Сегодня самое ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено на Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и на Мордовском конном заводе.

История породы

Несмотря на то, что название породы напрямую связано с СССР, селекция лошадей этой породы началась еще в XIX в. В племенных работах принимали участие 2 конезавода: в Мордовии и Нижегородской области. В это время кони тягловых пород в России были сильно востребованы: их активно привлекали к сельхозработам и перевозке леса. Местное население использовало для этого сильных рабочих лошадей, которых получали от скрещивания местных кобыл с битюгами-тяжеловозами.

В XIX в. на конезаводы привезли тягловых коней европейской селекции — брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов считают фландерских скакунов, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому можно с уверенностью назвать тяжеловоза из СССР дальним потомком средневековых рыцарских лошадей.

Тяжеловозы, завезенные в Россию из Европы, отличались мощным телосложением и послушным нравом, но они плохо переносили суровый российский климат. Однако от скрещивания европейских тягловых жеребцов с кобылами породы битюг на конезаводах получили жеребят с хорошими данными. Взрослые кони были чуть меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.

В конце 1910-х гг. заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо пришлось формировать из тех потомков брабансонов и суффолков, которые остались на конезаводах Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х гг. заводчики обратили внимание, что потомки европейских тяжеловозов сохранили их гены и передают их из поколения в поколение. Однако из-за начала Великой Отечественной войны зарегистрировать породу смогли лишь в 1952 г. Она получила название советский тяжеловоз.

Разведение

Жеребёнок тяжеловоза растёт очень быстро и уже к году достигает веса в полтонны.

Советский тяжеловоз – порода скороспелая. В подсосный период жеребята прибавляют около 2 кг в сутки и к году достигают веса в полтонны. В работу молодняк ставят с возраста 2,5 года, а к участию в разведении допускают с 3-х лет.

Высокой плодовитостью советские «тяжи» не отличаются. Например, на заводе в Починке, где сейчас содержится 90 маток, выход жеребят составляет около 50%. В лучшем случае этот показатель может подниматься до 75%.

Период племенного использования жеребцов и кобыл советского тяжеловоза ограничен 16 годами. Хотя в отдельных случаях матки способны давать приплод и в более старшем возрасте – 20 лет.

Характеристики

Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.

Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.

В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.

Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.

Внешние особенности

Советская тяжеловозная лошадь отличается крупностью и большим ростом.

  • Рост в холке доходит до 170 см.
  • Весят до тонны.
  • Имеет грудную клетку, отличающиеся шириной и массивностью, и мускулистую шею.
  • Средняя и пропорциональная голова.
  • Развитые щеки.
  • Широкие ноздри.
  • Средние, порой обвисшие, уши.
  • Короткая или средняя шея, переходящая в низкую холку.
  • Имеет мягкую спину, позволяющую использование лошади под седлом.
  • Наличие широкой и ровной поясницы, раздвоенного слегка обвислого крупа помогает лошади удержать тяжелые грузы.
  • Крепкие копыта имеют правильную форму и расположены на сухих и мускулистых ногах.
  • Масть – рыжая, рыже-чалая, иногда – гнедая или гнедо-чалая.
  • Щетки на конечностях умеренно обросшие.
  • Большая пышность и густота гривы и хвоста.
  • Характер – энергичный и добронравный.

Советский тяжеловоз обладает преимущественно гнедой или рыжей мастью

Примечания

  1. Советский тяжеловоз может отличаться следующей неправильной постановкой ног: саблистостью, косолапостью и другими дефектами, которые не отражаются негативно на способностях, но их стараются избежать, когда занимаются разведением лошадей.
  2. Особенностью породы считаются коротковатые бедра, крупные скакательные суставы, удлиненные лопатки, укороченные бабки и широкая пясть.

Продуктивность

Показатель плодовитости у лошади этого вида средний, он составляет 50-75%. Однако кобылы данной породы характеризуются высоким показателем молочности. В период лактации от животного можно получить более 3000 л молока, а рекордные показатели достигают 6000 л. Быстрый рост молодняка также является преимуществом советских тяжеловозов и делает породу пригодной для мясного разведения.

Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.

Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.

Содержание в домашних условиях

Итак, советские тяжеловозы легко адаптируются к условиям окружающей среды и довольно неприхотливы в содержании. Однако для полноценного развития и высокой работоспособности этим лошадям необходимо обеспечить комфортные условия и должный уход.

Конюшня

Советских тяжеловозных лошадей, как правило, содержат в специально обустроенных конюшнях, которые должны отвечать следующим требованиям:

  1. Минимальный размер денника: 3,5×3,5 м, не меньше 4 кв. м, высота потолка не менее 3 м.
  2. Напольное покрытие: пол рекомендуется организовать бетонный, глинобитный или цементный. В последнем случае необходимо дополнительно установить настил из древесины толщиной до 5 см.
  3. Настил: в качестве настила лучше применять солому, опилки, торф, опилочно-торфяную смесь.
  4. Вентиляция: наличие вентиляции в конюшне является обязательным условием содержания животных. Самой практичной и выгодной считается приточно-вытяжная система. Однако при этом нужно следить за тем, чтобы в помещении отсутствовали сквозняки, поскольку они негативно влияют на общее самочувствие лошадей.
  5. Освещение: тяжеловозам необходимо обеспечить 16-часовое освещение, и для этого устанавливают дополнительные источники света с интенсивностью 160–200 люкс.
  6. Поилки и кормушки: посуда для кормления и питья должны быть изготовлена из безвредных, нетоксичных материалов, например, пластика, ПВХ, нержавеющей стали, алюминия. В качестве поилки подойдёт обычное питьевое ведро из пищевого пластика или специально изготовленная автопоилка. Кормушки следует монтировать на высоте 70–80 см от пола, а ведро с водой устанавливать непосредственно на пол.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Экстерьер лошади

У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

  • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
  • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
  • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
  • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
  • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
  • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
  • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
  • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.

Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

Читать так же: Глаз лошади – строение и диагностика

Среди особенностей характера выделяют:

  • спокойствие;
  • кротость;
  • неприхотливость;
  • выносливость.

Советский Тяжеловоз хорошо относится к человеку и редко проявляет агрессию. Подобные черты характера являются заслугой селекционеров, которые отбирали самых покладистых жеребцов для разведения. На сегодняшний день уравновешенность и флегматичность являются фирменными признаками породы, поэтому непокорных скакунов не допускают к случке.

Советский Тяжеловоз не переносит грубости и физического насилия. На лошадь нельзя повышать голос, иначе можно вызвать у нее приступ паники. С Советскими Тяжеловозами следует общаться спокойно и уверенно. Этот вид хорошо различает вербальные команды, и небольшое поощрение заставит их работать усерднее.

Порода славится высоким уровнем интеллекта, за счет чего животных используют для работы на лесопилках. Однако перед этим жеребец должен пройти обучение в течение года: неподготовленное животное может стать причиной аварии и многих жертв.

Достижения

Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.

Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.

Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.

Кормление

Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.

Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:

  • овёс – 4 кг;
  • ячмень – 3 кг;
  • отруби – 1 кг;
  • жмых – 1 кг;
  • поваренную соль – 40 — 45 г;
  • премиксы – 100 г.

Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.

У лошадей сравнительно небольшой по объёму желудок, поэтому для них нужно организовать дробное питание. Суточный объём кормов делится на 4 — 8 приёмов.

Порода сегодня

С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.

Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.

Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.

Сложности, постигшие тяжеловозов в нашей современности

В наше время, когда техникой и автоматизацией, которые используют сельские хозяйства, вытеснялся лошадиный труд, началось сокращение поголовья чистопородных животных, замечено уменьшение спроса и потребности на использование высокопродуктивных кобылиц. Но в ряде европейских стран спрос на Советских тяжеловозов даже заметно увеличился.

Читать так же: Тракененская лошадь

Наши жеребцы и кобылы принимают участие в международных состязаниях, их задействуют для улучшения тяжеловозных пород.

Названия пород лошадей тяжеловозов, их описание и характеристика, где применяют

Тяжеловозные кони не отличаются особой грацией и стремительностью, не демонстрируют рекордов скорости. Люди выводили эти породы, чтобы перевозить тяжелые грузы, облегчить труд. Лошади с мощным телосложением обладают спокойным нравом, упорны и трудолюбивы. Тяжеловозы – породы лошадей, созданные для каждодневной работы в поле, в строительстве. Они тянули шикарные кареты монархов и подводы крестьян.

Особенности тяжеловозных пород

Мощь, впечатляющий размер и сила – главные характеристики коней тяжеловозных пород. Верховых лошадей отличает изысканная красота, стройность, быстрый бег, умение преодолевать препятствия. Для каждодневной напряженной работы такие скакуны не пригодны. Нервные кони с норовистым характером не способны тянуть груженые повозки, выполнять рутинный труд.

Во времена рыцарей потребовались кони, способные перевозить седоков в тяжелых доспехах, обладающие силой и выносливостью. Человек стал культивировать лошадей крупных, с мощными спинами и конечностями. В европейских странах, а затем и в России, появились тяжеловозы – кони, не отличающиеся скоростными характеристиками, но по складу характера подходящие для каждодневной работы.

Наиболее важные черты тяжеловозных пород:

  1. Мягкость хода. Впечатляющие размеры и вес не позволяют животным делать резких движений, высоко поднимать ноги, что делает их аллюр спокойным. Тяжеловозы ровно тянут повозки, всадники чувствуют себя комфортно, не устают при езде верхом.
  2. Внушительные размеры, мощное тело. Тяжеловозы – крепкие, могучие животные с отменным здоровьем, умением преодолевать тяготы трудовой жизни.
  3. Спокойный миролюбивый характер. Флегматики по натуре, тяжеловозы дружно ходят запряженные вместе, ладят с членами семьи и другими животными.
  4. Многофункциональность использования. Коней применяют в перевозке грузов, полевых работах. При желании тяжеловозов можно оседлать и применить как верховую лошадь. Во многих регионах традиционно используют продуктивные качества животных. Кумыс, конина полезны, обладают приятным вкусом. На основе конского мяса изготавливают деликатесные продукты, колбасы. Молоко кобыл по составу и ценности близко к женскому.

Тяжеловозов выращивали на многих конезаводах России, продажи составляли по 300-400 тысяч в год. Почти 100 тысяч голов уходило на экспорт.

Характеристика и общий экстерьер

Во времена активного использования тяжеловозов в хозяйстве вывели почти 4 десятка пород, отличающихся внешними данными, зоотехническими характеристиками. Конезаводы по разведению тяжеловозов были во многих странах Европы, Америке. При значительном различии пород кони имеют ряд общих признаков в экстерьере:

  1. Голова массивная, широкая.
  2. Шея короткая, малоподвижная, мускулистая. За счет недлинной шеи конь устойчив, держит равновесие при значительных усилиях.
  3. Короткий затылок, что часто затрудняет управление при верховой езде.
  4. Круп у тяжеловозов больше развит в ширину, чтобы обеспечить устойчивость задних ног. Это требуется для перевозки тяжестей.
  5. Грудь с короткой костью и значительной ширины, что облегчает работу передних ног.
  6. Спина широкая, средней длины с выраженной мускулатурой. Спина регулирует распределение нагрузок по телу, определяет силовые показатели животного.

Тяжеловозов легко отличить от верховых коней по крупной фигуре, утолщенным конечностям, мощной груди. В зависимости от предпочтений заводчиков у некоторых пород больше развиты скоростные качества, другие впечатляют внушительными размерами, третьи славятся плодовитостью.

Тяжеловозных коней выводили не для быстрой езды, их аллюр – шаг, хотя некоторые породы передвигаются легко и быстро. Рост тяжеловозов – 160-200 сантиметров, вес – 800-1000 килограммов.

Рекордные показатели животного

Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике. Несколько впечатляющих рекордных показателей:

  1. Самый высокий рост зафиксирован у мерина Сэмпсон породы шайр – 219 сантиметров. Вес Сэмпсона – 1524 килограмма. Конь родился в 1848 году, когда книга рекордов еще не велась. Эти показатели считаются рекордными, превзойти их пока не удалось.
  2. Книга Гиннеса рекордсменом зафиксировала другого представителя породы шайр – мерина Голиафа с ростом 193 сантиметра.
  3. Впечатляющий рост в 215 сантиметров имел першерон Марокко (вес 1285 килограммов) и брабансон Brooklyn Supreme – 195 сантиметров.
  4. Тяжеловесы прославились не только размерами, но и тягловой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр тянет повозку с лесом весом 42 тонны. Силачи провезли груженые сани по снегу на расстояние 500 метров.
  5. Тягловые способности тяжеловозов измерялись на выставках коней. Мерин Вулкан в Уэмбли создал тягу в 29 тонн, которую зафиксировал динамометр. Пара шайров в упряжи показала результат в 51 тонну.

Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд. Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.

Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.

Где применяют лошадей

Созданных для тяжелой конницы коней по достоинству оценили фермеры. Тяжеловозов применяли на тягловых работах, где требовалась большая сила и выносливость. Уравновешенный характер мощных коней делал их незаменимыми при выполнении рутинных, каждодневных операций в строительстве, сельском хозяйстве.

В конце 19 века в европейских странах вышло специальное разрешение на забой лошадей и использование конины в пищу. Ранее это было запрещено и преследовалось законом. Запрет отменили из-за снижения роли лошадей во всех отраслях хозяйства и перехода на механизированный труд.

Сейчас тяжеловозов используют в туризме, спорте, для прогулок и развлечений. Миролюбивый доброжелательный характер сильных лошадей позволяет даже новичкам и детям чувствовать себя с животным уверенно, не опасаться упасть и пострадать от вспыльчивого нрава. Тяжеловозы незаменимы в конных походах, лошади перевозят всадников и груз по тропам и бездорожью, переходят вброд реки.

Спокойный нрав позволяет использовать тяжеловозов на шоу, праздничных мероприятиях, в цирке. Конная полиция выбирает мирных животных для патрулирования улиц и быстрого перемещения по городам, загруженным автомобилями. Селекция тяжеловозов идет к созданию пород более резвых, менее мощных, но сохраняющих присущие крупным животным мирный нрав и умение ладить с людьми.

Породы тяжеловозов и их описание

Лидерами тяжеловозных пород являются брабансоны, першероны и шайры. Мощь и изысканный экстерьер этих коней заслужили уважение конезаводчиков в разных странах. Представители этих видов послужили материалом для выведения крупных лошадей в России.

Суффолк

Любимцы английских фермеров – суффолькские тяжеловозы. Неприхотливые, быстро взрослеющие кони зарегистрированы в племенной книге Англии в 1760 году.

Рост – 165 сантиметров, сильное, массивное тело с выраженной мускулатурой. Передние ноги разведены сильнее задних. Масти – рыжие и каштановые, ноги гладкие, без оволосения. Суффолки – интеллектуальные животные, их применяли на разных видах работ, требующих сообразительности.

Ирландская

Национальный ирландский тяжеловоз широко распространен во всей Великобритании. Неприхотливость коней позволяла владеть ими даже беднякам. Кони ирландской породы умны, сообразительны, выполняют любые работы. Рост – 150-160 сантиметров. Крепкое гармоничное тело. Масти – гнедая, рыжая, серая. Использовались как верхово-упряжные кони.

Справка: ирландские тяжеловозы известны подвижностью, легким шагом, что позволяет использовать их в шоу, спортивной и туристической сферах.

Булонская порода

Предки булонских тяжеловозов известны с античных времен. Породу зарегистрировали в 17 веке, назвав по имени главного региона разведения – Булони (Франция). Рост – 160-175 сантиметров, массивный корпус, вес – 600-1000 килограммов. Кормят булонских коней, по стандартам, зерном, поэтому тело крепкое, сухое, мышцы плотные. В полтора года наступает зрелость – лошади скороспелы. Характер – покладистый, неконфликтный.

Советская

Порода выведена в 1920-х годах, официально признана в 1952 году. Преобладающие масти – рыжая и гнедая, допускаются сочетания с чалой. Рост – 155-160 сантиметров, вес – до тонны. Тело гармоничной формы с легким прогибом спины. Круп раздваивается, немного вислый.

Советские тяжеловозы неприхотливы в еде, кобылы славятся высокой молочностью (до 6 тысяч литров за сезон лактации). Коней использовали в хозяйствах для улучшения непородного поголовья, уже первое поколение вырастало в отличную рабочую лошадь. Жеребец Форс на соревнованиях провез груз весом 23 тонны на несколько десятков метров.

Русский тяжеловоз

Невысокие и мускулистые русские тяжеловозы неприхотливы, хорошо переносят холод, способны тянуть грузы, превышающие их вес, по бездорожью. Порода выведена из арденов, першеронов путем сложного скрещивания. Кони не вырастают больше полутора метров, но славятся силой, востребованы в России и соседних странах. Русский тяжеловоз активен, энергичен, добродушен. Работы по улучшению породы продолжаются.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы крупнее остальных российских видов. Рост – 165-175 сантиметров, вес – 800-1200 килограммов. Масти – гнедая, караковая, бурая, рыжая. Приветствуются белые пятна на морде и ногах. Огромные трудяги неприхотливы в содержании, применялись в армии. Владимирцы слушаются повода, используются под седлом, управлять массивной лошадью может даже ребенок.

Австралийская

Порода австралийских тяжеловозов оформлена в конце 20 века, выведением занимались почти 100 лет. Рабочие кони в Австралии были потомками завезенных в разные годы лошадей, беспородными. По стандартам, вес австралийских тяжеловозов – 600-900 килограммов, масти – однотонные. Кони наследовали качества разных пород. Лошади трудолюбивы, спокойного нрава, доброжелательны. Для оценки качества австралийских тяжеловозов проводятся соревнования по вспашке полей.

Битюг

Распространенная в прошлом порода тяжеловозов российской селекции. Кони выведены в 18 веке в Воронежской губернии из местных и европейских пород. Рост битюгов достигал 178 сантиметров. К концу 19 века лошадей становилось все меньше, порода исчезла, вытесненная завезенными конями.

Справка: битюгами в народе называют любых огромных коней, обладающих недюжинной силой.

Рекорды размера, веса и тягловой силы принадлежат тяжеловозам породы шайр. Гигантских коней любовно выращивали в Британии несколько веков, племенная книга составлена в 1878 году. По стандартам, допускаются вороная, серая гнедая масти. Высота – 163-178 сантиметров, вес жеребцов – 850-1100 килограммов. Тяжеловозов породы шайр использовали на полевых работах, при буксировке судов по каналам, для перевозки грузов.

В годы массового разведения численность шайров достигала миллиона голов. С развитием техники нужда в гигантских конях отпала, животных стали уничтожать. В конце 20 века из-за общественного интереса начались работы по восстановлению поголовья с несколько измененными породными характеристиками.

Першерон

Отличие першерона от других тяжелых пород – сочетание силы и умения ходить в упряжи умеренной рысью. Родина коней – регион Perche во Франции, где для улучшения породы местных крупных лошадей скрещивали с арабскими верховыми видами.

В результате получились мощные кони с пропорциональным телом, мягким ходом, способные быстро бегать и перевозить груз. Першеронов использовали в почтовой службе и для омнибусов. Рост першеронов – 155-185 сантиметров (различается в разных странах), масть – серая, серая в яблоках, вороная.

Бельгийская (Брабансон)

В 19 веке бельгийские конезаводчики вывели тяжеловозную породу брабансон, скрестив арденов и местных фламандских лошадей. Результатом стал конь с короткими, сухими, мускулистыми ногами и мощным корпусом. Преобладающие масти – рыжая, гнедая. Высота – 168-173 сантиметра. Жесткий отбор и суровое воспитание помогли создать породу тяжеловозов, способных работать до глубокой старости, нетребовательную к корму и условиям содержания. В Бельгии мясо брабансонов считают деликатесным. Порода продолжает развиваться, поголовье не снижается. Коней используют в шоу, сельском хозяйстве, для походов и прогулок.

Справка: брабансонов повсеместно используют для улучшения качеств породы и поголовья простых лошадей. Уже первые жеребята вырастают в превосходную рабочую лошадь.

Южно-германская тяжелоупряжная

Выведенная в Германии лошадь тяжеловозной породы отличается невысоким ростом (до 156 сантиметров) и крепким телом. Благородная посадка головы, короткая шея со светлой гривой придают коням особую прелесть.

От других тяжелоупряжных коней южно-германские отличаются легким подвижным телом, резвым ходом. Тяжеловоз быстро ходит под седлом, хорошо слушается седока, имеет легкую мягкую рысь.

Клейдесдаль

Первые клейдесдали были невысоки, в процессе селекции тяжеловозы почти догнали по росту шайров (по стандартам, высота клейдесдалей – 163-183 сантиметра). Шотландские тяжеловозные лошади скороспелы, что повышает ценность породы.

Коней отличает флегматичный характер, что делает их непригодными для спорта. Из-за белых чулок на ногах клейдесдали – желанные участники парадов и шоу. Преобладают гнедая и караковая масти. Клейдесдалей используют для улучшения пород.

Цыганские тинкеры

Разведением цыганской упряжной лошади (тинкер) занимаются в Ирландии. Другое название – ирландский коб. Кочевой народ в 15 веке прибыл в Британию, завез лошадей пегой породы. Пятнистые кони ценности для британцев не представляли, цыганам доставались выбракованные экземпляры разных английских пород.

Небольшая (1.36-1.6 метра) цыганская лошадка с грубой головой и плотным телом постепенно стала вызывать интерес у конезаводчиков. Тяжеловоз ходит в упряжке, вынослив, кобылы выкармливают жеребят других пород. Тинкеров зарегистрировали отдельной породой в конце 20 века.

Уживчивый характер, дружелюбие, спокойная сила и неприхотливость – главные достоинства тяжеловозов. Из-за потери хозяйственного значения поголовье мощных коней снизилось в большинстве стран. Людям уже не нужна помощь лошадей в выполнении большинства работ. Миролюбивые животные сейчас находят применение в нетрадиционных для тяжеловозов областях – спорте, туризме, шоу, используются для реабилитации детей, прогулок и развлечений. Любители лошадей надеются, что великолепные животные, переставшие выполнять тяжелые работы, по-прежнему будут лучшими друзьями и компаньонами людей.

Lovehorses.ru

Сайт для любителей лошадей

Стати лошади и оценка ее экстерьера

Стати лошади — это разные части ее тела, которые выполняют определенные функции. Начинающему коннику необходимо если не знать наизусть, то хотя бы иметь общее представление о статях лошади, иначе на тренировке Вы можете не понять некоторые из команд тренера.

Итак, традиционно выделяют следующие стати лошади:

Экстерьером называют физические пропорции тела лошади. При оценке лошади упор на различные детали экстерьера обусловлен типом работы, для которой предназначена лошадь, и требованиями к отдельным породам. Однако при оценке экстерьера выделяют и определенные общие критерии, касающиеся прежде всего пропорциональности статей лошади: у пропорционально сложенной лошади тело лучше сбалансировано, она меньше подвержена болезням и более пригодна для выполнения возлагаемых на нее задач, чем лошадь с менее гармоничными пропорциями. Практика показывает, что во многих случаях именно дефекты экстерьера не позволяют лошади выполнять команды хозяина, формируя тем самым «трудный» характер лошади.

Голова должна гармонировать с туловищем, быть сухой и легкой. Большая голова уродует лошадь, прибавляет ей лишний вес, увеличивает нагрузку на передние ноги и тем самым нарушает баланс лошади. Недостатком считается и маленькая голова, так как она также уменьшает сбалансированность.

Большое значение имеет широкое расстояние между ветвями нижней челюсти — подщечина (в обиходе — ганаш). От нее зависит дыхание лошади, в идеале — глубокое и чистое. Преимуществом для лошади являются также крупные и широкие ноздри, способствующие более глубокому дыханию. Уши должны быть симметричные, достаточной величины, исходя из стандарта породы (у ахалтекинцев они длинные, прямые, у арабских лошадей небольшие, часто лирообразно загнутые внутрь и т.д.). Глаза у здоровой лошади чистые, без пятнышек (коринок), помутнений или белого образования — бельма. Конечно, большие, широко открытые глаза очень украшают лошадь. Маленькие, глубоко запавшие глаза называют «свиными». При так называемом «сорочьем» глазе очень выделяются белки. Обычный цвет конских глаз — коричневый или синий. У альбиносов глаза красноватые.

Осмотр ротовой полости лошади — необходимая процедура, позволяющая удостовериться в возрасте животного. У жеребцов обычно 40 зубов, у кобыл — 36, так как нет клыков, хотя случается, что клыки вырастают и у них. Впереди на верхней и нижней челюстях растут резцы — по 6 сверху и снизу. Они называются окрайками, средними и зацепами. Следом за резцами перед коренными зубами расположен так называемый беззубый край — чистое пространство челюстей, которое оказалось очень кстати для удил, придуманных для управления лошадьми.

Возраст определяется по длине, форме и цвету зубов, их смене с молочных на постоянные. У молодых лошадей резцы расположены широким полукругом, у старых зубная аркада сужается, зубы удлиняются и наклонены вперед. Молочные зубы белее постоянных и почти в два раза короче их. Самый точный метод определения возраста лошади до 11 лет — по стиранию на резцах зубных чашечек — воронкообразных углублений на эмалевом слое.

Зацепы появляются у жеребят сразу после рождения, средние резцы — в возрасте от двух до четырех недель, окрайки — от 6 до 9 месяцев. Чашечки на молочных зубах стираются на зацепах к 1 году, на средних резцах — к полутора годам, а на окрайках — к 2 годам. А потом происходит смена молочных зацепов — к 2,5 годам, молочных средних — к 3,5 годам, молочных окраек — к 4,5 годам. У жеребцов клыки вырастают после 6 месяцев, а меняются возрасте от 3 до 5 лет. Зубные чашечки постоянных нижних резцов стираются раньше верхних: к 6 годам начинают заметно изменяться нижние зацепы, к 7 — средние, к 8 — окрайки, а на верхней челюсти, соответственно, — к 9, 10 и 11 годам. У лошадей с 6 до 12 лет резцы имеют поперечно-овальную форму, которая с 12 до 18 лет превращается в округлую. А с 18 до 24 лет зубы из круглых становятся треугольными. С возрастом зубы все больше удлиняются и при этом чернеют.

Шея — это балансир, влияющий на быстроту, прыжковые качества, красоту лошади. Она оценивается вместе с головой лошади, так как от этих двух статей зависит регулирование центра тяжести животного и его баланс. Обычно длина головы пропорциональна длине шеи в соотношении 1:1. У верховых лошадей шея может быть на 20% длиннее головы. Длинная шея — хороший показатель того, что у лошади свободные широкие движения, а короткая ограничивает вынос передних ног. Длинный подвижный затылок при соединении головы с шеей обеспечивает хороший «сбор» лошади (ее уравновешивание под всадником для придания такого положения лошади, из которого она легко выполняет движения в любую сторону), свободные повороты головы. А лошади с коротким («тупым») затылком зачастую трудны в выездке, плохо управляемы, тянут, сопротивляются.

Шея лошади переходит в холку, которая вместе со спиной, поясницей и крупом составляет так называемую линию верха.

Холка — неподвижная выступающая часть корпуса лошади между шеей и спиной, входит в состав плечевого пояса. Лошади верховых пород имеют обычно высокую и длинную холку, тяжеловозы — низкую и мясистую. По высоте в холке судят о росте лошади.

Плечо как одна из статей лошади включает в себя лопатку и плечевую кость. Это «двигатели» передних конечностей. Для свободных широких движений лопатка желательна отлогая, или «косая» (расположенная примерно под углом 45 градусов к горизонту), а плечевая кость — длинная и соединенная с лопаткой под острым углом, и чем острее угол, тем лучше. Длинное косое плечо характерно для скаковых лошадей и рысаков; короткое — для тяжеловозов, оно не позволяет им свободно выносить ноги, и шаги получаются короткие. При прямой (крутой) лопатке, когда угол между плечом и лопаткой образуется тупой, обычно бывают торцовые (крутые) бабки и копыта. Слишком наклонная (косая) лопатка может сочетаться с «мягкой» бабкой, а это явный признак слабости сухожильно-связочного аппарата, предрасположенности к хромоте при высоких нагрузках.

Локоть должен быть хорошо развит и прижат к грудной клетке. Отставленный локоть — признак плохо развитой мускулатуры плеча, что ведет к размету, засеканию ног (при движении задние конечности травмируют передние), а также к развитию локтевых бурситов при лежании лошади.

Предплечье (подплечье) определяет характер хода лошади: при коротком подплечье ход высокий, грациозный, а при длинном — размашистый, а если к тому же и пясть короткая, то и низкий.

Запястье (запястный сустав) — это место прикрепления многих связок и сухожилий, поэтому желательно, чтобы оно было широкое и длинное. Запястья на обеих ногах должны быть хорошо выраженными, симметричными, без отеков и наливов (налив — жидкость в суставах между сухожилиями и костью), то есть сухими.

Пясть хороша широкая и недлинная, так как именно вдоль костей пясти проходят и крепятся мощные сгибатели и разгибатели конечностей (сухожилия). По обхвату пясти, измеряемому в ее верхней трети, судят о костистости лошади, то есть развитии костяка, его массивности. Сухожилия на задней поверхности пястей должны быть ровными, рельефными — хорошо «отбитыми», как говорят конники.

Путовые суставы несут очень высокую нагрузку, от которой нередко они отекают, особенно у лошадей так называемой сырой конституции или склонных к ней. Отечность суставов, наливы заметны и при осмотре, но еще больше — при ощупывании суставов.

Бабка, или путо, составляет с пястью тупой угол и является как бы амортизатором, смягчает нагрузку на копыто и ногу при движении. Плохо, если бабки прямые (торцовые) и мягкие (особенно «медвежьи» — совсем провислые): при первых лошадь очень тряская, а вторые бывают у лошадей слабых, «разбитых на ноги». Короткие бабки характерны для тяжеловозов, а длинные — для скакунов.

Копыто в нормальном состоянии имеет блестящую поверхность без трещин, колец или заломов. Подошва копыта должна быть чистой, без пятен и наминок (воспаление в копыте); стрелка — рельефной, упругой, без запаха.

Грудь (грудная клетка) указывает на развитость лошади. В ней, как известно, помещаются такие важнейшие органы, как сердце и легкие. Широкая и глубокая грудь желательна для всех лошадей. О параметрах этой стати судят по обхвату груди — промеру, измеряемому мерной лентой по задней линии лопаток, грудной кости и верхней точке холки. Ширину (объем) груди придают округлые ребра и широкая грудная кость, а глубина груди зависит от расположения грудной кости: если она низко опущена, то грудь глубокая («глубокая подпруга», «обширная подпруга»). Узкогрудость является следствием недокорма жеребят как в утробе матери, так и в возрасте до трех лет. Насколько хорошо развита грудь у лошади, можно определить по положению копыт при осмотре лошади спереди. Если между копытами ровно стоящих передних конечностей можно поместить еще одно копыто лошади, то и грудь развита нормально.

Спину и поясницу обычно рассматривают вместе как одно целое, называемое линией верха. В идеале она должна быть прямой, ровной, хорошо обмускуленной. Лошадь с короткой прямой спиной обычно сильная и резвая, однако при короткой спине и пояснице возможно «кование» на ходу (задевание задними копытами пяток передних ног). Верховая или рысистая лошадь будет иметь свободный ход, если длина спины вместе с поясницей немножко больше длины головы.

Подвздох (пах) — пространство от последнего ложного ребра до маклока — оценивают сразу после линии верха, так как эта область связана с длиной поясницы. При длинной пояснице и подвздох длинный (пашистая лошадь), что нежелательно, так как это снижает работоспособность.

Круп — часть корпуса, сверху ограниченная крестцом (пять сросшихся позвонков), а снизу и с боков — тазовыми костями: лонной, седалищной, подвздошной. От строения крупа зависит ход и сила толчка задних конечностей. Короткий круп не дает простора движениям, а длинный широкий круп способствует им. Свислый круп (не округлый, угловатый от худобы или конституции) некрасив, но напорист, как натянутый лук, и потому присущ многим скаковым и рысистым лошадям.

Хвост должен находиться на одной линии с крупом, быть подвижным, иметь хороший отдел — лошадь должна держать его на отлете. Густой тяжелый хвост — скорее атавизм, а слишком жидкий указывает на конституционаьную хрупкость.

Живот (брюхо) — это вместилище желудочно-кишечного тракта. У лошадей в тренинге, содержащихся на строгих нормах кормления, он подтянут. Но если лошадь давно истощена, то поджарый живот — отнюдь не свидетельство ее хорошей формы. Объемистый, отвислый живот, называемый конниками «сенным брюхом», часто бывает при вогнутой спине и плоских ребрах у лошадей, переболевших рахитом, а также у много жеребившихся кобыл.

У жеребцов нужно обращать внимание на половые органы. Отсутствие в мошонке одного или обоих семенников — так называемый крипторхизм — существенный порок, хотя односторонние крипторхи плодовиты. Семенники опускаются в мошонку в возрасте 0,5 — 1 года. У кобыл должно быть два соска на вымени.

Название статей тазового пояса лишь в его верхней части отличаются от плечевого пояса: это — бедро, голень, колено, скакательный сустав и плюсна. Названия и назначение нижних участков задних и передних конечностей одинаковы: путовые суставы, бабки (пута), копыта.

Бедро и ягодица — область, образуемая бедренной костью, сверху соединенной под острым углом с подвздошной костью, а снизу — с коленным суставом и заполненная обширной мускулатурой. Чем бедро длиннее, тем размашистей амплитуда задних конечностей при движении.

Колено является местом прикрепления мощных сухожилий и коленных связок, должно быть широким и подвижным.

Голень находится между коленным и скакательным суставами. У быстроаллюрных лошадей она длиннее, чем у тяжелоупряжных.

Скакательный сустав состоит из четырех рядов косточек и служит как опорой верхних отделов тазового пояса и местом прикрепления многих сухожилий, так и основным амортизатором конечностей. Недаром от больших нагрузок в скакательных суставах появляются отечность, наливы, развиваются такие заболевания, как шпат, курба. Важную функцию в скакательном суставе выполняет пяточная кость, отклоненная назад: эта область сустава называется пяткой.

Плюсна (аналогично пясти передних ног) желательна широкая, недлинная, а сухожилия, проходящие вдоль нее, — хорошо очерченные и чистые, то есть «отбитые».

О строении лошади, ее пропорциональности и соотношении различных статей можно судить не только визуально, но и по промерам (их измеряют в сантиметрах). Основные из них четыре:

1. Высота в холке — измеряется мерной палкой от основания (подошвы) передних копыт до высшей точки холки у равномерно опирающейся на все четыре конечности лошади, поставленной на ровной площадке.

2. Косая длина туловища — измеряется мерной палкой от крайней точки плечелопаточного сочленения до конца выступа седалищного бугра.

3. Обхват груди — измеряется мерной лентой по окружности туловища за лопатками.

4. Обхват пясти — измеряется мерной лентой в середине верхней трети пясти.

Например, при измерении оказалось, что высота в холке — 165 см, косая длина — 167 см, обхват груди — 192,5 см, а обхват пясти — 21 см. Полученные данные записывают в перечисленном порядке в племенное свидетельство или паспорт лошади: 165-167-192,5-21. Нередко в документах лошадей встречаются записи не четырех, а трех промеров — без промера косой длины туловища.

Вес лошади

Лошадей, помимо экстерьера, промеров, масти, характеризует их вес. Живую массу лошади, то есть ее вес (Х, кг) можно определить по формуле, где а — обхват груди в сантиметрах.

Второй способ определения веса лошади в килограммах: обхват груди (в сантиметрах) умножить на коэффициент 3,5 — для тяжелых лошадей, 3,2 — для средних, 2,7 — для легких.

Лошади — тяжеловозы. Прошлое и настоящее

Большое значение для развития сельского хозяйства в свое время имели лошади тяжеловозы. Данная порода на сегодняшний день востребована мало, однако благодаря своим прекрасным характеристикам и внешнему виду она надолго закрепилась в сердцах любителей лошадей.

В мире насчитывается примерно 40 видов коней этой породы. Часть из них теперь можно встретить лишь в энциклопедиях или справочниках, так как их развитие было прекращено селекционерами в силу нерентабельности, оставшиеся же и по сей день вызывают восхищенные взгляды настоящих ценителей.

История возникновения

История возникновения это необычной породы восходит к Средним векам. В то время рыцари испытывали острую нехватку мощных лошадей, способных выдержать металлические доспехи и тяжелейшие снаряжения. Такая потребность в боевых конях, готовых вынести тяготы военных походов, предзнаменовала начало селекционных работ по выведению тяжеловозов.

Первые кони были невероятных размеров: рост – около 2 метров, вес – тонна. Однако такие характеристики непосредственно сказывались на рабочих способностях животного: оно с большими усилиями проходило даже короткие дистанции, не имело способности к прыжкам и быстрому бегу.

Спустя время человек по достоинству оценил блестящие характеристики данной породы. Дальнейшее выведение ориентировалось на создание лошадей, способных перевозить тяжелые грузы и отличающихся спокойным нравом и выносливостью.

Ученые многих стран занимались выведением тяжеловозов. Более подробно о процессе селекции этих животных Вы можете прочитать вот здесь. Однако в основе всех видов, выведенных в процессе селекционных работ, лежат брабансоны, шайры и паршероны.

В основе процесса селекции современных пород тяжеловозов участвовали следующие виды, обладающие превосходными рабочими качествами.

Бельгийская тяжелоупряжная

Порода считается самой часто встречающейся в Бельгии. В большей мере, чем другие породы, соответствует сегодняшним требованиям к рабочей лошади. Ее некоторые отличительные черты:

  • крепкое копыто,
  • сравнительно короткая спина,
  • плоский лоб,
  • сухость ног,
  • широкий круп,
  • скороспелость.

Яркий признак этих лошадей – укороченный хвост, который отрезают жеребенку в возрасте нескольких недель.

Арденская лошадь

Получила свое название благодаря гористой местности во Франции и Бельгии. После проведения археологических раскопок на данной территории было обнаружено, что там более двух тысячелетий назад водились лошади, подобные арденам.

Данная порода высоко ценилась Наполеоном Бонапартом: ее активность и выносливость стали обязательным аспектом во время военных действий.

Среди особенностей этой породы выделяют:

  • многофункциональность,
  • живость,
  • неприхотливость в уходе,
  • высокая работоспособность.

В современный период среди арденов существует два типа: малый и тяжелый.

Российские тяжеловозы

После революционных событий в нашей стране возникла потребность в тяжелоупряжных конях. В связи с чем селекционерами были разработаны следующие виды тяжеловозов: Советский, Русский и Владимирский.

Советская тяжелоупряжная

Порода официально утверждена в 1952 году. Это лошадь игреневой масти – прототип изображенных на полотнах знаменитых художников коней, принадлежащих русским богатырям. Основное преимущество этого вида – необыкновенная сила. Превосходно подходит для использования в сельском хозяйстве.

  • нетребовательность,
  • выносливость,
  • устойчивая психика.

Среди советских тяжеловозов выделяют 3 типа: облегченный, основной, утяжеленный.

Русская тяжелоупряжная

Самая распространенная порода тяжеловозов в России. Выведение этой породы началось еще в 19 веке, однако пик селекции пришелся на послереволюционный период. русская тяжелоупряжная получилась в результате скрещивания арденов и кобылы обыкновенной. Порода окончательно сформировалась в первой половине 50-х годов прошлого века.

Максимальный рост этих коней – 1,5 метра.

Основная область применения – перевозка массивных грузов. Легко переносит российский климат, характеризуется неприхотливостью и скороспелостью.

Владимирский тяжеловоз

Это тягловая выносливая лошадь. Порода возникла в 19 веке в результате скрещивания шайров и обычных рабочих кобыл.

Высота лошади – 1,6 метра.

Возможные масти: гнедая, рыжая, вороная.

  • активность,
  • густая грива,
  • плотное телосложение,
  • выносливость,
  • длинная голова.

Эта порода – гордость российских селекционеров.

Природная грация и превосходное сочетание рабочих характеристик делает лошадей тяжеловозов относительно популярными и по сей день.

Рабочие лошади тяжеловозы

Лошади тяжеловозы — это породы, которые появились в Европе в средние века. Они ценились среди рыцарей, которые носили железные доспехи. Выдержать тяжелого всадника мог только крупный и мощный конь. Со временем их начали применять в сельском хозяйстве. Сейчас эти лошади имеют своих ценителей, нередко используются в верховой езде. Ездить на тяжеловозе удобнее, чем на скакуне, хотя на быструю прогулку с ветерком рассчитывать не приходится.

Описание тяжеловозов

Кони тяжеловозы относятся к так называемым «холоднокровным» породам. Они не отличаются резвостью и энергичностью, не могут развивать больших скоростей, зато такие породы очень сильные, способны перевозить большие грузы. Они отлично приспособлены к любым климатическим условиям.

Внешность лошадей тяжеловозов не столь привлекательна, как у скакунов, ведь выращивали их не для выставок, а для тяжелой работы. Они массивные, коренастые и мускулистые, часто неуклюжие. Рост и вес тяжеловозов самый большой среди всех лошадиных пород. Конь рекордсмен тяжеловес имел массу около 1,5 т, а высоту в холке — 220 см. Сейчас каждый представитель весит 700-1000 кг, имеет рост 170-200 см. Среди некоторых пород есть великаны ростом более 2 м и весом более 1 т.

Аллюр у лошадей тяжеловесов мягкий. Они могут бегать шагом, рысью и галопом, причем очень плавно переходят с одного аллюра на другой. Тряска в седле почти не ощущается, так как конь не может высоко подниматься над землей. Вот почему они подходят начинающим всадникам и любителям спокойной верховой езды. Бежать в карьере тяжеловесные породы лошадей не могут: у них слишком большая масса тела и толстые ноги.

Характер у тяжеловозных лошадей спокойный и уравновешенный. Они никогда не проявляют агрессии, послушные и уступчивые, несмотря на внушительные размеры тела. При взгляде на этого великана трудно поверить, что у него сердце настоящего добряка. К сожалению, повсеместное увлечение скакунами отодвинуло этих мощных коней на задний план. Многие породы находятся на грани исчезновения.

Список тяжеловозных пород

Почти все тяжеловозные современные породы лошадей ведут свою родословную от рыцарских коней Дестриэ, выведенных в Средневековье. Предполагают, что первоначально они возили немецких воинов. Эти лошади были ростом 175-200 см, весили 800-1000 кг. Они способны были вынести на плечах рыцаря в тяжелых доспехах. К сожалению, были не слишком выносливыми. Бежать быстро аллюром с грузом могли не больше 1 км. Ни одной картинки с их изображением не осталось. На сегодняшний день это исчезнувшая порода, но у нее есть свои прямые потомки:

  • Тяжеловоз Перешерон из Франции;
  • Бельгийский Брабансон;
  • Английский Шайр;
  • Шотландский Клейдесдаль.

Кроме этих древних пород на сегодняшний день существует множество других, выведенных в разных частях света:

  • Австралийская;
  • Булонская;
  • Ирландская;
  • Суффолк.

В России тоже существуют породы своих лошадей тяжеловозов:

  • Русский;
  • Советский;
  • Владимирский.

Мы привели породы, которые существуют до сих пор. Но сколько их уже исчезло? Ведь любой агроноватор предпочитает технику живой силе. Потребность в рабочих конях практически отпадает, а в скачках и современном спорте массивные лошади участия брать не могут.

Древние породы тяжеловозов

Старинные породы тяжеловозов разводятся в Европе не одно тысячелетие. Они стали родоначальниками многих современных разновидностей этих крупных коней.

Бельгийский Брабансон

Предками Брабансонов были арденские и фламандские лошади. Эта кони являются гордостью Бельгии, так как это единственная порода лошадей тяжеловозов, выведенная в этой стране. Конь имеет мощное телосложение, мускулистый корпус, широкую и сильную шею. Ноги достаточно тонкие для тяжеловоза. Раньше у Брабансонов провисала поясница, но сейчас этот недостаток исправлен. Основные параметры лошадей следующие:

  • Высота — 165-173 см.
  • Масть бурая, гнедая саврасовая либо чалая с рыжим оттенком.
  • Голова маленькая.
  • Шея мускулистая, коротковатая.
  • Тело компактное, глубокое.
  • Ноги сильные, не слишком длинные, со щетками в нижней части.

Брабансон — не самая крупная тяжеловесная рабочая лошадь. Тем не менее он очень сильный, долгие годы был незаменим у бельгийских крестьян. Использовался для перевозки грузов, сельскохозяйственных работ. Порода выносливая и неприхотливая, привычная к большим нагрузкам.

Першенон

Громадные французские лошади считаются одними из самых крупных среди всех тяжеловозов. В их жилах течет кровь булонских и бретонских коней, а также арабских скакунов. Они гармонично сложены, немного суховатые, массивные и выносливые. Стоит раз увидеть этого великана, чтобы представить себе его мощь. При больших размерах остаются на удивление ловкими, обладают мягким аллюром.

Характеристика и описание Першенона:

  • Высота — более 200 см.
  • Голова небольшая.
  • Шея мускулистая, средней длины.
  • Корпус мощный.
  • Ноги мускулистые и сильные, со щетками внизу..

Першеноны — темпераментные лошади. Они живут 20-25 лет. Скрещивают породу с другими лошадьми, чтобы получить сильных охотничьих и спортивных коней.

Английский тяжеловоз изначально разводился как военная лошадь и лишь потом начал ходить в упряжи, использоваться в сельском хозяйстве.

Порода это неоднородная: одни лошади прекрасно подходят для верховой езды, другие — для перевозки грузов, спортивных соревнований. Шайр гармонично сложен, но немного приземист, выносливый и сильный. Высота его — 165-180 см, масти бывают очень разными.

Порода Шайр постоянно совершенствуется, потому в скором времени есть надежда, что она избавится от некоторых недостатков, станет более однородной. Темперамент у этих лошадей спокойный, они послушные и легко управляемые, потому их нередко используют для получения жеребят с податливым нравом.

Породы лошадей тяжеловозов из разных стран

Популярность тяжеловозов стала падать, когда в военном деле начали использовать более легких скакунов, но эти кони заняли достойное место в сельском хозяйстве. Крестьяне оценили их силу и выносливость, совершенствовали навыки на протяжении столетий.

Австралийская порода

Австралийский тяжеловоз является смесью британских пород (Шайра, Клейдесталя, Суффолка) с Першенонами. Обладает мощным телосложением, необычайно выносливостью, является единственной аборигенной породой в Австралии.

Вот краткая характеристика лошадей:

  • Высота — 170 см.
  • Масса — 600-900 кг.
  • Масть бывает однотонной либо пятнистой.
  • Голова средних размеров.
  • Ноги коротковатые, мускулистые, со щетками в нижней части.

У Австралийской породы тяжеловозов кроткий и спокойный характер. Этих лошадей до сих пор используют в сельском хозяйстве, для верховой езды, они участвуют в спортивных соревнованиях среди тяжеловесных коней.

Ирландская порода

Ирландский тяжеловоз — относительно небольшая лошадь с аккуратным корпусом, ровной осанкой, прямой спиной и покатым крупом. Получена порода от скрещивания английских скакунов с дикими лошадьми, которые издревле обитали в Ирландии. Характеристика лошади:

  • Рост — 150-160 см.
  • Масть — любая из стандартных, бывают кони с белыми пятнышками.
  • Голова маленькая, профиль прямой.
  • Грудка расширенная, с развитыми мышцами.
  • Ноги мускулистые и сильные.

Ирландского тяжеловоза можно отнести к упряжно-верховым лошадям. Силовые показатели уступают другим породам тяжеловозов, зато Ирландец подвижнее, его используют, в спортивных соревнованиях, на сельхоз работах, при перевозке грузов.

Русские породы тяжеловозов

Первой породой русских рабочих тяжеловозов был Битюг. Его широко использовали крестьяне во всех регионах. Эти кони возили телеги, сани, повозки и даже цыганские кибитки.

До наших дней скакуны не сохранились в чистом виде, но кровь их течет в жилах многих сельских лошадок, которые используются на полях России до сих пор. Зато за последнее столетие в нашей стране было выведено несколько новых пород.

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз — относительно новая порода, зарегистрированная в средине прошлого столетия. Для ее получения скрещивали Брабансонов с местными кобылами, чтобы повысить приспособленность к холодному климату, улучшить формы и конституцию. По силе советский представитель превосходит многих других тяжеловесных лошадей, при этом он имеет красивое, мощное строение тела с округлыми формами и развитыми мышцами.

Вот краткое описание породы:

  • Высота — 156-161 сантиметр.
  • Небольшая пропорциональная голова с выпуклым профилем.
  • Шея укороченная.
  • Грудка широкая.
  • Спина удлиненная.
  • Ноги довольно короткие, сильные и мощные.

Тяжеловоз советской породы неприхотлив в содержании, прекрасно адаптируется к самым суровым климатическим условиям. Темперамент у таких лошадей спокойный, управляемость хорошая. Чаще всего они используются в сельском хозяйстве для перевозки грузов.

Владимирский тяжеловоз

Эта отечественная порода тяжеловесных коней была выведена на основе Шотландских тяжеловозов Клендсдейлей. Работы начались еще в конце XIX столетия, но были немного хаотичными, потому окончательно порода сформировалась лишь в 30-х гг прошлого века. Кони тяжеловозы Владимирской породы — самые крупные среди всех отечественных лошадей. У них массивное и мощное телосложение.

Основные параметры следующие:

  • Высота — 163-170 см.
  • Голова большая, профиль выпуклый.
  • Шея мощная и удлиненная.
  • Спинка длинная, круп немного опущен.
  • Ноги с мощным костяком и мускулатурой, нередко с гутой щеткой.

Лошади очень дружелюбные, достаточно активные, их часто запрягали в повозки и тройки, использовали в качестве упряжных. При этом кони обладают большой силой, способны перевозить немалые грузы.

Более подробно рассмотреть все породы можно на фото. Конечно, тяжеловозные кони не так красивы, как скакуны. Но их мощь и сила, добрый и спокойный нрав многих завораживают. Работают тяжеловесы отлично, потому они не утрачивают своей актуальности во многих сельскохозяйственных районах. Кроме того, для них устраивают специальные соревнования по перевозке грузов. Популярны они и среди любителей верховой езды.

Владимирский тяжеловоз — особенности рабочей породы лошадей

Для тяжелых полевых и хозяйственных работ, а также перевозки крупных грузов была специально выведена массивная порода лошадей, которая получила название тяжелоупряжная. В народе таких животных именуют «тяжеловозами» и самая известная из них — владимирская гнедая. Этот конь обладает уникальными природными данными и отличительными внешними чертами, его универсальность используют в сельском хозяйстве и других отраслях.

Для тяжелых полевых и хозяйственных работ, а также перевозки крупных грузов была специально выведена массивная порода лошадей, которая получила название тяжелоупряжная. В народе таких животных именуют «тяжеловозами» и самая известная из них — владимирская гнедая. Этот конь обладает уникальными природными данными и отличительными внешними чертами, его универсальность используют в сельском хозяйстве и других отраслях.

  1. Владимирский тяжеловоз — история появления отечественной породы
  2. Характеристика и описание тяжелоупряжной лошади
  3. Обзор характера и рабочих данных животных
  4. Преимущества и недостатки породы в различных условиях
  5. Правильный уход и содержание лошадей этой породы
  6. Разведение и сферы применения на современном этапе

Владимирский тяжеловоз — история появления отечественной породы

Во времена российской империи встал вопрос о необходимости выведения особенной породы лошадей, которая будет справляться с большими нагрузками. В этот период всю тяжелую работу выполняли в основном обычные, хоть и выносливые и сильные виды этих животных, и все они происходили преимущественно из Владимирской области, а именно в Гавриловом Посаде.

В конце 18 века там же начали активно заниматься разведением тяжелоупряжных коней. Для этого из Европы завезли соответствующие породы — бельгийских арденов, французских першеронов, английских суффольков и шайров. Чуть позднее в селекции стали применять и шотландских клейдесдалей. Вся работа специалистов сводилась к скрещиванию этих иностранных видов с местными, беспородными кобылами, которые и сами отличались мощными физическими данными и выносливостью.

Однако, селекция на протяжении десятилетий носила несистемный и несколько хаотичный характер, появлялись интересные помеси, но полноценной породы вывести не удавалось. Произошло это уже во времена Советского Союза, когда Гавриловский Посад был переименован в Госплемрассадник, и перед новыми учеными поставили четкую задачу по систематизации и типизации имеющихся в архиве наработок. И вот в 1946 году была официально зарегистрирована новая порода — Владимирский тяжеловоз.

Эти лошади на долгие годы стали незаменимыми помощниками в сельском хозяйстве и армии. Особую роль они сыграли и в восстановлении страны в послевоенные годы, в то время, когда катастрофически не хватало тяжелой техники, тракторов и машин. И хотя в 60-е началась активная механизация всех отраслей, массивные и в то же время грациозные животные использовались по прямому назначению до начала 70 годов, а в некоторых хозяйствах они присутствуют и по сей день.

Характеристика и описание тяжелоупряжной лошади

Внешне это животное практически не отличается от своих иностранных прародителей. Они крупные, мощные, высокие, и описание их габаритов превосходит абсолютно все другие тяжелоупряжные породы, которые также были выведены во Владимирской, Ивановской, Смоленской и других областях страны.

Рост и высота в холке в среднем 165-167 см. Обхват груди от 190 до 210 см. Вес взрослых жеребцов достигает 760-780 килограммов, кобылки весят 585-600 кг. Для лошадей характерна крупная голова, выпуклый профиль, мощная шея и длинная спина с широкой поясницей. Основной отличительной чертой породы являются мощные, костистые ноги с почти идеальной и грациозной постановкой. А пышная растительность в нижней части конечности говорит об активном применении при селекции шотландских и английских пород.

Абсолютное большинство владимирских тяжеловозов относят к гнедой масти, хотя ранее встречались и представители вороных и рыжих коней. Шерсть животных очень густая, особенно на гриве и хвосте, при этом довольно короткая, на вид лошади словно большие плюшевые игрушки, такие ассоциации часто возникают у тех, кто их впервые увидел.

Все «владимирцы» активные и энергичные, при этом в характере преобладает дружелюбие и покладистость. Несмотря на огромные размеры, созревают жеребцы быстро и к 3 году жизни полностью готовы к размножению. К этому же возрасту их уже используют на сельхозработах или в качестве надежного гужевого транспорта.

Обзор характера и рабочих данных животных

Такой вид животных выводят исключительно для тяжелых физических работ. Согласно официальным и зарегистрированным данным, тяжеловоз легко преодолевает рысью расстояние в 2 километра с грузом 1,5 тонны за 5-6 минут. Тот же километраж она проходит с 4,5-тонной повозкой с помощью шага за 12-13 минут.

Эти показатели экспериментальные, рядовых лошадей не подвергают столь значительным нагрузкам, хотя их потенциал и возможности очевидны. Еще одной особенностью является упорство и преданность этих животных своему хозяину. Им безразличны погодные условия, если они получают установку, то перевезут груз и в дождь, и в стужу, и в невыносимый зной.

Но помимо выносливости тяжелые владимирцы отличаются неприхотливостью в уходе, и это также было частью стратегии по их выведению.

Необходимо было вывести не просто крупных животных, но и сделать так, чтобы они спокойно питались низкими по качеству кормами и продуктами.

Несмотря на грозный вид, большинство обладает покладистым и очень спокойным характером. Трудности в общении могут возникнуть только с молодняком, жеребята частенько демонстрируют свой нрав, но ласка и правильное отношение быстро корректируют их поведение.

Преимущества и недостатки породы в различных условиях

Как и любая другая видовая лошадь, владимирский тяжеловоз имеет свои достоинства и недостатки, хотя первых качеств гораздо больше.

Среди наиболее очевидных и характерных плюсов этой породы выделяют такие, как:

  • Высокая работоспособность. Ни одна лошадь другой породы не справится с таким количеством груза и не сможет обработать сложные почвы так, как это делает техника или «владимирцы», которые до сих пор успешно заменяют тяжелые машины в некоторых частных хозяйствах.
  • Выносливость. Конечно, тягаться в скоростных качествах с алхатекинцами или чистокровными жеребцами английских пород эта лошадь не сможет, но по части выносливости она превосходит их в разы. Она легко пройдет вдвое большее, чем остальные расстояние с телегой или санями и сделает это в любых климатических условиях.
  • Неприхотливость в уходе. В сравнении со своими прародителями европейских тяжелоупряжных пород «владимирец» довольствуется низким по качеству кормом и элементарными условиями содержания.

Наряду с рабочими особенностями эти лошади обладают красивым и интересным внешним видом. Пышная грива вкупе с грациозными «кисточками» на конечностях и мощный корпус, который придает этим коням брутальности, а красота хода является дополнительным шармом этих прекрасных животных. Особенно интересно смотрятся тяжеловозы, запряженные в украшенные кареты, с ними очень любят фотографироваться и помещать их образ на открытки.

Среди недостатков коневоды выделяют низкие верховые качества из-за больших габаритов и невысоких скоростных способностей. Но выращивают эту породу совершенно для других целей, и эти минусы с лихвой покрываются вышеперечисленными плюсами.

Правильный уход и содержание лошадей этой породы

«Владимирцы» хорошо адаптируются к условиям проживания и не требуют особенного отношения при содержании. За это их ценят в среде коневодов и любителей. Но чтобы жеребцы и кобылки были здоровыми и преданно выполняли свои функции, им необходимо обеспечить максимально возможный в конкретных условиях комфорт и сбалансированный рацион питания.

Лошади всегда должны быть ухоженными и чистыми. Регулярные прогулки и свежий воздух обязательны при выращивании этой породы. Они очень энергичны и подвижны и изначально создавались для тяжелого физического труда, поэтому им необходимо давать возможность выплеснуть свою энергию под определенными нагрузками. Нельзя, чтобы они, особенно жеребята, застаивались в своих конюшнях.

Если «владимирцев» используют ежедневно для работы, то в летнее время вечером их необходимо купать из шланга или душа, а зимой чистить сухим способом. Периодический осмотр ветеринара в этом случае весьма желателен. Кормят лошадей сеном и травой, но обязательно добавляют в рацион зерновые корма и витаминные добавки.

Именно в зерновых культурах содержится необходимая тяжеловозу энергия для сложных нагрузок. Но и перекармливать животных таким кормом нельзя, так как это приведет к проблемам с пищеварительной системой. Стандартную норму для обычной лошади повышают в 1,5 раза, это и будет оптимальным количеством злаковых для кормления.

Все должно быть сбалансированным. Норму витаминов и чистой воды также увеличивают пропорционально габаритам. Нелишним будет предварительно посоветоваться со специалистом в коневодстве, чтобы сохранить здоровье и работоспособность жеребцов как можно дольше.

Разведение и сферы применения на современном этапе

Этих лошадей до сих пор используют в некоторых частных хозяйствах в различных регионах страны. Однако массовая необходимость тех или иных отраслей в наличии этих поистине «железных» конях давно прошла, что постепенно привело к серьезному снижению численности поголовья.

Работы по селекции и усовершенствованию породы ведутся и сейчас, но чистопородных маточных особей практически не осталось, не более 100-120 маток и 20-30 здоровых производителей. Поэтому многие специалисты бьют тревогу относительно будущего этого отечественного вида лошадей, порода фактически находится на грани исчезновения.

Спасает ситуацию только яркая внешность и атлетичные данные этих животных. Над улучшением именно этих показателей и работают селекционные лаборатории. Владимирский тяжеловоз все активнее используется в туристическом секторе для различных переходов и спортивной охоты.

Еще одна область применения — городские парки и скверы. Эффектная внешность и покладистый характер лошадей позволяют наряжать их и запрягать красивыми каретами, в которых охотно катаются горожане и гости городов и активно фотографируются на их фоне. В последние годы приобретают популярность и спортивные соревнования на тяжелых животных, причем используют их как в дисциплинах по перевозке грузов, так и в скоростных скачках.

Красота в сочетании с высокой силой делает эту породу уникальной и удивительной, поэтому перспективы и далее радовать своих немногочисленных отечественных владельцев у владимирских тяжеловозов определенно имеются.