допустимо размещать кусты роз по соседству с клематисом, имеющим цветки пастельного и белого цветов. Еще данные растения красиво смотрятся в компании красивоплодных и цветущих кустарников. Но при посадке следует соблюдать между кустами роз и другими растениями расстояние минимум в 1 м.

    Преимущества сорта

    Сорт достаточно популярен среди садоводов, поскольку обладает рядом положительных качеств. Он наделен высокой степенью морозостойкости (но лучше всего дополнительно создавать защитное укрытие), цветет длительно и бесперебойно (если вовремя проводить обрезку по всем правилам). К тому же цветы отличаются многофункциональностью. Они хороши в плане срезки и создания букетов для различных торжеств, выполняют на участке декоративную функцию. Сорт получил отличный иммунитет к вредителям и характерным для роз болезням.

    Видео «Как вырастить розу из срезанного цветка»

    Из этого видео вы узнаете о том, как самостоятельно вырастить розу из срезанного цветка.

    «Сладкая жизнь» розовода: чайно-гибридный сорт розы Дольче Вита

    Садоводы, особенно начинающие, выбирают чайно-гибридные розы, руководствуясь их декоративностью, сочетающейся с относительной нетребовательностью в уходе. Разнообразие расцветок очень большое: к примеру, очень оригинально выглядит сорт розы Дольче Вита.

    Рекомендации по уходу

    Никакого особенного ухода розе Дольче Вита не требуется, лишь стандартные для культуры мероприятия:

      полив — обычно кусту хватает раза в неделю, на взрослое растение расходуют 20–25 л воды. В жару розу поливают чаще, каждые 2–3 дня. Воду льют исключительно под корень, капли, попадающие на листья и бутоны, негативно отражаются на декоративности куста, могут опадать цветы;

    Орошение из лейки, шланга для цветущей розы Дольче Вита — категорическое табу

    Мульчирование для роз — очень полезное агротехническое мероприятие

    Специальные подкормки для роз содержат все необходимые растению макро- и микроэлементы в нужной пропорции

    Для розы у сорта Дольче Вита очень неплохая морозоустойчивость, но для многих российских регионов этого всё же недостаточно, необходимо окучивать кусты на зиму

    Наиболее трудное агротехническое мероприятие для розы — обрезка. Дольче Вита относится к чайно-гибридным сортам, бутоны у неё закладываются на приросте текущего сезона. Необходимо сочетать сильный и средний тип обрезки. Порядок действий:

    1. Сразу после высадки подрежьте все побеги до уровня 2–4 почек.
    2. Следующей весной укоротите отросшие побеги на 12–15 см. Осенью от стеблей, на которых не было бутонов, избавьтесь, прочие укоротите примерно так же, как весной.
    3. Далее каждый сезон от вас требуется одно и то же. Весной проведите санитарную обрезку и сильное укорачивание 3–4 старых побегов до уровня 4–6-й почки. Осенью повторите прошлогодние мероприятия.

    Обрезая чайно-гибридные розы, учтите, что цветочные почки у них закладываются только на приросте текущего года

    Роза Дольче Вита: нежное очарование

    Видео “Описание и характеристики сорта”

    Из представленного видео Вы узнаете про характеристики этого сорта.

    Сочетание с другими растениями

    Гибриды чайных роз сегодня достаточно популярны как на территории страны, так и за её пределами. Дольче Вита отлично соседствует с розами Дэвида Остина. Также Дольче Вита хорошо комбинируется с цветами клематиса пастельных оттенков. Неплохо выглядит гибрид на фоне кустарников с красивыми плодами. Правда, такие особи должны располагаться на расстоянии не менее метра от роз.

    Соблюдение правил и рекомендаций по организации правильной агротехники, а также учет всех специфических сторон гибрида позволят вырастить продолжительно и активно цветущую особь. Такой цветок воистину станет украшением вашей дачи или усадьбы и долго будет радовать глаз.

    Уход за розой Дольче Вита практически не отличается от процедуры ухода за другими чайными гибридами. Он заключается в поливах, подкормках, обрезке и укрытии кустов на зиму.

    Поливы культуры должны осуществляться только теплой водой (лучше и отстоянной) утром или вечером. Днем, из-за активности солнца, вода станет «линзой» и спровоцирует ожоги органов растений.

    Подкормки тоже стандартны. Начинаются они на втором году жизни (в первый год растению достаточно питательных веществ, полученных из ямы при посадке). Сначала вносится азот, который стимулирует наращивание зеленой массы куста. После – фосфор и калий, способствующие развитию и формированию цветов.

    Обрезки роз бывают двух видов: предназначенные для формирования куста и для подготовки к зиме. Для формирования куста количество побегов, которые стоит оставить, вы выбираете самостоятельно. Что касается осенней обрезки, сначала необходимо обрезать бутоны и листья. Далее необходимо удалить все «лишнее», то есть то, что провоцирует загущенность. Только так можно будет утеплить особи на зиму.

    Утепление проводится для защиты растений от морозов. Обрезанный куст очень легко «укутать». Обычно для этой цели используют лапник, сухие листья и траву, которые впоследствии накрывают специальным садовым нетканым материалом.

    Итак, гибрид чайной розы Дольче Вита сегодня очень популярен. Выращивают его для формирования букетов и украшения собственных садовых или приусадебных участков. Это объясняется тем, что даже срезанный цветок надолго сохраняет свою красоту и приятный аромат.

    Видео “Посадка и уход”

    Из видео Вы узнаете, как правильно осуществлять посадку и уход за розами.

    «Сладкая жизнь» — Праздник чужой жизни

    В российский прокат выходит «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. О классическом фильме, увиденном глазами итальянской элиты конца 1950-х и реальных историях, положенных в его основу, пишет Зинаида Пронченко.

    Эльза Мартинелли как-то обмолвилась в интервью, что Феллини ни черта не смыслил в «сладкой жизни» привилегированных римлян конца 1950-х. «Нам было очень весело, причем без алкоголя и наркотиков, мы не испытывали ни грусти, ни отчаяния. Доказательства? Мы все еще здесь, никто не покончил с собой, это Феллини покончил с нами».

    Молодой зажатый мужчина из провинциального Римини, не видевший настоящих оргий и узнававший о пороках столицы разве что из желтой прессы, Феллини изобразил чужое веселье даже не как незваный гость — тому хоть хватило куража заявиться без приглашения, — а как завистливый зевака, с тоской глядящий из темноты на освещенные окна палаццо. Это праздник чужой жизни, увиденный через замочную скважину: ограниченный обзор запускает мотор воображения, подогревая желание осудить предмет жгучего интереса во что бы то ни стало. Мартинелли наверняка была страшно обижена. В том числе и за свою подругу — Ольгину де Робилан, выведенную в «Сладкой жизни» полусумасшедшей и безмозглой аристократкой, отдающейся герою Мастроянни на заброшенной вилле после карикатурного спиритического сеанса.

    Может быть, в чем-то Мартинелли и права. Отправной точкой для картины стала скандальная история турчанки Аичи Наны, старлетки, безуспешно пытавшей счастья в кулуарах Cinecitta и наконец «прославившейся» на весь мир 5 ноября 1958 года. В тот злосчастный вечер, вошедший впоследствии даже в анналы Ватикана и затмивший в Италии чуть ли не все главные события — закрытие борделей и агонию Пия XII, на виа делла Лунгаретто в подвале ресторана Ругантино происходила бурная вечеринка в честь дня рождения де Робилан. К столу были приглашены все — от Аниты Экберг до Лауры Бетти, от Вандербильтов до Ротшильдов. Айше Нана, как она утверждала позже на судебном процессе, длившемся чуть ли не несколько десятилетий, выпила шампанского, в которое кто-то подмешал наркотики. Звезда вечеринки Экберг вызвалась станцевать. Ее знаменитые па под рок-н-ролл Челентано из первой части фильма, несмотря на всю фантасмагоричность, являются своеобразным постдоком, Феллини перенес эту сцену в картину, не изменив ни буквы в воспоминаниях очевидцев. Айше, вдохновленная примером шведской Мэрилин, решилась на стриптиз. То, как она извивалась на леопардовых и норковых шкурах в такт ритмам Roman New Orleans Jazz Band, постепенно избавляясь от предметов гардероба, зафиксировала камера Тацио Секьяролли, прозванного (уже позднее, после Феллини) «принцем папарацци». Эти снимки на следующее утро попали во все газеты и стоили Айше не только карьеры в кино, но даже и работы во второсортных кабаре вроде Open Gate. После ночи разоблачений ее звали лишь в порно — в небытие анонимного эксплуатейшена.

    Для Феллини на начальных этапах работы над сценарием история Айше, по словам Эннио Флайяно, была смыслообразующей. Именно она (а не Марчелло Рубини) должна была стать главной героиней фильма. Но со временем сугубо гуманистический настрой, доминировавший в истории о человеческой боли, — когда, не справившись с муками душевными, начинаешь истязать себя телесно, когда, будучи не в состоянии заполнить внутреннюю пустоту, берешься демонстрировать изобилие плоти, — отошел на второй план, уступив место сатире. В этом жанре Феллини чувствовал себя наиболее комфортно. Но, главное, нисходящая траектория экзистенциалиста Рубини, превратившегося в законченного циника и шута, лучше соотносилась с критикой чистого безумия (коим в итоге и является любая «dolce vita»), нежели с трагедией случайной жертвы, перемолотой жерновами индустрии. Поэтому история Айше ужалась до эпизода в финальной попойке: только что подписавшая бумаги о разводе Надя Грей развлекает обалдевшую от скуки богему, а явившийся посреди ночи хозяин виллы прекращает этот душевный стриптиз одним щелчком рубильника.

    При ярком свете все, не только Надя, одинаково несчастны и потеряны. Лишь Марчелло, утративший после самоубийства своего друга Штайнера последнюю связь с реальностью и остатки совести, чувствует себя как рыба в воде. Неслучайно в финале фильма появляется пойманное рыбаками невиданное морское чудовище с широко открытыми глазами и немигающим взглядом. Оно словно двойник Рубини, присевшего тут же на песок: он забыл свое прошлое, похоронил свои чаяния, став монструозной креатурой, которой противопоказан день и солнце в зените. Его стихия — ноктюрны взаймы, его стихи — дифирамбы в кредит. Он отправился в путешествие на край ночи, из которого уже не возвращаются.

    Мартинелли права в том, что «Сладкая жизнь» — фильм, снятый без понимания других, зато со знанием себя, и именно это делает его шедевром. Рубини, Штайнер и его гости, бесчисленные папарацци, ночные бабочки и великосветские куртизанки, голливудские звезды и безымянные статисты, дети и взрослые, святые и грешники — все они лишь отражение фобий, фрустраций и гордыни автора, вознамерившегося объять необъятное, то есть свое эго, одной картиной. Классические мотивы Феллини — все здесь, все на месте. Отношения с отцом, с которым в жизни режиссер беседовал всего пару раз, и эти разговоры травматизировали его, приведя к полному отрицанию патриархата и как общественной модели, и как условного мужского братства. Мастроянни, может, и был назначен альтер эго автора, однако характерно, что Феллини выбрал актера именно с «невыразительной», будто стертой от слишком частых прикосновений внешностью, приятной глазу, но не цепляющей взгляд.

    На этого мужчину не стоит смотреть, он смотрит сам. Его нужно трогать, но его объятья ласкают пустоту, ибо он всегда увлечен лишь собой, а собственное либидо и есть его главная эротическая фантазия. Возбуждают не женские прелести и потенциальное ими обладание, а само наличие пениса и потенции — в мечтах неутомимой и вечной. Пригласив Мастроянни на картину, Феллини дал ему вместо сценария стопку белоснежных листов, лишь на последнем имелся рисунок — мужчина в лодке с невероятно длинным детородным органом, спускающимся на дно морское. Феллини-мужчине женщины неважны, и в этом смысле «Сладкая жизнь» — неискренние самобичевания законченного фаллоцентриста. Феллини-режиссеру женщины милее любого (альтер) эго. Ибо только они способны любить любовь больше себя и при этом выжить. Настоящий гуманизм всегда с женским лицом — вторая важная тема кинематографа Феллини.

    Феминистская ревизия маэстро еще грядет. Наверняка его наследие пересмотрят, уличив в объективации и эксплуатации, но правда заключается в том, что героини Феллини, определенно эротизированные им до мыслимых цензурой пределов, дарят себя из жажды жизни, а не от страха оной. Но герои-мужчины эти дары принимают безо всякой благодарности. Чуть ли не решающей в этом плане сценой фильма является ночное приключение Анук Эме с Мастроянни. Это ли не манифест феминизма (пусть и с приставкой порно)? Маддалена не только готова к плотским утехам, но и платит. Уже в завязке картины роль Рубини определена: он объективирован и использован, как того и заслуживает.

    Антиклерикальная линия (церковь уподобилась коммивояжеру) начинается с пролета гигантской статуи Христа, рекламирующей Божью благодать, над Римом и достигает своего апогея в сцене фальшивого чуда под дождем (погрязших во лжи и идолопоклонстве и тут смоет потоп), будто предсказывая тоталитаризм берлускониевского телевидения 1990-х, продававшего аудитории что угодно, включая спасение и отпущение грехов. В «Чао, Федерико» Гидеон Бахманн писал, что истинная причина негодования Феллини, его претензий к святым отцам заключается в том, что режиссер всю жизнь сожалел о карьере художника, от которой его заставило отказаться собственное безверие. Атеизм убил в нем живописца. Ибо запечатлеть божественных созданий на холсте нельзя без Бога в сердце. Любопытно, что в «Сладкой жизни» при всем богатстве показанных интерьеров — от ренессансных замков до модных квартир, пропитанных духом модерна, — камера лишь дважды фиксирует произведения искусства: практически религиозный натюрморт Моранди из коллекции несчастного Штайнера и портреты дам XVIII века, отказавшихся от мира галантного в пользу уединенной кельи.

    И, наконец, вечный мотив бродячих артистов, салтимбанков от искусства, монополизировавших кинематограф Феллини уже с «Дороги», в «Сладкой жизни». Их легион. В упрямо повторяющихся сценах кабаре они уравнены в правах с главными героями: полуголые танцовщицы, обмахивающиеся опахалом из страусовых перьев, джазовые музыканты, наяривающие до седьмого пота на трубе и банджо, фокусники, глотающие шпаги, клоуны с нарисованными лицами, неуловимо похожими на вечно утомленную гримасу Рубини, — они словно подчеркивают миметическое сходство лучших из нас с самыми заблудшими, сильных мира сего и последних, что вопреки пророчеству никак не станут первыми. Цирковые мотивы творчества Феллини, как блестяще сформулировал Жан Старобинский в своем эссе, привносят «тот элемент беспорядка, ставший в итоге лучшим лекарством для излечения мира от самого себя, для того чтобы все встало на свои места».

    И пусть Эльза Мартинелли с подругами сколько угодно критикует Феллини за незнание жизни, но его сон о ней интереснее яви. В «Сладкой жизни» зритель бродит от драмы к драме, углубляясь все дальше в лабиринт человеческих судеб, спотыкаясь о чужие прихоти и капризы, поражаясь глупости и наивности, страданиям и жестокости. Мы все, как тот Минотавр, мимо которого в утренний, утонувший в тумане сад выходят уставшие гости княгини, — палач и жертва одновременно.