Подбор уже готовой крышки к казану

При выборе и покупке казана многие обращают внимание на то, что часть этих изделий продается без крышки. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли крышка вообще и какая? Правильная ли это идея: купить чугунный казан для приготовления плова именно с чугунной крышкой?

Крышка типа Садж

Например, в Узбекистане крышку не используют, при необходимости вместо нее берут подручный материал (большую эмалированную чашку или фанерный круг). При готовке плова в очаге у казана и так прогреваются и дно, и стенки, поэтому считается, что паровой эффект от крышки лишний.

Крышка для стационарного и мобильного варианта

Однако при готовке на плите крышка будет весьма кстати. Выбор материала зависит от особенностей эксплуатации — если казаном пользуются стационарно, лучше остановиться на чугунном варианте (одинаковый материал гарантирует идеальное прилегание крышки), а вот в случае частых «путешествий» казана можно использовать облегченную алюминиевую крышку.
Форма крышки
Помимо материала и веса изделия стоит обратить внимание на форму крышки и ее ручки. Выпуклая крышка — универсальный классический вариант. Для выездов удобно использовать казаны формата «два в одном», в которых плоская крышка выполняет функции сковородки. Также следует позаботиться о наличии ручек у крышки. Наиболее удобны две боковые или одна центральная ручка.

Андрей Кислый

Из какого дерева сделать крышку для казана?

Делайте крышку из цельного куска древесины, например из дуба.

У большинства казанов уже есть крышка, это относится к продукции заводов Ситон, Балезино. Но, предположим что у вашего казана крышки нет. Пропала куда-то. Как своими силами соорудить крышку из древесины?

Крышка из фанеры

Крышка для казана деревянная.

Идея первая – крышку делать из слоеной фанеры, она наиболее прочная и доступная. Выпилите лобзиком. Однако, наш читатель против такого материала возражает.

– Фанеру использовать не допустимо, во первых она расслоится, во вторых, клей для шпона используется вредный, с формальдегидами, отравитесь, – поясняет Вячеслав Жохов.

Таким образом, если делать крышку, то лучше всего из старой фанеры, наверняка все формальдегиды выветрились. Лучше всего, из 50-летней. Но где ж вы найдете такую фанеру? Разве что извлечете ее из старого дивана. Опишем более доступные способы.

Крышка из цельной древесины

На втором месте по прочности и по затратам действительно дуб, он продается на специальных складах связанных с производством мебели. Миллиметров 4- 5, такой толщины хватит. Подходящий инструмент – электро лобзик. Пилок, правда, придется потратить немало.

Третье место, по доступности, наверно делят между собой все другие виды древесины – ясень, клен, но не ольха, она слишком непрочная, граб, бук. Все эти виды прекрасно подходят в качестве материала для крышки казана. Предпочтение, надо отдавать лиственным видам деревьев. Хвойные породы, особенно породы с крупным рисунком древесины, не подходят для этого дела. Они склонны к расслоению.

Крышка должна занимать почти полную площадь казана.

Выпуклая крышка или плоская

Следует ли крышку от казана пытаться профилировать, делать похожей на вогнутую или выгнутую ? Следует, если на это не жалко времени. Трудно сделать крышку вогнутой. В основном все идеи, сводятся к двум типам крышек, обе плоские. Цельная крышка из неделимого куска древесины, с приделанной кверху ручкой. И вторая идея – наборная крышка. Второй тип крышек больше подходит к обьемным казанам, от 12 – 25 литров. Как правило они делаются из дуба. Из более мелких дощечек собирается три-четыре щита, на краях вырезаются пазы, три щита стыкуются, сверху прикрепляется ручка из цельного куска древесины, вот собственно и вся недолга.

Виды азербайджанских сковород садж и рекомендации по выбору

Азербайджанский садж – сковорода особой формы, чем-то похожая на большую вогнутую крышку.

В этой публикации:

Какому материалу отдать предпочтение

Изначально азербайджанские сковороды садж изготавливали из глины, потом появился чугун. Позже посуду начали делать из железа и стали. Во всех случаях использовали материалы, которые не боятся высоких температур и пламени. Современные сковородки для костра бывают чугунными и стальными.

Чугун привлекает естественными антипригарными свойствами – после прокаливания поры заполняются жирами, поверхность становится гладкой. Чугунная посуда равномерно нагревается и долго остывает, поддерживая температуру продуктов внутри.

Но чугунная утварь капризна, боится влажности и покрывается ржавчиной. При неправильной эксплуатации и неграмотном уходе возможно прилипание и пригорание мяса и овощей. Еще один недостаток чугунной сковороды садж – большой вес. Не всегда удобно поднимать посуду, которая весит 5-10 кг. И тем более затруднительно поставить в ней на стол готовое блюдо.

Стальные саджи более легкие и стоят дешевле чугунных. Для производства используют высокоуглеродистую, так называемую голубую сталь. Сковороды не боятся пламени и служат годами. Но стальная посуда также требует особого подхода. Чтобы избежать ржавчины, поверхность нужно протирать от влаги и периодически смазывать маслом. Для придания противопригарных свойств требуется прокаливание.

Эксплуатацию и уход значительно облегчает антипригарное покрытие. Его наносят и на чугун, и на углеродистую сталь. Покрытие должно выдерживать температуру не менее 240 градусов. Желательно многослойное напыление, устойчивое к царапинам. В продаже преобладают сковородки с гранитным и тефлоновым покрытием. Первое дороже, но лучше.

Саджи из нержавеющей стали просты в уходе и привлекательны внешне. Но нержавейка не подходит для открытого огня и доставляет много хлопок во время жарки, потому что неравномерно нагревается и не раскаляется. Этот вариант больше пригоден для сервировки.

Виды саджей для кухни и костра

Ассортимент включает саджи для приготовления над костром, на мангале, кухонных плитах. Отдельная линейка – посуда для сервировки.

Традиционный вариант для огня

Классические азербайджанские саджи предназначены для приготовления на открытом огне. Здесь они во многом похожи на сковороды для паэльи – устанавливаются на подставку над костром или на мангал.

Сковороды для саджичи такого типа, как правило, продают с подставками в комплекте. Если покупать сковороду отдельно, подставку придется подбирать самостоятельно, что не всегда получается сделать быстро и просто.

Учтите, что блюдо принято подавать прямо в садже, но поставить на стол выпуклую сковороду невозможно. Для сервировки нужна другая невысокая подставка, удерживающая посуду навесу.

Другой вариант – сковородка на ножках. Не подходит для сервировки, зато устойчива и хорошо удерживается в любом грунте. Дачный и походный выбор.

Плоский садж для плиты и мангала

Готовить на кухонной плите в сковороде с выпуклым дном невозможно, она просто не сможет стоять на конфорке. Конфорка для вока на газовой плите иногда спасает, если диаметр посуды небольшой – до 30 см. Но чаще диаметр составляет 35-40 см.

Специально для газовых и электрических кухонных плит включая индукционные, продают абсолютно плоские чугунные саджи. Они подходят для саджичи, шашлыка, тонких лавашей и многих других блюд. Также можно обратить внимание на модели с небольшой выпуклостью.

Для адаптации с плитами вогнутых сковород предусматривают небольшое плоское дно. Есть модели для индукционных электроплит с капсульным дном, ускоряющим нагрев и приготовление.

Многозадачные двусторонние сковородки

Традиционные азербайджанские сковороды используют с двух сторон, ведь садж – это еще и приспособление для выпечки лепешек и других плоских изделий из теста. Как вы уже догадались, для этого нужно всего лишь перевернуть посуду вверх дном.

Обратите внимание, что мало какие современные модели можно эксплуатировать с двух сторон. Для этого внешняя поверхность должна быть пищевой. Если там нанесено покрытие, не предназначенное для контакта с пищей, придется довольствоваться только внутренней стороной.

Садж с подогревом для шашлыка и других блюд

Если нет возможности приготовить на открытом огне, то никто не запретит эффектно подать готовое блюдо на стол. Для этих целей можно купить садж с подогревом от горелки или свечи. Просто обжаривайте кусочки мяса или овощей на сковороде или на мангале по частям и красиво раскладывайте их на подогреваемой поверхности.

Принцип действия тут тот же, что и у мармитов. Идеальный садж для шашлыка и блюд из баранины, которые можно есть только горячими. В подставки нередко встраивают соусники для упрощения сервировки и украшения. Особенно красивы кованные подставки в восточном стиле.

Лучший материал для сервировочной азербайджанской сковороды – нержавеющая сталь. Нержавейка проста в уходе, легкая по весу, красиво смотрится на столе. Также подойдет посуда с антипригарным покрытием.

Есть универсальные модели с крышкой, в которых можно подавать практически любые горячие блюда. Часто в набор входит поднос для защиты стола и красоты.

Дополнительные советы по выбору

Теперь вы знаете, что такое садж и наверняка уже хотите купить его. Чтобы не ошибиться, руководствуйтесь следующими критериями выбора:

  • Материал. Чугун предпочтительнее и долговечнее, но тяжелее и дороже стали.
  • Размеры. Для плиты – до 35 см, для сервировки – до 35 см, для костра от 35 см и больше.
  • Глубина. Если планируется приготовление первых блюд, нужна более глубокая посудина.
  • Ручки. Деревянные защищают руки от ожогов, но могут прогореть на костре. Металлические ручки практичнее, но убедитесь в надежности крепления.
  • Дизайн. Простые и грубые сковороды подойдут для костра. Для сервировки поищите более изысканный вариант. Чаще всего декоративной делают подставку.

Обзор интересных моделей

В этой подборке несколько интересных моделей для примера. Еще больше вариантов в интернет-магазинах. Найдите немного времени, чтобы изучить ассортимент. Это поможет правильно выбрать садж для ваших потребностей и задач.

Садж из голубой стали на фигурной подставке с подогревом. Диаметр сковороды – 35см. Подходит для сервировки шашлыка, овощей, других блюд.

Глубокая сковорода с плоским дном, совместимым с плитами всех видов. Модель дополнена подставкой с подогревом для сервировки. Внутри – практичное тефлоновое покрытие.

Чугунная сковорода садж диаметром 36 см также имеет плоское дно. Практически универсальная модель для плиты, мангала, костра.

Кованная подставка под любую восточную сковородку. Универсальные держатели под все диаметры. В поддон можно насыпать раскаленные угли или поставить свечи.

Плоская походная сковорода под костер. Удобна для мяса, рыбы, овощей. Не годится для блюд с соусами и другими жидкостями.

Тарелка из нержавейки в стиле садж на поставке. Предназначена для сервировки горячих закусок.

Дизайнерская модель на красивой подставке с держателями для соусников. Тарелка изготовлена из углеродистой стали, есть покрытие.

А еще продаются электрические саджи, представляющие собой бытовые электроприборы. Это компактные сковородки, работающие от сети без плиты. Как правило, все они подходят для сервировки.

Чтобы сковорода садж долго служила, соблюдайте рекомендации по эксплуатации, указанные производителем. Учитывайте материал изготовления. Аккуратно храните посуду и берегите от падений.

Аксессуары для тандыра — виды и назначение принадлежностей

Аксессуары для тандыра удобные, простые, экологичные. Предназначены для упрощения использования тандыра и приготовления с его помощью пищи. Это могут быть елочки, шампура, чехлы. Большинство можно купить в магазинах или на тематических рынках, а также сделать самому в домашних условиях.

  • Елочка
  • Решетки
  • Чехлы
  • Посуда
  • Подставки
  • Шампура
  • Крюки
  • Ухваты
  • Камни
  • Жаровня Кеци
  • Другие аксессуары
  • Вывод

Елочка

Елочка нужна для приготовления блюд прямо на огне. Подвешивается в тандыре на перекладину. Она удобная, производится в виде глубокой тарелки или котелка из прочного сплава и этажерки, оснащенной металлическими палочками. На нее выкладываются разные продукты, например мясо, овощи. Для того, чтобы каждый из использованных продуктов полностью приготовился, их разделают и фиксируют к перекладинам.

При выборе аксессуара для тандыра рекомендуется отталкиваться от размера елочки. Есть большие, есть поменьше. Они должны полностью вмещаться в свободное пространство устройства, чтобы полностью пройти процесс термической обработки.

Также важен состав сплава. Обычно отталкиваются от массы аксессуара для тандира – если елочка легкая, наверняка она не будет прочной, постепенно котелок или тарелка станут покрываться буграми или ямками, а верхний слой, которым обработана продукция, может вовсе отслоиться. Тяжелый котелок из прочного, толстого металла или чугуна подойдут.

Качественная елка со сковородкой или крупным котелком обойдется примерно в 2000 рублей.

Как сделать елочку своими руками? Вам понадобится:

  • толстый котелок с плоским дном;
  • обрезные шампура для стоек;
  • сварочный аппарат.

К центру котла приваривается штырек, к нему другие штырьки. Для удобства доставания атрибута нужно разместить вверху крючок.

Решетки

Решетки нужны для максимально быстрого запекания блюда. Предлагаются в одноярусном, двухъярусном и трехъярусном вариантах. Иногда встречаются и более крупные модели, но они актуальны для применения в крупных тандырах. Все ярусы соединены между собой цельным корпусом из прочных прутьев, которые возвышаются за пределы устройства при помещении в него. С помощью крючков удается доставать решетки.

Выбирать можно между несколькими ярусами. Рекомендуется остановиться на двухъярусном варианте. Такое приспособление для тандыра будет служить долго, если оно выполнено полностью из прочного тяжелого металла. В среднем решетки для тандыра стоят 2200 рублей.

Для самостоятельно изготовления решетки, вам понадобится:

  • несколько стальных прутьев для создания каркаса;
  • шампура для создания решетки;
  • нож по металлу;
  • сварочный аппарат.

Все элементы нарезаются по необходимым размерам внутренней полости тандыра и скрепляются посредством сварки.

Чехлы

Главное назначение — защита от осадков, пыли, грязи. Помогает хранить тандыр длительное время, пока он не используется.

Чехол для тандыра должен быть толстым, удобным, прочным, немного свободным (чуть больше по размерам, чем само устройство). Обычно выбирают плотный полиэстер, слегка грубоватый, темного цвета, но даже светлые тона легко отстирываются. Средняя цена 1500 рублей.

Чтобы сделать чехол для тандыра, понадобится:

  • синтетическая ткань (такая же, как и при отшиве тенов, например полиэстер);
  • прочные нитки;
  • бумага для выкройки.

Выкройку можно сделать самостоятельно, отталкиваясь от размеров тандыра. Готовый мешок, не считая швы, должен быть на 20 сантиметров выше. Дно выкройки делается закругленным.

Посуда

Садж – основная посуда. Обычно производится с применением техники ручной ковки. Отличие – позволяет готовым блюдам оставаться теплыми максимально долго. Крышка для тандыра обычно входит в комплект.

Выбирайте полный комплект. Посуда должна быть не очень тяжелой, блестящей, крышка будет полностью закрывать все зазоры по окружности. В комплект может входить основание, емкость для углей и для пищи, стальные щипцы и деревянная лопатка.

При выборе материала остановитесь на нержавеющей стали – она прочная и долговечная. Цена обычно начинается от 1200 рублей.

Самостоятельно сделать стальную посуду непросто, а другие материалы вряд ли подойдут и в целом не прослужат долго. Самостоятельно можно собрать комплект из домашней посуды – металлическое основание, стальную крышку, деревянную лопатку и ковшик.

Подставки

Полезный, красивый, долговечный аксессуар – подставка под тандыр. Предназначена для защиты устройства от влаги, загрязнений и преждевременной порчи, особенно во влажную погоду и после дождя.

Подставка для тандыра должна состоять из стали – она прочная, долговечная, выглядит массивно, красиво. Хорошая подставка стоит в среднем 2500 рублей.

Для самостоятельного изготовления подставки под тандыр, вам понадобится:

  • металлическая лента;
  • сварочный аппарат;
  • стальные завитушки – продаются в магазинах для дачи.
  • делается замер нижней части тандыра (основания);
  • из ленты делается круг, концы фиксируются между собой сварочным аппаратом;
  • привариваются завитушки к основанию так, чтобы атрибут прочно держался на земле (важна точность для снижения вероятности диспропорций).

к содержанию ↑

Шампура

Шампура для тандыра нужны для нанизывания мяса и овощей. С помощью шампуров удается быстро и равномерно проработать термически все кусочки продуктов.

Выбирайте прочные, стальные шампура, лучше на подставке. Они прослужат дольше, поскольку вряд ли окажутся в воде, на земле, а значит, будут меньше ржаветь. В целом стальная поверхность легко очищается от загрязнений. Шампур для тандыра с держателем – самое удобное приспособление, поскольку при нагревании вся его поверхность становится горячей, а держатель – нет. Комплект хороших шампуров с держателем стоит в среднем 900 рублей.

Сделать шампура можно из нержавеющей стали или проволоки из стали диаметром 6-8 мм. Длина шампуров должна быть примерно 70 см. Резать рубилом их нужно под углом 40 градусов.

После нагревания проволоки на костре большим молотком ее бьют до плоского состояния. С помощью любых металлических бобин можно сформировать крючки с одного края.

Со сталью работать сложнее. Для этого нужен металлический лист 3 мм толщиной. Его разрезают болгаркой, напильником, край загибают плоскогубцами. Точильным станком лучше обработать всю плоскость, чтобы об неровные участки никто не поранился.

Крюки

Аксессуары для тандыра в виде крюков обычно делаются с длиной 20 см. Предназначен для подвешивания продуктов.

Выбирайте стальные крюки, при этом сталь должна быть пищевой, обработанной. Толщина металла не должна быть меньше 4 мм. Цена на рынке — от 200 рублей.

Что сделать крюки своими руками, вам понадобится:

  • нержавеющая сталь или проволока;
  • рубило для разрезки;
  • металлические округлости для придания формы крючка.

Для получения возможности придать определенную форму конструкции ее нагревают, затем выгибают в нужную сторону.

Ухваты

Аксессуар на длинной рукоятке, позволяющий осуществлять захват для опускания чугунка в тандыр. Также применяется для доставания чугунка.

Выбирать лучше стальной или металлический ухват. Он должен по глубине соответствовать тандыру. Проверьте удобство рукоятки, она должна состоять из дерева, а не из резины и других неустойчивых к жару материалов. Цена — от 1000 рублей.

Ухваты можно сделать самостоятельно, для этого нужны:

  • металлические прутья нужных размеров;
  • сварочный аппарат;
  • деревянная рукоятка.

Рукоятку можно снять с других, уже не используемых приспособлений. Остальные элементы нарезаются, разогреваются на огне, затем путем использования форм им придается округлая форма. На окончании рукоятки крепится деревянная ручка. она может быть плоской, состоять из нескольких кусков дерева. Фиксировать ручку лучше жаропрочным клеем или саморезами, вставляемыми в подготовленный разъем на пруте.

Камни

Если есть этажерка для тандыра, на нее можно выложить специальные керамические камни, в которые выкладывается тесто. В результате выпекания удается получить вкусные хлебные лепешки.

Выбирать нужно в зависимости от размера. Есть крупные лепешки, есть маленькие. Остановить внимание рекомендуется на керамическом покрытии – глина издавна применялась для приготовления пищи в тандыре. Цена — от 800 рублей за одну штуку.

Если бюджет ограничен, то не стоит отчаиваться. Вы можете изготовить камни для тандыра своими руками.

Что будет нужно:

  • 3 кг шамотной глины (продаетсяы в строительных магазинах);
  • пластиковый таз для замешивания, соответствующий размерам будущего камня;
  • 5 литра воды.

Сначала добавляют воду, затем глину, тщательно перемешивают материал. Сутки он должен простоять в выравненном виде, затем нужно достать материал и снова его размять. Опять складываем в форму и ждем две недели. Последний этап – глину обжигают в печи или на костре в течение трех часов.

Жаровня Кеци

Жаровня – глиняная посуда, которая оснащена крышечкой и ручками. В ней готовятся разнообразные блюда.

Выбирайте темную глину, которая хорошо обожжена. Размеры определяются в зависимости от толщины стенок и объема, который может вместить в себя посуда. Стоит хорошая и красивая жаровня Кеци в среднем 5000 рублей.

Эту посуду можно сделать самому, для этого купите:

  • 3 кг шамотной глины;
  • емкость для замешивания нужного формата;
  • 5 литра воды.

С помощью представленного объема материалов удастся сделать небольшую жаровню. Чтобы посуда была прочной, в течение первых трех дней готовый материал на основе глины и воды достают с емкости и перемешивают, а затем придают форму и оставляют на открытом воздухе на 1-2 недели. Затем можно обжечь поверхность любым доступным способом – на костре или в печи (длительность процедуры будет составлять 3 часа).

Другие аксессуары

Этажерка, навес для тандыра, своеобразные держатели, крышки – все эти аксессуары упрощают процесс приготовления пищи и делают его очень приятным. Выбирайте качественные материалы, острые ножи, которые будут создавать ровный разрез на мясе, устойчивую к высоким температурам атрибутику.

Вывод

Многие аксессуары для тандыра своими руками делаются быстро и без особых проблем. Они могут не отличаться идеальной формой, но свою функцию будут выполнять. А если вы хотите упростить процесс подбора атрибутики, купите уже готовые приспособления, которые сегодня представлены в широком многообразии.

Обращайте внимание не только на внешний вид моделей, интересующих вас, но и на состав. Металл, сталь, прочные сплавы всегда весят много. Легкие покрытия – признак низкого качества продукта, который может оказаться небезопасным и недолговечным.

Садж что это

Джап Сахиб – сикхская молитва или баани, написанная в поэтической форме десятым Сикхским Гуру – Гуру Гобинд Сингхом. В этом произведении в 199 куплетах воспеваются все аспекты Бога.
В Кундалини йоге некоторые упражнения выполняются под ритм Джап Сахиб. Ниже приведены комментарии Йоги Бхаджана к Джап Сахиб, описывающие силу, красоту и воздействие этого звукового потока.

«Этим летом я хочу рассказать вам, как в очень давние времена люди общались с Богом через практику йоги. Вот также и я изучал Джап Сахиб – практикуя йогу под его ритмы. Практикуйте Джап Сахиб с настойчивостью, пойте, повторяйте его. Нет ничего в Джап Сахиб что вы должны заучить. Это просто звуковой поток – наад.
Я расскажу вам, как Гуру Гобинд Сингх поддерживал своих людей, которые были сломлены и духовно, и физически. Он организовал общину, в которой люди, занимаясь определенными практиками, становились осознанными, позволяя своему Духу воспарить. Бог начинал их видеть, а они – Его. И люди победили своих угнетателей, в то время как Гуру Гобинд Сингх читал Джап Сахиб и молился Господу. Вот в чем красота Джап Сахиб. Он возвышает Душу и существо. Я пытаюсь вам передать опыт того, как я изучал Гурбани (священные слова Гуру) и изучал Кундалини йогу…»

«Если вы сможете научиться правильно произносить Джап Сахиб, Бог подарит вам силу правильно говорить и правильно слышать. Человек, который не умеет слышать, никогда не будет расти. А тот, кто не умеет говорить, никогда не сможет улучшить мир вокруг себя. Сила – это слово».

«Всегда помните, что наилучший способ – это просто повторять звуки Джап Сахиб, потому что вы копируете не слова, а копируете суть слова – наад. Нет другого способа стать сенситивным. Если вы сможете развить сенситивность путем медитации, то чтобы ни говорил человек, вы всегда сможете определить, что на самом деле он имеет ввиду. Это даст вам совершенно другое восприятие. Ваша неуверенность исчезнет. Слова и то, что на самом деле под этим подразумевает человек – две абсолютно разные вещи».

«Вы должны понять одну вещь. Сикхские войны Гуру Гобинд Сингха могли бегать со скоростью лошади. Разве это не чудо? Джап Сахиб дает вам силу ума, который контролирует мускулы тела. Если вы хотите измениться, вы должны видеть Бога во всем. Джап Сахиб должен быть в вас, повторяйте его, будьте с ним, станьте его частью. Это способ стать духовным существом. Все что вы делаете, вы должны делать по зову Души, она должна жить в ваших делах. Только так вы сможете преуспеть. Ничто другое не работает».

«В Джап Сахиб описан каждый аспект Бога и люди кланяются, кланяются, кланяются. Тоже самое делал и Гуру Гобинд Сингх. Больше ничего. Он описал Бога и все его аспекты в «Намо, Намо, Намо». Когда вы видите Бога во всем, вы становитесь бесстрашным».

«Джап Сахиб – это гимн Богу, в котором Гуру Гобинд Сингх обозначает каждый аспект Бога. Так как многие грани Божественного были раскрыты в баани, то вы должны применить их в своей жизни, почувствовать каждую грань. Но вам понадобится 250 лет жизни чтобы выучить, понять и спроецировать каждую грань. Я не думаю, что у вас есть столько времени.
Вы должны просто использовать мантру. Мантра – это ключ. Когда вы выполняете упражнения под ритм Джап Сахиб, это делает вас здоровым, счастливым, святым намного быстрее, чем вы думаете. И вы сможете в полной мере наслаждаться жизнью».

Эк Онг Кар Сат Гур Прасад
ДЖАП
Сири Мукхвак Патcахи Дасви

1.
Чакар чихэн ар барн джат ар пат нахин джих,
Руп ранг ар рекх бхекх коу кэх на сакат ких,
Ачаль мурат анбхау пракас амитодж кахиджэ,
Ко т индр индра н сах саха н га н иджэ.

Трибхаван махип сур нар асур
Нэт нэт бан три н кэхэт,
Тва сараб нам катхе каван,
Карам нам барнат сумат.

2.
Намаста н Акале намаста н Крипале
Намаста н Арупе намаста н Анупе

Намаста н Абхекхе н амастан Алекхе
Намаста н Акае н амастан Аджае

4.
Намаста н Агандже н амастан Абхандже
Намаста н Анаме н амастан А т хаме

5.
Намаста н Акарман намаста н Адхарман
Намаста н Анаман намаста н Адхаман

6.
Намаста н Аджитэ намаста н Абхитэ
Намаста н Абахе намаста н А д хахе

7.
Намаста н Аниле намаста н Анадэ
Намаста н Ачхедэ намаста н Агадхе

8.
Намаста н Ага н дже намаста н Абха н дже
Намаста н Ударе намаста н Апаре

9.
Намаста н Су Экэ намаста н Анэкэ
Намаста н Абхутэ намаста н Аджупе

10.
Намаста н Нрикарме намаста н Нрибхарме
Намаста н Нридэсэ намаста н Нрибхесэ

11.
Намаста н Нринаме намаста н Нрикаме
Намаста н Нридхатэ намаста н Нригхатэ

12.
Намаста н Нридхутэ намаста н Абхутэ
Намаста н Алёке намаста н Асоке

13.
Намаста н Нритапе намаста н Атхапе
Намаста н Триманэ намаста н Нидханэ

14.
Намаста н Агахе намаста н Абахе
Намаста н Трибарге намаста н Асарге

15.
Намаста н Прабхоге намаста н Су Джоге
Намаста н Аранге намаста н Абханге

16.
Намаста н Аганме намастаст Ранме
Намаста н Джаласре намаста н Нирасре

17.
Намаста н Аджатэ намаста н Апатэ
Намаста н Амаджбе намастаст Аджбе

18.
Адэсан Адэсэ намаста н Абхесэ
Намаста н Нридхаме намаста н Нрибаме

19.
Намо Сараб Кале намо Сараб Дъяле
Намо Сараб Рупе намо Сараб Бхупе

20.
Намо Сараб Кхапе намо Сараб Тхапе
Намо Сараб Кале намо Сараб Пале

21.
Намастаст Дэве намастан Абхеве
Намастан Аджанме намастан Су Банме

22.
Намо Сараб Гаунэ намо Сараб Бхаунэ
Намо Сараб Ранге намо Сараб Бханге

23.
Намо Кал Кале намастаст Дъяле
Намастан Абарнэ намастан Амарнэ

24.
Намастан Джарара н намастан Критара н
Намо Сараб Дхандхе намо Сат Абандхе

25.
Намастан Нрисаке намастан Нрибаке
Намастан Рахиме намастан Кариме

26.
Намастан Анантэ намастан Махантэ
Намастаст Раге намастан Сухаге

27.
Намо Сараб Сокхан намо Сараб Покхан
Намо Сараб Карта намо Сараб Харта

28.
Намо Джог Джоге намо Бхог Бхоге
Намо Сараб Дъяле намо Сараб Пале

29.
Аруп хэ, Ануп хэ
Аджу хэ, Абху хэ

30.
Алекх хэ, Абхекх хэ
Анам хэ, Акам хэ

31.
Адхе хэ, Абхе хэ
Аджит хэ, Абхит хэ

32.
Триман хэ, Нидхан хэ
Трибарг хэ, Асарг хэ

33.
Аниль хэ, Анад хэ
Адже хэ, Азад хэ

34.
Аджанм хэ, Абарн хэ
Абхут хэ, Абхарн хэ

35.
Ага н дж хэ, Абха н дж хэ
Аджхуджх хэ, Аджха н джх хэ

36.
Амик хэ, Рафик хэ
Адхандх хэ, Абандх хэ

37.
Нрибуджх хэ, Асуджх хэ
Акаль хэ, Аджаль хэ

38.
Алах хэ, Аджах хэ
Анант хэ, Махант хэ

39.
Алик хэ, Нрисрик хэ
Нриламбх хэ, Асамбх хэ

40.
Аганм хэ, Аджанм хэ
Абхут хэ, Ачхут хэ

41.
Алёк хэ, Асок хэ
Акарм хэ, Абхарм хэ

42.
Аджит хэ, Абхит хэ
Абах хэ, Агах хэ

43.
Аман хэ, Нидхан хэ
Анэк хэ, пхир Эк хэ

44.
Намо Сараб Манэ, Самасти Нидханэ
Намо Дэв Дэве, Абхекхи Абхеве

45.
Намо Каль Кале, намо Сараб Пале
Намо Сараб Гау н э, намо Сараб Бхау н э

46.
Ананги Анатхе, Нрисанги Праматхе
Намо Бхан Бханэ, намо Ман Манэ

47.
Намо Чандр Чандрэ, намо Бхан Бханэ
Намо Гит Гитэ, намо Тан Танэ

48.
Намо Нрит Нритэ, намо Над Надэ
Намо Пан Панэ, намо Бад Бадэ

49.
Ананги Анаме, Самасти Сарупе
Прабханги Праматхе, Самасти Бибхутэ

50.
Калянка н бина нэ калянки сарупе
Намо Радж Раджесварам Парам Рупе

51.
Намо Джог Джогесварам Парам Сиддхе
Намо Радж Раджесварам Парам Бриддхе

52.
Намо Састр Па н э, намо Астр Ма н э
Намо Парам Гъята, намо Лёк Мата

53.
Абхекхи, Абхарми, Абхоги, Абхугтэ
Намо Джог Джогесварам Парам Джугтэ

54.
Намо нитт Нарая н э крур карме
Намо прет апрет дэве судхарме

55.
Намо Рог Харта, намо Раг Рупе
Намо Сах Саха н , намо Бхуп Бхупе

56.
Намо Дан Данэ, намо Ман Манэ
Намо Рог Роге, намаста н Иснана н

57.
Намо Мантр Мантра н , намо Джантр Джантра н
Намо Ис т Ис т э, намо Тантр Тантра н

58.
Сада Саччадананд Сарбам Пра н аси
Анупе Арупе Самастуль Ниваси

59.
Сада Сиддхада Буддхада Бриддх карта
Адхо урадх ардха н агха н огх харта

60.
Парам Парам Пармесвара н прочх пала н
Сада сарбада Сиддх Дата Даяла н

61.
Ачхеди, Абхеди, Анама н , Акама н
Самасто Параджи Самастаст Дхама н

62.
Джале хэ, Тхале хэ
Абхит хэ, Абхе хэ

63.
Прабху хэ, Аджу хэ
Адэс хэ, Абхес хэ

64.
Агадхе, Абадхе, Ананди сарупе
Намо Сараб манэ, Самасти Нидханэ

65.
Намаства н Нринатхе, намаства н Праматхе
Намаства н Ага н дже, намаства н Абха н дже

66.
Намаства н Акале, намаства н Апале
Намо Сараб Дэсэ, намо Сараб Бхесэ

67.
Намо Радж Радже, намо Садж Садже
Намо Сах Сахе, намо Мах Махе

68.
Намо Гит Гитэ, намо Прит Притэ
Намо Рокх Рокхе, намо Сокх Сокхе

69.
Намо Сараб Роге, намо Сараб Бхоге
Намо Сараб Джита н , намо Сараб Бхита н

70.
Намо Сараб Гъяна н , намо Парам Тана н
Намо Сараб Мантра н , намо Сараб Джантра н

71.
Намо Сараб Дрисса н , намо Сараб Крисса н
Намо Сараб Ранге, Трибханги, Ананге

72.
Намо Джив Джива н , намо Бидж Бидже
Акхидже, Абхидже, Самаста н Прасидже

73.
Крипала н сарупе, Кукарма н Пра н аси
Сада Сарабда Ридх Сидха н Ниваси

74.
Амрит Карме, Амбрит Дхарме
Аккхаль Джоге, Аччаль Бхоге

75.
Аччаль Радже, А тт аль Садже
Аккхаль Дхарма н , Аллакх Карма н

76.
Сарба н Дата, Сарба н Гъята
Сарба н Бханэ, Сарба н Манэ

77.
Сарба н Пра н а н , Сарба н
Тра н а н Сарба н Бхугта, Сарба н Джугта

78.
Сарба н Дэва н , Сарба н Бхева н
Сарба н Кале, Сарба н Пале

79.
Ад руп анад мурат аджон пуркх апар,
Сараб ман триман дэв абхев ад удар.
Сараб паляк сараб гхаляк сараб ко пун каль,
Джатр татр бираджхи авдхут руп рисаль.

80.
Нам т хам на джат джакар руп ранг на рекх,
Ад пуркх удар мурат аджон ад асэкх.
Дэс ор на бхес джакар руп рекх на раг,
Джатр татр диса виса хуэ фэлиё анураг.

81.
Нам кам бихин пэкхат дхам ху нэи джахи,
Сараб ман сарбатр ман садэв манат тахи.
Эк мурт анэк дарсан кин руп анэк,
Кхель кхель акхель кхелян ант ко пхир эк.

82.
Дэв бхев на джанхи джих бед аур катэб,
Руп ранг на джат пат су джанэи ких джеб.
Тат мат на джат джакар джанм марн бихин,
Чакр бакр пхирэ чатр чакк манхи пур тин.

83.
Лёк чауда ке бикхе джаг джапхи джих джап,
Ад дэв анад мурат тхапиё сабхэ джих тхап.
Парам руп пунит мурат пуран пуркх апар,
Сараб бисв рачиё суямбхав га р ан бха н джанхар.

84.
Каль хин каля санджугат акаль пуркх адэс,
Дхарам дхам су бхарам рэхэт абхут алякх абхес.
Анг раг на ранг джакэх джат пат на нам,
Гараб га н джан дус т бха н джан мукат даяк кам.

85.
Ап руп амик ан устат эк пуркх авдхут,
Гараб га н джан сараб бха н джан ад руп асут.
Анг хин абханг анатам эк пуркх апар,
Сараб лаяк сараб гхаяк сараб ко притпар.

86.
Сараб ганта сараб ханта сараб тэ анбхекх,
Сараб састр на джанхи джих руп ранг ар рекх.
Парам бед пуран джакэх нэт бхакхат нитт,
Кот симмрит пуран састр на авхи вох читт.

87.
Гун ган Удар, Мэхма Апар
Асан Абханг, Упма Ананг.

88.
Анбхау Пракас, Нисдин Анас
Аджан Баху, Сахан Саху

89.
Раджан Радж, Бханан Бхан
Дэван Дэв, Упма Махан

90.
Индран Индр, Балян Баль
Ранкан Ранк, Калян Каль

91.
Анбхут Анг, Абха Абханг
Гат мит Апар, гун ган Удар

92.
Мун ган Пранам, Нирбхэ, Нрикам
Ат дут Прача нд , мит гат Акха нд

93.
Алисья Карам, Адрисья Дхарам
Сарба Бхар н а д хай, Ан д а нд Бадхай

94.
Губиндэ, Мукандэ
Ударе, Апаре

95.
Хариа н , Кариа н
Нринаме, Акаме

96.
Чаттр чаккр карта, чаттр чаккр харта
Чаттр чаккр данэ, чаттр чаккр джанэ

97.
Чаттр чаккр варти, чаттр чаккр бхарти
Чаттр чаккр пале, чаттр чаккр кале

98.
Чаттр чаккр пасэ, чаттр чаккр васэ
Чаттр чаккр манье, чаттр чаккр данье

99.
На сатрэ на митрэ
На бхарма н на бхитрэ

100.
На карма н на кае
Аджанма н , Аджае

101.
На читрэ на митрэ
Паре хэ, Павитрэ

102.
Притхисэ, Адисэ
Адрисэ, Акрисэ

103.
Ки ачхидж дэсэ, ки абхидж бхесэ
Ки агандж кармэ, ки абхандж бхармэ

104.
Ки абхидж лёке, ки адитт соке
Ки авдхут барнэ, ки бибхут карнэ

105.
Ки раджа н прабха хэ, ки дхарма н дхуджа хэ
Ки асок барнэ, ки сарба абхарнэ

106.
Ки джагта н крити хэ, ки чхатра н чхатри хэ
Ки брахма н сарупе, ки анбхау анупе

107.
Ки ад адэв хэ, ки ап абхев хэ
Ки читра н бихинэ, ки экэ адхинэ

108.
Ки рози разаке, рахиме рихаке
Ки пак биэб хэ, ки гэбуль гэб хэ

109.
Ки афвуль гунах хэ, ки сахан сах хэ
Ки каран кунинд хэ, ки рози диханд хэ

110.
Ки разак рахим хэ, ки карма н карим хэ
Ки сарба н кали хэ, ки сарба н дали хэ

111.
Ки сарбатр манье, ки сарбатр данье
Ки сарбатр гаунэ, ки сарбатр бхаунэ

112.
Ки сарбатр дэсэ, ки сарбатр бхесэ
Ки сарбатр радже, ки сарбатр садже

113.
Ки сарбатр динэ, ки сарбатр линэ
Ки сарбатр джа хо, ки сарбатр бха хо

114.
Ки сарбатр дэсэ, ки сарбатр бхесэ
Ки сарбатр кале, ки сарбатр пале

115.
Ки сарбатр ханта, ки сарбатр ганта
Ки сарбатр бхекхи, ки сарбатр пекхи

116.
Ки сарбатр кадже, ки сарбатр радже
Ки сарбатр сокхе, ки сарбатр покхе

117.
Ки сарбатр тра н э, ки сарбатр пра н э
Ки сарбатр дэсэ, ки сарбатр бхесэ

118.
Ки сарбатр манье, садэва н прадханье
Ки сарбатр джапье, ки сарбатр тхапье

119.
Ки сарбатр бханэ, ки сарбатр манэ
Ки сарбатр индрэ, ки сарбатр чандрэ

120.
Ки сарба н калимэ, ки парма н фахимэ
Ки акаль аламэ, ки сахиб каламэ

121.
Ки хуснуль ваджу хэ, тамамуль руджу хэ
Хамесуль саламэ, саликхат мудамэ

122.
Ганимуль шикастэ, гарибуль парастэ
Биландуль маканэ, заминуль заманэ

123.
Тамизуль тамамэ, рузуаль нидханэ
Харифуль азимэ, разаик якинэ

124.
Анэкуль таранг хэ, абхед хэ, абханг хэ
Азизуль нивадж хэ, ганимуль кхирадж хэ

125.
Нирукат саруп хэ, тримукат бибхут хэ
Прабхугат прабха хэ, су джугат судха хэ

126.
Садэва н саруп хэ, абхеди ануп хэ
Самасто парадж хэ, сада сараб садж хэ

127.
Самастуль салам хэ, садэваль акам хэ
Нрибадх саруп хэ, агадх хэ, ануп хэ

128.
Оам ад рупе, анад сарупе
Ананги анаме, трибханги трикаме

129.
Трибарга н трибадхе, агандже агадхе
Субха н сараб бхаге, су сарба анураге

130.
Трибхугат саруп хэ, ачхидж хэ, ачхут хэ
Ки нарка н пра н ас хэ, притхиуль правас хэ

131.
Нирукат прабха хэ, садэва н сада хэ
Бибхугат саруп хэ, праджугат ануп хэ

132.
Нирукат сада хэ, бибхугат прабха хэ
Анукат саруп хэ, праджугат ануп хэ

133.
Абханг хэ, Ананг хэ
Абхекх хэ, Алекх хэ

134.
Абхарм хэ, Акарм хэ
Анад хэ, Джугад хэ

135.
Адже хэ, Абхе хэ
Абхут хэ, Адхут хэ

136.
Анас хэ, Удас хэ
Адхандх хэ, Абандх хэ

137.
Абхагат хэ, Биракт хэ
Анас хэ, Пракас хэ

138.
Ничинт хэ, Сунинт хэ
Аликх хэ, Адикх хэ

139.
Алекх хэ, Абхекх хэ
Адхах хэ, Агах хэ

140.
Асамбх хэ, Агамбх хэ
Аниль хэ, Анад хэ

141.
Анитт хэ, Сунитт хэ
Аджат хэ, Азад хэ

142.
Сарба н ханта, Сарба н ганта
Сарба н кхьята, Сарба н гъята

143.
Сарба н харта, Сарба н карта
Сарба н пра н а н , Сарба н тра н а н

144.
Сарба н карма н , Сарба н дхарма н
Сарба н джугта, Сарба н мукта

145.
Намо нарак насэ, садэва н пракасэ
Ананга н сарупе, абханга н бибхутэ

146.
Праматха н Праматхе, сада сараб сатхе
Агадх сарупе, нрибадх бибхутэ

147.
Ананги, Анамэ, Трибханги, Трикамэ
Нрибханги сарупе, Сарбанги Анупе

148.
На потрэ на путрэ на сатрэ на митрэ
На татэ на матэ на джатэ на патэ

149.
Нрисака н сарик хэ, амито амик хэ
Садэва н прабха хэ, Адже хэ Аджа хэ

150.
Ки захар захур хэ, ки хазар хазур хэ
Хамесуль салям хэ, самастуль калям хэ

151.
Ки сахиб димаг хэ, ки хусналь чараг хэ
Ки камаль карим хэ, ки разак рахим хэ

152.
Ки рози диханд хэ, ки разак рахинд хэ
Каримуль камаль хэ, ки хуснуль джамаль хэ
153.
Ганимуль кхирадж хэ, гарибуль ниваз хэ
Харифуль сиканн хэ, хирасуль фиканн хэ

154.
Калянка н пра н ас хэ, самастуль нивас хэ
Аганджуль ганим хэ, разаик рахим хэ

155.
Самастуль зуба хэ, ки сахиб кира хэ
Ки нарка н пра н ас хэ, бахистуль нивас хэ

156.
Ки сарбуль гаванн хэ, хамесуль раванн хэ
Тамамуль тамиз хэ, самастуль азиз хэ

157.
Пара н парам ис хэ, самастуль адис хэ
Адэсуль алекх хэ, хамесуль абхекх хэ

158.
Заминуль зама хэ, амикуль има хэ
Каримуль камаль хэ, ки джурат джамаль хэ

159.
Ки ачла н пракас хэ, ки амито субас хэ
Ки аджаб саруп хэ, ки амито бибхут хэ

160.
Ки амито паса хэ, ки атам прабха хэ
Ки ачла н ананг хэ, ки амито абханг хэ

161.
Мун ман пранам, гун ган мудам
Ар бар ага н дж, Хар нар прабха н дж

162.
Ан ган пранам, мун ман салям
Хар нар акха нд , бар нар ама нд

163.
Анбхау анас, мун ман пракас
Гун ган пранам, джаль тхаль мудам

164.
Анчхидж анг, асан абханг
Упма апар, гат мит удар

165.
Джаль тхаль ама нд , дис вис абха нд
Джаль тхаль махант, дис вис биант

166.
Анбхау анас, дхрит дхар дхурас
Аджан баху, экэ садаху

167.
Онкар ад, катхни анад
Кхаль кха нд кхияль, Гур бар акаль

168.
Гхар гхар пранам, чит чаран нам
Анчхидж гат, аджидж на бат

169.
Анджханджх гат, анрандж бат
Ан т у т бха нд ар, ан т ха т апар

170.
Ан д и т х дхарм, ат д хи т х карм
А н бра н анант, дата махант

171.
Кару н алай хэ, ар гхалай хэ
Кхаль кха нд ан хэ, Мэх ма нд ан хэ

172.
Джагтесвар хэ, Пармесвар хэ
Каль каран хэ, Сараб убаран хэ

173.
Дхрит ке дхарн хэ, джаг ке карн хэ
Ман маний хэ, джаг джаний хэ

174.
Сарба н бхар хэ, Сарба н кар хэ
Сараб пасий хэ, Сараб насий хэ

175.
Кару н акар хэ, Бисвамбхар хэ
Сарбесвар хэ, Джагтесвар хэ

176.
Брахма нд ас хэ, кхаль кха нд ас хэ
Пар тэ пар хэ, Кару н акар хэ

177.
Аджапа джап хэ, атхапа тхап хэ
Акрита крит хэ, амрита мрит хэ

178.
Амрита мрит хэ, кару н а крит хэ
Акрита крит хэ, дхар н и дхрит хэ

179.
Амитэсвар хэ, Пармесвар хэ
Акрита крит хэ, амрита мрит хэ

180.
Аджба крит хэ, амрита мрит хэ
Нар наик хэ, кхаль гхаик хэ

181.
Бисвамбхар хэ, Кару н алай хэ
Нрип наик хэ, Сараб паик хэ

182.
Бхав бха н джан хэ, ар га н джан хэ
Рип тапан хэ, джап джапан хэ

183.
Акаля н крит хэ, Сарба крит хэ
Карта кар хэ, харта хар хэ

184.
Парматам хэ, Сараб атам хэ
Атам бас хэ, джас ке джас хэ

185.
Намо сурадж сурдже, намо чандр чандрэ
Намо радж радже, намо индр индрэ
Намо андхакарэ, намо тэдж тэдже
Намо бринд бриндэ, намо бидж бидже

186.
Намо раджаса н тамаса н сант рупе
Намо парам татта н ататта н сарупе
Намо джог джоге, намо гъян гъянэ
Намо мантр мантре, намо дхъян дхъянэ

187.
Намо джуддх джуддхе, намо гъян гъянэ
Намо бходж бходже, намо пан панэ
Намо калях карта, намо сант рупе
Намо индр индрэ, анада н бибхутэ

188.
Калянкар рупе, алянкар алянке
Намо ас асэ, намо банк банке
Абханги сарупэ, Ананги, Анамэ
Трибханги, Трикале, Ананги, Акаме

189.
Адже, Але, Абхе, Абэ

190.
Абху, Аджу, Анас, Акас

191.
Ага н дж, Абха н дж, Алякх, Абхакх

192.
Акаль, даяль, Алекх, Абхекх

193.
Анам, Акам, Агах, Адхах

194.
Анатхе, Праматхе, Аджони, Амони

195.
На раге, на ранге, на рупе, на рекхе

196.
Акарма н , Абхарма н , Ага н дже, Алекхе

197.
Намастуль пранаме самастуль пра н асэ,
Аганджуль анаме самастуль нивасэ.
Нрикама н бибхутэ самастуль сарупе,
Кукарма н пра н аси судхарма н бибхутэ.

198.
Сада саччадананд сатра н пра н аси,
Каримуль кунинда самастуль ниваси.
Аджаиб бибхутэ гаджаиб ганиме,
Хариа н кариа н каримуль рахиме.

199.
Чаттар чаккар варти, чаттар чаккар бхугтэ.
Суя н бхав субха н сараб да сараб джугтэ.
Дукаля н пра н аси, даяля н сарупе,
Сада анг санге абханга н бибхутэ.

Отличительные особенности сковородок садж, классификация изделий

В Азербайджане по праздникам едят блюда с овощами и мясом. Для приготовления используется садж сковорода, которая закрепляется над открытым огнем. Современные изделия различаются по материалу, конфигурации, размерам, а также назначению.

  1. Особенности и преимущества
  2. Классификация моделей
  3. По способу приготовления пищи
  4. По материалу изготовления
  5. По размеру и форме
  6. Советы по уходу и эксплуатации
  7. Видео

Особенности и преимущества

Прежде всего, необходимо уточнить, что это такое — саджи. Изделия представляют собой большие сковородки со сферическим покатым дном. По внешнему виду они напоминают вогнутые крышки. В центре обжаривается мясо, по бокам — овощи.

Готовить пищу можно на обеих сторонах посуды. Вогнутая сторона оптимальна для поджаривания мяса, например, шашлыка, рыбы, овощей. На выпуклом участке выпекались лепешки или лаваш. Традиционные сковородки производились из чугуна, глины, поэтому их вес достигал 5–10 кг.

Саджи имеют две ручки, но некоторые модели производятся без них. Сковородки дополняются мангалом и подставкой. Посуда имеет практичную, четко продуманную конструкцию, которая позволяет за раз готовить много вкусной полезной пищи. К преимуществам изделий относятся:

  1. Прочность и длительный срок эксплуатации.
  2. Универсальность — возможность использования в дома и в походе.
  3. Устойчивость к температурным перепадам.
  4. Равномерное распределение тепла.
  5. Защита от пригорания пищи.
  6. Простой уход.

Есть у азербайджанского саджа и некоторые недостатки. Чугунные изделия очень тяжелые, а при отсутствии надлежащего ухода, поверхность ржавеет. Не рекомендуется использовать посуду для хранения приготовленных блюд.

Пища, приготовленная в садже, получается ароматной и аппетитной. Продукты не впитывают посторонние запахи.

Классификация моделей

В зависимости от особенностей приготовления пищи выделяют посуду, предназначенную для использования дома и в походе. Сковородки классифицируются по материалу изготовления, а также по размеру и конфигурации.

По способу приготовления пищи

Популярностью пользуются три модели саджей: походные, электрические и газовые. При выборе стоит учитывать назначение и характеристики изделий:

  1. Классическая. Используется для приготовления традиционных восточных блюд на открытом огне. Такая сковорода изготавливается из чугуна, имеет внушительные размеры.
  2. Посуда для газовой плиты. Изделия предназначены для использования дома или на даче. Модели производятся из чугуна, нержавеющей стали, различных сплавов.
  3. Посуда для электрической плиты. Представляет собой комбинацию печки и сковороды с компактными параметрами. Оптимальна для использования дома, на даче. При наличии аккумулятора утварь будет полезна в походных условиях.

При выборе подходящего саджа необходимо руководствоваться назначением посуды, а также условиями, в которых она будет использоваться. Еще один важный фактор — количество человек, для которых будут готовиться блюда.

Классическая Электрическая Для газовой плиты

По материалу изготовления

Изначально садж сковорода изготавливалась из глины. Позднее на смену ей пришел чугун. Спустя некоторое время утварь стали делать из железа, стали. В наши дни популярностью пользуются следующие варианты:

  1. Чугун. Классический материал, после прокаливания и смазывания жирами приобретет антипригартные свойства. Посуда прогревается равномерно, на протяжении долгого времени сохраняет тепло находящихся внутри продуктов. Среди минусов — большая масса, хрупкость, появление ржавчины при неправильном уходе. При бережном отношении и грамотном хранении сковороды сохранят эксплуатационные характеристики, будут служить на протяжении многих лет.
  2. Сталь. Саджи, изготовленные из этого материала, более легкие и дешевые. Изделия экологически безопасны, не покрываются ржавчиной, а блестящая поверхность утвари имеет привлекательный внешний вид. При отсутствии регулярного ухода противопригарные свойства значительно снижаются.

Благодаря наличию антипригарного покрытия процесс эксплуатации саджей становится значительно удобнее и проще. Защитный слой выдерживает температуру в 240ºС. Самым прочным, стойким к механическим повреждениям считается многослойное напыление.

Сковородки из нержавейки красивы и просты в уходе, однако, не годятся для приготовления еды на костре. Такие саджи неравномерно прогреваются, поэтому рекомендованы для сервировки стола.

Стальная Чугунная

По размеру и форме

Азербайджанские сковородки саджи бывают только круглой формы, другие варианты не производятся. Покатое дно изделий немного вогнутое внутрь для удобного расположения над огнем. Модель дополняется двумя ручками по бокам либо одной съемной.

Габариты утвари могут быть практически любыми, поэтому выбор зависит от объемов пищи, которая будет готовиться в ней. На основе размера диаметра все саджи делятся:

  • на маленькие – до 35,5 см;
  • средние – от 35,5 см до 40 см;
  • крупные – более 40 см.

Самые компактные модели оптимальны для небольших семей из 2 или 3 человек. Средние подойдут для 4–6 человек. Несмотря на это, самыми востребованными считаются крупные саджи, которые позволяют накормить большую компанию.

Плоская сковородка станет идеальным решением для приготовления еды на газовой либо электрической плите. В такой посуде можно готовить шашлык, лаваш, мясо, рыбу.

Советы по уходу и эксплуатации

Регулярный грамотный уход за посудой станет гарантом долговечности изделия. После приобретения необходимо выполнить несколько обязательных процедур, которые придадут чугунной утвари противопригарные свойства:

  1. Поверхность саджа аккуратно моют горячей водой с добавлением жидкого моющего средства.
  2. Посуду полностью высушивают, затем прокаливают до тех пор, пока материал не приобретет серый оттенок (около 20 минут).
  3. После этого на дно насыпается соль, выдерживается 10 минут.
  4. Соль удаляют, изделие споласкивают теплой водой, насухо вытирают.
  5. Когда сковородка немного остынет, ее поверхность тщательно смазывают постным маслом.

После этого посуда полностью готова к применению. Существует несколько универсальных правил ухода за саджем:

  1. Не рекомендуется оставлять в сковороде приготовленную пищу надолго, иначе поверхность посуды покроется ржавчиной.
  2. Время от времени стенки и дно необходимо протирать жиром либо постным маслом.
  3. Хранят садж в сухих местах, вдали от влаги.

Если посуда заржавела, можно без труда вернуть ее к жизни. Для этого сковороду заполняют солью (1 кг) и прокаливают на плите на протяжении 1 часа, регулярно помешивая. После этого соль высыпают и далее с остывшей посудой производят те же действия, что и перед первым использованием.

Садж — универсальная посуда с древней историей. В наши дни ее активно используют любители походной жизни и ценители вкусной еды. Выбирая подходящую сковородку, необходимо руководствоваться ее назначением, материалами изготовления, размерами.

Видео


Садж-сковорода – что это такое и как в ней готовить?

Сковорода, как и любая кухонная утварь, имеет свою историю. Считается, что появилась она раньше, чем другая посуда. Первыми сковородами были плоские камни, на которых поджаривалось мясо или рыба.

Затем стали делать первые глиняные изделия – горшки, миски и сковороды. Они имели одинаковые общие признаки, и особенности, характерные для определенной местности. У каждого народа есть своя национальная кухня и посуда для ее приготовления.

Садж – так в Азербайджане называют сковороду, в форме вогнутого двустороннего листа, в которой готовят над жаровней с углями. Еще есть такое национальное блюдо садж, из мяса ягненка с овощами, что готовят на такой сковороде, или из любого другого мяса. Ее название произошло от древних аравийских правителей-саджитов, под владением которых была в древности южная область Азербайджана.

Первые саджи представляли собой развернутый конус. Для приготовления пищи использовали обе стороны сковороды. Для обжаривания мяса с овощами предназначалась внутренняя часть конуса, а затем сковороду переворачивали и на выпуклой стороне запекали лаваши. Такую посуду часто брали в военные походы.

Современный чугунный садж дополнили удобными ручками и подставкой в виде ножек, которую устанавливают над горячими углями. Часто в комплект входит небольшой мангал. Ее также можно использовать с обычным мангалом. Садж – это одна из самых удобных видов жаровен, для готовки азербайджанских национальных блюд на открытом огне. Поэтому она изготавливается из жаропрочного металла и имеет утолщенное днище.

Чем отличается садж от других сковород?

В отличие от других сковород, садж не может изготавливаться из алюминия – поскольку это очень легкий металл, быстро нагревающийся и также быстро остывающий. Помимо этого, алюминиевые сковороды окисляются под воздействием кислорода. Приготовленная в такой посуде пища, приобретает характерный металлический привкус.

Медные сковороды тоже не могут быть использованы в качестве саджа, так как этот металл способен деформироваться и темнеть при не предназначенной для него эксплуатации на костре.

Садж, в противоположность другим жаровням, не может иметь антипригарное покрытие, так как тефлон выгорает при температуре 200 о С, и выделяет вредные вещества. А азербайджанская сковорода используется на открытом огне при сильных температурах.

Лучшие материалы для изготовления саджа – это чистый чугун и нержавеющая сталь. Такие жаровни:

  • Медленно и равномерно нагреваются;
  • Долго сохраняют тепло;
  • Не подвергаются деформации от действия открытого огня и раскаленного угля;
  • Хорошо переносят резкие температурные перепады;
  • Имеют особую прочность и долговечность;
  • Неприхотливы в уходе;
  • Одинаково применяются в кухонном обиходе и для готовки блюд на даче или в походе.

Виды сковород

Современные азербайджанские сковороды делают трех видов:

Традиционный садж – предназначен для приготовления блюд на открытом воздухе. Рассчитан для больших компаний, поэтому отличается большими размерами (от 40 см в диаметре) и вместительностью. Классическая модель чаще выполняется из чугуна.

Газовый садж предпочтительнее использовать в домашних условиях на плите или подключиться к газовому баллону. Прекрасный выбор для готовки дома, на даче или в саду. Можно пользоваться для выезда на природу или в походных условиях, что менее удобно. Рассчитан на большие компании. Газовые модели делают из чугуна или нержавейки.

Электрический садж предназначается для домашних условий, но можно использовать и на природе, подключив к источнику питания или батарее. Изготавливается небольших размеров (35, 5 см в диаметре). Выполняется из различных сплавов.

Чугунный садж форестер – превосходный выбор для приготовления на праздничный или повседневный обед в семейном кругу или для больших компаний. Многофункциональная посуда позволяет одновременно готовить несколько блюд, оснащена удобными ручками.

Садж-мармит с подогревом, сделанный вручную из кованой нержавеющей стали, выполняет две функции. В нем можно готовить на домашней кухне или открытом воздухе А также служит для поддержания готовой пищи в горячем состоянии. Для подогрева используют раскаленные угли или чайные свечи.

Народные мастера изготавливают садж-сковороды своими руками. Для этого используют вогнутый диск бороны диаметром 0, 5 м, из высоколегированной стали. Его обрабатывают шлифовальной машиной, вытачивают сердцевину, приваривают ее по центру диска. Устанавливают садж над костром при помощи приваренных или прикрученных съемных ножек или металлического штыря, проходящего через центр круга, воткнутого в землю. К некоторым моделям для особого удобства умельцы делают ручки из металлического прута.

Видео: садж из диска бороны

Что готовят в садже?

Блюда азербайджанской кухни очень вкусные и ароматные. Попробовав один раз, захочется готовить их постоянно для семейного обеда или праздника в большой компании. Главное – выбрать и купить жаровню садж, узнать базовую технологию приготовления садж-кебаб, это вкуснейшее национальное блюдо, что готовится на сковороде.

Видео: Азербайджанская кухня -садж

Традиционное мясо, для приготовления саджа – ягнятина, но можно использовать и любое другое, главное, чтобы оно было свежим и мягким. Будут необходимы овощи и специи, зелень. Мясо нарезают кусочками, перемешивают с солью и специями, оставляют для маринования на полчаса – час. В сковороде растапливают курдючный жир. Можно добавить сливочное масло и недолго обжаривать мясо. Затем поверх выкладывают нарезанный кольцами лук, по желанию добавляют специи и тушат около получаса. За это время нарезают овощи – морковь, картофель, баклажаны (предварительно измельченные и выдержанные в подсоленной воде, для удаления горечи), перец болгарский и острый, помидоры. Овощи размещают в сковороде сверху мяса или вокруг него.

Другой вариант саджа делают из мяса барашка и субпродуктов. Готовят это блюдо на одноименной сковороде и используют вторую обычную жаровню. На садже обжаривают баранину, а в другой посуде — нарезанные овощи (картофель, острый перец, морковь, любые другие). На шампуры или шпажки насаживают кусочки субпродуктов (печени, сердца, легкого). Полученные шашлыки обжаривают после овощей на этой же сковороде. Практически готовую баранину посыпают кизилом, добавляют грецкие орехи и поверх – овощи и шашлыки. Затем блюдо доходит до готовности без огня.

Видео: Садж на мангале

Вкуснейший и нежный казан-кебаб из баранины (можно заменить любым мясом). Дословно переводится, как шашлык в казане. Мясо нарезают небольшими кусочками и маринуют 4 – 6 часов в луке со специями. Затем каждый кусочек прилепить по стенкам разогретого саджа, оставив дно для остатков маринада. Варить сначала на сильном огне под крышкой, затем подогрев убавить. Тушить до готовности по мере испарения жидкости, можно добавить бульон, стакан вина. Подавать со свежими овощами.

Кроме мяса, в садже можно приготовить говурму, птицу, рыбу, тушить овощи, плов. Каждое блюдо, изготовленное в сковороде садж, будет называться – садж.

Прелесть этой национальной еды заключается в полной импровизации – изменяя ингредиенты, сорт мяса, используя различные специи, можно каждый раз получать новое блюдо с различным вкусом.

Плюсы и минусы азербайджанского саджа?

Традиционная посуда из чистого чугуна часто передается по наследству не только детям, но и внукам. К достоинствам можно отнести:

  • Длительность эксплуатации;
  • В сковороде продукты подвергаются тушению или томлению;
  • Чугун обладает пористой структурой, по мере использования пропитываясь жиром и маслом, и образуя естественный антипригарный слой, поэтому приготовленная пища не пригорает;
  • Сковорода обладает особой крепостью, твердостью и износостойкостью;
  • Продукты равномерно готовятся со всех сторон;
  • Азербайджанская жаровня одинаково подходит для готовки разнообразных блюд, дома на кухне и в походных условиях.

При покупке саджа нужно знать некоторые особенности:

  • Чугунные сковороды отличаются внушительными размерами и большой массой;
  • За чугунными изделиями необходим особый уход, чтобы изделия не ржавели;
  • В садже нельзя хранить приготовленную пищу.

Как приготовить садж к использованию и уход за сковородой

Новые чугунные сковороды, при изготовлении покрываются специальным составом, поэтому перед началом готовки пищи, рекомендуется хорошо промыть горячей водой с нейтральным моющим средством. Или применить соду, горчицу для обезжиривания и обеззараживания.

Видео: Как прокалить сковороду — садж

Затем сковороду необходимо высушить и прокалить при высокой температуре с солью 10 – 15 минут, подержать до небольшого потрескивания. После остывания, посуду ополоснуть под струей воды, хорошо высушить и внутреннюю поверхность обработать растительным маслом. Со временем посуда пропитывается выделяющимся жиром, приобретая свои самые лучшие качества.

После использования садж следует тщательно промыть под проточной водой, вытереть салфеткой, просушить и хранить в сухом проветриваемом месте. При мытье не рекомендуется использовать абразивные чистящие средства и жесткие металлические щетки и мочалки, чтобы не поцарапать поверхность и не удалить естественный защитный слой.